Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Этнокультурное воспитание младших школьников (из опыта работы МБОУ «Байгуловская СОШ» Козловского района ЧР

irina_krut2020 2200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2020
Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования – этнокультурное воспитание младших школьников. Гипотеза исследования: этнокультурное воспитание младших школьников будет эффективнее, если: 1) Будет изучена сущность и специфика этнокультурного воспитания как неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса началь-ной школы. 2) На этой основе будет разработана программа воспитательных меро-приятий для младших школьников, нацеленных на усвоение ребенком системы ценностей и формирование нравственных качеств, отраженных в нормах народной культуры. Цель исследования – обобщение опыта этнокультурного воспитания младших школьников в Байгуловской СОШ Козловского района Чувашской Республики. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие Задачи: 1. Раскрыть сущность и содержание этнокультурного воспитания младших школьников на основе анализа психолого-педагогической литера-туры. 2. Выявить основные показатели, критерии и уровни этнокультур-ного воспитания младших школьников. 3. Охарактеризовать программу этнокультурного воспитания младших школьников в Байгуловской ССОШ Козловского района Чувашской Республики. 4. Проанализировать результаты работы по программе этнокуль-турного воспитания младших школьников в Байгуловской СОШ Козловского района Чувашской Республики Теоретической основой исследования послужили: современные концепции системно-деятельностного подхода в развитии личности (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, В. В, Давыдов, В. С. Ильин, В. В. Краевский, А. В. Петровский, С. А. Рубништейн и др.); концепции и теории этнопедагогики и этнопсихологии (Е. П. Белозерцев, В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко, Г. Н. Волков и др.); общая теория воспитания личности (В. И. Андреев, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый, В. М. Коротов и др.). В ходе исследования использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ научной литературы и программных документов; изучение и обобщение массового и инновационного опыта работы по этно-культурному воспитанию в начальной школе; наблюдение, анкетирование, опрос. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Введение

Актуальность темы исследования. Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения. Гуманизация отечественного образования, поиск новых парадигм развития отечественной науки и практики создали благоприятные условия для осмысления прогрессивного опыта прошлого в области этнокультурного воспитания подрастающего поколения и его логического включения в современный образовательный процесс. Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, за-дачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и со-циализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонацио-нального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. Необходимость организации воспитательного процесса в школе на эт-нокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Важность решения проблемы этнокультурного образования школьни-ков отмечается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования: «Стандарт направлен на обеспечение: сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России». Этнокультурный аспект воспитания преследует цель - через приобщение детей к культуре родного народа, пробудить интерес к изучению культуры народов ближайшего национального окружения с последующим ознакомлением с культурой народов мира. Эта задача должна решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Носителем этнокультурных традиций и исторической памяти должны и могут стать наши дети. И не только носителями, но и продолжателями творческого преображения жизни на основах высокой нравственности, духовности и гармоничного развития личности. Этнокультурное воспитание младших школьников выполняет ряд важных функций: повышение этнической осведомленности, формирование этнического самосознания, выработка устойчивой системы ценностей, обеспечение целостного представления о национальной культуре. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, формируем основы этнокультурного сознания. Происходящие в последние десятилетия перемены в жизни страны привели к изменению подходов к образованию в плане переоценки значения народных и национальных традиций в практике школьного обучения и воспитания. Однако на практике использование фольклора в школе в соответствии с задачами этнокультурного воспитания, зачастую, сводится к поверхностному ситуативному обращению педагогов к использованию различных обрядов, игр, произведений устного народного творчества или их элементов в ходе воспитательных мероприятий или изучению фольклора на уроках чтения. Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения сущности, содержания, специфики организации этнокультурного воспитания в начальной школе и выявлении возможностей использования различных форм, методов и средств в этнокультурном воспитании в начальной школе.
Содержание

Введение 3 I.Теоретические основы этнокультурного воспитания младших школьников 7 1.1.Сущность и содержание этнокультурного воспитания младших школьников 7 1.2 Основные показатели, критерии и уровни этнокультурного воспитания младших школьников 16 Выводы 1 главы 24 II.Практические основы этнокультурного воспитания младших школьников (из опыта работы Байгуловская СОШ Козловского района Чувашской Республики) 28 2.1.Программа этнокультурного воспитания младших школьников 28 2.2.Результаты работы по программе этнокультурного воспитания младших школьников в Байгуловской СОШ Козловского района Чувашской Республики 42 Выводы по 2 главе 47 Заключение 50 Список использованных источников 55 Приложения 62
Список литературы

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования : приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – № 12. – 22.03.2010; Российская газета. – 2011. – 16 фев. – № 5408. 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва : Омега, 2014. – 134 с. 3. Автаева, Т. И. Этнокультурное образование младших школьников / Т. И. Автаева // Инфоурок. – https://infourok.ru/etnokulturnoe _obrazovanie_mladshih_shkolnikov.-115030.htm 4. Амирова, Ф. Г. Этнокультурное воспитание младших школьников / Ф. Г. Амирова // Социальная сеть работников образования. – 2017. – https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/08/31/ etnokulturnoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov 5. Арестова, В. Ю. Критерии этнокультурной воспитанности сельских школьников / В. Ю. Арестова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2016. – https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-etnokulturnoy-vospitannosti-selskih-shkolnikov 6. Атутов, П. Р. Методологические проблемы национально-регионального образования / П. Р. Атутов, М. М. Будаева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 43-45. 7. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование в России : теория, ис-тория, концептуальные основы / А. Б. Афанасьева. – Санкт-Петербург: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. – 192 с. 8. Бакланова, Т. И. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» / Т. И. Бакланова // Тезисы научно-практической конференции. – Москва, 2004. – С. 22-28. 9. Басова, А. Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников : дис. канд. пед. наук / А. Н. Басова. – Кострома, 2002. – 176 с. 10. Белогуров, А. Ю. Идеи поликультурности в образовательном процессе / А. Ю. Белогуров // Высшее образование в России. – 2005. – №3. – С. 109-112. 11. Белозерцев, Е. П. О Национальном государственном образовании в России / Е. П. Белозерцев // Педагогика. – 2008. – №3. – С. 30-35. 12. Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные произведения / П. П. Блонский. – Москва : ЮРАЙТ, 2016. – 165 с. 13. Богуславский, М. В. XX век российского образования / М. В. Богуславский. – Москва : Изд-во ПЕР СЭ, 2002. – 320 с. 14. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону : Изд-во РПУ, 2000. – 352 с. 15. Буторина, Т. С. Педагогическая регионология : учебное пособие. – Архангельск : Изд-во АГТУ, 2003. – 91 с. 16. Васильева, Н. Е Особенности этнокультурного воспитания младших школьников / Н. Е. Васильева, Э. Х. Смирнова // Начальная школа : проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – №9. – С. 45-48. 17. Волков, Г. Н. Национальные культуры и языки в школе / Г. Н. Волков // Педагогика. – 2002. – №5. – С. 14-21. 18. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : Учебник для педагогических учебных заведений / Г. Н. Волков. – Москва : Просвещение, 2009. – 154 с. 19. Воловикова, М. Л. Нравственно-правовые представления в российском менталитете / М. Л. Воловикова // Психологический журнал. – 2004. - №5. – С.16-24. 20. Гайсина, Р. С. Этнокультурное образование младших школьников / Р. С. Гайсина, Е. В. Головнева, Д. А. Гребенникова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-22. – С. 4987-4991. 21. Галкина, Т. Э. Критерии и показатели проявления этнокультурной воспитанности у школьников младших классов / Т. Э. Галкина, Е. С. Спиридонова, Н. А. Береза // Человеческий капитал. – 2017. – https://elibrary.ru/item.asp?id=28785072 22. Ганичев, В. Н. Русская национальная школа пути выхода из кризиса / В. Н. Ганичев // 1-й Всемирный Российский Собор. – Москва, 2003. – С. 57-65. 23. Гачев, Г. Д. Наука и национальные культуры : гуманитарные коммен-тарии к естествознанию / Г. Д. Гачев. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Уни-верситетское», 2002. – 316 с. 24. Гирвиц, Г. И. Этнокультурное образование детей младшего школьного возраста в курсе «Технология» / Г. И. Гирвиц // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2016. – № 3. – С. 16-22. 25. Гончаров, И. Ф. Положение о Русской школе / И. Ф. Гончаров. – Санкт-Петербург : Феникс, 2002. – 26 с. 26. Губа, Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности : дисс. канд. пед. наук / Г. И. Губа. – Курск, 2007. – 168 с. 27. Гумилев, Л. Н. От Руси к России / Л. Н. Гумилев. – Москва : АСТ, 2012. – 392 с. 28. Давыдова, Т. В. Развитие этнокультурных и межнациональных отно-шений в чувашской республике: мониторинговое исследование / Т. В. Давыдова // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2018. – https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-etnokulturnyh-i-mezhnatsionalnyh-otnosheniy-v-chuvashskoy-respublike-monitoringovoe-issledovanie 29. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. – Москва : Народное образование, 2009. – 208 с. 30. Добровольская, Е. А. Формирование этнокультурного образования младших школьников в полиэтнической среде / Е. А. Добровольская, И. И. Николаева // Научное сообщество студентов : Междисциплинар-ные исследования : сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. – sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/ 06.12.2011.pdf 31. Евграфова, Т. Н. К вопросу об этнокультурной идентификации чувашского народа / Т. Н. Евграфова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2014. – https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-etnokulturnoy-identifikatsii-chuvashskogo-naroda 32. Ершов, В. А. Поликультурная компетентность социального работника / В. А. Ершов // Вестник ТвГУ. – 2014. – №4. – С. 154-166. 33. Ершов, В. А. Поликультурное образование в системе общеобразова-тельной подготовки учащихся средней школы : автореф. дисс. канд. пед. наук / В. А. Ершов. – Москва, 2000. – 32 с. 34. Захарова, Л. М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного воз-раста / Л. М. Захарова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 2. – С. 64-68. 35. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев. – Москва : Алетейя, 2004. – 560 с. 36. Карпушина, Л. П. Этнокультурное образование в ходе проведения фольклорных праздников / Л. П. Карпушина, Н. Г. Дудко // Начальная Школа. – 2013. – №7. – С. 96-102. 37. Кожахметова, К. Ж. Этнокультурное воспитание / К. Ж. Кожахметова // Мир образования – образование в мире. – 2000. – № 3. – С. 15-18. 38. Корнетов, Г. Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию / Г. Б. Корнетов. – Москва : Изд-во «No Name», 2011. – 191 с. 39. Коротких, Р. Н. Этнокультурное воспитание младших школьников / Р. Н. Коротких // Педагогическая мастерская «Открытый урок». – http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1% 82%D1%8C%D0%B8/653962/ 40. Корчагина, С. Г. Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания / С. Г. Корчагина // Социальная сеть работников образования. – 2016. – https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/03/03/esse-k-konkursu-uchitel-goda-o-skolko-nam-otkrytiy-chudnyh 41. Кучегура, М. А. Этнокультурный компонент в структуре и содержании начального образования / М. А. Кучегура // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 10-16. 42. Мальцева, Д. Н. Формирование личности младших школьников сред-ствами этнокультуры / Д. Н. Мальцева, Н. В. Батакова // Молодежный научный форум : Гуманитарные науки : электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2016. – № 9-10. – https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf 43. Миляхова, Ю. Г. Этнокультурное образование как процесс приобщения учащихся к этнической культуре / Ю. Г. Миляхова // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 1 (6). – С. 123.126. 44. Морева, О. Л. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших школьников : автореф. дисс. канд. пед. наук / О. Л. Морева. – Москва, 2000. – 18 с. 45. Нестеренко, A. B. Этнокультурное образование в Москве / A. B. Нестеренко // Народная культура Сибири. – 2003. – №1. – C.10-15. 46. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение : Родная земля. Книга для учителя 1-2 классы / М. Ю. Новицкая. – Москва : Дрофа, 2011. – 207 с. 47. Палаткина, Г. В. Концептуальные основы мультикультурного образо-вания / Г. В. Палаткина // Общество и право. – 2006. – https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-multikulturnogo-obrazovaniya 48. Палаткина, Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 41-47. 49. Пряникова, В. Г. История образования и педагогической мысли. Учебный справочник / В. Г. Пряникова. – Москва : Новая школа, 2005. – 96 с. 50. Сафонова, Д. В. Этнокультурное воспитание младших школьников на основе искусства народного костюма / Д. В. Сафонова, Н. В. Оконеш-никова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 193-194. – http://e-koncept.ru/2017/770063.htm. 51. Сборник диагностических методик по исследованию развития толе-рантности / Сост. И. Д. Стародубова. – Николаевск-на-Амуре : НнАПК КМНС, 2013. – 47с. 52. Солодухина, Т. К. Методологические основы этнокультурного воспи-тания младших школьников в учреждениях культуры / Т. К. Солодухина, А. Н. Свиридюк // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-etnokulturnogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-v-uchrezhdeniyah-kultury 53. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе (На материале Республики Бурятия) : дисс. д-ра пед. наук / Т. К. Солодухина. – Москва, 2005. – 130 с. 54. Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии / Л. Л. Супрунова // Магистр. – 2000. – № 3. – С. 77-81. 55. Ушинский, К. Д. О народности в общественном сознании : избр. пед. соч. / К. Д. Ушинский. – Москва : Просвещение, 2005. – 317 с. 56. Федорова, С. Н. Этнокультурное развитие детей : Психолого-педагогическое сопровождение : учебное пособие / С. Н. Федорова. – Москва : Просвещение, 2011. – 176 с. 57. Хаматшина, З. И. Этнокультурное воспитание младших школьников / З. И. Хаматшина // Инфоурок. – 2017. – https://infourok.ru/doklad-etnokulturnoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-2077122.html 58. Шаповалов, В. К. Этнокультурная направленность российского образования : автореф. дисс. д-ра пед. наук / В. К. Шаповалов. – Москва, 1997. – 15 с. 59. Шафрикова, А. В. Мультикультурный подход к обучению и воспита-нию школьников : дисс. канд. пед. наук / А. В. Шафрикова. – Казань, 1999. – 220 с. 60. Шпикалова, Т. Я. Концепция этнокультурного образования в РФ / Т. Я. Шпикалова, Т. Т. Бакланова, Л. В. Ершова // Непрерывное этнохудожественное образование : методология, проблемы, технологии : Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И. Ю. Добродеевой. – Шуя, 2005. – С. 6–9.
Отрывок из работы

I.Теоретические основы этнокультурного воспитания младших школь-ников 1.1.Сущность и содержание этнокультурного воспитания младших школьников Представляя собой сложное междисциплинарное явление, этнокуль-турное воспитание является предметом изучения многих ученых педагогов. Сущность и содержание понятия «этнокультурное воспитание раскры-вается через содержание понятий «национальная культура», «национальное самосознание», «традиции этноса». Большинство ученых определяют народную культуру как совокупность зафиксированной в результатах и орудиях труда материальную и духовную деятельность человека, передаваемую от поколения к поколению (фольклор, героический эпос, музыкально-песенное искусство, традиции, предметы народных промыслов, орудия и способы их изготовления и т.д.). В контексте нашего исследования важно разграничивать этническую культуру – это зафиксированный в результатах получения их исторически сложившийся и функционирующий в настоящее время опыт материальной и духовной деятельности народа, нации, региона; и русскую народную культуру, в определении которой ученые исходят из ее многонациональности, основанной на традициях различных народов и народностей, входящих в состав русской нации, как специфической особенности этой культуры. Этнокультурное воспитание можно говорить двояко: Во-первых, как исторически сложившуюся и развивающуюся деятель-ность этноса по созданию и развитию своей культуры (собственных праздников, обычаев, обрядов, самобытных произведений народного художественного творчества), воплощающей этническое самосознание, этнические стереотипы и характер народа; Во-вторых, как деятельность различных социально-культурных институтов, государственных и негосударственных структур, направленную на изучение, сохранение, развитие традиционной народной культуры и трансляцию ее произведений и ценностей в современное социокультурное пространство. Так, Л. М. Захарова отмечает, что этнокультурное воспитание - это та-кой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокуль-турное воспитание определяется введением в образовательный процесс зна-ний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей[34]. По мнению Г.И. Губа этнокультурное воспитание - это обеспечение наследования детьми лучших нравственных традиций, ценностей и стереотипов поведения, характерных для данного народа, освоение которых способствует вхождению ребенка в российское и затем мировое пространство[26]. А.А. Басова указывает, что этнокультурное воспитание - это не просто определенная совокупность знаний, ценностных представлений конкретной этнической общности, которая через знаково-символические основы обеспечивает осознание, воспроизводство морально-этических и эстетических воззрений своего народа, но и понимание, уважительное отношение к его культуре в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов [9]. А.Б. Афанасьева отмечает, что этнокультурное воспитание представ-ляет собой целостный процесс изучения, деятельностного освоения этно-культурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях, процесс становления личности в осмыслении синхронных и диахронных информационных связей, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития этноса и суперэтноса в структуре развития мировой культуры [7]. Т. И. Бакланова определяет этнокультурное воспитание как целена-правленное взаимодействие поколений, в результате которого у подрастаю-щего поколения формируются этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к родному языку, истории и культуре своего народа, а также уважение и толерантное отношение к представителям других этносов [8]. П. П. Блонский выявить два противоположных подхода к рассмотре-нию этнокультурного воспитания . Первый – углубление в моноэтническую культуру, возврат к ее корням. Это отразилось на активном интересе к этно-национальной и региональной специфике в образовании, в разработке этно-педагогической проблематики. Второе направление – полиэтническое, или глобальное образование и воспитание [12]. Е. П. Белозерцев отмечает, что в советский период этнокультурное воспитание реализовывалось за счет использования музыкального и танце-вального, устного народного творчества народов России. Народное художественное творчество в 1940-60-е годы в практике этнокультурного образования рассматривалось и как средство воспитания любви к Родине, к своему народу, и как средство развития детского творчества, и как средство приобщения к культуре других народов [11]. На развитие этнокультурного воспитания оказали влияние труды Г. Н. Волкова [17-18] и его идея этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в школе. Таким образом, этнокультурное воспитание - это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у подрастающего поколе-ния формируются этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отноше-ние к родному языку, истории и культуре своего народа, а также уважение и толерантное отношение к представителям других этносов. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важней-шим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию россий-ского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только ин-теллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающе-гося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. В основе этнокультурного воспитания в реализации концепции ду-ховно-нравственного развития лежит осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений. Этнокультура представляет собой многофункциональную систему. В ходе нашего исследования были выделены ряд факторов и структурных элементов, участвующих в образовании этнокультуры как системы: -язык -территория -национальное самосознание -этническая идентичность -этническая психология -устойчивая межпоколенная преемственность -традиции, обычаи, нормы, система ценностей. Этнокультура включает в себя комплекс элементов (традиции, нормы, обычаи, обряды, ценности и т.д.), образуя систему, которая выполняет в со-циуме взаимодействующую функцию. Формируясь на протяжении веков, народы выработали уникальную материальную и духовную культуру. Сосу-ществование и развитие всех народов Российской Федерации требует непре-рывного поиска путей достижения устойчивого баланса их интересов. Одним из эффективных средств решения данной проблемы является образовательно-воспитательный потенциал национальных культур, несущих в себе ценности, традиции и ориентации, которые способны углублять контакты, объединять все народы РФ. Этнос, развиваясь в определенном ландшафте, вырабатывает присущий только ей быт, мироощущение, миропонимание (Л. Н. Гумилев ). Условия существования формируют определенные качества и черты характера личности. На ее формирование влияет единый этнокультурный опыт. Этническая культура формирует определенный тип личности, а личность привносит свою уникальность в этнические традиции, формирует себя в процессе деятельности как этнокультурное существо. На мой взгляд, этнокультура - это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культу-ры природным условиям, она сплачивает людей воедино, выступает как ре-зультат и как стимул общественного развития. Она включает в себя совокупность ценностей всех областей материальной и духовной жизни: особенности ландшафта, флоры и фауны, мест проживания этноса, архитектуру, систему охраны здоровья, образования и воспитания, жилищного уклада, особенности исторических событий, религии, этнографии, ритуалов и обрядов, народно-прикладного творчества, фольклора, музыки, изобразительного искусства, культуры межличностного общения, чувств, этикета, использование графических, моторных, цветовых, вербальных символов и пр. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности». Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений). 1. Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой ро-дине, служение Отечеству. 2. Социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство. 3. Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания. 4. Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родите-лям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. 5. Труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целе-устремлённость и настойчивость. 6. Наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. 7. Традиционные российские религии — представления о духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога. 8. Искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие. 9. Природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. 10. Человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного простран-ства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Качество воспитательного процесса в образовании напрямую связано с уровнем воспитанности школьников, с уровнем сформированности общей культуры личности, которая является результатом процесса воспитания. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Таким образом, я могу сказать, что этнокультурное воспитание — это воспитание, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие личности как субъекта этноса и как гражданина Российсии, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации. Русский этнограф, собиратель старины М.Забылин в последней четверти XIX века обращает внимание на тот факт, что: «... в наших учебных заведениях преподаватели... мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, в сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается весь народный характер века, с его обычаями и понятиями». Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на лучших традициях своего народа. Нет таких вопросов воспитания, которые не были бы отражены в этнокультуре. К.Д.Ушинский [55] показал, что в различных жанрах народного творчества, особенно в сказках, имеются оригинальные педагогические идеи: «Это первые и блестящие попытки... народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Целью этнокультурного воспитания является формирование ценност-ных ориентаций у учащихся на основе этнокультурных представлений, спо-собствующих самоидентификации и толерантности к другим культурам. Следовательно, содержание этнокультурного воспитания — это система знаний национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих характер и психологические особенности, самобытность данного народа и его культуры, а также знания и этнокультурные достижения других народов, умения и навыки их использования в процессе жизнедеятельности. От результативности обучения, воспитания, развития подрастающего поко-ления, от его интеллектуальных, духовных, нравственных качеств зависит будущее любой страны. Мы воспитываем граждан России, и от того какую гражданскую позицию мы им привьем, какие моральные качества заложим, зависит, кто будет строить новое демократическое обществ. Носителем этнокультурных традиций и исторической памяти должны и могут стать наши дети. И не только носителями, но и продолжателями творческого преображения жизни на основах высокой нравственности, духовности и гармоничного развития личности. Этнокультурное воспитание младших школьников выполняет ряд важных функций: повышение этнической осведомленности, формирование этнического самосознания, выработка устойчивой системы ценностей, обеспечение целостного представления о национальной культуре. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его. Благодаря фольклору, в частности, народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, формируем основы этнокультурного сознания. Таким образом, действительно, патриотическое воспитание, духовное пере-устройство, нравственное возрождение русского общества невозможны без воспитания глубокого уважения и бережной любви к родному языку, имею-щему более чем тысячелетнюю письменную традицию, благодаря которой он стал основой мощного и животворного пласта мировой культуры. В языке, хранилище исторической памяти народа, находят свое отражение его образ жизни, особенности психического склада, верования, этические и эстетические воззрения, нравственные традиции и модели поведения. Без знания основ народной жизни невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов, так как «чужую национальную душу может почувствовать и узнать лишь тот, кто чувствует и знает собственную». 1.2 Основные показатели, критерии и уровни этнокультурного воспитания младших школьников Ф. Г. Амирова считает, что особенности сельской среды оказывают большое влияние на образ жизни и формирование личности детей. В первую очередь, сказываются близость к природе, зависимость от погодных условий и необходимость домашнего труда, который занимает значительное количество времени. Кроме этого, консерватизм культуры быта и элементов материальной культуры, сохранение межпоколенных связей в семейно-родственных отношениях, общинный уклад жизни сельчан, бытование календарных праздников и обрядов - все это составляет специфику сельского социума. И в этом смысле этническая культура является одним из основных факторов, влияющих на развитие современного сельского общества, на социальные процессы и явления, происходящие в нем [4]. Н. Е. Васильева и Э. Х. Смирнова отмечают, что естественное бытова-ние народных традиций на селе позволяет сельским школьникам без особого труда понимать смысл и значение народных праздников и обрядов, соблюдать нормы и правила культурных образцов поведения и общения. И с этой точки зрения их возможности освоения этнокультурных традиций гораздо шире, чем у их городских сверстников [16]. По мнению Г. Б. Корнетова, нельзя не учитывать сохранившееся в селе уважительное отношение к учителю как к образованному и культурному человеку. Это позволяет ему собирать вокруг себя сельчан разных поколений для организации досуга - дней деревни и улицы, обрядов и праздников с театрализацией и традиционными видами рукоделия - и тем самым обеспечивать сохранность этнической культуры и решать задачи этнокультурного воспитания школьников [38]. С точки зрения Г. И. Гирвиц, основным смыслом этнокультурного воспитания является приобщение школьников к культуре этноса с целью формирования личности ребенка, готового осознать культурную принадлежность к тому народу, представителем которого он является и в среде которого живет, освоить и принять ценности, нравственные установки и моральные нормы этого народа [24]. Ю. Г. Миляхова считает, что этнокультурное воспитание не может быть организовано вне социума и без участия социальных институтов. Социум в лице сельского сообщества, семьи, школы, общественных организаций оказывает влияние на формирование личности, на ее этнокультурную идентификацию [43]. По мнению Е. А. Добровольской и И. И. Николаевой, в младшем школьном возрасте этнокультурное воспитание направлено на развитие эт-нокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность младшего школьника – формирующееся личностное качество, развитие которого осу-ществляется последовательно. От познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий – к убеждению, что этно-культурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми [30]. Р. С. Гайсина, Е. В. Головнева и Д. А. Гребенникова к основным показателям этнокультурной компетентности младших школьников относят: - наличие представлений об этнокультурной действительности. Фор-мирование представлений идет в соответствии с общей логикой развития: от общего к частному через дифференциацию понятий. Ребенок способен сравнивать, обобщать, находить общее и специфическое в культуре разных народов. Ребенок младшего школьного возраста знает о культурном многообразии народов, об их историческом прошлом, о геральдических символах, об особенностях (климатического, географического) проживания народов, о видах деятельности, об общности исторического и культурного прошлого (когнитивный компонент этнокультурной компетентности). Наличие представлений характеризует сформированность элементов национального самосознания младших школьников; - развивающийся интерес к познанию мира этнокультур своего и дру-гих народов, эмоционально-положительное отношение к людям разных эт-нических групп, к результатам их деятельности в сфере быта, труда, культу-ры; - развитие социальных способностей и навыков поведения. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, участвует в совместных мероприятиях, общается с людьми разных национальностей, успешно использует полученные сведения о культурно-духовных, национальных ценностях, творчески проявляет себя, принимает различные (позитивные) формы самовыражения, умеет конструктивно разрешать конфликты [20]. Т. Э. Галкина, Е. С. Спиридонова и Н. А. Береза выделяют следующие компоненты этнокультурной воспитанности: этнический (или эмоционально-ценностный), когнитивный, поведенческий. Критериями проявления этнического, или эмоционально-ценностного, компонента являются отношение к родному языку, знание и следование традициям и национальным особенностям этноса, осознание своей этнокультурной принадлежности, положительное отношение к людям различных этнических групп. Критерием когнитивного компонента считается проявление этнически выраженного знания, выражающееся в представлениях об этнокультурной и поликультурной среде, об общности культурного и исторического прошлого народов. В поведенческом компоненте критерием выступает соответствие нор-мам этнического поведения своей этнической группы [21]. В. Ю. Арестова отмечает, что критерии этнокультурной воспитанности младших школьников должны охватывать мотивационно-потребностную сферу личности и ее поведенческий аспект, обусловленный сформированностью знаний, умений и навыков. Так, автор выделяет мотивационно-потребностный и когнитивно-деятельностный критерии этнокультурной воспитанности сельских школьников. По мнению автора, выявленные критерии характеризуют личность младшего школьника, проявляющего активный интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к духовным ценностям национальной культуры как части общечеловеческой, осознающего свою этническую принадлежность на основе знания и понимания этнокультурных ценностей в комплексе истории народа, духовно-нравственных традиций (любовь к родному народу, родной природе, семейные устои, гостеприимство и уважительное отношение к человеку другой национальности и др.), художественной культуры (праздники и обряды, народные ремесла и рукоделие) [5]. Т. Э. Галкина, Е. С. Спиридонова и Н. А. Береза выделили четыре уровня этнокультурной воспитанности младших школьников. Первый уровень – обучаемый не осознает своей этнической принад-лежности, не следует традициям этноса, недостаточно владеет родным язы-ком; этнические знания либо недостаточны, либо отсутствуют, поведение не соответствует этнической норме. Второй уровень – обучаемый осознает свою этническую принадлеж-ность, но не следует традициям этноса, владеет родным языком; этнические знания недостаточны, поведение не всегда соответствует этнической норме. Третий уровень – обучаемый осознает свою этническую принадлеж-ность, следует традициям этноса, владеет родным языком; этнические знания применяются факультативно, поведение соответствует этнической норме. Четвертый уровень – обучаемый полностью осознает свою этническую принадлежность, знает и следует традициям этноса, грамотно владеет родным языком; осознанно применяет этнические знания, поведение полностью соответствует этнической норме [21]. Т. И. Автаева отмечает, что повышение уровня этнокультурной воспитанности личности следует считать значимым критерием эффективности системы этнокультурного образования в целом. Такая воспитанность свидетельствует о степени развития личности и проявляется в соответствии знаний, умений, чувств, поведения и характеризуется уровнем сформированности качеств, присущих личности в ее социальной активности [3]. З. И. Хаматшина считает, что к сущностным характеристикам станов-ления этнокультурной воспитанности учащегося также следует относить четко проявляющийся интерес, явные стремления к приобретению новых знаний и оценку значимости приобщения к культурным слоям собственного этноса и общемирового уровня, существование деятельностного, опытного, эмоционального поведения детей в общественной и личностной областях жизнедеятельности [57].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 81 страница
2025 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 34 страницы
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg