Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТОРГОВОЕ ДЕЛО

Особенности учета и анализ движения товаров в организациях торговли (на материалах ООО «Аскер»)

irina_krut2020 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2020
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических аспектов бухгалтерского учета и анализа движения товаров с целью разработки направлений совершенствования деятельности торговой организации. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: – исследовать теоретические аспекты учета и анализа движения товаров в организациях торговли; – рассмотреть особенности практики ведения бухгалтерского учета движения товаров организации; – провести анализ обеспеченности товарными ресурсами и оценить эффективность их использования в организации; – выявить резервы повышения эффективности использования товарных запасов в торговой организации. Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является финансово-хозяйственная деятельность общества с ограниченной ответственностью «Аскер». Предмет исследования – существующие методики учета и анализа движения товаров в организациях торговли. Период исследования 2015-2017 гг. Методологическую базу исследования составляют: законодательные и нормативные акты Российской Федерации, труды отечественных специалистов в области учета и анализа, таких как В.М. Богаченко, Ю.А., Бабаева, В.Д. Новодворского, П.С. Безруких, Н.П. Кондраков и пр., материалы периодической печати. Информационной основой являются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, регистры учета и первичные документы ООО «Аскер». В процессе исследования применялись различные методы, включая аналитический, монографический, экономико-статистические (сравнительный анализ, графический и пр.), а также абстрактно-логический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, балансовый, и другие. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты учета и анализа движения товаров в организациях торговли, в частности документальное оформление товарных операций, синтетический и аналитический учет товаров. Рассмотрены задачи и методика анализа товарных ресурсов. Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика ООО «Аскер», проанализированы основные финансово-экономические показатели за три предшествующих года. Рассмотрены особенности документального оформления товарных операций, организация синтетического и аналитического учета товаров В третьей главе проведен анализ обеспеченности товарными ресурсами, дана оценка эффективности их использования. Представлены рекомендации по повышению эффективности использования товарных запасов в торговой организации.
Введение

В настоящее время в Российской Федерации розничная и оптовая торговля являются достаточно популярным видом деятельности в разных хозяйствующих субъектах. Вклад торговли в отрасли экономики России значителен. Основную массу материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Торговля - огромная отрасль экономики. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. В условиях рыночных отношений торговля занимает все более значительное место в структуре общественного производства. Ежедневно в деятельности торговой организации происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка до покупателя, уценка, списание. Среди многообразия хозяйственных операций в торговой организации учет товарных операций является наиболее трудоемким. Поэтому актуальность знания основ бухгалтерского учета товарных операций, его рациональной и правильной организации своевременность проведения анализа движения товаров в настоящее время выдвинута на передний план. Эффективность руководства деятельностью организации полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную и своевременную экономическую информацию. Далеко не у всех торговых предприятий организация учетного процесса товарных операций совершенна. Всё это свидетельствует об актуальности темы выпускной квалификационной работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....... 4 1 Теоретические аспекты учета и анализа движения товаров в организациях торговли....……..............................….…………………………..…………..…….. 7 1.1 Документальное оформление товарных операций в торговых организациях.............................................................................................................. 7 1.2 Организация синтетического и аналитического учета товаров.................... 13 1.3 Задачи и методика анализа товарных ресурсов ............................................. 19 2 Бухгалтерский учет движения товаров в ООО «Аскер»..............................….. 28 2.1 Организационно–экономическая характеристика ООО «Аскер»................. 28 2.2 Документальное оформление товарных операций ........................................ 32 2.3 Синтетический и аналитический учет товаров ...........................…..…...….. 37 3 Анализ товарных ресурсов в ООО «Аскер» ..................................................…. 42 3.1 Анализ обеспеченности товарными ресурсами и оценка эффективности их использования ...................................................................................................... 42 3.2 Резервы повышения эффективности использования товарных запасов в торговой организации .............................................................................................. 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….………………….. 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...………………………..…. 63 ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2017 г. ....………...……...……..…. 68 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о финансовых результатах ............…....……..………. 70
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) : федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (в ред. от 29.12.2017) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.01.2017). 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2 : федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (в ред. от 28.12.2017) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.01.2017). 3. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете : федер. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.01.2017). 4. Российская Федерация. Законы. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа : федер. закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016 N 290-ФЗ) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.01.2017). 5. О формах бухгалтерской отчетности организаций : приказ Министерства финансов РФ от 02 июля 2010 г. № 66н (в ред. от 06.04.2015) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.01.2017). 6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) : приказ Министерства финансов РФ от 06 окт. 2008 г. № 60н (в ред. от 28.04.2017) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.01.2017). 7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) : приказ Министерства финансов РФ от 06 июля 1999 г. № 43н (в ред. от 08.11.2010) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.01.2017). 8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н. [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.01.2017). 9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) : приказ Министерства финансов РФ от 06 мая 1999 г. № 32н (в ред. от 06.04.2015) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.01.2017). 10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) : приказ Министерства финансов РФ от 06 мая 1999 г. № 33н (в ред. от 06.04.2015) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.01.2017). 11. Положение о платежной системе Банка России : указание Банка России от 29.06.2012 N 384-П (ред. от 03.07.2017) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.01.2017). 12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению : утв. Приказом Министерства финансов РФ 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.01.2017). 13. Анфилатов, В.С. Системный анализ в управлении: учеб. пособие/ Под ред. А.А.Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 368 с. 14. Барнгольц, С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: учеб. пособие / С.Б.Барнгольц, М.В.Мельник. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 240 с. 15. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Л.Е. Басовский., Е.Н. Басовская . – М.: Инфра-М, 2015. – 366 с. 16. Безрученко, Г. Отражение неденежных расчетов в бухгалтерском учете: российская практика / Г. Безрученко, Л. Горбатова // Вопросы экономики. – 2017. – №5. – С. 113-119. 17. Бороненкова, С.А. Экономический анализ в управлении предприятием / С.А. Бороненкова. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 224 с. 18. Бочкарева, И.И. Бухгалтерский учет: учеб. / И.И. Бочкарева, И.И., Г.Г. Левина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. – 368 с. 19. Булатова, З.Г. Бухгалтерский учет товарных и кассовых операций в торговых организациях / З.Г. Булатова. – М.: Изд-во «Экономика», 2016. – 346 с. 20. Бухгалтерский учет: учебник / Н.Г. Сапожникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2015. – 464 с. 21. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова, Н.Н. Хахонова. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 576 с. 22. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / под ред. проф. Ю.А. Бабаева. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 525 с. 23. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ / под ред. В.Д. Новодворского. – в 3-х частях. – Ч. 2. – М.: Бухгалтерский учет, 2016. – 306 c. 24. Бухгалтерский учет: учебник / П.С. Безруких, В.Б. Иванченко, Н.П. Кондраков и пр.; под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2016. – 258 с.. 25. Бухгалтерский учёт в торговле: учеб. пособие / под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 576 с. 26. Безналичный расчет: организация и учет / Т.П. Варламова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2016. – 364 с.. 27. Геворкян, Е. А. Бухгалтерский учет товарных операций в торговле: учеб. пособие / Е.А. Геворкян. – М.: Изд-во «Феникс», 2017. – 384 с. 28. Глинистый, В.Д. Практика бухгалтерского учета / В.Д. Глинистый // Налоговый вестник. – 2017. – №7. – С. 91-93. 29. Донцова, А.В. Бухгалтерская отчетность и ее анализ / А.В. Донцова. – М.: «Интер-Тех», 2016. – 112 с. 30. Ефимова, О.В. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / О.В. Ефимова, М.В. Мельник. – 3-е изд. испр. и. доп. – М.: Омега–Л, 2017, – 451 с. 31. Ивашкин, Б.Н. Бухгалтерский учёт в торговле: учебно-практический курс. – 6-е изд., перераб. и доп. / Б.Н. Ивашкин. – М.: Дело и сервис, 2016. – 480 с. 32. Ковалев, В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 720 с. 33. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 800 с. 34. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб. / Н.П. Кондраков. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. – 448 с. 35. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Н.П. Кондраков.. – 3-е изд., перер. и доп. – М: ИНФРА – М,2016. – 635 с. 36. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, М.А. Иванова М.А. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 640 с. 37. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г.; Под. Ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 470 с. 38. Налетова, И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб.-метод. Пособие / И.А. Налетова. – М.: Форум: Инфра-М, 2016. – 128 с. 39. Панченко, Т.М. О получении авансов и предоплат / Т.М. Панченко // Налоговый вестник. – 2017. – №6. – С. 95-106. 40. Пошерстник, Е.Б. Бухгалтер торгового предприятия / Е.Б. Пошерстник, М.Н. Мейксин. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: издательство торговый дом «Герда», 2017. – 640 с. 41. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – 5-е изд. – М.: ООО «Новое знание», 2016. – 688 с. 42. Сазонтов, С. Недостачи и потери / С. Сазонтов // Практический бухгалтерский учет. 2017. – №5. – С. 28-34. 43. Сергеева, А.С. Бухгалтерский учет товарных операций / А.С. Сергеева. – М.: Изд-во «Кнорус», 2016. – 430 с. 44. Списание дебиторской задолженности на финансовый результат // Консультант бухгалтера. – 2017. – №2. – С. 23-29. 45. Справочник бухгалтера. Взаимозачеты / под ред.: А.М. Шевченко, А.С. Тапейцина. – М.: Приор-издат, 2017. – 144 с. 46. Часова, О.В. Финансовый бухгалтерский учет: учеб. пособие / О.В. Часова. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 544 с. 47. Чураков, М.С. К вопросу о понятии и содержании системы безналичных расчетов / М.С. Чураков // Банковское право. – 2017. – №1. – С. 6-9. 48. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: Финансы и статистика, 2017 – 235 с. 49. Эрлихман, А.А. Организация, техника и бухгалтерский учет товарных операций / А.А. Эрлихман. – М.: Изд-во «Проспект», 2017. – 412 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты учета и анализа движения товаров в организациях торговли 1.1 Документальное оформление товарных операций в торговых организациях На сегодняшний день торговля является едва ли не самым распространенным видом предпринимательской деятельности. В этой сфере заняты все существующие малые предприятия и подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Торговыми организациями считаются организации, основной деятельностью которых является приобретение товаров с целью их дальнейшей продажи. Товары – часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи. Движение товаров в торговых организациях, как правило, включает две основные стадии: – поступление товаров путем их приобретения у поставщиков; – продажа товаров покупателям – юридическим и физическим лицам [35, с. 104-109]. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляются оправдательными документами, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017 № 481-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью [3]. Как и любые другие операции в бухгалтерском учете, операции, связанные с оборотом товара, должны подтверждаться первичными документами. Относиться к оформлению документов, связанных с поступлением и выбытием товара, следует очень внимательно, так как здесь напрямую затрагивается материальная сторона деятельности торговой организации. С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. В приложении А представлены формы первичной учетной документации предназначенные для оформления и учета торговых операций [43, с. 78-81]. Согласно п. 4 ст. 4 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017 № 481-ФЗ) формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В торговых организациях приобретение товаров у поставщиков осуществляется на основании договоров купли-продажи. Товары от поставщиков, как правило, поступают в организацию с их сопроводительны-ми документами (накладными, счетами и т. п.). Приемка товаров, поступивших от поставщиков, производится по акту о приемке то¬варов. Данным актом оформляется приемка товаров по качеству, ко¬личеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условия¬ми договора. Акт составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководите¬лем организации. Приемка товара производится по фактическому наличию. При обнаружении отклонений по количеству, качеству, массе организация обязана приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром, вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двусто¬роннего акта [42, с. 28-34]. Для оформления приемки отечественных и импортных товаров, имеющих количествен¬ные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, применяются соответственно акт об установленном расхождении по ко¬личеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей в четырех экземпля¬рах и акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров в пяти экземплярах. Данные акты являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику. Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности товаров оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи. Акты о приемке товаров по количеству составляются исходя из соответствия фактиче¬ского наличия товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности – в соответствии с требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте. Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организа¬ции, на которого возложено проведение экспертизы, с участием представителей организа¬ций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, посту¬пившую по одному транспортному документу. Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количе¬ству и по качеству, в актах не перечисляются [27, с. 62-67]. При приемке товарно-материальных ценностей акты о приемке с приложением доку¬ментов (счета-фактуры, накладные и т. д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доста¬вившей груз. Если товарно-материальные ценности поступают в организацию без счета поставщика, то они принимаются по акту о приемке товара, поступившего без счета поставщи¬ка. Ценности принимаются по данному акту по фактическому наличию. Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответствен¬ного лица. Для оформления приемки и оприходования тары, а также упаковочных материалов, по¬лученных при распаковке товаров, в том случае, когда они не показываются отдельно в счетах поставщика и их стоимость включена в цену товара, применяется акт об опри¬ходовании тары, не указанной в счете поставщика. Акт составляется в двух экземплярах: первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица. Товары при приемке их от поставщиков приходуются в чистом весе. При оприходовании некоторых товаров чистый вес (нетто) определяется путем вычита¬ния из общего веса товара (брутто) веса тары по маркировке. После высвобождения тары из-под товара ее взвешивают. Если фактический вес тары больше веса этой тары, указанного в маркировке, возникает разница в весе товара, кото¬рая называется завесом тары. Завес тары может возникать вследствие впитывания в нее товара и по другим причинам. Завес тары оформляется специальным актом о завесе тары в двух экземплярах. Второй экземпляр вместе с рекламацией направляется поставщику для возмещения. При этом на таре делается отметка (краской, химическим карандашом, чернилами) с указанием номера и даты акта о завесе, чтобы предотвратить повторное актирование одной и той же тары [27, с. 71-77]. Поступившие товары передаются для хранения на склад организации. Организация складского учета товаров зависит от способа их хранения. Различают партионный и сортовой способы хранения и, соответственно, партионный и сортовой учет товарно-материальных ценностей. При партионном способе хранения применяется партионная карта. Эта форма составляется на каждую партию товаров для контроля за поступлением и отгрузкой по количеству, массе, сортам, стоимости товаров, поступивших различными видами транспортных средств (автотранспортом, железнодорожным, водным, воздушным транспортом и т. д.). Партионная карта выписывается в двух экземплярах на каждую партию товаров мате-риально ответственным лицом. Указываются все необходимые реквизиты отправителя, получателя, станции отправителя, номер и дата акта о приеме товара, а также наименова¬ние, артикул, сорт, цена, количество, масса товара. Один экземпляр партионной карты остается на складе и служит регистром складского учета товаров, второй передается в бухгалтерию. По мере отпуска товаров материально ответственным лицом указывается в партионной карте дата отпуска, номер расходного документа и количество (масса) отпущенного товара. Полный расход каждой партии товаров оформляется в партионной карте подписями уполномо¬ченных, на это лиц с указанием данных о применении норм естественной убыли и окончательного результата учета товаров. После полного выбытия данной партии товаров партионная карта склада передается в бухгалтерию для проверки и принятия соответствующего решения [31, 84-91]. Для учета товаров в местах их хранения к ним прикрепляют товарный ярлык. Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре материально ответствен¬ным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка. Товар¬ный ярлык хранится вместе с товаром по месту его нахождения. Данные товарного ярлыка применяются для заполнения инвентаризационной описи товаров. Для аналитического учета товаров, которые учитываются в количественно-стоимостном вы¬ражении, применяются карточки количественно-стоимостного учета. Карточка ведется отдельно на каждое наименование, сорт товара. При количественно-стоимостном учете однородные товары различного назначения, но имеющие одинаковую розничную цену, могут учитываться вместе на одной карточке. Записи в карточке произво¬дятся в количественном и стоимостном выражении на основании проверенных документов, представляемых в бухгалтерию материально ответственными лицами [31, с. 99-104]. Для учета движения и остатков товаров и тары на складе применяется журнал учета движения товаров на складе. Журнал ведется материально ответ-ственным Лицом по наименованиям, сортам, количеству и цене. Записи в журнал производятся на основании приходно-расходных документов или на-копительных ведомостей по учету отпуска товаров и тары за день. При продаже товаров другим организациям отпуск товаров со склада производится по товарным накладным. Товарная накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, продающей товары, и является основанием для их списания. Второй экземп¬ляр передается организации-покупателю и является основанием для оприходования им этих ценностей [20, с. 52-56]. Для учета товарных документов в организациях торговли за отчетный период применя¬ются товарный отчет и отчет по таре. Данные первичные документы составляются в двух экземплярах материально ответствен¬ным лицом с указанием номера, даты документов на поступление и выбытие товаров и тары. Товарный отчет, как правило, составляется при сальдовом методе учета товаров. Под¬писывается бухгалтером и материально ответственным лицом. Первый экземпляр отчета с приложенными документами, на основании которых составляется отчет, передается в бух-галтерию, второй экземпляр остается у материально ответственного лица. Для учета внутреннего перемещения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениям или материально ответственными лицами применяется наклад¬ная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары. В случае возникновения по тем или иным причинам боя, порчи, лома товарно- материальных ценностей они подлежат уценке или списанию, которое оформляется актом о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей. Акт составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии с участием представителя администрации организации, материально ответственного лица или, при необходимости, представителя санитарного надзора. Акт утверждается руководителем организации. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий – у материально ответственного лица [49, с. 69-74]. В случае обнаружения при инвентаризации потерь от порчи товаров для их списания используется акт о списании товаров. Для оформления уценки товаров приме¬няется акт об уценке товарно-материальных ценностей. Акт составляется и подписывается в двух экземплярах ответственными лицами комис¬сии. Один экземпляр направляется в бухгалтерию, второй передается материально от¬ветственному лицу для хранения или прикладывается к товарной накладной для пере¬дачи в организации торговли для перепродаж товарно-материальных ценностей по более низким ценам или для возврата их поставщику (производителю) [28, с. 91-93]. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью. При этом реализация указанной задачи достигается путем грамотно составленного документооборота и своевременного документального оформления движения товаров в организациях торговли. 1.2 Организация синтетического и аналитического учета товаров В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования. Для достижения этих целей решается комплекс бухгалтерских задач: – проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете; – контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров; – контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т.д.), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов; – учет расходования фонда заработной платы, выявление соотношения между ростом эффективности труда и средней заработной платой; – выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства (издержки обращения покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли); – контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии [40, с. 208-212]. Отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним документами служат основанием для отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию товаров. Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по движению товаров применяют счета из Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина РФ 31 октября 2000 г. №94н, на его основе организация разрабатывает рабочий план счетов, который утверждается в составе учетной политики [12]. Порядок ведения учета товарных операций организация устанавливает самостоятельно исходя из требований ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», методических указаний по учету материально-производственных запасов и других нормативных актов, инструкции к Плану счетов, положений по бухгалтерскому учету. Основными балансовыми счетами для ведения бухгалтерского учета в торговой организации являются: 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи». Кроме этого используются счета: 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 45 «Товары отгруженные», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и другие. Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 «Товары» учитывают также покупную тару и тару собственного производства. Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Товары, принятые на комиссию, учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию». К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета: 41-1 «Товары на складах»; 41-2 «Товары в розничной торговле»; 41-3 «Тара под товаром и порожняя»; 41-4 «Покупные изделия» и др. Поступление товаров и тары может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования его в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами [18, с. 110-114]. Аналитический учет по счету 41 «Товары» ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров. Аналитический учет поступления товаров торговых организациях ведется на складах и в бухгалтерии. В бухгалтерии по каждому документу составляют бухгалтерские проводки, отражающие поступление товаров, которые затем фиксируют в учетных регистрах по счету 41 «Товары». Учет поступивших товаров ведется в карточках (или книгах) складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим показателям. Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитическою учета. Синтетический учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета [21, с. 312-316]. Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов. В организациях торговли к счету 44 открывают субсчет 44-1 «Издержки обращения», на котором могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы. По дебету счета 44-1 «Издержки обращения» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражается выручка и себестоимость по товарам. При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Типовая корреспонденция счетов по учету поступления товаров и тары в торговых организациях представлена в таблице 1.1 [25]. Таблица 1.1 – Корреспонденция счетов по учету поступления товаров и тары № п/п Хозяйственные операции Корреспонденция счетов Дт Кт 1 Уплачено поставщику за товары и тару 60 51 2 Оприходованы полученные от поставщика товары и тара (по покупным ценам без НДС) 41/1 41/3 60 60 3 Отражен НДС на поступившие товары в соответствии со счетом-фактурой 19 60 4 Отражены транспортные расходы, оплаченные поставщиком - за счет покупателя - НДС на транспортные услуги 44, (41) 19 60 60 5 Отражена выявленная при приемке недостача или порча товаров: - по вине поставщика или транспортной организации - по другим причинам 76/2 94 60 60 6 Произведена наценка на поступившие товары 41/2 42 Одновременно себестоимость проданных товаров списывается с кредита счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи». В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»). К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета: 90-1 «Выручка»; 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-3 «НДС»; 90-4 «Акцизы»; 90-9 «Прибыль / убыток от продаж». Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «НДС», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. По окончании отчетного периода все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль / убыток от продаж». Корреспонденция счетов по учету продажи товаров и отпуска тары в торговых организациях представлена в таблице 1.2 [25, с. 342-345]. Таблица 1.2 – Корреспонденция счетов по учету продажи товаров и отпуска тары № п/п Хозяйственные операции Корреспонденция счетов Дт Кт Учет по покупным ценам (оптовая торговля) 1 Отгружены товары и тара покупателю: - товары - возвратная тара 62 62 90/1 41/3 2 Списана стоимость отгруженных товаров по учетным ценам 90/2 41/1 3 Начислены НДС от реализации 90/3 68 4 Списаны расходы на продажу 90/2 44 5 Отражен финансовый результат 90/9(99) 99(90/9) 6 Поступил платеж от покупателя за товары и тару на расчетный счет 51 62 Учет по продажным ценам (розничная торговля) 1 Поступила в кассу выручка за проданные товары 50 90/1 2 Проданы товары по кредитным картам (на продажную стоимость) 57 90/1 3 Получены от покупателей расчетные чеки банков в оплату за товары 50/3 90/1 4 Списаны проданные товары по учетным ценам 90/2 41/2 5 Списана в конце месяца реализованная торговая наценка (сторно) 90/2 42 6 Начислены НДС и акцизы от реализации 90/3 68 7 Списаны расходы на продажу 90/2 44 8 Отражен финансовый результат 90/9(99) 99(90/9) Бухгалтерские проводки по учету продажи товаров по безналичному расчету организациям и предпринимателям будут такие же, как в оптовой торговле. Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией. Кроме операций продажи товаров в торговле могут быть операции, связанные с их прочим выбытием. К ним относятся недостача и порча, возврат товаров поставщику, уценка товаров. Недоброкачественные товары могут быть возвращены покупателями торговым организациям по накладной, составляемой в 2 экземплярах. Корреспонденция счетов по учету возврата товаров представлена в таблице 1.3 [43, с. 94-101]. Таблица 1.3 – Корреспонденция счетов по учету возврата товаров № п/п Хозяйственные операции Корреспонденция счетов Дт Кт 1 Оприходован возвращенный товар по покупным ценам (ранее оплаченный покупателем) 41/1 76 2 Отражается разница между продажной и покупной стоимостью возвращенного товара 99 76 3 Произведена корректировка товарооборота на стоимость возвращенных товаров («красное сторно») на продажную стоимость 90/2 90/9 4 Выплачены деньги покупателю за возвращенный товар 76 50,51 5 Возвращены некачественные товары поставщику 76/2 41/1 6 Удовлетворена поставщиком предъявленная ему претензия 51 76/2 7 Списана неудовлетворенная претензия в связи с отказом арбитражного суда в ее взыскании 91/2 76/2 В целом можно отметить, что для эффективного управления деятельностью торговой организацией необходимо иметь точную, объективную, полную, достаточно детальную и своевременную экономическую информацию. Эта задача реализуется посредством ведения бухгалтерского учета, где основным объектом в данной деятельности выступает товар [46, с. 112-116]. 1.3 Задачи и методика анализа товарных ресурсов Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития [38, с. 44-49].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Торговое дело, 68 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg