ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА, ЕГО ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.1 Роль главного бухгалтера в организации учета и контроля организации
Бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов - составная часть обшей экономической политики предприятия и каждый теснейшим образом связан со многими зависящими и независящими от личности бухгалтера обстоятельствами.
Дополнительные условия, необходимые для достижения прогнозируемого финансового результата:
- ведущая роль главного бухгалтера на предприятии и его признанный авторитет в глазах руководителя;
- четкие и отлаженные договорные отношения предприятия с дебиторами, кредиторами и финансовыми институтами;
-деловые, партнерские и согласованные взаимодействия предприятия (через главного бухгалтера) с налоговой службой и другими контролирующими государственными органами;
- выверенный, точный и оперативный механизм бухгалтерского учета на предприятии.
Первый (ключевой) фактор, способствующий развитию планирования финансового результата и налоговых платежей - это ведущая роль главного бухгалтера на предприятии и его партнерские взаимоотношения с руководителем. Однако речь идет о более высокой форме сотрудничества. Критериями ее наличия могут служить, например, возможности главного бухгалтера участвовать в заключениях договоров со смежными организациями, а также оперативно и самостоятельно принимать важные финансово-экономические решения в отсутствии руководителя. Специфичность правового положения главного бухгалтера заключается в том, что круг его прав и обязанностей, порядок назначения на должность и освобождения от нее прописан не только в трудовом, но и в бухгалтерском законодательстве. В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ1 главный бухгалтер (бухгалтер - при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации.
Второй важнейший элемент общей экономической политики предприятия - это взаимоотношения предприятия с дебиторами и кредиторами. Их тоже надо планировать и формировать. Участие главного бухгалтера в данном процессе совершенно необходимо, поскольку договорные отношения во многом предопределяют ритмичность работы, а также сроки и прогнозируемую величину финансового результата.
Третий существенный компонент экономической политики предприятия - это взаимодействие с налоговой инспекцией и другими контролирующими государственными органами. Здесь роль главного бухгалтера чрезвычайно велика. Нормативных документов, регламентирующих это взаимодействие, достаточно много. Любые инструкции и предписания могут трактоваться по-разному, поэтому очень важно с самого начала найти взвешенный, уважительный и профессиональный стиль общения с представителями проверяющих организаций. Одной из удачных форм договорных отношений с налоговой инспекцией в настоящее время является учетная политика предприятия. Если налоговая служба приняла ее у предприятия без замечаний, то она становится своего рода разрешительным документом. Поэтому рекомендуется спорные, сомнительные и не очень ясные вопросы включать в учетную политику в трактовке предприятия. Отсутствие возражений будет означать согласие с данной трактовкой. Самый главный момент, подводящий определенную черту во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, фондами социального страхования и обеспечения, а также органами статистики, - это сдача баланса и отчетности. На этой стадии от бухгалтера требуется максимальное внимание, сдержанность.
Четвертый важный элемент эффективной экономической политики предприятия - это организация бухгалтерского учета, а именно: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. В большинстве случаев решение подобных вопросов в руках главного бухгалтера и полностью от него зависит.
Главный бухгалтер организации:
- обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ (п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете);
- обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств (п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете);
- формирует учетную политику предприятия (п. 5 ПБУ 1/98);
- подписывает бухгалтерскую отчетность (п. 5 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).
Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:
- использование современных средств автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета;
- полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;
- достоверный учет исполнения смет расходов, реализации продукции и других работ, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг;
- точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности фирмы в соответствии с установленными правилами;
- правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды и резервы;
- своевременную организацию работ по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы;
- сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.
Непосредственно на главного бухгалтера возлагаются обязанности:
- определение направлений (по согласованию с директором) и принятие решений о расходовании средств с рублевых и валютных счетов предприятия, а также учет других операций по счетам в кредитных организациях;
- принятие решений (по согласованию с директором) о привлечении заемных средств и своевременное погашение задолженности по ним, отражение финансовых операций в бухгалтерском учете;
- составление достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, предоставление ее в установленные сроки соответствующим органам;
- осуществление экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.
Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан тщательно контролировать:
- соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;
- правильность расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;
- соблюдение установленных правил и сроков проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;
- взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;
- законность списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.
Главный бухгалтер обязан активно участвовать в подготовке мероприятий (системы внутреннего контроля), предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства. [2]
1.2 Взаимоотношения бухгалтерии с другими службами предприятия
Бухгалтерия предприятия взаимодействует со всеми подразделениями предприятия. Ее взаимодействие заключается в получаемой и предоставляемой информации.
1. Со службами главного инженера и главного энергетика
Получает:
- акты о браке с указанием виновных в появлении брака;
- заключения на принятые рекламации и расчет потерь в связи с ликвидацией обнаруженных недостатков;
- извещения о выполнении заказов;
- утвержденные в установленном порядке акты на списание оборудования с баланса;
- утвержденные в установленном порядке акты на передачу или на продажу оборудования, акты на передачу оборудования из ремонта в эксплуатацию;
- планы проведения работ по техническому обслуживанию машин и оборудования, плановых, текущих и капитальных ремонтов;
- планы осуществления капитальных вложений;
- списки капитальных работ;
- планы строительных работ;
- проектно-сметную документацию;
- заключения о необходимости внеочередного ремонта, технического обслуживания оборудования;
- заключения о возможности выбытия (списания) основных средств, использования в работе предприятия отдельных частей данного основного средства, а также возможности его реализации с целью получения дохода.
Представляет:
- сведения о результатах учета потерь от брака в цехах по актам и об отнесении сумм на виновных;
- информацию о затратах, произведенных на содержание и ремонт оборудования;
- информацию о наличии основных и оборотных средств в соответствии с нормативами;
- сведения о фактическом расходе материалов на единицу изделий основного производства;
- план потребления запасных частей, топлива, расходных материалов для функционирования машин и оборудования.
2. С отделом материально-технического снабжения
Получает:
- ведомости на излишние материалы и неликвиды;
- инвентаризационные ведомости материальных ценностей;
- расчеты и другие данные для взыскания с поставщиков пеней, штрафов и неустоек, а также заключения по претензиям, заявленным поставщиками;
- отчетные данные о движении материалов и изделий и об их остатках на конец каждого месяца.
Представляет:
- счета для акцепта;
- сведения о материалах в пути;
- сведения о движении материалов, комплектующих изделий и реализации сверхнормативных остатков на начало месяца и квартала в стоимостной оценке;
- информацию о неоплаченных счетах с указанием причин;
- лимиты затрат на телефонные, телеграфные и командировочные расходы;
- отчетные данные о стоимости материалов и комплектующих изделий, израсходованных цехами и отделами завода.
3. С планово-экономическим отделом
Получает:
- годовые, квартальные и месячные планы производства в номенклатурном разрезе;
- планы производства продукции цехами предприятия по номенклатуре и объему товарной продукции;
- плановые сметы и калькуляции на выполнение работ и оказание услуг клиентам организации;
- прейскуранты действующих цен на реализуемую продукцию, товары, производимые работы и оказываемые услуги;
- бизнес-план работы организации, а также другую документацию, регламентирующую деятельность организации.
Представляет:
- отчеты по выпуску продукции (в номенклатурном разрезе и в денежной оценке);
- материалы о состоянии незавершенного производства;
- другие данные, необходимые для анализа и планирования.
4. С сектором труда и заработной платы планово-экономического отдела
Получает:
- смету использования фонда поощрения;
- положения о материальной помощи и выплатах социальных льгот;
- утвержденные положения о премировании работников;
- штатное расписание;
- нормы и системы оплаты труда.
Представляет:
- сведения о фактически начисленной и использованной заработной плате по категориям работающих и структурным подразделениям;
- сведения об использовании фондов поощрения, материальной помощи и социальных льгот.
5. С отделом сбыта
Получает:
- экземпляры хозяйственных договоров с поставщиками и покупателями организации и дополнительные соглашения к ним;
- информацию об изменении имущественного положения партнеров, которые могут привести к неисполнению договоров или нанесению ущерба имущественному положению организации.
Представляет:
- данные об остатках готовой продукции (по видам и типам);
- сличительные ведомости по результатам инвентаризации;
- сведения о неплатежеспособности отдельных заказчиков;
- извещения о применении санкций к покупателям и заказчикам.
6. С юридическим отделом
Получает:
- результаты рассмотрения гражданских и уголовных дел;
- решения судов по хозяйственным и трудовым вопросам.
Представляет:
- материалы по фактам хищений материальных ценностей и взысканий дебиторской задолженности с граждан и организаций;
- материалы по действиям тех или иных организаций, действия которых неправомерны и (или) наносят ущерб имущественному положению комбината.
7. С отделом кадров
Получает:
приказы по личному составу.
8. Со всеми службами и подразделениями
Получает:
- отчеты о выполнении планов производства продукции, работ и услуг в натуральном измерении;
- отчеты о движении основных материалов (по установленной номенклатуре);
- отчеты о состоянии незавершенного производства;
- документы, приказы, распоряжения, необходимые для осуществления бухгалтерского учета и контроля, а также всякого рода договора, сметы, нормативы.
Представляет:
- сведения о затратах на производство по элементам;
- сведения о выполнении хозрасчетных показателей;
- разного рода справки, сведения и прочие документы, связанные с хозрасчетной деятельностью подразделения.[3]
1.3 Правовое регулирование учета в России
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России представляет собой совокупность нормативных правовых актов, которые регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях и определяют компетенцию государственных органов, действующих в данной сфере. Эта система состоит из актов нескольких уровней юридической силы.
Первый уровень - законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции РФ, вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ).
Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете).
Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Сферой действия названного Закона являются все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в ином, установленном налоговым законодательством порядке.
Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н2, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы бухгалтерского учета и т. п.).
В настоящее время приняты и действуют следующие ПБУ:
1) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н1, с изменениями от 30 декабря 1999 г.;
2) Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 20 декабря 1994 г. № 1672;
3) Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 10 января 2000 г. № 2н3;
4) Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43н4;
5) Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44н5;
6) Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н6 с изм. от 18 мая 2002 г.;
7) Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. № 65н7;
8) Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н8;
9) Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от б мая 1999 г. № 32н1, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.;
10) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн2, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.;
11) Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. № 5н3, с изменениями от 30 марта 2001 г.;
12) Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 27 января 2000 г. № 11н4;
13) Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. № 92н5;
14) Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. № 91н6;
15) Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 августа 2001 г. № 60н7;
16) Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2002 г. № ббн8;
17) Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденное Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н9;
18) Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н10;
19) Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н1.
20) Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденное Приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н.2
Необходимость существования Положений заключается в детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме.
Такое раскрытие осуществляется в документах третьего уровня системы - методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49.
Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета для отдельных видов организаций. Так, льготы в сфере бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства предусмотрены Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н.4
Один из важнейших документов этого уровня - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 9н5.
К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами.
Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.
1.4 Учетная политика организации
В Российской Федерации термин "учетная политика предприятия" впервые был закреплен в 1992 году в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, а широкое применение получил после выхода первого стандарта по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/94 (28.07.94 N 100).
Учетная политика организации - принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающих первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.