Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГЕОГРАФИЯ

Оценка географических и климатических условий как фактора устойчивого социально- экономического развития региона (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

irina_krut2020 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2020
Актуальность темы предопределила цели и задачи исследования. Цель работы- оценить географические и климатические условия как факторы устойчивого социально-экономического развития. Цель написания работы предопределила решение следующих задач: 1) Рассмотреть теоретические и правовые основы социально-экономи-ческого развития региона. 2) Определить сущность и факторы устойчивого социально-экономиче¬ского развития региона. 3) Рассмотреть правовые основы социально-экономического развития региона. 4) Проанализировать социально-экономическое развитие Ямало-Ненец¬кого автономного округа. 5) Оценить географические и природно-климатические условия, как фактор устойчивого социально-экономического развития Ямало-Не¬нецкого автономного округа. Предметом исследования является географические и природно-климатические условия, как фактор устойчивого социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. В качестве объекта исследования выступает социально-экономическое развитие регионов.
Введение

Для любой страны проблема социально-экономического развития реги¬онов никогда не теряет своей актуальности. Каждая страна стремится к си¬стемной организации экономики страны, при которой каждый ее элемент -ре¬гион - взаимодействует с другими, обладая вместе с тем территориаль-ным (пространственным) социально-экономическим своеобразием. Для Рос-сии с ее огромной территорией, различными климатическими зонами, нали-чием национальных образований организация хозяйства страны как еди-ного экономически и социально эффективного комплекса всегда порождала трудно разрешимые не только экономические, но и социальные, политические и религиозные проблемы. Разработанность темы исследования: вопросы устойчивого развития социально-экономических систем не теряют своей актуальности на протяжении уже многих десятилетий. Теория устойчивости социально-экономических систем имеет давнюю историю. Ее основы были заложены философами, математиками, физиками, биологами. Однако устойчивость социально-экономической системы значительно отличается от любой другой устойчивости, так как ее предметом выступает система, в которой связями между элементами являются общественные отношения людей в процессе производства и потребления. В конце XX – начале XXI вв. проблема устойчивого развития социально-экономических систем приобрела особую остроту ввиду усиления влияния глобализации на социально-экономические процессы. Теоретико-методологическую основу устойчивого развития социально-экономических систем составляют исследования отечественных и зарубежных ученых. Несмотря на большое количество исследований, теория устойчивого социально-экономического развития находится в стадии становления. Исследование проблем устойчивого развития остается ориентированным на изучение частных вопросов. Нет четкого понятия «устойчивости» социально-экономической системы, не определены критерии устойчивости, не выработана единая методика ее оценки, не выявлена специфика устойчивого социально-экономического развития систем регионального уровня. Требуется создание осмысленной теории и методологии обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов, разработка научно-методических основ и методов управления их устойчивым социально-экономическим развитием.
Содержание

Введение. 3 Глава 1. Теоретические и правовые основы социально-экономического развития региона. 5 1.1 Понятие, сущность и факторы устойчивого социально-экономического развития региона. 5 1.2 Правовые основы социально-экономического развития региона. 14 Глава 2. Оценка влияния географических и климатических условий на устойчивое социально-экономическое развитие Ямало-Ненецкого автономного округа. 17 2.1 Характеристика Ямало-Ненецкого автономного округа. 17 2.2 Анализ социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. 20 2.3 Оценка географических и природно-климатических условий как фактора устойчивого социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. 27 Заключение 32 Библиографический список. 34
Список литературы

1. Федеральный закон от 28.06.2014 N172-ФЗ «О стратегическом пла¬нировании в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/70684666/ (Дата обращения 02.04.2018г.) 2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономиче-ского развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Справочная правовая система «Консультант плюс» [Электронный ре-сурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (Дата обращения 02.04.2018г.) 3. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2015 N108-ЗАО «О стратегическом планировании в Ямало-Ненецком автономном округе» // Консорциум «Кодекс» [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/428697550 4. Постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 14 декабря 2011 года № 839 «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года» // Консорциум «Кодекс» [Электронный рсурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/424064239 (Дата об¬ращения 02.04.2018г.) 5. Малый экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Ин¬ститут новой экономики, 2013. 729 c. 6. Аверин А.Н. Российский Север: проблемы социального развития. Учеб. пособие. / и др.; под общ. ред. H.A. Волгина, Ю.П. Алексеева -М.: «Дашков и К» 2014. 895 с. 184. 7. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: понятийно-терми¬нологический словарь. М.: Мысль,2014. 50 c. 8. Бияков О. А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. 382 с. 9. Бушуев В. В., Голубев В. С., Коробейников А. А., Селюков Ю. Г. Че¬ловеческий капитал для социогуманитарного развития. - М.: «ИАЦ Энергия», 2014. 96 с. 10. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 502 с. 11. Гизатуллин Х.Н., Троицкий В.А. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма. - М., 2015. 165 с. 12. Деттер Г.Ф. Институты развития научного и инновационного потенциала арктических субъектов Российской Федерации и их роль в социально-экономическом развитии региона // Инновации. – 2014. – №7. – С. 69-80. 13. Егоров К. Ю. Оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического развития региона// Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2016. – № 10 (72). – С. 10-16. 14. Исянбаев, М. Н. Проблемы эффективной специализации и комплексного социально-экономического развития регионов [Текст]: [в 7 кн.] / М. Н. Исянбаев; Российская акад. наук, Уфимский науч. центр, Ин-т социально-экономических исслед., Акад. наук Республики Башкортостан, Отд-ние социально-экономических наук. - Уфа: Гилем, 2015. 15. Катцов В. М., Кобышева Н. В., Мелешко В. П. Оценка макроэкономических последствии? изменении? климата на территории России?скои? Федерации не период до 2030 г. и дальнеи?шую перспективу / [В. М. Катцов, Н. В. Кобышева, В. П. Мелешко и др.]; под ред. д. ф.м. н. В.М. Катцова, д. э. н., проф. Б. Н. Порфирьева; Федер. служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающеи? среды (Росгидромет). – Москва: Д'АРТ: Главная геофизическая обсерватория, 2013. – 252 с. 16. Ковригина Т. А. Управление социальным развитием региона арктической зоны Российской Федерации (на примере ЯНАО): диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.08 / Ковригина Татьяна Алексеевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО Тюменский индустриальный университет], 2017 17. Кулькова В. Ю. Направления развития региональных теорий в контексте исследования различий социально-экономического развития территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2017. № 11(38). С. 72. 18. Полтавский С. А. Методика оценки дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню экономического развития (на основе оптимизационного нечеткого c-means алгоритма Беждека-Данна) //Региональная экономика: теория и практика. 2008.№ 17 (74). С. 25-36. 19. Смирнов В. В. Повышение эффективности социально-экономического развития региона: методология, оценка, эффективность // Учет и финансовый анализ. 2016. №5. 20. Тараканов Г.И. Особенности влияния «политических» и «географических» факторов на экономический рост // Проблемы современной экономики, 2016, № 4, с. 74-78. 21. Ходаков В.Е. Влияние природно?климатических факторов на социально-экономические и производственные системы / В.Е. Ходаков, Н.А. Соколова, С.Г. Чёрный. – Гринь Д.С., 2016. – 276-293 с. 22. Черкасова, И. В. Рациональное использование природно-климатических условий как фактор экономического развития региона: На примере Оренбургской области: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург, 2015. - 23 с. 23. Шафронов А. Д. Факторы социально-экономического развития [Текст] / А. Д. Шафронов. - Брянск: Новый проект, 2015. - 161 с. 24. Щанкина Е.Г. Влияние климатических факторов на хозяйство России // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). 25. Официальный сайт Независимого института социальной политики. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. socpol.ru/atlas/indexes/ (Дата обращения 02.04.2018г.) 26. Официальный сайт департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. – URL: http://de.gov. yanao.ru/ (дата обращения: 30.03.2017). 27. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2015. - URL: http://www. undp.ru/documents/NHDR-2015.pdf. (Дата обраще¬ния 02.04.2018г.) 28. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2016. - URL: http://www. undp.ru/documents/NHDR-2016.pdf. (Дата обращения 02.04.2018г.) 29. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2017. - URL: http://www.undp. ru/ documents/NHDR-2017.pdf. (Дата обращения 02.04.2018г.)
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические и правовые основы социально-экономического развития региона. 1.1 Понятие, сущность и факторы устойчивого социально-экономического развития региона. К настоящему времени сформулировано множество определений тер¬мина «регион», которые соответствуют различным критериям, положенным в основу исследования. Основополагающим элементом при определении дан¬ного термина является понятие «территория», под которой понимают «огра¬ниченную часть твердой поверхности Земли с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами, характеризующаяся протяженно¬стью (площадью) как особым видом «пространственного» ресурса, географи¬ческим положением и другими качествами». В целом исследователи выделяют четыре основных подхода к содержанию понятия «регион»: экономический, социальный, территориальн-ый и пространственный. Содержание и соотношение этих подходов представлено в таблице 1. Территориальный Часть территории со своими природными ресурсами, обладающая специфическими демографическими, историческими и экономиче¬скими условиями, на которой функционирует опреде¬ленный комплекс отраслей производства и социальной инфраструктуры. Экономический Сложный территориальный комплекс, располагающий собственными ограниченными ресурсами, структурой производства, органами управле¬ния, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач и специфическими особенностями протекания социальных и экономи¬ческих процессов. Социальный Часть территории, наделенная определенной формой ор¬ганизации производственно-общественной жизни насе¬ления обладающей общностью социальной, нацио¬нально-культурных и иных условий. Пространственный Территориальное образование на едином экономическом поле, обеспечивающее функционирование всех систем в любой части пространтсва, имеющая местные органы управления своей территорией. Таблица 1- Подходы к определению понятия «регион» Регион как экономический субъект, совмещающий в себе функции рыночного самоуправления, государственного регулирования и социального контроля рассматривается теоретиками с позиции трех подходов: регион как «квазигосударство», регион как «квазикорпорация» и регион-рынок (таблица 2). Таблица 2- Основные парадигмы региона Регион как квазигосударство Регион наделен определенными ресурсами, наделен функциями управления, обладает политико-экономическими инструментами и механизмами регулирования хозяйственных процессов. Регион как квазикорпорация Крупный субъект хозяйственной деятельности, региональный и муниципальный собственник. Явля¬ясь участником конкурентной борьбы, регион всту¬пает в экономические отношения с муниципальными образованиями, регионами, государством, а также с национальными и транснациональными компаниями. Регион-рынок Территория, имеющая определенные границы (ареал), при этом особое внимание уделяется совокуп¬ности экономических отношений, которые реализу¬ются на различных рынках (товаров и услуг, кредитно-финансовых ресурсов, труда, информации, знаний и т.п.) и особенностям этих региональных рынков. Таким образом, все вышеизложенное позволяет определить регион как: социально-экономическую систему, которой свойственны опреде¬ленная обособленность, целостность, комплексность, подчиненность определенной цели и единство в стремлении ее достичь; сложное, комплексное явление совокупности интегрированных эко¬номических и социальных подсистем. Рассмотрим сущность понятий «развитие региона» и «социально-экономическое развитие региона». Под развитием понимается любое прогрессивное изменение, в нашем случае в социально-экономической сфере прежде всего. Изменения могут быть как количественные, так и качественные. К количественным характеристикам относится, например, экономический рост, качественные же изменения говорят об изменении содержания развития, возникновении у экономической системы новых характеристик. Сегодня, когда экономика проникла во все сферы жизни общества, вместе с чисто экономическими характеристиками развития, рассматривают и социальные. На сегодняшний день при оценке развития регионов социальные показатели участвуют наравне с экономическими. Развитие обязательно предполагает определенное направление, направленность развития, которая в свою очередь определяется целью. Если ввести в анализ уровня социально-экономического развития региона фактор времени, то можно выделить краткосрочные и долгосрочные цели развития и соответствующие им критерии оценки. Так, к краткосрочным целям можно отнести достижение определенных уровней показателей экономического и социального развития за определенный период (например, достижение определенного уровня производства в следующем году, квартале, месяце). К долгосрочной перспективе относятся такие цели, как становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест для будущих поколений с учетом происходящих структурных изменений в экономике. Таким образом, развитие региона всегда преследует определенную цель. Совокупность различных экономических и социальных целей предопределяет многоаспектность процесса социально-экономического развития региона. Устойчивое социально-экономическое развитие предполагает создание такой социальной и экономической системы, которая бы обеспечивала на долгосрочной основе высокий уровень качества жизни, то есть рост реальных доходов, достойного образовательного уровня, улучшения здравоохранения и т.д. В данном случае под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое удовлетворяло бы потребности людей настоящего времени, особенно не ставило бы под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Если же исходить из этого, то устойчивое социально-экономическое развитие, на наш взгляд, включает в себя следующее: признание того, что в центре внимания находятся люди, имеющие право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью про¬цесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него; право на социально-экономическое развитие должно реализовы¬ваться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворе¬ние потребностей в развитии и сохранений окружающей среды не только нынешнего, но и будущего поколения и искоренение бедности и нищеты. Таким образом, стратегия социально-экономического развития в целом охватывает не только экономическую, но и политическую, экологическую и социальную сферы деятельности общества в целом. Основы стратегии устойчивого развития региона представляет собой, с одной стороны, - реализацию экологически чистых технологий и производств, обеспечивающих защиту биосферы от вредных воздействий производства, а человечества - от глобальных угроз. С другой же стороны - при системном анализе состояния социально-экономического, политического, экологического, демографического, ресурсного, информа¬ционного развития мира, для принятия решений по устойчивому развитию ре¬гиона на основе прогнозных моделей. На устойчивое социально-экономическое развитие региона влияет целый ряд факторов. Их состав и взаимосвязь в схематичном виде представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Факторы устойчивого социально-экономического развития региона. Среди вышеперечисленных факторов наибольший интерес представ¬ляют психологический, институционально-политический, инновационно-тех¬нологический и физико-географический (природно-географический), как фак¬торы, оказывающие значительное влияние на развитие экономики и общества. Этим объясняется растущее в последние годы внимание к изучению воздей-ствия на экономику широкого спектра факторов и условий, среди которых осо¬бое место занимают: 1) политические (социально-политическая стабильность, характер политического режима, особенности экономической и социальной политики государства и т.д.); 2) системно-экономические (тип экономической системы, открытость экономики и др.); 3) географические (географическое положение, климатические условия, полезные ископаемые, характер воспроизводства населения и т.п.). Влияние переменных третьей группы практически неизменно во вре¬мени, поэтому важно понимать, в какой степени характер развития конкрет¬ного региона зависит от предопределенных географических показателей. Возможности регулирования физико-географического фактора практи¬чески отсутствуют, эффективность его воздействия можно повышать только посредством совершенствования экономико-географических условий и сохра¬нения экологического равновесия. Приведенные выше характеристики понятий «регион» и «развитие реги¬она» предопределяют необходимость использования системного подхода при разработке концепции социально-экономического развития региона. Такой подход должен включать изучение взаимодействия субъектов в процессе вос¬производства условий жизнедеятельности, материально-вещественные фак¬торы, а также качественные и количественные показатели социально-эконо¬мического развития региона. На данный момент одной из основных целей социально-экономического развития регионов России является повышение уровня и качества жизни населения. Данная цель предполагает решение такой задачи, как повышение доходов, уровня образования и улучшение здоровья населения. Обширность территории России предопределяет тот факт, что содержание развития различных регионов существенно различается, что обусловливается географическими особенностями региона, уровнем развития его производительных сил, наличием трудовых и природных ресурсов и др. Концепция устойчивого развития включает три составляющих: экономическую, социальную и экологическую. Существуют различные угрозы устойчивого развития в нашей стране. Серьезной проблемой при создании и реализации концепции устойчи¬вого развития выступает установление базовых показателей устойчивого раз¬вития, выбор индикаторов, а также характеризующих их индексов развития, состоящих из атрибутивных и количественных характеристик. Проблемои? разработки индикаторов устои?чивого развития занимаются Департамент политическои? координации и устои?чивого развития ООН, Комиссия Объединенных Нации? по устои?чивому развитию, Научныи? комитет по проблемам окружающеи? среды и другие. Наиболее проработанными в теоретическом плане разработками интегральных показателеи? являются : а) система эколого-экономического учета, предложенная статистиче¬ским отделом Секретариата ООН. Система базируется на так называемых «зе¬леных счетах» и позволяет увязать экономические показатели с состоянием природнои? среды. В качестве обобщающего макроэкономического показателя предлагается использовать экологически адаптированныи? чистыи? внутреннии? продукт (Environmentally adjustic net domestic product); б) показатель «скорректированные чистые сбережения» (СЧС), разработанныи? специалистами Всемирного банка. Показатель отражает относительную величину накопления национальных сбережении? с учетом истощения природных ресурсов и ущерба от загразнения окружающеи? среды; в) биофизическии? показатель устои?чивого развития – «экологическии? след» (The Ecological Footprint); г) формула устои?чивости, известная как «IMPACT Identity», предложена Бэрри Коммонером и др. В таблице представлены встречающиеся в научнои? периодическои? литературе методы оценки устои?чивости социально-экономического развития регионов. Таблица 3- Методы и методики оценки устои?чивости социально-экономического развития регионов Сущность методики Авторы Расчет интегрального показателя устои?чивости социально-экономического развития. Ранговыи? подход Ю. И. Смоляков, И. А. Медведева, К. В. Коптева,? Л. И. Ушвицкии?, Н. К. Васильева, М. Л. Ушвицкии? Два подхода к построению индикаторов устои?чивого развития: 1) построение системы индикаторов, каждыи? из которых отражает отдельные аспекты устои?чивого развития;? 2) построение интегрального индикатора. Н. П. Тарасова, Е. Б. Кручина Построение типологических группировок данных подсистем на основе интегральных показателеи? социально-экономиче-ского благополучия территории?. Методы искусственных неи?ронных сетеи? Е. Д. Игнатьева, О. С. Мариев Экспресс-оценка устои?чивости региона на основе мониторинга по семи блокам. Расчет целевых ориентиров показателеи? по основным сферам жизнедеятельности. Расчет интегральных показателеи? устои?чивости по каждои? локальнои? системе и получение обобщающего показателя устои?чивости региона И. Р. Кормановская, Н. Н. Ренкас Рассмотрим подробнее метод определения интегрального коэффициента устои?чивости, включающего в себя все социально-экономические и экологические параметры, по формуле: Kуст.интегр.=?(К_(уст.произ.) ?? К?_-(уст.фин-инвест.@) )?К_(уст.соц.)?К_(уст.экол.) , где Куст.интегр.- интегральныи? (общии?) коэффициент устои?чивости экономики региона; Куст.произ.- коэффициент производственнои? устои?чивости экономики региона; Куст.фин-инвест.- коэффициент финансово-инвестиционнои? устои?чивости экономики региона; Куст.соц.- коэффициент социальнои? устои?чивости экономики региона; Куст.эколог.- коэффициент экологическои? устои?чивости экономики региона. Существующее многообразие подходов к оценке уровня социально-эко¬номического развития регионов и их дифференциации, а также классификация регионов на группы по уровню развития и формирование региональных кла¬стеров опираются на предположения о том, что подобная классификация должна быть однозначно определена . Это является существенным недостат¬ком подобных теории?, так как социально-экономические системы – это струк¬туры с нечетко определенными границами высокого и низкого уровня разви¬тия, в связи с этим границы групп и классов весьма размыты и не могут быть четко определены. Вполне вероятно, что каждыи? субъект Федерации имеет схожие характеристики с представителями нескольких классов, поэтому четкая классификация искажает деи?ствительность и не может считаться объективнои?. 1.2 Правовые основы социально-экономического развития реги¬она. Прежде всего стоит отметить Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ"О стратегическом планировании в Российской Федерации", который уста¬навливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегиче¬ского управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Рос¬сийской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Органы государственной власти Российской Федерации вправе опреде¬лять систему прогнозирования социально-экономического развития Россий¬ской Федерации. Так, Федеральным законом "О государственном прогнозиро¬вании и программах социально-экономического развития Российской Федера¬ции" определены цели и содержание системы государственных прогнозов со-циально-экономического развития Российской Федерации, а также общий по¬рядок разработки указанных прогнозов. При этом установлено, что государ¬ственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнози¬рования социально-экономического развития Российской Федерации исполь¬зуются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономиче¬ской политики государства. Теперь перейдем непосредственно к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Стратегическои? целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущеи? мировои? державы XXI века, занимающеи? передовые позиции в глобальнои? экономическои? конкуренции и надежно обеспечивающеи? национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна вои?ти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательнои? способности). Таким образом, развитие региона всегда преследует определенную цель. Совокупность различных экономических и социальных целей предопределяет многоаспектность процесса социально-экономического развития региона. Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое удовлетворяло бы потребности людей настоящего времени, особенно не ставило бы под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. На устойчивое социально-экономическое развитие региона влияют ряд факторов, среди которых психологический, институционально-политический, социально-политический, инновационно-технологический и физико-геогра¬фический Возможности регулирования физико-географического фактора практически отсутствуют, эффективность его воздействия можно повышать только посредством совершенствования экономико-географических условий и сохранения экологического равновесия. Существуют такие индикаторы устойчивого социально-экономического развития: система эколого-экономического учета, показатель «скорректиро¬ванные чистые сбережения», биофизический показатель устойчивого развития – «экологическии? след», интегральный коэффициент устойчивости, включаю¬щий в себя все социально-экономические и экологические параметры. Рассмотрим все вышесказанное на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. Глава 2. Оценка влияния географических и климатических условий на устойчивое социально-экономическое развитие Ямало-Ненецкого автономного округа. 2.1 Характеристика Ямало-Ненецкого автономного округа. Численность населения Ямало-Ненецкого автономного округа по данным Росстата составляет 538 547 чел. (2018). Занимает 71 место по численности населения среди субъектов Российской Федерации. Плотность населения — 0,70 чел./км2. Рисунок 2- Доля городского и сельского населения в ЯНАО. По этому показателю регион занимает 9-е место в России и 3-е место в Уральском федеральном округе. В январе-ноябре 2017 года естественный прирост на 1000 населения составил 9,2 человек (5 место по РФ и 1 место по УрФО). Ежегодно на Ямале на каждую 1000 жителей региона ежегодно рождается 14 детей, что выше общероссийского показателя (11 детей на 1000 жителей). По уровню рождаемости автономный округ входит в десятку ведущих регионов. В субъекте отмечаются достаточно низкие показатели смертности населения – 4,9 чел. на 1000 населения (3 место по стране). Рисунок 3- Национальный состав населения ЯНАО. Уровень общей безработицы в автономном округе (3,6%) ниже показателя по Уральскому федеральному округу (5,8%) и Российской Федерации в целом (5,3%). Уровень экономической активности и занятости населения являются одними из самых высоких в Российской Федерации и составляют 77,0% и 74,2% соответственно.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg