Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КРЕДИТ

Оценка кредитоспособности клиента на примере спортивной организации ООО Фитнес Про

irina_krut2020 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2020
Целью оценки кредитоспособности предприятия является определение уровня риска банкротства заемщика. Эта процедура осуществляется коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями. Уровень кредитоспособности предприятия определяет размер процентной ставки по заемному капиталу, тем выше кредитоспособность тех, кто находится под более низким процентом банков, выдающих кредиты. Особенности обращения капитала порождают разные цели, которые управляли предприятиями, прибегая к услугам банка. Для финансирования оборотного капитала и источников погашения можно выделить следующие виды банковских кредитов: 1. Сезонные кредиты - предоставляются для формирования сезонных резервов и затрат для предприятий, производство или продажа которых являются сезонными. На основе кредита необходимое сырье и материалы приобретаются в течение сезона их заготовки или доставки. Поскольку созданные резервы превращаются в готовые продукты и продаются потребителям, кредит погашается за счет поступлений от продажи. 2. Кредиты денежного потока - служат для финансирования постоянно растущей потребности в оборотном капитале. Кроме того, кредиты используются для формирования оборотных активов в отсутствие других источников (кредиты поставщиков, другие текущие обязательства). Они погашаются за счет общего денежного потока, генерируемого предприятием. 3. Кредиты на конвертацию активов - используются для финансирования разрыва между сроками продажи продуктов и получением доходов от него. Особенностью этого займа является постоянное погашение на основе поступающих доходов, а постоянные новые выплаты для новых пробелов реализуются. Таким образом, циклы этого займа постоянно повторяются и переплетаются, что не позволяет отделить один цикл от другого. 4. Кредиты для финансирования покупки машин и оборудования являются относительно долгосрочными кредитами, которые погашаются за счет общего денежного потока или целевых долгосрочных инвестиционных кредитов. Различия между типами выданных кредитов не являются строгими, на практике их можно комбинировать в конкретной сделке. В то же время четкая идентификация конкретных причин, порождающих необходимость привлечения заемных средств для финансирования производства и реализации продукции, чрезвычайно важна для снижения взаимных рисков банков и заемщиков и оптимизации структуры финансирования предприятий. В условиях формирования и развития рыночных отношений кредиторы должны иметь точное представление о кредитоспособности своего партнера. Для достижения этой цели коммерческие банки разрабатывают собственные методы определения кредитоспособности. Однако для этого необходимо четко определить, что включает в себя эту концепцию, характерную для рыночной экономики. Кредитоспособность - это система условий, которые определяют способность предприятия привлекать заемный капитал и возвращать его в полном объеме в установленное время. Однако уровень кредитоспособности зависит от уровня платежеспособности и финансовой стабильности, однако для оценки кредитоспособности необходим более широкий диапазон показателей, таких как рентабельность активов, акционерный капитал, рентабельность продаж. Степень разработанности проблемы Вопросами анализа кредитоспособности предприятия занимается ряд европейских ученых: И. Дейтельм, А. Зундорф, Т. Майер, М. Муех, Е.Г. Ойхман, Т. Фишери, Н.М. Абдакиев, Е.П. Гарина, К.В. Логинов, Э.В. Маймин, Г. Тищенко, М. Хаммер, Д.В. Хлебникова, моделирование документооборота: В.В. Ефимов, Г.Н. Калянов, Т. Дэвенпорт и др. Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является оценка кредитоспособности клиента на примере спортивной организации ООО Фитнес Про. Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи: • Исследовать теоретические аспекты оценки кредитоспособности клиента; • Провести анализ кредитоспособности клиента на примере спортивной организации ООО Фитнес Про; • Разработать предложения по совершенствованию кредитоспособности клиента на примере спортивной организации ООО Фитнес Про. Предметом данного исследования является система оценки кредитоспособности клиента. Объектом данного исследования является разработка предложений по совершенствованию кредитоспособности клиента на примере спортивной организации ООО Фитнес Про. В качестве информационной базы исследования были использованы материалы исследований отечественных и зарубежных авторов, данные консалтинговых компаний, нормативно – правовые акты и прочее. Для обоснования основных положений исследования использовался системный подход с использованием комплекса общенаучных методов: сравнительный анализ – при проведении критического анализа: подходов к определению понятий «бизнес-процессов» и «бизнес- моделей», управленческих подходов к совершенствованию бизнес-процессов. Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов данной работы в процессах теоретического изучения оценки кредитоспособности клиента, а так же в практическом управлении действующими предприятиями не зависимо от отрасли осуществления деятельности. Хронологические рамки исследования – горизонт с 2014 по 2018 годы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.?
Введение

Актуальность исследования. На данный момент повышение эффективности деятельности российских предприятий становится первостепенной задачей. Основной причиной этого является то, что в настоящий момент методы, которые используются в оперативном управлении значительным количеством, являются либо пережитком советской системы, либо копией тех, что есть в западной системе управления. И как показывает опыт, и тот, и другой путь далеко не всегда являются оправданными. Это выражается в том, что у многих организаций отсутствуют или слабо развиты планирование ресурсов и постоянный контроль операционной деятельности, есть проблемы в делегировании полномочий и зон ответственности, а также имеется системная потребность в уменьшении издержек. В современной экономике предприятие работает с большим количеством партнеров, среди которых ведущее место занимают банки. Банк - это денежно- кредитное учреждение, которое осуществляет различные виды операций с деньгами и ценными бумагами и предоставляет финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу. Банки выпускают, хранят, одалживают, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денег, обращение денег и ценных бумаг, предоставляют платежные и расчетные услуги. Существует два основных типа банков, которые вместе образуют двухуровневую систему: центральный банк является основным государственным банком страны с особыми правами; Коммерческие банки - обычно негосударственные банки, которые осуществляют широкий спектр банковских операций, обслуживающих прежде всего предприятия, фирмы, организации, учреждения и предоставляя банковские услуги населению. Основными функциями коммерческих банков являются прием депозитов (депозитов) и предоставление кредитов, ведение счетов, осуществление безналичных платежей, выплата депозитов, покупка и продажа ценных бумаг, валют и предоставление услуг. Коммерческие банки могут быть универсальными и специализированными (сбережения, инвестиции, ипотека, клиринг и т. Д.). Операции банка по сбору средств в кассовом аппарате называются пассивными, а операции по предоставлению денежного капитала в кредит активны. В то же время проценты, выплачиваемые банком по пассивным операциям, ниже процентов, начисляемых на активные операции. Разница между этими процентами делает прибыль банка [8, C. 315]. Как уже упоминалось, наибольшая доля в кредитном портфеле российских коммерческих банков заимствована предприятиями и организациями. Банки предоставляют кредиты предприятиям и организациям для финансирования оборотного капитала и расширения основного капитала. Кредитные услуги, которые коммерческие банки предоставляют предприятиям и организациям, с одной стороны, отражают особенности движения капитала в различных секторах реальной экономики и связанные с этим потребности в заимствованиях, а с другой стороны, учитывают необходимость поддерживать собственную ликвидность и достигать требуемого уровня рентабельности. Оценка кредитоспособности предприятия осуществляется с учетом следующих основных условий: -Структура использованного капитала и финансовой устойчивости; -Оценка выхода из позиции спроса на нее в условиях преобладающего товарного рынка; -Ликвидность активов компании; -Репутация предприятия как заемщика.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты оценки кредитоспособности клиента 3 1.1 Природа и содержание кредитоспособности предприятия 8 1.2 Методы и инструменты оценки кредитоспособности клиента 8 Глава 2 Оценка кредитоспособности компании ООО Фитнес Про 13 2.1 Краткая характеристика компании ООО Фитнес Про 25 2.2 Анализ кредитоспособности компании ООО Фитнес Про 25 Глава 3 Разработка предложений по повышению кредитоспособности компании ООО Фитнес Про 26 3.1 Предложения по повышению кредитоспособности компании ООО Фитнес Про 42 3.2 Оценка ожидаемой эффективности предложений по повышению кредитоспособности компании ООО Фитнес Про 42 Заключение 63 Список литературы 67
Список литературы

1. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: – Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2015. – 576 с. 2. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М.: Интел-синтез, 2012 г. 3. Зудилин А.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий развитых капиталистических стран. – М.: Дело, 2013 г. 4. Игнатьева Е. В. Методика анализа финансового состояния предприятия / Е. В. Игнатьева // Молодой ученый. – 2016. – №5. – С. 272275. 5. Казак А. Ю., Финансовая политика хозяйственных субъектов: проблемы разработки и внедрения. Екатеринбург, Изд-во АМБ, 2012 – 412с. 6. Каменева И. А. К вопросу о понятии финансовое состояние организации: материалы научно-практической электронной конференции // Актуальные вопросы бухгалтерского учета, анализа и аудита, часть 1 / И. А. Каменева, Н.А Грачева. — К.: Юго-западный государственный университет, 2015. — с. 47 7. Канке Л. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/ Л. А. Канке, И. П. Кошевая. – M.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 288 с. – (Профессиональное образование). 8. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова: Учебник. – M.: OOO «ТК Велби», 2013. – 424 с. 9. Ковалев И.А., Привалова В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2013 г. 10. Количественные методы финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2012 г. 11. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, и др. – М.: Финансы и статистика, 2015. 672с. 12. Кувшинов М. С. Инновационные инструменты прогнозирования оценки финансового состояния предприятия / М. С. Кувшинов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент № 30. — 2012. — 56 с. 13. Либерман, И.А. Анализ и диагностика финансовохозяйственной деятельности: Учебное пособие / И.А. Либерман. – М.: ИЦ РИОР, 2015. – 220 14. Жариков В.В. Управление кредитными рисками: учебное пособие / В.В. Жариков, М.В. Жарикова, А.И. Евсейчев. Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2017. 244 с. 15. Шаталова Е.П. Оценка кредитоспособности заемщиков банковском менеджменте: учебник для ВУЗов. М.: КНОРУС, 2012. 168 с. 16. Репин, В.В. Процессный подход к управлению : Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. – Москва : Стандарты и качество, 2014. – 404 с. : ил. – (Практический менеджмент). – (Библиотека Всероссийской организации качества). 17. Риб, С.И. Различные подходы к выделению и описанию бизнес- процессов [Электронный ресурс] / С.И. Риб, И.В. Кремлева. – 2014. – Режим доступа : http://www.betec.ru/index.php?id=06&sid=50. 18. Русецкая, О.В. Технологии административного менеджмента : учеб. пособие / О.В. Русецкая ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Каф. упр. и планирования соц.-экон. процессов им. Ю.А. Лаврикова. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУЭФ, 2014. – 126 с. : ил. 19. Свиткин, М.З. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации / М.З. Свиткин // Стандарты и качество. – 2016. – No 3. – С. 74-77. 20. Сигэру, Мидзуно. QFD: Подход к планированию и развертыванию качества на основе потребительского спроса / Мидзуно Сигэру, АкаоЙойи. – 2016. – 211 с. 21. Система электронного документооборота и автоматизация бизнес процессов для предприятий – ELMA [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elma.elewise.ru. (дата обращения: 17.03.2018). 22. Сооляттэ, А.Ю. Бизнес-модель - ключ к развитию бизнеса на основе инновация / А.Ю. Сооляттэ // Менеджмент инноваций. – 2017. – No 1 (09). – С. 6-15. 23. Стерлигова, А.Н. Важен сам процесс : процессный подход к управлению как инструмент интеграции деятельности организации / А.Н. Стерлигова // Российское предпринимательство. – 2017. – No 2. – Вып. 2. – С. 91-95. 24. Стрекалова, Н.Д. Концепция бизнес-модели: методология системного анализа / Н. Д. Стрекалова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2016. – No 92. – С. 95-104. 25. Татарова, Г.Г. Мета методики анализа данных как средство концептуализации / Г.Г. Татарова // Россия реформирующаяся : ежегодник-2003 / отв. ред. Л.М. Дробижева ; Ин-т социологии РАН. – Москва, 2015. – С. 75-90. 26. База данных управленческой отчетности компании ООО Фитнес Про 27. Тищенко, Г. Моделирование бизнес-процессов предприятия / Г. Тищенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://bigc.ru/publications/other/metodology/modelir_bp_predpr.php. (дата обращения: 17.03.2018). 28. Уварина Ю.А., Фияксель Э.А. Бизнес-модель для сервисных компаний // Инновации. – 2013, июль. – No 177. – С. 30-38. 29. Уварина Ю.А., Шушкин М.А. Инновационные бизнес-модели медицинских центров: маркетинговый инструментарий анализа реализации бизнес-процессов// Инновации. 2016, No 1 (207). С.99-109.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические аспекты оценки кредитоспособности клиента 1.1 Природа и содержание кредитоспособности предприятия С развитием рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной, коллективной) особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношений субъектов предпринимательской деятельности. Наличие товарного производства и денег обусловливает существование и функционирование кредита. С развитием товарного производства кредит становится обязательным атрибутом хозяйствования, который содействует закреплению хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, так как он является необходимым условием производственных фондов и фондов обращения в условиях расширенного воспроизводства, дает возможность непрерывно осуществлять процесс обращения и как следствие влияет производству и реализации продукции. Однако нестабильность финансовых рынков, кризисные явления и посткризисное состояние финансовой системы характеризуются значительным увеличением доли сомнительной и безнадежной задолженности, уменьшением реальной стоимости банковских активов и как следствие изъятие значительных средств из оборота для формирования резервов на покрытие возможных потерь от активных операций. В таких условиях повышается необходимость совершенствования существующих стратегий относительно выявления, оценки и оптимизации кредитных рисков. Наиболее распространенными в практике банков мероприятиями, направленными на снижение кредитного риска, является оценка кредитоспособности заемщика. Поэтому изучение методов и процедур оценки кредитоспособности хозяйствующего субъекта на практике является довольно актуальным вопросом. Во время предоставления кредита перед всеми организациими возникает необходимость в проведении оценки кредитоспособности заемщиков. Для заемщика данная оценка также играет значимую роль, поскольку от данного результата зависит, в каком объеме будет предоставлен кредит и будет ли предоставлен вообще. Результатом систематически неправильной оценки кредитоспособности заемщиков может служить ухудшение качества кредитного портфеля организации, которое, к тому же, вызывает еще и необходимость дополнительного резервирования [4, с. 59]. Проведение достоверной оценки кредитоспособности существенно влияет как на результаты кредитной сделки, так и на эффективность кредитной деятельности самого организации. Оценка кредитоспособности заемщика является важной составной частью управления кредитным риском коммерческого организации. Необходимость активизации механизма определения кредитоспособности заемщика, обусловлена быстрыми темпами роста объемов предоставленных кредитов, а, следовательно, и увеличение рискованности банковской деятельности [5, с. 45]. Анализ кредитоспособности как главного критерия в построении оперативных кредитных отношений между банком и заемщиком заключается в следующем: – оценка кредитоспособности заемщиков должна проводиться, исходя из совместных интересов субъектов кредитных отношений. Слишком высокие требования к заемщикам кредитных ресурсов со стороны организации приводит к потере клиентов; – общность цели заемщика и кредитора в процессе формирования кредитных отношений выражается в усилии достижения ими максимальной доходности; – кредитоспособность заемщиков прочно связана со стоимостью предоставления кредитных услуг, видам кредитов, по формам кредитов, зависит от уровня развития инфраструктуры данных рынков, спроса и предложения на кредитные ресурсы на рынках. Между кредитоспособностью и платежеспособностью существует существенное различие. Кредитные обязательства заемщика перед банком, в отличие от других обязательств, должны быть погашены исключительно денежными средствами. Поэтому для банков, которые предоставляют кредит, недостаточно того, чтобы заемщики были только платежеспособными, также ему необходимо быть кредитоспособным. В связи с этим возникает необходимость использования понятия кредитоспособности для характеристики способности заемщика погасить свои обязательства перед кредитором-банком только денежными средствами. Платежеспособность субъекта предпринимательства – это его возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности, в то время как кредитоспособность характеризуется лишь возможностью предприятия погасить кредитную задолженность, причем исключительно денежными средствами [11, с. 73]. Если рассматривать такие понятия, как платежеспособность и кредитоспособность, то следует отметить, что они имеют ряд отличий. Данные различия представлены на рис. 1.1. Рисунок 1.1 Отличия понятий «кредитоспособность» и «платежеспособность» На законодательном уровне определение кредитоспособности дано в Положении «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (с изменениями на 01.09. 2016 г.)» No 254П. Согласно Положению кредитоспособность – наличие у заемщика предпосылок для получения кредита и его способность вернуть кредит и проценты по ним в полном объеме и в оговоренные договором сроки. К основным предпосылкам для получения кредита относятся юридическая самостоятельность субъектов хозяйствования, дееспособность с правовой точки зрения физических лиц, получение заемщиком регулярных доходов, наличие залогового имущества. Для организации оценка кредитоспособности заемщика является одним из методов минимизации риска в кредитной деятельности. Конкретные выводы и предложения по результатам оценки кредитоспособности заемщиков позволяют уклониться от неоправданных рисков при осуществлении кредитных операций. Достоверность оценки является важной также и для заемщика, именно от нее будет зависеть решение о получении кредита и о его возможном объеме. Рассмотрим виды кредитоспособности по основным признакам (табл. 1.1). Таблица 1.1 Виды кредитоспособности по основным признакам По сроку заимствования средств коммерческая кредитоспособность; инвестиционная кредитоспособность По статусу кредитора кредитоспособность, оцениваемая частным лицом; кредитоспособность, оцениваемая предприятием; кредитоспособность, оцениваемая кредитной организацией; кредитоспособность, оцениваемая государством По региональной принадлежности заемщика кредитоспособность национального заемщика; кредитоспособность иностранного заемщика По статусу заемщика кредитоспособность корпоративного заемщика; кредитоспособность индивидуального заемщика По масштабу деятельности заемщика кредитоспособность крупного заемщика; кредитоспособность среднего заемщика; кредитоспособность заемщика малого Сферой деятельности корпоративного заемщика кредитоспособность производственного предприятия; кредитоспособность предприятия, работающего в сфере торговли и услуг; кредитоспособность финансовой организации Оптимизация кредитной деятельности в первую очередь должна предусматривать повышение эффективности мероприятий, целью которых является предотвращение, избегание неблагоприятных для организации ситуаций по возврату основной суммы долга по выданным ссудам и начисленных процентов. Качественная оценка кредитоспособности является тем направлением, оптимизация которого даст максимальный результат по минимизации кредитного риска [15, с. 15]. Необходимо заметить, что к основным классификационным свойствам можно отнести: срок заемных средств, статус кредитора и заемщика, региональную и отраслевую принадлежность, масштаб деятельности. Такая классификация позволяет учесть специфику различных аспектов кредитоспособности при принятии конкретного кредитного решения. Анализ кредитоспособности клиентов осуществляется с целью получения данных для того, чтобы принять решение о возможности и условиях займа. Глубина оценки зависит от отсутствия или наличия кредитных отношений банковского учреждения с конкретным клиентом, от результата предоставления им достоверной и в полном объеме информации. В условиях рыночной экономики оценка кредитоспособности заемщика является базовой характеристикой, которая раскрывает возможность установления кредитных отношений между банком и клиентом [12, с. 15]. 1.2 Методы и инструменты оценки кредитоспособности клиента В настоящее время существует множество различных подходов к оценке кредитоспособности. Наиболее удачной классификацией моделей кредитоспособности считается классификация, которая подразделяет подходы к оценке кредитоспособности на два вида – классификационные и комплексные (см. Рисунок 1.2). Рисунок 1.2 – Классификация моделей оценки кредитоспособности корпоративных заемщиков Ниже рассмотрены классификационный и комплексный подход к оценке кредитоспособности и дана краткая характеристика каждой из моделей подходов [5, с. 27]. Один из двух подходов к оценке кредитоспособности – классификационный подход. Данный подход позволяет дифференцировать заемщиков по определенным признакам. В состав данного подхода включаются следующие модели: А) Рейтинговые модели. Рейтинговая оценка представляет собой общую сумму баллов. Каждый показатель рассчитывается в баллах, а именно значение показателя умножается на его вес или коэффициент значимости. Как правило, при оценке кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов используются группы показателей, такие как коэффициенты ликвидности, коэффициенты рентабельности, коэффициенты финансовой устойчивости. Американским ученым Э. Ридом предложена немного иная система показателей, определяющих различные аспекты кредитоспособности предприятия, в которую входят коэффициенты рентабельности, ликвидности, оборачиваемости, привлечения средств. Совокупность данных показателей позволяет определять ликвидность оборотных активов, проанализировать комплексное финансовое положение предприятия – заемщика и его устойчивость. Также на основе интегрированной системы показателей Э. Рида можно составить прогноз границ понижения объема прибыли, в которых происходит покрытие постоянной суммы платежей по кредиту [5, с. 27]. Б) Прогнозные модели. С помощью прогнозных моделей оценивается качество потенциальных заемщиков. При множественном дискриминатном анализе рассчитывается дискриминатная функция (Z), которая учитывает определенные показатели и параметры, определяющие финансовое положение предприятия. В результате статистического анализа данных по выборке предприятий, которые либо стали банкротами, либо поддерживали высокий уровень экономической деятельности, определяются коэффициенты регрессии для дискриминатной функции (Z). Z-оценка является индикатором для выявления возможности банкротства предприятия. Если Z-оценка находится рядом с финансовым положением фирмы банкрота, то оценка показывает, что предприятие в скором времени обанкротится. Недостаток такой модели состоит в том, что для построения модели требуется статистическая выборка предприятий из разных отраслей и различных по объему деятельности. В) Модели множественного дискриминантного анализа (МДА). Данные модели также оценивают вероятность банкротства предприятия. Наиболее известные модели множественного дискриминантного анализа — это модели Альтмана и Чессера. Пятифакторная модель Альтмана построена на основе финансового положения 66 предприятий и дает возможность построить достоверный прогноз банкротства на два-три года вперед. Модель Чессера дает возможность делать прогноз о невыполнении заемщиком условий кредитного договора, что предполагает не только непогашение кредита, но и другие обстоятельства, которые ухудшают взаимоотношения между заемщиком и кредитором [7, с. 55]. Среди многообразия комплексных моделей рассматриваются следующие основные модели: А) Модель «шести Си». Название модели означает, что в ее основе лежит применение шести основных принципов кредитования, обозначенных словами, начинающимися с английской буквы «Си» (С). Описание базовых принципов модели «шести Си» дано ниже: ??Характер заемщика (Character): ответственность, надежность, порядочность клиента. ??Способность заимствовать средства (Capacity): юридическое право подавать кредитную заявку и подписывать договоры. ??Денежные средства (Cash): способность покрыть кредитные обязательства за счет выручки. ??Обеспечение (Collateral): достаточность капитала для предоставления требуемого обеспечения по кредиту. ??Условия (Conditions): представление о деятельности и финансовом положении заемщика в отрасли. ??Контроль (Control): выявление воздействия изменения законодательства, правовой, экономической и политической обстановки на деятельность заемщика и его кредитоспособность (см. Рисунок 1.3). Рисунок 1.3 Модель «шести Си» Б) Модель «CAMPARI». Оценка кредитоспособности заемщика на основании главных принципов кредитования, содержащихся в методике «CAMPARI», выражается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов самых значительных показателей, определяющих деятельность заемщика. Название CAMPARI состоит из начальных букв следующих слов: С (Character) ? репутация, характеристика заемщика; A (Ability) ? возможность возврата кредита; М (Margin) ? маржа, доходность; Р (Purpose) ? целевое назначение кредита; A (Amount) сумма кредита; R (Repayment) ? условия погашения кредита; I (Insurance) ? обеспечение, страхование риска непогашения кредита (см. Рисунок 1.4). Рисунок 1.4 Модель «CAMPARI» В) Оценочная система показателей. В данном случае можно привести в пример методику, разработанную специалистами Ассоциации российских банков (АРБ). Методы и критерии оценки кредитоспособности заемщиков отражены в методиках и инструкциях, которые имеются в каждом банке без исключения. Единого порядка оценки кредитоспособности нет, каждый банк сам определяет для себя методы проведения анализа, а также конкретные критерии, которым должен соответствовать потенциальный заемщик для получения одобрения на кредитование. В целом порядок определения кредитоспособности клиента включает в себя совокупность моделей оценки кредитоспособности, которые образуют комплексную систему оценки, включающую в себя оценку объективных показателей его деятельности (объем реализации, прибыль и убытки, рентабельность, ликвидность, денежные потоки и другие) и субъективные показатели (эффективность управления, рыночная позиция, кредитная история и другие) [5, с. 27]. В ПАО «Сбербанк России» в рамках оценки проводится количественная и качественная оценка пяти групп факторов риска по следующим критериям: 1. Структура акционерного капитала и внутренняя структура корпоративного клиента. 2. Кредитная история и деловая репутация. ? 3. Эффективность управления. ? 4. Позиция заемщика в отрасли и регионе, производственное ?оснащением и уровень использования технологий.? 5. Финансовое состояние заемщика (оценка происходит на основании трех групп показателей: коэффициенты ликвидности, коэффициент наличия собственных средств, показатели оборачиваемости и рентабельности). Данная методика позволяет учитывать, как финансовые, так и нефинансовые показатели, такие как деловая репутация заемщика, что является несомненным плюсом. Однако, существует и ряд отрицательных аспектов. Например, эталонное значение коэффициентов не дифференцировано для отдельных отраслей, имеющих различную структуру активов и пассивов, а сведения, касающиеся предполагаемых финансовых результатов, не учитываются при определении класса заемщика. Методика организации ФК «Открытие» особое значение уделяет этапу сбора информации, а именно, для более полного понимания того, как строится бизнес, какие взаимоотношения складываются в нем между контрагентами, возникает необходимость в определении структурной организации бизнеса. Организация бизнеса делится на формальную и неформальную структуры. К формальным можно отнесли те предприятия, в которых взаимосвязи между структурными подразделениями оформлены юридически ведется прозрачный бухгалтерский учет. Определить взаимозависимость субъектов данной структуры можно, анализируя официальную юридическую и финансовую документацию этих субъектов [11, с. 117]. Структуры, построенные по формальному принципу, подразделяются на две основные группы: 1. Структуры, построенные по принципу подчинения (вертикальная группа): • принцип дочерних обществ. ? • принцип филиальной сети.? При консолидации финансовых данных структуры, построенных по ?принципу дочерних обществ и филиальной сети, кредитный инспектор должен обращать внимание на внутренние финансовые потоки и взаимные обязательства, исключая возможность двойного учета. ? • принцип холдинга. В силу того, что холдинг, как структура, создается для организации единого цикла, консолидированный анализ такой структуры более сложный, чем анализ дочерних или филиальных структур. Соблюдая принцип исключения двойного учета, необходимо понимать, какая компания какую функцию в бизнес-процессе выполняет, и исключать взаимные потоки, обязательства, выделяя имущественные позиции каждого из участников процесса в отдельную группу с целью дальнейшего суммирования. • принцип финансово-промышленной группы.? При проведении консолидированного финансового анализа финансово-промышленной группы необходимо анализировать каждую компанию, составляющую группу, в отдельности, в дальнейшем объединяя полученные данные в единое целое. Неформальные структуры, то есть структуры, субъекты которых между собой формально не связаны, представляют большую сложность для проведения финансового анализа. Основной причиной создания таких структур является оптимизация налогообложения. В данной структуре каждое предприятие независимо друг от друга и ведет самостоятельную деятельность, однако, на самом деле, их деятельность тесно взаимосвязана. Такие компании называются связанными – юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие между собой экономические или юридические связи, при которых эти лица являются по отношению друг к другу зависимыми, а также, если одно лицо может прямо или косвенно существенно влиять на решение другого лица. Связи построены таким образом, что финансовые трудности одной компании обуславливают или делают вероятным возникновении финансовых трудностей другой. Анализ подобных связей является достаточно важным, поскольку позволяет на начальном этапе оценки кредитоспособности определить риск, который в дальнейшем может возникнуть у кредитуемого предприятия в случае ухудшения финансового положения связанной компании [4, с. 119]. На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации не существует точного определения кредитоспособности заемщика. Рассматривая теорию денег и кредита, можно заметить, что под кредитоспособностью, в основном, понимается способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Обобщая множество трактовок данного понятия, можно вывести несколько определений: ? необходимая предпосылка или условие получения кредита; ? способность и готовность заемщика вернуть долг; ? возможность правильно использовать кредит; ? условие своевременного погашения ссуды. При рассмотрении кредитоспособности заемщика и рисков кредитования, прослеживается обратная связь. Риски организации потерять свои деньги тем ниже, чем выше кредитоспособность заемщика. И наоборот. «Способность заемщика в установленный кредитным договором срок вернуть задолженность и проценты по нему в полном объеме – вот главная задача, которая стоит в рамках анализа кредитоспособности заемщика. Размер кредита и условия сделки напрямую зависят от степени риска, который готов на себя взять банк» [4, с. 55]. Важнейшими и наиболее часто используемыми источниками информации о кредитоспособности заемщика являются бухгалтерский баланс бухгалтерская отчетность, заверенная аудитором. Немаловажную роль в принятии решения о выдаче кредита так же играет предыдущий опыт кредитования данного Заемщика банком, по которому можно рассмотреть перспективы погашения нового кредита. Говоря об особенностях Российской практики, можно выделить основные показатели, которые используются кредитными организациями при анализе финансового состояния заемщика и влияют на принятие решения о заключении кредитной сделки: ? коэффициент текущей ликвидности; ? коэффициент обеспеченности собственными средствами; ? стоимость чистых активов заемщика. Процедура оценки кредитоспособности предприятий состоит из следующих этапов: Анализ бизнес-риска (характеристика отрасли, рынка, деловой репутации); Анализ финансового риска (характеристика платежеспособности и финансовой устойчивости); Анализ кредитной истории (характеристика опыта работы клиента по кредитам, займам и расчетам с государством и контрагентами). Кроме того, в оценке используется такой метод как консолидация отчетности в случае, если по клиенту, представленному группой компаний, исходная информация предоставлена по отдельным компаниям группы. Данный метод требует особого внимания в связи с тем, что позволяет с наибольшей точностью определить чистую доходность предприятия. Для составления консолидированной отчетности при оценке финансового положения клиента, входящего в группу компаний, из основных статей баланса и отчета о финансовых результатах исключаются взаимные расчеты между взаимосвязанными компаниями, составляющие более 5% статьи. При объединении финансовых данных в консолидированную отчетность не включаются: выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг между компаниями группы заемщика и также затраты, связанные с такой реализацией, взаимные финансовые вложения одних компаний группы заемщика в другие компании группы. При этом рассматриваются как капитальные вложения, так и краткосрочные, взаимная дебиторская и кредиторская задолженность, займы компаний группы клиента, векселя, авансы. При корректировке одновременно уменьшаются на корректируемую сумму статья пассива одной компании и соответствующая статья актива другой. Еще? одним методом, который используется при оценке кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий, является составление аналитического баланса. Аналитический баланс представляет собой группировку активов по видам и степени их ликвидности и обязательств по срокам их погашения и видам кредиторов [11, с. 117]. При этом необходимо обратить внимание на то, что в аналитический баланс не включаются неликвидные активы, нереальные к погашению финансовые вложения и дебиторская задолженность, расходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и пр. Построение аналитического баланса позволяет повысить реальность балансовых оценок имущества в целом и отдельных его компонентов. В агрегированном формате сокращается размер баланса, повышается его наглядность, упрощаются алгоритмы расчета показателей при сохранении качественных характеристик. В основу методики по оценке кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий входит анализ его финансового положения. Данная оценка проводится кредитором на основе данных комплексного анализа финансового положения потенциального заемщика, а также способности заемщика выполнять текущие обязательства. По результатам проведенного анализа с учетом всех факторов риска происходит дальнейшая классификация заемщиков по категориям финансового положения. Для принятия обоснованного и верного решения при оценке кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий, банк имеет в своем доступе всю необходимую информацию о финансовой и нефинансовой деятельности своего клиента и его деловой репутации. Основными доступными источниками информации о заемщике являются: финансовые документы;?сведения о деятельности заемщика;?информация о финансовом положении. Изучение полученной информации банк проводит с двух сторон: юридической (правовой) и экономической (бухгалтерской или финансовой). С юридической стороны банку необходимо проанализировать и оценить правовую способность своего заемщика к совершению сделки. С экономической стороны необходимо установить условия и факторы, при которых потенциальный заемщик не сможет в полной мере и в установленный срок оплатить свой долг по кредиту. Способность потенциального заемщика вовремя и в полном объеме долговые обязательства и проценты по кредиту устанавливается с помощью расчета соответствующих показателей и составления прогноза финансовой устойчивости на определенный период. В банковской практике при оценке кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий методики расчета и оценки кредитоспособности отдается предпочтение расчету показателей за предшествующие периоды, что позволит максимально точно определить финансовое положение заемщика. Прогнозные значения должны составляться с учетом благоприятных и неблагоприятных событий. При рассмотрении заявки на кредит банковский работник обязательно уточняет цели, на которые выдается кредит. С учетом этих целей и рассчитанных прогнозных показателей, выбираются наиболее выгодные предложения по кредиту как для заемщика, так и для кредитора. Для подтверждения реальности документов, предоставленных заемщиком, и прогнозных расчетов банк может запросить у своего клиента в подтверждение дополнительную информацию.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg