Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Теории происхождения государства.

irina_krut2020 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2020
Целью данной работы является комплексное исследование теорий происхождения государства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать причины возникновения государства. 2. Рассмотреть предпосылки возникновения государства. 3. Проанализировать основные пути формирования государства. 4. Рассмотреть основные теории происхождения государства.
Введение

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений. Идея государства исходит из самых глубин человеческого сознания. На разных этапах развития народы и племена приходили, часто независимо друг от друга, к общему выводу о необходимости создания защиты для их безопасности, прав и свобод. Основной причиной возникновения государства среди разных народов была осознанная необходимость общего руководства для наблюдения за жизненными условиями существования. В государстве у людей есть возможность объединить свои силы, дисциплинировать их для достижения экономических, политических и социальных целей. При создании государства люди вместо подчинения стихийным силам подчиняются высшей власти, которую они сами сознательно создали. Таким образом, они оставляют состояние слепого подчинения внешним обстоятельствам и обретают независимость, первое условие реальной свободы. Государство как сознательная сила в конечном счете будет преобладать над внешними силами, бессознательными. Поэтому торжество государственности в сознательном человеческом обществе всегда неизбежно.
Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3 1 Причины, предпосылки и пути возникновения государства…… 5 1.1 Причины и предпосылки возникновения государства………………. 5 1.2 Пути возникновения государства……………………………………... 7 2 Основные теории происхождения государства…………………… 10 2.1 Теологическая теория………………………………………………….. 10 2.2 Патриархальная теория………………………………………………… 10 2.3 Теория общественного договора ……………………………………... 15 2.4 Теория насилия…………………………………………………………. 25 2.5 Материалистическая теория…………………………………………… 27 2.6 Органическая теория…………………………………………………… 30 2.7 Психологическая теория……………………………………………….. 31 Заключение ………………………………………………………………….. 34 Библиографический список………………………………………………...
Список литературы

Отрывок из работы

1. ПРИЧИНЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. 1.1. Причины и предпосылки возникновения государства В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества. Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло, а позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров - купцов. Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности. В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Государство - это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества. Причины возникновения государства: 1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера; 2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов); 3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества; 4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества; 1.2. Пути возникновения государства Государство связано с определенной фазой существования общества. Появление государства - закономерный этап исторического развития общества, ознаменовавший переход от естественного к гражданскому обществу. В основе его происхождения лежит дифференциация - разделение труда из-за появления новых общественных потребностей. Появление дифференциации приводит к увеличению числа профессий и эволюции орудий труда, что в свою очередь связано с увеличением количества производимой продукции и появлению излишек, что приводит к появлению социального неравенства - появлению частной собственности, богатых и бедных, управляемых и управляющих. Возникает конфликт между различными слоями людей. Следовательно, была необходима сила, обеспечивающая управление обществом. Власть монополизируется в руках наиболее сильной части населения - создание специальных органов для управления общественными делами, а также аппарата подавления, который становится постоянным. Факторы, повлиявшие на появление государства: демографические, психологические, этнические, дифференциация духовной культуры, геополитические, социальные, развитие производства, дифференциация общества, войны, появление частной собственности. Пути возникновения государства - это общие закономерности развития государства у различных народов. Различия в путях обусловлено тем, каким образом формировалась публичная власть у различных народов. ТГП выделяет три пути развития: 1. Восточный путь - наиболее древние государства появились на востоке. Государство было необходимо для объединения огромных масс населения для осуществления совместной деятельности. Люди жертвовали частью свободы в обмен на выживание. Кооперация живого труда способствовала росту общины, что привело к тому, что аппарат управления складывался из племенной знати и выполнял одновременно с функцией управления функцию распределения. Лица, обладавшие властью, обладали и социальными привилегиями, могли управлять государственной собственностью. Такая концентрация государственной собственности в руках определенной группы населения предполагает деспотический характер власти - в отсутствие интереса в работе у большей части населения только сильная власть могла принудить к работе. Деспотия предполагала абсолютную монархию, а также сохранение территориальной общины, которая была основным собственником земли и контролировала рабочие процессы на местах. Сохранение общины способствовало более медленному развитию такого общества. 2. Западный путь - на территории Европы. Главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Это способствовало формированию определенного института, защищающего права и интересы богатых собственников. Одновременно с этим появилась необходимость в обмене товарами - появление городов-полисов. 3. Синтезный путь - связан как с появлением неравенства, так и с необходимостью в кооперации. Потребность в объединение была связана с угрозой извне. Внешняя угроза обуславливала сохранение в течение длительного времени органов прямой демократии (например, вече в Древней Руси). Основная военная роль передавалась князю, что способствовало появлению у них дополнительных богатств после походов. 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. 2.1. Теологическая теория Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (например, Фома Аквинский1 - XIII в.), идеологи ислама и современной католической и православной церквей. Особенно широкое распространение божественная теория получила в средние века. Смысл данной теории заключается в следующем: государство - это результат "божественного промысла"; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми, и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Именно эта идея звучит в учениях религиозных деятелей (католических, православных, мусульманских и др.). Так, католический богослов Ф. Аквинский писал, что правитель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем единственное объединяющее в нем начало: без него государство бы распалось. Православный богослов Иоанн Златоуст отмечал, что существование властей - все это дело Божьей премудрости и поэтому надо "возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии"1. Он особо настаивает на необходимости повиновения всяким властям как исполнении обязанности по отношению к Богу. Его не смущает тот факт, что у власти бывают порочные люди и пользуются ею не так, как должно, поскольку, он полагает, что это зависит от испорченности людей. Наследование власти, по его мнению, также совершается "по благоволению Христа", желающего сделать непреходящим благочестивое царство. Коснулся он в своем учении и роли начальников, которые немало содействуют оружием, отражают неприятелей, усмиряют крамольников, разрешают всякие споры, одним словом, они для того, чтобы мы не были "яко гады", а властитель - для того, чтобы мы не пожирали друг друга "яко рыбы". Иоанн Златоуст предупреждает, что с уничтожением властей исчезнет всякий порядок и мы будем проводить жизнь "безумнее бессловесных зверей, - станем друг друга угрызать и снедать... Но теперь, по милости Божьей, ничего такого нет". Поскольку царская власть есть подобие миродержавной власти Бога, то самая личность монарха как человека приобретает особое значение: истинный царь все подчиняет законам Божьим и, сохраняя ум свободным, не позволяет утверждать у себя в душе гнев, властолюбие и удовольствия, ибо если он не может управлять сам собой, то как он сможет управлять другими? Царь, отвечая перед Богом за вверенное его попечению царство, несет три обязанности: наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье в своем царстве, создавать условия для благочестивой жизни людей2. Оценивая эту теорию нужно отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в те времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и закономерностях его развития. Ею справедливо отражается тот факт, что государство появляется одновременно с монорелигией. Она имела большое положительное значение: позволяла установить в обществе порядок. Кроме того, эта теория отражала объективные реалии того времени, а именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освящалось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность. В более позднее время эту теорию стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Сегодняшние богословы вынуждены приспосабливаться и согласовывать эту теорию с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития. Нельзя не отметить то, что эта теория ненаучна, поскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя ее и опровергнуть. В это можно только верить. Но это уже вопрос мировоззрения. Хотелось бы отметить, что в истинной научности этой теории есть сомнения. Исторической наукой установлено, что патриархальная семья возникла из рода (общины) как результат его деления. Практически она появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Ну и конечно, авторов этой теории и особенно ее продолжателей обвиняют в том, что они с помощью этой теории оправдывают монархическую власть и тем самым стараются задушить всякую инициативу народа в управлении делами общества. Оценивая эту теорию надо отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в те времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и закономерностях его развития. Ею справедливо отражается тот факт, что государство появляется одновременно с монорелигией. В более позднее время эту теорию стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Сегодняшние богословы вынуждены приспосабливаться и согласовывать эту теорию с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития. 2.2. Патриархальная теория Название этой теории происходит от греческого слова patriarches - глава рода. Патриархальная теория представляет государство как естественную форму жизни людей, вне которой их общение невозможно. Возникло оно в результате стремления людей к объединению, к образованию патриархальной семьи. Да и само государство отождествляется с большой семьей, где отношения монарха и его подданных, в свою очередь, отождествляются с отношениями отца и членов семьи, а государственная власть - с отцовской властью как продолжение и развитие последней. Монарх должен заботиться о подданных, как о своих детях, а те - подчиняться ему. Принято считать, что своим появлением патриархальная теория обязана древнегреческому философу, основоположнику логики и ряда других отраслей современной науки, величайшему, по мнению К. Маркса, мыслителю древности - Аристотелю (384-322 до н.э.), который, хотя (с позиций современной" науки несколько наивно) утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти, тем не менее очень реалистично смотрел на государство: государственный деятель не может ждать наступления идеальных условий, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми - такими, как они есть. Наилучшими формами государственной власти он считал такие, при которых исключается возможность своекорыстного использования власти и при которых власть служит всему обществу. К таким формам, по мнению Аристотеля, относятся монархия, аристократия, умеренная демократия. Наихудшими государственными формами он считал тиранию, олигархию и охлократию (господство черни). Другим основателем патриархальной теории происхождения государства был китайский философ, историк и государственный деятель Конфуций (551-479 до н.э.), центральное место в учении которого (ставшем впоследствии китайской государственной религией - конфуцианством) занимает концепция «жэнь» (человеколюбие). Она представляла собой систему идей «чжун» (преданность государю), «и» (верность долгу), «сяо» (сыновняя почтительность), «куань» (великодушие), «ди» (уважение к старшим) и т.д. Согласно Конфуцию, сложившееся разделение людей не может быть изменено, младший должен подчиняться старшему, нижестоящий вышестоящему. Но он же писал, что государство должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых и достойных помощников. С позиций патриархальной теории происхождения государства оправдывалась необходимость государственной власти и в гораздо позднее время. Именно так в 1642 году Р. Фильмер в своей работе «Патриархия, или защита естественного права королей» обосновывал существование в Англии неограниченной власти монарха (абсолютизма). В частности, он утверждал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином. Затем Адам передал эту власть своему старшему сыну - патриарху, а тот - своим потомкам - королям. Последователем патриархальной теории в России был известный социолог и публицист Н.К. Михайловский (1842-1904), активно пропагандировавший ее идеи вместе с идеями народничества. Приверженцем этого учения о происхождении и сущности государства был и видный российский историк М.Н. Покровский, также видевший природу государственной власти во власти отцовской. Отмечая значение патриархальной теории происхождения государства, следует прежде всего обратить внимание на то, что эта возникшая еще в древности теория убедительно опровергается современной исторической и юридической наукой, доказавшей, что патриархальная семья и государство возникают единовременно в результате разложения первобытнообщинного строя, и что родственные связи в обществе, где существует такая семья, разрушаются очень быстро. Но тем не менее эта теория имела значительное влияние и в Европе, и в России. Под ее влиянием появились традиции веры в доброго царя, добродетельного правителя, «отца народа», только с появлением которых возможны изменения к лучшему, и на мудрость которых (а не на право и закон) должно опираться государство. Такие идеи, называемые еще традициями патернализма, оказались довольно живучими, не ушли они в прошлое и сегодня. В таких явлениях наглядно проявляется реакционная сущность патриархальной теории происхождения государства, которая теоретически оправдывала пассивность общества, ожидание им чужих решений, являясь, по своей сути, антидемократичной. Вместе с тем патриархальная теория представляется более прогрессивной, нежели теологическое учение о государстве и праве, так как государство, хотя и примитивно, но все же является продуктом развития человеческого общества, а не божественной воли. Таким образом, это одна из первых теорий, показавших, пусть упрощенно, пусть односторонне, но все же социальную природу государства и права.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 33 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Политология, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Политология, 48 страниц
576 руб.
Курсовая работа, Политология, 25 страниц
270 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg