Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Влияние стилей руководства и лидерства на функционирование организации.

irina_krut2020 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2020
Целью курсовой работы является изучение влияния стилей руководства и лидерства на функционирование организации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1) Рассмотреть понятия и сущности лидерства и руководства; 2) Изучить стили руководства; 3) Проанализировать взаимосвязь лидерства и руководства; 4) Выявить влияние лидерства и руководства на функционирование организации Объектом курсовой работы является управленческая деятельность в организациях. Предметом курсовой работы являются стили руководства и лидерства. Методы, используемые при написании курсовой работы: сравнительный, логический, статистический. Сравнительный метод был использован при изучении понятий руководства, лидерства и управления, а также при исследовании стилей руководства. При помощи логического метода мы выявили сходства и различия понятий «лидерство» и «руководство». Влияние лидерства и руководства на функционирование организации мы изучили с помощью статистического метода. Структура курсовой работы состоит из введения, в котором раскрывается актуальность, выбранной мною темы; двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов; заключения, в котором подводятся итоги проделанной работы и библиографического списка. Первая глава раскрывает теоретические аспекты темы лидерства и руководства, понятия и классификацию стилей руководства. Во второй главе мы рассмотрели взаимосвязь лидерства и руководства и их влияние на функционирование организации.
Введение

Каждое действие в организации связано с проявлением власти, которой пользуются как руководители, так и исполнители. Власть проявляется через каналы, к которым относиться: власть принуждения, влияния, компетенции, должностного поведения, информации, авторитета, власть награждать. Когда индивидуум оказывает влияние на поведение членов группы без должностного использования принудительных форм власти, речь идет о проявлении лидерства. Организация придает большое значение лидерству из-за необходимости выбирать и выдвигать на руководящие позиции индивидуумов, наиболее подходящих для управленческих функций. Каждому руководителю необходимо уметь определять средства, за счет которых он будет достигать цели и методы контроля при достижении целей, а так же уметь ставить задачи. От того, насколько эффективно руководитель умеет управлять мнением коллектива, зависит его успешное руководство. Проблемы руководства и лидерства в современной организации на данный момент обстоят довольно остро, и поэтому следует уделять большое значение изучению аспектов лидерства и руководства. Тема лидерства и руководства становится все более популярной во всем мире. И это объяснимо: все больше компаний осознают, что эффективность и успешность их деятельности зависит от того, насколько силен их лидерский потенциал. Тема влияния стилей руководства и лидерства на функционирование организации широко освещена в науке. Среди российских и зарубежных ученых можно выделить работы Б. Д. Парыгина, Р. С. Филоновича, О. В. Евтихова, С. Джибба, У. Бенниса и др.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения феноменов «руководство» и «лидерство» 5 1.1. Руководство, управление и лидерство: определение понятий 5 1.2. Стили управления в подходах разных авторов 9 Глава 2. Взаимосвязь лидерства и руководства 16 2.1. Руководство и лидерство: синонимы или антонимы 16 2.2. Влияние лидерства и руководства на функционирование организации 21 Заключение 24 Библиографический список 25
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения феноменов «руководство» и «лидерство» 1.1. Руководство, управление и лидерство: определение понятий Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человечества на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.[] Вопросы, связанные с управлением, руководством и лидерством, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о каком уровне управления идет речь. В настоящий момент в управленческой литературе нет недостатка и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружается положениями, которые разработаны в рамках управленческих отраслей знания на основе теории управления. Изучению сущности «руководства», «управления» и «лидерства» посвящены многие работы и исследования, однако изучения отечественной и зарубежной литературы по управлению показывает подмену этих понятий. К примеру, понятие «управление» употребляется в значении руководства , при переводе исчезают различия между понятиями руководство-лидерство, управление-менеджмент, лидер-менеджер, лидер-руководитель. Данная путаница получила название «джунгли управленческой теории». [] Для того чтобы четко определить проблемы лидерства и руководства в управлении, необходимо определить и разделить понятия «руководство», «управление» и «лидерство». Под управлением принято понимать процесс в организации любых действий, которые направлены на реализацию преследуемых целей. При этом руководство - лишь часть управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных. Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений – формальных и неформальных. Лидерство – процесс воздействия на людей, который порожден системой неформальных отношений, а руководство подразумевает наличие четко структурированных официальных отношений, через которые они реализуются. Роль руководителя предопределена формальной структурой и также определены его функции. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений. Чтобы понять и четко разделить понятия «управления», «руководства» и «лидерства», мы рассмотрели их определения в подходах разных авторов. Руководство - процесс правового воздействия, который осуществляется руководителем на основе власти, которая дана ему государством или группой (в случаях, если руководитель избирается). Руководство основано на принципах правовых отношений, социального контроля и применения дисциплинарной практики. Также руководство – это интеллектуальная и физическая деятельность с целью выполнения подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач. Руководство - социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей управления и подчинения; регламентированный обществом правовой процесс. В психологическом словаре дано следующее определение понятия «руководитель». Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы или коллектива перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования - наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную, научную, творческую и другую активность. Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несет в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Б. Д. Парыгин в своей книге «Социальная психология» определяет лидерство как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями. Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилие на достижение целей организации. В свою очередь, лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Лидерство основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения. Таким образом, управленческую деятельность в широком смысле слова может осуществлять не только руководитель, но и лидер. Социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. В психологическом словаре лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В кратком словаре по социологии говорится: «Лидер - авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние, которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля». Руководство и лидерство являются частью управления, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных. Управление – процесс руководства действиями, направленными на достижение поставленных целей. Управление – это особая целенаправленная деятельность, направленная на группу людей (работников), перед которыми поставлена общая цель. Управление — это процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. В самом общем смысле управление – это деятельность субъекта по изменению объекта для достижения определенной цели. Любая социальная группа в той или иной мере связана с проблемами лидерства или руководства. Несмотря на различие понятий «руководитель» и «лидер», большинство исследований по проблемам управления идут в контексте общих теорий лидерства, где под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причем лидер - в системе неформальных отношений, а руководитель - в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство — это механизмы групповой интеграции, объединяющие дейст¬вия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или ру-ководителя. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер - на групповые интересы. В то же время выделяют два аспекта власти — формальный и психологический, в зависимости от ориентации лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы. Руководство, таким образом, всегда содержит правовую основу в отличие от лидерства. Инструментальный руководитель - это руководитель, ориентированный на задачу, а психологический руководитель - на людей и их интересы. Вполне понятно, что большинство руководителей сочетают в своей деятельности и то, и другое. 1.2. Стили руководства в подходах разных авторов Совокупность методов, приемов, действий руководителя по отношению к подчиненным в процессе управления определяет стиль руководства. Стиль руководства предопределяется особенностями организации, порядком ведения дел, позицией руководства, преобладающей системой ценностей и типом культуры. На стиль управления непосредственное влияние оказывают знания, энергичность, здравый смысл, способность к инновациям, привычки, жесты, мимика, особенности речи – деловые и человеческие качества руководителя. При определении стилей руководства часто пользуются классификацией, предложенной в конце 1930-х годов К. Левиным.[] В основу классификации положен такой компонент, как подход руководителя к принятию решения. Он определил три стиля руководства: авторитарный, демократический и нейтральный (или либеральный). Авторитарный стиль – форма управления, которая основана на уверенности в том, что информационные потоки и процесс принятия решения должны быть сконцентрированы на верхнем уровне управления организацией. Есть другие названия данного стиля – автократический, директивный и административный. Слово «авторитарный» произошло от латинского «авторитас», что значит власть одного, которая беспрекословно навязывается другим. Для директивного лидера люди, которые ему подчинены, - только исполнители. Во взаимоотношениях с ними он применяет различные тактики: заискивание, задабривание, косвенные угрозы и другое. Для подбора себе заместителя лидеру важна не только компетенция, но и лояльность, и преданность, и безотказное выполнение его воли. Такой лидер подчиняется только указаниям «сверху» и окружает себя только сотрудника, которые ему пригодны. Авторитарный стиль имеет как плюсы, так и минусы. Положительной стороной данного стиля является оперативность воздействия на подчиненных. Применение данного стиля уместно, когда в коллективе отсутствует дисциплина или возникла экстремальная ситуация. Отрицательной стороной является подавление у сотрудников проявления инициативы и стремления работать. Еще одним минусом является отсутствие гибкости и неумение перестраиваться в зависимости от конкретных ситуаций. Лидеры-автократы получают удовольствие не от процесса и от результата деятельности, а от возможности отдавать приказы и проявлять свою власть, как им хочется. Демократический стиль управления предполагает, что руководство организацией или ее подразделением осуществляется на основе решений, которые одобрены большинством сотрудников. Одобрение может быть высказано в результате процедуры голосования и выражаться через делегирование полномочий, совместное обсуждение проблем, следование советам, разъяснение причин необходимости принятия тех или иных решений. Демократический или коллегиальный стиль руководства дает возможность почувствовать подчиненным свою причастность к решению производственных задач, проявить инициативу. Лидер, который придерживается этого стиля, пытается находить дифференцированной подход к каждому исполнителю, при этом положительно мотивируя их. Если в процессе выполнения организационных целей возникают дискуссии, он их приветствует, и даже позволяет в некоторых ситуациях не соглашаться с его точкой зрения. Свои отношения с подчиненными он строит на уважении к личности работника и на доверии, не боясь делегировать часть своих полномочий. С сотрудниками общается, используя советы, рекомендации, приказывает редко, и постоянно пристально следит за выполнением всей работы. Руководитель-демократ старается создать внутри рабочих групп нормальный климат в коллективе, основанный на доверии, доброжелательности. Особенностями лидера-демократа являются эмоциональная устойчивость и гибкость поведения. Эмоциональная устойчивость помогает преодолевать отрицательные эмоции в трудных ситуациях, трезво оценивать перспективы, быть готовым к преодолению кризисных явлений. Лидеры-демократы с высоким уровнем культуры проявляют целеустремленность, выдержку, адекватно реагируют на меняющиеся условия деятельности. Либеральный стиль управления предполагает минимальное вмешательство руководителя в управление бизнесом с предоставлением персоналу возможности самостоятельно принимать оперативные решения. Лидер, который использует этот стиль руководства, для своих подчиненных является основным источником информации. При обсуждении управленческих вопросов старается уйти от конфликтов, если они при этом возникают. Положительной стороной этого стиля является возможность исполнителям использовать самостоятельность. Деятельность руководителя, характеризуясь пассивностью, способствует возникновению дезорганизации внутри групп. Руководитель-либерал может использовать лишь ограниченные методы воздействия на работников, в основном, - это просьбы и уговоры. Другим названием этого стиля является попустительский, поскольку он оказывается неэффективным при решении многих производственных задач и контроле за исполнением решений. Обычно такой руководитель не может даже наказать своего подчиненного, обращается за помощью к вышестоящему руководителю, поскольку не знает, какую меру наказания выбрать. При такой тактике руководитель остается в стороне от наказания подчиненных, сохраняя с ними нормальные отношения. Одним из отрицательных моментов в этом стиле руководства является сокращение дистанции в общении с исполнителями, что в целом не способствует успешной работе группы. Отдельные руководители, пользующиеся попустительским стилем, стремятся брать как можно меньше задач для выполнения. В результате этого руководитель сам нередко попадает под влияние членов группы. При использовании либерального стиля целые коллективы распадаются на неформальные группы, когда наиболее активные члены группы пытаются "подменить" своего руководителя, принимая на себя лидерские роли. Возлагая на себя некоторые функции руководителя, они способствуют тому, что руководитель добровольно отдает их на время. В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном управлении присутствует низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления и другие отрицательные факторы. При либеральном стиле руководства объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Теория управления, 31 страница
420 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 53 страницы
360 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 39 страниц
468 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg