Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Формирование компетенций учащихся основной школы во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.

irina_krut2020 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.04.2020
Объект исследования – внеурочная спортивно-оздоровительная работа. Предмет исследования – формирования компетенций во внеурочное время спортивно-оздоровительного направления у учащегося основной школы Цель исследования – создание программы по организации внеурочной спортивно-оздоровительной работы как основы для формирования компетенций в основной школе Рабочая гипотеза: предполагается, что создание программы по орга-низации внеурочной спортивно-оздоровительной работы в основной школе будет способствовать формированию компетенций у учащихся основной школы. Практическая значимость - предлагаемая программа может приме-няться во внеурочной работе в общеобразовательной школе с целью сохра-нения и укрепления здоровья школьников. Программа опирается на компе-тенции, которыми должен овладеть учащийся основной школы Положения, выносимые на защиту: 1. Теоретическое обоснование программы по организации внеурочной спортивно-оздоровительной работы как основы для фор-мирования компетенций в основной школе в процессе физического воспитания учащихся с целью сохранения и укрепления их здоровья. 2. Результаты исследования исходных показателей физиче-ского развития учащихся основной школы. 3. Экспериментальная программа по организации внеурочной спортивно-оздоровительной работы как основы для формирования компетенций в основной школе. Структура и содержание выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заклю-чения, выводов и списка литературы. Объем работы составляет ____ страницы. В работе использовано ____ источников научной и методической литературы, из них современных
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время развернулась ак-тивная работа по реализации положений Болонской декларации в системе общего (Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.). Имеется в виду введение в действие государственных образова-тельных стандартов общего, высшего и среднего профессионального обра-зования третьего поколения, учебных планов и программ на основе компетентностного подхода. «Важной составной частью государственной политики является фор-мирование здорового образа жизни подрастающего поколения и развитие двигательной активности школьников» (Концепция развития ФК и С- 2005 г.) В нормативно-документальных актах, раскрывающих направления модернизации российского образования (Закон РФ «Об образовании (2013)», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.», «Стратегия модернизации содержания общего образования») предусматривается результативная общекультурная подготовка выпускника школы в русле компетентностного подхода, что обусловило необходимость не только обоснования общекультурной компетентности, но и разработки технологии ее формирования, обновления содержания педагогического процесса. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации образовательной области «Физическая культура» чрезмерно высока, поскольку, согласно данным Минздрава РФ по анализу здоровья детей, поступающих в школу, здоровыми учащимися являются всего 12%, 50% имеют различные функциональные нарушения, 38% хронические заболевания. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых - формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной де-ятельности и личной ответственности обучающихся. Федеральный компонент государственного стандарта, в том числе и по физической культуре, разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания: в основной школе содержание образования ориентируется на профилактику и укрепление здоровья учащихся, коррекцию физического развития и повышение функциональных возможностей основных систем организма, развитие физических качеств и физических способностей, обучение техническим действиям из базовых видов спорта и комплексам физических упражнений оздоровительной направленности, формам организации индивидуальных занятий физической культурой (1). Обсуждается специалистами разных областей. Идеи модернизации об-разования на компетентностной основе активно обсуждаются специалистами. Разрабатываются формы реализации компетентностной модели образования, стандарты нового поколения (А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, Е.Н. Бондаревская, Л.Ф. Иванова, А.М. Кондаков, В.В. Сериков); решаются проблемы отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов с позиций компетентностного подхода (Д.А. Иванов, Г.С. Ковалева, В.В. Краевский, В.В. Лебедев, О.Е. Лебедев, К.Г. Митрофанов, А.А. Пинский, И.Д .Фрумин, С.Е. Шишов). Большое внимание уделяется изучению зарубежного опыта, проблемам и перспективам реализации компетентностного подхода в отечественном образовании, месту компетентностного подхода среди других подходов (А.Л. Андреев, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, В.В. Гузеев, В.К. Загвоздкин,). Однако, как показывает анализ литературных источников и мнения различных авторов, не в полной мере отражены вопросы формирования компетенций в основной школе средствами внеурочной спортивно-оздоровительной работы. Социальный аспект. Актуальность темы обусловлена тем, что необ-ходимостью укрепления здоровья учащихся и правильностью физического развития путем использования различных форм, в том числе и внеурочной. Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. Здоровье человека рассматривается в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками, энергетическим потенциалом и образом жизни (Васьков Ю.В., Пашков И.М., 2004). Малоподвижный образ жизни ведет к недостаточной физической нагрузке, вызывая ряд тяжелых заболеваний. К этому же приводят многочисленные психические раздражители, нерациональное питание, перегревание, неправильное дыхание и т.д. (Алтер М.Д., 2011). Теоретический аспект. Актуальность темы обусловлена тем, что указывается формирование компетенций учащихся во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, которые разработаны (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Методический аспект. Актуальность темы обусловлена тем, что обу-словлена методами и формами на основе соответствующей компетентност-ной модели благодаря которым учащийся должен овладеть компетенциями. Разностороннее определение уровня формирования компетенций возможно на основе соответствующей компетентностной модели – описания того, ка-ким набором компетенций должен обладать современный учащийся основ-ной школы, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть готов и какова должна быть степень его подготовленности (Пищова А.В., 2010). Указанные аспекты актуальности позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в оценке уровня сформированности компетенций во время внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.
Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы..……8 1.1. Формирование компетенций у учащихся основной школы как психолого-педагогическая проблема…………………………………8 1.2. Особенности физического и психического развития учащихся основной школы…………………………………………………….....17 1.3. Организация внеурочных мероприятий как средство формирования ключевых компетенций учащихся основной школы…………25 Глава 2. Задачи, методы и организация исследования…………..35 2.1. Задачи исследования……………………………………………....35 2.2. Методы исследования……………………………………………..35 2.2.1. Анализ научно-методической литературы………………….....35 2.2.2. Социометрия…………………………………………………......36 2.2.3. Педагогическое тестирование……………………………….....38 2.2.4. Педагогический эксперимент…………………………………...39 2.2.5. Методы математико-статистической обработки………………39 2.3. Организация исследования……………………………………….40 Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение……………...41 3.1. Результаты исследований уровня сформированности компетенций у учащихся основной школы……………………………………………...41 3.2. Показатели физической подготовленности у учащихся в период проведения педагогического эксперимента…………………………………..48 3.3. Программа внеурочных мероприятий спортивно-оздоровительной работы школы, направленная на формирование компетенций у учащихся..51 Заключение………………………………………………………………59 Выводы…………………………………………………………………...60 Список литературы…………………………………………………….61 Приложение……………………………………………………………...65
Список литературы

1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заве-дений. М.: Академия, 2012. 206 с. 2. Апанасенко Г.Л. Валеология на рубеже веков // Валеология. 2000. № 1. С. 4 - 11. 3. Аршинская Е.Л. Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состоя-ние школьников //Вестник Томского государственного педагогического университета, 2014. № 5(146). С. 58-64 4. Бальсевич В. К. Развитие российской спортивной науки: проблемы и пути решения //Теория и практика физической культуры. 2012. № 6. С. 9 – 12. 5. Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса //Теория и практика физической культуры. 2011. №4. С.9-10. 6. Баранов A. A. Физическое развитие детей и подростков на рубеже ты-сячелетий. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2015. 216 с. 7. Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей //Вестник практическойпси-хологии образования . 2011. № 1. C. 16-21. 8. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 2012. 288с. 9. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта //учебник для студентов ВУЗ и ФФК. Киев: Олимпийская литература, 2012. 293с. 10. Востриков В.А., Рузаев М.М. Физкультурное образование: сегодня состояние и направленность на формирование личности //Редакция журнала «Среднее профессиональное образование». 2014. №4. С. 3-6. 11. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка: Москва: Физкультура и спорт, 2012. 64 с. 12. Доможирова О. Н., Изман А. А., Сиденко А. С Развитие профессиональной компетентности педагогов средствами проблемного педсовета по теме «Введение ФГОС второго поколения в основной. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014 13. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности. М.: Советский спорт, 2015. 195с. 14. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г. 15. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. 40 с. 16. Карасева А.В. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств . М.: Лептос, 2014. 368 с. 17. Козин А.М. Формирование культуры здоровья личности в современном образовании //Здоровьесберегающее образование. 2009. С. 42-47. 18. Компетентностный подход в педагогическом образовании. /Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой – СПб, 2004 г. 19. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб.для студ. высших учеб. заведений. М.: Советский спорт, 2003. 464 с. 20. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей. М.: Советский спорт, 2014. 262 с. 21. Лесгафт П.Ф. О физическом образовании в школе //Русская школа. 2015. № 7 – 12. С. 32. 22. Лубышева, Л.И. Спортизация общеобразовательной школы новый вектор отбора и подготовки олимпийского резерва //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 3. С. 8–10. 23. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа //Теория и практика физической культуры. 2015. № 25. С. 10-15. 24. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема //Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6648 (дата обращения: 16.05.2017). 25. Манжелей И.В., Чернякова С.Н. Формирование физкультурных компетенций у бакалавров в образовательной среде вуза //Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. № 9. С. 10-12. 26. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы здорового образа жизни: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования. 3-е изд., испр.: Издательский центр «Академия», 2013. 256 с. 27. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры //Теория и практика физической культуры. 2015. № 4. С. 25. 28. Пащенко А.Ю. Основные компоненты здорового образа жизни в системе общечеловеческих ценностей //Среднее профессиональное образование. 2014. № 6. С. 52-53. 29. Пащенко А.Ю. Педагогические условия организации учебной и внеучебной здоровьеразвивающей деятельности учащихся: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2012. 23с. 30. Пащенко А.Ю. Проблема развития здоровьеразвивающей, физкультурно-игровой деятельности учащихся в теории и практике педагогики //Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения: Матер. всеросс. науч.-практ. конф. (Новокузнецк, 17-18 марта 2011 года) /под ред. И.Л. Левиной. Новокузнецк, 2011. С. 81-83. 31. Пащенко А.Ю., Шалаев В.А. Формирование культуры здоровья учащейся молодежи //Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Матер. II Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Нижневартовск, 30 марта 2012.) /Отв. ред. А.А. Клетнева. Нижневартовск, 2012. С. 287-289. 32. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации. М.: Советский спорт, 2005. 820 с. 33. Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности. М.: Физическая культура, 2014. 255с. 34. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования. М.: Советский спорт, 2014. 278с. 35. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: учебно-методическое пособие. М.: Советский спорт, 2015. 141 с. 36. Сентизова М.И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности: автореф. дисс…канд. пед. наук. Якутск, 2008. 24 с. 37. Скрябина М.Г. Развитие ключевых компетентностей учащихся во внеурочное время. – Пермь: МОУ «СОШ№ 94» - ПГПУ, 2007. - 62 с 38. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. СПб.: Санкт- Пб ГУПМ, 2012. 118 с. 39. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ. высш. и средних учеб. заведений физ. культуры. М.: Академия, 2013. 480 с. 40. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Народное образование. 2013. № 2. С. 58–64
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы. 1.1 Формирование компетенций у учащихся основной школы как психолого-педагогическая проблема Современное российское образование стоит перед решением задачи, которую рассматривают образовательные системы всех развитых стран - формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования. Эта задача была поставлена государством и международными организациями перед образованием стран Западной Европы (список компетентностей, провозглашенных Советом Европы, 1997 г.), Балтии (Эстония, 1998 г.), Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Компетентностный подход, который сформировался и получил широ-кое развитие в педагогике в настоящее время активно разрабатывается и применяется в области управления персоналом, организационной психологии и др. (Хуторской, А.В., 2013). Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Хуторской, А.В., 2013). К числу таких принципов относятся следующие положения: 1. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах дея-тельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. 2. Содержание образования представляет собой дидактически адаптиро-ванный социальный опыт решения познавательных, мировоззренче-ских, нравственных, политических и иных проблем. 3. Смысл организации образовательного процесса заключается в созда-нии условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нрав-ственных и иных проблем, составляющих содержание образования. 4. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уров-ней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения. Компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных функций, социальных ролей, компетенций. Значимые элементы компетентностного подхода в образовании: ? прообраз современных представлений компетентностного подхода ? идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования; в этой связи, компетенции рассматри-ваются как сквозные, вне- над- и метапредметные образования, инте-грирующие как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения; ? категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения); (Хуторской, А.В., 2013) ? внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция (совокупность взаимосвязанных качеств личности, зада-ваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов) и компетентность (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности); ? образовательная компетенция понимается как совокупность смысло-вых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности уче-ника по отношению к определенному кругу объектов реальной дей-ствительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности; ? дифференциация образовательных компетенций: личностные (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); предметные (формируемые в рамках отдельных предметов); ? формулировки компетенций и их систем представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система компе-тенций, так и собственно российские классификации, в составе кото-рых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования. В соответствии с этой научно-методической базой понятие «компе-тентность» характеризует способность персонала реализовывать имеющуюся квалификацию (знания, умения и навыки определенного профессионально уровня) при решении производственных задач. В Федеральной концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Таблица 1 Различия традиционного и компетентностного подходов в образовании Традиционный Компетентностный Главная идея: знания приводят к личност-ному успеху. Главная идея: к личностному успеху приво-дит опыт самостоятельного решения про-блем. Решение проблем рассматривается как спо-соб закрепления знаний. Решение проблем – смысл образовательной деятельности. Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материа-ла. Уровень образованности человека тем вы-ше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в ко-торых он способен действовать самостоя-тельно. Смысл компетентностного подхода в том, что учащийся должен осо-знавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Исходя из выше сказанного следует, что компетентность – это непо-средственный результат образования, который выражается в овладении уча-щимся определенным набором (меню) способов деятельности. Существуют понятие «компетенция» и «компетентность». Каждый ав-тор по-разному трактуют данные понятия. Н. И. Алмазова определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность – это качественное использование компетенций (Алмазова Н. И., 2013). Таблица 2 Сравнение результатов компетентностного образования с традиционным Результат традиционного образования Результат компетентностного образования Знания – это информация, присвоенная человеком Существует в форме деятельности (ре-альной или умственной), а не информа-ции о ней. Умения – это подготовленность к прак-тическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и созна-тельно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершен-ствуясь и автоматизируясь, превраща-ются в навыки Совершенствуется не по пути автомати-зации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями Навыки – это действия, выполняемые автоматически Деятельность всегда осознана, а не вы-полняется автоматически И. С. Фишман считает, что «компетенция выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели». Согласно И. С. Фишман, «компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия». Его значение состоит в том, что: а) овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности; б) формируется персональный «ресурсный пакет», который составляет второй после самоуправления слой, необходимый для формирования компетенции; в) компетентности ценны как результат образования сами по себе - набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям; г) именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса работодателей, который может быть актуален на протя-жении определенного времени, а затем должен корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации. Согласно другой позиции, «компетенция» и «компетентность» диффе-ренцируются. Хотя к настоящему времени и при различении понятий в их трактовках нет единства. Так, например, в «Стратегии модернизации образования» выделяется новое осмысление целеполагания и результативности процесса воспитания и обучения, поскольку результатом образования теперь признается «не система знаний, умений и навыков, а набор компетенций в различных сферах». Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность - умение использовать полученные личные и про-фессиональные знания и навыки в практической деятельности. Понятие «компетенция» включает: - знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. - навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. - способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. - стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. В поведении проявляются наши ценности, этика, убеждения и реакция на окружающий мир. - усилия - это сознательное приложение в определенном направлении мен-тальных и физических ресурсов. И.А. Зимняя считает этот процесс вполне закономерным, поскольку «внедрение компетентностного подхода обусловлено общеевропейской, да и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики, и в частности, неуклонно нарастающими процессами «архитектуры европейской системы высшего образования» (Зимняя И.А., 2014). Образовательные компетенции – это требования к образовательной подготовке, выраженные совокупностью знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Один из первых исследователей компетентностного подхода в Рос-сии В.И. Байденко рассматривает его в качестве «инструмента усиления со-циального диалога школы с миром труда, средством углубления их сотруд-ничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия» (Байденко В.И., 2003), что соответствует условиям современной экономической ситуации и способствует быстрой социализации и адаптации учащихся к требованиям общественной жизни. И.А. Зимняя выделяет четыре основных аспекта профессиональных компетентностей: ? базовый (интеллектуальные способности и возможности); ? личностный (нравственные и волевые качества); ? социальный (взаимодействие с другими людьми, а также работа с ис-точниками информации); профессиональный (способность продуктив-но решать профессиональные задачи) (Зимняя И.А., 2014). И.А. Зимней также разработана система компетентностей, отражающая три направления взаимоотношений человека: человек как личность и субъект жизнедеятельности, человек и другие люди, человек и деятельность (Зимняя И.А., 2014). Естественно, владение компетенциями является основой любой профессиональной деятельности. А.В. Хуторской подчеркивает сущностный характер компетенции, ее целевую, нормативную направленность. Компетентность, по мнению учено-го, есть «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельность» (Хуторской А.В., 2013). Иными словами, под компетентностью понимается качество личности, активно проявляющееся в результате освоения ею компетенций. На основе анализа профессиональной педагогической деятельности А.В. Хуторским раскрыто содержание следующих компетенций: ? ценностно-смысловой, отражающей социальную и профессиональную позиции педагога, систему его педагогических ценностей; ? общекультурной, включающей систему знаний и опыта деятельности, связанных с реализацией культурологического подхода в образовании; ? учебно-познавательной, предусматривающей освоение познавательной и учебной деятельностями; ? информационной, обеспечивающей владение навыками работы с ин-формацией, а также информационными и коммуникационными техно-логиями; ? коммуникативной, включающей освоение необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; ? социально-трудовой, предусматривающей освоение знаний и опыта гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении; ? личностного самосовершенствования, предполагающей освоение спо-собов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки (Хуторской А.В., 2013) Компетенция и опыт неразрывно связаны между собой, так как невоз-можно овладеть компетенцией без опыта. Здесь важным становится обучение и приобретение знаний. Составляющими компетенции является образование, интеллект, лич-ностные навыки и умения. Выявить и оценить профессиональные компетенции можно с помощью устойчивых эффективных форм поведения, которые, будучи присущи отдельным сотрудникам, позволяют им выполнять свою работу на высоком уровне качества. Формирование вышеуказанных навыков и знаний было принято и в советской школе среднего и высшего звена, но на современном этапе была принята новая формулировка знаниево-информационной системы, появились новые термины – «компетенции», «физкультурный тезаурус» и т. п., которые активно стали использовать в образовательном пространстве. Стержнем в структуре физической культуры школьников является мо-тивационный компонент, возникающие на основе потребностей. Мотивы определяют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности. Потребность в физической культуре – главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Имеющая широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках, в общении эмоциональной разрядке, самоутверждении, укрепле-нии позиции своего «Я» в познании, улучшении качества знаний и умений. И.А. Зимней также разработана система компетентностей, отражающая три направления взаимоотношений человека: человек как личность и субъект жизнедеятельности, человек и другие люди, человек и деятельность (Зимняя И.А., 2011). В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. Проанализировав литературные источники по вопросам проявления ключевых компетенций в процессе изучения учебного предмета «Физиче-ская культура», нами была определена их социальная и личная значимость для обучающихся (Приложение 1). Для формирования физкультурных компетенций учащихся необходи-мы следующие условия: наполнение среды образовательного учреждения микросредами различной модальности (элективные курсы, секции, факультативы, спартакиады, конкурсы и др.); информатизация среды; интеграция учебной и внеурочной работы (научной, воспитательной, художественно-эстетической, спортивно-массовой); внедрение модульно-рейтинговой системы и метода проектов; организация различного рода практик в социокультурной среде города. Следовательно, организация физического воспитания предполагает создание такой физкультурно-спортивной среды, которая была бы насыщена различными микросредами и стимулами, побуждающими студента к поиску собственных результатов внеурочной деятельности, была благоприятна для проявления и самовыражения его индивидуальности средствами физической культуры и массового спорта. Формирование ключевых компетенций требует от учителя определенной программы действий (Приложение 2). Основное назначение общих компетенций - обеспечить успешную со-циализацию выпускника. Не существует единого согласованного перечня общих компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ об-щества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. 1.2 Особенности физического и психического развития учащихся основной школы В России ухудшение здоровья детей школьного возраста признано не только медицинской, но и педагогической проблемой. Среди причин этого выделяется образ жизни семей, где воспитываются дети. Во многих семьях обнаруживаются так называемые факторы риска, среди них можно выделить неправильное питание, пониженную физическую активность, курение, хронические инфекционные заболевания, злоупотребление наркотиками, алкоголем. Зачастую в семье наблюдается сочетание нескольких, а не одного, факторов (Баранов A.A., 2015). У родителей и учащихся не сформировано правильное отношение к своему здоровью, что можно объяснить недостаточной пропагандой меди-цинских и педагогических знаний о здоровом образе жизни. Известно, что уровень здоровья человека зависит от следующих факторов: социально-экономических, наследственных, деятельности системы здравоохранения, экологических. Одна из главных ролей в формировании и сохранении здоровья принадлежит все же самому человеку, его ценностям, его образу жизни, установкам, отношений с окружением, степени гармонизации его внутреннего мира. В большинстве случаев современный человек часто перекладывает ответственность за свое здоровье на медицинских работников. Он равнодушен по отношению к своему организму, не отвечает за здоровье собственного организма и свои силы, и вместе с этим не старается понимать и исследовать свою душу. Человек занят лечением болезней, а не заботой о здоровье, что и приводит к увяданию здоровья на фоне существенных успехов медицины. На самом деле, сохранение и укрепление здоровья должно стать обязанностью и потребностью каждого человека (Александровская Э.М., 2012). Первоочередной задачей для улучшения здоровья должно стать не развитие медицины, а целенаправленная, сознательная работа человека по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, по развитию и восстановлению жизненных ресурсов, когда здоровый образ жизни будет являться потребностью (Борисова М.М., Горелова В.В., 2012). К.В. Динейка (2012) пишет, что быть здоровым это абсолютно естественное стремление человека, и следует рассматривать в качестве основной задачи, стоящей перед человеком для сохранения его здоровья, творение здоровья, а не лечение болезней. Развивая это направление, первым шагом следует считать выяснение представлений современного общества о здоровом образе жизни с целью последующей их корректировки, и формирования новых установок и представлений о здоровье, болезни и здоровом образе жизни. Прежде всего, это важно для молодого поколения. На протяжении XIX- XX вв. ученых интересовали вопросы формиро-вания здорового ребёнка (И.И. Брехмана, Л.С. Выготского, Г.К. Зайцева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, Л.Г. Татарниковой, К.Д. Ушинского). Разработкой школьных программ обучения здоровому образу жизни занялись в 70-х-80-х гг. ХХ века. Но, несмотря на все усилия, затраченные на реализацию и разработку программ, результаты оказались ниже ожидаемых. Это объяснялось сложностью изменения привычек (часто они формируются в раннем детстве и довольно устойчивы), и неготовностью учителей к образовательной деятельности в области здоровья. В середине 90-х годов ХХ века вышло довольно много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, которые исследовали следующие понятия: - готовность к обучению и организация образовательного процесса в школе; - гигиену воспитания и обучения школьников; - факторы риска, при обучении в школе детей и подростков, для здоро-вья; - школьную валеологическую работу. Психофизиологические особенности возраста таковы, что происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие го-ловного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя» (Васьков Ю.В., Пашков И.М., 2004). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного «Я». Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы (Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д., 2013). В подростковом возрасте одновременно с физическими изменениями происходит глубокая перестройка психики, что обусловливается не только физиологическими факторами, но в значительной мере психосоциальным влиянием. Стремление подростка сравнивать себя со сверстниками усиливает наблюдение за собственным телом, что вызывает озабоченность, тревожность и конфликтные реакции на внешние замечания. Подростки склонны переоценивать действительные и мнимые отклонения от нормы, относительно своего тела особенно. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для подростка) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность (Пащенко А.Ю., 2014). Специфика подросткового возраста определяется, прежде всего, биоло-гическим фактором – процессом бурного полового созревания. Этот период, начавшийся в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков, продолжается в среднем от 3 до 5 лет и заканчивается наступлением половой зрелости. Процесс полового созревания протекает под контролем нервной системы и при участии желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост скелетных мышц в условиях тканевой и кислородной недостаточности. Организм испытывает перегрузки. Подросток быстро утомляется, у него снижается выносливость (Пащенко А.Ю., Шалаев В.А., 2012). Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к под-росткам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к то-му, что успехов стало меньше, чем в 10 лет. У подростка снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный ха-рактер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой, т.к. социальное и биологическое созревание у подростка идет параллельно и взаимосвязано, то установившееся в 8 - 9 лет личностная гармония претерпевает сокрушительные изменения. В этом и состоит трудность переходного возраста, как для самой личности, так и для окружающих людей (Сентизова М.И., 2008). Подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В обще-нии на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 51 страница
850 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 56 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg