Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПЕДАГОГИКА

Макаренко Антон Семенович

irina_krut2020 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 20 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2020
Реферат на тему:"Макаренко Антон Семенович"
Введение

130-летие со дня рождения Антона Семеновича Макаренко (1.03.1888 - 1.04.1939) - выдающегося русского советского теоретика, педагога-практика, писателя, который в те далекие годы создал целостную педагогическую систему, сохранил верность гуманистическим и демократическим принципам, стремился воспитать человека завтрашнего дня, полезного государству, обладающего личностными достоинствами, отмечалось в марте 2018 года. Антон Семенович пересмотрел все классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-1930-х гг., разработав и определив ряд новых проблем воспитания. Спектр научных интересов Макаренко распространялся на вопросы теории воспитания, организации воспитания, методологии педагогики. Наиболее широко он успел представить свои принципы, которые относятся к методике воспитательного процесса. Антон Семенович Макаренко родился в городке Белополье Харьковской губернии в простой рабочей семье. Несмотря на то, что семье Макаренко жилось непросто, родители твердо приняли решение обучить сына всему. Поэтому в 1895 году Макаренко приступает к учебе в Белопольской школе, а затем в 1901 году учится в Кременчугском четырехклассном училище. И там, и там Антон Семенович учился отлично и также отлично окончил учебу. Проучившись еще год на специальных педагогических курсах, Антон Семенович получил свидетельство, удостоверявшее его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах. Это было в 1905 году, а уже в сентябре этого года в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков, приступил к работе новый преподаватель — Антон Семенович Макаренко. В 1914 году в Полтаве был открыт учительский институт. Отлично сдав вступительные экзамены, Антона Семеновича зачислили в Полтавский учительский институт. В 1914 или 1915 году Макаренко написал первый рассказ и отправил его Гoрькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Антон Семенович перестал заниматься писательской деятельностью, но вёл записные книжки. В 1916 году Антона Семеновича призвали на службу в армию. Прослужил он около полугода; из-за близорукости Макаренко сняли с военного учета в марте 1917 года. Антон Семенович вернулся в Полтавский учительский институт, который окончил первым по успеваемости и был награжден золотой медалью. Диплом писал по теме: «Кризис современной педагогики». В 1917—1919 гг. он зaведовал школой в Крюкове. В 1920 г. под Полтавой руководил детской колонией. В 1928—1935 гг. трудился в детской коммуне в Харькове. С июля 1935 года он был помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. После этого А.С. Макаренко всё больше занимался литературной деятельностью, а затем с 1937 года по совету А.М. Горького целиком посвятил себя писательской и общественно-педагогической деятельности. Он часто выступал с лекциями и докладами по просьбе родителей и педагогов, доходчиво и доступно разъясняя цели, методы и задачи, которые он использовал в воспитательной работе. Им были написаны литературоведческие и педагогические статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также рассказы для детей. А.С. Макаренко внес большой вклад в развитие педагогической теории советского периода: анализируя и описывая свою педагогическую деятельность, показывал эффективные возможности целенаправленного воспитательного воздействия на проблемных подростков и детей. 1 февраля 1939-го года Антона Семёновича Макаренко наградили орденом Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы». Ровно через два месяца Антон Семёнович Макаренко поехал с переработанным сценарием на кинофабрику в Москву. В поезде ему внезапно стало плохо, и через несколько минут Макаренко скончался из-за разрыва сердечной мышцы.
Содержание

Введение 3 Педагогические идеи 6 Инновации в педагогике 10 Влияние на современное образование 14 Произведения А. С. Макаренко по педагогике 17 Аннотация к произведению «Педагогическая поэма» 17 Заключение 20 Список литературы 21
Список литературы

1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Соч.: В 7-ми т. – Т. 4. – М.: Изд-во АПН, 1957. 2. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988 3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми тт. — М., 1983 4. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. — М., 2000. 5. Л. К. Гребенкина, Н. А. Копылова Педагогическое образование и наука, № 3, 2008 6. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972. 7. http://izron.ru/articles/pedagogika-psikhologiya-i-obrazovanie-ot-teorii-k-praktike-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdu/sektsiya-1-obshchaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-spetsialnost-13-00-01/pedagogicheskie-vzglyady-i-idei-a-s-makarenko-i-ikh-aktualnost-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-sisteme/
Отрывок из работы

Педагогические идеи Теория воспитательного коллектива является ведущей идеей А.С. Макаренко, пронизывающей его педагогические деятельность и взгляды. Эта система была ориентирована на интеграцию образования и воспитания с трудовой деятельностью. Согласно концепции Макаренко, рассматриваемая модель педагогического процесса подразумевает формирование у обучающихся определенных взаимоотношений и норм человеческого коллектива. Основная идея его педагогической системы – это воспитание в коллективе и посредством коллектива. Педагогическая концепция А.С. Макаренко в своей основе имеет гуманный подход к обучающимся. Его творчество пришло в противоречие с антигуманной сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания независимого и активного члена общества. Идеи А.С. Макаренко состоят в том, что в каждом человек есть огромный потенциал для формирования и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие являются значимыми условиями для развития такой личности. В настоящее время, организуя воспитательный и образовательный процесс, важно полагаться на основной принцип деятельности А.С. Макаренко - предъявление требований к человеку в сочетании с уважением к его личности. Стоит серьезный выбор: либо авторитарность и, как результат, подавление личности, либо излишнее ее уважение и чрезмерная индивидуализация, ведущие к отсутствию контроля в воспитательном процессе и нивелируемой проблеме социального и общественного развития. Идея А.С. Макаренко о «социально зрелой личности» базируется на том, что человек получает воспитание, развивается только в обществе. И именно общество ставит задачи и цели для воспитания личности, обладающей конкретным набором характеристик и качеств, соответствующих общественному заказу, который интегрирует потребности личности в потребности самого социума. А.С. Макаренко справедливо утверждал, что процесс образования и воспитания должен проходить под контролем того общества, которое существует в определенную эпоху. Он говорил о том, что «требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные требования». И данное утверждение справедливо. А.С. Макаренко видел, что общество не стоит на месте, что происходит непрерывный процесс его развития, что настанет время, когда знания, присущие его эпохе, утратят свою значимость. Важно отметить, что нынешние требования к образовательному процессу и его оценки, сообразны системе, разработанной А.С. Макаренко. Данная система полностью направлена на повышение качества образования и механизма его оценивания. Подчеркивая значение контроля результатов в педагогической деятельности, Макаренко говорил, что «опыт воспитания должен проверяться в самом его протекании и в результатах, и должен в себе заключать постоянный анализ». Сосредоточение педагога на личности обучающихся является важным фактором в системе А.С. Макаренко. Именно на это ориентируются и современные теоретики и дидакты педагогики. Фиксированное наблюдение за воспитанниками заключалось в составлении их личных характеристик, на основе наблюдений во время различных видов деятельности. В колонии имени М. Горького Макаренко создал кабинет психологического наблюдения. На основе полученных сведений, им выстраивался образовательно-воспитательный процесс. Вся система А. С. Макаренко основывалась на определении педагогики, как «практически целесообразной науки»: соответствие друг другу целей, задач, форм, методов и результатов образовательного процесса. Процесс воспитания, которому А.С. Макаренко уделял огромное внимание, является важнейшим компонентом образования. Воспитание является важнейшей целью современного образования, которое базируется на интересах государства и общества. В идеях А.С. Макаренко образовательный процесс в 20 – е годы связан с идеями советского социального воспитания, но он неумолимо был уверен, что данный процесс связан напрямую с духом эпохи. В его творчестве получили закономерное воплощение и развитие новые педагогические идеи: единая трудовая политехническая школа, объединение общего образования с производительным трудом, воспитание в труде и коллективе, формирование личности рачительного хозяина-труженика, общественное мнение и самоуправление в коллективе, гуманное отношение между педагогами и воспитанниками, реализация новой экономической политики в хозяйстве колонистов, связь с жизнью трудового народа и окружающей средой, организация жизнедеятельности воспитанников в атмосфере удовлетворения как общественных, так и личных интересов. В своих работах А.С. Макаренко показывает то, как формировалось экономическое осознание его воспитанников. Данный процесс непосредственно связан с психологическим вызреванием, проходящим в ходе трудовой и хозяйственной деятельности. Итогом целенаправленной системы трудового воспитания А.С. Макаренко является длительный и сложный процесс формирования личности, перевоплощения её в новом качестве. Хозяйственное воспитание, в процессе которого проходило экономическое, производственное воспитание, было главной его задачей. Организация современного образовательного процесса тесно связывается с грамотной трудовой подготовкой учащихся во всех сферах. Образование строится на практической реализации трудового воспитания, организованного на всех направлениях и этапах. При школах создаются учебные мастерские, химические, физические кабинеты и лаборатории, пришкольные сельскохозяйственные участки и теплицы, где школьники могут набираться опыта хозяйственной деятельности. Это раскрывает перед школой, учащимися огромную область творческой деятельности, смелых поисков. Труд в применении к воспитанию может быть организован разнообразно и в каждом отдельном случае может дать различный результат, именно к такому важному заключению пришел А.С. Макаренко.? Инновации в педагогике На углубленном осмыслении отличительных черт современной ему ситуации базируется новаторство Макаренко. Он очень хотел реализовать план научной природосообразной концепции воспитания, который сформировался у него до прихода в колонию. В 1920 году Полтавский губернский отдел образования поручил А.С. Макаренко организовать неподалеку от Полтавы колонию для подростков-правонарушителей. Из его письма М. Горькому от 24 ноября 1925 года: «По моему мнению, наше советское воспитание… не представляет ничего ни революционного… ни просто даже разумного. Уже с 20-го года мы конструировали свою линию». А.С. Макаренко писал: «Моя педагогическая вера: педагогика — вещь прежде всего диалектическая. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данного этапа, всегда будет порочным. Единственное, что я хочу утверждать: в воспитании единственным и главным инструментом является живой трудовой коллектив. Поэтому главное усилие организатора должно быть направлено к тому, чтобы создать и сберечь такой коллектив, устроить его, создать тон, традиции, направить. Движение коллектива определяет его установку, коллектив должен быть живой, и создавать его могут настоящие живые люди. Инструментовка коллектива: превалирование интересов коллектива над интересами личности, дисциплина, бодрость, коллективный труд и хозяйство, образовательный и культурный процесс, настоящие живые люди (Калина, Силантий, Мария Кондратьевна), стремление вперед, обязательное развитие, традиции, эстетическое оформление жизни» В педагогической работе Антон Семенович делает акцент на основных ценностных ориентациях: цель воспитания, смысл жизни. Инструменты прикосновения к личности, техникой воспитания является закон взаимоотношений между людьми, личность учащегося, личность преподавателя, преподавательский состав, коллектив, состоящий из воспитанников разного возраста, тщательная разработка вопросов педагогического опыта. Антон Семенович ввел определения «честь» и «позор», принцип «ничего не красть». В колонии не было замков — жизнь выстраивалась на честности, совести воспитанников. Как можно больше уважения к личности, как можно больше требований к ней – именно такие законы для подхода к личности ученика установил Макаренко. Одной из наиболее эффективных педагогических систем, в педагогике ХХ столетия, на международном уровне была признана система А.С. Макаренко. Ни одна социальная концепция не приносила подобного результата. Основным тезисом в своем педагогическом творчестве А.С. Макаренко считал поиск значения существования человека, его жизнедеятельности, определенного действия и поступка. Из-за этого главную цель воспитания он представлял, как развитие у человека потребностей и способностей поиска универсальных ценностей (смыслов) и их проецирование на каждую определенную ситуацию. А.С. Макаренко признает своеобразие и неповторимость смысла каждой человеческой жизни. При этом не отрицается общая программа воспитания и индивидуальные коррективы к ней, единый и общий способ воспитания, которые в то же время предоставляют возможность любой личности сохранять свою неповторимость, улучшать собственные способности. Без определения сущности общечеловеческих ценностей и соответственно задач и целей воспитания невозможно проектировать и каждую конкретную индивидуальность, и ее неповторимость. Воспитать коммуниста – цель воспитания Макаренко; взаимосвязь воспитания с жизнью, с окружающей советской действительностью, являетсся основным правилом подобного воспитания. А.С. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитатель не может воспитывать просто человека, не имеет права проводить воспитательную работу, не ставя перед собой определённую цель. Вопрос о взаимоотношении коллектива и личности, об условиях позитивного влияния коллектива на личность, стоял в центре педагогического поиска А.С. Макаренко. Он устанавливает главные признаки коллектива: организация совместной деятельности, наличие общественно значимой цели, наличие педагогического руководство и органов самоуправления. Макаренко разрабатывает условия формирования такого коллектива: сплочённый коллектив педагогов, который предъявляет единые требования к воспитанникам, наличие перспектив в жизни коллектива, опора на активное, всевозрастающее ядро в коллективе, единое общественное мнение в коллективе, защищённость личности в коллективе, бережное отношение к положительному опыту, закреплённому в соответствующих традициях, мажорный настрой в жизни коллектива, связь первичных коллективов с целым коллективом и укрепление связей с другими коллективами детей и взрослых. Антон Семёнович разрабатывает методы влияния коллектива на личность: требования; детской радости; перспективных линий; общего мнения; наказания; взрыва. Без этических ценностей педагогическую концепцию А.С. Макаренко понять невозможно, так как настоящий этический реализм состоит в ориентации на высшие нравственные ценности. Специфичность морали заключается в отношении к перспективе, в противоречии между должным и сущим, действительным и желаемым, А.С. Макаренко включает в свою этическую концепцию общечеловеческие ценности, ценности личности — честь, честность, единство дела и слова, долг, он разрабатывает теорию морального воспитания. В конце 20-х гг. Макаренко выдвигает самую важную методологическую позицию в отношении стратегии воспитания в целом: «Не может быть воспитания, если не сделана центральная установка о ценности человека». В разрешении проблемы «человек как личность», как неподражаемая индивидуальность, он видел основную ценностную ориентацию для воспитания, что и определяет его педагогику как инновационную, т.е. как гуманистическую в целом. Педагогическая система А.С. Макаренко связана с той творческой работой, которую проводили отечественные учителя начиная с 30-х годов ХХ века и проводят до настоящего времени. Инновационный педагогический опыт и научное наследие А.С. Макаренко не прекращает вызывать интерес педагогической общественности, воспитателей, учителей, как в нашей стране, так и за рубежом. ? ? Влияние на современное образование Педагогический опыт и взгляд А.С. Макаренко в наше время оцениваются как реальные варианты решения серьезных социально-воспитательных проблем такие, как работы с трудными подростками; решения трагической ситуации с беспризорностью, социальным сиротством, безнадзорностью; работы по укреплению семьи и помощи ей в воспитании детей и тому подобное. Современные преподаватели осознают то, что от решения этих вопросов зависит судьба России, качество жизни будущих поколений. Можно с уверенностью заявить, что учение А. С. Макаренко в настоящее время актуально, несмотря на острую разрушающую критику разработанной им системы воспитания. Оно еще раз вытерпело и в новых условиях для России доказало, что настоящее педагогическое наследие законно занимает заслуженное место в классической отечественной и международной педагогике, и уничтожить это наследие невозможно. Норвежский исследователь А. Ролл считает, что роль практики и теории А. С. Макаренко столь велико, что только следующие поколения оценят их по достоинству. Именно поэтому, исследователи творчества А. С. Макаренко из России, Белоруссии, Италии, Украины, Венгрии, Польши, Китая, Вьетнама, США, Германии, объединенные с 1991 г. в Международную макаренковскую ассоциацию, полностью разделяют данную позицию, стремясь приблизить эру А. С. Макаренко везде, где есть потребность в нравственно здоровом поколении. Всходы в педагогической работе многих современных педагогов и конкретных педагогических систем дали непосредственно ростки опыта А. С. Макаренко. Г. К. Селевко подчеркивает, что методика коллективного воспитания А. С. Макаренко обширно применялась в России и за рубежом. Ее жизнеспособность и значимость подтверждена опытом его последователей (И. П. Волкова, И. П. Иванова, Н. Н. Дубинина, А. Г. Петрынина, Г. М. Кубракова, А. А. Захаренко и др.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg