Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Оценка достижений учащихся по экономике посредством технологии портфолио

irina_krut2020 540 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2020
Актуальность темы исследования связана с возрастанием роли рефлексии в современной процессуальной модели обучения, с принципиальными изменениями функций, задач, механизмов осуществления контроля и оценивания в современном образовательном учреждении. В настоящее время по отношению к рассматриваемой проблеме усиливается действенность принципов объективности, системности, открытости, что ведет к повышению роли специально разработанных технологий и методик контроля и оценки, снижающих действенность субъективных факторов, случайности в этих процессах. В дидактике усиливается роль рефлексивной деятельности учащихся, непосредственно связанной с контролем и оценкой. Результаты контроля и оценки в современном образовательном учреждении должны быть сопоставимы с соответствующим уровнем учебных достижений в других учебных заведениях; выражаться в таких показателях, которые можно перенести из одного учебного заведения в другое. Инновационные изменения касаются как самого предмета и сторон оценивания, так и механизмов, средств и приемов оценивания результатов учебного труда школьников. В связи с этим возрастает роль такого современного средства оценивания, как портфолио, соединяющего в себе способы внешнего (педагогического) оценивания и самооценивания учащихся. Портфолио может стать формой целенаправленной, систематичной и непрерывной оценки и самооценки результатов учебной деятельности ученика, которая в полной мере позволит использовать индивидуальные эталоны оценивания, включит учащихся в процесс выбора работ, представляемых учителю на определение степени прогресса в обучении и личностном развитии. Главное в процессе применения портфолио как средства оценивания – стимулировать самоконтроль и самооценку ученика [2]. Объект – оценка и самооценка школьников в современной педагогической методике преподавания экономики. Предмет – портфолио как способ организации оценивания и самооценивания индивидуальных учебных достижений на уроках экономики. Цель – осуществить теоретический анализ проблемы организации оценивания и самооценивания и выявить практические возможности внедрения технологии портфолио в педагогический процесс общеобразовательной школы. Задачи исследования: 1. Проанализировать проблему оценивания учебных достижений школьников с историко-педагогической, теоретико-педагогической, психологической и управленческой позиций; 2. Выявить, описать и проанализировать современные методы организации оценивания и самооценивания в педагогическом процессе; 3. Проанализировать методические особенности организации оценивания и самооценивания на уроках экономики в современной школе с помощью метода портфолио; 4. Выявить возможности и условия применения портфолио на бумажном и электронном носителе как средства организации оценивающей деятельности на уроках экономики.
Введение

Изучение возможностей использования портфолио в оценивании достижений учащихся является актуальным, поскольку в процессе изменения образования в России, возникла проблема пересмотра технологии оценивания деятельности учащихся. Огромное влияние формирования данной проблемы оказало устаревание традиционных способов и средств педагогического контроля, который не всегда отвечает своим принципам: объективности, гласности, систематичности. Еще одной причиной является отсутствие у учеников навыков самооценивания своей учебной деятельности и это препятствует его самооцениванию и саморазвитию. Без таких навыков невозможна дальнейшая успешная социализация в современном мире. На поставленный вопрос ответом может служить портфолио ученика. Портфолио – это сравнительно новая форма оценки и контроля достижений учащихся, его характеристика доказывает прогресс в обучении, исходя из результатов учеников, продуктов учебно-познавательной деятельности, включая самооценку [7]. В переводе с итальянского языка портфолио означает «папка с документами». Технология портфолио предоставляет возможность изменить подходы к традиционной системе оценивания: осуществляет всестороннюю реализацию функций педагогического контроля и оценки, обеспечивая повышение самооценки учащихся. Требования к результатам изучения предметной области «экономика» модернизируются и влияют на процедуры оценивания. Согласно ФГОС к этим результатам принадлежат: развитие инновационной деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать мышление в разных формах деятельности.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Оценка и самооценка школьников в современном педагогическом процессе 6 1.1 Понятие оценки и самооценки. Роль оценивающей деятельности и деятельности по самооцениванию в истории педагогики и в современном педагогическом процессе 6 1.2 Методы организации оценивания в современном педагогическом процессе 18 Глава 2. Методические аспекты организации оценивания на уроках экономики с применением метода портфолио. 28 2.1 Портфолио как современный способ организации оценивания на уроках экономики 28 2.2 Электронное портфолио учащихся по предмету «Экономика» 32 Заключение 42 Список использованной литературы 44
Список литературы

1. Бахмутский, А.Е. Оценка качества школьного образования: диссертация … д.п.н. 13.00.01: СПб, 2004. – 343 с. 2. Бенькович, Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений / Т.М. Бенькович // Профильная школа. - 2005. - №2.- С. 48 - 50. 3. Болотов, В.А. Информирование о результатах качества образования / В.А. Болотов, И.А. Вальдман // Журнал руководителя управления образованием. [Электронный ресурс]. – 2013. – № 2. – Режим доступа: http://obr.direktor.ru/archive/2013/2/Informirovanie_o_rezultatakh_otsenki_kachestva_obr. – (Дата обращения 13.02.2018). 4. Воронов, В.В. Педагогические возможности рейтинговой накопительной системы оценивания учебных достижений школьников. – Дис. к.п.н. 13.00.01: – СПб., 2013. – 164 с. 5. Гликман, И.З. Возможности учебного рейтинга / И.З. Гликман // Школьные технологии. – 2008. – № 2, С. 178-181. 6. Голуб, Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. – 2005. – №1. – С. 181 -195. 7. Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно-методическое пособие / И.С. Гринченко. – Москва : УЦ Перспектива, 2008.- 132 с. 8. Зимняя, И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико- методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 8. – С. 20-26. 9. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие // Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – Москва : АПК и ПРО, 2003. – 101 с. 10. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с. 11. Ливанов, Д.В. Учет порфолио возможен с 2015 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://4ege.ru/novosti-ege/4238-livanov-uchet-portfolio-pri-zachislenii-v-vuzy-vozmozhen-s-2015-goda.html (Дата обращения: 15.02.2018). 12. Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: Сборник научных трудов / Науч. ред. В.Н. Ефимов, под общ. ред. Т.Г. Новиковой. – Москва :АПК и ПРО, 2004. – 192с. 13. Новикова, Т. Использование портфолио в практике российской школы / Т. Новикова // Педагогическая техника. – 2006. – № 3, С. 109-128. 14. Новикова, Т. Оценивание с помощью портфолио / Т. Новикова // Народное образование. – 2006. – № 7. – С. 137-141. 15. Новикова, Т. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы / Т. Новикова // Народное образование. – 2007. – № 1. – С. 170-179. 16. Панюкова С.В. Использование технологии веб-портфолио в образовательном процессе // Вестник образования РФ. 16.01.2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestniknews.ru/index.php?optio. – (Дата обращения: 25.02.2018). 17. Пинская, Н.А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения. – Дис.канд.пед.наук. – 13.00.01. – Москва, 2007. – 194 с. 18. Сергеева, В.П. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие / В.П. Сергеева, Ф.В. Каскулова, И.С. Гринченко // Под общ. Ред. В.П. Сергеевой. – Москва : АПКиППРО, 2006. – 116 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Оценка и самооценка школьников в современном педагогическом процессе 1.1 Понятие оценки и самооценки. Роль оценивающей деятельности и деятельности по самооцениванию в истории педагогики и в современном педагогическом процессе Главная и основная сложность в процессе становления инновационной системы оценки учебной деятельности школьников связана с трактовкой и интерпретацией самого понятия «качество образования». Качество образования – это сложная интегративная характеристика, которая имеет двойственную трактовку: 1) соответствие заранее определенным целевым установкам, выдвигаемым современным социумом системе образования, 2) категория совершенства (степени соответствия). Оценка знаний – составная часть процесса обучения, осуществляется путем систематического контроля над учебной деятельностью учащихся на уроках и дома с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой. С помощью проверки и оценки выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, эффективность работы учителя, выставляются текущие, четвертные и годовые отметки, проходит аттестация учащихся, перевод их из класса в класс, определяется готовность к дальнейшему обучению. От того, как осуществляется проверка и оценка знаний, во многом зависит дисциплина на уроке, отношение учащихся к обучению, домашней, классной и внеклассной работе и формирование таких важнейших качеств личности школьника, как самостоятельность, инициатива, трудолюбие. Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений между учителем и учениками. Эффективность различных методов и форм обучения, качество учебников и методических разработок, доступность содержания образования, интерес к предмету связаны с этими вопросами. В точности установить, когда возникла система оценки знаний учащихся баллами, наверное, невозможно. Уже в иезуитских школах XVI-XVII веков ученики распределялись по разрядам, обозначавшимися цифрами. Повышая свой разряд, ученик приобретал целый ряд привилегий. Первая трехбалльная система оценок возникла в средневековых школах Германии. Каждый балл обозначал разряд, место ученика среди учащихся класса по успеваемости (1-й - лучший, 2-й - средний, 3-й - худший). Позже средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы, получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали в России. Баллам стали придавать иное значение: с их помощью старались оценить познания учащихся. Такой взгляд на баллы установился под влиянием 12-балльной системы оценок Базедова. Вероятно, под ее влиянием свою систему оценок предложил известный екатерининский вельможа и один из создателей систем образования России И.И. Бецкой (1704-1795 гг.). В дореволюционной России единая 12-балльная система использовалась во всех военно-учебных заведениях. Ее сторонники считали, что у нее есть свои преимущества как по сравнению с громоздкой системой, разработанной Бецким, так и по сравнению с пятибалльной, принятой в гражданских гимназиях, так как она позволяла оттенять знания воспитанников и побуждала их постепенно добиваться лучших результатов. Пятибалльная система в гражданском образовании конкурировала и сосуществовала с 3,8,10,12-балльными системами оценки знаний. Но окончательно прижилась 5-балльная, которая вместе с переводными экзаменами была официально введена в 1837г. Министерством народного просвещения: «1» - слабые успехи; «2» - посредственные, «3» - достаточные; «4» - хорошие, «5» - отличные. Использовали эту систему не очень последовательно: оценки прилежания и успеваемости по балльной системе не выставлялись. В ведомости проверочной, контрольной или экзаменационной писалось: «весьма похвально», «похвально», «хорошо», «весьма посредственно», «убедительно», «скромно», «очень скромно», «плохо», «скверно», «очень плохо». Собственно и пятибалльная шкала перед ее отменой была не пятибалльной, а шестибалльной, так как начиналась не «1», а с «0» [1]. С момента введения баллов в школьную практику возник вопрос об их правомерности, достоинствах и недостатках. За и против отметок был высказан целый ряд аргументов. Основные тезисы критиков балльной системы следующие. Нет единицы для сравнения, эталона, с помощью которого можно было бы измерить и объективно оценить знания учащихся. Постановка баллов портит отношения между учителем и учениками, создает почву для постоянных столкновений и обоюдного недоверия. Ученик привыкает видеть в учителе не источник знания, а в первую очередь контролера, который нередко ошибается и которого иногда удается обмануть. Баллы приносят большой вред и самому учителю. Они отвлекают его от основных обязанностей и превращают урок в скучное выспрашивание. Защитники балльной системы также выдвигали свои аргументы. В настоящее время, утверждали они, оценка знаний с помощью баллов - наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься. Они признавали, что существующая форма оценки во многом неудобна и субъективна. Однако отменять ее можно, только найдя ей достойную замену, которая обладала бы преимуществами перед балльной системой. Школьные отметки пытались отменить еще до революции. Во время недолгого пребывания (1915-1916) на посту министра просвещения П.Н. Игнатьева министерство подготовило проект реформы, в котором предполагало заменить баллы «возможно частыми осведомлениями родителей о случаях неуспеваемости их детей». Также признавалось педагогически целесообразным отменить переводные и выпускные экзамены, награды и медали. Но сделано это было только постановлением Наркомпроса РСФСР в мае 1918 года. Оно отменяло не только балльную систему оценки знаний, но и перевод из класса в класс на основании оценок. Выдача свидетельств производилась по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы; запрещались также все виды экзаменов: вступительные, переходные и выпускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Фронтальная устная проверка, письменные работы зачетного характера допускались лишь как крайние средства. В качестве желательных средств рекомендовались: периодические беседы с учащимися по пройденной теме, устные и письменные доклады, отчеты учащихся о прочитанных книгах или статьях, работы, выполненные учеником по его личному вкусу и выбору, ведение рабочих дневников. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений школьного коллектива, а не отдельного ученика. Широкое распространение получили тестовые задания, которые стали считаться одной из самых пригодных форм самопроверки. Наряду с положительными моментами (развитие самостоятельности у части детей) обучение без отметок вскоре обнаружило свои слабые стороны. Повсеместно стало отмечаться снижение качества знаний, уровня обученности, дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в классе и дома. Поэтому многие отделы народного образования были вынуждены вводить различные формы контроля. В 1932 г. был восстановлен принцип систематического учета знаний каждого ученика, а в 1935 г. постановлением ЦК ВКП(б) была воскрешена дифференцированная пятибалльная система оценки знаний. Сначала в виде словесной отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»), а с 1944 г. – в известном виде. В последующие годы, как показала практика, введение регулярного учета знаний каждого ученика оправдало себя, учебная подготовка и дисциплина школьников заметно повысились. Система оценок в виде баллов (отметок), несмотря на свои недостатки, до сих пор не нашла себе достойной замены. Многие передовые учителя применяли такие формы контроля, которые, сохраняя положительные стороны традиционной системы оценки, значительно уменьшили ее минусы. Так, известный педагог В.Ф. Шаталов для контроля знаний ввел «листы открытого учета знаний». Суть листов открытого зачета знаний состоит в том, что каждая полученная на уроке или во внеурочное время отметка заносится на специальный бланк, который вывешивается для всеобщего обозрения. В отличие от отметок, выставленных в классном журнале и остающихся тайной для класса, отметка, выставленная по новой методике, имеет несравненно больший эффект. Она становится достоянием всего класса и даже школы. Лист открытого учета знаний превращается в своего рода «послужной список» каждого ученика. Кроме того, возможная ошибка учителя может быть легко устранена [3]. В.Ф. Шаталову удалось снять или свести к минимуму ряд противоречий. Ею методика позволяет быть объективным и не быть формалистом, правильно оценивать знания и при этом предупредить отрицательный психологический эффект отметки, стимулировать работу ученика, сохраняя положительную перспективу По системе Ш.А. Амонашвили в течение многих лет детям младших классов не ставятся отметки. Школьники отчитываются перед родителями и учителями результатами своего труда: собственными рассказами, рисунками, поделками, самостоятельно решенными задачами и примерами. За полугодие младшим школьникам выдаются характеристики, в которых отмечаются их успехи и неудачи за этот период, а также готовятся специальные «пакеты для родителей», содержащие образцы работ детей. При организации процесса обучения основной упор делается на формирование у детей мотивов учебной деятельности и познавательной активности. Была разработана оценочная система экспериментального обучения, при которой содержательная оценка включается в учебную деятельность школьника как ее регулятор. Установлено, что в результате экспериментального обучения дети становятся активнее, самостоятельнее, а главное – у них формируется интерес к учению, стремление учиться. В современной педагогике используется три основные категории, имеющие прямое отношение к выявлению качественных характеристик полученного учащимися образования: это диагностика, оценивание и контроль. Диагностика обучения – обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы: психологическую, педагогическую, дидактическую. Образовательная диагностика - это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагогов с целью выявления, анализа, оценивания и корректирования обучения. Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса [6]. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Проверка знаний, умений и навыков лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса, Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса. В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание ЗУН учеников, Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности ученика, объема его учебного труда [6]. Контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие знания усвоил обучаемый, в каком объеме, готов ли он к восприятию новых знаний. Учитель получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях. Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Контроль помогает ему понять, каких успехов он добился в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества. Основой для оценивания являются результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения: устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой – условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов. Функции оценки: мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность учения и стимулирует ее продолжение; диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика; воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценки учебной деятельности школьника; информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником образовательных стандартов. По каждому учебному курсу существуют требования к уровню подготовки выпускников основной школы, которые представляют собой краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения описаны в содержательно-деятельной форме, то есть характеризуют виды деятельности ученика по отношению к содержанию учебного курса [10]. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности ученика, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников. Оценка - часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта. Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка – это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка – результат этого процесса. Отметка выражается качественно, например, вербально: «У тебя получилось найти второй способ решения задачи», «Ты – молодец!»; символически: переходящий флаг, желтый кружок; эмоционально: улыбкой, одобрением, порицанием. Отметка же, как правило, выражается количественно: в пяти или десятибалльной шкале; местом в рейтинге; процентами. Традиционной является четырехбалльная система отметок: ? владеет в полной мере (отлично), ? владеет достаточно (хорошо), ? владеет недостаточно (удовлетворительно), ? не владеет (неудовлетворительно). Очевидно, что данная шкала не дает представления о полноте и многообразии образовательных результатов учеников. Многие учителя расширяют данную систему, вводя дополнительно к баллам знаки «плюс» и «минус». В ряде школ, лицеев и гимназий применяются десяти-, двадцати-, стобальные шкалы. Школы личностной ориентации вводят расширенные системы качественно-количественного оценивания: диагностические карты ученика, дневники личных достижений, письменные характеристики. Роль оценки и отметки в обучении исследуется педагогами и психологами давно. Негативное влияние отметок (списывание, подсказка, зубрежка, шпаргалки) приводит ученых к выводу о необходимости ликвидации отметок и развитии способов оценки (Ш.А. Амонашвили). В то же время безотметочное обучение уменьшает соревновательность, конкуренцию, ответственность. В некоторых западных странах плата за обучение существенно снижается, если учащийся желает обучаться без контроля и отметок. Виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый. Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов Цель предварительного контроля - зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обученности учащегося важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обученности с начальным, то есть степень личностного приращения. Текущий контроль – это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке. Возможные формы такого контроля: опрос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика. Повторный контроль предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знаний учеников. Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Цель – диагностирование качеств усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела. Задача периодического контроля - обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с нею деятельности. Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых. Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, защиты творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям. Не должно быть такого, чтобы заявлялись одни цели, а итоговому контролю подлежали совсем другие параметры или только часть из них. Например, если в начале учебного года учитель поставил целью творческую самореализацию учеников на основе выполнения ими исследований по заданным темам, то именно эта цель и должна быть продиагностирована и оценена для каждого ученика и класса в целом. Отсроченный контроль - контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату, Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. При контроле используются различные методы. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих [18]. В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля. Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т.д. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий. Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков. С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся, учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний. Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо учить учащихся самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения. Дидактическими функциями оценивания принято считать следующие: 1. контролирующую (выяснение состояния знаний учащихся, определение уровня усвоения учебного материала, предусмотренного программой, на данном этапе обучения), 2. обучающую (возможность усовершенствования проверяемых знаний, их углубления и расширения через специально подобранную систему проверочных заданий), 3. ориентирующую (информация об успешности учебного труда школьника и необходимости осуществления корректирующих мер), 4. воспитывающую (создание условий для формирования чувства ответственности, трудолюбия, организации взаимопомощи). В современной дидактике существуют два типа ориентации оценивающей деятельности: социально-ориентированная и индивидуально-ориентированная. При социально-ориентированной ориентации критерием оценки являются социальные нормы, общезначимые сравнения и общепринятые эталоны. Полученный результат сопоставляется с заранее определенным стандартом. При индивидуально-ориентированном оценивании применяются специфические для каждого ученика эталоны. Результат, полученный учеником, сравнивается с его же результатом. Педагог отмечает и поощряет малейшее продвижение школьника вперед, постоянно анализирует причины, которые этому способствуют или мешают. Таким образом, современное представление об оценивающей деятельности и деятельности по самооцениванию учеников базируется на богатом историко-педагогическом опыте. Основными видами контроля, в процессе которого осуществляется оценка и самооценка, являются предварительный, текущий, повторный, периодический и итоговый. Кроме того, в современной педагогической деятельности возрастает роль отсроченного контроля. Наиболее распространенными методами считаются устный, письменный, машинный и практический контроль. Последний особенно важен для уроков технологии. Все эти методы используются в самооценивающей деятельности: письменный самоконтроль, оценивание результатов собственной практической деятельности и пр. Основные дидактические функции оценивания - контролирующая, обучающая, ориентирующая, воспитывающая. Все они наиболее успешно реализуют свой потенциал в процессе самооценивающей деятельности. Ориентация оценивающей деятельности, в зависимости от системы, целей и концептуальных характеристик системы обучения, бывает социально-ориентированной и индивидуально-ориентированной. В сфере организации самооценивающей деятельности особое значение приобретает индивидуальо-ориентированная деятельность учащихся (ученик учится рефлексировать собственные достижения, процесс преодоления трудностей, фиксировать особенности своего продвижения по индивидуальной образовательной траектории). 1.2 Методы организации оценивания в современном педагогическом процессе В современной дидактике, помимо методов устного контроля (беседа, рассказ ученика, сообщения об опыте), методов письменного контроля (контрольные работы, рефераты, диктанты), выполнения практических работ, широкое распространение получили тестовая и рейтинговая системы, а также метод портфолио. Рассмотрим их особенности и условия применения. Тестовые методики контроля в обучении. Этот метод педагогической диагностики широко используется в педагогической практике, как в России, так и за рубежом. Педагогическое тестирование – один из наиболее стандартизированных и объективных методов контроля и оценивания знаний, умений и навыков испытуемого, который лишен таких традиционных недостатков других методов контроля знаний, как неоднородность требований, субъективность экзаменаторов, неопределенность системы оценок и т.п. Современное педагогическое тестирование представляет собой комплекс стандартизованных методов измерения тех латентных (т.е. недоступных для непосредственного наблюдения) параметров человека, которые определяют его уровень подготовленности и соответствие образовательным стандартам в конкретной области знаний. При этом широко используются математические методы планирования и обработки результатов измерений, а также современные технологии обработки информации [18]. Педагогическое тестирование – совокупность методических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов. Тестовый контроль является одной из форм объективизации оценки качества учебного процесса. Уровень его организации оказывает оптимизирующее влияние на познавательную деятельность студента и формирует инициативную и творческую позицию обучающегося относительно познания. Тестовый контроль является одним из необходимых элементов рейтинговой оценки познавательной деятельности обучающихся. Он является надежным и объективным способом сравнительной оценки деятельности педагогов в отдельности и всего коллектива в целом. Тестирование – одно из средств индивидуализации в учебном процессе, так как учитывает психологические особенности учащихся.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg