Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические основы использования наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности дошкольников.

irina_krut2020 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2020
Цель исследования: изучить роль наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности дошкольников. Объект исследования: изучение формирования учебной деятельности дошкольников с помощью наглядных средств обучения. Предмет исследования: наглядные средства обучения в дошкольном возрасте. Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета, нами были поставлены задачи: 1. Проанализировать основные характеристики наглядности; 2. Рассмотреть использование наглядных средств обучения; 3. Описать виды и подвиды наглядных средств обучения; 4. Проанализировать образовательные программы ДОУ относительно использования наглядных средств обучения; 5. Сравнить формирование учебной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах; 6. Разработать методический конспект с использованием наглядных средств обучения для формирования учебной деятельности дошкольников. Для решения поставленных задач были применены следующие методы: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы, а также периодических изданий по рассматриваемой теме; описательный метод, сравнение, составление библиографии; тезирование. Практическая значимость исследования: материалы работы могут быть использованы в практике педагогов дошкольных учреждений, в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах и колледжах, а также при подготовке к практическим и семинарским занятиям, при написании докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ. Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (19 наименований). Объём работы составляет 30 страниц.
Введение

Актуальность исследования. Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к обучению. Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку. Необходимо понимание важности преподносимого материала. Наглядный, демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным. Для гармоничного развития и успешного обучения ребенка важны множественные окружающие факторы. Для ребенка очень важно воспринимать окружающий его мир на практическом опыте, посмотреть, потрогать, послушать и так понять связь между предметами и окружающей действительностью. Ян Амос Коменский, известный чешский педагог, справедливо считал, что ничего нет в уме, чего не было в ощущениях. Полноценное обучение и развитие должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности [12]. Коменскому вторил еще один не менее известный педагог и основоположник научной педагогике в России, Константин Дмитриевич Ушинский, утверждая, что детская природа ясно требует наглядности. Значение данного принципа убедительно подтверждено современными исследованиями: оказывается, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда, как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание [12]. На занятиях в детском саду у детей в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Наглядность – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя наглядные средства, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Таким образом, тема курсовой работы актуальна и нуждается в дальнейшем рассмотрении. Психологические исследования, посвящённые использованию различных средств наглядности, проведённые Л.В. Занковым, И.М. Соловьёвым, К.Д. Ушинским, Г.М. Дульневым, Я.А. Коменским, М.М. Нудельманом, М.П. Феофановым и других показали, что использование наглядных средств в формировании учебной деятельности дошкольников имеет важнейшую дидактическую роль.
Содержание

Введение…………………..……………………………………………….............3 Глава 1 Теоретические основы использования наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности дошкольников……….6 1.1 Характеристика наглядности и её использование в обучении и воспитании дошкольников.….………………………….………………………..6 1.2 Виды и роль наглядности в дошкольном воспитании и обучении…….………….……………………………………………………….....9 1.3 Своеобразие формирования учебной деятельности у детей разного дошкольного возраста………………………………………………...................13 Глава 2 Организация и методы использования наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности дошкольников………18 2.1Использование наглядных средств обучения в программах дошкольного образования.……………………………………………………...........................18 2.2 Методический конспект занятия с детьми подготовительной группы по программе «Детство»……………………………………………………………23 Заключение……………………………………………………………………….28 Список использованных источников …………………………………..............29
Список литературы

1. Актуальные проблемы методики обучения математике детей дошкольного возраста / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – М.: Издательство «Академия», 2010. – 141 с. 2. Вартанова Н.И. Формирование учебной деятельности / Н.И.Вартанова / Вестник Московского Университета, серия 14. Психология, 2011. - № 3. – С. 12-23. 3. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л Венгер., О.Г. Свердлова – М.: Знание, 2009. – 192 с. 4. Выготский Л.С. Педагогика. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 369 с. 5. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский / 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2012. – 432 с. 6. Давьшова Т.Г. Использование наглядных средств в работе с детьми / Т.Г. Давьшова, В.М. Ввозная / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2012. – 69 с. 7. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 176 с. 8. Костюченко, М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства / М. Костюченко // Дошкольное воспитание, 2012. - №7. – С.36-39. 9.Костюченко, М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства / М. Костюченко // Дошкольное воспитание, 2012. – №8. – С.42-47. 10. Костюченко, М. Формируем учебную деятельность, используя наглядные средства / М. Костюченко // Дошкольное воспитание, 2012. - №9. – С.64 – 65. 11. Кравцова, Е.Е., Кравцов, Г.Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 2010. - № 7. – С.81-84. 12. Логинова, В.М. Дошкольная педагогика. Методика и организация воспитания в детском саду / В.М. Логинова, П.Г Саморукова, Б.С. Лейкина и др. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – 270 с. 13. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошкол.)» / Г.Г. Петроченко.– 4-е изд., перераб и доп. – Мн.: Высш. школа, 2010. – 240 с. 14. Синельникова, Я. Психология наглядности при обучении / Я. Синельникова // Дошкольное воспитание, 2011. - №8. – С.18-37. 15. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Селиванов / 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336с. 16. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2009. – 928с. 17. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Ерофеевой Т.И. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 344 с. 18. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. Учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.-5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304с. 19. Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования //http:// do.isiorao.ru
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы использования наглядных средств обучения в формировании учебной деятельности дошкольников 1.1 Характеристика наглядности и её использование в обучении и воспитании дошкольников Применение наглядных средств обучения на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний. Г.Г. Петроченко, проанализировав работы И.Г. Песталоцци, дала определение понятию наглядность – это путь, средство, ведущее к развитию мышления [13]. По мнению Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, наглядность - свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения. Наглядность - это компонент обучения ребенка дошкольного возраста, который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал. Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует учебную деятельность [7]. Л.С. Выготский считает, что систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету. Все это является важным в развитии личности ребенка. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения дошкольников. Все это расширяет кругозор дошкольников [4]. Т.Г. Давьшова и В.М. Ввозная пишут, что методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. Благодаря этим методам, возможно, возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни. И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала [6]. В.С. Селиванов, исследовав работы К.Д. Ушинского, трактует, что наглядности обучения требует сама детская природа. Понятия и абстрактные положения на всех возрастных ступенях доходят до сознания легче, если они подкрепляются восприятием [15]. Г.Г. Петроченко утверждает, что процесс формирования учебной деятельности осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их с помощью разнообразных наглядных средств. Дидактические наглядные средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей [13]. М. Костюченко пишет, что в настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования учебной деятельности дошкольников: комплекты наглядного дидактического материала для занятий; оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию учебной деятельности у детей в каждой возрастной группе, и даются примерные конспекты занятий; сборники дидактических игр и упражнений для формирования учебной деятельности дошкольников; учебно-познавательные книги для подготовки детей к обучению в школе в условиях семьи [9]. М. Костюченко определила, что при формировании учебной деятельности дошкольников наиболее широко используются реальные предметы и их изображения. С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов. Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для детей обобщенных знаний. Поэтому в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие знания. Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала [9]. М. Костюченко утверждает, что для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Наглядный дидактический материал - это комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения. Он рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и так далее. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, то есть на всех этапах обучения [10]. Н.С. Рождественский трактует, что наглядность имеет особенно большое значение в начальный период обучения, когда у учащихся только формируются исходные понятия по изучаемому предмету, а жизненный опыт очень мал [1]. Н.И. Вартанова рекомендует, что при использовании наглядности в учебном процессе необходимо соблюдать целый ряд методических требований. Во-первых. Отбор тех или иных видов наглядных пособий должен вестись с учетом целей занятий. Во-вторых, при работе с наглядными пособиями педагог должен руководить процессом восприятия их детьми, направлять их внимание на наиболее главные и существенные стороны изучаемого предмета, создавать условия для проявления максимальной активности и самостоятельности воспитанников. В-третьих, не перегружать занятие наглядными пособиями, использовать их в количестве, необходимом для достижения учебной цели. Если на занятии предстоит показать несколько пособий, то демонстрировать их следует по мере надобности. А не все сразу [2]. Таким образом, наглядность является одним из главных средств обучения дошкольников на протяжении всего воспитательного процесса. Использование наглядности на занятиях обусловлено психофизиологическими особенностями детей дошкольной возрастной группы. Об эффективном действии наглядности в процессе обучения и воспитания говорил еще великий польский дидактик и ученый Я.А. Коменский. Великий русский педагог Ушинский видел в наглядности одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. Различные средства наглядности широко используются в формировании учебной деятельности дошкольников и в наше время. Наглядные средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них учебной деятельности. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предшкольной подготовки детей в детских дошкольных учреждениях. 1.2 Виды и роль наглядности в дошкольном воспитании и обучении Особую роль наглядность играет в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольников носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем, и так далее – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. В.М Логинова, проанализировав работу великих педагогов, пишет, что Я.А. Коменский считал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание [12]. Я. Синельникова пишет, что наглядные средства обучения — плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у детей материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков [14]. Г.А. Урунтаева считает, что Песталоцци придавал огромное значение наглядности обучения, поскольку считал, что чувственное восприятие окружающего мира — исходный момент познания. Так же как и великий чешский педагог Я.А. Коменский, Песталоцци считал необходимым знакомить ребенка с ранних лет с предметами и явлениями реального мира, привлекая к их восприятию, по возможности, большее число его органов чувств [18]. Г.Г. Петроченко полагает, что особую роль наглядность играет в обучении детей дошкольного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают разностороннее, полюс формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью» [13]. В зависимости от дидактических функций Е.С. Рапацевич пишет, что различаются следующие виды наглядности: Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция — знакомство учащихся с реальными объектами природы. Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция — знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений. Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино). Ее функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение. Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция — знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии. Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио, компакт-диски, флеш-карты); функция — воспроизведение звуковых образов. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы,карты, таблицы); ее функция — развитие абстрактного мышления,знакомство с условно-обобщенным, символическим отображениемреального мира. Смешанная наглядность — учебный звуковой кинофильм; функция — воссоздание наиболее полного живого отображения действительности [16]. М. Костюченко рекомендует, прежде чем отобрать для занятия тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид — печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные [9]. М. Костюченко пишет, что картина как средство обучения известна с XIX века. Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в детсадах: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни [8]. М. Костюченко к натуральным объектам относит живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета [10]. По мнению автора Н.И. Вартановой, модели, макеты, муляжи — это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В дошкольных учреждениях используются некоторые технические модели — часовой циферблат, термометр и так далее [2]. Значительное место среди учебно-наглядных пособий Н.И. Вартанова отводит экранным, звуковым, экранно-звуковым (аудиовизуальным) средствам. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств (фильм, диафильм, диапозитив) имеет свою специфику [2]. М. Костюченко поясняет, что в детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности: предметная, образная, условно-символическая наглядность. Используя предметную наглядность, показывают детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (игрушки, макеты, муляжи овощей, фруктов) [9]. М. Костюченко считает, что при использовании образной наглядности показывают детям картины, иллюстрации, слайды. При использовании условно-символической наглядности демонстрируются математические знаки, схемы слов, предложений, таблицы по изучению состава чисел. В обучении детей на занятиях наглядность применяется систематически: в связи с сообщением детям новых знаний, при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей [8]. Таким образом, можно сделать вывод, что средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины, маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитателя, его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образным, показать ребенку то, что стоит за словом и не доступно пока его наблюдению. Применение наглядного материала мобилизует активность психики дошкольника, прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения. 1.3 Своеобразие формирования учебной деятельности у детей разного дошкольного возраста Сравним обучение дошкольников трех возрастных этапов с использованием наглядных средств для формирования учебной деятельности. Рассмотрим своеобразие обучения детей раннего дошкольного возраста. На первом году жизни основными задачами являются: развитие сенсорики ребенка, то есть формирование ощущений и восприятий: зрительного, тактильного, слухового; развитие предметных действий; развитие движений; развитие речи детей. В процессе решения этих задач под обучающим воздействием взрослых у детей необходимо сформировать умения узнавать предметы, понимать речь взрослого, активно использовать некоторые звуковые сочетания и первые слова. Процесс обучения детей второго года жизни приобретает более целенаправленный и планомерный характер. В ходе обучения решаются те же задачи, что и на первом году жизни. Однако ориентировка детей в окружающем становится более конкретной. Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения, выделять некоторые, особенно ярко представленные качества, узнавать растения, проводить различные действия с предметами. В процесс обучения обязательно включаются наглядные средства. В структуре процесса обучения детей этого возраста четко выделяются части, направленные на решение двух задач: ориентировку детей в новых предметах, их свойствах и действиях с ними; последующее освоение представлений и действий. Своеобразие обучения детей младшего и среднего дошкольного возраста (период от 2 до 4 лет) предусматривает: -дальнейшее развитие ориентировки в предметах и явлениях ближайшего окружения, формирование отчетливых представлений об их свойствах; -освоение первых элементарных систем знаний на основе установления несложных связей между объектами и явлениями действительности; -дальнейшее совершенствование ощущений и восприятия, формирование знаний о системе сенсорных эталонов и умения использовать их в различных видах продуктивной деятельности; -формирование первоначальных навыков учебной деятельности, то есть умения принять задачу, слушать и слышать взрослого, отвечать на поставленные вопросы; развитие речи детей, то есть дальнейшее расширение словарного запаса и освоение связной речи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg