Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Российская колумнистика: история становления и перспективы развития

irina_krut2020 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2020
Целью выпускной квалификационной работы является выявление характерных особенностей современной российской колумнистики Задачи исследования: 1) исследовать историю зарождения и развития колумнистики в нашей стране 2) выявить культурно-исторические особенности развития жанра 4) проанализировать современные тенденции развития коломнустики 5) на примере авторских текстов исследовать стилистические особенности колонок Объектом данного исследования является колонки двух федеральных изданий, предметом ? их характерные черты развития в России на примере изданий «Газета.ру» и «Литературная газета» Материалом исследования стали федеральные издания «Газета.ру» и «Литературная газета» в объеме 40 публикация с 2017 по 2018 год. В работе применялись теоретические и эмпирические методы: изучение литературы, посвященной тематике работы; методы сравнительного анализа, аналогий, экспертных оценок, статистические методы сбора и обработки информации, контент-анализ и пр. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных экспертов, посвященные теоретическим и практическим вопросам. При анализе природы жанрообразования и жанровых концепций и нахождения места колонки в жанровой структуре были рассмотрены работы Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Говоря о тенденциях развития современных отечественных массмедиа, стоит отметить такую тенденцию как, повышение интереса аудитории не к одним лишь фактам, а еще и к мнениям компетентных авторов и экспертов. Что привело к актуализации такого типа текста как колумнистский текст. В особенности данный вид текста очень широко распространился в специализированных периодических изданиях. Причиной этого стала необходимость в профессиональной среде экспертных мнений в том или ином вопросе. Формально колумнистика как особая-форма авторского высказывания - продукт XX века. Но процесс ее зарождения начался; когда развитие человека породило интерес к самому себе, когда личности стало интересно заглянуть внутрь себя, понять, что собой представляет индивидуальность. Развитие колумнистики в западной печати началось еще в XVIII веке, в России этот процесс пошел значительно позже – в конце XIX века, а в советское время ограничивался искусственно, так как тоталитарному и аторитарному режиму не нужна была авторская публицистика, отражающая самостаятельную конкретную точку зрения журналиста. Отечественная колумнистика не могла и не развивалась столь же плодотворно, как на Западе. Но как только российское общество стало более свободным, колонка получилась стимул к развитию как жанра в отечественных СМИ. Бурный всплеск колумнистики в России начался по историческим меркам не так давно. А повлияло на это проникновение в отечественную журналистскую среду зарубежных жанровых форм - западноевропейских и американских, в период пост перестроечного времени. Сегодня под развитием журналистики подразумевается модернизация всей системы средств массовой информации. Процессы перестройки, которые начались в России еще в 1990-е годы, целиком и полностью поменяли коммуникационную систему «реальность – автор – произведение – аудитория». Наряду со старой системой СМИ претерпела изменение и классификация жанров, коммуникационное пространство расширилось, что создало предпосылки для эволюции. Всеобщая демократизация общества позволила использовать жанр авторской колонки как своеобразный рупор гласности. Автор свободно выражал свое мнение, что привело к массовой предвзятости и необъективности, развитию заказных и рекламных текстов. По мнению исследователей журналистики, современная колонка занимает пограничное положение между комментарием и эссе, между аналитическими и художественно-публицистическими группами жанров. Некоторые исследователи считают колонку самостоятельным жанром (М.И. Шостак). Л.Е. Кройчик в свое время, рассматривал ее как разновидность комментария. В последние годы происходят процессы, еще более затрудняющие поиск ответа на вопрос: так что же собой, представляет колонка? Например, развитие блогосферы, сращение журналистики с некоторыми направлениями литературы (проникновение элементов колонки в художественную прозу, например, в социально-бытовую прозу Е. Гришковца и, наоборот, работа в жанре колонки писателей. Разнообразие колонок по тематике, по форме подачи материала также затрудняют идентификацию этого типа текста. Вводит в заблуждение и историческая ретроспектива: колонка ранее носила иронико-комический характер, теперь все чаще она служит политологу, экономисту, социологу. Ее авторами становятся «серьезные люди, умудренные опытом тяжелых раздумий о судьбах страны» (Александров, Н. Колонка как не русский жанр). В результате увеличивается потребность в комплексных исследованиях жанра в контексте современных научных подходов и открытий, при этом отвечающих современным потребностям практической деятельности разных видов СМИ. Эти положения делают актуальность заявленной темы очевидной. Филологический аспект выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе изучаются материалы, созданные журналистами федеральных СМИ, при этом большое внимание уделяется внутренней организации материалов, наличию или отсутствию в тексте творческой составляющей. Так же мы рассматривает стилистические особенности в журналистских текстах, выявляем их характерные признаки и функции. Теоретическая и практическая значимость работы состоят в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет уточнить научные представления о таком журналисткам жанре как колонка.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. КОЛУМНИСТИКА И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 1.1. История зарождения колумнистики как журналистского жанра 1.2. Личность журналиста и авторский стиль в колумнистике 1.3. Жанровые признаки колонки ГЛАВА 2. Колумнистика СЕГОДНЯ И ЗАВТРА 2.1 Предшественники журналисткой колонки в советской печати 2.2. Развитие колумнистики в 21 веке 2.3. Авторские колонки «Газеты.ру» 2.4. Авторские колонки «Литературной газеты» 2.5. Перспективы развития колумнистики как журналистского жанра ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1.Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Аврамов. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 2004. - 264 с. 2. Александров Н. Колонка как не русский жанр / Н. Александров // Известия.-2005. - 2 сентября. - URL: http://www.inauka.ru/culture/article56547.html (дата обращения: 18.09.2011) 3. Алексеева Т. Как писать эссе / Т. Алексеева. URL: http://www.gramma.ru/lit/?id=4.1 T&phpsessid/=bb7efa3d(дата обращения: 7.11.2009). 4. Бахтин M. M. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин; Mi : Худож. лит., 1975.-504 с. 5. Вулф Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики / Т. Вулф ; пер. с англ. Д.А. Благова. СПб. : Амфора, 2008. - 576 с. 6. Горохов М.Ю. Автор публицистического текста как субъект высказывания : автореф. дис— канд. филол. наук. / М.Ю. Горохов. Воронеж, 2006. - 22 с. 7. Горький М. Несвоевременные мысли : заметки о революции и культуре : рассказы / М. Горький. М. : Современник, 1991. - 126 с. 8. Горький М. О полемике // Новая Жизнь. № 6, 25 апреля (8 мая) 1917 г. - URL: http://dugward.ru/library/gorkiy/gorkiynesvoevremennyemysli.html (дата обращения: 18.09.2011). 9. Гуревич А. Я. Социальная психология« история : Источниковедческий аспект / А.Я. Гуревич // Источниковедение : Теоретические и методологические проблемы. М.: Наука, 1963. - С. 418-419. 10. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т.— М.: Прогресс, 1994. Т. 4: C-Y. - Репринт, воспр. изд. 1903-1909гг. / под ред. И.А.Бодуэна де Куртенэ. — Ст. 1136. 11. Дурова О.И. Эссеизм : вопрошание о смысле / О.И. Дурова. Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. - 126 с. 12. Дэннис Э. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэррилл. М.: Вагриус, 1997. -384 с. 13. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров / Е.И. Журбина М.: Мысль, 1969. - 400 с. 14. Засурский, Я.Н. Колонка редактора: самый открытый источник информации / Я.Н. Засурский7/ Вести. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2004. - № 2. - С. 3-5. 15. Зачем газете колумнисты // Литературная газета. -№41 (5944) 8-14 октября 2003. -URL: http://www.lgz.ru/archives/htmlarch/lg412003/index.htm (дата обращения: 12.03.2007). 15. Интернет в России : динамика проникновения // Интернет в цифрах. 2010. - №2 (апр.). - С. 22. 16. Катков М.Н. Из передовых статей «Московских ведомостей» за 1863 год / М.Н. Катков // Есин Б. И. История русской журналистики (1703-1917): учеб.-метод. комплект. М : Флинта : Наука, 2000. - 370 с. 17. Катков М.Н. Собрание передовых статей «Московских ведомостей» / М.Н. Катков. М.: Изд. С.П. Катковой, 1897. - URL: http://www.knigafUnd.rU/books/l 1141 (дата обращения: 7.12.2010). 18. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора / Корман Б.О. // Страницы истории русской литературы. М. : :Наука, 1971. - С. 199-207. 19. Кривонос В.Ш. Б.О. Корман и М.М. Бахтин: спор об авторе / В.Ш. Кривонос // Новый филологический вестник. 2005. - № 1. 20. Кройчик JI.E. О некоторых тенденциях развития российской публицистики / JI.E. Кройчик // Акценты. Воронеж, 2002. - № 7-8. - С. 7-9 21. Кройчик JI.E. Публицистический текст как дискурс / JI.E. Кройчик // Акценты. -Воронеж, 2003. -№3-4. С. 9-13. 22. Кройчик Л.Е.Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание : СПбИВЭСЭП, 2000. - 272 с. 23. Кудинова Л.В. Автор текст — аудитория : проблемы диалога в публицистике : автореф. дис. канд. филол. наук. / Л.В. Кудинова. - Воронеж : Воронеж, гос. унт, 2009. - 16 с. 24. Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики : учеб. пособие / Ю.В. Лучинский. Краснодар : Кубан. гос. ун-т. - 1996. - 140 с. 25. Манн Ю.В. Автор и повествование / Манн Ю.В. // Историческая поэтика: литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. - С. 431-480. 26. Рустем Агадамов (drugoi) о блогах // Частный корреспондент. URL: http://www.youtube.com/watch7vH5Kem4-mw (дата обращения: 15.07.2010). 27. Свитцова Л. В. Языковой дискурс и публицистика / JI.B. Свитцова. URL: http://www.jour.vsu.ru/archiv/editions/thesis/oktober2004tesis.pdf (дата обращения: 13.10.2010). 28. Солганик Г.Я-. Стилистика текста-: учеб. пособйе / Г.Я. Солганик. М.: Флинта : Наука, 1997. - 256 с. 29. Тертычный A.A. Жанры периодической печати : учеб. пособие для студентов вузов / A.A. Тертычный. — М. : Аспект Пресс, 2000. 312 с 30. Тертычный, А. Колонка редактора. Слово о главном./ A.A. Тертычный // Журналист. 2003. - № 4. - С.78-81. 31. Черникова Е.В. Азбука журналиста / Е.В. Черникова. Москва, 2009 ; То же Электронный ресурс. - URL: http://elena-chernikova.narod.ru/booklO.htm (27.10.10). 32.Чупринин С.И. Колумнистика / С.И. Чупринин // Русский журнал. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/red/chupr/book/kolumn80.html) (дата обращения: 10.03.2008). 33. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики / Л. Шибаева // Relga. -№17 47. -08.09.2000. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1434&levell=main&level2:=articles 10.07.11) 34. Шостак М.И. Журналист и его произведение / М.И. Шостак. М.: Гендальф, 1998.-95 с. 35. Щелкунова Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации : специфика и функционирование / Е.С. Щелкунова. Воронеж : Родная речь, 2004.- 194 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. КОЛУМНИСТИКА И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 1.1. История зарождения колумнистики как журналистского жанра Для дальнейшей работы, необходимо пояснить основные понятия выпускной квалификационной работы: колонка и колумнистика. Колонка (англ. column) — жанр журналистики, представляющий собой авторское высказывание на злободневную тему, с определенной регулярностью публикуемое в одном издании и, как правило, размещаемое на постоянном месте в газетной (журнальной) полосе или на сайте. Следует различать существующие в современной теории публицистики понятия колонки: - колонка как отдельный столбец на газетной полосе, как прием выделения материала при помощи линеек, заголовков, шрифтов; - колонка как авторская рубрика (авторская колонка), вмещающая в себя тексты различных жанров; - колонка как особый жанр, актуализирующий личное переживание автора по конкретному поводу в виде демонстрации точки зрения субъекта высказывания. Историю колонки принято изображать как путь от типографского элемента к рубрике, а от рубрики к жанру. Если мы обратимся к истории, конкретнее к прапублицистике – древнерусской литературе, то увидим, что очень многое здесь определяет канон, форма, а не индивидуальные особенности слога автора. В древнерусской литературе необходимость соблюдения формы также довлеет над авторским стилем. Авторская индивидуальность, отмечал Д.С. Лихачев, в литературе древней Руси играет меньшую роль, чем жанровые признаки: «Каждый литературный жанр имел свои традиционные особенности художественного метода. Особенности художественного метода, присущие тому или иному жанру, вытесняли индивидуальные авторские особенности». В древнерусских летописях такое отсутствие значимости; личностного» авторского начала выражается в том, что автор-переписчик анонимен и при создании текста он осознается не как творец нового произведения, а как проводник высшей силы всего лишь фиксирующий происходившее. В связи с этим, в летописании было нормой, что каждый летописец пользовался трудами своих предшественников зачастую почти не исправляя текст, но меняя композицию и идею произведения, путем комбинирования предшествующих летописных текстов. Летописи и хронографы могли, составляться одновременно несколькими: «авторами» на основе уже существующих текстов. В XVIII веке новые категории - самоосуществление, самопознание начинают осмысляться теоретически. Впервые почувствовав себя не частью своего тесного мирка, а самостоятельным индивидом посреди Вселенной, человек сосредотачивается на поисках своего места в ней. Особое значение в процессе этих поисков приобретает внутренний диалог и разнообразные формы его фиксации. В XVIII веке впервые появляются интимный дневник и автобиографическая литература, предметом которой становится внутреннее «Я» автора. Характерно, что для этого периода творческое бытие становится жизненной моделью. Поэт, писатель, художник, исследователь становится героем своего времени - причем, в отличие от художников прошлого, он уже не просто проводник божественной воли, творящий исключительно благодаря озарению свыше, а носитель собственного богатого внутреннего мира, в котором он и черпает творческие силы и идеи своих произведений. Разнообразные формы творчества - живопись и рисунок, дневники, стихосложение, музыка, различные виды рукоделия и др. - прочно входят в повседневную жизнь представителей высших сословий. Именно Новое время порождает такое явление, как «персональный журнализм», когда человек фактически начинает осознавать, что результаты его мыслительной и творческой деятельности могут быть интересны другим людям, а значит, достойны воплощения в материальной (буквенной; печатной) форме и распространения. Практически за каждым периодическим изданием XVII-XVIII века стоит личность редактора или издателя. В середине XVII века, с распространением газет в Европе, встал вопрос об их окупаемости, и для того, чтобы снизить стоимость газеты, текст печатался очень мелким шрифтом. Поскольку читать такой текст было не комфортно, его начали разделять на столбцы, которые при этом никак материал не систематизировали. К середине XVIII века разделение текста на столбцы стало более осмысленным: колонка стала способом организации материала на полосе, отграничения текстов друг от друга. Так к XIX веку колонка стала постоянным композиционным элементом, наряду с появившимися в то же время первыми попытками дизайна: применением более крупных, оформленных «в подбор», заголовков, буквиц и линеек. Это дало возможность колонке начать функционировать в качестве рубрики. Складывается традиция печатать отдельной колонкой наиболее острые материалы, обращения редактора, высказывания известных авторов. В начале XX века авторские колонки уже печатаются во всех крупных газетах, но особое значение приобретают острые социальные, феминистские и политические колонки. Во второй половине XX века происходит трансформация колонки из рубрики в жанр. Если первоначально в отдельной колонке печатались самые разнообразные тексты, в том числе и информационных жанров, то со временем сложилась практика публиковать под рубрикой «колонка» тексты, тяготеющие к жанрам с сильным авторским началом (эссе, комментарий, обозрение), а затем из этого корпуса выделилась группа текстов, явно схожих между собой и в то же время не подходящих ни под один традиционный жанр, и, очевидно, объединенных совершенно новой жанровой формой — колонкой. Вся история колонки - это движение от рубрики к жанру, обусловленное усилением личностного начала в публицистике, связанного с персонализацией и персонификацией текста. Формирование колонки как жанра обусловлено общесоциальным процессом развития колумнистики как особой информационно-аналитической системы авторских высказываний. Как особая текстовая структура колонка построена на максимальной персонализации повествования и вбирает в себя признаки различных жанров, сохраняя при этом свою жанровую неповторимость, прежде всего на морфологическом уровне Колонка в исторической журналистской практике появляется просто как выделенное место на полосе. Первоначально в крайней колонке публиковалась информация, на которую редакция газеты хотела обратить внимание своих читателей. Это были экстренные новости, официальные сообщения, объявления, однако постепенно содержание колонки сместилось в сторону частной жизни. В XIX веке большим интересом читателей начали пользоваться так называемые колонки сплетен, где публиковались сообщения о текущей жизни горожан - рождениях, свадьбах, помолвках, смертях, поездках, отпусках и прочем. Колонка таким образом превратилась в место на полосе, где из регулярно публикуемых материалов формируется картина жизни частного человека, и выполняет некую бытописательскую функцию. После этого в колонке - рубрике начинают концентрироваться тексты жанров с ярко выраженным авторским началом - комментарии, эссе, обзоры и обозрения, рецензии. Позже под влиянием процессов жанровой диффузии и гибридизации, изменения самосознания автора и его читателя, а также новых тенденций в публицистике, когда интерес к отдельной личности усилился настолько, что стало возможным появление в прессе дневниковых жанров - формируется жанр колонки. Жанр фиксирующий переживания автора по тому или иному поводу в лично-интимном тексте. В ХХ веке путь развития колонки разделился на две ветви: Ветвь первая - колонка продолжает функционировать как рубрика. Заметим, что и сегодня она успешно существует в форме рубрики. Более того, в какой-то момент экспансия колонки на газетной полосе породила целый раздел современной публицистики - колумнистику. В то же время и понятие колонки как рубрики расширилось, и произошел перенос названия «колонка» на авторскую рубрику как таковую. Ветвь вторая - это трансформация из рубрики в жанр. Из-за сложившейся практики публиковать под рубрикой «колонка» тексты, тяготеющие к жанрам с сильным авторским началом (эссе, комментарий, обозрение), выделилась группа текстов, явно схожих между собой и в то же время не подходящих ни под один «традиционно колоночный» жанр, и очевидно объединенных совершенно новой жанровой формой - колонкой. В зарубежной прессе этот процесс оформился уже в 60-е-70-е годы ХХ века, в России он начался только в 90-е годы. Что же стало причиной того что появилось такое понятие как колумнистика и колонка как жанр? Причина в следующем - аудитория СМИ на сто процентов удовлетворила свою потребность в новых фактах, сформировалась ситуация, в которой информация перестала быть дефицитом, доступность информации в любой момент о любых событиях привела к тому, что все острее у читателя возникает потребность не в самих фактах и их подробностях, а в их объяснении, осмыслении, интерпретации. Главная причина этого такова, что зачастую аудитория просто не успевает обработать и проанализировать поток информации. Потребность в фактах удовлетворена и появляется следующая потребность - потребность в мнениях. Многим хочется услышать или прочитать чьё-то мнение, интерпретацию, а не обезличенное сообщение новостей. Вместо составления собственной картины мира, аудитория хочет получить её в готовом виде. Еще одним родоначальником колумнистики является известный русский публицист М.Н. Катков - издатель газет "Московские ведомости", журналов "Русский вестник" и "Современная летопись". Полное собрание передовых статей "Московских Ведомостей" Каткова было издано двадцатипятитомником. Для его публицистики характерна изменчивость взглядов, но пылкость их доказательств, стилистический талант и свобода, с которой он, в противоположность представителям других мнений, мог иногда высказывать свои взгляды. Можно с полным правом говорить, что в дореволюционной России были все предпосылки к появлению колумнистики, и если бы не октябрьская революция, приведшая к возникновению тоталитарного государства, в котором интерес к отдельной личности был невозможен, то, скорее всего, российская колумнистика пошла бы по тому же пути и развивалась так же плодотворно, как и в западной журналистике. И именно этим объясняется тот факт, что, как только российское общество стало более открытым, колумнистика на страницах отечественных изданий возникла сразу, быстро распространилась и прижилась. 1.4. Жанровые признаки колонки Под журналистскими жанрами исследователи традиционно понимают «устойчивые типы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками (жанрообразующими факторами)» . Долгое время жанр рассматривался как некая устойчивая структура, разработанная вековой журналистской практикой, а потому мало подверженная изменению. На рубеже тысячелетий подходы к жанрообразованию в журналистике изменились. Если о том, что «все смешалось» в системе жанров отечественной журналистики говорили еще советские исследователи процессов жанрообразования, то начиная с 90-х годов констатировать это и не предложить своей, «эксклюзивной» жанровой структуры считалось уже «дурным тоном». Сегодня наряду с советской, уже явно не классической, системой жанров появились, нашли своих сторонников и развиваются подходы, предложенные профессорами Прониным, Кройчиком, Тертычным. Одним из первых новую классификацию журналистских текстов предложил московский исследователь Е.И. Пронин. Жанр, по Пронину, - это «тип журналистских публикаций, различаемых в потоке сообщений прессы, телевидения, радиовещания, рекламы и т.п. по устойчивым приемам организации текста: отбору материала и характеру интерпретации, - которые предопределяются интересами аудитории и намерениями автора» . Сегодня уже едва ли кто-то поспорит с тем, что жанровая' система меняется и усложняется с развитием журналистики, развитием общества. С изменением окружающей действительности меняются и способы ее отражения. Если в начале XIX века насчитывалось не более десятка газетных жанров, то сегодня их в несколько раз больше. Новые реалии порождают новый образ мышления и, соответственно, новые формы выражения своих мыслей. Одновременно с радикальными изменениями в общественном сознании рождаются и новые жанры. Происходит исчезновение и устаревание жанров публицистики. Так, распад Советского Союза и становление демократической публицистики сделали невозможным существование жанра директивной и назидательной передовой статьи, которая была непременным атрибутом первой полосы в журналах и газетах советской эпохи. Появление и широкое распространение Интернета породило «онлайн» - своеобразный репортаж или отчет, который делается по ходу события (например, спортивного матча или политического выступления), сопровождается авторскими комментариями и публикуется короткими отрывками по ходу развития событий. Широкая доступность каналов коммуникации породила блоггинг, «гражданскую журналистику», который занял прочные позиции не только в новых СМИ, но и в интернет-версиях традиционных изданий. Вписать новые формы в старую, советскую, систему жанров становится все сложнее и сложнее. Выделение особого вида жанра или смешение его с другими жанрами происходит в результате изменений в каждом из жанрообразующих факторов: Эти. изменения могут быть обусловлены усложнением информационных задач, открытием новых предметных граней действительности. Основные жанровые характеристики колонки: 1) предмет — личное переживание по конкретному поводу; 2) функция — демонстрация точки зрения с целью обратить внимание аудитории не только на саму ситуацию, но и на характер её оценки; 3) метод — образный анализ, то есть сочетание анализа и художественного обобщения; 4) по содержанию колонка — это цепочка фактов, событий или явлений, которые представляются автору актуальными в данный момент, и рассуждений, являющихся откликом на эти факты, события; 5) по своей форме колонка — это свободное повествование, вбирающее в себя элементы самых различных жанров, от заметки до эссе. Виды колонок • Информационно-аналитическая колонка. На основании уже опубликованных новостных материалов колумнист дает свой аналитический комментарий происходящим событиям. • Колонка-мнение. Колумнист выступает как специалист, предлагая своё мнение, свою позицию по определенному поводу широким массам. • Колонка сплетен. С трудом можно отнести к явлению журналистики. Такой тип колонки полностью строится вокруг недостоверных фактов, слухов. Герои, как правило, — знаменитости. • Юмористическая колонка. Колумнист ищет забавные стороны жизни, чтобы развлечь читателя. Если автором удачно подмечены такие стороны, то такой материал более отчетливо и наглядно рисует жизнь, чем если бы автор описал явление обычным способом. • Колонка-размышление. Такие колонки призваны пробудить в читателе особый настрой и подтолкнуть к какой-либо теме для размышления. • Колонка-дневник. Такая колонка ведется каким-то известным человеком, который делится с читателем событиями своей жизни. • Колонка советов. Такая колонка призвана обучать читателя через ненавязчивые инструкции. • Спортивная колонка. В такой колонке освещаются спортивные события, представляются мнения, оценки, прогнозы, но только на одну тему. • Колонка вопросов и ответов. Такая колонка рассчитана на прямой контакт с аудиторией. Читатель задает вопрос и ожидает ответа от специалиста. Это могут быть разного рода медицинские, психологические и т. п. колонки. • Передовица. Отличается от других типов, главным образом, своим расположением на первой полосе. Также, как правило, посвящены наиболее актуальным новостям. • Политическая колонка. Такая колонка освещает вопросы политики. Считается самой читаемой, так как здесь обсуждаются актуальные вопросы сквозь призму политических установок редакции. • Колонка-«смесь». Колонка, не обладающая внутренним единством. Представляет читателю собрание несвязанных мыслей, понятий, фраз и т. д. • Редакторская колонка. Главный критерий выделения этого типа — публикация за подписью главного редактора. В этой колонке, как правило, отражается взгляд редакции на то или иное событие. • Колонка эксперта. Такая колонка обычно ограничивается одной темой или проблемой, но её основная цель — детально разобрать один предмет. • Критическая колонка. В этой колонке комментируются вышедшие фильмы, книги, альбомы, прошедшие выставки и т. д. • Литературная колонка. Ведение такой колонки чаще всего поручают известному литературному деятелю, который публикует здесь собственные работы или делает обзоры литературы. ГЛАВА 2. КОЛУМНИСТИКА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА 2.1 Предшественники журналисткой колонки в советской печати Считается, что колумнистика пришла в Россию с Запада и произошло это во времена перестройки. Однако более верной представляется мысль, что колумнистика, действительно вернувшаяся в российские СМИ в начале 90-х, не была явлением для российской печати абсолютно новым. Л.Е. Кройчик говорит о «российской традиции, идущей от дореволюционной поры, прислушиваться к голосу Каткова, Суворина, Дорошевича, Амфитеатрова, Меншикова, Короленко, Леонида Андреева» , и если обратиться к истории дореволюционной печати, то можно отметить, что в российской прессе существовало явление, которые можно назвать «праколумнистикой». Отсутствие колумнистики в отечественной прессе XVIII — первой половины XIX века объясняется рядом причин. Во-первых, отечественная пресса создавалась сверху: власть нуждалась в исполнителях, а не в творцах, создававших развитую систему выразителей общественного мнения. Во-вторых, само общество только начало формироваться как определенная социальная субстанция и в силу собственной слабости не могло решать задачи, связанные с выработкой социально-ответственной концепции развития страны. В-третьих, цензурные ограничения не давали возможности молодой российской журналистике проявлять творческую самостоятельность. Монополия, власти на печатное слово делала невозможным развитие персональной журналистики. В-четвертых, журналистика изначально ощущала себя, рупором чужих идей (прежде всего, рупором властных структур; позже - «подручными партии»). На первый план выдвигались просветительская и информационная функции прессы. Права на выражение собственной точки зрения российский журналист не имел. В-пятых, так исторически сложилось, что основные творческие литературные силы группировались вокруг «толстых» журналов; которые открывали хоть какие-то возможности для реализации своих идей. Практическая журналистика выглядела занятием малопривлекательным. В-шестых, публицистика плодотворно развивается тогда, когда слово автора востребовано (или по крайней мере ожидаемо) аудиторией. Периодические издания России на протяжении первых двух веков своего существования были сориентированы на диалог с крайне незначительным кругом лиц. Колумнистика на Западе изначально ориентировалась на массовую аудиторию, интересующуюся подробностями и деталями повседневной жизни, и только позже обрела свою нынешнюю нишу - участие в формировании думающей аудитории, способной размышлять над предложенной информацией и предлагаемой точкой зрения. У первых российских изданий такой аудитории не было. Отсюда - скудость языка диалога, скудость контента - рассказывалось не о том, что, возможно, будет интересно потенциальном читателю, а о том, что для представителей власти было важно сообщить аудитории. Отечественная пресса долгое время была безымянной, причем в этом отношении она сильно отставала от европейской печати. И хотя в создании первой печатной газеты «Ведомости» участвовал лично Петр I, рупором общественного мнения это издание не являлось, хотя и должно было, по идее императора, выполнять важную консолидирующую функцию. Анонимные тексты «Ведомостей» лишь информировали крайне незначительную аудиторию о происходящем. Была важна не личность пишущего, а собственно информационный повод. И хотя в конце XVIII столетия начали появляться журналы, которые сейчас мы вспоминаем вместе с именами их редакторов и издателей («Трутень» Новикова, «Вестник Европы» Карамзина, «Сын отечества» Греча и т.д.), их имена стояли на обложке, но тексты по-прежнему оставались неподписанными, в лучшем случае под ними стоят инициалы автора. Анонимность не была продиктована стремлением скрыть свое имя от читателя - автор еще не осознает необходимости обращаться к читателю от своего имени. Объяснение этому очевидно: хотя петровское время и привнесло в Россию идеи Просвещения, привнесение это было во многом искусственным и сознание русского человека по-прежнему отставало от европейского. В 1865 были изданы «Временные правила о цензуре и печати», не уничтожившие цензуру, но предоставившие некоторые облегчения газетам (возможность издавать в столицах газеты без предварительной цензуры и др.). При этом административная власть (Главное управление по делам печати, а в провинции - губернаторы) с помощью циркуляров и различных распоряжений воспрещали обсуждение тех или иных вопросов, сообщение нежелательных администрации известий, налагали взыскания и закрывали газеты. Тем не менее реформы 60-х годов создали благоприятные предпосылки для развития русской частной газеты, которая явила новый тип автора — человека со своим взглядам на происходящее, автора-популяризатора идей просвещения русского общества; автора-исследователя общественных отношений; автора, активно откликающегося на все происходящее вокруг. Появился публицист-репортер, публицист-критик, публицист-аналитик общественных отношений. Получили распространение жанры, которых отечественная официальная пресса практически не использовала — интервью, репортаж, фельетон, передовая статья, обозрение. Безымянные до тех пор распространители информации стали постепенно обретать имена. К концу 80-х-90-х годов в России сформировался корпус профессиональных журналистов-газетчиков, к мнению многих из которых общество стало прислушиваться, как в столице, так и в провинции. Так, передовые статьи Каткова начали регулярно (и впервые) появляться в «Московских ведомостях» с начала его редакторства (1875¬1887), Суворин печатает «Маленькие письма» с 1889, Достоевский публикует свой «Дневник писателя» с 1873. В начале XX века - не без их влияния - появляется «Уединенное» Розанова, а позже «Заметки о мещанстве» и «Несвоевременные мысли» Горького. Рассматривая авторскую публицистику того времени, не стоит забывать о том, в каком контексте выходили прародители современных колонок - суворинские «Маленькие письма» или передовые статьи Каткова, — отстаивая консервативные взгляды их авторов. Но существенно то, что это были тексты со своей позицией, которую авторы последовательно, защищали. В 1905 года газеты в Россию приобрели огромную общественную силу, сделавшись органами возникающих политических партий и групп. Таким образом, возможности для бурного развития личностно-ориентированной публицистики в России появляются фактически только в начале XX века, хотя многие публицисты начали выражать свое мнение по поводу происходящего в колонках и передовых статьях и раньше. Говорить же о том, что в Советском Союзе не было колумнистики, весьма резонно, поскольку сам этот жанр по своей природе не мог прижиться в тоталитарном государстве. Существовали единичные случаи, когда, например, в 1960-80-е годы «Правда», «Известия» и основанное Горьким советское издание «За рубежом» перепечатывали под рубрикой «Фельетон» почерпнутые из американских газет тексты, принадлежавшие перу Арта Бухвальда (Бухвальд - типичный колумнист, то есть «держатель» колонки). Однако это лишь частный случай, когда позиция независимого колумниста полностью совпала с «форматом» советской печати: его публицистика основана на критике всех сфер американской жизни и капитализма. Тексты собственного производства, которые в советские годы печатались под рубрикой «Колонка», и близко не напоминали ни зарубежную колумнистику, ни современные колонки, ни русскую авторскую- публицистику рубежа веков. Под рубрикой «Колонка комментатора» на странице «Международная информация» в «Правде» мы читаем абсолютно безликий анализ программного документа лейбористской партии, опубликованного накануне в Лондоне Однако эти колонки интересны уже хотя бы тем, что самим названием, самими словами «Колонка комментатора» выдают, некую попытку, некое скрытое желание журналистов печатать тексты-мнения, а читателей — видеть их в газете. Почему колонка не могла закрепиться в советской газете? Типологическая особенность колонки ее регулярность — регулярность появления авторской рубрики, регулярность появления определенного имени. Колонка — своеобразный авторский календарь событий глазами индивидуально-неповторимой личности. Но важнейшая продекларированная функциям советской публицистики — говорить с миллионами от лица миллионов. Говорить от своего имени в советских изданиях считалось непозволительной роскошью. С другой стороны, в советской прессе активно расцвел жанр публицистики. Она стала одним из важных инструментов строительства нового общества; идеологического воспитания масс и пропаганды идей коммунизма. Известно, что расцвет публицистики, как правило, связан с переломными периодами общественной жизни. Публицистика как бы становится остросоциальным ответом передовой части общества на вопросы, которые встают в это время перед людьми.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 55 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 78 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg