Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование представлений о профессиях взрослых в условиях развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

анастасия89 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2020
ВВЕДЕНИЕ Преобразования, происходящие в настоящее время в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни нашего общества, в полной мере распространяются на отечественную систему общего образования. Вариативность моделей обучения в системе общего образования дала толчок к возникновению разнопрофильных школ, лицеев, гимназий, первая ступень обучения в которых несет на себе отпечаток особенностей, присущих конкретной школе в целом. При выборе для ребенка профиля школы определяющей могла бы быть обоснованная рекомендация дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Однако дошкольное образование в настоящий момент не готово к участию в реализации данного проекта, т. к. не располагает научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью проектирования профиля его возможной сферы профессиональной деятельности в будущем, т.е. системой раннего профессионального самоопределения. Речь идет о некотором разумном равновесии между свободным развитием ребенка как подрастающего субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием, которое выражается в различных формах участия в проектировании возможного жизненного пути подрастающего человека, организации пробы сил в разных направлениях деятельности, ориентации в собственных возможностях для самоопределения в будущей жизни. Изучение истории проблемы показывает, что профессиональную ориентацию подрастающего поколения как общественную потребность и как педагогическую проблему рассматривали, в основном, в связи с анализом исторического процесса развития производственных отношений, разделения труда, возникновением профессий на различных этапах и в различных социально-экономических формациях следующие авторы: Т.Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталлоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Г, Шацкий, А. С. Макаренко, Ф. Гальтон. Таким образом, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, которая может явиться особым способом руководства психическим развитием ребенка в ходе организации его возрастного развития, согласования изменений, происходящих в психике ребенка, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей его «образа - Я». Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, что и определило выбор темы диссертационного исследования: Формирования представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников". Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Предмет исследования: педагогическая система формирования представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. Цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка педагогической системы формирования представлений о профессиональной дифференциации труда взрослых в игровой деятельности дошкольников. Гипотеза исследования. Если ориентирование детей дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме игры, включает информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитирует эту деятельность, то тем самым: создаются условия для эффективного формирования картины и образа мира в сознании ребенка, включающих профессиональную составляющую жизнедеятельности людей; - форсируется появление представлений о назначении и содержании отдельных профессий; - возникают и проявляются ранние профессиональные устремления (наклонности) детей. Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Проанализировать значение игровой деятельности в дошкольном возрасте. 2. Изучить роль сюжетно-ролевых игр. 3. Рассмотреть значение профессий взрослых как условие развития сюжетно-ролевых игр. 4. Подобрать игры и составить конспекты занятий. 5. Проверить эффективность проведенной работы. Теоретическое значение работы состоит в обосновании понятия ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей "образа - Я" дошкольника, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста. Практическое значение состоит в разработке порциальной образовательной программы ДОУ «Мир профессий», формирующей и выявляющей профессиональные интересы детей, направляющей развитие профессиональных устремлений ребенка; ее экспериментальная проверка, а также методическая обеспеченность педагогических работников ДОУ на этапе реализации такой программы в условиях своего учреждения. Методы исследования: – теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, программ, анализ педагогического опыта; – экспериментальное изучение условий формирования представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников; – обработка полученных результатов. База исследования: дети старшего дошкольного возраста. Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Преобразования, происходящие в настоящее время в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни нашего общества, в полной мере распространяются на отечественную систему общего образования. Вариативность моделей обучения в системе общего образования дала толчок к возникновению разнопрофильных школ, лицеев, гимназий, первая ступень обучения в которых несет на себе отпечаток особенностей, присущих конкретной школе в целом. При выборе для ребенка профиля школы определяющей могла бы быть обоснованная рекомендация дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Однако дошкольное образование в настоящий момент не готово к участию в реализации данного проекта, т. к. не располагает научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью проектирования профиля его возможной сферы профессиональной деятельности в будущем, т.е. системой раннего профессионального самоопределения. Речь идет о некотором разумном равновесии между свободным развитием ребенка как подрастающего субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием, которое выражается в различных формах участия в проектировании возможного жизненного пути подрастающего человека, организации пробы сил в разных направлениях деятельности, ориентации в собственных возможностях для самоопределения в будущей жизни. Изучение истории проблемы показывает, что профессиональную ориентацию подрастающего поколения как общественную потребность и как педагогическую проблему рассматривали, в основном, в связи с анализом исторического процесса развития производственных отношений, разделения труда, возникновением профессий на различных этапах и в различных социально-экономических формациях следующие авторы: Т.Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталлоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Г, Шацкий, А. С. Макаренко, Ф. Гальтон. Таким образом, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, которая может явиться особым способом руководства психическим развитием ребенка в ходе организации его возрастного развития, согласования изменений, происходящих в психике ребенка, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей его «образа - Я». Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, что и определило выбор темы диссертационного исследования: Формирования представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников". Объект исследования: образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Предмет исследования: педагогическая система формирования представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. Цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка педагогической системы формирования представлений о профессиональной дифференциации труда взрослых в игровой деятельности дошкольников. Гипотеза исследования. Если ориентирование детей дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме игры, включает информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых и в какой-то форме имитирует эту деятельность, то тем самым: создаются условия для эффективного формирования картины и образа мира в сознании ребенка, включающих профессиональную составляющую жизнедеятельности людей; - форсируется появление представлений о назначении и содержании отдельных профессий; - возникают и проявляются ранние профессиональные устремления (наклонности) детей. Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Проанализировать значение игровой деятельности в дошкольном возрасте. 2. Изучить роль сюжетно-ролевых игр. 3. Рассмотреть значение профессий взрослых как условие развития сюжетно-ролевых игр. 4. Подобрать игры и составить конспекты занятий. 5. Проверить эффективность проведенной работы. Теоретическое значение работы состоит в обосновании понятия ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей "образа - Я" дошкольника, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста. Практическое значение состоит в разработке порциальной образовательной программы ДОУ «Мир профессий», формирующей и выявляющей профессиональные интересы детей, направляющей развитие профессиональных устремлений ребенка; ее экспериментальная проверка, а также методическая обеспеченность педагогических работников ДОУ на этапе реализации такой программы в условиях своего учреждения. Методы исследования: – теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, программ, анализ педагогического опыта; – экспериментальное изучение условий формирования представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников; – обработка полученных результатов. База исследования: дети старшего дошкольного возраста. Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста 7 1.1 Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте 7 1.2 Педагогические принципы организации сюжетно-ролевых игр 14 ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение условий формирования представлений о профессиях взрослых в условиях развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста 18 2.1. Представление о мире профессий как условие развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста 18 2.2. Результаты исследования представлений о мире профессий как условия развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28 ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с. 2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. - 203 с. 3. Горшкова Л.И., Касаткина Е.И., Лисенкова О.В., Реуцкая Н.А., Цивилева А. В. Центр игры и игрушки в детском саду. Методическое пособие для воспитателей и старших воспитателей ДОУ.- Вологда, 2003.-72 с. 4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – С. 12. 5. Гусева Т. Кем быть?//Поем, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82. 6. Зайцева М.Л. Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста.//Педагогическое Зауралье. – 2014. – №3. – С. 15-19. 7. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры.//Дошкольное воспитание. – 1965. – №10. – С. 21-32. 57 8. Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство Вологодского института развития образования, 2001.-46 с. 9. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»- СПб.: Издательство «Союз», 2002.-336 с. 10. Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста.//Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 97-101. 11. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с. 12. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 334 с. 13. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 194 с. 14. Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.: Просвещение, 2002.-94с. 15. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.-100с. 16. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М., 1986 17. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: Сфера, 2015. – 64 с. 18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 522 с. 19. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.//Воспитатель ДОУ. – 2012. – №3. – С. 43-45. 20. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. «ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста , - М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005. 21. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 125 с.: ил. 22. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов пед. ин-ов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспит детского сада. / Под ред. Г.А. Урунтаевой. М.: Просвещение: Владос, 1995. 291 с. 23. Эльконин Д.Б. Психология игры. — Педагогика, 1976. — 304 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста 1.1 Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте Игра – форма активности, основанная на условном моделировании той или иной развернутой деятельности. В работах Ж. Пиаже игра интерпретируется в контексте развития интеллектуальных операций. Постулируется, что она проходит три стадии: сенсомоторную, имеющую в своей основе упражнения, символическую, основанную на воображении различных ролей, и стадию игры по правилам, которая возникает с появлением социализированных и объективизированных символов - знаков [16]. Л. С. Выготским была предложена развернутая теория детской игры, в которой говорилось следующее: игра есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных; в основе игры лежит создание мнимой ситуации, когда ребенок принимает на себя роль взрослого; во всякой игре есть правила, которым ребенок сознательно следует; в игре происходит оперирование значениями, оторванными от своих носителей, но это оперирование осуществляется во внешней форме; игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста [2]. Эта теория нашла свое развитие в работах Д. Эльконина, в которых на большом фактическом материале было показано, что игра не только черпает свои сюжеты из условий жизни детей, но и социальна по своему внутреннему содержанию, т.е. возникает из условий жизни детей прежде всего в обществе [23]. С.Л. Рубинштейн видел специфику детской игры прежде всего в ее специфических мотивах, связанных с непосредственными переживаниями детьми явлений окружающего их мира [18]. Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр [4]: - игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры; - игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью; - игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg