Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Развитие вестибулярной устойчивости на этапе начальной под-готовки в художественной гимнастике

irina_krut2020 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2020
Цель исследования: обосновать методику развития вестибулярной устойчивости на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. Объект исследования: процесс физической подготовки девочек 6-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Предмет исследования: методика развития вестибулярной устойчи-вости на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. Гипотеза: Предполагалось, что учет информативных показателей в тренировке юных спортсменок в художественной гимнастике способствует улучшению их физической подготовленности на этапе начальной подготовки. Положения, выносимые на защиту: - выявление информативных показателей способствует определению структуры физической подготовки юных гимнасток на этапе начальной под-готовки; - содержание тренировочных нагрузок юных гимнасток на этапе начальной подготовки должно быть увеличено за счет средств координаци-онно-ритмовой и скоростно-силовой направленности, а также упражнений, направленных на развитие гибкости и растяжимости в тазобедренных суста-вах, голеностопа, и гибкости позвоночника. Степень достоверности полученных результатов обоснована анализом современной научной литературы по художественной гимнастике, изучением Федерального стандарта спортивной подготовки по художественной гимнастике (2013г.) и программного материала, обобщением собственного опыта тренировки и спортивных выступлений в художественной гимнастике. Степень достоверности полученных результатов исследования обусловлена личным вкладом научных идей в разработку и обоснование нового подхода к тренировке юных спортсменок в художественной гимнастике, что обосновывает и доказывает перспективность настоящего исследования. Автором самостоятельно получен и экспериментально обоснован полученный материал, доказана эффективность применения направленного подхода к тренировке юных гимнасток на этапе начальной подготовки, способствующего повышению уровня их физической подготовленности, что подтверждено актами внедрения результатов исследования в практику. Апробация результатов исследования. Основные результаты были опубликованы в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России (5 публикаций) и доложены на Всероссийских и международных конференциях (4 публика-ции) Задачи исследования: 1 Изучить научные основы развития вестибулярной устойчивости в сложно-координационных видах спорта. 2 Определить комплекс тестов и оценить уровень вестибулярной устойчивости девочек 6–9 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки. 3 Разработать средства и методы развития вестибулярной устойчиво-сти на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике и экспери-ментально проверить их эффективность. База исследования – МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва по художественной гимнастике «Гармония» г. Челябинска» (454135, город Челябинск, Копейское шоссе, 43 а). Контингент: девочки в возрасте 6–9 лет, занимающиеся в группах начальной подготовки (n=40) Методы исследования: – анализ и обобщение специальной литературы и программно-нормативных документов; – опрос тренеров по художественной гимнастике в форме анкетирования; – педагогический эксперимент; – педагогическое тестирование; – метод экспертных оценок; – математико-статистические методы обработки результатов исследо-вания на основе использования компьютерной программы Excel и Statistika
Введение

Актуальность исследования. Существенный рост напряженности соревновательной борьбы в современной художественной гимнастике со всей остротой ставит проблему совершенствования подготовки надежного резерва. Ее решение требует разработки новых эффективных подходов к тренировке гимнасток, начиная с начальных этапов многолетней подготовки (В. Е. Горохова, 2002; И. А. Винер, 2003). Смена правил соревнований в 2001, 2005 и 2009 годах привела к кардинальному увеличению трудности выполнения связок элементов, к повышенным требованиям развития отдельных функций и систем организма, таких как проприоцептивная чувствительность, анаэробная выносливость, а также вестибулярная устойчивость (Е. Д. Бакулина, 2006). Недостаточная устойчивость вестибулярного аппарата у начинающих гимнасток вызывает заметные расстройства координации рук и ног и нарушения локомоций при вестибулярных раздражениях (Е. В. Иванова, 2009). Анализ научно-методической литературы указывает на то, что среди специалистов нет единого мнения о возможностях тренировки данной функции организма. Одни исследователи (И. И. Розен, 1971; В. С. Фарфель, 1975; Л. П. Сергиенко, С. Ф. Рыбаков, 1984; В. А. Соколкина, 1991; К. Коханович, 1998; В. И. Лях, 2000 и др.) считают, что вестибулярная устойчивость тела регулируется физиологическими механизмами, состояние которых во многом обусловлено наследственными факторами и в меньшей степени развивается в процессе тренировки. Однако другие авторы (В. Г. Стрелец, А. А. Горелов, 1996; А. А. Зайцев, 1999; И. В. Цепелевич, 2007; Н. О. Андреева, А. В. Жирнов, В. Н. Болобан, 2011 и др.) в результате своих исследований пришли к выводу о том, что отдельные возможности вестибулярного анализатора можно совершенствовать посредством применения специализированных нагрузок. В современной программе по художественной гимнастике представле-ны примерные план-схемы недельных микроциклов для разных периодов и этапов подготовки учебно-тренировочных групп. Одним из разделов специ-альной физической подготовки является развитие вестибулярной устойчивости. Однако в существующей программе данный вид подготовки включен лишь для гимнасток этапа спортивной специализации. Кроме этого, совершенно не указываются способы реализации (подбор средств, методов, организации занятия) данного раздела подготовки. В то же время в художественной гимнастике к отдельным частным свойствам и возможностям вестибулярного аппарата предъявляются повы-шенные требования (М. Л. Журавин, Н. К. Меньшиков, 2008), что обуслов-лено ростом количества вращательных движений в элементах композиций. Однако практически отсутствуют научно обоснованные средства и методы развития вестибулярной устойчивости для юных гимнасток. Таким образом, в рассмотрении данного вопроса возникают противоречия, заключающиеся в увеличении количества вращательных элементов в композициях гимнасток-«художниц» и отсутствии единого подхода к подбору средств, методов, организации и проведению занятий, направленных на развитие вестибулярного анализатора. В связи с этим возникает потребность в поиске необходимых средств и методов для развития вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике. Механизмы вестибуломоторных реакций, их роль в формировании сложных двигательных актов, которыми являются упражнения в художественной гимнастике, изучены недостаточно. Еще меньше эти вопросы рассматривались в возрастном аспекте. Исходя из вышеизложенного, представляется актуальной разработка методики комплексного развития вестибулярной устойчивости у юных гимнасток.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….......... 3 ГЛАВА 1 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯР-НОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННЫХ ВИДАХ СПОРТА 1.1 Характеристика художественной гимнастики как сложно-координационного вида спорта …………………………………………... 6 1.2 Значение вестибулярной устойчивости в соревновательной деятельности гимнасток ………………………………………………... 11 1.3 Современные подходы к развитию вестибулярной устойчивости в сложно-координационных видах спорта ………………………………. Выводы по первой главе …………………………………………... ГЛАВА 2 УРОВЕНЬ И СТРУКТУРА ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕВОЧЕК 6-9 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ 2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы …. 2.2 Результаты опроса тренеров по художественной гимнастике …... 2.3. Способы и результаты оценивания вестибулярной устойчивости девочек 6–9 лет …………………………………………………………….. Выводы по второй главе …………………………………………....... ГЛАВА 3 ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ВЕ-СТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 3.1 Характеристика этапа начальной подготовки в художественной гимнастике …………………………………………………………………. 3.2 Комплекса средств и методов развития вестибулярной устойчивости на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике …………………………………………………………………. 3.3 Экспериментальная оценка эффективности разработанного комплекса средств и методов развития вестибулярной устойчивости Выводы по третьей главе …………………………………………...... ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………....... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………
Список литературы

1. Абзалов P.A. Размышления о физкультурологии // Теория и практика физической культуры, 1999. № 8. - С. 11-14. 2. Антохин, A.B. Построение интегральной подготовки фехтовальщиков- рапири-стов 15-16 лет : автореф. дис. . канд. пед. наук / Антохин Антон Викторович ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. М., 2006. -23 с. 3. Архипова Ю.А. О Проявлении специализированных восприятий «чувства пред-мета» в художественной гимнастике / Гимнастика : сб. 49 науч.тр. - Вып. У1 / С.-Петерб.гос. ун-т физ.культуры им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2008. - С. 65-68 4. Архипова, Ю.А. Методика базовой подготовки юных гимнасток в упражнении с предметами: метод. рек. / Ю.А. Архипова, Л.А.Карпенко. - СПб.:2001.- 70с. 5. Архипова, Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнении с предмета-ми: автореферат …канд. пед. Наук / Ю.А.Архипова ; Санкт- Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб.,1998.-23 с. 6. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика физи-ческого воспитания: учеб. Для студентов фак. культ. пед. Ин-тов по спец. 03.03. – М.: про-свещение, 1990. – 287с. 7. Бандаков М.П., Микрюова М.Г. Классификация координационных способностей в художественной гимнастике, обусловленная особенностями их взаимосвязи с развитием психических процессов у девочек // Современные проблемы науки и образования. – 2016 № 3. 8. Бакулина, Е.Д. Правила судейства соревнований и критерии мастерства в про-цессе формирования и развития художественной гимнастики / Е.Д. Бакулина // Вестник спортивной науки. 2006. - № 4. - С. 62-64. 9. Бакулев, С. Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксера / С. Е. Бакулев, О. А. Двейрина, А. С. Саввина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2006. — № 22 — С. 3 ?9. 10. Беляева Е.В. Эстетика. Курс лекций.2-е издание – Мн.: Акад. упр. при Прези-денте Респ. Беларусь, 2005. – 70 с. 11. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологи-ческие труды / Н. А. Бернштейн; под ред. В. П. Зинченко. — 2-е изд. М.. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 688 с. — (Серия «Психологи России»). 50 12. Бирюк, Е.В. Художественная гимнастика / Е.В. Бирюк- Киев.:1981.- 135с. 1. Бо-бырева Н.Н. История формирования и развития русской терминологии художественной гимнастики // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 30. - С. 39-47. 13. Варакина, Т.Т. Упражнения с предметами / Т.Т. Варакина, Л.Н. Кудряшова, Т.Л. Маркова. -М.: 1973.-215 с. 14. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений : популярное учеб-ное пособие / Ю.К. Гавердовский. М. : Терра-Спорт, 2002. -512 с. 15. Горохова, В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности : автореф. дис. . канд. пед. наук / Горохова Виктория Евгеньевна ; Рос. гос. акад. физ. культуры. М., 2002. - 26 с. : ил. 16. Гимнастика: Уч. пособие / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшиковой. -- М.: Академия, 2005. -- 448 с. 17. Карпенко Л. А. Учебник художественная гимнастика. Москва 2003 18. Карпенко Л.А. Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: методические рекомендации. – Ленинград 1999 –25 с. 19. Кобяков Ю.П.Тренировка вестибулярного анальзатора гимнаста. М.: Физкуль-тура и спорт, 1976. - 64 с. 20. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2000. 21. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 231с. 22. Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика физи-ческой культуры. №1, 2000. – 24 с. 23. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способно-стей//Физическая культура в школе, №2, 2001. - с. 7-14. 51 24. Мавроматия Д. Упражнения художественной гимнастики.-М.: Физкультура и спорт, 1972. - 141с. 25. Матвеев Л.П. Теория методика физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991. – 549 с. 26. Назарова О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми : Методическая разработка для тренера. - М.: 2001. – 39 с. 27. Назаренко Л.Д. Физиология физического воспитания и спорта. Учебно- мето-дическое пособие. Ульяновск, 2000. - 144 с. 28. Основы физической культуры студенческой молодежи: учеб. посо-бие/И.Е.Корельская, И.А.Каркавцева, Н.В. Блохина[и др.]; под общ. ред. И.Е.Корельской; Сев.(Арктич.)федер.ун-т им. М.В.Ломоносова.-Архангельск: ИД САФУ, 2014.- 107 с. 29. Плешкань A.B. Актуальные проблемы современной системы подготовки в ху-дожественной гимнастике // Учебное пособие. - Краснодар, 2010 . - 87 е. 30. Слимейкер Р., Браунинг Р., Серьезные тренировки для спортсменов на вынос-ливость. - Мурманск: Тулома, 2007. - 328 с. 31. И. Шипилина. Хареография в спорте, Ростов-на-Дону, 2004 г. 32. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. — М. : Терра Спорт, 2002. - 508 е.; 33. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художе-ственной гимнастике : Дис. .канд.пед.наук: 13.00.04 / С.- Петерб. гос.акад.физ. культуры им.П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2003. - 120 с. : ил.; 34. Плеханова М.Э. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложнокоординационных видах спорта (художественная, спортивная, эстетическая, аэробическая гимнастика) : Монография / Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. - М. : б.и. 2006. - 168 с. : ил. - Библиогр. : С. 156-168; 52 35. Степанова И.А., Цепелевич И.В., Жукова Т.В. Анализ показателей уровня раз-вития физических способностей у гимнасток на этапе углубленной специализации в ху-дожественной гимнастике / Гимнастика : Сб. науч.тр. - Вып. 1У. - С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2006. - С. 123-126; 36. Терехина Р.Н., Винер И.А. Интегральная подготовка в художественной гимна-стике / СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта // Теор. и практ. физ. культуры. - 2006. - № 10. - С. 28-29. и др.). 37. Шишманова Ж. Большой путь. - М.: Физкультура и спорт, 1980. –88 с. 38. Электронный ресурс [http://bmsi.ru/doc/60fa6b58-3079-4dc3-864da05c5f6dc1b2.] 39. Электронный ресурс [http://www.studmed.ru/docs/document19562/content.]
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННЫХ ВИДАХ СПОРТА 1.1 Характеристика художественной гимнастики как сложно-координационного вида спорта Художественная гимнастика является относительно молодым видом спорта, однако ее корни уходят в глубокое прошлое. Истоки художественной гимнастики достаточно разнообразны: гимнастические, пластические и ритмические системы, народный и классические танцы. Франсуа Дельсарт (1811–1871 гг.) — французский певец и драматический актер, позднее преподаватель дикции и драматического искусства. Он создал систему выразительной гимнастики, которая охватывала все стороны актерского мастерства оперных певцов: умение выразительно петь, владеть жестом, мимикой, позами. В целом эта система не приемлема для художественной гимнастики, однако им открыты принципы выразитель-ности, которыми руководствуются по сей день: - Принцип связи между эмоциональным состоянием и телодвижениями; - Принцип слитности (целостности) включения многих суставов в действие, начиная с более крупных мышц; - Принцип противопоставления (разноименное положение рук и ног) при передвижениях для устойчивости. Значительный вклад в научное воспитание девушек внес физиолог и педагог Жорж Демени (1850–1917 гг.). Он доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных движений и упражнений с предметами, способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно. Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950 гг.) — швейцарский композитор, профессор консерватории, создатель системы ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика Далькроза развивала музыкальность, ритмичность, координацию, внимание и содействовала физическому воспитанию занимающихся. Айседора Дункан (1877–1927 гг.) — известная американская танцов-щица, открывшая новое танцевальное направление — выразительный танец в свободной пластике (Л. А. Карпенко, 2003). Художественная гимнастика как вид спорта для женщин формировался в течение многих лет. Программы и правил соревнований определяют тенденцию развития художественной гимнастики. Программа I конкурса (1947 г.) состояла из произвольных композиций, которые не содержали в себе сложных по манипуляции и координации, насыщенных движений. Произвольные композиции складывались из простых элементов танца. На II конкурсе (1948 г.) гимнастки выполняли обязательные упражнения без предмета с элементами акробатики и произвольное с предметом (перекаты, взмахи, покачивания, что требовало к себе ловкости). Программа первого лично-командного первенства страны (1949 г.) была более прогрессивной и состояла из четырехборья. Существенное значение для развития вида спорта имело введение Единой классификации. Для всех разрядов программа состояла из обязательного упражнения без предмета, с предметом (по жребию), упражнения с элементами акробатики, гимнастического прыжка (в младших разрядах — с мостика, в старших — с трамплина), кроме того, в I разряде и разряде мастеров спорта — произ-вольного упражнения без предмета и с любым предметом. Из последующих классификационных программ были исключены гимнастический прыжок во всех разрядах, упражнения с элементами акробатики у мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта. Больший вес приобрели упражнения с предметами в произвольной интерпретации. С 1967 года программа мастеров спорта максимально приближалась к международной: были введены групповые упражнения с предметами, определены виды предметов (скакалка, мяч, обруч, лента, булавы). Это связано с тонкой межмышечной координацией и умение манипулировать двумя предметами (два обруча, две ленты). Одновременно с программой совершенствовались правила соревнований. Они определили виды и правила проведения соревнований, основные требования к композиции и исполнительскому мастерству гимнасток в индивидуальных и групповых упражнениях. В постоянно обновляющихся правилах отражается тенденция развития вида спорта, и в первую очередь рост трудности произвольных упражнений. Так, если в правилах 1955 г. У мастеров спорта предусматривалось 4 элемента I группы трудности, в 1967 году — 6 в упражнении без предмета и 5 с предметом, то в 1977 году их было уже 8, 3 из которых должны были выполняться левой рукой. Параллельно усложнялась расценочная таблица элементов и соединений, дифференцировались сбавки за возможные ошибки, уточнялась их градация (Т. С. Лисицкая, 1980). В настоящее время все существующие элементы трудности в художественной гимнастике занесены в специальную таблицу трудности правил соревнований FIG, в которой элементы имеют балловую стоимость. В итоге можно сказать, что художественная гимнастика зародилась как сложно-координационная система, которая в своей истории имеет последовательное усложнение комбинаций без предмета и с предметом. В настоящее время — художественная гимнастика вышла на международный уровень развития, и требует все большее проявление широкого круга умений, навыков и качеств. Гармоническое развитие гимнасток, красота двигательных дей-ствий, эстетичность и в определенной степени атлетизм, определяют широ-кую международную популярность и привлекательность художественной гимнастики (Е. Ю. Макарова, 1999). Совершенствование правил соревнова-ний по художественной гимнастике выводит спортсменок на новый, более продвинутый уровень координационных способностей. Обратившись к правилам соревнований по художественной гимнастике и проанализировав их, авторы (А. В. Менхин, Е. Ю. Макарова, 1997) с уверенностью констатируют, что основу технической сложности гимнастических комбинаций составляют повороты, прыжки, равновесие и бросковые элементы. Базой для их выполнения служат специальные двигательные качества, характерные для художественной гимнастики — прыгучесть, способность к вращательным действиям, способность к пространственно — временным действиям, способность к сохранению равновесия, то есть координационные способности. Вышеперечисленные качества являются базой, определяющим звеном для технической подготовленности. Ю. В. Менхин, А. В. Менхин (2002) указывают, что благодаря значительному диапазону сложности упражнений худо-жественной гимнастики, вариативность подходов и приемов, применяемых при освоении технических действий, в занятиях художественной гимнасти-кой удается расширять двигательные возможности, добиваться гармоничного развития, воспитывать занимающихся эстетически. В то же время, к занимающимся предъявляются особые требования, отражающие специфику именно художественной гимнастики. Они должны обладать такими координационными способностями, которые позволяют овладевать одиночными и композиционными действиями свободного характера и с манипулированием спортивными предметами. У гимнасток должны быть развиты способности к сохранению различных равновесий статического и динамического характера. Они должны быть пластичны, и обладать чувством ритма, слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Все это для начала; именно такая исходная подготовленность и позволит в ходе занятий улучшить, развить специализированные кондиции и добиться высокого результата. О. М. Назарова (2001) рассматривает художественную гимнастику как сложно-координационный вид спорта, специфика которой проявляется в выполнении большого количества сложно-технических движений свободного характера, которые объединяются в композицию. Процесс развития специальных двигательных качеств в художественной гимнастике представляет собой многолетнюю деятельность и является составной частью каждого тренировочного занятия. В. И. Лях, Е. Садовски (1999) считают, что координационная тренировка является одной из важнейших и неотъемлемых частей комплексного тренировочного процесса, но вместе с тем остается до сих пор одним из наименее разработанных разделов спортивной подготовки и одной из “недооцененных задач”. Ученые пришли к выводу, что на более высоких этапах спортивного мастерства в связи с возрастающей работоспособностью положение с разработкой вопросов координационной тренировки усложняется. Дело в том, что в это время уменьшаются генерализация и положительный перенос в сфере способностей и умений и увеличиваются специфичность, комплексность и индивидуализация в выборе координационных упражнений. Многообразие методических приемов, используемых при изучении координации движений человека, можно разделить на две группы. Одна группа методов ориентирована на получение сведений о процессах, лежащих в основе координации движений, путем регистрации внешних двигательных проявлений. Другие методы связаны с непосредственной регистрацией управляющих сигналов, поступающих к мышцам в процессе двигательной активности (электромиография), с регистрацией афферентных сигналов (микронейронография), изменений ЭЭГ, предшествующих началу движения. Как отмечает профессор Н. А. Бернштейн (1991), ловкость накапливается с двигательным опытом. Каждое движение, которое хочет обогатить фонды нашей ловкости, должно что-то делать. Никакая культура движений, которыми ничего не достигается, не повысить ловкости. Ю. Ф. Курамшин, О. А. Двейрина (2004) рассматривают ловкость как одну из высших форм управления движениями. Для развития координационных способностей авторы советуют использовать упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны: - иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся; - содержать элементы новизны, необычности; - отличаться большим многообразием форм выполнения движе-ний и неожиданностью решений двигательных задач; - включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных ана-лизаторов либо с «выключением» их деятельности. Выше перечисленные авторы предлагают следующую методику развития некоторых координационных способностей: - совершенствование «чувства времени», «чувства пространства» и «чувства мышечных усилий». Совершенствование координационных спо-собностей происходит на основе развития точности дифференцирования направления, амплитуды, времени, темпа, скорости движений, интенсивно-сти мышечных усилий и других характеристик; - способность тонко дифференцировать отдельные признаки движений во многом зависит от степени развития у человека зрительных, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений, или, как нередко говорят, от способности к кинестетическому различению. Кинестезию называют также «мышечным чувством». Для успешного выполнения заданий ими используется различные методические приемы. В частности, моделирование заданных положений и перемещений тела на специальных макетах и муляжах; направленное прочувствование простран-ственных параметров движений на тренажерах или с помощью преподавате-ля (партнера); введение в обстановку действия дополнительных предметов и символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду и форму траектории движений, длину шагов, место отталкивания и приземления; экстренная сигнализация о величинах допущенных ошибок с помощью приборов срочной информации. Для статокинетической устойчивости применяются так называемые упражнения на равновесие, при выполнении которых затруднено достижение устойчивости позы тела. В качестве таковых используется упражнения связанные: - с балансированием в позах, отличающихся биомеханическим невыгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела (например, в стойке на руках); - с сохранением позы тела в статических положениях и в сочета-нии с перемещением человека на повышенной, на уменьшенной подвижной наклонной опоре, затрудняющей сохранение равновесия (передвижение по гимнастическому бревну или по рейке гимнастической скамейки на носках с различным положением рук; ходьба по горизонтально подвешенному канату и т. д.); - с сохранением статической и динамической устойчивости в условиях дополнительных помех (прохождение по гимнастической скамейке после выполнения серии кувырков или с закрытыми глазами и т. п.). С целью повышения статокинетической устойчивости, особенно с детьми школьного возраста, следует применять разнообразные подвижные и элементарно-спортивные игры. Координационные способности в значительной мере определяются способностью к произвольному расслаблению мышц. Для развития способности к произвольному расслаблению мышц применяются специальные упражнения, включающие различные формы чередования и сочетания напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп. Выделяют три группы: 1) Упражнения, в которых занимающиеся овладевают умением ощущать переход от напряженного состояния к расслабленному. 2) Упражнения, направленные на развитие способности расслаблять одни мышцы с одновременным напряжением других. К ним относятся такие упражнения, в которых движение расслабленной части тела осуществляется по инерции за счет движения другими частями тела. 3) Упражнения общеразвивающего характера, при которых главное внимание уделяется четкому расслаблению мышц в фазах отдыха в каждом цикле движений. Кроме того, важное место при развитии равнове-сия занимают упражнения, избирательного направления на совершенствова-ние функций вестибулярного аппарата, которые выполняются на различного рода вспомогательных устройствах и специальных тренажерах — подвесные качели, мопеды, циклопеды, лопинги, центрифуги и др. В. И. Лях (2000) рекомендует в качестве развития координационных способностей у детей применять разнообразные физические упражнения, которые связаны с преодолением трудности координации движений, а также находчивости применения этих действий в различных условиях. Общеподготовительные координационные упражнения можно разде-лить: а) увеличивающие двигательный опыт (одиночные, парные общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами); б) общеразвивающие упражнения (элементы гимнастики, акробатики, упражнение в беге, прыжках, подвижные и спортивные игры); в) с направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управления и регуляцию, двигательное управление. К специализированным средствам и методам можно отнести киноциклографическую и видеомагнитофонную демонстрации; метод идеомоторного упражнения; средства и методические приемы лидирования, избирательной демонстрации и ориентирования, воссоздать пространственные, временные и ритмические характеристики движений; приемы и условия направленного прочувствования движений (тренажерные устройства). Как указывают Ж. К. Холодов. В. С. Кузнецов (2003), при воспитании координационных способностей используют следующие ос-новные методические подходы: Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению. (Ивашина В. В. Исторический ракурс возникновения теории методики развития коор-динационных способностей и ее применение в современной художественной гимнастике // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 592-597. — URL https://moluch.ru/archive/58/8124). Для развития координационных способностей в физическом воспита-нии и спорте используются следующие методы: - стандартно-повторного упражнения; - вариативного упражнения; - игровой; - соревновательный. При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движени-ями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях. Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических прие-мов: - строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (например, изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.); - изменение исходных и конечных положений; - изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения и т. П - «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега и т. п.); - выполнение основных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат; - выполнение упражнений с исключением зрительного кон-троля — в специальных очках или с закрытыми глазами. Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды, преодо-ление произвольными способами полосы препятствия и др. Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т. п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координировано, подготовлены в предлагаемых для состязания упражнениях. А. М. Пидоря, М. А. Годик, А. И. Воронов (1992) утверждают, что выбор используемых тренировочных средств должен осуществляться таким образом, чтобы они воздействовали на определенную координационную способность, либо на их комплекс соответственно поставленной задаче. Эффект совершенствования будет достигнут в том случае, если с помощью методических приемов будет повышаться координационная сложность тренировочных заданий. К числу таких методических приемов предлагают отнести: - варьирование способа выполнения движения; - изменение внешних условий; - комбинирование двигательных навыков; - выполнение упражнения при дефиците времени; - внесение требуемых коррекций при различных источниках ин-формации — зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной и кинестетической; - выполнение упражнений после предварительной подготовки. Г. А. Васильков (1993) в своей работе применяет упражнения с элементами жонглирования для развития ручной ловкости: - упражнение с одним, двумя мячами, упражнение в подбрасывании двух мячей одной рукой, упражнение в подбрасывании трех мячей обеими руками; - жонглирование кольцами: упражнение с одним кольцом, упражнение в подбрасывании и перебрасывании двух колей обеими руками, упражнения в подбрасывании двух колец одной рукой, упражнение в жонглировании тремя кольцами; - жонглирование палочками: упражнение с одной палочкой, упражнение с двумя палочками, упражнение с тремя палочками. Хорошо разученные упражнения усложняют дополнительными заданиями — бросками и ловлей предметов с продвижением вперед, назад, влево, вправо, поворотами на месте и в движении. А. П. Матвеев (2003) подчеркивает, что ловкость развивают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательное требование — новизна разучаемого упражнения и условий его применения. Элементы новизны поддерживается координационной сложностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнений. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях. Развитие точности временных параметров движений направленно на совершенствование так называемого чувства времени, т. е. умения дифференцировать временных характеристики двигательного действия. Его развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием механических средств (например, электролидеры, метрономы и т. д.). (Ивашина В. В. Исторический ракурс возникновения теории методики развития координационных способностей и ее применение в современной художественной гимнастике // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 592-597. — URL https://moluch.ru/archive/58/8124). Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие изменять продолжительность движений в большом диапазоне. Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесия. Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе, при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, ходьба на лыжах). Статическое равновесие развивают посредством усложнения равновесия и изменения психофункционального состояния школьников (например, выполнение упражнения на подвижной опоре или с закрытыми глазами). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности дви-жений после раздражения вестибулярного аппарата. В этих целях использу-ются упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков). Ряд авторов (В. И. Лях, Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон и др., 1998) считают, что современные условия жизни и производства, например работа на компьютерах, перемещения в городах, выполнение военных операций требуют от человека высокого уровня развития координационных способностей, т. е. умения точно, быстро и экономично управлять сложными двигательными действиями. Для развития координационных способностей на занятиях с девушками следует использовать упражнения с предметами: булавами, скакалкой, обручем, мячом — и комбинации из этих упражнений. Большой координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Сложность достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединенными в комбинации вольных упражнений на 16 и 32 счета. Воз-растает скорость и усложняется ритм выполнения одиночных и парных об-щеразвивающих упражнений. Все это способствует развитию одной из важ-ных координационных способностей — способности к согласованию двига-тельных действий. Перемена упражнений местами в заученных комбинациях, замена одних упражнений другими, более сложными и необычными, приводит к росту другой координационной способности, тесно связанной с первой — способность переключаться от одних отработанных форм движений к другим соответственно меняющимся условием. (Ивашина В. В. Исторический ракурс возникновения теории методики развития координационных способностей и ее применение в современной художественной гимнастике // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 592-597. — URLhttps://moluch.ru/archive/58/8124). К сложно-координационным относят совокупность видов спорта, в которых спортсмены соревнуются в сложности, качестве и эстетичности выполнения двигательных действий. Такие виды спорта требуют преиму-щественного проявления координационных способностей и осуществля-ются в условиях строго регламентированной программы движений. Они характеризуются совершенствованием двигательного аппарата в направлении тонкой регуляции движений и связаны с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность двигательных действий, а также отсутствием непосредственного взаимодействия с противником [Ивашина В. В. Исторический ракурс возникновения теории методики развития координационных способностей и ее применение в современной художественной гимнастике // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 592-597. — URL https://moluch.ru/archive/58/8124]. Упражнения из всех входящих в группу сложно-координационных видов спорта имеют ряд общих характерных для них черт (таблица 1). Таблица 1 – Специфика упражнений сложно-координационных видов спорта Типичные упражнения Сложные комбинации из отдельных двигательных актов (элементов), сначала разучиваемых по отдельности, а затем образующих связку в виде неразрывного целого Представляют собой выраженный динамический стереотип, где стереотипна не только форма движений, их координационная структура, но и сила и скорость мышечных сокращений
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 52 страницы
380 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 48 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 54 страницы
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg