Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

irina_krut2020 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2020
Цель исследования - изучить условия, методы и приемы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: 1. Изучение и анализ литературы по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; 2. Выделение психолого-педагогических аспектов подготовки детей к обучению в школе; 3. Изучение методов и приемов подготовки детей к обучению в школе. Объект исследования: процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Предмет исследования: условия, методы и приемы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Введение

Актуальность исследования. Проблема личностной готовности детей к обучению в школе является не только научной, но, прежде всего, реально-практической, жизненной и острой задачей, еще не получившей своего окончательного решения. Долгие годы считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его интеллектуального развития. Однако на современном этапе готовность к школьному обучению рассматривается как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Родители часто не могут понять, почему ребенок, умеющий читать, писать, считать, вдруг оказывается не готов к школьному обучению. Большинство детей мечтают пойти в школу, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. Наиважнейшей задачей системы воспитания старших дошкольников является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения активизируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. В комплексе психолого-педагогической готовности к школе выделяют три компонента: интеллектуальную готовность, личностную готовность и волевую. Практическая значимость данной курсовой работы, заключается в пользе работы для общества, которая послужит базой для формирования новых механизмов и регулирования учебным процессом , на основе моих исследований. Социальная значимость данной работы обусловлена возрастанием социальной значимости педагогических кадров как составной части педагогической системы и насущностью в разработке технологии педагогического управления процессом формирования социального опыта старших дошкольников. Научная значимость исследования состоит в следующем: на основе личностно-деятельностного и аксиологического подходов обосновано, что процесс формирования ответственности у старших дошкольников, рассматриваемый с позиций гуманной педагогики, ориентирует ребенка на нравственные ценности и готовность к ответу с учетом личностной позиции. Особое значение в этой структуре имеет интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению, поиск наиболее эффективных средств, формирование которой в образовательном процессе дошкольного учреждения обладает непреходящей актуальностью. На сегодняшний день одним из перспективных средств такого формирования выступают игры с правилами, возможности которых в практике детского сада реализуются далеко не полностью.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы подготовки к школе старших дошкольников 5 1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 5 1.2 Сущность понятия «школьная готовность и ее основные составляющие» 12 2 Экспериментальная работа по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у старших дошкольников с использованием игр с правилами 18 2.1 Диагностика уровня сформированности интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению 18 2.2 Этапы формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению с использованием игр с правилами 22 2.3 Результаты контрольного эксперимента 25 Заключение 29 Список использованной литературы 31
Список литературы

1 Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. - 2018. - №10. - С. 19–25. 2 Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, 2005. №8. С. 66–74. 3 Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2010. №12. С. 17-20. 4 Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С. 111-113; С. 118-120. 5 Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет : б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.: ил. 6 Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С.104-109. 7 Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2010. - 295 с. 8 Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Т. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2014,-271 с. 9 Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры /А.В. Запорожец. - М.: 2017. 10 Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога : психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд. - Ростов н /Д: Феникс, 2018. - 568 с.: ил. 11 Леонтьев А.А. Психология общения : учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.А. Леонтьев. - 4-е изд. - М.: Академия, 2017. - 368 с. 12 Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения : / М.И. Лисина; - М.: Педагогика, 2016. - 144 с. 13 Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении : / М.И. Лисина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 276 с. 14 Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2015 15 Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю. Готовность к обучению. – Арзамас: АГПИ, 2017. – 80 с. 16 Подготовка детей к школе в детском саду /Под ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой. - М., 2017. - 224 с. 17 Рыбина Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2011, №8. С. 25–28.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы подготовки к школе старших дошкольников 1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст – это период осознанных открытий и познавательной активности. На его протяжении постепенно углубляются и расширяются знания и представления детей, происходит их обобщение. «Ребёнок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Также он осваивает способы получения знаний. У ребёнка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребёнком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития» [6, с. 59]. Старший дошкольный возраст также характеризуется активным развитием игровой деятельности, особенно сюжетно-ролевой игры, которая в этот период входит в свой расцвет. «Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей по содержанию и интонационно взятой роли [4, с. 67]. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется, в нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может в ходе игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее» [4, с. 212]. Групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает способность ребёнка координировать свои действия с другими детьми. Поэтому к старшему дошкольному возрасту он научается общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения, разрешать конфликты с помощью речи. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7–10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним [6, с. 87]. Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых. Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны [1, с. 65]. Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах [8, с. 99]. Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия». В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей об окружающем мире. В старшем дошкольном возрасте продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000–1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий [4, с. 77].В этом возрасте активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон, развивается связная речь [7, с. 89]. Происходит совершенствование связной, монологической речи. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р]. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами. Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть [2, с. 39]. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я [9, c. 97]. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров. Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития. Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений. Сама природа, как будто подсказывает, что пора переходить к активному образовательному процессу, который бы со всех сторон охватывал совершенствование личности, вырабатывал различные индивидуальные черты характера у ребенка старшего дошкольного возраста. Особенности самой деятельности детей дошкольного возраста, равно как и стремление к всестороннему совершенствованию, характеризуются ярким проявлением все новых потребностей. Дети группы старших дошкольных лет стремятся расширить знания о тех предметах или явлениях, которые они лично не наблюдали. Вот на этом этапе их начинает волновать взаимосвязь, которая существует во взаимоотношениях между тем, что они наблюдают. То, насколько глубоко они проникают в изучение данной взаимосвязи, и является определяющей, насколько активно и целенаправленно происходит гармоничное формирование личности. Следующий фактор, который является наиболее важным этапом перехода ребенка группу старшего дошкольного возраста – осознание собственного старшинства над другими малышами в группе и саду в целом. [8, с. 67]. Проявление ощущения «взрослости» способствует формированию более взвешенного подхода к восприятию окружающей действительности. А это во многом помогает решению различных задач при качественно новом подходе и независимо от достижения определенного возраста. Также совершенствуется и уровень практической деятельности, повышается качество общения. Задача воспитателей – активно поддерживать детей в 5–7 лет на данном этапе, помочь понять это новое состояние и правильно направить его в нужное русло. Возможности по развитию самостоятельности ребенка, проявлению творческих проявлений, разумной инициативы, на этом этапе действительно безграничны. Создание таких ситуаций, при которых для детей 5–7 лет потребуется активное применение имеющихся уже умений и знаний, позволяет им успешно развиваться [5, c. 84]. Постепенно растет уровень сложности задач, что приводит к выработке определенных черт характера: воспитание силы воли; стремление во что бы то ни стало преодолеть те или иные трудности; доведение любого начатого дела до конца; выработка навыков в поиске все новых, наиболее оптимальных решений, в том числе и творческих. Ответственным этапом является выработка самостоятельного решения задач различной степени сложности, а также способность находить несколько вариантов и выбирать один. При подготовке детей к обучению в школе необходимо учитывать особенности старшего дошкольного возраста, их активное и всестороннее развитие. 1.2 Сущность понятия «школьная готовность и ее основные составляющие» Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность ребенка к школе» входят три составляющие: 1) готовность физиологическая, 2) готовность психологическая, 3) готовность социальная или личностная. Все составляющие тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности обучения. К тому же «готовность к обучению в школе» – понятие, в равной степени зависящее от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды, а разные стороны проявления готовности в различных формах активности. Самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность, умение взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем ввиду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения. Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит (т.е. все параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее). Следует также отметить успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному воспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с новыми учебными нагрузками. В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам; сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость. Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – роди школьника – и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью. Школьник должен быть готов к взаимодействию со сверстниками, со взрослыми, а также, уметь контролировать себя и ставить какие-то ограничения. К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья. [6, с. 67]. Зачастую отсутствие этого компонента психологической готовности ребенка к школе выражается в его неспособности сделать домашнее задание в паре. Обычно это ярко выражено у детей, не ходивших в детский сад, и не имеющих достаточного опыта общения со сверстниками – в том числе, и опыта разруливания конфликтных ситуаций и принятия совместных решений. Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную готовность к школе, родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться. Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе. Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. [9, с. 12]. Психологическая готовность ребенка к школе предполагает сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления), сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного восприятия, познавательной активности, познавательных интересов. Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению. Готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта, важен не столько объём тех сведений и знаний, который имеет ребенок, сколько их качество, степень осозности, четкость представлений. Особое значение в психологической готовности к школе, имеют способности и предпосылки в овладении знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки '' вводными навыками «. Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создать условия для развития моторики и особенно движение руки пальцев. Ещё раз подчеркнем, необходимость в развитии способности слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказать, проводить зрительное сопоставление, подчеркнем важность не объёма знаний, а качество мышления. [3, с. 17]. Определение уровня готовности должно быть основанием не только для, выбора оптимального, наиболее подходящего для ребенка варианта обучения организации учебного процесса, но и для прогнозирования возможных школьных проблем, определение форм и методов индивидуализации обучения. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Школьная жизнь требует от ребёнка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить, и т.д.), они служат для организации учебной работы учащихся (содержать тетради и учебники в порядке, делать записи определённым образом и т.д.), регулируют отношения учеников между собой и с учителем. [2, с. 23]. Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу – основные показатели сформированности произвольного поведения. Его развитие Д.Б. Эльконин считал более важной составляющей готовности к школе. Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребёнком при приёме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым ребёнком, учитывая его индивидуальные особенности [8, c. 25]. Итак, подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу. Готовность ребёнка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность. При приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса важно учитывать знания о психологических особенностях детей 6–7-летнего возраста. В общем, ребенок поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, так как обучение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом. В процессе такой работы происходит выделение существенных свойств вещей. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, без знания направлений пространства. Так, учитель может предложить провести линию «наискось от левого верхнего к правому нижнему углу» или «прямо вниз по правой стороне клетки» и т.п. Представление о времени и чувство времени, умение определить, сколько его прошло – важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения заданий в указанный срок [8, с. 59]. Особенно высокие требования школа предъявляет к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Старший дошкольный возраст – это период осознанных открытий и познавательной активности. На его протяжении постепенно углубляются и расширяются знания и представления детей, происходит их обобщение. Подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу. ? 2 Экспериментальная работа по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у старших дошкольников с использованием игр с правилами 2.1 Диагностика уровня сформированности интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению Цель констатирующего эксперимента - определение начального уровня интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Данный диагностический эксперимент проведен на группе детей старшего дошкольного возраста в количестве 12 человек. Возраст детей - от 6-6,5 лет месяцев. Из них шесть мальчиков, шесть девочек. В целях исследования использована методика «Образец и правило», разработанная Л. А. Венгером. Эта методика направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов, также позволяет оценить уровень развития наглядно-образного мышления. Материал: лист с заданиями, которые раздаются детям (на обратной стороне указываются данные о ребенке – фамилия, имя, возраст). Задание: детям необходимо соединить на листе бумаги точки, чтобы получить рисунок-образец. За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов: - в случае если в задаче нарушено правило и неверно воспроизведен образец, ставится 0 баллов; - в случае если нарушено правило, но безошибочно воспроизведен образец, ставится 1 балл; - в случае если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, тоже ставится 1 балл. - в случае если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла. Если при выполнении какой-либо задачи ребенок провел хотя бы одну линию не между заданными точками, за эту задачу ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, выполнение задания также оценивается в 0 баллов. Погрешности в проведении линий не учитываются, они не снижают оценку (кривые, дрожащие линии и т.п.)
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg