Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ СОСТАВЛЯТЬ СВЯЗАННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ТИПА РАССУЖДЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

bulakovp 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.04.2020
Анализ литературы по проблеме развития умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы на занятиях по развитию речи позволил нам сделать ряд следующих выводов: Под связной речью принято понимать развернутое изложение определенного содержания, осуществляемое логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Формирование связности речи требует развитие умений создавать высказывания разных типов: описание, повествование и элементарные рассуждения.
Введение

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности дошкольника. Монологическая речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно она оказывается наиболее несформированной в дошкольном возрасте. От уровня развития монологической речи во многом зависит успешность обучения детей в школе. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои рассуждения, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывать – все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи. Задачи развития связной монологической речи дошкольников отображены во многих нормативных документах, среди которых: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, современные программы дошкольного образования и т.д. Проблема связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено ее социальной значимостью и важной ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка. В отечественной методике речевого развития определены основные направления, содержание и методы обучения монологической речи в детском саду. Большинство исследований посвящено овладению детьми описательной и повествовательной речи. Дискуссионными остаются вопросы обучения развитию умений у детей связным высказываниям типа рассуждений. Достаточно широко распространено мнение о недоступности их дошкольникам (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.). В большинстве образовательных программах дошкольных учреждений не предусматривается развитие у детей умений рассуждать. Вместе с тем интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений и умозаключений, которое выражается в доказательстве, форме текста-рассуждения. Кроме того, ряд исследований свидетельствует о возможности и целесообразности обучения старших дошкольников объяснительной и доказательной речи (Н.И. Кузина, Н.Н. Поддьяков, Н.В. Семёнова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина). В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, целевых), поиск доказательств. Овладение рассуждением происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе. В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточное внимание, и по существу отсутствует система обучения высказываниям такого типа. Поэтому важное значение приобретают проблема овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений, их недостаточное использование в процессе речевого развития в дошкольных учреждениях. Исходя из этого тема нашего исследования: «Развитие умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы на занятиях по развитию речи». Объект исследования – образовательный процесс в ДОО. Предмет исследования – процесс развития умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы на занятиях по развитию речи. Цель исследования: теоретически обосновать и проверить эффективность предложенного содержания работы по развитию умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы на занятиях по развитию речи. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования; 2. Раскрыть вопросы обучения дошкольников высказываниям типа рассуждений в психолого-педагогической литературе; 3. Рассмотреть роль занятий по развитию речи в развитии умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы; 4. Провести опытную работу по развитию умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы на занятиях по развитию речи. Гипотеза исследования: процесс развития умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы будет проходить эффективнее, если использовать предложенное содержание работы. Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической, методической литературы по проблеме исследования, анализ практической деятельности педагогов, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы). Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в изучении умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы на занятиях по развитию речи. База исследования: МБДОУ «Детский сад №7» г. Оренбурга. Структура работы представляет собой введение, с обоснованием основных задач, описанием объекта, предмета и цели; теоретической главы; экспериментальной части; заключения; списка литературы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1 Теоретические основы развития умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы на занятиях по развитию речи ………………………...……………………..…6 1.1 Характеристика рассуждения как типа текста..…………………………6 1.2 Вопросы обучения дошкольников высказываниям типа рассуждений в психолого-педагогической литературе……………………………...……….11 1.3 Роль занятий по развитию речи в развитии умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы ……17 Глава 2 Опытная работа по развитию умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы на занятиях по развитию речи ………………………………………………...26 2.1 Диагностика уровня развития умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы …………………..…26 2.2 Содержание работы по развитию умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы на занятиях по развитию речи ………………………………………………...…34 Заключение …………………………………………………………………...40 Список литературы…………………….…………………………………...43 Приложения….………………………………………………………………..47 – Программные требования по развитию умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей дошкольного возраста…….….47
Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М: Академия, 2000. – 67 с. 2. Андрюшина, И.И. Искусство художественного чтения и рассказывания в трудах Е. А. Флериной / И. И. Андрюшина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2014. – № 6. – С. 100-111. 3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебник / А.С. Белкин. – М. : Академия, 2000. – 142 с. 4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебник / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М : Академический проект, 2005. – 212 с. 5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 2004. – 255 с. 6. Ватлина, Н.А. Воспитание активного слушателя в процессе ознакомления со сказкой / Н.А Ватлина // Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников. – 2015. – № 3. – С. 28-32. 7. Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М. : Академия, 2010. – 213 с. 8. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Академия, 2010. – 143 с. 9. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е.Н. Водовозова. – СПб. : Детство-Пресс, 1956. – 112 с. 10. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 1999. – №2. – С. 12-16. 11. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно - игровой среды: материалы Всесоюзной научно-практической конференции / Н.Т. Гринявичене. – М. : Педагогика, 2006. – 129 с. 12. Козырева, Л.М. Развитие речи: Дети 5-7 лет: учебное пособие / Л.М. Козырева. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 93 с. 13. Комратова, Н.Г. Учимся говорить правильно: учебное пособие / Н.Г. Комратова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 72 с. 14. Коростелева, Е.Ю. Содержательный аспект обучения учителей применению «Технологии подготовки дошкольников и младших школьников к развитию речи» / Е.Ю. Коростелева // Вектор науки ТГУ. – Педагогика, психология. – 2011. – № 4. – С. 155-160. 15. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2. – С.123. 16. Леушина, А.М. Значение пересказа в развитии связной речи дошкольника / А.М. Леушина //Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. – М.: Академия, 1949. – 119 с. 17. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: учеб.пособие / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова Н.А. – М. : ГНОМ и Д, 2000. – 142 с. 18. Мишкина, Л.П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в системе сюжетно – ролевых игр / Л.П. Мишкина // Эволюция современной науки. – в 4-х частях. – 2016. – №4. – С. 217-219. 19. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 42-49. 20. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобр науки России от 17.10.2013 №1155 // Официальные документы в образовании, 2013. – №36. – С.22. 21. Пантелеева, Н.Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Н.Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №8. – С.52-61. 22. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: учебник / Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова, Г.А. Айдашева. – М. : Феникс, 2015. – 342 с. 23. Селезнева, И.С. Развитие речи у детей дошкольного возраста через формирование основ сюжетно – ролевой игры / И.С. Селезнева, М.В. Шипова // Инновационная наука. – 2015. – № 5. – С. 237-240. 24. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – М. : Академия, 2003. – 117 с. 25. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М. : Академия, 2002. – 164 с. 26. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебник / Н.А. Стародубова. – М. : Академия, 2007. – 273 с. 27. Степанова, В.М. Развитие связной речи детей в процессе сюжетно - ролевой игры / В.М. Степанова, Л.Б. Антонова // Инновационные процессы в научной среде: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2015. – № 7. – С. 261-263. 28. Тимошина, Е.И. Педагогические условия использования сюжетно - ролевой игры как средства развития речевого этикета старших дошкольников / Е.И. Тимошина, Е.Н. Палева // Череповецкие научные чтения. – 2014. – С. 176-178. 29. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): учебник / Е.И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981. – 119 с. 30. Усова, А.П. Родной язык в детском саду / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 6. – С. 22.-25. 31. Ушакова, О.С. Конспекты занятий Развитие речи детей 6-7 лет: учебное пособие / О.С. Ушакова. – М. : Вентана-Граф,2011. – 98 с. 32. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. Пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Владос, 2004. – 116 с. 33. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет: учебное пособие / О.С. Ушакова. – : Вентана-Граф, 2010. – 113 с. 34. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет. Дидактические материалы / О.С. Ушакова. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 78 с. 35. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет: учебное пособие / О.С. Ушакова. – М. : Сфера, 2012. – 79 с. 36. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М. : Сфера, 2008. – 113 с. 37. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Омега, 2014. – 134 с. 38. Флерина, Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей / Е. А. Флерина // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. – С. 9-13 . 39. Хисматулина, Н.И. Сюжетно - ролевая игра как средство развития речи детей / Н.И. Хисматулина, М.В. Веккесер, А.А. Фалилеева // Фундамантальные проблемы науки: сб. ст междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2016. – С. 156-158. 40. Шадрина, Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина // Детский сад теория и практика. – 2015. – № 3. – С.36-47. 41. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: для детей от 3 до 6 лет: учебное пособие / Л.М. Шипицына. – СПб: Детство-Пресс, 2001. – 88 с. 42. Шишлова, Е.С. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам (старший дошкольный возраст): учебное пособие / Е.С. Шишлова; под ред. А.П. Усовой. – М.: Академия, 2012. – 144 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы развития умений составлять связные высказывания типа рассуждений у детей подготовительной группы на занятиях по развитию речи 1.1 Характеристика рассуждения как типа текста В соответствии с требованиями ФГСО нового поколения каждый ребёнок должен научиться в дошкольном учреждении содержательно и грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития [35, с. 98]. И.Р. Гальперин, Н.Д. Зарубина, А.А. Леонтьев, О.А. Нечаева, Г.Я. Солганик дали лингвистическую характеристику связной речи. В их исследованиях понятие «связная речь» представлено в качестве сложного и многопланового явления, употребляемого в разных значениях. Это и процесс, и продукт речевой деятельности. Связная речь определяется учеными как «отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные самостоятельные части». Очень часто в научных трудах, посвященных развитию речи, употребляются термины-синонимы: «высказывание», «текст». Высказывание или акт коммуникации – это единица сообщения, которая имеет смысловую целостность и может быть воспринята слушающим в определенных условиях общения [37, с. 35]. Связную речь необходимо рассматривать в единстве содержания и формы. Уменьшение роли смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона, т.е. грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении, опережает, развиваясь, внутреннюю, логическую сторону речи. Это проявляется в неумении дошкольников подбирать необходимые слова, в неточном употреблении слов, в неумении объяснять смысл некоторых слов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 37 страниц
370 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg