ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
На всех этапах развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы была и остается одной из самых актуальных. В отличие от других живых систем человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует ее, адаптирует и приспосабливает к себе.
С принятием Российской Федерацией стратегии устойчивого развития в стране изменилась и роль образования в решении общественных проблем. При этом базой реализации данной стратегии рассматривается именно экологическое образование как междисциплинарная реформа всей системы образования на всех уровнях и для всех возрастов, вооружая каждого индивидуума способностями решать жизненные задачи, опираясь на природосберегающий подход к ним.
Вопросы экологической культуры были подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 году, на которой ведущие специалисты сформулировали свое понимание этой проблемы.
Конференция 1998 года «Экологическая культура и образование», инициированная Российской академией образования продолжила поиск и определение новой позиции. На необходимость гуманизации экологического образования, расширения понятия экологической культуры, на его объективную красоту и неповторимость указывали почти все участники конференции (А.М. Буровский, Н.В. Груздева, Н. Беркова, С.А. Варфоломеев, И.Д. Зверев, Л.П. Печко и другие).
Рассмотрим понятие «экологическая культура», которое для нашего исследования является основополагающим.
В своих исследованиях профессор Н.Ф.Виноградова отмечает, что: «...даже элементарная экологическая культура предполагает определенную степень философского осмысления мира, которое начинается с фиксации сознания основного «факта его бытия» [14, с. 36].
Экологическое образование уже давно стало предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и индивидуального экологического сознания указывается практически во всех международных форумах по проблемам окружающей среды. Многие из них посвящены экологическому образованию.
Концепция экологического образования была представлена в материалах «Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП». Она базировалась на представлении о необходимости включения в общую систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы современной комплексной экологии.
Цель экологического образования однозначно определить нельзя под целью понимают: воспитание человека, ориентированного на ценности устойчивого развития; воспитание ответственного сознания и разумного поведения; формирование экологической культуры и т. д.
Анализируя работы Л.В.Моисеевой, мы пришли к выводу, что результатом экологического образования является сформированное у человека экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, экологически ориентированное поведение, гуманная природо-охранная деятельность (рис. 1).
Рис. 1 Компоненты экологической культуры
Экологическое воспитание не может рассматриваться вне социокультурного аспекта, ибо характер взаимодействия человека с окружающей его природой и социальной средой всегда отражает тот тип культур, носителем которого он является. «Культура - это та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в ее основании лежит смыслообразующие ценности» [37, с. 115].
Главная функция экологического воспитания состоит в передаче детям культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, и участии в формировании культурного опыта каждого, что в экологическом смысле наращивается личностью в процессе ее взаимодействия с природной и социальной средой на когнитивном, чувственно-эмоциональном и нормативном уровне.
С принятием законов РФ «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды» и др. были созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Эти документы подразумевают создание в регионах страны системы экологического образования, первым звеном которой является формирование основ экологической культуры у детей.
Экологическое воспитание - относительно новое направление научного познания в педагогике. Оно востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучать подрастающее поколение формам культурной коммуникации с окружающей средой, базирующимся на принципе согласования действий и поведения человека с состоянием природы.
Особое внимание к экологическому образованию детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью формировать основы экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Творческим поиском методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики.
С точки зрения С.Н.Николаевой: «экологическая культура это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого» [42, с. 23].
Ряд ученых (Л.В.Моисеева, С.Н.Николаева и др.) выделяют следующие принципы экологического образования.
- гуманизации, утверждающий право человека на жизнь в благоприятной среде;
- научности, включающий в себя современные научные знания в разных областях наук;
- прогностичности, включающий в себя проектирование будущего, предвидение его и заботу о нем;
- непрерывности в плане онтогенеза: от раннего возраста до смерти;
- систематичности, предусматривающий единство целей, методов, приемов, средств, задач [37, 129].
Дошкольное детство - фундаментальный этап формирования основ экологической культуры, так как именно в этот период ребенок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоциональная, особая восприимчивость и телесная связь между ним и взрослым, и делает этот период основополагающим. Познание ребенком диалектических взаимоотношений собственного «Я» и природы происходит благодаря фундаментальной потребности ребенка дошкольного возраста в новых впечатлениях, что отмечали многие педагоги и психологи (Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Н.Н. Поддъяков, Р.М. Чумичева и др.).
Цель экологического воспитания трактуется в этих работах как: «...воспитание основ экологической культуры детей, ... выработка практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, формирование базовых ценностей по отношению к окружающему миру...».
Проблема развития игровой деятельности дошкольников - одна из актуальнейших проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Актуальность данной проблемы на современном этапе обусловлена постепенным вытеснением игры - одного из ведущих видов деятельности из педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, а значит, и из жизни ребенка. Нет необходимости доказывать значение игры для развития и воспитания дошкольника, становление детской личности - это аксиома, авторитетно выведенная отечественными и зарубежными исследователями.
Процитируем Л.С. Выготского, который подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом она может быть названа ведущей, так как определяет развитие, потеря или резкое уменьшение игры для ребенка трудно восполняемы, т.к. и воображение, и способность к общению, к совместным действиям развиваются в игре и учеба в процессе игры - самая эффективная» [19, с. 104].
Вместе с тем проблема детской игры оказалась поистине неисчерпаемой для исследователей и до сих пор не утратила своей актуальности. Мы поддерживаем мнение С.Л.Рубинштейна, что: «...невольно чаруя и привлекая к себе игра, как жизненное явление оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли» [64, с. 97].
Рассмотрим использование различных видов игр в экологическом образовании дошкольников (рис. 2).
Рис.2 Виды игр, используемых в экологическом образовании дошкольников
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь во время игры ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дошкольники с удовольствием включаются в театрализованные игры. Изображая различных героев (зверей, птиц), дети знакомятся с окружающим миром природы через образы, краски и звуки.
Игры-драматизации используются в экологическом образовании дошкольников через обыгрывание различных ролей, основу которых составляют стихотворение, рассказ или сказка на экологический сюжет.
Возможность использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений А.В. Запорожца, Л.А. Абрамян, С.Л. Рубинштейна [21, с. 91].
По мнению этих ученых, включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат усвоения знаний.
Исследование С.Н.Николаевой и И.А.Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач, на экологических занятиях и различных мероприятиях повседневной жизни. [43, с. 71].
Все рассмотренные виды игр интенсивно развивают у дошкольников мышление, умение привлекать и использовать имеющиеся экологические знания и достаточно широкий круг представлений о природе. Таким образом, игра как средство формирования основ экологической культуры - это игра, специально организованная педагогом и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
В настоящее время разработаны государственные документы, которые являются важным и необходимым инструментом руководителя дошкольного учреждения по внедрению экологического образования.
Таким образом, проанализировав содержание нормативно - правовых документов, мы пришли к выводу, что:
- они определяют экологическое образование и воспитание в качестве приоритетного направления совершенствования всей системы образования Российской Федерации;
- предусматривают создание единой системы непрерывного экологического образования;
- нацеливают на развитие экологического образования, в частности развития экологической культуры у населения страны;
- в них определены ступени (уровни) системы экологического образования;
- определены обязанности педагогических работников и родителей в воспитании дошкольников любви к природе и бережному отношению к ней;
- определена необходимость всеобщности, комплексности и непрерывности экологического образования и воспитания; оговорена обязательность преподавания экологических дисциплин в учебных заведениях (Закон об образовании);
- определено воспитание чувства ответственности за состояние окружающей природы как одно из направлений государственной политики и образования (Закон об образовании);
- экологическая культура рассматривается в качестве интеллектуально-духовной основы цивилизации устойчивого типа (Концепция устойчивого развития);
- в отношениях между педагогом и детьми центральное место должно занимать не авторитарное, а личностно-ориентированное взаимодействие возросло с ребенком (Концепция дошкольного воспитания);
- за дошкольными учреждениями остается право работать по разным программам, акцентируя внимание на личностно-ориентированную педагогику (Закон об образовании);
- отражено развитие инновационных процессов в отечественном дошкольном образовании.
Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Перед системой дошкольного образования поставлена ответственная задача - организовать работу конкретного педагогического коллектива в условиях той или иной образовательной программы.
В рамках нашего исследования мы проанализировали эти программы.
До сих пор, как отмечает Н.Н.Кондратьева, в процессе ознакомления дошкольников с природой даются знания о практической пользе природы человеку. Это односторонний взгляд. Природа выступает для человека полезной вещью, что формирует по отношению к ней установку потребителя. Вместе с тем значение природы в жизни людей намного шире [28, с. 39].
В рамках нашего квалификационного исследования мы проанализировали комплексные, используемые в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников.
В образовательных учреждениях используют комплексные программы «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Детство» В.И. Логиновой, «Развитие» Л.А. Венгера, «Детский сад - дом радости» Н.М. Крыловой и другие. Все они содержат разделы ознакомления дошкольников с природой, но не все из них обеспечивают экологическое воспитание детей [49, с. 52].
Значительное количество парциальных программ выходят на экологическое воспитание дошкольников, но в дошкольных учреждениях в основном используют такие парциальные программы, как С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.Н.Кондратьевой «Программа экологического образования «Мы», Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа» [43, с. 59].
Анализ годовых планов ДОУ, календарных планов воспитателей, изучение эколого-игровой среды в группах позволяет говорить о том, что существует ряд проблем, решение которых позволит значительно улучшить работу по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности:
1. В ДОУ не используются все виды игр, которые можно применять для формирования у детей экологической культуры.
2. В календарных планах педагогов не планируются игры экологического содержания.
3. В основном в зонах игры в групповых комнатах имеются дидактические настольные игры экологического содержания (домино, типа лото, разрезные картинки).
4. В зоне театрализованной деятельности имеется атрибутика экологического содержания, но дети не проявляют к ней особого интереса.
5. Редко используются игры природоведческого содержания на прогулках.
6. Не созданы условия для развития режиссерских игр (многочисленны и непривлекательны предметы и игрушки, которые ребенок может использовать для режиссерской игры) и реализации сюжета.
На основании проведенного анализа проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике можно сделать следующие выводы:
теоретический анализ проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в современных условиях требует уточнения понятия «игровая деятельность» в формировании экологической культуры, до настоящего времени не создана система формирования экологической культуры средствами игровой деятельности, не разработана технология ее эффективной реализации;
анализ исследуемой проблемы на практике показал недостаточную разработанность вопроса использования игровой деятельности в качестве средства формирования экологической культуры у дошкольников;
на основании обследования в ДОУ можно утверждать, что теоретическая и практическая подготовка педагогов является недостаточной для целенаправленного и грамотного руководства игровой деятельностью игр в образовательном процессе дошкольных учреждений, в связи с вышеизложенным у детей не сформированы навыки создания игрового замысла, сюжетосложения, не используются в полной мере экологические игры.
1.2 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Разработка проблемы формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности требует научно- методологического осмысления, которое следует начать с определения подходов к предмету исследования.
Деятельностный подход реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект. Воспитание, при этом понимается как «восхождение к субъективности».
В возрастании субъективных свойств ребенка видит суть современной педагогической деятельности Е.В. Бондаревская. Она же рассматривает субъективные свойства как ядро человеческой культуры. Опора на деятельностный подход позволяет организовать работу основных субъектов в процессе экологического образования дошкольников посредством включения их в различные виды деятельности.
А.Н. Леонтьев отмечает, что деятельность - «единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в объективном мире. Иными словами - деятельность - это не реакция, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения свое развитие» [32, с. 234].
Большинство исследователей, рассматривая феномен экологической культуры, опираются на подсистемы понятия, в качестве которых выступают:
- экологическое мышление;
- экологическое сознание, отношение;
- экологическая деятельность, т.е. экологическая культура рассматривается как широкое интегративное свойство личности.
Согласно позиции Л.В.Моисеевой, под экологической культурой мы будем понимать следующее: «... экологическая культура не что иное, как сознание, материализованное в поступках, словах и делах людей, ибо дела - своеобразная проекция образа мыслей человека. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности личности [37, с. 43].
На основании рассмотренных определений дадим более развернутую трактовку понятия «экологическая культура», которая соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими основными законами и руководствоваться ими во всякого рода деятельности; стремление к оптимальности природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.
С точки зрения формирования основ экологической культуры, включение игр в процесс обучения, в частности в занятия по экологии, не противоречит становлению самостоятельной деятельности у старших дошкольников [16, с. 101].
На основании периодизации формирования ответственного отношения к природе дошкольный период характеризуется как период первоначального становления личности. Происходит обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение формами восприятия и мышления, развития воображения, формирования произвольного внимания и смысловой памяти.
Для нашего исследования имеет существенное значение раскрытие понятия «воображение» и «творческое воображение».
Воображение в своей развитой форме культивируется, прежде всего, средствами искусства в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.
Творческое воображение относится к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства. Воображение дошкольника - это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение.
Так, логика изучения проблемы исследования определяет задачу рассмотрения такого понятия, как «система», имеющего для нашей работы важное методологическое значение.
Педагогические системы представляют собой виды социальных систем.
В контексте нашей проблемы исследования актуальным становится определение «педагогической системы», сформированное Н.О.Яковлевой. Педагогическая система это «система, в которой реализуется тот или иной аспект педагогического процесса», «как совокупности последовательных действий педагога и обучающегося с целью образования и формирования личности последнего» [22, с. 53]. В рамках нашего исследования мы будем придерживаться именно этого толкования категории «педагогическая система».
Опираясь на мнение Г.С.Серикова, который считает, что системы обладают определенными признаками, мы полагаем, что разрабатываемая нами система характеризуется следующими признаками:
- целостностью, поскольку каждый элемент системы находится в тесной взаимосвязи со всеми элементами внутри системы, вступает в образование целостности, но не сводится к ней;
- динамичностью, так как содержание всех компонентов системы может меняться;
- линейно-возвратным характером, выражающимся в обратной оперативной связи, призванной корректировать полученные результаты.
Рассматривая процесс формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности как сложный непрерывный педагогический процесс, как составную процесса экологического образования дошкольников, мы выделили в нем следующие основные компоненты: цель, задачи, содержание, организационные формы, результат.
Выделение структурных компонентов позволило обозначить в системе следующие блоки: целевой, организационно-содержательный, процессуальный, результативный и корректирующий.
Рассмотрим блоки системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Целевой блок.
Цель: формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности
- формирование знаний, умений, навыков;
- формирование способности эмоционально чувствовать и воспринимать природу;
- формирование осознанно-правильного отношения к природе и закрепление соответствующих поступков и практической деятельности.
Игровая деятельность, на наш взгляд, имеет существенные возможности в силу возрастных особенностей старших дошкольников создать предпосылки для их познавательной, эмоциональной и деятельностной готовности к такому уровню культуры взаимодействия с миром природы, который соответствует современному этапу развития взаимоотношений природы и общества.
Представленная цель конкретизируется в задачи, содержание которых раскроет структурные компоненты основ экологической культуры у старших дошкольников.
Рис. 4. Организационно-содержательный блок системы
Психологические исследования показывают, что в результате специально задаваемой педагогом многоплановой деятельности, возникает ценностно-ориентированная внутренняя позиция ребенка. Для того чтобы приобретаемые дошкольниками экологические знания и представления обеспечивали формирование их экологической культуры, стали средством регуляции взаимодействия детей с объектами природы, необходимо обеспечить освоение и применение знаний в игровой деятельности. Процесс формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в рамках нашего исследования предполагает совокупность когнитивного, эмоционального и творческо-деятельностного компонентов.
Процесс режиссерской игры представляет собой последовательную реализацию этапов освоения ребенком позиции субъекта режиссерской игры, который позволит личности:
- проявить активность (разыгрывание экологических сюжетов);
- творить (создавать игровые образы, развивать экологические сюжеты по ходу игры);
- создавать собственный стиль осуществления игровой деятельности.
Рассмотрим педагогические условия, необходимые для реализации методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре.
Режиссерская игра как средство формирования основ экологической культуры будет эффективно реализовываться и развиваться только при наличии определенного комплекса педагогических условий.
В комплекс педагогических условий входят:
- создание эколого-игровой среды;
- руководство игрой;
- формирование умения сюжетосложения, ролевого взаимодействия и мотивации на творчество.
Игра как процесс, развивающая творческие способности ребенка, начинается в созданной игровой среде. Педагоги организуют условия для обогащения детей впечатлениями, которые они будут использовать в игре: чтение вместе с детьми книг о природе, прослушивание аудиозаписей голосов природы, рассматривание альбомов и книг о жизни различных живых существ, обращение внимания детей на деятельность человека в природе.
На всех этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они будут использовать все доступные им игровые средства, взаимодействовать друг с другом.
Воспитатель может дать детям образцы общения человека с миром природы, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей и пытаться направлять их коммуникации, способствуя адекватному и эмоциональному режиссированнию в процессе игры.
Руководство игрой предполагает естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры. Это способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами и действиями.
Для воспитателя важен доигровой этап. Его цель – выявить игровые предпочтения детей, создать эколого-игровую среду, обеспечить формирование экологических знаний, необходимых для содержательной игры.
Созданная нами система предполагает наличие корректирующего блока.
Корректирующая работа базируется на целенаправленной помощи детям с низким и средним уровнями сформированности экологической культуры.
Основная роль в корректировке процесса отводится педагогу, который:
- поможет организовывать эколого-игровое пространство;
- будет создавать эмоционально-положительный настрой, который вызовет у детей интерес к игре;