Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

анастасия89 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2020
Введение Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, характеризующихся повышенной тревожностью, ненадежностью и эмоциональной нестабильностью. Возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворенностью возрастными потребностями ребенка. Длительное личное образование, беспокойство становится подростковым возрастом. До этого он является производным от широкого спектра нарушений. Консолидация и усиление тревоги происходит через механизм «замкнутого психологического круга», что приводит к накоплению и углублению негативного эмоционального опыта, который, в свою очередь, Создание отрицательных прогностических оценок и определение во многом модальности текущего опыта способствует росту и поддержанию тревоги. Беспокойство имеет специфику ярко выраженного возраста, что проявляется в его источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода есть некоторые области, объекты реальности, которые вызывают увеличение беспокойства у большинства детей, независимо от того, существует ли реальная угроза или беспокойство, такое как устойчивое образование. Эти «пики тревожности, связанные с возрастом» являются результатом наиболее значительных социологических потребностей. Некоторые аспекты страхов и тревожности рассматривал в своих трудах Ч. Дарвин, на его взгляд эти эмоции – адаптивный механизм, поскольку выживал тот, кто оказывался наиболее искусным в избегании и преодолении опасности. В периферической теории У. Джемса и К. Ланге страху также уделяется большое внимание. Он рассматривается как одна из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом; тревожность — одна из форм страха. Ростовский психотерапевт М. Литвак считает, что страх есть результат взаимодействия тревоги и мышления. Первоначальным чувством же является тревога, возникающая всякий раз, когда мозг оценивает ситуацию как неблагоприятную для личности. Разграничение явлений тревожности и страха, закрепленное в соответствующих понятиях произошло лишь в начале XIX в. и связано с именем С.Кьеркегора. Изучением школьной тревожности занимались многие известные ученые, такие, как В.А. Бакеев, В.В.Бойко, А.Л. Венгер, А.О. Герасимова, Н.В. Имедадзе, Л.М. Костина, М.В. Кутузова, У.П. Морган, А.М. Прихожан и другие. Однако, несмотря на многочисленные публикации, проблема остается актуальной и, как показывает практика, с ней можно и нужно работать. Знание причин возникновения тревожности создаст условия для своевременного проведения коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению уровня тревожного состояния и формированию адекватного поведения у детей школьного возраста. По мнению многих исследователей, например, Прихожан A.M., за последние десять лет число тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Беспокойство стало глубоким и личным, изменились формы его проявления. Таким образом, актуальность исследования тревожности у детей младшего школьного возраста продиктована необходимостью углубленного изучения проблемы. Исследователи данной проблемы указывают очевидную взаимосвязь тревожности и эффективности обучения школьников. Психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако тревожность может выступать как активизатор учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизирует внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, и как негативный фактор, не дающий возможность реализоваться детям в учебной деятельности. Проблема исследования: каковы психолого-педагогические особенности тревожности у детей младшего школьного возраста? Цель работы заключается в выявлении психолого-педагогических особенностей тревожности у детей младшего школьного возраста. Объект исследования: тревожность у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты тревожности у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: процесс уменьшения и устранения тревоги у детей начальной школы станет эффективным, если: 1. Изучены особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и установлены причины повышенной тревожности. 2. Сравнительный анализ взаимосвязи между уровнем тревожности и особенностями детско-родительских отношений 3. Разработать практические рекомендации по коррекции тревожности у детей школьного возраста. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы страха у детей младшего школьного возраста 2. Выявить особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и причины повышенной тревожности. 3. Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для коррекции тревожности у младших школьников. Методологическая основа исследования курсовой работы стали труды, концепции, теории известных авторов Фрейда З.?25?; Хорни К. ?28?; Петровского А.В. ?14?. Методы исследования: теоретические, эмпирические, опросные методы, дедуктивный анализ, метод статистической обработки результатов исследования, например: 1) Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное». 2) Анкетирование педагогов и родителей по выявлению тревожного ребенка «Критерии выявления тревожного ребенка». 3) Проективная рисуночная методика - тест «Нарисуй свой страх». 4) Методы математической статистики (корреляционный анализ взаимосвязи Спирмена и критерий Стьюдента. 5) Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). 6) Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин). Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Разработана комплексная программа психологической помощи, ориентированная на формирование адекватного уровня тревожности у младших школьников. На основании изучения учащихся получены данные об изменении уровня тревожности у учащихся 2-4 классов, выявлена их статистическая значимость от уровня тревожности родителей и учителей, работающих в начальной школе. Систематизированы экспериментальные данные, выявляющие особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста. Практическая значимость работы. Результаты исследования пополнят психолого-педагогическую характеристику детей и помогут преодолеть состояние тревожности, как одного из компонентов, создающих трудности в обучении. Система диагностических методик может быть использована педагогами и психологами в целях выявления особенностей проявления тревожности у младших школьников и включается в контекст широкого круга вопросов социального характера. Структура и объем работы - курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Введение

Введение Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, характеризующихся повышенной тревожностью, ненадежностью и эмоциональной нестабильностью. Возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворенностью возрастными потребностями ребенка. Длительное личное образование, беспокойство становится подростковым возрастом. До этого он является производным от широкого спектра нарушений. Консолидация и усиление тревоги происходит через механизм «замкнутого психологического круга», что приводит к накоплению и углублению негативного эмоционального опыта, который, в свою очередь, Создание отрицательных прогностических оценок и определение во многом модальности текущего опыта способствует росту и поддержанию тревоги. Беспокойство имеет специфику ярко выраженного возраста, что проявляется в его источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода есть некоторые области, объекты реальности, которые вызывают увеличение беспокойства у большинства детей, независимо от того, существует ли реальная угроза или беспокойство, такое как устойчивое образование. Эти «пики тревожности, связанные с возрастом» являются результатом наиболее значительных социологических потребностей. Некоторые аспекты страхов и тревожности рассматривал в своих трудах Ч. Дарвин, на его взгляд эти эмоции – адаптивный механизм, поскольку выживал тот, кто оказывался наиболее искусным в избегании и преодолении опасности. В периферической теории У. Джемса и К. Ланге страху также уделяется большое внимание. Он рассматривается как одна из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом; тревожность — одна из форм страха. Ростовский психотерапевт М. Литвак считает, что страх есть результат взаимодействия тревоги и мышления. Первоначальным чувством же является тревога, возникающая всякий раз, когда мозг оценивает ситуацию как неблагоприятную для личности. Разграничение явлений тревожности и страха, закрепленное в соответствующих понятиях произошло лишь в начале XIX в. и связано с именем С.Кьеркегора. Изучением школьной тревожности занимались многие известные ученые, такие, как В.А. Бакеев, В.В.Бойко, А.Л. Венгер, А.О. Герасимова, Н.В. Имедадзе, Л.М. Костина, М.В. Кутузова, У.П. Морган, А.М. Прихожан и другие. Однако, несмотря на многочисленные публикации, проблема остается актуальной и, как показывает практика, с ней можно и нужно работать. Знание причин возникновения тревожности создаст условия для своевременного проведения коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению уровня тревожного состояния и формированию адекватного поведения у детей школьного возраста. По мнению многих исследователей, например, Прихожан A.M., за последние десять лет число тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Беспокойство стало глубоким и личным, изменились формы его проявления. Таким образом, актуальность исследования тревожности у детей младшего школьного возраста продиктована необходимостью углубленного изучения проблемы. Исследователи данной проблемы указывают очевидную взаимосвязь тревожности и эффективности обучения школьников. Психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако тревожность может выступать как активизатор учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизирует внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, и как негативный фактор, не дающий возможность реализоваться детям в учебной деятельности. Проблема исследования: каковы психолого-педагогические особенности тревожности у детей младшего школьного возраста? Цель работы заключается в выявлении психолого-педагогических особенностей тревожности у детей младшего школьного возраста. Объект исследования: тревожность у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты тревожности у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: процесс уменьшения и устранения тревоги у детей начальной школы станет эффективным, если: 1. Изучены особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и установлены причины повышенной тревожности. 2. Сравнительный анализ взаимосвязи между уровнем тревожности и особенностями детско-родительских отношений 3. Разработать практические рекомендации по коррекции тревожности у детей школьного возраста. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы страха у детей младшего школьного возраста 2. Выявить особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и причины повышенной тревожности. 3. Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для коррекции тревожности у младших школьников. Методологическая основа исследования курсовой работы стали труды, концепции, теории известных авторов Фрейда З.?25?; Хорни К. ?28?; Петровского А.В. ?14?. Методы исследования: теоретические, эмпирические, опросные методы, дедуктивный анализ, метод статистической обработки результатов исследования, например: 1) Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное». 2) Анкетирование педагогов и родителей по выявлению тревожного ребенка «Критерии выявления тревожного ребенка». 3) Проективная рисуночная методика - тест «Нарисуй свой страх». 4) Методы математической статистики (корреляционный анализ взаимосвязи Спирмена и критерий Стьюдента. 5) Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). 6) Тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин). Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Разработана комплексная программа психологической помощи, ориентированная на формирование адекватного уровня тревожности у младших школьников. На основании изучения учащихся получены данные об изменении уровня тревожности у учащихся 2-4 классов, выявлена их статистическая значимость от уровня тревожности родителей и учителей, работающих в начальной школе. Систематизированы экспериментальные данные, выявляющие особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста. Практическая значимость работы. Результаты исследования пополнят психолого-педагогическую характеристику детей и помогут преодолеть состояние тревожности, как одного из компонентов, создающих трудности в обучении. Система диагностических методик может быть использована педагогами и психологами в целях выявления особенностей проявления тревожности у младших школьников и включается в контекст широкого круга вопросов социального характера. Структура и объем работы - курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Содержание

Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты воспитательной работы с тревожными обучающимися в начальной школе 7 1.1 Организация воспитательной работы в начальной школе 7 1.2 Проблема тревожности в психолого-педагогических исследованиях 10 1.3 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей 15 Выводы по 1 главе 20 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование методики воспитательной работы с тревожными обучающимися в начальной школе 22 2.1 Организация и методы воспитательной работы с тревожными обучающимися в начальной школе 22 2.2 Результаты, анализ полученных данных исследования 27 2.3 Результаты экспериментального исследования 32 2.4 Программа коррекционно-развивающих занятии по воспитательной работе с тревожными обучающимися в начальной школе 34 Выводы по 2 главе 43 Заключение 45 Список использованных источников 46 Приложения 49
Список литературы

Список использованных источников 1. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека, Киев: "Наука жить", - 1997. - 27 с. 2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал, - 2002,№2, - с.34-38. 3. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Авт. канд. дис. - Томск, - 1999. – 15 с. 4. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., - 2000. – 324 с. 5. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте., Тбилиси, - 2003. – 174 с. 6. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М, - 1998. – 256 с. 7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, - 1997. – 187 с. 8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., - 2001. – 89 с. 9. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М.: Педагогическое общество России. - 2004. - 480 с. 10. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления. - 1999, №5. – 124 с. 11. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., - 2000. – 424 с. 12. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. - М., - 2001. – 318 с. 13. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М., - 2003. – 251 с. 14. Практикум по социально-психологическому тренингу. /Под ред. Б.Д. Парыгина, СПб., - 2004. – 164 с. 15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, - 1996. – 322 с. 16. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., - 2000. – 254 с. 17. Салливен Г.С. [Sullivan H.S.] Психопатология личности. М., - 1970. - 230 с. 18. Сидоренко Л.В. Методы математической статистики в психологии.-СПб., - 2002. – 78 с. 19. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., - 2003. – 124 с. 20. Степанов П. В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся // Управление воспитательным процессом в школе. - 2014. № 1. - С. 93–100. 21. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 22. Тубельский А. Н Уклад жизни школы как компонент образования /Воспитание школьников. - 2001. № 1. - С. 3-10. 23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. А. А. Казаковой. М.: Просвещение, - 2018. - 53 с. 24. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Изд-во «Омега - Л», - 2013. 134 с. 25. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., - 2002.- 284 с. 26. Фролова Н.В. Влияние рассогласованности когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников. Авт. канд. дис. - Бийск, - 2004.- 27 с. 27. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., - 2001. – 258 с. 28. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., - 2000. – 290 с. 29. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., - 2005. – 174 с. 30. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, - 1979. - 160 с. 31. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности.-СПб.: Питер, - 2004.- 266с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты воспитательной работы с тревожными обучающимися в начальной школе 1.1 Организация воспитательной работы в начальной школе Содержание воспитательной функции образования раскрывается через сущность понятия «воспитание». В законе об образовании образование представлено как «блок органической ценности и приоритета модернизированного образования, который определяет содержание, формы, методы обучения, соответствующие базовым образовательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации студента на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и социально принятых норм и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [24]. Целью воспитания является «формирование и развитие, прежде всего, человеческого творчества, самостоятельного, социально ответственного, коммуникативного, с развитой необходимой сферой познания мира и самопознания; самореализация с учетом индивидуальности; самосовершенствование, саморазвитие и самообразование; человек чести, социальной справедливости, забота о людях вокруг него, природе, сохранении и развитии культуры; гражданин малой и большой Родины и гражданин мира, человек нового мышления» [22]. В федеральных государственных образовательных стандартах государственных образовательных учреждений воспитательная работа рассматривается как «педагогическая деятельность, направленная на организацию образовательной среды и управление различными видами деятельности учащихся с целью решения проблем гармоничного развития личности» [22].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg