Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Роль малого бизнеса в развитии экономики.

irina_krut2020 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2020
Объект исследования: деятельность предприятий малого бизнеса Предмет исследования: малый бизнес и его роль в развитии экономики Цель работы: исследование деятельности малого бизнеса для выявления его роли в развитии экономики. Задачи: 1.рассмотреть понятие, особенности и функции малого бизнеса в экономике государства; 2. охарактеризовать сущность и значение малых предприятий; 3.рассмотреть классификацию предприятий малого бизнеса; 4. раскрыть и охарактеризовать роль малого бизнеса; 5.Выявить основные направления государственного регулирования малого бизнеса в России; 6.Проанализировать проблемы и перспективы развития малого бизнеса.
Введение

Преoобразования в Российской экономике в последние два десятилетия резко привлекли внимание специалистов и общества к малому бизнесу, как необходимому источнику развития, и его проблемам. Пoявились фонды и программы поддержки предприятий малого бизнеса, принят ряд законов, значительно увеличился поток публикаций, в которых учтен это явление. Вместе с тем, как за рубежoм, так и в России многие вопросы эффективного функционирования малого бизнеса считаются спорными, начиная от определений базовых определений. Представляется, что все более актуальной становится проблема интеграции и систематизации знаний, накопленных при изучении проблем и путей их решений в отношении предприятий малого бизнеса. Малый бизнес является неотъемлемой сферой современной рыночной экономики. Ее развитие означает оживление на товарных рынках, быстрое создание новых рабочих мест, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов, появление самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активной части населения. Во мнoгих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор ПО своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. oн в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики. Несмотря на меры, предпринимаемые правительством поддержки малого предпринимательства, его деятельность обособлена рядом проблем. Количественные показатели деятельности малого бизнеса в России в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран. Одним из серьезных факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства, является усложненная административно-разрешительная практика в предпринимательской сфере. Существует множество бюрократических препятствий, связанных с лицензированием, сертификацией и пр.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3 1.МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…5 1.1.Понятие ,особенности, функции малых предприятий…………………………5 1.2.Сущность и значение малых предприятий……………………………………7 1.3.Классификация предприятий малого бизнеса………………………………...9 2.РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ………..45 2.1.Особенности роли малого бизнеса в экономике…………………………….34 2.2.Государственное регулирование малого бизнеса в России………………...35 2.3.Анализ проблем развития малого бизнеса: проблемы и перспективы……34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

А) Нормативно-правовые акты 1.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 N 14-ФЗ 3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ 4.Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" Б) Основная литература 1.Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник.- М.: Омега-Л, 2008. -408 с. 2.Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. — М.: Омега-Л, 2014. — 348 с. 3.Краузе Е. В., Троцкая А. В. Значение малого бизнеса в России [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 18-22. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12804/ (дата обращения: 28.04.2018). 4.Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г. В. Савицкая. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 320 с. 5.Сергеев И. В., Веретенникова И. И. С32 Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И. В. Сер ... 2005.-560 с. ISBN 5-482-00033-8. В) Дополнительная литература 1.Белоброва, А.А. Проблемы малого бизнеса России / А.А. Белоброва, Д.В. 2.Ерошкина, В.П. Невежин // Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации. - 2014. 3.Бухвальд. Е.М., Виленский А.В. « О роли малого предпринимательства в развитии экономики России»// Вестник РГНФ 2008г. №1 4.Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2005 - №2. – с. 2-11. 5.Костина Е.В., Марковкин А.А. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152. 6.Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2009. № 6. с. 11. 7.Орлов А. П. «Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация?» //Вопросы экономики 2014г. №10 8.Пестова, Р.Г. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России // 2014. - №10 (10-2014) 9.Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.-М. 2007.с.58-66 10.Фадеева, Е.А. Анализ современного состояния малых предприятий в России / Е.А. Фадеева // Молодой ученый. - 2014. -№ 4. - С. 620-622. 11.Филимонов, А. Малый и средний бизнес: основные изменения и перспективы на 2015 год / А. Филимонов // Гарант.ру информационно-правовой портал) Г) Интернет-ресурсы 1. www.cbr.ru/ ( Официальный сайт Центрального Банка России) 2. www.consultant.ru (Справочно-правовая система «Консультант Плюс») 3. www.garant.ru ( Справочно-правовая система «Гарант») 4. www.gks.ru (Федеральная служба Государственной статистики)
Отрывок из работы

1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 1.1 Понятие, особенности и функции малых предприятий К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Для малого бизнеса характерна организация деятельности в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), открытых акционерных обществ (ОАО), хозяйственных товариществ, производственных кооперативов. Чаще всего малый бизнес функционирует без образования юридического лица, под юридическим статусом индивидуального предпринимателя. Таким образом, можно выделить следующие особенности малого бизнеса: · привлечение денежных средств для организации деятельности предприятия; ·ограниченный объем денежных средств, который используется для развития деятельности предприятия; · налоговая отчетность, которая также отличается от налоговой отчетности больших предприятий. Очевидно, что малый бизнес имеет важное значение для развития экономики. Так, создавая глубокую кооперацию и специализацию, которые обеспечивают его высокую эффективность, малый бизнес способствует развитию производительности труда и снижению издержек производства. Также малый бизнес не может существовать без конкуренции, которую создаёт малый бизнес. Способность малого бизнеса быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, способствует созданию той среды и духа предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Помимо этого значимость малых предприятий определяется тем, что конкурируя на рынке за выживание, они вынуждены постоянно развиваться, так как чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. Рассмотрим основные функции малого предпринимательства: · Диверсификация производства (то есть расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта); · Продвижение инновационных продуктов в массовое производство; · противодействие монополизму и поддержание конкурентной среды; · противодействие безработице и создание, таким образом, новых рабочих мест. В настоящее время в России действует около 1,37 млн. малых предприятий. При этом на предприятиях – юридических лицах в секторе малого и среднего предпринимательства занято 12,2 млн. человек (68,4%), у индивидуальных предпринимателей – 5,6 млн. человек (31,6%).Вместе с тем уровень развития малых предприятий в России пока не достиг уровня развития малых предприятий в развитых странах Европы. Так, доля сектора малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте России составляет около 21%, аналогичный показатель в странах Европейского союза (ЕС) составляет 50-60 %. По моему мнению, в значительной мере это связано с историческими пережитками доставшейся монополизированной структуры советской экономики, для которой было характерно наличие преимущественно крупных предприятий. 1.2. Сущность и значение малых предприятий Малое предпринимательство является важным субъектом экономической системы Российской Федерации. Он имеет важное начение для формирования структуры экономики страны и для ее развития. Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей: 1. доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе; 2. доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе; 3. доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий; 4. доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе; 5. доли малого бизнеса в экспорте продукции; 6. доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине; 7. доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе; 8. доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др. С ростом значений данных показателей возрастает роль малого бизнеса в развитии экономики страны. В России развитие малого бизнеса имеет огромное народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств: 1. мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах; 2. для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения; 3. развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды; 4. мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры; 5. мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда; 6. развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы; 7. с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране; 8. малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей; 9. в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям: 1. в снижении уровня безработицы; 2. в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах; 3. в улучшении качества обслуживания; 4. в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения; 5. в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан; 6. в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике; 7. в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе. Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды. 1.3. Классификация предприятий малого бизнеса Известно, что единого международного стандарта дифференциации предприятий на малые, средние, крупные не существует. Это зависит от конкретной ситуации, структуры и уровня развития экономики каждого государства. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода). Федеральный закон от 24 июля 2009 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определяет субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) и ввел новые критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства. Ими не считаются компании, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций, в уставном капитале которых превышает 25 процентов. Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями. Правительство России определяет допустимую для малого и среднего бизнеса величину годовой прибыли и суммарной стоимости активов. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определяет субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) и ввел новые критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства. Ими не считаются компании, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций, в уставном капитале которых превышает 25 процентов. Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями. Законом установлены два критерия, по которым организацию можно будет причислить к данным категориям. Первый - средняя численность работников за предшествующий календарный год. Согласно закону к малым предприятиям относятся организации с численностью работников от 16 до 100 человек, к средним – не более 250 работников, к микро предприятиям – предприятия, где менее 15 работников. Второй критерий, зависит от максимального объема выручки от реализации без учета НДС и (или) балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год. В соответствии с этим критерием размеры выручки для микро предприятий должны составлять 60 млн. руб., для малого бизнеса - 400 млн. руб., а для среднего - 1 млрд. руб. В соответствии с рисунком 1 в условиях действующей системы законодательства РФ сектор малых предприятий представлен следующими экономическими субъектами Частная предпринимательская деятельность может осуществляться как на коллективной, так и на индивидуальной основе. Российской особенностью в законодательном регулировании индивидуальной предпринимательской деятельности является то, что предпринимательством можно заниматься как без образования юридического лица, так и с образованием такового. В первом случае гражданин (физическое лицо) регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Во втором случае, осуществляя предпринимательскую деятельность после получения статуса юридического лица (регистрируя частное предприятие), предприниматель совершает все действия от имени этого юридического лица (а уже не от своего имени). Коллективная предпринимательская деятельность представлена в российском законодательстве большим разнообразием форм. Ею занимаются коммерческие организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. Практика российского хозяйствования показывает, что наиболее распространенными формами предпринимательской деятельности в настоящее время являются такие как: индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, частное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество. Для предпринимательской деятельности в современной рыночной экономике характерно значительное многообразие не только организационно-правовых форм, но и различных видов. Виды предпринимательской деятельности могут выделяться по определенным критериям. 1. По характеру деятельности предпринимательство может быть: – производственное (связанное с созданием товаров); – научно-техническое (разработка новых видов техники и технологий); – торгово-посредническое (скупка, продажа, перепродажа); – сервисное (оказание бытовых услуг); – банковское (оказание банковских услуг); – страховое (оказание услуг по страхованию жизни, имущества, сделок); – управленческое (оказание услуг по управлению); –консультативное (оказание консультаций по организационным, экономическим, юридическим и другим вопросам); – маркетинговое (оказание услуг по изучению рынка); 2. По размеру (в зависимости от количества занятых, либо годового обороты фирмы) предпринимательство делится на: малое; среднее; крупное. 3. По форме собственности предпринимательство может быть: частное; государственное; смешанное. Приведенная классификация не является исчерпывающей – в хозяйственной практике существуют разнообразные виды предпринимательской деятельности. Таким образом, малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей малости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Основные экономические черты малого предпринимательства: обособленность, т.е. хозяйствование на свой страх и риск; специализация на каком-либо виде деятельности; реализация производственных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке. Предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами малого предпринимательства, в полной мере обладает, всеми признаками, присущими предпринимательской деятельности: экономической и юридической самостоятельности, систематичностью получения прибыли, с коммерческим риском, имущественной ответственностью предпринимателя, обязательной государственной регистрацией. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. 2. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА ДЛЯ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ 2.1. Особенности роли малого бизнеса в экономике Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия недавнего финансового кризиса. Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характеристик МП трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - «оживать» в период общего экономического спада, «принимать на себя» решение многих социальных и экономических проблем. Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеют просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной занятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по заработной плате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных. Малый бизнес активно формирует систему хозяйственных связей, ее нижний, местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чем у крупных, особенно с потребителями (продавцами), им лучше удается удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями аналогичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное освоение рынка. Становление и развитие предприятий малого бизнеса является стратегической проблемой экономической политики в современных экономических условиях. Это ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 % ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малых предприятий. Малый бизнес, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. 2.2 Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства в России. Развитие мелкого предпринимательства в России предполагает более внушительный процент разорившихся предприятий, чем в странах с развитой управленческой инфраструктурой. Малые предприятия объективно, по своей природе находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров. Сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, им нередко не хватает средств для проведения маркетинга. Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение на рынке. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его развития. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: 1. формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства 2. создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий 3. установление упрощенного порядка регистрации малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности 4. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных связей с зарубежными странами 5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg