Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Общая характеристика систематизации нормативных правовых актов

irina_krut2020 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2020
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в области систематизации нормативных актов России. Предмет исследования – система нормативных актов России. Цель исследования – комплексный анализ проблем систематизации нормативных актов России и ее значения для совершенствования правового регулирования. Для достижения поставленной цели в курсовой решались следующие задачи: - проанализировать систему нормативных актов России; - исследовать основные виды систематизации нормативных актов России; - исследовать тенденции развития системы нормативных актов России. Методы исследования: анализ, синтез, нормативный, комплексный, формально-юридического и др. Структура исследования включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что систематизация нормативных актов России как важный фактор его развития с необходимостью выходит на уровень содержательных компонентов правовой системы, конкретизируя ценности и цели правовой идеологии в соответствующем политическом контексте. Важность рассмотрения вопросов систематизации нормативных актов России также объясняется тем, что она является одной из наиболее сложных проблем теории права. Сложность данной проблемы определяется тем обстоятельством, что систематизация, выражая закономерности эволюции права, затрагивает многие его аспекты, без изучения которых невозможно определить механизмы, формы и методы систематизации как средства развития права, выработать юридико-технические принципы ее проведения. В дополнение к сказанному следует отметить и общественную природу права как нормативной системы, его включенность в политический процесс, что, несомненно, означает обусловленность его изменений данными сферами. При этом для Российской Федерации особенно важным является решение проблемных вопросов кодификации законодательства. Среди таких форм систематизации законодательства, как инкорпорация, консолидация и кодификация, последняя занимает особое место именно по причине, что в качестве цели рассматривает качественную переработку законодательства на основе соответствующих правовых идей и принципов, отражающих ценностные начала государственной политики. В зависимости от того насколько удачно будут разрешены проблемный вопросы в сфере систематизации законодательства, находится общее состояние правовой сферы государства. Все это и обусловило актуальность проблемы в теоретическом аспекте, предопределив круг рассматриваемых вопросов.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Общая характеристика систематизации нормативных правовых актов 5 1.1. Развитие систематизации нормативных актов России 5 1.2. Взаимосвязь между системой нормативных правовых актов и системой права 11 1.3. Современная систематизация нормативно-правовых актов в Российской Федерации 13 Глава 2. Некоторые проблемы развития и направления совершенствования в сфере систематизации нормативных актов в России 16 2.1. Спорные вопросы кодификации нормативно-правовых актов в России 16 2.2. Направления совершенствования в сфере систематизации нормативных актов в России 19 Заключение 22 Список использованных источников 24
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от 26.01.1996. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410. 4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954. 5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 249. Литература 6. Ананьева А.А. Отдельные проблемы кодификации транспортного законодательства // Транспортное право. - 2013. - № 3. - С. 5-8. 7. Анисимов П.В. Права человека и правозащитная деятельность. - Волгоград, 2006. – 236 с. 8. Барсегян А.Г. Перспективы развития системы официальной классификации правовых актов в Российской Федерации // Законодательство. – 2013. - № 6. – С. 34-45. 9. Боруленков Ю.П. Методологический статус герменевтики в юридическом познании // Юридическая наука: история и современность. - 2015. - № 7. - С. 189-199. 10. Галиев Ф.Х. Воздействие права на общественные отношения и синкретизм правовой культуры // Вестник Башкирского ун-та. - 2013. - Том 18. - № 4. - С. 1352-1356. 11. Захарцев С.И., Сальников В.П. Компрехендная теория познания права // Юридическая наука: история и современность. - 2015. - № 8. - С. 11-26. 12. Иванников И.А. Государственная власть в России: проблемы гуманизации. - Ростов-на-Дону, 2012. – 310 с. 13. Кобрияк Р. Кодификации. - М., 2014. – 250 с. 14. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. 8-е изд-е. - СПб.: Изд-во Юридического института (Санкт-Петербург), 2012. – 547 с. 15. Крашенинников П.В. Кодификация отечественного гражданского права. - М., 2015. – 403 с. 16. Овсепян Ж.И. Теория федерального закона (обыкновенные, или простые, ординарные федеральные законы) как источника права в России в период глобализации // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 11. - С. 64-74. 17. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regulation.gov.ru. 18. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - М., 2017. – 616 с. 19. Станкин А.Н. О проекте закона «О нормативных правовых актах в РФ» // Вектор науки Тольят- тинского государственного университета. - Серия: Юридические науки. - 2015. - № 3 (22). – С. 53-62. 20. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учеб. - М.: Юрайт, 2012. – 644 с. 21. Черепанов В.А. О проекте Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. - 2014. - № 3. - С. 105-110. 22. Шафиров В.М. Конституция, отраслевое право, правоприменение // Российская юстиция. - 2016. - № 3. - С. 2-5. 23. Эффективность законодательства: вопросы теории и практика: Моногр. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2016. – 362 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика систематизации нормативных правовых актов 1.1. Развитие систематизации нормативных актов России Систематизация законодательства издавна рассматривалась как ключевой момент в развитии правовой материи, правовой реальности. В этом смысле Юстиниан был далеко не первым юристом, предпринявшим переработку законодательства, ведущую к его упорядочению. По некоторым оценкам, Законы Хаммурапи в Шумере. Солона в Древней Греции преследовали ту же цель . Эпохой систематизации принято считать Новое время, когда в Европе кодексы рождались так же часто, как вырастают грибы после дождя. Однако лишь Кодекс Наполеона как систематизирующий нормативно-правовой акт вошел в историю в качестве образца для подражания законодателями. В отечественной юридической литературе обращается внимание именно на период Нового времени и Просвещения, подчеркивается вклад конкретных мыслителей Европы в развитие правовой материи. В этом контексте было бы несправедливым умолчать о русской традиции систематизации как одной из отечественных политико-правовых традиций. Первый русский систематизирующий нормативно-правовой акт связан с таким документом, как «Русская правда», второй - с «Соборным уложением» Алексея Михайловича, третий - со «Сводом законов Российской Империи», который по масштабам систематизации не имеет аналогов не только в русской, но и мировой истории. Достаточно вспомнить хотя бы Судебную реформу 1864 года. «В отечественной истории можно выделить несколько видов крупных сводных актов и правил, отражавших и закреплявших этапы правового развития. Не будет преувеличением сказать, что «Русская Правда» первого тысячелетия в обобщенном виде содержала нормы обычного права, позднее уставы Новгорода и Пскова стали выражением общих правил. Судебники 1497 и 1550 годов - образец первых русских кодексов в сфере гражданского, торгового и уголовного права, судопроизводства в период создания централизованного государства. Усилиями Петра I и Екатерины II впоследствии были созданы важные сводные акты. А ХIХ век дал новые образцы кодификации: творчество М.М. Сперанского выразилось в Полном собрании законов и Своде законов Российской империи. Новые государственные институты были закреплены в Основных законах 1906 года» . В первые годы советской власти разрабатываются и принимаются новые кодексы - Трудовой и Семейный (1918), Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, Кодекс законов о труде (1922), Гражданско-процессуальный, Лесной (1923). После образования Союза ССР были изданы Основные начала уголовного законодательства, Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Таможенный кодекс и многие уставы кодификационного характера. Столь глубокие исторические корни систематизации законодательства объясняются не только политическими, ценностно-духовными, идеологическими основаниями, но и свойствами самого права как нормативной системы, основным среди которых следует признать системность. Это означает, что правовые нормы, институты, подотрасли и отрасли функционируют в качестве единой системы, регулирующей общественные отношения. Соответственно, их рассогласованность, противоречия друг другу, неопределенность, так же как и пробелы в регулировании, есть не что иное, как нарушение функционирования данной системы. В этом смысле систематизация выступает как процесс наведения порядка в праве, в результате которого система обретает свой обычный вид и право выходит на новый уровень развития. «В классическом виде под системой права принято понимать его внутреннюю структуру, которая формируется объективно, являясь отражением складывающихся в обществе общественных отношений. По некоторым оценкам, система права не является следствием «... произвольного усмотрения законодателя», а есть «своего рода слепок с действительности.», где «.социальный строй общества, государства определяет, в конечном счете, ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения» . Поэтому, отражая не содержательный, а структурный (формальный) элемент права, система права показывает, из каких частей и элементов она состоит и то, как они между собой соотносятся» . «Между тем, поскольку форма всегда соотнесена с определенным содержанием, являясь его выражением, система права есть историческое явление, а появление тех или иных правовых норм и институтов, нормативно-правовых актов и пр. отражает социальные процессы, происходящие в обществе, решает задачи модернизации и развития правовой системы. социальная обусловленность системы права есть критерий объективности и определяет закономерности ее эволюции. тем не менее, поскольку при всем разнообразии определений права все солидарны в том, что оно есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм, следует сказать о том, что основанием системы права являются не только складывающиеся в обществе отношения, но - системность права, которая определяется целенаправленным государственным воздействием на общественные отношения посредством принимаемых нормативно-правовых актов. Благодаря этому право представляет собой не конгломерат нормативно-правовых актов, а совокупность упорядоченных норм, которые характеризуются согласованностью, единством, взаимодействием и другими чертами, представляя собой систему» . Здесь важно обратить внимание на одно очень важное обстоятельство. Предложенное выше понимание системы права относится, конечно, к нормативистской концепции правопонимания. Кроме данной доктрины, в литературе обосновываются и многие другие (социологическая, психологическая, теологическая, естественноправовая и др.). Интересный подход к пониманию права предлагает доктор юридических наук Ф.Х. Галиев, который считает, что право необходимо познавать через синкретизм правовой культуры . Профессор В.М. Шафиров считает, что в основе понимания современного российского права лежит наша действующая Конституция . На необходимость базового использования юридической герменевтики при понимании права обращает внимание Ю.П. Боруленков . Здесь важно отметить, что герменевтика все глубже внедряется в правовую реальность. Очень интересную доктрину познания права предлагают профессоры В.П. Сальников и С.И. Захарцев . Свою доктрину исследователи назвали компрехендной (всеохватывающей) теорией познания права, и посвятили ей значительное количество своих публикаций. Данный подход заслуживает тщательного изучения и анализа. Он открывает дополнительные возможности для познания многогранности права и правовых явлений. В зависимости от того или иного подхода к пониманию права разнятся и взгляды в отношении исследования правовой системы. Мы же в данной статье подходим к анализу правовой системы с позиции права как совокупности правовых норм, то есть с нормативистских позиций, и понимаем, что существуют и другие подходы. «В качестве макроэлементов системы права в теории права принято выделять законодательные отрасли, которые объединяют определенную совокупность правовых норм, регулирующих соответствующую сферу однородных общественных отношений. Устойчивость и воспроизводимость данной сферы позволяет рассматривать ее как обособленный предмет правового регулирования, отличный от других предметов. Структура предмета включает индивидуальные и коллективные субъекты, их поведение, поступки, действия, объекты, под которыми подразумеваются предметы и явления, по поводу которых люди вступают в отношения друг с другом; события, обстоятельства, выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения отношений. Особенности предмета правового регулирования являются основанием для применения в процессе правоприменения и соответствующих приемов, способов, средств воздействия права на общественные отношения - методов и режимов правового регулирования» . «Согласно принятым в современной юридической науке взглядам, это является основанием рассмотрения той или иной нормативно-правовой совокупности в качестве отрасли системы права. Полагаем, что важную роль в выделении нормативно-правовой совокупности в качестве отрасли права играет воля государственной власти, значение, которое она придает той или иной совокупности прав и свобод, в соответствии с ценностями государственной правовой политики, задачами развития правовой системы» . Система права имеет основание в системности, которая, в свою очередь, обусловлена исторически сложившимися общественными отношениями и государственной политикой в отношении их юридического закрепления. Поэтому систематизация законодательства выступает в качестве закономерности эволюции права, имея объективные основания. Очевидно, что методология решения данных задач определяется уровнем остроты указанных противоречий. Поэтому создание нового нормативного правового акта не всегда соответствует закономерности развития законодательства. Как известно, в теории права приняты три формы систематизации законодательства: инкорпорация, консолидация и кодификация. Каждая из этих форм отражает соответствующий уровень методологии решения проблем правового регулирования посредством систематизации. Собственно, что касается разработки нового нормативного правового акта, то он вообще может и не быть связанным с систематизацией, имея целью правовое урегулирование общественных отношений, которые либо не охвачены действующим законодательством, либо не соответствуют ценностям и нормам государственной правовой политики. «Необходимо отметить, что реальная практика кодификаций далеко не всегда соответствует данным теоретическим требованиям, которые, безусловно, рассматривают данный процесс «в чистом виде». Так, кодификации в постсоветской России во многом объяснялись не столько необходимостью юридического закрепления сложившегося правового порядка, сколько необходимостью его построения. Политическая воля здесь была главным фактором кодификации. Вообще, по некоторым оценкам, кодификация есть в той же мере политическая процедура, что и юридическая, решающая не только юридико-технические задачи упорядочения законодательства, но и задачи институциализации политического строя» . «Так, доминирующей формой систематизации законодательства постсоветской России являлась кодификация, которая отражала особенности формирования правовой системы, обусловленные трансформацией общественного и политического строя, когда ее модернизация была обусловлена потребностями юридического оформления новых общественных отношений, формированием правового порядка, связанного с институализацией «правового государства» и «гражданского общества», объясняя рецептивный характер формирования основополагающих нормативноправовых актов. Негативным следствием рецептивного формирования законодательства являются низкий уровень его унификации, неопределенность правовых режимов и используемых в процессе правоприменения методов правового регулирования, наличие в принимаемых кодексах большого объема отсылочных норм» . В ценностно-правовом идеологическом контексте очевидна противоречивая ситуация, когда декларированные Основным законом ценности правового гуманизма не находят подтверждения в стихийно складывающемся правовом порядке, а провозглашенная официальной идеологией гуманизация общественной и политической жизни, равно как и правовой системы в контексте насущных задач заполнения образующихся пробелов остается лишь абстрактным правовым идеалом естественного права в очень туманной перспективе реализации . Так или иначе, объективной предпосылкой кодификации является достаточно сформированная отрасль права. Лишь в этом случае кодификация как вид систематизации действующего законодательства будет выражать закономерности развития права, исключая волюнтаристский элемент в этом процессе. 1.2. Взаимосвязь между системой нормативных правовых актов и системой права Традиционно в общей теории права считается, что систематизация законодательства происходит на основе отраслей права, которые складываются объективно. Соответственно, связь между системой права и системой законодательства рассматривается как связь содержания и формы, поскольку система права характеризует внутреннее строение права, а система законодательства относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права . Однако в последние десятилетия нередко и среди теоретиков права, и среди представителей отраслевых юридических наук данная аксиома стала подвергаться сомнению. Некоторые авторы указывают на значимость главным образом исследования лишь проблем системы законодательства . Встречаются также утверждения об отсутствии отраслей права как таковых и об их искусственном выделении в целях удобства кодификации и пользования правовыми нормами . Позиция, безусловно, очень удобная, особенно для законодателя. Действительно, на практике нередко при подготовке проектов законов лица, представляющие субъекта законодательной инициативы, и непосредственные разработчики законопроектов не обременяют себя необходимостью ознакомиться с результатами научных исследований по системе права, а также решить вопрос о том, какое место будущий правовой акт будет занимать в системе законодательства и как будет соотноситься с другими правовыми актами. Вместе с тем, отрицая существование отраслей права и систему права, мы лишаем систему законодательства того идеала, к которому следует стремиться. Законодательство, построенное только лишь на субъективных соображениях отдельных лиц, будет напоминать лоскутное одеяло, а не единую, согласованную систему. Таким образом, такой подход следует признать неконструктивным, он ведет к нивелированию базовых категорий юриспруденции, ничего не давая взамен и порождая хаос в правовом поле. Представляется, что наличие прямой связи между системой права и системой законодательства - это некая идеальная цель, к которой должен стремиться законодатель. При этом значительная роль в процессе совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности должна отводиться юридической науке, глобальной задачей которой является осознание объективно сложившейся системы права, принципов ее построения, критериев ее структурирования, выявление взаимосвязей между элементами системы права. "Познанная наукой объективно существующая система права и должна служить тем компасом, с которым необходимо сверять свои действия законодателю при принятии того или иного конкретного решения, если он хочет добиться эффективности действующего законодательства" . Недостаточный учет реально существующих в системе права связей между юридическими нормами ведет к неупорядоченности законодательства, неверному пониманию содержания толкуемых правовых норм, их коллизионности и снижению эффективности всей системы правового регулирования. 1.3. Современная систематизация нормативно-правовых актов в Российской Федерации Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы: законы; подзаконные акты. Виды законов: Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.); федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.); законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.). Виды подзаконных актов: указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты); постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами); приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры); решения и постановления местных органов государственной власти; решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; нормативные акты муниципальных органов; локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка). В законодательстве нашей страны за последние десятилетия резко возрос удельный вес кодексов. Их действует два десятка. «По предмету регулирования условно можно выделить кодексы жизнеобеспечения человека и общества (Гражданский, Бюджетный, Таможенный, Трудовой, Семейный), природоресурсные (Земельный, Водный, Лесной), правоохранительные (Уголовный, Уголовно-исполнительный, четыре процессуальных кодекса и КоАП), транспортные (Воздушный, КТМ). В субъектах Федерации есть свои кодексы - Библиотечный, Музейный, Трудовой и др. Ведется подготовка других кодексов - образовательного, социального, о недрах и даже кодекса о государственном регулировании экономики» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 22 страницы
260 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg