Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Жизнеобеспечение пожилых людей в Китае (на примере провинции Чжэцзян

irina_krut2020 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2020
Объектом работы является политика жизнеобеспечения в отношении пожилых людей в КНР. Предметом являются региональные модели внедрения социальной политики для пожилых людей. Целью работы является сравнительный анализ региональных моделей осуществление жизнеобеспечения для пожилых людей (на примере социологические исследования в Чжэцзян). Эта цель определила перечень задач: 1. Определить оптимальные теоретические и методологические подходы к изучению региональных моделей для реализации социальной политики в старший. 2. Разработка методологии социологического исследования региональных моделей реализации социальной политики в отношении старые люди. 3. Проанализировать специфику реализации социальной политики КНР 4. Разработка рекомендаций по повышению эффективности социальной политики для пожилых людей, принимая во внимание региональные специфичность. В ходе работы будут выделены четыре этапа развития системы социальной защиты населения, которые формировались в период становления КНР и продолжают эффективно функционировать до настоящего времени. Приведены особенности социального обеспечения и социальной работы в Китае, раскрыты основные понятия. Детально рассматриваются направления деятельности социальных служб посредством поддержки пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями.
Введение

Актуальность темы исследования. Старение населения становится одним из наиболее значительных социальных преобразований. Двадцать первый век. В 2015 году число жителей планеты 60 лет и старше достигли 901 миллиона человек [55]. Увеличение доли пожилых людей в общей численности населения в том числе в Китае. Этот демографический процесс влечет за собой социальных и экономических последствий, в результате чего формируется ряд новых задач перед обществом данных стран. Внести изменения социальное положение пожилых людей, формирование новой ценности ориентации и отношения в общественном сознании. Чтобы уменьшить качество В соответствии с концепцией долгосрочных социально-экономического развития Китая до 2020 года, одна из задач социальной политика в Китае заключается в улучшении благосостояния граждан, в том числе и пожилых людей [35]. Чтобы обеспечить достойный уровень жизни для этой социальной категории и имеет большое значение для социальных гарантий, предусмотренных законодательством Китая, в частности федерального и регионального законодательства. Между тем, в Китае существует колоссальная стратификация между регионами: экономических, географических, и демографических, следовательно, для эффективного осуществления социальной политики для пожилых людей, необходимо изучить особенности не только на федеральном уровне, но и на региональном уровне для выявление общих проблем функционирования всей системы и региональных функции. Жизнеобеспечение пожилых людей должна формироваться на ряде социальных индикаторов, которые объективно отражают ситуации в обществе и способствуют решению существующих противоречия и проблемы, такие как низкий уровень жизни пожилых людей, их социальные гарантии, доступность медицинских услуг и т. д. Изучение региональных моделей социальных политика в отношении пожилых людей может обеспечить важную информацию по общим, системным проблемам геронтологического политики на национальном уровне, а также особенности осуществления политики в регионах, описывают конкретные отношения и практики населения, свидетельства эффективности этой политики.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования жизнеобеспечения пожилых людей 6 1.1. Пожилые люди как социальная группа 6 1.2. Модели жизнеобеспечения пожилых людей 12 Глава 2. Анализ жизнеобеспечения пожилых людей в Китае 22 2.1. Пожилые люди в Китае: основные характеристики 22 2.2. Способы жизнеобеспечения пожилых людей в Китае 34 Заключение 48 Список использованных источников 51 Приложений 56
Список литературы

1. Долгов А. «Денежные доходы населения» // Мониторинг доходов и уровня жизни населения. - 2009. - № 3. - С. 7-13. 2. Зуйкова О. «Доходы в обход деклараций» // Эксперт. - 2008. - № 1. - С.6. 3. Конституция Китайской Народной Республики. URL: http://www.asiabusiness.ru/law/law1/pravo/constitution/ 4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. — М.: Инфра-М, 2007. — 495 с. 5. Елена Ветлужских. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 152 с. — ISBN 978-5-9614-4407-0. 6. Попов А.И. «Экономическая теория». – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.; 7. И.П. Николаевой. «Экономическая теория» –Москва, Финстатинформ,1997 г., глава 19. 8. Борисов Е.Ф. «Хрестоматия по экономической теории», М:2002 г. 9. Экономика: Учебник/ Под ред. Доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК,2002. 10. К. Маркс. «Критика Готской программы» :1875г. 11. Станковская И. К., Стрелец И. А. Экономическая теория для бизнес- школ: учебник. — М.: Эксмо, 2005. 12. Данилов А.А. , Данилова В.А.. Потребительские бюджеты и их значение для повышения уровня жизни населения—Журнал «Сервис plus Выпуск» № 3 / 2011. 13. И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Елина. Экономика труда–М. 2010г. Глав 8. 14. ??? Чжан Кайти??? Го Пин:????????????? ?????Синяя книга по страрению населения и состоянию пожилого человека в Китае,??????? Китайское общественное издательство,2014 г. 15. ??? Ху Фанчжи ??????????????? Исследование уровня заработной платы на начальной стадии экономического расцвета Китая,??????? Китайское экономическое издательство 2005г. 16. ??? Чжоу Вэймин,?? Лу Нин???????????-?? ?????? Распределение по труду и распределение по производственным факторам с точки зрения марксизма (J),????? ? Китаский Общественные науки,2002,12. 17. Национальное бюро статистики КНР http://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=B01&zb=A0501&sj=2014A 18. Национальное бюро статистики КНР http://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01 19. ??? Ван Сяолу??? Фань Ган.?????????????? ?? Анализ тенденции и факторов влияния на разрыв в доходах Китая .? ??? экономические исследования,2005 (10);24-36 20. Национальное бюро статистики КНР http://data.stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01&zb=A0A01&sj=2015 21. ??? Вэй Синхуа????????????? Распределение по производственным факторам и стоимости труда(J)??????? Справки экономических исследований,2001,(15):1-6 22. ?? Ли Чжэнь.?????? Теория социального обеспечения. [M] ? ? Пекин:??????????? Издательство труд и социальное обеспечение Китая,2001. 23. ?? Жао Фэн,?????????????? Исследование занятости и социального обеспечения в современном Китае,????????? Издательство Юго-западного финансово-экономического университета,2010г. 24. ??? Ли Пэйлинь,??? Чжу Цифанн.?????? Китайское зажиточное общество—Сяокан. [M] ????????? Издательство литературы социальных наук2003г. 7 25. ???????????? Национальное бюро статистики КНР, ????????Китайский годовой статистический справочник 2015г. (электронный ресурс): http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2015/indexch.htm 26. ??? Сун Шиюнь.????? Социальное обеспечение.??:? ?????????? Издательство Университет внешней экономики и торговли ,2010. 27. ??? Чжан Гуйлянь,??? Ван Юнлянь ?????????? ??????? Воздействие старения населения на экономическое развитие Китая[J] ???? Журнал демография,2010(5) 28. ?? Цай Фань:?????????????????????? ?????????????Демографический переход, демографический дивиденд и устойчивый экономический рост—как влияет на экономический рост полная занятость,??????Журнал Демография 2004.3 29. ?? Яо Юань.??????????? Переосмысление семейной поддержки пожилым людям [J].???? демографическое исследование,2000(5)3-10 30. ??. Яо Юань ??:????????? Поддерживать родителей—особая традиционная культура,???? демографическое исследование,1996 31. ???. Цай Ханьбо ????? Социальное обеспечение(M).?? Пекин :??????? Издательство экономической науки,2010. 32. ??? Ху Сяои.???? Пенсионное страхование(M)?? Пекин:??????????? Издательство труд и социальное обеспечение Китая,2011. 33. ??? Хоу Вэньжо???? Кун Цзинюань:???? ??Социальное обеспечение (M) ????????? Издательство Китаского народного университета 2006 34. ??? Чжан Сюлань ??? Ван Чжэньяо 2011 ???????? ? Доклад о социальном обеспечении Китая в 2011г. [M.?? Пекин:?? ??????? Издательство Пекинского педагогического Университетская,2012г. 35. ??? Сун Цюаньчэн,??? Чуй Жуйнин.?????????? ??-???????????? От здорового старения населения до быстрого старения населения (J) ?????? Общественные науки Шаньдун,2013(4) 36. ??? Ву Цанпин???????Социология старости (M) ?? ??????? Издательство Китаского народного университета1999г. 37. ??? Тянь Юнпо,??? Ху Вэйсюнь,??? Ван Сяодун .?? ??????????????? Исследование старения сельского населения— проблемы, перспектива и стратегии[J]??????? Общественные науки Гуанси?2007 38. Ассоциация социального обеспечения КНР [Электронный ресурс]. – URL: www.shflxh.mca.gov.cn 39. Министерство гражданских дел [Электронный ресурс]. – URL: www.mca.gov.cn 40. Министерство финансов Китая [Электронный ресурс]. – URL: www.szs.mof.gov.cn 41. Чзо Цанцин. Создание новой системы социалистической рыночной экономики. – 1993. – № 2. – С. 77– 80
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования жизнеобеспечения пожилых людей 1.1. Пожилые люди как социальная группа Пожилыми людьми называют тех, кто достиг пенсионного возраста. Так, в России это определение приходится на женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет. Если вы будете следовать классификации Всемирной организации здравоохранения, они станут «старыми» после достижения 75 лет и «долгожителями» в 90 лет. Однако в последние годы геронтологическая литература последовательно отказывалась от терминов «старые» и «старики», все чаще речь идет о пожилых и очень пожилых людях. Пожилые люди - разные люди - от относительно здоровых и сильных до глубоко старых людей, обремененных болезнями, выходцами из самых разных социальных слоев, имеющих разные уровни образования, разные интересы. С выходом на пенсию у пожилого человека неизбежно возникает целый ряд проблем, связанных не только с изменением величины доходов, но и с привыканием к новому социальному статусу, приспособлением материально-вещевой среды к снижающим физическим возможностям, возникновением необходимых бытовых трудностей. Переход человека в группу пожилых людей как в РФ так и КНР существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и так далее. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью - как пенсионеры (по возрасту) они, как правило, утрачивают постоянную связь с производством. Однако, как члены общества остаются включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни. Китай является одним из цивилизованных государств, формирование которого не стоит на месте. Страна с населением свыше миллиарда человек демонстрирует высокий уровень в мире прогресса. В первые десятилетия XX в. фактически во всех развитых странах проходит интенсивная экспансия государства в социальную сферу: выстраивается социальная политика, создается правовая база, разрабатываются модели и системы социальной помощи населению. В то же время вырисовываются и отличия в моделях социальной поддержки населения государствах Запада и странах Азии. Рассматривая детально социальную работу в Китае, можно констатировать, что эта держава пытается энергично продвигать и развивать систему социальной работы – реализуются различные программы, поддерживающие людей, находящихся в затруднительном положении, и население в целом. Система социальной защиты населения в Китае, возникшая в годы революционной борьбы как комплекс мер по поддержке более беззащитных слоев населения, в своем развитии прошла 4 стадии [4]. 1-я стадия началась с момента становления Китайской Народной Республики и продолжалась практически до 1966 г. В 1951 г. государство приняло документ «Нормы (проект) КНР в области страхования рабочего класса», который регулировал нормы по рождению ребенка, заболеванию, уходу с работы, медицинскому сервису, травмам, смертельным случаям на производстве, а также по льготам для временно неработающих. Позднее этот законопроект был расширен и дополнен категорией указов и правоустанавливающих положений. В этот момент федерация профсоюзов Китая считалась значимой организацией, следующей принципам социальной защиты трудящегося населения. Надзорным органом в области обеспечивания гарантий населению страны являлось Министерство труда. Система социальной защиты населения играла существенную роль в возобновлении и совершенствовании производства и сельского хозяйства в стране, регламентируя (гарантированный) уровень жизни, а также углубляя роль диктатуры народной демократии. 2-я стадия становления системы социальной защиты населения соотносится с периодом с 1966 по 1976 г. На протяжении 10 «неясных» лет произошли процессы и перемены, отбросившие все прежние заслуги. Правящие структуры в основном были распущены, федерации профсоюзов должны были свернуть собственную деятельность, которая была направлена на расширение социальных гарантий населению. Пособия по безработице были упразднены, а система социального страхования сведена к производственному только за счет и на решение работодателя. 3-я стадия – период между третьей пленарной сессией XI съезда ЦК КПК в 1978 г. и XIV съездом КПК в 1992 г. Вместе с глубоким реформированием финансовой системы и предоставлением новых свобод и вероятностей происходит поиск и утверждение новейших программ и форм социальной защиты населения, гарантированных государством. В 1984 г. некие регионы в порядке эксперимента начали вводить иные модели пенсионного обеспечения по старости. Например, было принято решение ввести обязательные, общие отчисления от муниципальных и коллективных предприятий в пенсионные средства региона, также организовать пенсионные накопительные счета для каждого сотрудника. Муниципальные учреждения и некоторые коллективные сельские хозяйства помимо прочего обрели ряд мер по развитию системы пенсионного обеспечения пожилых горожан. В 1988 г. в докладе правительства страны на 1-й сессии Государственного народного конгресса Китая председатель Госсовета Ли Пэн заметил потребность ускорения реформы системы социальной защиты населения, установления и улучшения разных систем страхования и постепенного формирования комплекса мер и социальных гарантий, предусматривающих специфику китайского общества. 4-я стадия развития начинается с XIV съезда КПК и длится по настоящее время. Потребность расширения и утверждения новых принципов социальной защиты населения была неразрывно связана с решением о введении модели социалистической рыночной экономики. В данный период процессы, связанные с повышением количества социальных гарантий населению и принятием новейших моделей страхования, значительно ускорились. Если рассмотреть сущностные конфигурации в системе социальной защиты населения за последние 18 лет, то надлежит отметить комплекс законодательных и нормативных актов, нацеленных на создание свободной от предприятий и институтов системы, финансируемой из разных источников, что позволяет говорить о ее защищенности и надежности. Согласно государственной политике национальной безопасности система социальной защиты населения гарантирует требуемый уровень жизни соответственно данному этапу экономического становления страны. Государство также периодически расширяет диапазон предоставляемых услуг социального страхования, что собственно содействует формированию многоуровневой системы, учитывающей самые всевозможные потребности. Социальное обеспечение в Китае — это оказываемая государством и обществом помощь трудящимся, потерявшим трудоспособность по возрасту, увечью либо болезни и испытывающим проблемы вследствие стихийных бедствий, производственных аварий, — имеет целью создание им ключевых жизненных условий. Социальное обеспечение как институт имеет в своем составе социальное страхование, материальную помощь, социальное обслуживание и т. п. Социальное страхование в Китае — один из элементов социального обеспечения, в масштабах которого с помощью правительственных ассигнований, корпоративных и личных взносов осуществляется удовлетворение основных жизненных потребностей и медицинских нужд при таких страховых случаях, как рождение ребенка, достижение старости, увечье, утрата работы, смерть и т. д. Социальное страхование, раньше контролируемое рядом департаментов, в настоящее время отнесено к сфере ответственности департаментов труда и социальной защиты, которые на всех уровнях реализуют комплекс мер, обеспечивающих постоянную работу системы социального страхования, а также курируют работу представительств для прямого обращения граждан. Принятие решения о социальном страховании, которое раньше пребывало в ведении работодателя, отчасти отнесено к сфере ответственности общественных организаций. В настоящее время граждане имеют возможность обрести социальные гарантии со стороны профессиональных союзов, в каких они состоят. Китайское правительство усилило административный и общественный контроль над фондами социального страхования [1]. Система обеспечивания прожиточного минимума городского населения учитывает, что городское население с несельской пропиской вправе получать базовую материальную поддержку от районной администрации, если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в городе. Средний городской прожиточный уровень составляет около 22 тыс. юаней (110 тыс. р.) в год, в сельских районах — менее 7 тыс. юаней (около 35 тыс. р.) в год [3]. Есть отдельные сверхтехнологичные экономические зоны, где за самые обыкновенные виды работ не разрешено расплачиваться меньше 1500 юаней в месяц. Правительство Китая придает особое значение системе социальной помощи и социальному страхованию, хорошо развита социальная поддержка инвалидов. Их насчитывается 60 млн, что составляет лишь 4 % (1300 млн чел.) населения всей страны. Уровень жизни данной категории населения является весомым показателем, отражающим развитие передового китайского общества. Сейчас в Китае создано 1 655 специализированных учебных заведений для детей-инвалидов. В простых школах страны имеется 3 154 особых класса для таких детей, количество учащихся-инвалидов достигло 577 тысяч человек [2]. Гарантируется право на трудоустройство и социальное обеспечение инвалидов. Как показывает статистика, количество инвалидов, работающих на специальных предприятиях, равняется 1 млн 90 тыс. человек. Каждое государственное предприятие либо учреждение должно трудоустроить определенное количество инвалидов в зависимости от всеобщей численности работников. Автором выявлено, что в Китае социальную поддержку оказывают не только инвалидам, но и пожилым людям. Китай вступил в энергичную фазу старения населения, невзирая на все старания по реализации политики сбалансированной рождаемости в стране. Одним из аспектов системы социальных гарантий, который имеет вероятность ощутимо повлиять на личное потребление, считается пенсионная система Китая. Данная тема является особо значимой для Китая — стареющее население и классические семьи с одним ребенком. Китайской семье все труднее заботиться о старшем поколении. На одного человека возлагается финансовая ответственность за стареющих родителей, а также дедушек и бабушек. Проблемы, связанные со старением населения, считаются прямым последствием политики по ограничению рождаемости «одна семья — один ребенок». Реализация программы стартовала в 80-х гг. XX в. как ответ на угрозу перенаселения державы в условиях нехватки природных ресурсов. Внезапное повышение жизненного уровня, совершенствование качества жизни в стране требовали принудительного (через систему штрафов и обязательного аборта) ограничения рождаемости. Двоих детей разрешалось иметь парам, если они сами были единственными детьми в семьях родителей. Иметь второго ребенка разрешалось только через 4 года после рождения первенца. Крестьянским семьям, а их в то время было большинство, разрешалось заводить второго ребенка. Льготные условия (2 и более детей) сохранили и для национальных меньшинств, которые составляют минимум 10 % населения). Темпы роста населения замедлились, хотя создали громадную проблему — старение населения и отсутствие механизма заботы о старшем поколении. Была нарушена самая основная традиция Китая, сохранявшаяся в течение тысячелетий, — «содержание родителей — главная обязанность детей». У китайцев есть выражение yandzifanlao «вырастить сыновей и обеспечить свою старость». Дети вырастают, делая упор на родителей, а родители в старости полагаются на детей. К сожалению, настоящая демографическая система не дает вероятность единственному ребенку содержать себя и семью с престарелыми родителями. Социальная работа считается универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в разных областях и умений их использовать на практике. Одной из главнейших отличительных аспектов деятельности социального работника в Китае, как и в России, является клиентурная деятельность. Она выражается в том, что профессиональный социальный работник неизменно ведет общение с клиентами, его поле деятельности — профессиональное общение. Поэтому наряду с профессиональными знаниями и навыками умение вести деловое общение считается одним из важнейших признаков профессиональной пригодности социального работника. Проанализировав социальную защиту населения КНР, можно отметить, что достижения Китая в социальной области, сфере социальной защиты становятся все более очевидными. Тем не менее существует немало нерешенных социальных проблем. Отсюда следует, что социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно-трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. 1.2. Модели жизнеобеспечения пожилых людей Социальная политика есть специфический продукт культурно-экономических отношений, находящихся в социальной плоскости и регулируемых государством. Реагируя на современные социальные вызовы расширяется спектр ее направлений. Одним из формирующихся направлений является социальная политика в отношении пожилого населения (СПП). В настоящее время под социальной политикой в отношении пожилых подразумевается система общественных приоритетов и мер, направленных на создание достойных условий жизни и успешной социализации пожилого населения. Национальные модели этого направления социальной политики находятся в процессе развития, что актуализирует вопросы ее теоретической рефлексии. В конце ХХ – начале ХХI веков развитие постиндустриального общества в направлении становления социального государства стало фактором, обеспечивающим социальную стабильность в мире и утверждающим принципы его справедливости и солидарности. Американское государство одним из первых встало на этот путь. В основе американской модели СПП лежит принцип взаимодействия государственных и предпринимательских структур, переплетение социальной составляющей с другими сторонами внутренней государственной политики: трудовой, миграционной, образовательной и др. США – одна из немногих стран, которая большое внимание уделяет регулированию отношений в обществе между всеми возрастными категориями граждан [1]. Пожилое население страны имеет право на выборочные медицинские пособия, на различные виды социальных пособий и пенсии, которые пересматриваются ежегодно и индексируются в зависимости от уровня инфляции. Кроме того, в Америке создана национальная сеть агентств по планированию и координации служб для пожилых людей, целью которых является разработка и согласование специальных программ [2]. Для современной Европы характерны две ведущие модели СПП. Одна основана на системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партнерами», и характерна для таких стран, как Германия, Испания, Австрия и др. Она устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права пожилых обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работниками, собирают отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Социальная защита оказывается независимой от государственного бюджета. При этом в социальной сфере действуют солидные благотворительные фонды, занимающиеся вопросами социальной адаптации людей, в том числе и пожилых. Кроме того, существует много социальных и благотворительных программ от медицинских до клубов ровесников и международного туризма. Показательно, что социальные работники и педагоги в Германии в союзе с профессионалами из Испании разработали и активно внедряют программы посттрудового образования. Для обучения создаются специальные группы, в основном в них входят «интеллектуально сохранные» пожилые люди в возрасте от 60 до 75 лет, преимущественно бывшие работники интеллектуального труда. Проблему занятости пожилых людей подобные организации не решают, но решают проблему социальной реабилитации. Важно отметить, что такая система социальной защиты является достаточно эффективной, что признается и определяется высокими стандартами социальной помощи. Вторая модель, распространенная в таких странах, как Англия, Франция, Швеция и др., исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель СПП, действуют пенсионные системы, которые обеспечивают минимальные доходы всем пожилым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости. Социальная помощь пожилым оказывается в основном на добровольных началах. Кроме того, существуют специальные коммуны для пожилых людей, но они экономически слабы и малопродуктивны. Такое проживание в настоящее время рассматривается как место социального исключения, во-первых, потому, что оно ограничивает свободу передвижения, а во-вторых, закрывает возможность для развития и жизни в нормальном обществе. В связи с этим все большее значение приобретает такая форма ухода за пожилыми, как семейное проживание. Таким семьям, которые взяли пожилого человека на попечение, предоставляются специальные государственные пособия для ухода. Они компенсируют потерю заработка тому члену семьи, который осуществляет уход за подопечным. Продукты и горячее питание доставляются на дом, оказывается помощь в поддержании контактов и повышении дееспособности пожилых людей, организован специальный канал на телевидении. Каждое воскресенье транслируется месса для католиков, которые не могут прийти в костел. Кроме того, сохранились полустационарные формы обслуживания: дневные, недельные и пр. (по выбору). Организуются группы взаимопомощи и группы давления, которые восстанавливают отношения между личностью, обществом и государством. Фактически работу социальных служб выполняют местные сообщества. В течение двух последних десятилетий для европейских моделей СПП характерным является то, что они стремятся к объединению, преодолению различий между странами. Ведущим принципом трансформирующейся европейской модели СПП стал принцип социальной справедливости и ориентация на ценность квалифицированного труда и знания. Спецификой объединенной общеевропейской модели СПП является изменение направленности социальных программ с универсального уровня на индивидуальный. Это значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся. Кроме того, такая ориентация позволяет поддерживать достойный уровень качества жизни пожилого населения. Модернизация европейских моделей идет по аналогии с американской. Эпоха постиндустриальных обществ – это период активной передачи опыта от одной культурной среды к другой. В этот процесс вовлекается все большее количество стран, перед которыми встает задача привести свой социально-экономический уровень в соответствие с мировым (Япония, Китай, Корея, Сингапур и др.). Восточные страны также встали на путь реформ в сфере СПП. Особенностью восточной модели СПП можно назвать то, что ее концепция предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли государства. Приоритетной задачей определена возможность изыскания дополнительных материальных средств для выплат пожилому населению и созданию достойных условий жизни для тех из них, кто проживает отдельно от детей вследствие изменения внутрисемейных отношений. Разрабатываются специальные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты и обеспечению достойных условий. Пожилым людям находят работу на мелких предприятиях, в ремонтных мастерских, сфере общественного питания, розничной торговле. Поскольку им приходится часто менять профессию, создаются специальные центры переподготовки. Традиционная система семейного ухода за пожилыми людьми в новых социально-экономических условиях стала неэффективна, поэтому в настоящее время в восточных странах создаются государственные реабилитационные центры. В их компетенцию входит информационное обеспечение пожилого населения о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний, консультационная и медицинская помощь. Развиваются досуговые центры, где пожилые могут заниматься хоровым пением, танцами, каллиграфией, фотографией, спортом и др. Помимо этого активно стимулируется участие пожилых людей в общественных делах. Местные сообщества на общественных и благотворительных началах организуют службы по оказанию медицинской и психологической помощи пожилым людям, которые решают и вопросы их ежедневного быта. В последние годы появились многочисленные службы знакомств, причем их клиентами являются не столько молодежь, сколько люди среднего возраста и овдовевшие пожилые люди. Средства массовой информации широко освещают позитивные моменты такого рода повторных браков, их благотворное влияние на психологическое состояние пожилых людей, решение их ежедневных забот и проведение досуга. Ускоренное развитие восточных стран привело к интеграции западной модели СПП, в результате чего при создании собственных моделей Восток начал ориентироваться на мировой уровень [5]. Восточная модель СПП носит комплексный характер [3]. Она включает материальное обеспечение, которое гарантирует минимальный размер пенсии, обеспечивающий прожиточный минимум, страхование здоровья и социальные пособия, на которые можно рассчитывать в случае острой нуждаемости. Система социального обеспечения базируется на том, что для ее нормального функционирования необходимы усилия не только государства и бизнеса, но и каждого отдельного человека. Из всего комплекса проблем СПП наибольшее внимание уделяется созданию специальных рабочих мест в государственном и частном секторах экономики. Это связано с тем, что из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы, пожилые люди становятся важным компонентом рынка труда. В России процесс модернизации СПП начинается в 90-е годы ХХ века. Первоначальная идея реформаторов заключалась в создании условий, обеспечивающих увеличение благосостояния граждан пожилого возраста в соответствии с международными нормами. Для осуществления задуманного было решено выстроить новую модель таким образом, чтобы она соответствовала произошедшим необратимым изменениям во всех сферах российской действительности и отвечала на перспективные запросы общества [4]. Общая ориентация СПП была направлена на развитие социально-компенсирующих мероприятий. Резервные фонды социальной защиты населения формировались за счет бюджетов всех уровней: федерального, региональных и муниципальных. Активно стала развиваться адресная, в основном натуральная (социальные магазины, благотворительные столовые и т.д.) помощь пожилому населению. В результате реализации обозначенных мероприятий количество служб срочной социальной помощи в стране достигло одной тысячи пятисот восьмидесяти пяти, а единовременную поддержку ежегодно получали до 5,3 миллионов человек. В сети учреждений социального обслуживания населения стали работать геронтологические и геронтопсихологические центры. Они приняли на себя заботу об оказании специализированной, в том числе медицинской помощи. Появились учреждения социального обслуживания нового типа: специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные или социально-реабилитационные центры, работающие по принципу санатория или дома отдыха. Стала развиваться новая форма улучшения условий проживания одиноких пожилых людей в Москве, а также в Свердловской, Челябинской, Читинской областях и Красноярском крае – создание социальных квартир. Проживающие в этих квартирах обслуживаются социальными работниками. Социальная поддержка, повышение качества жизни пожилых людей, предоставление широкого спектра социальных услуг, в том числе и на дому, – одна из приоритетных задач СПП на сегодняшний день. Общее право на социальную поддержку реализуется в контексте развития права на обеспечение доступности культурных ценностей. Многие учреждения культуры разрабатывают и осуществляют программы содействия людям старших возрастов. В 450 государственных театрах введены дни льготного показа спектаклей для людей старшего поколения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 57 страниц
1425 руб.
Дипломная работа, Социология, 57 страниц
1425 руб.
Дипломная работа, Социология, 59 страниц
1475 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg