Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Общая характеристика правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями.

irina_krut2020 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2020
Актуальность выбранной для исследования темы не вызывает сомнения, как как правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями, несмотря на многочисленные изменения трудового законодательства, на сегодняшний день остается несовершенным, требующим разработки предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. Предметом исследования является комплекс нормативных правовых актов, регулирующих труд женщин и лиц с семейными обязанностями, а также теоретические исследования правового регулирования по данной теме. Целью данной работы является более подробное изучение вопросов связанных с понятием данных категорий лиц, исследование правового регулирования, а так же разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1. изучить становление и развитие законодательства о труде лиц с семейными обязанностями; 2. рассмотреть понятие категории «лиц с семейными обязанностями» 3. провести анализ особенностей правового регулирования труда женщин; 4. раскрыть особенности правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями.
Введение

Современное общество в Российской Федерации переживает трудный этап политический, экономических, а вместе с тем и социальных преобразований. Одним из приоритетных направлений деятельности государства стала защита прав и свобод российских граждан. В первую очередь это касается семьи как естественной среды обитания человека. Семья является основной ячейкой общества, которой должна предоставляться по возможности широкая охрана и помощь, как при ее образовании, так и в дальнейшем - в процессе воспитания детей. Конституция РФ 1993 г. закрепляет основные права и свободы граждан. Статья 38 Конституции гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Положения Трудового кодекса РФ , а также другие нормативно-правовые акты в этой сфере содержат достаточно широкую систему трудовых льгот для лиц с семейными обязанностями. В соответствии с п. 3 ст. 19 Конституции РФ мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Запрет дискриминации, в том числе в сфере труда, является общепризнанным принципом права и получил свое закрепление в международных нормативных правовых актах, таких, как Всеобщая декларация прав человека , Европейская социальная хартия и т.д. Запрещению дискриминации посвящены также статьи 2, 3, 64, 132 ТК РФ. Однако, поскольку почти все семейные заботы традиционно лежат на плечах женщин, большинство этих льгот адресовано исключительно им. Физиологические особенности женщины, ее детородная функция не могут не наложить отпечатка на объем ее прав в процессе осуществления трудовой деятельности. С этим связаны ограничения при выполнении тяжелых работ, подъеме тяжестей и другие льготы и поощрения, предоставляемые нашим трудовым и социальным законодательством.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1. Общая характеристика правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями 1.1 Понятие категории «лица с семейными обязанностями» и состав таких лиц …………………………………………………………………………………6 1.2 Становление и развитие законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями ………………………………………………………9 Глава 2. Особенности правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями как специальный субъект трудового права 2.1. Ограничение применения труда женщин…………………………………19 2.2. Льготы для беременных женщин и женщин с детьми…………………...20 2.3. Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери…………..25 Заключение ………………………………………………………………………29 Список использованной литературы …………………………………………..32
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята народным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции от 21 июля 2017 г.) // Российская газета, 2017, 23 июля. 2. Всеобщая Декларация прав человека принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций резолюцией 217. А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета, 2017, 10 декабря. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (в редакции от 05 октября 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть I) ст. 3; 2017, N 41 (часть II), ст. 5639 4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. (в редакции от 22 декабря 2014 г.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3 ст. 148; 2014, N 52 (часть I), ст. 7555. 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // Собрании актов Президента и Правительства Российской федерации, 1993, N 7 ст. 566 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162 (в редакции от 20 июня 2011 г.) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст. 1130: 2011, № 26, ст. 8303. 7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лис с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2014, № 5. С.42-45 Научная литература 8. Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение.- М., 1977. 289 с. 9. Иванкина Т.В. Права трудящихся женщин. - Л., 1990.194 с. 10. Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие / Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова, Л.А. Егошина и др.; отв. ред. Т.Ю. Коршунова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2015. 400 с. 11. Пресняков М.В. Дискриминация в трудовых отношениях. Регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями - правоприменительная практика // Трудовое право, 2013, № 3. С.25-29 12. Толкунова В.Н., Абрамова А.А. охрана труда женщин в СССР // Сравнительное трудовое право (по материалам советско-британского симпозиума). - М., 1987. 397 с. Учебная и справочная литература 13. Войтинский И.С Трудовое право. Ч.1. Диктатура буржуазии и трудовое право. - М., 1917. 481 с. 14. Евстигнеев Е.Н., Магницкая Е.В. Трудовое право. - М. 2015. 326 с. 15. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко. - М.. 2016. 421 с. 16. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М.Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М., 2017. 328 с. 17. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран: Учебник. - М., 2017. 291 с. 18. Трудовое право России: Учебник. / Под ред. Е.Б. Хохлова В.А. Сафонова. М., 2016. 274 с. 19. Циндяйкина Е.П., Цыпкина И.С. Трудовой договор: порядок заключения, изменения и расторжения. 2016. 192 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями 1.1 Понятие категории «лица с семейными обязанностями» и состав таких лиц Понятие "лица с семейными обязанностями" появилось в Трудовом кодексе Российской Федерации в связи с ратификацией Россией Конвенции МОТ 1981 г. N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями". В Конвенции отмечается, что для таких лиц усугубляются многие из стоящих перед всеми трудящимися проблем, а это требует принятия мер, отвечающих их особым потребностям. Она распространяется на мужчин и женщин, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей и в отношении других ближайших родственников - членов их семьи, которые действительно нуждаются в уходе или помощи, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности. Нормы Трудового кодекса РФ об особенностях труда лиц с семейными обязанностями адресованы в первую очередь матерям, выполняющим обязанности в отношении детей определенного возраста либо (по взаимному согласию с ними, а также при отсутствии матери или ее попечения) отцам или другим лицам, замещающим родителей. В определенных законодателем случаях учитывается выполнение семейных обязанностей также в отношении взрослых членов семьи. Как сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних", судам следует исходить из того, что к лицам с семейными обязанностями может быть отнесен работник, который: - имеет обязанности по воспитанию и развитию ребенка в соответствии с семейным и иным законодательством и непосредственно занимается его воспитанием и развитием (родитель, усыновитель, лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна или попечителя); - является другим родственником ребенка (помимо указанных выше), осуществляющим фактический уход за ним, в случаях, прямо предусмотренных законом (например, в ч. 2 ст. 256 ТК РФ говорится о бабушке, деде или другом родственнике, осуществляющем такой уход); - ухаживает за другим членом своей семьи или оказывает ему помощь в установленных случаях (например, в соответствии с медицинским заключением, выданным в предусмотренном законом порядке); - является иным лицом, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о выполнении им общественно значимых обязанностей по воспитанию ребенка, уходу за членом семьи или оказанию ему помощи. Конкретные трудовые и социальные права лиц с семейными обязанностями установлены отдельными нормами Трудового кодекса РФ. В зависимости от предоставляемых прав ТК РФ различает категории работников: родивших или усыновивших ребенка; осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет или ребенком-инвалидом; имеющих (воспитывающих) детей в возрасте до пяти, 14, 15, 16, 18 лет, некоторых других работников. Критерии, которыми руководствуется федеральный законодатель, устанавливая предпочтения для отдельных категорий лиц с семейными обязанностями, обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Но прозрачность таких критериев далеко не очевидна . Представляется, что данная проблема нуждается в серьезном теоретическом исследовании с обоснованием критериев особенностей правового регулирования труда таких лиц. Таким образом, при рассмотрении вопросов, связанных с применением законодательства, регулирующего труд лиц с семейными обязанностями, судам следует исходить из того, что: - к лицам с семейными обязанностями может быть отнесен работник, имеющий обязанности по воспитанию и развитию ребенка в соответствии с семейным и иным законодательством (родитель, усыновитель, лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна или попечителя); другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случаях, прямо предусмотренных законом (часть вторая статьи 256 ТК РФ); работник, имеющий обязанности в отношении других членов своей семьи, нуждающихся в установленных случаях в уходе или помощи; - к лицам, воспитывающим детей без матери, может быть отнесен отец, лицо, наделенное правами и обязанностями опекуна (попечителя) несовершеннолетнего, в случае, если мать ребенка умерла, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов либо отказалась взять своего ребенка из образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или аналогичной организации, в иных ситуациях. К лицам с семейными обязанностями и к лицам, воспитывающим детей без матери (кроме работников - родителей и лиц, наделенных правами и обязанностями опекуна или попечителя), с учетом конкретных обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении ими соответствующих общественно значимых обязанностей (воспитание ребенка, уход или помощь члену семьи), могут быть отнесены и иные лица. 1.2 Становление и развитие законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями До реформ Петра I общественное производство в России основывалось главным образом на принудительном труде крепостных крестьян. Промышленность как заводская, так и ремесленная была развита относительно слабо, а удельный вес работников, полностью свободных от крепостной зависимости, был невелик. Законодательство, регулировавшее труд, отражало черты феодально-крепостнической системы, преобладавшего натурального хозяйства, почти полного отсутствия свободного рынка труда капиталистического типа . Появление крупной промышленности в России историческая наука связывает с деятельностью и реформами императора Петра I. Принятые им юридические акты способствовали развитию промышленного производства, обеспечивали возникавшие предприятия (мануфактуры и фабрики) рабочими руками с помощью методов, присущих феодализму (прикрепление к фабрикам крепостных крестьян, препровождение на заводы, рудники бродяг, нищих, преступников, а также установление максимального размера заработной платы и минимальной продолжительности рабочего времени). Характеризуя российские законы о труде феодальной эпохи, Л. С. Таль отмечал, что они руководствовались в гораздо большей мере полицейскими и финансовыми соображениями, чем социальными мотивами. «Они заботились главным образом о снабжении фабрик достаточным количеством рабочих рук путем затруднения ухода рабочих и их закрепощения и о поддержании строгой дисциплины. В то же время они, правда, боролись с наиболее резкими проявлениями эксплуатации труда, особенно детского… Промышленное право этой эпохи имело строго централизованный или публично-правовой характер; оно составляло лишь отрасль административного (полицейского) права». Первым актом о труде женщин был Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», открывающий собой формирование в России фабричного законодательства капиталистического типа, одна из главных задач которого - охрана труда детей и женщин. В.П. Литвинов-Фалинский в своей работе «Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России» справедливо утверждал, что фабричное законодательство начало свою историю только после принятия Закона от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» . Закон от 24 апреля 1890 г. «Об изменении постановления о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» придал Закону о воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам 1885 г. постоянный характер, но одновременно скорректировал его содержание в пользу фабрикантов, расширив возможности применения труда малолетних, в том числе в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также допустив в ряде случаев ночную работу для женщин. Закон от 24 апреля 1890 г. изменил правила о ночном труде женщин, ранее установленные Законами от 1 июня 1882 г. и от 3 июня 1885 г. Он устанавливал, что ночным временем считался временной промежуток между 10 часами вечера и 4 часами утра. Рассматриваемая норма распространялась на предприятия хлопчатобумажных, полотняных, шерстяных, льнопрядильных, льнотрепальных и смешанных тканей. По согласованию с министерством внутренних дел данная норма могла распространяться министерством финансов и на другие отрасли промышленности, работавшие непрерывно двумя сменами по 18 часов в сутки. По Закону от 24 апреля 1890 г. женщины могли допускаться к ночному труду только «в особо уважительных случаях», т.е. после продолжительной, вызванной несчастьем приостановки работ, при усиленном поступлении заказов перед ярмарками и там, где означенные работы подростками и женщинами исполнялись «одновременно и совместно с главами их семейств». Закон от 24 апреля 1890 г. фактически отменял всякую регламентацию ночного труда подростков и женщин, поскольку она касалась как раз тех отраслей промышленности, где женский и детский труд занимал большое место - около 45% труда всех рабочих. При столь неопределенной формулировке Закона администрация фабрик и заводов всегда могла сослаться либо на «несчастье», вызвавшее продолжительную остановку, либо на ярмарки, в которых не было недостатка на Руси, а труд подростков и женщин «одновременно и совместно с главами их семейств» имел место почти на всех фабриках России. Таким образом, Закон от 24 апреля 1890 г. изменил Законы от 1 июня 1882 г. и от 3 июня 1885 г., существенно ухудшив ранее законодательно закрепленные права несовершеннолетних работников и женщин. И.С. Войтинский отмечал, что фабричное законодательство в той или иной степени охватывало установление минимального возраста для допущения к труду, ограничение рабочего времени для малолетних, подростков и женщин . Условия для подлинного решения женского вопроса были впервые в истории созданы в Советском государстве, рожденном Великой Октябрьской социалистической революцией. В первые же месяцы существования Советской власти были отменены все законы, закреплявшие неравенство женщин. Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства, принятое 2-м Всероссийским съездом Советов [25—27 октября (7—9 ноября) 1917], предусматривало участие организаций работниц, наряду с другими массовыми организациями, в управлении государством. Политическое равноправие женщин было закреплено в первой советской конституции (1918 г.). Рядом актов 1917 - 18 годов Советская власть полностью уравняла женщину с мужчиной в трудовом праве, правах гражданских, семейно-брачных, в области образования, приняла меры по охране женского труда, материнства и младенчества, закрепила принцип равной оплаты за равный труд. В результате создания социалистических производственных отношений, индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции было в основном осуществлено фактическое равенство женщины с мужчиной в советском обществе (особенно большие трудности пришлось преодолеть в борьбе за раскрепощение женщин Советского Востока, где на его пути стояли вековые традиции рабского положения женщины). 29 октября (11 ноября) 1917 г. был принят Декрет Совета народных комиссаров о восьмичасовом рабочем дне. Он касался продолжительности рабочего времени и времени отдыха, а также охраны труда женщин и молодежи. Кодекс 1918 г. устанавливал, что все трудоспособные граждане имеют право на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы. Не имели право на применение труда в ночное время или в отраслях особо тяжких или опасных для здоровья все женщины и мужчины, не достигшие 18-летнего возраста. Данной нормой были расширены ранее установленные ограничения на привлечение женщин к работе в ночное время, а также был повышен до 18 лет возраст мужчин, которые могли привлекаться к ночным работам и к работам в отраслях особо тяжких или опасных для здоровья. Второй советский Кодекс законов о труде, одобренный IV сессией ВЦИК IX созыва, 30 октября 1922 г., завершил формирование советского типа трудового права. Использовав многие нормы и конструкции КЗоТа 1918г., новый КЗоТ РСФСР вместе с тем существенно отличался от своего предшественника, как по структуре, так и по содержанию. Оставшись «мини-кодексом», «кодексом-конституцией», КЗоТ 1922 г. не только больше прежнего Кодекса по объему (192 статьи против 137), но и значительно шире по содержанию. КЗоТ 1922 г. по сути дела окончательно конституировал основные институты советского трудового права, дав им нормативное содержание. В 17 разделах нового Кодекса можно видеть каркас таких институтов советского трудового права, как трудовой договор, коллективный договор, положение профсоюзов, дисциплина труда, заработная плата, гарантии и компенсации, нормы труда и сдельные расценки, рабочее время, время отдыха, техника безопасности и гигиена труда, охрана труда женщин и молодежи, материальная ответственность работников за ущерб, нанесенный имуществу предприятия, социальное страхование . Права женщин зафиксированы в ст. 122 Конституции СССР: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни». Возрастающая многообразная государственная помощь женщине-матери обеспечивает женщине возможность пользоваться этими правами. Сеть учреждений, созданных для охраны матери и ребёнка, растет из года в год. В 1971 г. в постоянных детских садах и яслях находилось 9,5 млн. детей (в 1914 - 4,5 тыс.). В 1956 г. отпуск по беременности и родам был увеличен с 77 до 112 дней. Пенсии по старости предоставляются женщине на 5 лет раньше мужчин и при меньшем (на 5 лет) стаже работы (многодетные матери пользуются дополнительными льготами по пенсионному обеспечению). Следующим этапом громко гласного реформирования стало 15 июля 1970 г., когда Верховный Совет СССР одобрил Закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» (далее Основы законодательства о труде, или Основы). Это был первый в советской истории общесоюзный закон о труде кодификационного характера, объединивший все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и служащих. Основы законодательства о труде, вступившие в силу с 1 января 1971 г., сформировали фундамент для всей системы советского трудового законодательства, обеспечивали его единство в масштабах СССР и в значительной мере определили дальнейшее развитие трудового права, стали его эталоном. Новшества были внесены и в регламентацию условий и охраны труда женщин - расширение охраны труда и гарантий занятости для беременных женщин и женщин-матерей (ст. 68, 73). Третий российский КЗоТ 1971 г. еще больше ограничил применение труда женщин и несовершеннолетних работников на работах с неблагоприятными условиями. Особенности регулирования их труда были предусмотрены уже в двух самостоятельных главах - главе XI «Труд женщин» и главе XII «Труд молодежи». В каждой из них были расширены льготы этим категориям работников. Труд женщин был запрещен на тяжелых и вредных для их организма, материнской, детородной функции производствах по специальному медицинскому обоснованному перечню работ. В этом перечне содержалось более 550 видов работ, на которых запрещалось использование женского труда. Была также введена ст. 170 КЗоТа, запрещающая увольнение по инициативе администрации (работодателя) беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, одинокой матери или одинокого отца, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет, кроме случаев ликвидации организации, когда допускалось увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных работников осуществлялось согласно ст. 170 КЗоТа и в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора, а на период трудоустройства за ними сохранялась средняя заработная плата в течение трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора . Таким образом, законодательство о труде женщин в России берет начало с фабричного законодательства. Фабричное законодательство запрещало привлекать женщин к ночным работам. Рядом актов 1917-18 годов Советская власть полностью уравняла женщину с мужчиной в трудовом праве. Вместе с тем в первые годы Советской власти были приняты законы, касающиеся охраны труда женщин, устанавливался запрет на применение женского труда в ночное время, а также в отраслях особо тяжких или опасных для здоровья. Потребности капиталистического производства, развитие демократического и пролетарского движения, в частности женского движения, содействовали определённому прогрессу в законодательстве о женском образовании и женском труде, а также некоторому общему улучшению правового положения женщины. Права, за которые женское движение вело борьбу в течение десятилетий (избирательное право, право на труд и др.), признаны в большинстве капиталистических стран, в молодых независимых государствах и провозглашены в ряде международных документов, в том числе в Уставе ООН от 26 июня 1945 г. , в Конвенции от 20 декабря 1952 г., «О политических правах женщин» , принятых Генеральной Ассамблеей ООН, в Декларации ООН от 07 ноября 1967 г. «О ликвидации дискриминации в отношении женщин», в Конвенция Международной Организации Труда от 23 июня 1981 г., № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» . Развитие международно-правовых стандартов в сфере регулирования трудовой деятельности женщин можно условно разделить на три периода. Первый период охватывает время с конца XIX в. по 1945 г. XX в., когда впервые определилась необходимость разработки международных стандартов в области регулирования женского труда, и были приняты соответствующие международно-правовые акты. Он отмечен появлением первых международных организаций (МОТ, международные профсоюзы), деятельность которых, в частности, была направлена на обеспечение охраны труда женщин. Второй период условно можно датировать 1945-1975 гг. В аспекте защиты общечеловеческих прав речь зашла и о правах женщины, в том числе, о праве на труд без какой бы то ни было дискриминации. Период характеризуется принятием актов общемирового значения, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие международного права и стали основой для правового противодействия дискриминации: Устав ООН от 26 июня 1945 г. , в Конвенции от 20 декабря 1952 г., «О политических правах женщин», Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах и т.п. На этом этапе впервые были выделены права третьего поколения, куда, в частности, входят и права трудящихся женщин. С 1975 г. начался третий период в развитии международно-правовых стандартов в сфере регулирования трудовой деятельности женщин, который продолжается по настоящее время и характеризуется особым рассмотрением проблем преодоления неравенства полов. Он не только отмечен принятием международных актов, специально направленных на улучшение положения женщины в обществе (таких как Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминаций в отношении женщин), но и проведением соответствующих международных конференций, цель которых выработка и осуществление эффективного плана действий по повсеместному улучшению положения женщин во всех сферах общественной и частной жизни. На международном уровне вопросам правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями всегда уделялось повышенное внимание. Международная организация труда (МОТ) обратилась к этой проблеме с первых дней своего создания. Однако из всех лиц с семейными обязанностями под защитой международных норм были только беременные женщины и женщины с грудными детьми - кормящие матери (Конвенция Международной Организации Труда от 28 ноября 1919 г., № 3 «Об охране материнства» , Конвенция МОТ № 4 от 29 октября 1919 г., «О труде женщин в ночное время» , Конвенция Международной Организации Труда от 23июня 1981 г., №156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» распространила свое действие на женщин с детьми вообще (т.е. и более старшего возраста), а также женщин с больными членами семьи. Конвенция МОТ № 156 дала начало в международном и национальном законодательстве позитивной тенденции распространения прав и гарантий, ранее предоставляемых только женщинам, на других членов семьи. Таким образом, развитие международно-правовых стандартов в сфере регулирования трудовой деятельности женщин можно условно разделить на три периода. Первый период охватывает время с конца XIX в. по 1945 г. XX в., когда впервые определилась необходимость разработки международных стандартов в области регулирования женского труда, и были приняты соответствующие международно-правовые акты. Второй период условно можно датировать 1945-1975 гг. В аспекте защиты общечеловеческих прав речь зашла и о правах женщины, в том числе, о праве на труд без какой бы то ни было дискриминации. С 1975 г. начался третий период в развитии международно-правовых стандартов в сфере регулирования трудовой деятельности женщин, который продолжается по настоящее время и характеризуется особым рассмотрением проблем преодоления неравенства полов. ? Глава 2. Особенности правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями как специальный субъект трудового права 2.1. Ограничение применения труда женщин. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями регулирует Глава 41 ТК РФ «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями». Закон ограничивает или запрещает применение труда женщин на определенных видах работ, представляющих опасность для их здоровья и выполнения ими детородной функции. Эти ограничения устанавливаются введением перечня работ, на которых применение труда женщин ограничивается, и перечня работ, где труд женщин запрещен. В соответствии со ст. 253 ТК РФ такие перечни утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время в данном случае следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» . В перечень работ, на которых труд женщин ограничен, включено 456 видов работ и профессий из 38 производств. Однако работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (должностях), включенных в перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор на территории субъектов Российской Федерации. Разрешается превышать предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную во время участия женщины спортсмена в спортивном мероприятии, если такие нагрузки (ст. 348.9 ТК РФ, абз. 4 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1): - необходимы в соответствии с планом подготовки к спортивным соревнованиям; - не запрещены женщине по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. В организациях и на предприятиях, где допускается применять труд женщин, при оборудовании рабочих мест нужно руководствоваться Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к условиям труда женщин». Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, для кормления ребенка (детей) предоставляются дополнительные перерывы, которые включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка (статья 258 ТК РФ). Работодатель обязан по выбору женщины такие перерывы присоединить к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде перенести как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. 2.2. Льготы для беременных женщин и женщин с детьми Особые гарантии в сфере охраны труда установлены в ст. 254 ТК РФ для беременных женщин. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg