Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Методика изучения регионов России.

irina_krut2020 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2020
Цель курсовой работы – рассмотреть методику изучения регионов России в курсе в курсе комплексного изучения физической и экономической географии России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Сформировать представление о регионах России в экономическом районировании. 2. Изучить общую структуру экономической географии России в школе. 3.Изучить методы обучения экономическим районам в курсе Географии России. 4.Разработать урок по данному курсу. Объект – регионы России. Предмет – методика изучения регионов России. Основную образовательную идею раздела «Регионы России» можно выразить известными словами Н.Н. Баранского: «В географии самое важное – выявить своеобразие каждого места». Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе. Экономическое образование – одна из важнейших сторон общеобразовательной подготовки школьников. Каждый учитель географии должен иметь полное представление о методики изучения науки экономической географии, и соответственно методике преподавания географии в школе. Школьная география, благодаря своей сложной территориальной и отраслевой структуризации, обеспечивает совершенно уникальный ракурс в экономическом образовании, что представлено спецификой географического подхода к изучению современного общества, включая его экономическую систему. Его важнейшая черта – территориальность. Она позволяет вести комплексное изучение социальных и экономических компонентов в пределах определенной территории.
Введение

В настоящее время решающим является внедрение нового государственного стандарта для основной школы, который заставляет по-новому посмотреть на географическую подготовку учащихся в школе. Важным критерием качественного географического образования становятся его социальные результаты: готовность и способность выпускника творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. Не менее важным значением при изучении экономической географии считается включение в базисный учебный план национально-регионального компонента. Это не только стимулирует развитие региональных курсов географии в школе, но и придает им государственное значение [2]. Актуальность работы заключается в том, что изучение регионов России, формирует полное представление о социально-экономической географии России. Развивается географическое мышление на основе теории взаимодействия общества и природы, экономики и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, раскрытия глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих не только в России в целом, но и в отдельных районах. Методика изучения регионов России при изучении экономических районов должна формировать систему знаний учащихся об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях; развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности путем ознакомления с важными географическими особенностями и проблемами России, её районов; сформировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитать чувство патриотизма;
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………...6 1.1Экономические районы России……………………………………………..6 1.2 Структура курса физической и экономической географии России……..12 1.3 Природная составляющая изучения регионов России……………….......17 Глава 2. Практическая часть……………………………………………….20 2.1 Методические рекомендации по изучению регионов России…………..20 2.2 Разработка уроков по изучению регионов России……………………….25 Заключение…………………………………………………………………….32 Список использованных источников……………………………………....33
Список литературы

1. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс – М.: Дрофа, 2008 2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://window.edu.ru 3. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. – М., 2000.[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bibliofond.ru 4. Белоусов И.И. Основы учения об экономическом районировании. М.: Издательство МГУ, 2002. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studbooks.net 5. География. 9 класс. Методические рекомендации. К учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевского, Н. Н. Клюева. – М.: Русское слово 2015 6. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России. 9 класс – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 201 7. Закон Российской Федерации «Об образовании». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru 8. Интерактивные географические карты. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.infokart.ru 9. Курашева Е.М. География России. 8-9 классы: в схемах и таблицах. (2011, 224с.) 10. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 ч. Ч. 2. – М., 2008. 11. Методика обучения географии/ Душина И.В., Пятунин В.Б. – М. Дрофа, 2007 12. Методика преподавания региональной географии в школе: учеб, пособие для учителей географии и студентов географ, спец. высш. пед. учеб, заведений / под ред. М.А. Никоновой. – М., 2008. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docplayer.ru 13. Методические рекомендации по изучению регионов России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pedportal.net 14. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс – М.: «ВАКО», 2005; 15. Природа и экология красноярского края. Учебник для учащихся 8-го класса. – Красноярск: издательство «Платина», 2007. 16. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс. К учебнику Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. и др. – М.: Русское слово, 2013 17. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТА, 2004. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.alleng.ru 18. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2002, 2008. 19. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2007 20. Справочник по географии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.geo-sfera.info 21. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://megabook.ru
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическая часть 1.1 Экономические районы России Экономическое районирование Российской Федерации — основанное на административно-территориальном делении территорий России, характеризующихся общей производственной специализацией, крепкими внутренними экономическими связями, управляемостью и определенными условиями производства: степенью экономического развития, спецификой трудовых ресурсов, уровнем концентрации и специализации производства, освоенностью местности, естественными условиями производства [17]. На территории Российской Федерации исторически давно сложилось несколько крупных экономических районов, которые различаются величиной, условиями и особенностями формирования, специализацией и т.д. В данной работе эти районы рассматриваются в рамках официально признанной схемы экономического районирования [6]. По этой схеме Россия делится на 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Калининградская область выделена в самостоятельный экономический район. Состав экономических районов иллюстрирует таблица 1 Таблица1. Название района Площадь, тыс. км2 Численность населения, млн. чел Плотность населения, чел./км? Состав района Северный район 1465,4 4,5 Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Ненецкий АО Северо-западный район 1661,7 8,3 Ленинградская, Новгородская, Псковская, Санкт-Петербург – город федерального значения Калининградская область 15,3 994,3 65,5 Калининградская область Центральный район 311 30,4 Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Москва – город федерального значения, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области Волго-Вятский район 266,3 8,2 30,8 Мурманская, Архангельская области, республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ Северо-Кавказский район 380,9 17,4 49,1 Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская Республики, Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область, Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край, Ставрополь, Чеченская Республика Приволжский район 536,7 16,8 24,7 Республики Татарстан, Калмыкия, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Астраханская, Волгоградская области Уральский район 823,7 19,3 42,6 Республика Башкортостан, Курганская, Оренбургская области, Пермский край, Удмуртская Республика, Челябинская область Западно-Сибирский район 2632,3 16,7 6,3 Новосибирска, Омская, Томская, Кемеровская, Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Алтай, Алтайский край Восточно-Сибирский район 4122,1 8,3 2,1 Республики Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальский, Красноярский края, Иркутская область Дальневосточный район 6215,7 6,3 1,02 Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Камчатский край, Чукотский автономный округ, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская области Поле распада Советского Союза в 1991 году повлекло за собой и соответствующие изменения в экономическом районировании. Экономические районы сменила новая форма деления территории России – федеральный округ. Первый этап формирования федеральных округов подразумевал выделение семи федеральных округов в 2000 году. Такое районирование РФ совпадало с военными округами РСФСР. Спустя десятилетие ЮФО (Южный федеральный округ) был разделен на ЮФО и СКФО (Северо-Кавказский федеральный округ) [21]. Соотношение федеральных округов и экономических районов РФ представлены в таблице 2. Таблица 3. Федеральный округ Экономические районы Центральный (ЦФО) Центральный; Центрально-Черноземный Северо-Западный (СЗФО) Северный; Северо-Западный; Калининградская область Приволжский (ПФО) Поволжский; Уральский; Волго-Вятский Южный (ЮФО) Северо-Кавказский; Поволжский Северо-Кавказский (СКФО) Северо-Кавказский Уральский (УФО) Западно-Сибирский; Уральский Сибирский (СФО) Западно-Сибирский; Восточно-Сибирский Дальневосточный (ДФО) Дальневосточный Экономическое районирование способствует развитию многих экономических показателей, например, улучшению внутрирайонных и межрайонных инфраструктур, оптимизации промышленности страны при помощи разделения труда, более рациональному использованию природно-экономических ресурсов регионов и т.п. Без четкого и грамотного районирования территории страны невозможно проведение эффективной региональной политики и в том составление и исполнение целевых и региональных программ. 1.2 Структура курса экономической географии России Основными документами для составления рабочей программы учебного курса экономической географии России являются: федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года №1089; примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; программа регионального курса «Природа и экология красноярского края»; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Программа обуславливает содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2-х. учебных часов в неделю. Региональный компонент на модульное изучение курса «Природа и экология красноярского края» отводит 17 часов. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов, или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ [2]. С целью изучения экономических районов России из 68 часов обязательного изучения географии отводится 27 часов. Тематическое планирование: Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны. Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Калининградская область – самая западная территория России. Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности. Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России. Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района. Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в тоже время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства. Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли. Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения. Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса. Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад – крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей. Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов. Практические работы по курсу «Экономические районы». 1. Экономико-географическая характеристика территорий (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схем внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного потенциала Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. 6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 7. Определение по картам географического положения Красноярского края [1]. 8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Красноярского края 9. Оценить экологическую ситуацию в Красноярском крае и предложить пути решения экологических проблем [8]. 10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека. 11. Составление характеристики Норильского промышленного узла. 12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона). Для изучения регионального курса отведено 17 часов. Цели и задачи курса: 1. Формирование у учащихся знаний о природе Красноярского края, об охране растений и животных, об охраняемых территориях края, его экологических проблемах. 2. Формировать понимание учащимися необходимости охраны природных ресурсов. 3. Научить школьников любить свой край, окружающую природу. 4. Учить учащихся рациональным приемам учебного труда как одного из необходимых условий успешного решения задач развития логического мышления и воспитания. 5. Сформировать экологическую культуру школьников, умение правильно вести себя в природе на основе полученных знаний об общих закономерностях ее жизнедеятельности. 1.3 Природная составляющая изучения регионов России. Физическая география России изучает рельеф, почву и земельный ресурсы, а также природные зоны нашей страны. При изучении экономических районов России рассматриваются природные условия и ресурсы данного региона, а так же оценивается экономико-географическое положение. Географическое положение включает разные по своей внутренней сущности категории: физико-географическое и экономико-географическое положение . 1.Физико-географическое положение — это пространственное расположение какой-либо местности (страны, района, населенного пункта) по отношению к физико-географическим данностям (экватору, начальному меридиану, горным системам, морям и т.д.) Физико-географическое положение местности необходимо рассматривать как условие для возможного осуществления какого-либо вида хозяйственной деятельности, т. е. как предпосылку для размещения производительных сил. 2.Экономико-географическое положение (ЭГП) — это пространственное расположение местности по отношению к путям сообщения (транспортно-географическое положение), другим местностям, с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п. Экономико-географическое положение — категория пространства, так как образующие его элементы — это находящиеся на определенном расстоянии друг от друга, объекты (страны, районы, предприятия, города, источники сырья, топлива и т. п.). Экономико-географическое положение еще в большей мере общественно-историческое и экономическое понятие, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории. Любой из элементов физико-географического положения (положение по отношению к экватору, морю, высота над уровнем моря,) практически навсегда остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении физико-географического положения какой-либо местности абсолютно пассивна. Напротив, все элементы экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) существенно изменяются во времени и в пространстве, так как зависят от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки и т.д., а потому и сказываются на экономико-географическом положении этих мест. 3.Географическая среда — часть природы, которая непосредственно связана с жизнью и деятельностью общества, взаимодействует с ним. Важнейшая особенность географической (природной) среды - территориальная неоднородность, делает ее одним из главных факторов расселения людей и размещения производства. Составные элементы природной среды — природные условия и ресурсы. 4.Природные условия — это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил существенны для жизни и деятельности общества, но не участвуют непосредственно в материальном производстве (например, рельеф, климат местности, ее географическое положение). 5.Природные ресурсы - это тела и силы природы, которые непосредственно используются в материальном производстве (например, полезные ископаемые). 6.Агроклиматические условия местности характеризуют показатели тепла и влаги. 7.Термические ресурсы. 8.Почвенные условия. Показателем ценностных свойств почв является ее плодородие, т, е. способность обеспечивать растение усвояемыми питательными веществами, влагой и давать урожай. 9.Рельеф (степень пересеченности, крутизна и экспозиция склонов). 10.Конфигурация и размеры земельных массивов. 11. Наличие водоемов (поверхностных и подпочвенных вод). 12. Наличие видов (типов) растительности и др. 13. Минеральные ресурсы (полезными ископаемыми). Влияние природных ресурсов на специализацию хозяйства регионов проявляется в двух формах. В одном случае отрасли природопользования непосредственно определяют специализацию, поставляя свою продукцию в различные регионы страны или на экспорт. Среди стран СНГ такая форма характерна для регионов первоначального освоения, где отрасли природопользования играют пионерную роль (например, Западно-Сибирский, Северный экономические районы России). Вторая форма влияния проявляется, когда отраслями специализации регионов выступают вторичные производства, основывающиеся на переработке местных природных ресурсов. Данная форма свойственна территориям со зрелой экономической структурой, или староосвоенным регионам (Уральский в России, Донецко-Приднепровский — в Украине и т.п.). Использование природных ресурсов, сознательное изменение природных условий (мелиорация, регулирование рек и т.п.) всегда служили средством решения социально-экономических задач. Более того, природные ресурсы — это естественная база развития экономики страны, поэтому весьма существенной является экономическая оценка всего комплекса природных ресурсов. Это позволит выявить ресурсообеспеченность территории и определить практические меры по обеспечению ее недостающими ресурсами на перспективу, что будет способствовать совершенствованию межрайонных производственных связей. Глава 2. Практическая часть 2.1 Методические рекомендации по изучению регионов России. В обязательном минимуме Стандарта основного общего образования по географии, основные предметные задачи сформулированы следующим образом – изучение географических особенностей районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. В требованиях к уровню подготовки выпускника указано, что ученик должен: знать/понимать особенности районов России (ее природы, населения, основных отраслей хозяйства); знать/понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления [13]. На основе материалов Стандарта была разработана Примерная программа основного общего образования по географии, в которой прописано основное учебное содержание по разделу «Регионы России»: «Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия». Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ: Особенности природы, населения и хозяйства Северо-Запада, Севера, Центральной России, Урала, Поволжья, Юга России, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Определение региона (субъекта) РФ по краткому описанию. Анализ и объяснение структуры хозяйства и специализации отдельных территорий. Анализ геоэкологических ситуаций. Анализ и объяснение демографических ситуаций. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманность его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: 1.Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся. 2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр. 3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ. Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). Анализ заданий ГИА и ЕГЭ по предмету позволяет сделать следующие выводы: Выпускники не знают названия крайних точек границ страны, ошибаются, перечисляя моря, омывающие Россию с севера и востока. Трудным оказалось задание, где требовалось выбрать наиболее сейсмоопасный район из перечисленных, т.е. ученики затрудняются применять теоретические положения для объяснения конкретных фактов сейсми¬ческой активности отдельных территорий. С заданием на определение по картосхеме природ¬ных зон начальных и конечных точек некоего маршрута справились лишь 47% учащихся. Наиболее трудным оказалось задание, в котором положение природной зоны требовалось опреде¬лить на профиле Восточно-Европейской равнины по линии Санкт-Петербург - Астрахань. Его выполнение требует умения анализировать комплексную информацию, представленную графи¬чески, т.е. применить знания в измененной ситуации. Хуже усвоены знания о естественном и механическом движении населения. Лишь 60% выпускников правильно представляют, что для большинства регионов РФ характерна естественная убыль населения, а положительный естественный прирост характерен для Дагестана и Ингушетии; что территориями с миграционным оттоком являются регионы Севера. Наиболее трудным оказалось задание, связанное с определением региона с миграционным приростом. Менее 50% выпускников правильно представляют отношение основных народов России к языковым семьям. В заданиях, посвященных общей характеристике хозяйства России, проверялось качество знаний об отраслевой и территориальной структуре хозяйственного комплекса. Школьникам предлагалось назвать главные районы размещения основных отраслей, указать их крупные центры; объяснять (повышенный уровень) особенности географии отраслей, факторы размещения. Качество знаний выпускников по географии промышленности в целом выше, чем по географии сельского хозяйства. Наибольшее количество ошибочных ответов учащиеся допустили по вопросам географии животноводства, особенно молочного. Наиболее трудным оказалось задание с указанием на карте районов с высокоразвитым молочным скотоводством. Применить знания о зональной специализации сельского хозяйства для показа на карте районов распространения основных сельскохозяйственных культур смогли лишь около половины выпускников. Три задания базового уровня были посвящены контролю усвоения вопросов о природе населении и хозяйстве географических районов. Ниже качество знаний о географических особенностях Северо-Запада, Европейского Севера, Центральной России. Затруднения у выпускников вызывают также вопросы, связанные с географическими особенностями Поволжья. Ответы выпускников заметно различаются по знанию центров промышленности, но в целом также не достигают высоких результатов. Хуже выпускники представляют центры химической про¬мышленности (18%). Итак, для интенсивной и эффективной подготовки к ГИА и ЕГЭ по географии учителю будут полезны следующие методические рекомендации и приемы: - выделить базовые знания и умения; -учебную информацию, которая требует прочного запоминания, следует заключать представлять учащимся в виде логически законченных и коротких содержательных линий;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 38 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 40 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 41 страница
450 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 34 страницы
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg