Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МУЖСКОЙ СБОРНОЙ УРАЛГУФК ПО ВОЛЕЙБОЛУ

bulakovp 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.04.2020
Тренеры постоянно сталкиваются с самыми различными проблемами межличностного общения при организации совместной деятельности, формировании сплоченности команды, предупреждении или прекращении конфликтов между игроками, установлении контакта тренера и членов команды.
Введение

Актуальность исследования. Волейбол относится к командно-игровым видам спорта, которые отличаются специфическими чертами, что выделяет их в отдельную группу видов спорта. Одной из важнейших особенностей, как отмечает Ю. Д. Железняк, яв-ляется сложный целостный характер соревновательной игровой деятельности при наличии соперника (команды противника), что обуславливает постоянно изменяющиеся ситуации, требующие оценки обстановки и выбора действий (атакующих и защитных) в условиях ограниченного времени. Все это предъявляет к игрокам ряд специфических требований, они должны быть способными видеть в каждый момент игровую ситуацию в це-лом, видеть эту ситуацию в области своей зоны атаки или защиты (атаки-защиты, защита-подготовка атаки), уметь анализировать эту ситуацию и де-лать адекватные выводы на основе такого анализа, принимать оптимальные решения на те или иные действия и своевременно (как правило, очень быст-ро) выполнять ответные действия. Этим объясняется характерная для волейбола черта – сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. Коллективный характер действий волейболистов предъявляет допол-нительные требования, выражающиеся в высокой степени согласованности действий игроков, что приводит к разделению их по игровым функциям: связующие, нападающие первого темпа, нападающие второго темпа, либиро, диагональный. Гармоничное взаимодействие спортсменов в совместной деятельности в различных видах спорта имеет решающее значение в достижение высоких результатов на соревнованиях. Большую роль играет совместные действия партнеров в спортивных играх и конкретно в волейболе. Тренеры постоянно сталкиваются с самыми различными проблемами межличностного общения при организации совместной деятельности, фор-мировании сплоченности команды, предупреждении или прекращении кон-фликтов между игроками, установлении контакта тренера и членов команды. Успехи в целом ряде видов спорта, так называемых «командных», напрямую зависят от достигнутого уровня взаимодействия спортсменов, взаимопонимания, сыгранности, взаимовыручки и взаимной ответственности. Зависимость эффективности спортивной деятельности от такого социально-психологического фактора, каким являются межличностные отношения в команде, убедительно показана данными ряда экспериментов. Но, несмотря на, казалось бы, многоаспектное освещение в литерату-ре темы, связанной с межличностными отношениями в спорте, нам не пред-ставилось, возможным ознакомится с этой темой полно по отношению к юношам-волейболистам. Научных исследований и практических рекоменда-ций по формированию межличностных отношений юношей явно не доста-точно. В связи с вышесказанным представляется актуальным проведение исследования по изучению межличностных отношений спортсменов волей-болистов 18-22-летнего возраста. Представляя, что направленность подготовки должна состоять именно в повышении продуктивности деятельности команд, то довольно мощным фактором в подготовке является управление подготовленностью через улучшение межличностных отношений между спортсменами, а также между спортсменами и тренером. В связи с этим и была выбрана тема выпускной квалификационной работы – «Исследование межличностных отношений в мужской сборной УралГУФК по волейболу». Цель исследования – изучить и проанализировать межличностные отношения волейболистов сборной УралГУФК по волейболу. Объект исследования – тренировочный процесс игроков сборной команды УралГУФК. Предмет исследования – межличностные отношения спортсменов - волейболистов в команде. В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой реша-лись следующие задачи: 1. Изучить межличностные отношения спортсменов волейболистов в команде. 2. Выявить особенности стратегий взаимодействия игроков команды. 3. Определить уровень взаимоотношений тренера со спортсменами команды. 4. Проанализировать взаимосвязь межличностных отношений и характера взаимодействий волейболистов. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: 1. Анализ научной и учебно-методической литературы. 2. Психологические методы. 3. Констатирующий эксперимент 4. Методы математической статистики. Анализ используемой литературы включает в себя обобщение научной и специальной литературы, имеющей отношение к проблеме исследования. Аналитический обзор данных представлен в первой главе, он охватывает литературные источники, в которых освещены вопросы по теме исследования. Психологические методы. Метод оценки – социометрия, предназначенный для изучения межличностных отношений в команде. Методом изучения межличностных отношений в спортивных командах является социометрия. Основной инструмент методики – социометрические критерии (вопросы), которые предназначены для выявления особенностей межличностных отношений членов группы (спортивной команды). Предлагают два типа критериев – формальные и неформальные. Формальные критерии выявляют особенности межличностных взаимоотношений, формирующихся при определяющем влиянии деловых контактов, ориентации взаимоотношений на задачу группы. Например, «с кем вы хотели учиться в одном классе?», «кого бы выбрали в качестве капитана своей команды?» и др. Неформальные критерии выявляют особенности межличностных взаимоотношений, формирующихся при определяющем влиянии эмоциональных контактов, непосредственно не связанных с деловыми отношениями и несущих в себе эмоциональный заряд симпатий и антипатий. Например, «с кем бы вы желали проводить свое свободное время?», «кого бы вы хотели пригласить к себе в гости?» и др. Различают также положительные критерии (кого бы ты хотел выбрать …?) и отрицательные критерии (кого бы ты не хотел выбрать …?). Первые применяются, когда от испытуемого требуется демонстрация предпочтения в выборе партнера, а вторые, когда от испытуемого требуется показ его критического или эмоционально-негативного отношения к другим членам группы. При этом тайна выбора в обоих случаях должна обязательно сохраняться. Методика оценки психологической атмосферы в команде А. Ф. Фидлера используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и будет характеризовать уровень психологической атмосферы в команде. Методика интереса тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками. Методика оценки взаимоотношений тренера со спортсменом Ю. Л. Ханина, А. В. Стамбулова. Методика изучает особенности взаимоотно-шений тренера со спортсменом. Методика состоит из 24-х суждений: 8 – по гностическому компоненту (характеризует оценку спортсменом компетентности тренера как специалиста, направляющего деятельность спортсмена); 8 – по эмоциональному компоненту (дает представление об отношении спортсмена к тренеру в человеческом плане, насколько он симпатичен или несимпатичен, как личность); 8 – по поведенческому компоненту (дает представление об особенностях общения тренера со спортсменом, о том, насколько благоприятно или неблагоприятно складывается их взаимодействие. Если общий итоговый показатель характеризует отношения в целом, то отдельные компоненты позволяют выявить, какая сторона в этих отношениях в большей степени нуждаются в коррекции). На основании оценочных характеристик по каждому компоненту делаются выводы о взаимоотношениях тренера со спортсменом. Методика оценки стратегии в конфликтных ситуациях К. Томаса, способствуют выявлению индивидуальных способов реагирования на кон-фликтные ситуации: ? соперничество – стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти; ? сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь; ? компромисс – согласие между представителями различных сталкива-ющихся интересов, мнений и правил на основе взаимных уступок; ? избегание – характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; ? приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого. Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (октябрь 2017 – февраль 2018) проводилось изучение литературных источников по данной теме исследования, подбирались мето-дики и методы исследования. На втором этапе проводился эксперимент (февраль 2018). Эксперимент проводился с командой волейболистов 18-22- летнего возраста УралГУФК. В нем приняли участие 15 игроков сборной команды. За указанный период с ними было проведено психологическое тестирование, использовался метод наблюдения. Полученные в ходе эксперимента данные заносились в таблицы. На третьем этапе осуществлялся анализ полученных данных.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Природа межличностных отношений …………………………….….8 1.2 Психологические особенности юношеского возраста ……………..13 1.3 Особенности взаимодействия игроков в волейболе……………….16 1.4 Взаимоотношения тренера со спортсме-ном…………………….….25 Выводы по первой главе…………………………………………..……29 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 17-18 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 2.1 Исследование межличностных отношений спортсменов волейболистов 17-18 летнего возраста…………………………………………….……36 2.2 Анализ результатов взаимодействия волейболистов в коман-де….44 Выводы по второй главе………………………………………………45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………47 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….……49 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А…………………………………………………………….55 Приложение Б…………………………………………………………….56 Приложение В……………………………………………………………57
Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. – Москва: Юрайт, 2010. – 811 с. 2. Андриенко, Е.В. Социальная психология : учеб. пособие / Е. В. Андриенко ; под ред. В. А. Сластенина ; Международ. акад. наук пед. образования. – Москва: Academia, 2010. – 263 с. 3. Артамонова, А. Взаимоотношения в системе тренер-спортсмен в российских и зарубежных командах / Артамонова А., Малкин В.Р. // Спортивный психолог. – 2010. – № 2 (20). – С. 44-46. 4. Бабушкин, Г. Д. Психология деятельности тренера : учеб. пособие / Г. Д. Бабушкин. – Томск : Изд-во ТПУ, 2006. – 90 с. 5. Баймурзина, Т. А. Основы формирования культуры отношений в спортивной команде / Т. А. Баймурзина // 12 международный научный конгресс «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех», 26-28 мая 2008 г. : материалы / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. – Москва, 2008. – Т. 1. – С. 337. 6. Балыкин, А. И. Управление спортивными командами / А. И. Балыкин, Т. В. Балыкина-Милушкина, Э. Г. Мартиросов // Международная научная конференция психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 11-14 июня 2006 г.) : материалы / Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Рос. Ассоц. психологов физ. культуры и спорта. – Москва, 2006. – С. 47-49. 7. Басов, Д. В. Особенности рефлексивного и манипулятивного поведения спортсменов в командах / Д. В. Басов // Спортивный психолог. – 2005. – № 1 (4). – С. 52-55. 8. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина. – М. : Физкультура и спорт, 2010. – 184 с. 9. Брынзак, С. С. Оценка психологической совместимости в спортивной команде / С. С. Брынзак // Международная научная конференция психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 11-14 июня 2006 г. : материалы / Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Рос. Ассоц. психологов физ. культуры и спорта. – Москва, 2006. – С. 64-66. 10. Буссаха, А. Причины и характер межличностных конфликтов в юношеской команде по гандболу и педагогические условия их разрешения / А. Буссаха, М. В. Жийяр // Вестник спортив. науки. – 2016. – № 6. – С. 8-11. 11. Вечканова, С. В. Особенности взаимоотношений в спортивной команде / С. В. Вечканова // Междунар. Науч. Конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 11-14 июня 2007 г. : материалы / Федер. агентство РФ по физ. культуре и спорту, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Рос. Ассоц. психологов физ. культуры и спорта. – Москва, 2007. – С. 26-27. 12. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва: Academia, 2008. – 623 с. 13. Волков, Б. С. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова ; Моск. гос. обл. ун-т. – М. : Акад. проект, 2008. – 668 с. 14. Волков, И. П. Социометрические методы в социально-педагогических исследованиях / И. П. Волков. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 88 с. 15. Габбазова, А. Я. Исследование социометрического статуса спортсменок-хоккеисток в команде / А. Я. Габбазова, А. Ц. Дашинимаева // Экстремальная деятельность человека. – 2014. – № 3. – С. 68-70. 16. Звездин, А. С. Влияние успеха и неуспеха на психологическую атмосферу в команде / А. С. Звездин // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 5. – С. 12-15. 17. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – Москва ; Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 573 с. 18. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – Москва ; Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 351 с. 19. Кашеф, И. Влияние ролевого поведения тренера во взаимоотношениях со спортсменом в условиях соревнований / И. Кашеф // Спортивный психолог. – 2007. – № 1 (10). – С. 49-51. 20. Клещев, Ю. Н. Волейбол : учебник / Ю. Н. Клещев. – М. : Физкультура и спорт, 2010. – 400 с. 21. Костикова, Н. В. Анализ взаимоотношений в системе «спортсмен-спортсмен» у юных футболистов / Н. В. Костикова, Л. Г. Уляева, Г. Г. Уляева // 8 Междунар. Науч.-практ. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 5-7 июня 2012 г. : материалы / М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Межрегион. обществ. орг. «Сообщество психологов спорта и физ. культуры». – Москва, 2012. – С. 83-86. 22. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы : учеб. пособие / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М. : Аспект пресс, 2009. – 318 с. 23. Кузнецов, В. В. Психология взаимопонимания : Неправда, ложь, обман / В. В. Кузнецов. – Москва ; Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 282 с. 24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Развитие человека от рождения до позд. зрелости : учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Сфера, 2009. – 464 с. 25. Ложкин, Г. В. Развитие представлений о психологическом климате спортивной команды / Г. В. Ложкин // Спортивный психолог. – 2012. – № 2 (26). – С. 16-21. 26. Михальченко, С. А. Психология спортивной деятельности, психологические проблемы личности спортсмена и тренера / С. А. Михальченко, Т. Н. Первых // 13 Междунар. Науч.-практ. конф.психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» : материалы / под общ. ред. : Ю. В. Байковского, А. В. Вощинина ; Министерство спорта РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». – Москва, 2017. – С. 208-210. 27. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов вузов / Р. С. Немов. – М. : Юрайт, 2010. – 639 с. 28. Неретин, А. В. Формирование компетентности будущих тренеров в создании положительного социально-психологического климата в спортивных командах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. В. Неретин ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Волгоград. гос. соц.-пед. ун-т. – Волгоград, 2011. – 26 с. 29. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. – М. : Высш. Образование : Изд-во Моск. гор. психолог.-пед. ун-та, 2009. – 460 с. 30. Общая и спортивная психология. Ч. 1 : Основы общ. психологии / Гос. ком. Росс. федерации по физ. культуре и туризму, Сиб. гос. акад. физ. культуры. – Омск, 2000. – 175 с. 31. Общая и спортивная психология. Ч. 2 : Основы спорт. психологии / Гос. ком. Росс. федерации по физ. культуре и туризму, Сиб. гос. акад. физ. культуры. – Омск, 2000. – 191 с. 32. Орлан, А. С. Изучение проблем межличностных отношений в гандбольной команде / Орлан А. С. // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015. – № 3 (13). – С. 76-80. 33. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – С.-П. : Речь, 2010. – 693 с. 34. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – Москва : АСТ-Пресс кн., 2005. – 394 с. 35. Савинкина, А. О. Методика диагностики сплоченности спортивной команды : (на примере футбола) / Савинкина А. О. // Спортивный психолог. – 2015. – № 4 (39). – С. 69-75. 36. Спортивная психология : учебник / по общ. ред. : В. А. Родионова, А. В. Родионова, В. Г. Савицкого ; Моск. гор. пед. ун-т. – Москва: Юрайт, 2017. – 367 с. 37. Сысоев, Ю. В. Теоретические и методические основы формирования и сплочения коллектива в процессе спортивной деятельности / РА Естественных наук. – Москва : Б. и., 1998. – 185 с. 38. Уманский, А. А. Исследование представлений спортсменов и тренеров об особенностях психологических проблем в предсоревновательной подготовке спортсменов [Электронный ресурс] / А. А. Уманский // 13 Междунар. Науч.-практ. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» : материалы / под общ. ред. : Ю. В. Байковского, А. В. Вощинина ; Министерство спорта РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». – Москва, 2017. – С. 279-284 39. Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. – М. : Физкультура и спорт, 1980. – 208. 40. Ханин, Ю. Л. Формирование адекватных межличностных отношений у спортсменов с тренером / Ю. Л. Ханин, Е. Н. Ершова // Теория и практика физ. культуры. – 1979. – № 12. – С. 8-10.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Природа межличностных отношений В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отноше-ния, прежде всего, относительно системы общественных отношений. Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действи-тельности. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными, в ос-новании их, или, напротив, на самом верхнем уровне, в других случаях – как отражение в сознании общественных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий в нутрии каждого вида общественных отношений, не вне них (будь то «ниже», «выше», «сбоку» или как-либо еще) [1, c. 68]. Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом «сечении» экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения. «Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности ценностями, на которых основывается общение людей» [2, c. 91]. При таком понимании становится ясным, почему межличностные от-ношения как бы «опосредствуют» воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно, в конечном счете. Практически оба ряда препятствуют подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 51 страница
850 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 56 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg