Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Влияние мотивации достижения военнослужащих на успешность их профессиональной самореализации

irina_krut2020 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2020
Объект исследования – профессиональная самореализация военнослужащих. Предмет исследования – влияние мотивации достижения военнослужащих на успешность их профессиональной самореализации Гипотеза исследования – существует взаимосвязь между мотивацией достижения военнослужащих и успешностью их профессиональной самореализации. Задачи исследования: 1) Анализ научных подходов к исследованию профессиональной самореализации и факторов её определяющих; 2) В процессе изучения специфики влияния мотивации достижения военнослужащих на успешность профессиональной самореализации, разработать модель данного процесса; 3) В ходе эмпирического исследования выявить взаимосвязь между мотивацией достижения военнослужащих и успешностью профессиональной самореализации; 4) Выработать рекомендации специалистам по профессионально психологическому отбору и командирам по выявлению военнослужащих с низкой выраженностью профессиональной самореализации. Методы исследования. В исследовании использовался набор конкретных методов сбора фактического материала и его обработки: теоретический анализ литературных источников; анкетирование, тестирование. Основой исследования послужили следующие методики: психодиагностический опросник изучения самореализации курсантов (Е.Ю. Шогоревой); Тест-опросника (А. Мехрабиана), направленный на измерение мотивации достижения. Практическая значимость исследования Практическое значение проведенного исследования заключается в возможности использования полученных данных при изучении современного состояния российской армии. Материалы исследования могут быть использованы в образовательных программах высшего профессионального образования по курсам общей психологии, социальной психологии, военной психологии. Полученные в работе выводы могут применяться и для осуществления профессионального отбора на воинские специальности, и для организации контроля за процессом становления воина–профессионала. На основе исследования были разработаны практические рекомендации для широкого круга специалистов по организации и проведению работы по учету влияния мотивации достижения военнослужащих на успешность их профессиональной самореализации.
Введение

Сегодня отечественная военная гуманитарная наука уделяет особое внимание изучению процессов формирования профессионально-должностных навыков и морально-психологических качеств военнослужащих. Так, в современных социально-экономических условиях реформирования Вооруженных Сил приоритетное значение имеет профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров, способных обеспечивать высокий уровень морально-психологического состояния военнослужащих и боеспособность войск. Это обусловлено высокой интенсивностью изменений в современной геополитике, науке, обществе и т.д. Непрерывно развивающийся на протяжении последних десятилетий научно-технический прогресс; вызовы, бросаемые Российской Федерации на политической и геополитической аренах; глобализация и столкновение культур; международные экономические изменения, - это неполный список тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на критерии и требования к военно-профессиональной подготовке военнослужащих и эффективности профессиональной деятельности военных кадров. Следствием ужесточения требований к уровню профессиональной компетенции офицеров, повышаются требования, предъявляемые к уровню военного образования и психологического сопровождения профессионального развития курсантов и слушателей военно-учебных заведений. В настоящее время особую значимость приобретают научные разработки в сфере формирования военно-профессиональной мотивации военнослужащих в процессе их обучения и воспитания. В рамках одной научной парадигмы встречаются такие дефиниции, как: профессиональная компетентность, мотивированность, самореализация, субъектность и т.д. Иными словами, в современной социальной психологии принимают тот факт, что профессиональная компетентность – это результат мотивированной самореализации военнослужащего, как специалиста. Для качественной реализации программ психологического обеспечения становления профессионала как такового необходимо создать профессиональную среду, способствующую формированию специалиста как субъекта профессиональной деятельности. Результатом развития специалиста в данной среде станет мотивация достижения, руководствуясь которой специалист будет воспринимать деятельность, как способ самореализации. В связи с этим, важной задачей становится как совершенствование содержания и методов профессионального обучения, так и переосмысление задач психологического сопровождения профессионального становления офицеров. Ориентация на точность воспроизводства нормативно-исполнительских шаблонов и стилей профессионального мышления и поведения при оценке успешности адаптации курсантов военных вузов и офицеров к условиям учебной и военно-профессиональной деятельности не является достаточной. Это предполагает новое осмысление базовых понятий и необходимость исследовать человека в процессе его жизненного воплощения, поэтому и проблема изучения феномена самореализации военнослужащего, как процесса самоосуществления, самотворения, когда субъект принимает или выбирает, или считает военную деятельность и службу спсобом самореализации, не является исключением. Однако анализ работ, посвященных самореализации показывает, что в таких исследованиях чаще всего рассматривается только феномен самореализации, без его онтологического содержания, а также имеется небольшое количество работ по самореализации военнослужащих различных категорий. Вместе с тем, необходимость оптимизации сопровождения военнослужащего в профессиональной деятельности требует исследования факторов, определяющих особенности ощущения самореализованности в военной службе, поскольку без этого невозможно построить сколько-нибудь обоснованную программу сопровождения профессионала в период его военной деятельности. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью поиска путей и средств оптимизации самореализации военнослужащего. Однако решение этой проблемы не может быть успешным без анализа факторов, определяющих возникновение самореализованности. Исходя из вышесказанного целью данной работы является выявление в процессе теоретико-эмпирического исследования влияния мотивации достижения военнослужащих на успешность их профессиональной самореализации.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Анализ научных подходов к исследованию профессиональной самореализации военнослужащих и факторов её определяющих 6 1.1. Понятие и сущность самореализации 6 1.2. Сущность и признаки профессиональной самореализации военнослужащего 11 1.3. Понятие, сущность и виды мотивации достижения 17 Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мотивации достижения военнослужащих на успешность их профессиональной самореализации 38 2.1. Задачи, методы и организация исследования 38 2.2.Исследование влияния мотивации достижения военнослужащих на успешность их профессиональной самореализации 40 2.3. Практические рекомендации.........................................................................55 Заключение 47 Список использованной литературы 49 Приложения…………………………………………………………………….54
Список литературы

1.Адлер А. «Практика и теория индивидуальной психологии». М., 1995. 2.Ананьев Б. Г. «Человек как предмет познания». СПб., 2001. 3.Асмолов А. Г. «Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.» М., 2001. 4.Братусь Б. С. «Аномалии личности». М., 1988. 5.Выготский Л. С. «История развития высших психических функций/» Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.— Т. 3: Проблемы развития психики. М., 1983. 6.Деркач А.А. «Самореализация – основание акмеологического развития: монография». М., Воронеж, 2010. 7.Запорожец И. Ю. «Формы и уровни саморазвития и самореализации ребенка на дистанции дошкольного периода онтогенеза» // Мир психологии, 2012. № 1. С. 229 – 242. 8.Запорожец И. Ю. «Игра в формировании социальной среды как условие самореализации и саморазвития дошкольника» // Мир психологии, 2011. № 1. С. 168 - 179. 9.Иванов М. С. «Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности. Кемерово». 2005. http://www.dissercat.com/content/osobennosti-samorealizatsii-lichnosti-v-kompyuternoi-igrovoi-deyatelnosti 10.Ишмухаметов Р. Р. «Проблемы самореализации личности». М. 2010. 11.Кислицина О.А., Мерсиянова А.П. «Роль родительских установок в самореализации личности» // Вестник КАСУ №1 – 2006 http://www.vestnik-kafu.info/journal/5/187/ 12.Климов Е. А. «Психология профессионала». М., Воронеж 1996 13.Климов Е. А. «О развитии самостоятельности» // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 166 – 167. 14.Ильин Е.П. «Мотивация и Мотивы». 2016 г. 15. Гордеева Т.О. «Психология мотивации достижения» 2016 г. 16. Макклелланд Д. «Мотивация человека» СПб 2007 г. 17. Хекхаузен Х «Психология мотивации достижения» СПб.: Речь, 2001 18. Дорфман Л.Я. «Я-Концепция и мотивы достижения» 2003 г. 19.Буянова М.В. «Социально-Психологические факторы мотивации достижения» СПб., 2004. 20. Григоричева И.В. «Мотивация достижения у людей с различной субъективной оценкой успешности самореализации» Барнаул, 2003 г. 21.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. 22.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 23.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001. 24.Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. 25.Выготский Л. С. История развития высших психических функций/ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.— Т. 3: Проблемы развития психики. М., 1983. 26.Деркач А.А. Самореализация – основание акмеологического развития: монография. М., Воронеж, 2010. 27.Запорожец И. Ю. Формы и уровни саморазвития и самореализации ребенка на дистанции дошкольного периода онтогенеза // Мир психологии, 2012. № 1. С. 229 – 242. 28.Запорожец И. Ю. Игра в формировании социальной среды как условие самореализации и саморазвития дошкольника // Мир психологии, 2011. № 1. С. 168 - 179. 29.Иванов М. С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности. Кемерово. 2005. http://www.dissercat.com/content/osobennosti-samorealizatsii-lichnosti-v-kompyuternoi-igrovoi-deyatelnosti 30.Ишмухаметов Р. Р. Проблемы самореализации личности. М. 2010. 31.Кислицина О.А., Мерсиянова А.П. Роль родительских установок в самореализации личности // Вестник КАСУ №1 – 2006 http://www.vestnik-kafu.info/journal/5/187/ 32.Климов Е. А. Психология профессионала. М., Воронеж 1996 33.Климов Е. А. О развитии самостоятельности // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 166 – 167. 34.Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 1999. 35.Коломиец Е. А. Методологические проблемы самореализации личности в пространстве образования. Электронный ресурс. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/331/image/331-181.pdf 36.Кораблина Е. П. Концепция психологической подготовки к профессиональной деятельности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11. СПб, 2007. С. 147 – 155. 37.Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: Автореферат дисс. … докт. психол. наук. СПб, 2001. 38.Коростылева Л. А. Психология самореализации личности в свете учения индивидуальности Б. Г. Ананьева // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11. СПб, 2007. С. 5 – 19. 39.Левченко Д. В. Проблема самореализации личности в информационном пространстве. Электронный ресурс. URL: http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2012/informacionno_kommunikacionnoe_prostranstvo_i_chelovek/problema_samorealizacii_lichnosti_v_informaci_onnom_prostranstve/76-1-0-1773 40.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 41.Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии, 2011. № 1. С. 3 – 26. 42.Логинова Н. А. Некоторые вопросы изучения индивидуальности в свете идей Б. Г. Ананьева // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11. СПб, 2007. С. 20 – 28. 43.Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 44.Михайлова И. Г. Самореализация в художественной деятельности // Мир психологии, 2011. № 4. С. 90 – 101. 45.Молчанова О. Н. Высокая или низкая самооценка: что предпочтительней для самореализации? // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11. СПб, 2007. С. 64 – 75. 46.Москаленко О. В., Миронова Г. В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоэффективности // Мир психологии, 2011. №. 1. С. 193 – 200. 47.Никашина Н. А. Проблема самореализации личности от античности до наших дней // Вектор науки ТГУ, 2011. № 4 (7). С. 207 – 210.Электронный ресурс. URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media67905/068_Nikasina.pdf 48.Ольвинская Ю. Л. К вопросу определения и диагностики потенциала самоактуализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 11. СПб, 2007. С. 54 – 63. 49.Осницкий А. К.Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии, 1996. № 1. С. 5-19. 50.Пантелеева В. О самореализации личности. По материалам Всероссийской научно-практической конференции // Школьный психолог, 2008. № 2. Электронный ресурс. URL: https://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200800212 51.Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 52.Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. ч.II. М., 1973. 53.СелезневаЕ. В. Смысловые детерминанты самореализации // Мир психологии, 2011, №4. С. 79 – 90. 54.Селезнева Е. В. Самоактуализация как интегративная личностная компетенция // Мир психологии, 2011. № 1. С. 179 – 181. 55.Федосенко Е. В., Седунова И.С. Особенности сопровождения профессиональной самореализации психолога в различных педагогических системах. Электронный ресурс. URL: http://virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp6/fedosenko.pdf 56.Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 57.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993. 58.Юнг К. Г. Архетип и символ. М. 1991.
Отрывок из работы

Глава 1. Анализ научных подходов к исследованию профессиональной самореализации и факторов её определяющих 1.1 Понятие и сущность самореализации В современном обществе одной из основных ценностей является самореализация. Развитие личности становится определяющим моментом, который влияет на расстановку приоритетов, постановку целей и выбор задач и методов образования. Самоактуализация у современного подрастающего поколения стала одним из ключевых моментов ценностных ориентации. Становление личности осуществляется на всех этапах жизненного пути человека, и, безусловно, ранние периоды детства уникальны для формирования личности ребенка. Но подростковый, а дальше и юношеский возраст открывают качественно новые возможности для познания себя и других людей, реализации своих потенциалов в обществе [22, с. 162]. Самореализация - понятие, которое в настоящее время все чаще используется в науках о человеке, в т. ч. в психологии и педагогике. Усиление внимания к проблеме самореализации объясняется, все более широким пониманием ее определяющей роли в жизнедеятельности личности. Введение категории «самореализация», определение ее механизмов и уровней, соответствующих детерминант и барьеров, используемых стратегий позволяет заложить основы изучения феномена самореализации в психолого-педагогических науках [9, с. 171-172]. Самореализация — это осуществление человеком возможностей своего развития посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом. Самореализация пронизывает всю деятельность человека и, прежде всего, рассматривается в ракурсе человека созидающего, человека-творца. Деятельности личности, в процессе которой удовлетворяются потребности в самореализации, является творческой деятельностью. Феномен самореализации имеет явно выраженный сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес как для педагогов, социологов, философов, психологов, социальных работников, медиков, так и для представителей других, не менее важных наук о человеке. Проблема самореализации личности имеет большое значение для психолого-педагогической проблематики исследований, и многие особенности и закономерности самореализации личности могут быть выявлены посредством привлечения междисциплинарных знаний [27, с. 160-161]. В психологии самореализация трактуется как синоним самоактуализации и означает внутренне присущее стремление позитивного и конструктивного роста, как важнейший мотив жизни человека (А. Маслоу, К. Роджерс). Чрезвычайно важными являются представления Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева о самореализации как реализации человеком своего потенциала, характеристиками которого являются отношения человека к внешнему миру и к самому себе. работы А.А. Бодалёва, А.А. Леонтьева, Л.А. Петровской являются теоретической базой для понимания роли гуманистического общения в самореализации, в личностном становлении, в определении субъект - субъектного характера такого общения [21, с. 60]. О педагогическом влиянии самореализации растущей личности на ее воспитание и совершенствование писали К.Н. Вентцель, Г. Гаудинг, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, К.Д. Ушинский. Общетеоретические подходы в раскрытии изучаемой проблемы заложены в трудах А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, А.В. Мудрика, Н.Е. Щурковой. Определяющее влияние самореализации на другие компоненты саморазвития утверждается в работах С.Г. Вершловского и Ю.Н. Кулюткина. Особое место в исследовании проблем становления, саморазвития и самореализации личности занимают работы ученых Хабаровской научной школы (Е.В. Глухих, Г.П. Звенигородская, А.С. Косогова, Л.Н. Куликова, О.Л. Подлиняев, О.Н. Пушкина и др.). Так, Л.Н. Куликова считает самореализацию процессом, «интегрирующим все иные процессы личностного становления, направленного самовыстраивания; самореализация человека дает самые прочные основания для внутренней самостабилизации личности, ее самоадаптации и самоидентификации, рождая при этом уверенность и опыт социального взаимодействия» [14, с. 135-136]. Рассматривая самореализацию личности как процесс и как результат, следует подчеркнуть, что мы имеем дело со сверхсложной системой - личностью, которая взаимодействует с другими людьми, социумом. Для описания объекта не только требуется привлечение знаний, полученных в теориях систем, необходимо уметь описывать динамику развития этих систем, их организацию и управление ими. Говоря о самореализации, целесообразно вести речь о самопроектировании, самоуправлении, самоорганизации [6, с. 140]. Самореализация личности - целостное образование. Для самореализации важнейшим является понятие открытости системы (наличие определенных пространственных, временных и функциональных отношений с субъектами окружающей действительности), т. е. взаимодействие с другими такими же открытыми системами, осуществление полноценных, взаимообогащающих субъект-субъектных отношений. Следует отметить, что открытость является необходимым, но не достаточным условием для эффективности самореализации, т.к. любая саморазвивающаяся система открыта, но не любая открытая система саморазвивается. Необходимо правильно инициировать тенденции саморазвития и самореализации самой личности как системы [19, с. 156]. Говоря о самоорганизации жизненного пути личности, В.И. Красноперов сосредоточивает внимание «на биографии и выявлении в ней самоорганизации как специфического механизма саморазвертывания жизненного пути личности». Конституирование биографии обусловлено всеми способами существования Я на протяжении жизненного пути индивида. «Самоорганизация... выступает способом саморазвертывания и самореализации меры совершенствования личности. Предопределение есть одна из форм самоорганизации, а сам жизненный путь является самоорганизующейся системой, в которой роль самоорганизующихся центров играют судьбоносные черты. Специфика этой системы в том, что центр ее самоорганизации - человек, он, перемещаясь во времени, сохраняет вместе с тем содержание пройденного жизненного пути в виде жизненного опыта, влияющего и на степень самосовершенствования личности и выступающего как новый судьбоносный фактор, в самореализации личности» [15, с. 145]. Взаимодействуя с социальным окружением, человек на своем жизненном пути в процессе самореализации осуществляет как профессиональный выбор, так и выбор профессионального окружения, в наибольшей степени способствующий продуктивности и удовлетворенности. Отдавая предпочтение тем или иным путям своего развития, субъект основывается на более удачном опыте применения своих способностей в своих личных устремлениях. Самореализация включает в себя самопроектирование, т. е. представление о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем. Посредством самоорганизации и самоуправления субъект осуществляет достижение поставленных целей, саморазвертывание своего жизненного пути. Самореализация тогда приобретает продуктивный характер, когда она направлена на развитие личности и использует адекватные субъективные стратегии [19, с. 157]. В связи с этим проблема способов самореализации личности в профессии приобретает особое значение. Так, например, долгое время проблема самосовершенствования педагога не исследовалась, т. к. в силу существовавшего стереотипа предпочитали видеть педагога непогрешимым и не сомневаться в его совершенстве. В рамках традиционной образовательной парадигмы применительно к педагогу самосовершенствование подменялось повышением квалификации, что нередко носило формальный, схоластический характер [25, с. 90]. Стремительные перемены в социально-экономической жизни нашего общества требуют кардинальных изменений в духовно-психологическом облике людей. Современному человеку необходимо обладать не только развитыми адаптационными способностями, помогающими выживать, но и способностями изменять, радикально перестраивать сами жизненные условия, изменяясь при этом внутриличностно, управляя собственной жизнью и собственным развитием. В этой связи современная личностно-ориентированная педагогика, опираясь на общую идею самодвижения, саморазвития, стремится оперировать понятиями, адекватно отражающими гуманистическую сущность человека и процесс его обучения и воспитания. Она обращается к таким категориям смежных наук, как «субъект - объект», «сознание - самосознание», «развитие - саморазвитие», «самореализация», «самоактуализация», которые подчеркивают не только внешнюю, но и внутреннюю обусловленность процессов взросления и развития. [20, с. 166-167]. На психолого-педагогическом уровне понимание самореализации вытекает из идеи личностного саморазвития, раскрывающей зависимость человека от меры его собственной активности. Явление самореализации осмысливалось еще в 30-е гг. XX в., но функциональное использование термина началось в 50-60-е гг. Понятие «самореализация» является относительно новым, хотя в последние годы используется в педагогических исследованиях довольно часто. Сначала этот термин находился в общем ряду с такими понятиями, как «самораскрытие», «самоутверждение», «самовыражение» [13, с. 130]. Несколько позже категория «самореализация» была выделена из синонимического ряда, что нашло отражение в психологическом словаре. Изначально концепция самоактуализации личности имеет своим источником общефилософскую идею саморазвития. Этимологически слово «самореализация» связано со словом «актуализация», которое трактуется как «переход из состояния возможности в состояние действительности». В самом общем смысле самоактуализация определяется как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Именно достижение личностью такого качества провозглашается в гуманистической педагогике главной целью образования личности в отличие от формализованной передачи обучаемому знаний и социальных норм в традиционной педагогике [25, с. 101]. Если смотреть на развитие военнослужащего с точки зрения его уникальности, то становится понятным, что он не может рассматриваться отдельно от проблемы научения (т.е. процесса и результата получения индивидуального опыта). Поскольку во взаимоотношении с миром, в осуществляемой им деятельности, военнослужащий не только проявляется, но и формируется. Процесс формирования и становления военнослужащего является процессом научения, который распространяется не только на получение знаний, умений и навыков, но и на появление новых мотивов, интересов, личностных свойств. Реальность постижения военнослужащим в его актуальном (субъективном) опыте имеется в виду не реальность частности, а субъективно значимая реальность, то есть та, которая переживается военнослужащим в данных условиях и в данный момент. Иными словами, в процессе формирования внутреннего мира военнослужащего играют роль, не столько объективная реальность, окружение и пример сослуживцев и командиров, сколько их восприятие самим военнослужащим. С этой точки зрения есть смысл рассматривать профессионально-должностное и морально-психологическое становление личности военнослужащего в рамках антропоцентрической научной парадигмы. 1.2. Сущность и признаки профессиональной самореализации военнослужащего. В последнее время отмечается возросший интерес к разработке проблемы профессионального развития субъекта деятельности. Эта проблема становится актуальной научно-практической задачей нашего времени. Этот интерес вполне закономерен, т.к. в современном обществе не только существует слабо обозримый спектр профессий, но и происходят быстрые комплексные инновации в профессиональной области, расширяются сферы профессиональной деятельности, появляются новые организации, изменяются социально-экономические взаимоотношения. Это предполагает новые требования к субъекту деятельности, к процессу его развития в профессии. Научным сообществом накоплено огромное количество трудов, отражающих сущность самореализации. Сложность изучения данного феномена в психологической науке во многом объясняется сложностью его объективного познания. Даже одна из самых известных теорий, теория самоактуализации А. Маслоу была подвержена критике со стороны научного сообщества, учитывая сложность объективности интерпретации результатов исследований и научных постулатов. Неоднозначность и сложность исследуемого феномена заставляет нас искать твердую научную платформу объективных методов исследования самореализации человека в профессии. В современной науке существует множество сходных понятий, рассматриваемого нами явления: саморазвитие, самоопределение, самосовершенствование, самоактуализация. В работах многих авторов их можно встретить как синонимичные. Однако не все ученые соглашаются с равнозначностью этих дефиниций. [35]. Так, например, Е. В. Федосенко и И. С. Седунова указывают на взаимообусловленность дихотомии «саморазвитие-самореализация». Самореализация представляется им обязательным моментом развития человека в онтогенезе, без которого невозможно его адекватное саморазвитие: «самореализация в своем развитии предполагает постоянное накопление и интеграцию феноменов саморазвития (самосознание, самопознание, самопонимание, самовосприятие и т.п.) в качестве необходимого условия своего воспроизводства» [35]. Феномены самоопределения и самоактуализации, реализуют активную связь и взаимообусловленность саморазвития и самореализации. Самоопределение не только обеспечивает в той или иной степени определение, оценку себя, но и способность «к соотнесению поставленных целей, избранных средств и ситуации действия»: «Я уверен в успехе, принимаю решение и начинаю действовать» [6, с. 24]. Самоактуализация выступает как бы пусковым механизмом развертывания самореализации. В этом мы видим главное отличие самореализации от самоактуализации. Таким образом, под профессиональной самореализацией понимается непрерывный гетерохронный процесс развития потенциалов человека в созидательной деятельности на протяжении всего жизненного пути» [35]. Однако при всем различии заявленных дефиниций, которое мы, конечно, будем учитывать в нашей работе, необходимо понимать, что база тестовых методик разрабатывается преимущественно для рассмотрения самоактуализации личности. Это связано, вероятно, с тем, что широкое поле понятия самореализации крайне проблематично изучать с учетом всех его составляющих. Оговоримся, что в свете последних научных тенденций мы также отказываемся сводить эти оба понятия как синонимичные, но опросный материал, материал методик изучения личности, будет ориентирован на самоактуализацию личности и, исходя из полученных данных, будет осуществлена попытка выйти на сферу самореализации. Наша работа ориентирована на рассмотрение, прежде всего, профессиональной самореализации личности. Именно поэтому мы оговорим, что именно мы понимаем под профессиональной самореализацией. Как известно, наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. Особенно широкие перспективы самореализации открываются в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность занимает центральное место в жизни многих людей, отдающих ей основное время и силы. В рамках профессии развиваются способности, происходит карьерный и личностный рост, достигается определенный социальный статус, обеспечиваются финансовые основы жизнедеятельности. Следование своей профессии, использование профессиональных навыков — один из существенных факторов достижения определенной степени жизненной успешности. В процессе и результате профессиональной самореализации у человека формируется профессиональное сознание, для которого характерны следующие черты: • сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; • знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей; • знание человека о степени его признания в профессиональной группе; • знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; • представление о себе и своей работе в будущем [12]. По уровню развитости названных черт можно судить о степени реализованности человека в профессии. Однако не всякое профессиональное занятие воспринимается человеком и является сферой самореализации. Не столь важно, какова конкретная профессиональная мотивация человека, она не всегда свидетельствует об активной самореализаци. К тому же осуществляемая преимущественно благодаря волевому напряжению деятельность является в высшей степени энергозатратной и потому утомительной, выматывающей, быстро приводящей к эмоциональному «выгоранию». Профессиональное дело должно быть интересным, привлекательным для реализующего себя человека. При этом важно, чтобы основа привлекательности была обеспечена пониманием общесоциальной и индивидуальной ценности труда. Доминирование в иерархии ценностей человека ценностей труда практически является гарантией успешной самореализации. Серьезное значение имеет ориентация человека на саморазвитие в профессии. Карьерные устремления человека также определяют возможность достижения успешной самореализации в данной сфере. Активное профессиональное самосовершенствование предупреждает возникновение «выгорания» [10, с. 76]. Однако на современном этапе развития нашей страны проблемы самореализации оказываются отложенными на второй, а зачастую и на третий план. Социально-экономические условия вынуждают человека заботиться в первую очередь о вещах более насущных, о предметах первой необходимости. Именно из-за этого происходит общая деформация профессиональной мотивации человека. Правда, и в том случае, когда человек выбирает профессию без особого интереса, руководствуясь другими соображениями, не всегда оказывается, что путь к полноценной самореализации в профессиональной деятельности для него закрыт. Процесс профессионального развития личности в отечественной психологической науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных школ и направлений. Профессиональное развитие как развитие субъекта профессиональной деятельности тесно взаимодействует с онтогенетической эволюцией психически функций и жизненным путем личности в обществе. В отечественной психологии эта теория получила разработку в трудах С. Л. Рубинштейна [32] и Б. Г. Ананьева [2]. Не противоречат им и более современные исследователи. Так, например, вопрос о человеке как о субъекте в профессии, по мнению А. К. Осницкого решается наличием «комплексного опыта», который включает в себя: • ценностный опыт (связанный с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений); • операциональный опыт (включающий общетрудовые, профессиональные знания и умения саморегуляции); • опыт рефлексии (знаний о своих возможностях в соотнесении с требованиями профессии); • опыт привычной активизации (предполагающий предварительную подготовленность, оперативную адаптацию к изменяющимся условиям работы, расчет на определенные усилия и определенный уровень достижений успеха) [29, с. 5 - 19]. Такой опыт субъектности обеспечивает человеку определенный Уровень успешности в любой сфере деятельности, в том числе и профессиональной. Чем шире диапазон ценностей личности, спектр ее компетентностей, чем глубже знания о себе и своих возможностях, чем выше уровень готовности к деятельности, к усилиям, — тем результативнее самореализация. Эффективное выполнение профессиональной деятельности, когда у человека хорошо получается то, что он делает, нередко сопровождается «пиковыми переживаниями» [23], свидетельствующими о высоком уровне удовлетворенности человека полученными результатами. Пиковые переживания — это состояния человека в моменты подъема, победы, вдохновения, окончания хорошо сделанного дела. В эти моменты человек чувствует себя наиболее интегрированным и «наполненным» позитивными эмоциями. Они доступны человеку в любой профессиональной сфере. Важно понимать, что самореализация — это «выбор человеком направления активности, сферы приложения сил, способа воплощения себя» [10, с. 74]. Этот выбор во многом определяется образом мира человека, оптимистическими или пессимистическими установками, осознанием себя, своего места в мире природы и среди людей. Первый путь самореализации — путь деятельности, творчества: вне деятельности самореализация невозможна, у человека нет другой возможности воплотить себя, кроме как делая что-то. Так как виды человеческой деятельности многообразны. Соответственно, столь же многообразны сферы самореализации. Перспективы самореализации в профессиональной деятельности особенно широки. В рамках профессии развиваются способности, происходит карьерный и личностный рост, достигается определенный социальный статус, обеспечиваются финансовые основы жизнедеятельности. Профессиональное дело должно быть интересным, привлекательным для реализующего себя человека. Серьезное значение имеет ориентация человека на саморазвитие в профессии. Карьерные устремления человека также определяют возможность достижения успешной самореализации в данной сфере. Активное профессиональное самосовершенствование предупреждает возникновение «выгорания». Самореализация военнослужащего базируется, прежде всего, на выборе системы ценностей, в рамках которой он себя идентифицирует и которые пытается воплотить в повседневной жизни. Военнослужащий, имея определенную аксиологическую основу, реализует себя в акте постоянного выбора, где экзистенциальное и прагматичное решение могут не совпадать. Особое место в самоопределении военнослужащего занимают высшие ценности, американский ученый А. Маслоу называет "ценностями бытия" (метапотребности), к которым он относит: истину, красоту, совершенство, простоту, всесторонность. Эти ценности настолько значимы для военнослужащего, что их подавление порождает определенный тип патологий, которые образуются, например, от постоянного давления и стрессовых условий выполнения служебных обязанностей. Также следует отметить, что в условиях современных Вооруженных сил несколько расширился спектр личностного выбора. Военнослужащий получил возможность создания более гибких, более разнообразных и "частных" жизненных проектов. Возрастает значение личностных качеств, например, критического мышления, стереотипов, системы ценностных установок, всего, что образует личностную компетентность. Расширились возможности свободного, беспристрастного духовного самоопределения. Главная проблема для развития самореализации военнослужащих является незнание собственного потенциала и непонимание пользы от самосовершенствования. Они склонны колебаться и даже бояться своих способностей. К тому же социальное, военное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к самореализации, нормируя поведение. И еще одно препятствие для самореализации, негативное влияние потребности безопасности. Рост предполагает постоянную готовность к риску, ошибок, отказ от старых привычек. Реализация нашего стремления к самореализации требует открытости новым идеям и опыту. 1.3. Понятие, сущность и виды мотивации достижения Проблемой определения мотива человека как психического феномена плотно занимались как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Как правило, мотив рассматривают как компонент системы мотивации или мотивационной сферы человека. Мы же в своей работе будем использовать эти понятия как синонимичные. Одним из советских психологов, уделивших большое внимание вопросу мотивации, являлся представитель деятельностного подхода А.Н. Леонтьев. Он связывал мотивы человека с его потребностями. Наличие потребностей как источника активности является предпосылкой любой деятельности человека. Потребность можно определить, как свойство живых организмов, выражающее первоначальную исходную форму активного и избирательного отношения к предметам реального мира. Иначе говоря, это субъективное состояние в объективной необходимости предметов реального мира. Таким образом, на психологическом уровне потребность опосредована психическим отражением двояко: субъективно (субъективное состояние), что проявляется в наличии нужды и напряжения, при этом предмет потребности не открыт, поэтому важна она сама; и объективно (объективная необходимость), в этом случае важна не сама потребность, а ее предмет, находящийся во внешнем мире. Итак, мы подошли к условию возникновения мотива. Необходимость предметов обеспечивает поисковую активность человека. Субъект, найдя предмет, отвечающий его потребности, конкретизируется в нем, происходит опредмечивание потребности, что и является основным из принципов формирования мотивов. Таким образом, мы можем определить мотив как предмет вещественный или идеальный, отвечающий актуальной потребности,
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Теория управления, 98 страниц
2450 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 87 страниц
2175 руб.
Дипломная работа, Теория управления, 96 страниц
2400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg