Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

irina_krut2020 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2020
Проблема исследования: при каких условиях организации коллективного труда наиболее успешно будет формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить педагогические условия организации процесса коллективного труда в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования трудолюбия у детей дошкольного старшего дошкольного. Предмет исследования: исследование влияния коллективного труда на формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: - обогащение трудового опыта детей с помощью разных поручений; - перенос трудовых поручений в самостоятельную деятельность детей; - организация педагогами предметно – пространственной среды, как фактора обогащения коллективного труда. Задачи: 1. Раскрыть содержание понятий «коллективный труд», «трудолюбие»; 2. Выявить влияние коллективного труда на формирование трудолюбия; 3. Выявить уровень сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста; 4. Теоретически обосновать и проверить педагогические условия организации коллективного труда в формировании трудолюбия в старшем дошкольном возрасте. Методы исследования: теоретический: анализ психолого-педагогической литературы; Эмпирические: наблюдение, беседа, качественный и количественный анализ полученых результатов диагностики . Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Введение

Актуальность исследования. Дошкольные учреждения выполняют задачу большой значимости подготовку детей к обучению в школе. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема о воспитании трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной. Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовкадетейктруду, жизненномуипрофессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально ­ экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с раннихлетвтруде, отличаютсявшколесамостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является нетолькожизненнойнеобходимостью, безкоторойнемысленно человеческоесуществование, ноисфероймногогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.Втрудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………. .3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………….6 1.1.Проблема формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста в психологических, педагогических исследованиях…………………….6 1.2. Влияние коллективного труда на процесс формирования дружеских взаимоотношений…………………………………………………………10 1.3. Педагогические условия организации коллективного труда в формировании трудолюбия детей старшего дошкольного возраста….16 ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда……....21 2.1 Уровень формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда……………………………….21 Заключение………………………………………………………………………….33 Список литературы………………………………………………………………....36
Список литературы

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. 2. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983. 3. Васильева М.А. Трудовое воспитание дошкольников/М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 2001. - 377 с.(7) 4. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. Нечаевой В.Г. – М.: Просвещение, 2003. – 236 с.(10) 5. Выготский Л.С .Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986. 6. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998. 7. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Г.Н. Година. - М.: Просвещение, 2004. – 263 с.(11) 8. Земскова Ю. А. Система работы в ДОУ по трудовому воспитанию [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12505/ (20) 9. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1988. 10. Козлова С.А., Ледовских Н.К., Калишенко В.Д. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников/С.А, Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко. – М.: Просвещение, 2002. – 271с.(14) 11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с. 12. Макаренко А.С. Книга для родителей/А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1981. – 320 с.(27) 13. Киселева Г. М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. 208 с. (16) 14. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 15. Образцова Л. Е. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. М., 1962. 24 с.(15) 16. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. - 144с. 17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. / С.Л.Рубинштейн. -- М., 1989. -- Т.2 -- С.64--93.(26) 18. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятель- 19. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987. 96с.(12) 20. Сергеева, Д. В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М.: Педагогика, 1990.(2) 21. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с. 22. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-33. тей 6–7-летнего возраста: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Минск, 1981. 20 с.(14) 23. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: 2005. – 192 с. 24. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. – Шадринск, 2007. 25. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье/А.Е.Точин. — Минск: Нар. аствета, 1992. — 96 с.(41) 26. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е.Точин. – Минск: Нар. аствета, 1982. – 96 с. – (Родителям о детях). 27. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.М., 1978. - 24с. 28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. – 4—е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336с. 29. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский М.: Прогресс, 1985, т.2. 410 с. 30. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с. 31. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. - М., 1990. - №6. – С. 10-21.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста 1.1.Проблема формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста в психологических, педагогических исследованиях Во все времена и на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития. Труду как человеческой деятельности большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без труда недобра» и др. На протяжении многих веков вопрос о воспитании трудолюбия привлекал внимание выдающихся зарубежных (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, П. Кергомар, О. Декроли и др.) и отечественных (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) ученых и педагогов [12, с.45]. Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества. Результат труда определяют его социально-экономическую базу, нравственную атмосферу. Деятельность людей, отношения, в которые они вступают друг с другом, выполняя ее, их отношения к ней определяют, в конечном счете, поведение человека. На основании того, как личность относится к труду, можно судить о других ее качествах. Отношение человека к труду определяется многими показателями: активностью, добросовестностью, старанием и др. Однако эти признаки могут быть объединены одним определяющим словом – трудолюбие [13, с.208]. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в ней нет единого определения понятия «трудолюбие». Термин этот употребляется разными авторами неоднозначно. А. Ф. Ахматов, Н. П. Семыкин, В. В. Чебышев, И.Б. Черепанова относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера, проявляющихся в определенных стереотипах поведения [11, с.104]. Г. А. Смирнов, В. Н. Турченко, А.Е. Точин трактуют трудолюбие как сугубо психологическую категорию, как потребность в труде, как чувство, как мотив [25, с.96]. Ряд авторов обоснованно связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции (Г.Н. Година, Е. Р. Залкинд, М.А. Кононова и др.) [7, с.263]. Основы трудолюбия, закладываются в семье. Трудовым воспитанием занимаются родители, бабушка и дедушка (в многопоколенной семье), немаловажным может быть и вклад старших братьев и сестер. В детском саду ответственными за воспитание детей, в том числе трудовое, являются педагоги каждой возрастной группы. Детский сад – это первое звено системы образования, учреждение общественного дошкольного воспитания детей, которому принадлежит организующая направляющая роль [30, с.23]. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту. Трудолюбие – ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, и на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. В энциклопедическом словаре понятие труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу — формирование нового человека [19, с.96]. Согласно Крупской, трудовое воспитание – важная составная часть коммунистического воспитания подрастающего поколения. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, – это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А.Коменский, Дж. Локк, И. Г.Пестолоцци, К. Д.Ушинский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С.Буре, Г. Н.Година, В. И.Логинова, В. Г.Нечаева, Д. В.Сергеева, А. Д.Шатова и др.). В педагогических исследованиях многих ученых определены пути формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста: • систематическое и планомерное воздействие взрослых (Д. В. Сергеева) [27,с.94]; • воспитание готовности к труду на основе его привлекательности (Л. Б. Касперская) [22, с.20]; • воспитание интереса к труду, желания трудиться на пользу людям (Л. Е. Образцова) [15, с.24]; • приобщение каждого ребенка к труду посредством трудовых поручений (Г. М. Киселева) [13, с.208]. Формирование трудолюбия как одного из важных качеств личности ребенка- дошкольника связано с развитием и постепенным усложнением содержания его трудовой деятельности [17, с.64]. Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности. Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. 1.2. Влияние коллективного труда на процесс формирования дружеских взаимоотношений Коллективный труд используется только в старшей и подготовительной группе детского сада. В этом возрасте навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость [3, с.377]. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Коллективный труд – это организация труда, при которой дети наряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда; помогают друг другу (в случае необходимости); болеют за качество общей, совместной работы [22, с.271]. При этом воспитатель планирует ситуации, которые будут провоцировать детей к установлению взаимоотношений. Не допускает случайных объединений детей, а продумывает их [4, с.236]. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Для того, чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия: - Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда; - подбор оборудования для труда; - создание мотивации трудовой деятельности; - систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера; - создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам; - учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка; - поощрения в процессе и по результатам труда; -демонстрация заинтересованности педагога. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются: - труд по уборке помещения; - мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей. Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе [3, с.18]. Коллективный труд используется только в старшей и подготовительной группе детского сада. В этом возрасте навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость [3, с.377]. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Коллективный труд – это организация труда, при которой дети наряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда; помогают друг другу (в случае необходимости); болеют за качество общей, совместной работы [10, с.271]. При этом воспитатель планирует ситуации, которые будут провоцировать детей к установлению взаимоотношений. Не допускает случайных объединений детей, а продумывает их [4, с.236]. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Коллективный труд воспитывает: чувство локтя; защищённость; взаимопонимание; создаёт положительный эмоциональный настрой, то, что А.С. Макаренко называл мажором в коллективе [27, с.320]. Объединяет общий, совместный, коллективный труд: общественно направленная цель детской деятельности; результат труда – всегда является польза для всех; уборка помещения; участка; оформление групповой комнаты к празднику. Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем [10, с.271]. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания [4, с.236]. Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – коллективному труду. Данная форма организации труда, прежде всего, способствует решению задач нравственного воспитания. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе. "Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека. Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. В.А Сухомлинский. "Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства" К. Ушинский. Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко. Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой. Таким образом, в ходе обучения трудовым навыкам взрослый формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер. 1.3. Педагогические условия организации коллективного труда в формировании трудолюбия детей старшего дошкольного возраста Рассмотрим первое педагогическое условие: систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности. Для того чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе. Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные); характеру выполнения (индивидуальные или совместные); времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать: · 1 группа - поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью. · 2 группа - поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего содержания: покормить животных, полить комнатные растения и т.д. · 3 группа - поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т.д. Таким образом, при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность возможно планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания. Формы трудовой деятельности зависят от возраста детей. Наиболее простой формой организации трудовой деятельности детей являются трудовые поручения, которые делятся на несколько групп. Следующее педагогическое условие: Учет нагрузки, состояния здоровья, способностей ребенка. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей — не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии. По ФГОС ДО ребёнок на этапе завершении дошкольного образования должен обладать установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда. Основная задача, стоящая перед педагогами, — воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения участвовать в целесообразном преобразовании мира, понимать его; создание необходимых условий для развития индивидуальности. Обеспечение психологического комфорта каждого ребёнка. Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Это 2 важных направления в работе с дошкольниками по трудовому воспитанию [8, с.35]. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Так, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей. Для проведения деятельности, где используются ножницы, выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Также в целях охраны здоровья детей в УДО приводятся в порядок и участок, на котором дети гуляют. Все ямы на участке засыпаны, ежедневно проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Все игровые снаряды находятся в исправности. Еще одним педагогическим условием выделим формирование у детей положительного отношения к труду, бережное отношение к его результатам, стремление к коллективному труду.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg