Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности подростков, живущих в неблагополучных семьях.

irina_krut2020 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2020
Объектом исследования является: подростки из неблагополучных семьей. Предмет исследования: семейное неблагополучие, факторы формирования семейного неблагополучия. Целью данной работы является изучение психологических особенностей детей из неблагополучных семей. Задачи исследования: • Анализ психологической литературы по теме исследования • Провести анализ современного состояния проблемы неблагополучия в семье. • Выявить виды и причины формирования семейного неблагополучия. Практическая значимость данной работы заключается в том, чтобы можно было использовать полученные практические данные в работе с детьми из неблагополучных семей. Метод исследования: 1. Методика Я (Кун и Мак-Портленд). 2. Тест "Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958). Выборка Пол: девушки и юноши. Возраст: 16-17 лет.
Введение

Актуальность изучения проблемы. Семейный круг является первой общественной сферой для ребенка. Она представляет немаловажную значимость в воспитании детей. Семья формирует взаимоотношения к окружающему миру, обуславливает, усвоение ребенком основных законов, общепризнанных норм поведения. Неблагополучное положение семьи всегда отражается на детях. Следовательно, семья оказывает большое влияние на всю жизнь ребенка и считается первоначальным институтом социализации. Подростковый возраст – это наиболее сложный и непростой из всех детских возрастов. Он представляет собой период становления личности. При изучении подростков можно утверждать, что есть некоторые общие, закономерно повторяющиеся особенности психического развития в подростковом этапе. Существенную значимость представляет семейный круг в формировании самосознания подростков. А кроме того стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками и эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение подростками основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе. Так же дети в этом возрасте очень хорошо замечаю родительские ошибки, и полностью копируют их в действиях, словах, поступках. Выделяют две основные группы семей: Благополучная семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Для здоровой семьи характерны сильная родительская позиция с четкими семейными правилами, гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи, наличие «образцов» поведения и взаимоотношений, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти» Неблагополучная семья. Неблагополучной, считают такую семью, которая плохо справляется с одной из своих главных задач - воспитанием детей.» Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева называют неблагополучной такую семью, где ребенку плохо. Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Жизнедеятельность в неблагополучной семье весьма трудно отражается на психическом формировании детей. Дети, которые обременены неблагополучной ситуацией в семье, обращают внимание на враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, наркотики, как правило, живут именно в таких семьях. Дети, выросшие в неблагополучных семьях, никогда не смогут построить свою жизнь как обычные люди. Семья оказывает сильное влияние на детскую психику, дети с расшатанной психикой в неблагополучных семьях никогда не смогут стать нормальными людьми с адекватными мыслями и поступками, отсюда мы можем понять почему многие подростки творят не приемлемые вещи для них. Следовательно, такие дети в будущем не смогут построить хорошие отношения в семье, которую сами создадут. Так как подростки всегда копируют манеру воспитания от своих родителей.
Список литературы

1. Актуальные проблемы современного детства. М.: НИИ детства, 1996 2. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания: Руководство для педагогов. – Серия: Семья и воспитание. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. 3. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004. 4. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие. М.: Дрофа, 2005. 5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2010. 6. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2005. 7. Медведев Г.П. Этика социальной работы. - М.: Инфра, 2009. 8. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. 9. Юстицкий В.В. Неблагополучная семья. - М.: Наука, 2009. 10. Белинская Е.П. Я - концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Вестник МГУ, серия №14, №4, 1997. 11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2002 12. Михайлина, Павлова: Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Профилактика, технологии. ФГОС Учитель, 2018 г. 13. Борис Волков: Психология подросткового возраста (для бакалавров). ФГОС Кнорус, 2016 г. 14. Валентина Екимова: Трудные подростки. Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения. АРКТИ, 2009 г. 15. Ксения Воробьева: Агрессия и насилие в подростковой среде. Комплексная психокоррекционная программа профилактики: Школьная пресса, 2011 г. 16. Медицинская помощь сиротам и детям из неблагополучных семей 2004 г. 17. В.М. Целуйко Психология неблагополучной семьи 2003 г. 18. М.Н. Гернет Дети-преступники 2012 г. 19. Николай Степанов Подготовка детей-сирот к проживанию в замещающей семье 2014 г 20. Елена Лопухина "Играть по-русски". Психодрама в России: истории, смыслы, символы 2003 г. 21. Ремшмидт X.. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994 22. Как построить свое "Я" / Под ред. Зинченко В.П.- М.: Педагогика, 1991 23. Личко А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.:Медицина,1983. 24. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995. 25. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Москва, 1986
Отрывок из работы

Глава 1. Психологические особенности подростков, живущих в неблагополучных семьях. 1.1 Понятие неблагополучной семьи. Виды неблагополучных семей. У понятия «неблагополучная семья» нет определенного определения в научной литературе. В литературе употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья. Но мы можем все же дать примерное определение понятию «неблагополучная семья» Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. М.М. Буянов: «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку» (Буянов, М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М.М. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.). Л.Я. Олиференко: «Неблагополучная семья – это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – т. е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)» (Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко [и др.]. – М.: Академия, 2002. – 256 с.). Мы можем видеть, что в неблагополучных семьях появляются «трудные дети», вследствие того, что нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные ценности, существуют недостатки воспитания. Физическую и эмоциональную отверженность родителей, испытывают дети в неблагополучных семьях. (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний) В последствии этого ребенок проявляет чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Причины неблагополучия семьи: - На семью влияет социально-экономический кризис, который приводит к снижению воспитательного потенциала. - Внутрисемейные отношения являются причиной психолого-педагогического воспитания. - На воспитание детей влияет наследственность, больные родители, наличие в семье инвалидов. Но это самые глобальные причины неблагополучия семьи, ели углубиться в подробности, то можно назвать множество причин, по которым семью загоняют в рамки неблагополучия. Сейчас на данном этапе развития страны, можно сказать многие семьи можно считать неблагополучными, по критерию материальной сферы. Люди рожают детей не понимая, какую ответственность берут на себя. Им не хватает денег на одежду, питание и вообще обеспечение ребенка. Следствием из этого всего является то, что многие детишки оказываются без попечения своих родных. Они вынуждены находиться на государственном обеспечении до своего дееспособного возраста. Но люди, забирающие из таких условий детей, даже не интересуются тем что из себя представляют родители. Может они больше всего на свете любят и заботятся о своих детях, а у таких детей очень плохо складывается дальнейшая жизнь, и у этих детей не может быть возможности создать благополучную семью. Основное условие, которое оказывает влияние на образ жизни ребенка и его психическое формирование: родительский дом – отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), находящиеся вокруг ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Однако, образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть заимствована детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, функционирует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в сложные условия, ребенок всегда применяет свои навыки, полученные в семье. По этой причине для детей так важно благополучие семьи. ? Виды неблагополучных семей: •Конфликтные. Здесь родители с детьми постоянно ругаются, не умеют вести себя в обществе, не находят компромиссы. Дети воспитываются только при помощи ругательств и рукоприкладства. •Аморальные. В таких семьях находятся алкоголики или наркоманы. Они не знают, что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают детей. Родители не занимаются воспитанием и не обеспечивают необходимые условия для оптимального развития. •Проблемные. В таких семьях взрослые не умеют воспитывать ребёнка. Они потеряли авторитет или слишком сильно опекают своих детей. Всё это сказывается на дальнейшей неустроенности ребёнка в жизни. •Кризисные. Здесь наблюдается неблагополучие из-за нескольких факторов: развод, смерть, дети-подростки, проблемы с финансами или с работой. Пережив кризис, семья восстанавливается и продолжает жить нормальной жизнью, но не всегда. •Антисоциальные. Это такие семьи, где родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии, считаются более известными факторами неблагополучия в семье. Часто внешне неблагополучные семьи это те в которых один или несколько членов семьи употребляют алкоголь, наркотики или любые психотропные вещества. Из-за этого специалисты стали обращать внимание не только на своего пациента, но и на всю семью. И как выявилось, что любые зависимости- это не только проблема одного человека, но и всей семьи. (Догина М.А., Пережогина Л.О. Понятие, виды неблагополучных семей в современном обществе) Криминально-аморальные семьи представляют самую большую опасность по своему негативному воздействию на детей. Жизнь детей в таких семьях из-за жёсткого обращения, пьяных дебошей, распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей, находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях). Воспитание таких детей должно быть возложено на государственно-общественное попечение. Иначе ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминального влияния преступных образований. Но самой глобальной в нашей стране является алкоголизм. Он не только неблагополучно отражается на зачатие и развитие беременности, но как не мало важно также и на дальнейшую жизнь ребенка. Семьи с такой зависимостью не только забывают о своих родительских обязанностях, но что и теряют социальные и высоконравственные значения и ведут к общественной и внутренней деградации. В следствии семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными. А дети из таких семей превращаются в сирот при живых опекунах. Однако наиболее опасное в этом то, что совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость. Это приводит к страданию всех членов семьи. По мнению М.А. Галагузовой, неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого подростка. Еще один тип неблагополучной семьи - это педагогически несостоятельная семья. Данное положение приобретают семьи, в которых на первый взгляд все благополучно, но при воспитании детей возникают значительные педагогические погрешности. В своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» М. Буянов называет неблагополучной, прежде всего, такую семью, в которой имеются явные дефекты воспитания. На данный момент многие родители стали обращаться к педагогам и психологам за тем, что их дети отбились от рук и отвратительно себя ведут. Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей из неблагополучных семей. Прежде всего, это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. В сложностях действий детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многочисленных факторов психологи пришли к заключению, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, и как правило, бессознательно, еще в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек показывает этот стиль как вполне «естественный». Он не имеет понятия о других взаимоотношений в семье. И из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье. Поэтому большинство родителей воспитывают своих детей таким образом, ровно как их самих воспитывали в детстве. «Вашей мерою вам и отмерится» Ведущие признаки асоциальной семьи: - аморальность; - социальная деградация; - тунеядство; - зависимость; - правонарушения; -конфликтные внутрисемейные отношения, отягощенные криминологическим характером; - социальная изоляция семьи - неудовлетворительные бытовые условия; - вовлечение детей в противоправную деятельность; 1.2. Влияние семейных отношений на развитие личности подростка. С точки зрения авторов направлений психотерапии (Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основным условием, которое влияет на развитие личности человека, являются особенности его взаимоотношений в детстве со своими родителями. Так, Э. Фромм, изучая задачу становления личности в нынешнем обществе, отметил, что характер ребенка является копией с характера родителей и развивается в ответ на их характер К.Хорни считала, что травмирующие волнения в семье содействуют формированию у ребенка особого склада характера, который она называет базальной тревожностью (неразрывно связанной с базальной враждебностью). В этом случае у ребенка формируется чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти. Ровно как полагает автор, чем больше ребенок скрывает недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкам родителей, тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир, приобретая таким образом убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен. Ребенок лишается уверенности в своей нужности, ценности для других, становится ранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Острые реакции на частые провоцирующие ситуации кристаллизуются постепенно в данный склад характера Э. Эриксон определил взаимосвязь индивидуальных отличительных черт ребенка от его отношений с родителями на различных стадиях развития. Э. Эриксон помечал, что в подростковом возрасте формируется идентификация личности или спутанность ролей, когда перед ребенком встает задача осмыслить его различные социальные роли (сына или дочери, ученика, друга и т.д.) Произведенные в предшествующих стадиях положительные качества значительно увеличивают шансы на успешную психосоциальную идентификацию. У недоверчивого, стыдливого и неуверенного подростка с повышенным чувством вины и собственной неполноценности возникают трудности с идентификацией А. Адлер видел причины невроза в особенностях детского развития. Понимая невроз как нарушенный стиль жизни, Адлер считал одной из основных причин его формирования неправильное воспитание ребенка. Он указывает на две крайности в воспитании: вседозволенность и отвергание ребенка, лишение его необходимой поддержки, в результате чего у ребенка формируется нереалистичное представление о своем “Я”, чувство неполноценности и стремление к его компенсации К. Юнг в своей работе указывает главную значимость семьи и родителей в становлении личности ребенка. Как считает Юнг, “нервные и психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста основаны, можно сказать, исключительно на нарушениях психической сферы родителей. По мнению Юнга, на формирование у ребенка нервной патологии весьма значительное воздействие оказывают психическое состояние, проблемы и образ жизни его родителей, а кроме того обстановка в семье и методы воспитания. Родители почти всегда являются “либо прямыми инициаторами невроза у ребенка, или по крайней мере его важнейшими компонентами” Во многих нынешних исследованиях обнаружены разновидности семейных отношений, которые проявляют различное влияние на становление личности подростка (В. Сатир, 1992; Ф. Райс, 2000; А.С. Спиваковская, 1988; Э.Г.Эйдемиллер, 1994; А.Е. Личко, 1983; Е.Т. Соколова, В.В. Столин, 1989; и др.). В. Сатир (1992), обобщив навык собственной психотерапевтической работы, подчеркнула два вида семей - «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи различаются от «проблемных» тем, что «родители надеются: изменения неизбежны - и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как неотъемлемую часть бытия». Отрицательно оказывают влияние на нормальное функционирование всего организма стрессовые ситуации, из которых ребенку достаточно проблематично выйти. Они вызываются многочисленными факторами – потерей любимого, близкого человека, разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами, войнами, стихийными бедствиями и катастрофами и многими другими факторами. Сила волнения человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им понимаются и переносятся. Дети не могут отлаживать силу переживаний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют отпечаток в психике ребенка, и чем он меньше, тем сильней могут быть последствия переживаний. Фактором стресса может являться и ситуация, при которой негативное влияние не обязательно сильно, но переносится так же сильно, как и угрожающее, опасное для жизни. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приводит ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, что зависит от возраста человека и его умения противостоять трудностям. Чем меньше ребенок, тем сложнее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это содействует проявлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где доминирует подавляющая ситуация, нарушается оптимальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а, следовательно, и сами не имеют способность ее выражать.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg