Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Оптимизация социально-психологического климата в воинском коллективе посредством социально-психологического тренинга

irina_krut2020 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2020
Актуальность исследования социально-психологического климата воинских коллективов и путей его регулирования обусловливается: необходимостью решения проблем связанных с моделированием более прогрессивных человеческих отношений, реальной потребностью дальнейшего развертывания социального и психологического потенциалов воинских коллективов, повышения эффективности их деятельности при решении поставленных задач; наличием в жизни и служебной деятельности военнослужащих, ряда проблем, конфликтных ситуаций, обусловленных экономическими и социально-психологическими причинами, недостатками в организации учебно-воспитательного процесса, которые необходимо решать; необходимостью формирования здорового социально-психологического климата воинских коллективов в целях создания в них благоприятных условий для реализации военнослужащими своих потенциальных возможностей, полнокровного и многогранного развития личности, а также повышения боеготовности и укрепления воинской дисциплины, эффективности воинского воспитания в целом. Для успешного руководства подразделением заместителю командира роты по работе с личным составом необходимо понимать суть социально-психологического климата воинского коллектива, знать основные формы и методы работы направленные на его оптимизацию. Объект исследования – социально-психологический климат воинского коллектива. Предмет исследования – социально-психологический тренинг как метод оптимизации социально-психологического климата в воинском коллективе. Цель исследования: обосновать программу социально-психологического тренинга, направленную на оптимизацию социально-психологического климата в воинских коллективах. Гипотеза: мы предполагаем, что использование в работе с личным составом социально-психологического тренинга будет способствовать оптимизации социально – психологического климата в воинском коллективе. В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования: 1. Изучить сущность социально-психологического климата в воинских коллективах, а также факторы, оказывающие на него влияние. 2. Провести анализ путей и направлений оптимизации социально-психологического климата в воинских коллективах. 3. Научно обосновать и эмпирически апробировать программу социально-психологического тренинга, направленную на оптимизацию социально-психологического климата в воинских коллективах. Методы исследования 1) Теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 2) Психодиагностические методы. 3) Методы математической статистики. Практическая значимость работы состоит в разработке программы социально-психологического тренинга, направленного на оптимизацию социально-психологического климата в воинских коллективах.
Введение

Вооруженные Силы Российской Федерации, как и другие силовые структуры страны в силу специфики решаемых ими задач имеют разветвленную иерархическую структуру. Однако в ее сложной организации особое место занимают небольшие группы военнослужащих и гражданского персонала, входящих в состав низовых подразделений – команд, расчетов, экипажей и т.д. Все они являются малыми социальными структурами и характеризуются тем, что составляющие их люди живут и действуют в сфере непосредственных военно-профессиональных и межличностных контактов. Они взаимодействуют при решении служебных и боевых задач, в социально-бытовой и других сферах функционирования подразделений. Такого рода социальные общности в отечественной общей и военной психологии принято называть малыми группами или коллективами. Мы считаем, организуя, например, боевое дежурство подчиненных, офицер сталкивается с многогранными социально-психологическими явлениями, которыми он не в состоянии управлять одними лишь административными методами. Невозможно, например, одним приказом устранить сформировавшийся конфликт, как невозможно дисциплинарными поощрениями или взысканиями обеспечить себе авторитет среди личного состава. Как показывает опыт, эти задачи решаются более успешно, когда командир знает и учитывает не только индивидуальные психологические особенности военнослужащих, но и психологию подчиненных ему воинских групп. Из этого следует, что исследование данной темы очень актуально, особенно в современное время реформирования Вооруженных Сил - приведению их к «новому облику». Так же велика значимость этой темы в связи с сокращением численности армии и флота, и как следствие, конфликты в коллективах. В настоящее время воинские коллективы и отдельные группы военнослужащих изучают социальную психологию, которая оказывает помощь командирам в сплочении личного состава, создании здорового социально-психологического климата, регулировании уставных взаимоотношений и формировании высоконравственных традиций Вооруженных Сил. Однако, на основе анализа содержания основных социально-психологических явлений в подразделениях они формируют лишь рекомендации по управлению ими. Их же реализация в повседневной жизни всецело зависит от командира. И нам кажется, для эффективного управления подчиненными подразделениями офицеру необходимо иметь соответствующие психолого-педагогические знания, которые помогут ему управлять вверенным коллективом военнослужащих, но оптимизировать социально-психологический климат воинского коллектива. Методологической основой данной работы стали отечественные и зарубежные теоретические разработки и концептуальные положения в области общей психологии, социальной психологии, военной психологии, общей, прикладной: В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н. С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Раскрыл содержание социально-психологического климата В. М. Шепель. Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Социально-психологический климат воинского коллектива как условие обеспечения боевой готовности подразделений……………..……..…7 1.1. Понятие, составляющие, факторы и характеристики социально-психологического климата……………………………………….……………....7 1.2. Влияние социально-психологического климата на успешность несения службы военнослужащим и боеготовность подразделения..............................17 1.3. Проблема поддержания благоприятного социально-психологического климата в воинских подразделениях…………………………..…………….....30 Глава 2. Оптимизация социально-психологического климата в воинском коллективе…………………………………..…………………………...……….41 2.1. Анализ подходов, направлений и методов оптимизации социально-психологического климата………………………………………………..…….41 2.2. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на социально-психологические процессы в воинских коллективах..……………………………………………………………………..44 2.3. Программа социально-психологического тренинга, направленная на оптимизацию социально-психологического климата в воинских коллективах………….…………………………………………………………...46 Глава 3. Эмпирическое исследование влияния программы тренинга на социально-психологический климат в воинском коллективе….………….….49 3.1. Организация и методика эмпирического исследования……………….…50 3.2. Основные результаты апробация программы социально-психологического тренинга………………………………………………….68 3.3. Предложения по совершенствованию психологической работы в воинских коллективах по оптимизации социально-психологического климата………………………………………………………………………..70 Заключение……………………………………………………………………….74 Список использованных источников...…………………………………………76 Приложения……………………………...……………………………………....80
Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 392 с. 2. Антонюк В.И., Зотова О.И., Моченов Г.А., Шорохова Е.В. Проблема социально-психологического климата в советской социальной психологии // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. С.14. 3. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. Учебное пособие 4-е изд. Гриф УМО. М.: Проспект, 2016. 336 с. 4. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология как междисциплинарная наука // Конфликтология. № 4. 2015. С. 19-35. 5. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала: теория и практика: монография. М.: Проспект, 2017. 352 с. 6. Анцупов А.Я. Понятийная схема описания психологического явления // Психология обучения. № 7, 2017. С. 86-93. 7. Анцупов А.Я. и др. Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле). Учеб. пособие М.: ВПА, 1989. 111 с. 8. Анцупов А.Я. Изучение проблемы конфликта // Материалы третьей науч. конференции по советской военной психологии. М.: ВПА, 1991. С. 92-96. 9. Анцупов А. Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров: Дис. . д-ра психол. наук. М.: ГА ВС. 1993. 428 с. 10. Анцупов А. Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М.: ГА ВС, 1992. 261 с. 11. Анцупов А.Я., Федотов В.В. Психология взаимоотношений в воинском коллективе. М.: ГА ВС, 1992. 66 с. 12. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М.: ГА ВС, 1992. 230 с. 13. Арзамаскин Ю.Н., Караяни А.Г., Ососков В.П. Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий: Учебное пособие / Под общей редакцией В.П. Ососкова. М., 1999. 14. Арзамаскин Ю.Н., Караяни А.Г., Бублик Л.А., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности вооруженных сил Российской Федерации / Под общей редакцией Ю.В. Мишина. Том 1. Концептуально-методологические основы. М., 1997. 15. Баклановский С.В., Русина Е.О. Психологические особенности влияния социального конфликта на традиции в воинском коллективе // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2016. № 1. С. 32-37. 16. Баклановский С.В., Русина Е.О. Опыт использования психологического консультирования курсантов военных вузов в конфликтных ситуациях // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2017. № 1. С. 27-32. 17. Бакеев В.А. Личностный профиль управленческих решений. //Тезисы докладов к I Всесоюзной науч. конференции по психологии управления, ч. 1. М., 1979. 18. Баранов Е.Г. Влияние ролевых взаимоотношений между военнослужащими на конфликты в подразделении: Дис. . канд. психол. наук/ М.: ВУ. 1995. 201 с. 19. Берг А.И. Кибернетика и общественные науки: Методологические проблемы науки. М.: 1964. С.259-260. 20. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М. .-Мысль, 1983. 207 с. 21. Девятко В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дис. . канд. психол. наук М.: ВПА им. В.И.Ленина. М. , 1990. 241 с. 22. Донцов А.И. Психологические основы интеграции коллектива. Автореф. дис. . д-ра психол. наук.М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Фак. психологии. 1988. 39 с. 23. Железняк Л.Ф., Съедин С.И., Феденко Н.Ф. Курс военной психологии. 4.1. М., ГА ВС, 1993. С. 52-53. 24. Жиляев А.А. Психологические аспекты управленческой деятельности офицеров: Учебное пособие для магистров. М., 2015. 25. Журавлев А.Л. Стиль руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллектива // Социально- психол. климат коллектива: теория и методы изучения / Отв. ред. Е.В.Шорохова, О.И.Зотова. М., Наука, 1979. 175 с. 26. Засурцева О.П. Факторы оптимизации социально-психологического климата. Автореф. дис. . канд. М., /Ин-т психологии АН СССР. М., 1982. 27. Иншакова Т.В. Психологический климат воинского коллектива // Актуальные психолого-педагогические проблемы образовательной и военной служебной деятельности Сборник научных статей. М.: ВУ, 2015. Вып. 4 С. 82-85. 28. Иншакова Т.В., Иншаков В.Ф. Факторы, влияющие на мотивацию военнослужащих // Актуальные психолого-педагогические проблемы образовательной и военной служебной деятельности Сборник научных статей. М.: ВУ, 2016. Вып.5. С. 81-84. 29. Ионкин В.Б Управленческие навыки офицеров и психологические условия их развития // Инновации в образовании. 2009. № 1. С. 67-77. 30. Караяни А.Г. Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности // Юридическая психология. 2013. № 3. С. 22-26. 31. Караяни А.Г., Корчемный П.А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: Учебное пособие. М., 2010. 32. Караяни А.Г. Приемы психической саморегуляции (практическое пособие для телохранителей). М., 1992. 33. Караяни А.Г., Волобуева Ю.М. Военная психология как область специального научного знания и практики // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. № 4. С. 20-33. 34. Каратаева Г.А., Чичканов В.П. Руководитель коллектива и социальный климат. Свердловск, Сред.-Урал. кн. изд-во, 1981.- С.6 35. Каширин В.П . Психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе: Дис. . канд. психол. наук. М., 1979. 36. Каширин В.П. Личность как объект социологии, социальной и общей психологии //Материалы третьей науч. конференции по сов. воен. психологии: Тезисы выступлений. М.: ВПА, 1991. С.126. 37. Колесникова И.В. Пути совершенствования морально-психологического климата студенческих коллективов: дис. канд. фи-лос. наук. М., 1988. 38. Колесниченко О.Я. О воздействии печати на моральный климат в производственных коллективах.-// Вопросы теории и методов идеологической работы. С. 204-205. 39. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий/ Кузьмин Е.С. Семенов В.Е.-Л.: Лениздат, 1987.150 с. 40. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. С.166. 41. Корчевин Л.В. Тип лидера и социально-психологический климат научного коллектива. Л., 1986. 42. Краткий психологический словарь / Карпенко Л.А.; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского . М.: Политиздат, 1985. - С. 144. 43. Краткий психологический словарь / Петровский А.В. , Яро-шевский М.Т. М.: Политиздат, 1985. С. 283. 44. Кузьмин Е.С. и др. Руководитель и коллектив. Л., 1974; 45. Курс военной психологии, ч.I / Железняк Л.Ф., Съедин С.И., Феденко Н.Ф. М.: ГА ВС, 1993, 175 с. 46. Лазарев В.П. Управление социально-психологическим климатом корабельного коллектива. М.: ВПА им. В.И.Ленина ,1984, с.50 47. Ламкочян A.M. Социально-психологический климат и жизнедеятельность научно-исследовательского коллектива. Л.: Прогресс, 1986. 48. Лапин Н.И. Социально-психологический климат первичного коллектива. // Руководитель коллектива. М.: Политиздат, 1974. 49. Лебедев Б.Н. Морально-психологический климат коллектива. М.: Знание, 1976. 50. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984, С. 223. 51. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии.- // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. 52. Лунева О.В. Первичный коллектив и самочувствие личности.// Социально-психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 1978. 53. Лутошкин А.Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. Кострома, 1978, с. 5. 54. Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. // Пути совершенствования морально-психологического климата в трудовых коллективах. Матер, к семинару. М., ИСИ АН СССР, 1982, с. 11. 55. Петров В.Е., Кокурин А.В. Оценка межличностной совместимости военнослужащих на основе изучения иерархии качеств личности // Психология и право. 2018. Т. 8. № 1. С. 110-185. DOI: 10.17759/psylaw.2018080108. 56. Петров В.Е. Теория и практика психологического консультирования: учебное пособие. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2008. 144 с. 57. Петров В.Е. Психологическая поддержка в кризисных ситуациях профессиональной деятельности // Вестник МВД России / МВД России. М., 2008. № 4 (99). С. 64-68. 58. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Интеллектуальный социально-психологический тренинг: учебно-методическое пособие. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2010. 32 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Социально-психологический климат воинского коллектива как условие обеспечения боевой готовности подразделений 1.1. Понятие, составляющие, факторы и характеристики социально-психологического климата Центральной дефиницией настоящей выпускной квалификационной работы является понятие «социально-психологический климат». Проведем анализ этого феномена, а также основных факторов и характеристик. Методологические позиции по отношению к понятию «социально-психологический климат» несколько разнятся в социальной психологии, психологии менеджмента, военной психологии. Так, в отечественной социальной психологии впервые феномен психологического климата целостно описал Н.С. Мансуров. Анализируя личностные факторы повышения производительности труда, он обратил внимание на то, что «возникает социально-психологическая проблема организации хорошего «психологического климата в коллективе» и предложил пути создания благоприятного социально-психологического климата в производственных коллективах [10, С. 57]. Именно Н.С. Мансуров первым из отечественных социальных психологов разработал подходы к изучению морально-психологического климата в производственных коллективах. В психологии управления свое определение социально-психологического климата представил А.И. Китов. Вторит ему В.М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [17, С. 20]. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются принятыми. Третья климатическая зона – это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Одним из проявлений межличностных отношений в коллективе и, соответственно, важнейшим условием, определяющим успешность выполнения служебных задач, является социально-психологический климат, характеризующий эмоциональную сторону социального взаимодействия в процессе групповой деятельности. Социально-психологический климат – свойство коллектива, определяемое межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли; относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Он определяется как совокупность качеств и состояний, выражающих самочувствие каждого члена коллектива, степень удовлетворения индивидуальных потребностей и преобладание групповых настроений; представляет собой совокупность взаимообусловленных социально-психологических особенностей группы, в которых обнаруживается характерное для нее отношение к делу, друг к другу, доминирующее настроение, интеллектуальная и моральная атмосфера. В него входят не только взаимоотношения между членами коллектива, но и субъективные представления каждого об отношении к нему остальных военнослужащих. Важнейшая особенность социально-психологического климата состоит в том, что он дает обобщенную, интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни коллектива, так как объединяет в себе взаимодействие всего многообразия социальных, групповых и личностных факторов как условий трудовой деятельности. При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня: Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и сослуживцам. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается подразделение. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности. Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой военнослужащих в процессе службы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное состояние, в другой социально-психологический климат [6, С. 14]. В структуре социально-психологического климата выделяют две основные составляющие: отношение людей к деятельности, ради выполнения которой был создан коллектив, и их отношение друг к другу. В свою очередь, отношения друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском коллективе между рядовыми, сержантами, прапорщиками, офицерами и отношением по вертикали в системе руководства и подчинения. Следовательно, непосредственное контактное общение является не только неотъемлемым элементом жизнедеятельности любого коллектива, но и, по сути, наряду с деятельностью - основой его существования. Если говорить о взаимоотношениях военнослужащих в целом, то в их структуре можно выделить несколько сфер: служебную, общественно-политическую, неслужебную (бытовую), а также их неотъемлемый аспект - систему межличностных психологических отношений. Служебные отношения - важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни. Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Они официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же, как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.[11] Межличностные психологические отношения являются одной из сторон объективных отношений, оказывающей исключительно большое влияние на поведение военнослужащих. Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба и неприязнь) складывается порой стихийно. Однако роль межличностных отношений весьма значима для решения служебных проблем и задач, поэтому изучение структуры межличностных отношений военнослужащих нуждается в пристальном внимании и систематическом управлении со стороны командира подразделения. Психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций и чувств, которые существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения. Коллективное настроение – это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива - это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению со стороны командир. Коллективные потребности - это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в субъективную потребность большинства военнослужащих подразделения. Обогащению арсенала потребностей военнослужащих способствуют широта и гармония их отношения к воинской службе в целом, своей военно-профессиональной деятельности, командирам и начальникам, сослуживцам и др. Коллективные традиции - относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К их числу относятся служебные (боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд1 других. По отношению к коллективной деятельности психология коллектива представляет собой комплекс социально-психологических условий, которые обеспечивают процессы взаимодействия, общения, оказания помощи и поддержки, согласования совместных усилий при решении общих задач.[32] Практика показывает, что для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие факторы формирования психологического климата: а) общие, согласованные позиции членов коллектива по главным вопросам общественной жизни и военной службы, формирующиеся на основе морального единства воинов, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов; б) навыки взаимодействия и общения, как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормами и способами регуляции совместной жизни и деятельности; в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными Л чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга. Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражается обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления. Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются следующей характеристикой, которой выступает групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих, в совместной военно-профессиональной деятельности. Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности. В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Ее сущность заключается в эффекте сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень максимально возможной успешности совместной деятельности при минимальных затратах на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной деятельностью. Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, несении боевой службы и др.). Рассмотренные социально-психологические явления воинских коллективов и их обобщенные характеристики представляют собой лишь теоретическое содержание коллективной психологии. Командирам и начальникам же важно не только их знание, но и умение использовать его в своей военно-профессиональной деятельности. Таким образом, взаимоотношения во многом определяют психологическое состояние военнослужащих и воинских коллективов, характер взаимодействия воинов, социально-психологическую атмосферу. Сержантский (старшинский) состав ВС РФ обязан уделять постоянное внимание изучению и формированию здоровых взаимоотношений в подчиненных коллективах. Социально-психологический климат воинского коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. При этом социально-психологический климат коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности военнослужащих атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника. Именно от социально-психологического климата воинского подразделения во многом зависит успешность его учебно-боевой деятельности. 1.2. Влияние социально-психологического климата на успешность несения службы военнослужащим и боеготовность подразделения Коллектив воинского подразделения - это социальная форма организации людей в военном деле. Чем выше уровень его сплоченности и боевой слаженности, благоприятнее нравственный климат, тем шире его возможности, которые он создает для успешной службы всех военнослужащих в воинском подразделении [12,с.21]. Одним из важных условий, влияющих на уровень боевой готовности воинских частей (подразделений), является система взаимоотношений военнослужащих, основанная на дружбе и войсковом товариществе. Взаимоотношения воинов наряду с мнениями, настроениями и традициями являются одним из центральных компонентов психологии воинского коллектива. На их основе складываются и проявляются многие другие социально-психологические явления и процессы. Взаимоотношения, или межличностные отношения, являются элементом более сложной структуры социальных отношений. Для понимания места и роли межличностных отношений в воинском коллективе необходимо рассмотреть их социально-психологические основы и структуру, общую характеристику взаимоотношений между военнослужащими. Пожалуй, нет интересней и противоречивей социально-психологической проблемы, чем внутригрупповые взаимоотношения. Ее важность в современных условиях усиливается в связи с изменением привычно сложившихся связей и способов общения людей, в том числе военнослужащих Вооруженных Сил. Многие трудности, которые переживает сегодня Российская армия, в значительной степени можно преодолеть, если каждый военнослужащий поймет, что жить и служить нужно не только по уставу, который не может предусмотреть всех нюансов взаимоотношений воинов, а еще и по уму, по велению сердца. Поэтому младшим командирам следует глубоко разбираться в психологии взаимоотношений военнослужащих. Взаимоотношения (межличностные отношения) следует рассматривать как наиболее конкретную и определенную категорию психологии, так как особенности поведения человека в воинском коллективе, результаты его воинской деятельности вызывают определенные реакции со стороны других членов этой группы и формируют их систему. Кроме взаимоотношений в процессе деятельности можно выделить и другие сферы отношений: политические, производственные, служебные, правовые, экономические и др. Взаимоотношения отличаются от других сфер отношений прежде всего тем, что они характеризуются непосредственными контактами между людьми. Кроме этого, во взаимоотношениях проявляются индивидуальные свойства личности, сама же личность формируется в них и оценивается по результатам взаимоотношений с окружающими. В процессе взаимоотношений формируется социальный статус, общественная роль каждого члена коллектива. Взаимоотношения могут иметь как позитивную, так и негативную окрашенность. Взаимоотношения - специфический комплекс духовных связей, соединяющих членов коллектива чувствами уважения, товарищества, ответственности и другими, а также выработанными в совместном опыте навыками общения и группового выполнения различных задач [4,с.44]. Глава вторая Устава Внутренней службы ВС РФ «Взаимоотношения между военнослужащими» предписывает строить взаимоотношения на основе взаимного уважения, товарищества, дружбы и взаимовыручки, строгой дисциплины и сознательности, субординации и уставной требовательности [4,с.60]. К взаимоотношениям между командиром и подчиненным предъявляются следующие требования: внутренняя дисциплина, уважительное отношение, субординация, высокая требовательность, критическое отношение к себе, самоконтроль, доброжелательность, доступность и простота. Взаимоотношениям между военнослужащими, равными между собой по «горизонтали», присущи следующие черты: доброжелательность, взаимная требовательность, симпатия или антипатия (неприязнь), взаимные оценки, чувства и эмоции. Взаимоотношения каждого члена воинского коллектива со своими товарищами определяют его положение в неформальных микрогруппах, социально-ролевой статус и неформальную структуру коллектива. Как правило, в каждой группе есть один или несколько военнослужащих, к которым члены коллектива относятся с наибольшей симпатией, к их мнению прислушиваются и подчиняются их воле. Таких людей принято называть лидерами. Лидер (от англ. - «ведущий») - это авторитетный член коллектива или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидеры бывают формальными и неформальными [5,с.62]. Формальный лидер основывает влияние на членов группы своим правовым положением, регламентированным правовыми актами: законами, постановлениями, уставами, приказами и инструкциями. Неформальный лидер оказывает влияние на окружающих сослуживцев своими личностными особенностями: компетентностью, справедливостью, силой воли и характера, физическими данными, морально-нравственными и другими качествами. Авторитет (от лат. - «достоинство, сила, власть») - это признание группой лиц или коллективом личностных и деловых качеств кого-либо из своих членов, отражающее их способность влиять на положение дел в этой группе (коллективе) [23,с.88]. Следовательно, понятие «авторитет» сходно с понятием «лидерство». В каждом воинском коллективе имеется, как правило, несколько авторитетных людей. Они являются показателем духовного, психологического богатства коллектива, признаком его силы. Должностной авторитет состоит в том, что человек, обладающий им, воздействует на психику коллектива определенной властью, данной государством и должностными полномочиями [30,с.33]. Моральный авторитет всецело личностен и свидетельствует о доверии подчиненных своему младшему командиру, уважении его как начальника и человека. Это главный вид авторитета младшего командира (начальника). В нем наиболее полно сосредоточены значимость и ценность человека-руководителя. Поэтому высокая ответственность возлагается на младших командиров за их личный нравственный облик. Практика показывает, что ошибка многих из них заключается в том, что они преимущественно опираются на должностной авторитет и пренебрегают нравственной требовательностью к себе. Профессиональный авторитет является показателем компетентности сержанта (старшины) в воинской деятельности. Обладая высоким моральным и профессиональным авторитетом, младший командир способен умело обучать и воспитывать подчиненных, мобилизовать их на выполнение стоящих задач, налаживать здоровые взаимоотношения в воинском коллективе [14,с.90]. Одним из условий авторитетности младшего командира является высокий уровень знания сущности и содержания социальных явлений, происходящих в малых группах (коллективах). К таким явлениям относятся: конфликты; социально-психологический климат; сплоченность и другие социальные явления. Кратко рассмотрим их. Конфликт - это столкновение сторон, мнений, сил, внешняя стадия развития противоречий в системе взаимоотношений. Конфликт характеризуется усилением противоположных интересов между людьми. Он формируется в конкретной ситуации. В первичных коллективах - микрогруппах конфликты отражают столкновение групповых норм и ролевых позиций. Предметом конфликта здесь могут быть различные аспекты служебной и внеслужебной деятельности. Конфликты могут носить конструктивный (борьба за внедрение чего-либо передового) и деструктивный характер. Последние существенно снижают эффективность деятельности, создают нездоровый социально-психологический климат. Как правило, в подразделениях могут складываться отношения товарищеской близости или индивидуальной разобщенности, ответственной зависимости или безликого равнодушия. Взаимоотношения воинов несут на себе печать верности традициям, оберегаемым членами воинского коллектива. Что же касается форм коллективного воздействия, то к наиболее значимым относят контактную активацию, давление, одобрение действий воина, признание правильности или, наоборот, неправильности его поведения. Каждая из этих форм нацеливает члена воинского коллектива на признание целесообразности и безусловной правильности традиционного стиля взаимоотношений. Так, контактная активация чаще всего принимает форму единичной демонстрации какого-либо образца поведения, постепенного признания его несколькими военнослужащими, дальнейшего распространения между военнослужащими с захватом всего воинского коллектива. Помимо контактной активации в коллективе действует механизм психологического давления (или принуждения). Оно выступает в виде прямого (порою достаточно жесткого) требования «поступать только так, и никак иначе!» Член коллектива попадает в рамки своеобразных ограничений, господствующих в сфере взаимоотношений. Эти «ограничения» отождествляют с правилами: нельзя «быть нечестным», «противопоставлять себя коллективу» и другими. В результате член коллектива попадает под «психологический прессинг» и в силу этого корректирует взаимоотношения с товарищами, подчиненными и начальниками. Воинский коллектив - организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством единоначальника. В своем развитии воинский коллектив проходит определенные стадии. Чаще всего из них выделяют три основных: социального единства, войскового товарищества и социальной зрелости. Первая, начальная стадия развития воинского коллектива (стадия социального единства) характеризуется тем, что находясь на ней, военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий. Эта стадия проходит не всегда легко. Как правило, возникают определенные трудности в сплочении коллектива. Нередки случаи, когда одна небольшая группировка безнравственных военнослужащих становится источником неуставных взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива. Поэтому офицер должен не только контролировать процессы, проходящие на данной стадии, но и принимать непосредственное участие в сплочении коллектива. Оказывая на формирования психологического климата. На второй стадии (стадии войскового товарищества), как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая не мыслима без коллективного мнения и настроения, взаимоотношений и сплоченности, дисциплинированности и коллективных привычек. На этом этапе психологический климат приобретает свой собственные для данного подразделения черты, между военнослужащими и офицером устанавливаются служебные и личные отношения. При развитии отношений на данном этапе офицер должен активно использовать боевые, служебные, спортивные, бытовые традиции, которые становятся привычными нормами поведения большинства воинов и способствуют достижению высоких результатов в службе. На третьей стадии социальной и боевой зрелости достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентации воинского коллектива.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg