Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

bulakovp 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2020
Анализ психолого–педагогической литературы, а так же проведенная опытно–поисковая работа по проблеме развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной дельности, позволили нам сделать следующие выводы: 1. Актерские способности – в широком смысле – навыки и умения произвольного исполнения ролей, имитация чьего–то поведения, изображения тех или иных чувств, переживаний, отношений и т.п.; в узком смысле - компетентность актера.
Введение

ВВЕДЕНИЕ В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей [7]. Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Именно театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих и актерских способностей детей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества [11]. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность – форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал [37]. В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в пункте 2.6. выделены пять образовательных областей: социально-коммуникативная область, познавательная, речевая, художественно-эстетическая и физическая. Анализируя их содержание, мы видим, что развитие актерских способностей не выделяется как основная задача, но включено в такие образовательные области, как речевая и художественно-эстетическая. Указывается, что «Речевое развитие предполагает… развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи…», а «Художественно-эстетическое развитие предполагает... развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства…формирование элементарных представлений о видах искусства…реализацию самостоятельной творческой деятельности детей». Следовательно, актуальность исследования определяется и новыми нормативными документами дошкольного образования [56, с.14]. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития актерских способностей детей. Решение задач, направленных на развитие актерских способностей, требует определения иной технологии использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе [48]. Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно, следствием чего является практически полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей старшего дошкольного возраста при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Проблемой нашего исследования является оптимизация процесса развития актерских способностей средствами театрализованной деятельности. За последние десятилетия аспекты проблемы развития актерских способностей была предметом исследования многих ученых. Следует отметить, что далеко не все проблемы развития именно актерских способностей у старших дошкольников уже удалось решить, а так же использовать потенциальные пути повышения ее эффективности. Исходя из актуальности темы исследования и ее недостаточной разработанностью в практике работы реального ДОО, мы определили тему исследования: «Развитие актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности». Объект исследования – развитие актерских способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности. Предмет исследования – психолого–педагогические условия развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности. Цель исследования – теоретически изучить и практически обосновать психолого–педагогические условия развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности. Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Проанализировать условия развития актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности. 3. Провести апробацию психолого–педагогических условий по развитию актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста и доказать эффективность их применения. Методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования; изучение психолого-педагогических особенностей детей; беседа; анкетирование; педагогический эксперимент; количественная и качественная обработка результатов диагностики. Методологическими основами нашей работы послужили: ? представления о творческом характере деятельности, об активности субъекта познания, о регуляции и саморегуляции творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); ? научные исследования, раскрывающие положения деятельностного подхода к формированию способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.К. Платонов, Н.Л. Лейтес и др.); ? представления о структуре специальных актерских способностей (Л.С. Выготский, В.Л. Дранков, Н.В. Рождественская и др.); ? идеи классической и современной русской театральной педагогики (К.С. Станиславский, Б.В. Зон, С.В. Гиппиус, В.В. Петров и др.); ? об организации театрализованной деятельности в ДОО (Е.А. Антипина, С.Н. Томчикова, Л.С. Фурмина и др.). Теоретическая значимость работы заключается в обобщении, уточнении и систематизации психолого–педагогических условий применения театрализованной деятельности в процессе развития актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость работы заключается в реализации психолого-педагогических условий развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности, которые могут иметь практическое применение в работе с детьми в работе ДОО.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5 1 Теоретическое обоснование проблемы………………………………………......9 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по развитию актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности…………………………………………………..9 1.2 Особенности организации театрализованной деятельности в ДОО……….15 1.3 Психолого-педагогические условия развития актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности………………………………………………………………………..25 2 Опытно-экспериментальная работа …………………………………………….36 2.1 Цель, задачи и организация констатирующего этапа эксперимента……..36 2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности…………………………………………………..44 2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента……………………………………………………………….51 Заключение………………………………………………………………………..57 Список использованных источников……………………………………………59 Приложение А………………………………………………………………………64 Приложение Б……………………………………………………………………..68
Список литературы

1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. / Е.А. Антипина - М., 2009.- 128 с. 2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. / Л.В. Артемова – М.: Просвещение, 1991.-127 с. 3. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей. / М.Н. Баринова – Л.,1991. 4. Березина, В.Г., Детство творческой личности./ В.Г.Березина – СПб.: издательство Буковского, 1994. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович – М., 1968 (переиздано в 2000).- 140 с. 6. Ботнарь, В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов. / В. Ботнарь и др. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.- 184 с. 7. Бочкарева, Л.П. Театрально - игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. / Л.П.Бочкарева – Ульяновск, ИПКПРО, 1993.- 128 с. 8. Венгер, Н.Ю., Путь к развитию творчества./ Н. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. - №11. 9. Веракса, Н.Е., Диалектическое мышление и творчество./ Н. Веракса // - Вопросы психологии. – 1990. - №4.- 94 с. 10. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А.Ветлугина – М.. 1998.- 128 с. 11. Ветлугина, Н.А. Художественное творчеcтво и ребенок. / Н.А.Ветлугина – М., 1982.- 182 с 12. Волошин, М.А. Искусство и искус. / М.А. Волошин – Лениздат, 2015. 13. Выготский, Л.С., Воображение и творчество в дошкольном возрасте./ Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1997.- 486 с. 14. Генов, Г.В. Театр для малышей./ Г.В. Генов – М.: Просвещение, 1968.- 158 с. 15. Гильманова, Л. В. Использование театрализованной деятельности в сотрудничестве ДОУ с семьей [Текст] / Л. В. Гильманова, Е. А. Газизулина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г.Санкт - Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014.- 57 с. 16. Голубева, Э.А. Способности и склонности. / Э.А. Голубева - М.,2009. 17. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи./ З.А. Гриценко – М.: Линка – Пресс, 2003.– 512 с. 18. Гурович, Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)./ Л.М. Гурович – Л., 1973.- 262 с. 19. Доронова, Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4 – 6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений./ Т.Н. Доронова – М.: Просвещение, 2005.- 225 с. 20. Доронова, Т., Доронова Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество». / Т. Доронова, Е. Доронова – М., 1997.- 27 с. 21. Дранков, В.И. Природа таланта Шаляпина./ В.И. Дранков – Л.: Музыка, 2001.- 324 с. 22. Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам?/ А. Ершова // Обруч. – 1999. – № 4 – 232 с. 23. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. / Р.И. Жуковская – М., 2015.- 74 с. 24. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения./ Е. Заика – Вопросы психологии. – 1993.– №2.– 54 с. 25. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия», 1998.– 416 с. 26. Конович,А.А. Театрализованный праздник и обряды./ А.А. Конович – М., 2010.– 192 с. 27. Копосова, М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автреф. дис. канд. пед.наук./ М.В. Копосова – М., 1994.– 272 с. 28. Куцакова, Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Росинка: Программно - методическое пособие./ Л.В. Куцакова, С.И.Мерзлякова - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2006 – 368 с. 29. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения в 2 – х тт./ А.Н. Леонтьев – М.: Педагогика, 1983.- 320 с. 30. Макаренко, Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству. / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 1.- 162 с.- 128 с. 31. Маханева, М.Д. Театральная деятельность дошкольника./ М.Д. Маханева // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 11.– 128 с. 32. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М.Д. Маханева - М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с. 33. Микляева, Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ./ Н.В. Микляева – М., 2005.- 89 с. 34. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения. / Р.Г. Натадзе – Москва, 1977 // Хрестоматия по психологии: учебное пособие / сост.- С. 282- 287 35. Неменова, Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр/ Т. Неменова // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1.- 190 с. 36. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3. Общие основы психологии./ Р.С. Немов – 4 – е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 688 с. 37. Петрова, В.Г., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями./ В.Г.Петрова и др. – М.: Школьная Пресса, 2004.- 128 с. 38. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников./ Л. Прохорова // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5.- С. 21-27 39. Психология одаренности детей и подростков. /Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 416 с. 40. Реуцкая, Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989.- 286 с. 41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 1999.- 720 с. 42. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр - творчество - дети»./ Н.Ф. Сорокина - М.: АРКТИ, 2004.- 160 с. 43. Столяренко, Л.Д., Смыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах: Учебники, учебные пособия./Л.Д. Столяренко, С.И. Смыгин – Ростов н /Д: «Феникс», 2000.- 256 с. 44. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий. – М.: Просвещение, 1961. - С. 9-20 45. Томчикова, С.Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности: Учебное методическое пособие./ С.Н. Томчикова – Магнитогорск: МаГУ, 2002. 46. Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности./ С.Н. Томчикова – Магнитогорск: МаГУ, 2002. 47. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов./ Г.А. Урунтаева – М.: Академия, 1999.- 336 с. 48. Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под.ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.- 267 с. 49. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников./ Э.Г. Чурилова. – М., 2001. 50. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека. Изд. 2-ое. / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996.- 320 с. 51. Эльконин, Д.Б. Психологи игры./ Д.Б. Эльконин. – М., 1999. 52. «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://reftrend.ru/152221.html. 53. Чурилова, Э.Г. Программа «Арт – фантазия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dramateshka.ru/index.php/programmih-malogo-objhyoma/5260-programma-art-fantaziya. 54. Лубяко, Л.В. Программа «Театр маленького актера» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606315/. 55. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-ФЗ. РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/44/. 56. Текст Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc 57. Станиславский К.С. Вчера, сегодня, завтра. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://teatr.scaena.ru/page.php?id=715. 58. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ushinka.ru/item3536.html.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста Социально–экономические преобразования России в последние десятилетия привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования. Согласно основным положениям Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, необходимо создание национальной системы, которая будет призвана находить и развивать таланты среди детей и молодежи России [52]. За последние годы процесс реформирования образования преимущественно идет в двух направления: первое связано с непосредственным поиском и поддержкой талантливых детей, второе – с созданием условий, которые бы содействовали личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, обеспечивали бы их адаптацию к жизни в динамичном обществе, развитию творческих способностей, приобщению к культуре. Создание новых возможностей для развития личности в системе образования позволяет обеспечить включение ребенка в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных способностей, использовать инновационные модели образовательного пространства, разрабатывать и апробировать новые механизмы психолого–педагогического воздействия на детей. Одним из эффективных средств для достижения этих целей в образовательной системе детского сада традиционно используется искусство, в частности – драматическое. И в частности, специaльно организованнaя детскaя театрaльно-дрaматическая деятельность.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg