Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

irina_krut2020 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2020
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Объект исследования - формирование экологической культуры у старших дошкольников. Предмет исследования – педагогические условия формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность экологического воспитания дошкольников определяется реализацией ряда педагогических условий: - созданием в ДОУ обогащенной эколого-развивающей среды, необходимой для общения с природой всех участников образовательной деятельности и осуществления полноценного экологического воспитания детей разных возрастных групп; - формированием экологической культуры у старших дошкольников, направленного на интеграцию экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически поведения; - внедрение методики формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, обеспечивающей развитие у детей способности эмоционально-чувственно воспринимать природу, побуждение детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому и развитие способности у ребенка к самостоятельному активному природосообразному поведению. В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи: 1. Обосновать теоретические предпосылки формирования экологической культуры у старших дошкольников. 2. Выявить педагогические условия формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. 3. Экспериментальным путем проверить эффективность программы формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Теоретико-методологической основой исследования являются: - современные философские, социологические, психолого-педагогические идеи и концепции о сущности человека и его взаимодействии с обществом и природой (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Л.Н.Коган, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн и др.); - теория системного подхода, освещенного в трудах В.Г.Афанасьева, И.В. Блауберга, Н.В. Кузьминой, Г.Н. Серикова, Э.Г. Юдина и др., деятельностного подхода, представленного в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др. - исследования А.Ф. Аменда, С.Г. Глазачева, Э.В. Гирусова, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Н.Н. Моисеева, Л.В.Моисеевой, Г.П.Сикорской и др., в которых подчеркивается актуальность проблемы экологического образования в истории отечественной педагогики; - теоретические основы экологического образования и воспитания детей, представленные в психолого-педагогических исследованиях С.Н. Николаевой, И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, Н.И. Кондратьевой, JI.M. Маневцевой и др.; - исследования Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева и др., раскрывающие психологическую характеристику игры как деятельности; - теория игровой деятельности Е.Е.Кравцовой, Н.Я.Михайленко и H.A. Коротковой, рассматривающая вопросы развития игры в дошкольном возрасте; - исследования, рассматривающие подходы к организации режиссерской игры (Е.М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова, А.В. Усова и др.). Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании (с последующими изменениями и дополнениями), Концепция модернизации российского образования, Концепция дошкольного воспитания, Концепции развития непрерывного экологического образования, Федеральная программа развития образования. Методы исследования: теоретические - анализ философской, культурологической, естественнонаучной, психологической и педагогической литературы, нормативно-правовых актов; эмпирические - опытно-поисковая работа, обобщение массового и передового опыта воспитателей и методистов дошкольных образовательных организаций, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент; статистические - методы математической статистики. База проведения исследования - опытно-поисковая работа проводилась на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений ДОУ № 4. Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа. Первый этап исследования (июнь - сентябрь 2017 г.) - организационно-подготовительный - представлял собой изучение различных аспектов проблемы и включал в себя выбор темы, обоснование ее центральных идей, основных целей и конкретных задач поисковой работы; теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования с целью определения методологической и теоретической базы исследования; разработку плана исследования. Второй этап (сентябрь – декабрь 2017 г.) - формирующий - методом включенного наблюдения проводилось изучение и анализ работы педагогических коллективов в дошкольных образовательных учреждениях. Создана и усовершенствована эколого-игровая среда в опытных группах, разработана и апробирована система и методика формирования основ экологической культуры у дошкольников средствами игровой деятельности. Третий этап (декабрь 2017 г.- апрель 2018 г.) - обобщающе-аналитический - проведены анализ, систематизация и оформление результатов опытно-поисковой работы, разработаны рекомендации по использованию методики формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Определялась практическая значимость изыскания, оформлялась квалификационная работа. Научная новизна исследования заключается в том, что: - на основе системного, культурологического и деятельностного подходов разработана система формирования экологической культуры у старших дошкольников, особенностью которой является взаимосвязь когнитивного, эмоционально-мотивационного и творческо-деятельностного компонентов рассматриваемого процесса, реализуемых средствами игровой деятельности; - разработана методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, предусматривающая развитие у детей способности эмоционально-чувственно воспринимать природу, побуждение детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому и развитие способности у ребенка к самостоятельному активному природосообразному поведению. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: - уточнено понятие «формирование экологической культуры дошкольника», под которым мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе, культуры чувств и культуры экологически оправданного поведения; - разработана программа, направленная на формирование экологической культуры старших дошкольников; - в теории педагогики получила дальнейшее развитие проблема формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Практическая значимость исследования состоит: - во внедрении в образовательный процесс ДОУ№4 методики формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности; - в разработке перспективного плана по формированию экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре; - в возможности использования материалов исследования в практике работы дошкольных образовательных учреждений, а также в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования. На защиту выносятся следующие положения: 1. В отличие от существующего понимания процесса формирования экологической культуры дошкольника, имеющего преимущественно своей целью ознакомление ребенка с миром природы, мы под формированием экологической культуры дошкольника понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе, культуры экологически оправданного поведения. 2. Особенностью системы формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности является использование режиссерской игры в качестве средства, обеспечивающего взаимосвязь когнитивного, эмоционально-мотивационного и творческо-деятельностного компонентов рассматриваемого процесса. 3. В противоположность сложившемуся подходу, когда процесс формирования экологической культуры у дошкольников в основном сводится к занятиям и прогулкам в природе, методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности предусматривает развитие у детей способности эмоционально-чувственно воспринимать природу, побуждение детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому и развитие способности у ребенка к самостоятельному активному природосообразному поведению. Основное содержание работы Во введении обозначены актуальность, цели и задачи, объект и предмет, методы, теоретическая и практическая значимость исследования. В первой главе приведен анализ изученной литературы по поставленному вопросу и рассмотрены основные теоретические вопросы по проблеме исследования: состояние проблемы формирования экологической культуры у старших дошкольников в педагогической теории и практике; система формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности; методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Во второй главе «Опытно-поисковая работа по формированию экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности» представлены цель, задачи и организация опытно-поисковой работы по формированию экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности; реализация системы формирования экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре; анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. В заключении представлены выводы о проделанной работе, список использованной литературы и приложений с демонстрационными материалами для формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение

В настоящее время человечество достаточно хорошо осознало экологические проблемы Земли. Включение международного сообщества в решение проблем окружающей среды ознаменовалось разработкой ряда документов: Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в 1972 году, принятием Всемирной стратегии охраны природы (1980) и ее второй редакции - «Забота о планете Земля - Стратегия устойчивой жизни» (1991), в которых подчеркивалось, что развитие на планете должно базироваться на сохранении живой природы. Это способствовало появлению исследований по экологии как части национальной и глобальной безопасности. После Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) широкое распространение получила концепция устойчивого развития, которая подразумевает обеспечение возможности удовлетворения потребностей нынешних поколений людей без угрозы возможности удовлетворять таковые для будущих поколений. Несмотря на то, что мировым сообществом постоянно обсуждаются вопросы ухудшения состояния окружающей среды, экологические проблемы планеты не уменьшаются, что обуславливает актуальность исследования. Указом Президента была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996), а в 1997 году на заседании Правительства одобрена «Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации». Таким образом, Россия поддержала идею сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Последующие документы - Экологическая доктрина (2002), ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (2002), Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года(2012) подчеркивают важность непрерывного экологического образования и воспитания, его всеобщность и комплексность. Концепция дошкольного воспитания (1989), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, 2012) диктуют необходимость начала экологического образования и воспитания с дошкольного возраста. Особое значение для нашего исследования имеют концепции воспитания экологической культуры, в которых сформированы положения о самоценности экологической культуры личности развивающейся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сферы и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе (И.Л. Беккер, Э.В. Гирусов, И.Д. Зверев, Т.Д. Коростелева, И.Н.Пономарева). Проблема экологического образования активно разрабатывается, как отечественными исследователями (A.M.Галеева, Э.В.Гирусов, Е.Б.Кнорре, М.Л.Курок, Г.В.Платонов, Н.Ф.Тарасенко, Ю.Ю.Березина, А.А.Вербицкий, С.Н.Глазачев, Н.С.Дежникова, Д.С.Ермаков, А.Н.Захлебный, А.В.Миронов, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова, Д.Л.Теплов и др.), так и зарубежными (Т.Грин, У.Моррис, Я.Фальке, М.Шаслер и др.). Учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к окружающему миру в соответствии с психологическими возможностями возраста детей, отобрано содержание, определены формы, методы, средства эколого-воспитательной работы, подходы к созданию эколого-развивающей среды, разработаны программы экологического содержания. Выстроена система и созданы разнообразные технологии экологического воспитания дошкольников, издаются учебные пособия (В.А.Зебзеева, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова, Т.А.Серебрякова), обеспечивающие подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях для эколого-педагогической работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ). Тем не менее, нет широкого внедрения результатов теоретических исследований в практику образовательных организаций, что возможно лишь при условии целенаправленного и эффективного руководства этим направлением. Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях ограничения возможности общения детей с природой (в рамках действующего СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 27.08.2015 г. эколого-развивающая среда детских садов, как и других образовательных организаций, резко сокращена). Между тем, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), ФГОС ДО предъявляют высокие требования к созданию развивающей среды как важнейшего условия социализации и индивидуализации детей, проведения различных видов образовательной деятельности. Анализ различных материалов также показывает - недостаточно исследований, отражающих аспекты организации и методического руководства экологическим воспитанием дошкольников. Методическая деятельность в ДОО рассматривается в работах многих исследователей (К.Ю.Белая, Л.М.Волобуева, Н.В.Кузьмина, Л.В.Поздняк, М.М.Поташник, Л.И.Фалюшина, Т.И.Шамова и др.). Имеются также исследования, посвященные подготовке студентов педвузов к экологическому воспитанию дошкольников (А.В.Керимова, 1997), развитию экологической культуры студентов педколледжа (О.М.Газина, 2000; Т.Г.Табукашвили, 1998), но в них не прослеживается зависимость повышения уровня экологической воспитанности детей от экологической культуры педагогов. Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, изучение работы в дошкольных образовательных учреждениях позволили выделить несоответствия, противоположности и противоречия между: - возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования экологической культуры у старших дошкольников, и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью; - потенциальными возможностями игровой деятельности в формировании экологической культуры у старших дошкольников и степенью их теоретической обоснованности; - обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей игры в данном процессе. Это обусловило проблему исследования: определение педагогических условий формирования экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности. Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические подходы формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности 12 1.1 Основы экологической культуры у старших дошкольников 12 1.2 Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников 21 1.3 Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности 28 Выводы по первой главе 38 Глава II. Экспериментальная работа по формированию экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности 40 2.1 Цель, задачи и организация экспериментальной работы по формированию экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности 40 2.2 Реализация системы формирования экологической культуры у старших дошкольников в игре 48 2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности 57 Выводы по второй главе 63 Заключение 64 Список использованной литературы 70 Приложения 76
Список литературы

1. Авдеева, H.H. Жизнь вокруг нас: экологическое воспитание дошкольников: учеб.-метод. пособие / H.H. Авдеева, Г.П. Степанова - Ярославль: Акад. развития, 2013. - 112с. 2. Адам, Д.А. Формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников средствами современного искусства: дис. ... канд. пед. наук / Д.А. Адам. - Екатеринбург, 2015. - 200 с. 3. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творч. саморазвития. - Казань: Центр инновац. технологий, 2009. - 608 с. 4. Асланиди, К.Б. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях / К.Б. Асланиди, С.Г. Кшенадзе // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: материалы Рос. конф., 19-20 нояб. 1997. - М.: КМК SCIENTIFIK PRESS, 1998.-с. 106-118. 5. Бартрам, Н.Д. Игрушка, ее история и значение / Н.Д. Бартрам. - М., 1992. -246 с. 6. Белавина, И.Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас: методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская. - М.: Лайда, 2015. - 288 с. 7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 8. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко; сост. Е.В. Анохина и др. - 2-е изд., испр. и доп. - Воронеж: Учитель, 2014. - 159 с. 9. Боряева, JI. Театрализованные игры - занятия / JI. Боряева, И. Вечканова, Е. Загребаева. - СПб.: Изд-во «Союз», 2011. - 112 с. 10. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников Г.В. Буковская. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 192 с. 11. Бутенко, Н.В. Игра, природа и ребенок / Н.В. Бутенко // Проблема аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: материалы Междунар. науч. практ. конф. / под ред. A.B. Коломийченко: в 2 ч. - Пермь, 2015. - Ч. 1. - с. 54-56. 12. Бутенко, Н.В. Игровая деятельность в подготовке детей к школе / Н.В. Бутенко, М.Н. Терещенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: субъект-субъектные отношения: материалы II Всерос. межвуз. науч.- практ. конф.: в 2 ч. - Челябинск, 2014. - Ч. 1.-е. 36-40. 13. Вербицкий, A.A. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / A.A. Вербицкий Педагогика. - 1997. - № 6. - с. 3136. 14. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы/ Н.Ф. Виноградова// Начальная школа. - 1997. - №4.-с. 36-40. 15. Воронкевич, O.A. Добро пожаловать в экологию! Перспектив, план работы по формированию экол. культуры у детей мл. и сред. дошк. возраста / O.A. Воронкевич. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 160 с. 16. Ворошилова, В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: дис. ... канд. пед. наук / В.М. Ворошилова. - Екатеринбург, 2012. - 243 с. 17. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: экологические занятия, сюжетно-ролевые игры, сценарии литературно-экологических праздников / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова и др. - М., 2000. - 63 с. 18. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - M., 1991. - 90 с. 19. Гирусов, Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию /Э.В. Гирусов //Взаимодействие общества и природы. - М.: Наука, 1998. - с. 144-158. 20. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Изд-во «Интор», 1996. - 544 с. 21. 3апорожец, A.B. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях / A.B. Запорожец // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: сб. науч. тр. - М., 1998. - с. 3-7. 22. Игнатова, В.А. Экологическая культура: учеб. пособие / В.А. Игнатова. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2012. - 212 с. 23. Каропа, Г.Н. К созданию методики экологического образования школьников / Г.Н. Каропа // Вопр. психологии. - 2015. - № 1.- С. 69-73. 24. Климентьева, О.В. Дидактическое обеспечение экологического образования младших школьников / О.В. Климентьева, Л.В. Моисеева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2014. - 280 с. 25. Клюева, Е.В. Развиваем режиссерскую игру младших дошкольников / Е.В. Клюева, Г.А. Евстюшина, Л.Н. Повалова // Детский сад от А до Я. - 2003.-№6.-с. 43-48. 26. Когай, Е.А. Экология культуры: предметное поле исследования / Е.А. Когай // Соц.-гуманит. знания. - 2012. - № 5. - с. 136-145. 27. Коломина, H.B. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий / Н.В. Коломина. - М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 143 с. 28. Кондратьева, H.H. Программа экологического образования детей «Мы» / H.H. Кондратьева. - СПб.: НИИХ СПбГУ, 1996. - 104 с. 29. Кочергин, А.Н. Экологическое знание и сознание / А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков. - Новосибирск, 1987. - 218 с. 30. Лаврентьева, Н.Г. Развитие познавательной деятельности детей в природе как основа воспитания экологической культуры личности: дис. ... канд. пед. наук / Н.Г. Лаврентьева. - Чита, 2000. - 194 с. 31. Лазарева, О.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / О.Н. Лазарева, H.A. Волкова, В.М. Ворошилова. - Екатеринбург, 2004. - 279 с. 32. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1995.-304 с. 33. Лихачев, Б.Т. Экология личности / Б.Т. Лихачев // Педагогика. - 1993. - №2.-с. 19-23. 34. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для пед. училищ / под ред. J1.M. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Акцидент, 1998. - 318 с. 35. Михайленко, Н.Я., Короткова, H.A. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-ое изд., испр.-М.: ГНОМ и Д, 2001.-96 с. 36. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2004. - 168 с. 37. Моисеева, Л.В. Развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического образования / Л.В. Моисеева, Е.В. Гончарова и др. - Екатеринбург, 2002.-213 с. 38. Моисеева, JI.B. Региональный подход в экологическом образовании в период детства / Л.В. Моисеева, О.Н. Лазарева. - Екатеринбург, 1997. 39. Моисеева, Л.В. Стратегия развития экологического образования в регионах большого Урала / Л.В. Моисеева // Образование и наука. - 2000. -№ 1.- 103-105. 40. Молодова, А.П. Игровые экологические занятия с детьми / А.П. Молодова. - Минск: Асар, 1995. - 128 с. 41. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н.И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с. 42. Николаева, С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаева. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 128 с. 43. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для пед. вузов С.Н. Николаева. - М.: ACADEMIA, 2002. -336 с. 44. Нисканен, Л.Г. Первое знакомство с природой. Практические советы педагога / Л.Г. Нисканен. - М.: Шк. пресса, 2005. - 64 с. 45. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1999. - 136 с. 46. Пиаже, Ж. Избранные педагогические труды / Ж. Пиаже. - М.: Между- нар. пед. акад., 1994. - 680 с. 47. Платонов, К.К. Об изучении и формировании личности учащихся / К.К. Платонов. - М.: Педагогика, 1966. - 224 с. 48. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2014. - 512 с. 49. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Под ред. A.B. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. - 352 с. 50. Психология: словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошев- сксго. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. 51. Пухова, Т.И. Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте: дис.... канд. психол. наук / Т.И. Пухова. - М.: МГУ, 2013.- 178 с. 52. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника // Образование. Педагогические науки. / Под ред. H.H. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1995. - 200 с. 53. Романова, К.А. Экологическое обучение педагогических кадров в ДОУ / К.А. Романова. - М., 2002. - 215 с. 54. Рубинштейн, C.JL Игра. Природа игры / C.JI. Рубинштейн // Основы общей психологии: 2 т. - М., 1989. Т. 2. - с. 64-70. 55. Рыжова, H.A. Развивающая среда дошкольных учреждений: из опыта работы / H.A. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. - 192 с. 56. Скресанова, H.H. Экологическое образование детей дошкольного и младшего школьного возраста / H.H. Скресанова // XXI век: Молодежь. Образование. Экология. Ноосфера. - СПб.: СПбГУ, 2011. с. 12-15. 57. Соломенникова, O.A. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / O.A. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 104 с. 58. Суравегина, И.Т. Методическая система экологического образования / И.Т. Суравегина // Сов. педагогика. - 1998. - № 9. - с. 31-35. 59. Телегина, И.С. Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой: дис.... канд. пед. наук / И.С. Телегина. - Екатеринбург, 2012. - 171 с. 60. Трубайчук, JI.B. Педагогика развития и становления личности младшего школьника / J1.B. Трубайчук. - Челябинск: ЧГПУ, 2011. - 251 с. 61. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высш. и средних пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 2009. - 304 с. 62. Федотова, A.M. Экологическое воспитание дошкольников / A.M. Федотова. - Пермь, 1992. - 286 с. 63. Шаронова, Е.Г. Экологическое воспитание в семье / Е.Г. Шаронова // Классный руководитель. - 2004. - № 6. - с. 19-22 64. Экологическая культура и образование: тез. докл. сессии науч. совета по проблемам экол. образования / под редакцией Л.П. Симоновой, С.Н. Глазачева. - М., 1998. - 115 с. 65. Экологическое воспитание дошкольников: практ. пособие / Н.В. Кузнецова, Л.С. Скрипченко, Т.А. Балакшина и др.; под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: Аркти, 2003. - 72 с. 66. Экологическое сознание и культура в экологическом образовании: что изменилось? // Наука и школа. - 2004. - № 1.-е. 23-27. 67. Юдин, Э.Г. Системный подход и принципы деятельности / Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978.-391 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ На всех этапах развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы была и остается одной из самых актуальных. В отличие от других живых систем человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует ее, адаптирует и приспосабливает к себе. С принятием Российской Федерацией стратегии устойчивого развития в стране изменилась и роль образования в решении общественных проблем. При этом базой реализации данной стратегии рассматривается именно экологическое образование как междисциплинарная реформа всей системы образования на всех уровнях и для всех возрастов, вооружая каждого индивидуума способностями решать жизненные задачи, опираясь на природосберегающий подход к ним. Вопросы экологической культуры были подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 году, на которой ведущие специалисты сформулировали свое понимание этой проблемы. Конференция 1998 года «Экологическая культура и образование», инициированная Российской академией образования продолжила поиск и определение новой позиции. На необходимость гуманизации экологического образования, расширения понятия экологической культуры, на его объективную красоту и неповторимость указывали почти все участники конференции (А.М. Буровский, Н.В. Груздева, Н. Беркова, С.А. Варфоломеев, И.Д. Зверев, Л.П. Печко и другие). Рассмотрим понятие «экологическая культура», которое для нашего исследования является основополагающим. В своих исследованиях профессор Н.Ф.Виноградова отмечает, что: «...даже элементарная экологическая культура предполагает определенную степень философского осмысления мира, которое начинается с фиксации сознания основного «факта его бытия» [14, с. 36]. Экологическое образование уже давно стало предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и индивидуального экологического сознания указывается практически во всех международных форумах по проблемам окружающей среды. Многие из них посвящены экологическому образованию. Концепция экологического образования была представлена в материалах «Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП». Она базировалась на представлении о необходимости включения в общую систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы современной комплексной экологии. Цель экологического образования однозначно определить нельзя под целью понимают: воспитание человека, ориентированного на ценности устойчивого развития; воспитание ответственного сознания и разумного поведения; формирование экологической культуры и т. д. Анализируя работы Л.В.Моисеевой, мы пришли к выводу, что результатом экологического образования является сформированное у человека экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, экологически ориентированное поведение, гуманная природо-охранная деятельность (рис. 1). Рис. 1 Компоненты экологической культуры Экологическое воспитание не может рассматриваться вне социокультурного аспекта, ибо характер взаимодействия человека с окружающей его природой и социальной средой всегда отражает тот тип культур, носителем которого он является. «Культура - это та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в ее основании лежит смыслообразующие ценности» [37, с. 115]. Главная функция экологического воспитания состоит в передаче детям культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, и участии в формировании культурного опыта каждого, что в экологическом смысле наращивается личностью в процессе ее взаимодействия с природной и социальной средой на когнитивном, чувственно-эмоциональном и нормативном уровне. С принятием законов РФ «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды» и др. были созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Эти документы подразумевают создание в регионах страны системы экологического образования, первым звеном которой является формирование основ экологической культуры у детей. Экологическое воспитание - относительно новое направление научного познания в педагогике. Оно востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучать подрастающее поколение формам культурной коммуникации с окружающей средой, базирующимся на принципе согласования действий и поведения человека с состоянием природы. Особое внимание к экологическому образованию детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью формировать основы экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Творческим поиском методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики. С точки зрения С.Н.Николаевой: «экологическая культура это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого» [42, с. 23]. Ряд ученых (Л.В.Моисеева, С.Н.Николаева и др.) выделяют следующие принципы экологического образования. - гуманизации, утверждающий право человека на жизнь в благоприятной среде; - научности, включающий в себя современные научные знания в разных областях наук; - прогностичности, включающий в себя проектирование будущего, предвидение его и заботу о нем; - непрерывности в плане онтогенеза: от раннего возраста до смерти; - систематичности, предусматривающий единство целей, методов, приемов, средств, задач [37, 129]. Дошкольное детство - фундаментальный этап формирования основ экологической культуры, так как именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоциональная, особая восприимчивость и телесная связь между ним и взрослым, и делает этот период основополагающим. Познание ребенком диалектических взаимоотношений собственного «Я» и природы происходит благодаря фундаментальной потребности ребенка дошкольного возраста в новых впечатлениях, что отмечали многие педагоги и психологи (Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков, Р.М. Чумичева и др.). Цель экологического воспитания трактуется в этих работах как: «...воспитание основ экологической культуры детей, ... выработка практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, формирование базовых ценностей по отношению к окружающему миру...». Проблема развития игровой деятельности дошкольников - одна из актуальнейших проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Актуальность данной проблемы на современном этапе обусловлена постепенным вытеснением игры - одного из ведущих видов деятельности из педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, а значит, и из жизни ребенка. Нет необходимости доказывать значение игры для развития и воспитания дошкольника, становление детской личности - это аксиома, авторитетно выведенная отечественными и зарубежными исследователями. Процитируем Л.С. Выготского, который подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом она может быть названа ведущей, так как определяет развитие, потеря или резкое уменьшение игры для ребенка трудно восполняемы, т.к. и воображение, и способность к общению, к совместным действиям развиваются в игре и учеба в процессе игры - самая эффективная» [19, с. 104]. Вместе с тем проблема детской игры оказалась поистине неисчерпаемой для исследователей и до сих пор не утратила своей актуальности. Мы поддерживаем мнение С.Л.Рубинштейна, что: «...невольно чаруя и привлекая к себе игра, как жизненное явление оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли» [64, с. 97]. Рассмотрим использование различных видов игр в экологическом образовании дошкольников (рис. 2). Рис.2 Виды игр, используемых в экологическом образовании дошкольников Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь во время игры ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дошкольники с удовольствием включаются в театрализованные игры. Изображая различных героев (зверей, птиц), дети знакомятся с окружающим миром природы через образы, краски и звуки. Игры-драматизации используются в экологическом образовании дошкольников через обыгрывание различных ролей, основу которых составляют стихотворение, рассказ или сказка на экологический сюжет. Возможность использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений А.В. Запорожца, Л.А. Абрамян, С.Л. Рубинштейна [21, с. 91]. По мнению этих ученых, включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат усвоения знаний. Исследование С.Н.Николаевой и И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач, на экологических занятиях и различных мероприятиях повседневной жизни. [43, с. 71]. Все рассмотренные виды игр интенсивно развивают у дошкольников мышление, умение привлекать и использовать имеющиеся экологические знания и достаточно широкий круг представлений о природе. Таким образом, игра как средство формирования основ экологической культуры - это игра, специально организованная педагогом и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. В настоящее время разработаны государственные документы, которые являются важным и необходимым инструментом руководителя дошкольного учреждения по внедрению экологического образования. Таким образом, проанализировав содержание нормативно - правовых документов, мы пришли к выводу, что: - они определяют экологическое образование и воспитание в качестве приоритетного направления совершенствования всей системы образования Российской Федерации; - предусматривают создание единой системы непрерывного экологического образования; - нацеливают на развитие экологического образования, в частности развития экологической культуры у населения страны; - в них определены ступени (уровни) системы экологического образования; - определены обязанности педагогических работников и родителей в воспитании дошкольников любви к природе и бережному отношению к ней; - определена необходимость всеобщности, комплексности и непрерывности экологического образования и воспитания; оговорена обязательность преподавания экологических дисциплин в учебных заведениях (Закон об образовании); - определено воспитание чувства ответственности за состояние окружающей природы как одно из направлений государственной политики и образования (Закон об образовании); - экологическая культура рассматривается в качестве интеллектуально-духовной основы цивилизации устойчивого типа (Концепция устойчивого развития); - в отношениях между педагогом и детьми центральное место должно занимать не авторитарное, а личностно-ориентированное взаимодействие возросло с ребенком (Концепция дошкольного воспитания); - за дошкольными учреждениями остается право работать по разным программам, акцентируя внимание на личностно-ориентированную педагогику (Закон об образовании); - отражено развитие инновационных процессов в отечественном дошкольном образовании. Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Перед системой дошкольного образования поставлена ответственная задача - организовать работу конкретного педагогического коллектива в условиях той или иной образовательной программы. В рамках нашего исследования мы проанализировали эти программы. До сих пор, как отмечает Н.Н.Кондратьева, в процессе ознакомления дошкольников с природой даются знания о практической пользе природы человеку. Это односторонний взгляд. Природа выступает для человека полезной вещью, что формирует по отношению к ней установку потребителя. Вместе с тем значение природы в жизни людей намного шире [28, с. 39]. В рамках нашего квалификационного исследования мы проанализировали комплексные, используемые в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников. В образовательных учреждениях используют комплексные программы «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Детство» В.И. Логиновой, «Развитие» Л.А. Венгера, «Детский сад - дом радости» Н.М. Крыловой и другие. Все они содержат разделы ознакомления дошкольников с природой, но не все из них обеспечивают экологическое воспитание детей [49, с. 52]. Значительное количество парциальных программ выходят на экологическое воспитание дошкольников, но в дошкольных учреждениях в основном используют такие парциальные программы, как С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.Н.Кондратьевой «Программа экологического образования «Мы», Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа» [43, с. 59]. Анализ годовых планов ДОУ, календарных планов воспитателей, изучение эколого-игровой среды в группах позволяет говорить о том, что существует ряд проблем, решение которых позволит значительно улучшить работу по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности: 1. В ДОУ не используются все виды игр, которые можно применять для формирования у детей экологической культуры. 2. В календарных планах педагогов не планируются игры экологического содержания. 3. В основном в зонах игры в групповых комнатах имеются дидактические настольные игры экологического содержания (домино, типа лото, разрезные картинки). 4. В зоне театрализованной деятельности имеется атрибутика экологического содержания, но дети не проявляют к ней особого интереса. 5. Редко используются игры природоведческого содержания на прогулках. 6. Не созданы условия для развития режиссерских игр (многочисленны и непривлекательны предметы и игрушки, которые ребенок может использовать для режиссерской игры) и реализации сюжета. На основании проведенного анализа проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике можно сделать следующие выводы: теоретический анализ проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в современных условиях требует уточнения понятия «игровая деятельность» в формировании экологической культуры, до настоящего времени не создана система формирования экологической культуры средствами игровой деятельности, не разработана технология ее эффективной реализации; анализ исследуемой проблемы на практике показал недостаточную разработанность вопроса использования игровой деятельности в качестве средства формирования экологической культуры у дошкольников; на основании обследования в ДОУ можно утверждать, что теоретическая и практическая подготовка педагогов является недостаточной для целенаправленного и грамотного руководства игровой деятельностью игр в образовательном процессе дошкольных учреждений, в связи с вышеизложенным у детей не сформированы навыки создания игрового замысла, сюжетосложения, не используются в полной мере экологические игры. 1.2 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Разработка проблемы формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности требует научно- методологического осмысления, которое следует начать с определения подходов к предмету исследования. Деятельностный подход реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект. Воспитание, при этом понимается как «восхождение к субъективности». В возрастании субъективных свойств ребенка видит суть современной педагогической деятельности Е.В. Бондаревская. Она же рассматривает субъективные свойства как ядро человеческой культуры. Опора на деятельностный подход позволяет организовать работу основных субъектов в процессе экологического образования дошкольников посредством включения их в различные виды деятельности. А.Н. Леонтьев отмечает, что деятельность - «единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в объективном мире. Иными словами - деятельность - это не реакция, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения свое развитие» [32, с. 234]. Большинство исследователей, рассматривая феномен экологической культуры, опираются на подсистемы понятия, в качестве которых выступают: - экологическое мышление; - экологическое сознание, отношение; - экологическая деятельность, т.е. экологическая культура рассматривается как широкое интегративное свойство личности. Согласно позиции Л.В.Моисеевой, под экологической культурой мы будем понимать следующее: «... экологическая культура не что иное, как сознание, материализованное в поступках, словах и делах людей, ибо дела - своеобразная проекция образа мыслей человека. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности личности [37, с. 43]. На основании рассмотренных определений дадим более развернутую трактовку понятия «экологическая культура», которая соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими основными законами и руководствоваться ими во всякого рода деятельности; стремление к оптимальности природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. С точки зрения формирования основ экологической культуры, включение игр в процесс обучения, в частности в занятия по экологии, не противоречит становлению самостоятельной деятельности у старших дошкольников [16, с. 101]. На основании периодизации формирования ответственного отношения к природе дошкольный период характеризуется как период первоначального становления личности. Происходит обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение формами восприятия и мышления, развития воображения, формирования произвольного внимания и смысловой памяти. Для нашего исследования имеет существенное значение раскрытие понятия «воображение» и «творческое воображение». Воображение в своей развитой форме культивируется, прежде всего, средствами искусства в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Творческое воображение относится к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства. Воображение дошкольника - это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение. Так, логика изучения проблемы исследования определяет задачу рассмотрения такого понятия, как «система», имеющего для нашей работы важное методологическое значение. Педагогические системы представляют собой виды социальных систем. В контексте нашей проблемы исследования актуальным становится определение «педагогической системы», сформированное Н.О.Яковлевой. Педагогическая система это «система, в которой реализуется тот или иной аспект педагогического процесса», «как совокупности последовательных действий педагога и обучающегося с целью образования и формирования личности последнего» [22, с. 53]. В рамках нашего исследования мы будем придерживаться именно этого толкования категории «педагогическая система». Опираясь на мнение Г.С.Серикова, который считает, что системы обладают определенными признаками, мы полагаем, что разрабатываемая нами система характеризуется следующими признаками: - целостностью, поскольку каждый элемент системы находится в тесной взаимосвязи со всеми элементами внутри системы, вступает в образование целостности, но не сводится к ней; - динамичностью, так как содержание всех компонентов системы может меняться; - линейно-возвратным характером, выражающимся в обратной оперативной связи, призванной корректировать полученные результаты. Рассматривая процесс формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности как сложный непрерывный педагогический процесс, как составную процесса экологического образования дошкольников, мы выделили в нем следующие основные компоненты: цель, задачи, содержание, организационные формы, результат. Выделение структурных компонентов позволило обозначить в системе следующие блоки: целевой, организационно-содержательный, процессуальный, результативный и корректирующий. Рассмотрим блоки системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Целевой блок. Цель: формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности - формирование знаний, умений, навыков; - формирование способности эмоционально чувствовать и воспринимать природу; - формирование осознанно-правильного отношения к природе и закрепление соответствующих поступков и практической деятельности. Игровая деятельность, на наш взгляд, имеет существенные возможности в силу возрастных особенностей старших дошкольников создать предпосылки для их познавательной, эмоциональной и деятельностной готовности к такому уровню культуры взаимодействия с миром природы, который соответствует современному этапу развития взаимоотношений природы и общества. Представленная цель конкретизируется в задачи, содержание которых раскроет структурные компоненты основ экологической культуры у старших дошкольников. Рис. 4. Организационно-содержательный блок системы Психологические исследования показывают, что в результате специально задаваемой педагогом многоплановой деятельности, возникает ценностно-ориентированная внутренняя позиция ребенка. Для того чтобы приобретаемые дошкольниками экологические знания и представления обеспечивали формирование их экологической культуры, стали средством регуляции взаимодействия детей с объектами природы, необходимо обеспечить освоение и применение знаний в игровой деятельности. Процесс формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в рамках нашего исследования предполагает совокупность когнитивного, эмоционального и творческо-деятельностного компонентов. Процесс режиссерской игры представляет собой последовательную реализацию этапов освоения ребенком позиции субъекта режиссерской игры, который позволит личности: - проявить активность (разыгрывание экологических сюжетов); - творить (создавать игровые образы, развивать экологические сюжеты по ходу игры); - создавать собственный стиль осуществления игровой деятельности. Рассмотрим педагогические условия, необходимые для реализации методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре. Режиссерская игра как средство формирования основ экологической культуры будет эффективно реализовываться и развиваться только при наличии определенного комплекса педагогических условий. В комплекс педагогических условий входят: - создание эколого-игровой среды; - руководство игрой; - формирование умения сюжетосложения, ролевого взаимодействия и мотивации на творчество. Игра как процесс, развивающая творческие способности ребенка, начинается в созданной игровой среде. Педагоги организуют условия для обогащения детей впечатлениями, которые они будут использовать в игре: чтение вместе с детьми книг о природе, прослушивание аудиозаписей голосов природы, рассматривание альбомов и книг о жизни различных живых существ, обращение внимания детей на деятельность человека в природе. На всех этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они будут использовать все доступные им игровые средства, взаимодействовать друг с другом. Воспитатель может дать детям образцы общения человека с миром природы, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей и пытаться направлять их коммуникации, способствуя адекватному и эмоциональному режиссированнию в процессе игры. Руководство игрой предполагает естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры. Это способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами и действиями. Для воспитателя важен доигровой этап. Его цель – выявить игровые предпочтения детей, создать эколого-игровую среду, обеспечить формирование экологических знаний, необходимых для содержательной игры. Созданная нами система предполагает наличие корректирующего блока. Корректирующая работа базируется на целенаправленной помощи детям с низким и средним уровнями сформированности экологической культуры. Основная роль в корректировке процесса отводится педагогу, который: - поможет организовывать эколого-игровое пространство; - будет создавать эмоционально-положительный настрой, который вызовет у детей интерес к игре;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg