Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Проблемы организации эстетического воспитания

анастасия89 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2020
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Проблема эстетического воспитания подростков относится к числу актуальных. Значение эстетического воспитания в системе образования подростков усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал эстетического воспитания. В настоящее время эстетическое воспитание в подростков решает социально значимые вопросы организации досуга, создает условия для интересов подростков в самых разных областях искусства. Эстетическое воспитание подростков – это важнейшая задача современного российского образования. Важнейшей содержательной стороной образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности подростков[30]. Большими возможностями в решении задач эстетического воспитания подростка обладает именно система образования, призванная удовлетворять интересы подростков, такие как, духовность, социокультурные и образовательные потребности. Недостаточное использование духовного потенциала эстетики и искусства в образовательном процессе общеобразовательной школы и семьи привело к сдвигу в диапазоне интересов молодежи к торговле, теневому бизнесу, что способствует формированию ложных личностных ценностей и девиантного поведения молодого поколения. После социологических и психолого-педагогических исследований Е.В. Квятковского, Е.П. Крупника Ю.У. Фохт-Бабушкина, Е.К. Чухмана и Б.П. Юсова, снижение качества эстетического воспитания учащихся наблюдается в 5-8 классах общеобразовательной школы. По мнению ученых, причиной этого является противоречие между необходимостью молодых людей в идеале и отсутствием специальной подготовки для полного восприятия эстетики. Работы, посвященные развитию теории эстетической культуры и художественно-эстетического воспитания личности, представлены в трудах М.С. Кагана, Г.Г. Коломийца, Е.П. Крупник, А.А. Мелик-Пашаева, Г.А. Петровой, В.А. Разумного, В.Г. Ражникова, В.Н. Шацкой, Б.П. Юсова и др. Противоречие исследования: между необходимостью эстетического воспитания подростков в организации образования с одной стороны и недостаточностью разработанности этого вопроса с другой стороны. Проблема исследования: какие проблемы эстетического воспитания подростков в семье и школе? Тема выпускной квалификационной работы – «Проблема эстетического воспитания подростков в семье и школе». Объект исследования – процесс эстетического воспитания подростков в семье и школе. Предмет исследования – проблемы эстетического воспитания подростков в семье и школе. Цель исследования – на основе анализа теоретических и эмпирических данных, рассмотреть проблемы эстетического воспитанию подростков и пути их решения. Гипотеза исследования: вероятно, содержание эстетического воспитания подростков должно включать: 1) эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, 2) осведомленность в области искусства, 3) творческую активность в области искусства. Задачи исследования: 1. Раскрыть проблемы эстетического воспитания в теории и истории педагогической мысли; 2. Дать понятие семьи как фактора, влияющего на эстетическое развитие подростка; 3. Рассмотреть эстетическое воспитание в системе целостного педагогического процесса; 4. Провести анализ взаимодействия семьи и школы в решении задач эстетического воспитания; 5. Выделить новые формы и методы решения проблемы эстетического воспитания; 6. Предоставить опыт организации эстетического воспитания в МБОУ СОШ № 10 г. Коломна. Методы исследования: синтез, обобщение, классификация, анализ. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 города Коломна. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Проблема эстетического воспитания подростков относится к числу актуальных. Значение эстетического воспитания в системе образования подростков усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал эстетического воспитания. В настоящее время эстетическое воспитание в подростков решает социально значимые вопросы организации досуга, создает условия для интересов подростков в самых разных областях искусства. Эстетическое воспитание подростков – это важнейшая задача современного российского образования. Важнейшей содержательной стороной образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности подростков[30]. Большими возможностями в решении задач эстетического воспитания подростка обладает именно система образования, призванная удовлетворять интересы подростков, такие как, духовность, социокультурные и образовательные потребности. Недостаточное использование духовного потенциала эстетики и искусства в образовательном процессе общеобразовательной школы и семьи привело к сдвигу в диапазоне интересов молодежи к торговле, теневому бизнесу, что способствует формированию ложных личностных ценностей и девиантного поведения молодого поколения. После социологических и психолого-педагогических исследований Е.В. Квятковского, Е.П. Крупника Ю.У. Фохт-Бабушкина, Е.К. Чухмана и Б.П. Юсова, снижение качества эстетического воспитания учащихся наблюдается в 5-8 классах общеобразовательной школы. По мнению ученых, причиной этого является противоречие между необходимостью молодых людей в идеале и отсутствием специальной подготовки для полного восприятия эстетики. Работы, посвященные развитию теории эстетической культуры и художественно-эстетического воспитания личности, представлены в трудах М.С. Кагана, Г.Г. Коломийца, Е.П. Крупник, А.А. Мелик-Пашаева, Г.А. Петровой, В.А. Разумного, В.Г. Ражникова, В.Н. Шацкой, Б.П. Юсова и др. Противоречие исследования: между необходимостью эстетического воспитания подростков в организации образования с одной стороны и недостаточностью разработанности этого вопроса с другой стороны. Проблема исследования: какие проблемы эстетического воспитания подростков в семье и школе? Тема выпускной квалификационной работы – «Проблема эстетического воспитания подростков в семье и школе». Объект исследования – процесс эстетического воспитания подростков в семье и школе. Предмет исследования – проблемы эстетического воспитания подростков в семье и школе. Цель исследования – на основе анализа теоретических и эмпирических данных, рассмотреть проблемы эстетического воспитанию подростков и пути их решения. Гипотеза исследования: вероятно, содержание эстетического воспитания подростков должно включать: 1) эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, 2) осведомленность в области искусства, 3) творческую активность в области искусства. Задачи исследования: 1. Раскрыть проблемы эстетического воспитания в теории и истории педагогической мысли; 2. Дать понятие семьи как фактора, влияющего на эстетическое развитие подростка; 3. Рассмотреть эстетическое воспитание в системе целостного педагогического процесса; 4. Провести анализ взаимодействия семьи и школы в решении задач эстетического воспитания; 5. Выделить новые формы и методы решения проблемы эстетического воспитания; 6. Предоставить опыт организации эстетического воспитания в МБОУ СОШ № 10 г. Коломна. Методы исследования: синтез, обобщение, классификация, анализ. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 города Коломна. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы организации эстетического воспитания 6 1.1 Проблема эстетического воспитания в теории и истории педагогической мысли 6 1.2 Семья как фактор, влияющий на эстетическое развитие подростка 11 1.3 Эстетическое воспитание в системе целостного педагогического процесса школы 13 Глава 2. Формы и методы эстетического воспитания 18 2.1. Взаимодействие семьи и школы в решении задач эстетического воспитания 18 2.2 Новые формы и методы решения проблемы эстетического воспитания в школе 20 2.3 Опыт организации эстетического воспитания в МБОУ СОШ №10 г. Коломна 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29 ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. М.: Смысл. 2007. 528 с. 2. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды П.П.Блонский М.: Юрайт, 2016. 321 с. 3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4./ Л. С. Выгоский. М.: Просвещение, 2011. 432 с. 4. Гаврилюк В. В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Обществознание в школе. 2006. №2. С.50-52. 5. Гамезо М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие/ М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2011. 456с. 6. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики / Э. Гантумур // Молодой ученый. 2010. №5. Т.2. С. 156-159. 7. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М. Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. 2005. №3. С. 11 – 14. 8. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. М.: Просвещение, 2006. 191с. 9. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб.пособие для студ. педвузов А. Н. Джуринский. М.: Просвещение, 2010. 432 с. 10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2014. 564с. 11. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения Я. А. Коменский. М.: Просвещение, 1982. 284с. 12. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках) / Б. Т. Лихачев. Самара: Изд-во СИУ, 1997. 110 с. 13. Лихачев Б. Т. Система эстетического воспитания школьников Б.Т.Лихачев. М.: Просвещение, 2010. 321 с. 14. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 4. Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1975. 776 с. 15. Луначарский А. В. О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. М.: Просвещение, 1996. 385 с. 16. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 2010. 187 с. 17. Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 2010. 256с. 18. Мурманцева Т. К. Создание культурно-эстетической среды в образовательной системе «Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». Автореферат дисс. канд. пед. наук Т. К. Мурманцева. Саратов, 1998. 38 с. 19. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн.для учителя / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1981. 324 с. 20. Плужникова Ю. А. И. А. Гончаров и русская эстетическая мысль первой половины XIX века / Ю. А. Плужникова // Вестник Ульяновского государственного технического университета . 2011. №3. С. 18 – 21. 21. Проблемы эстетического развития личности школьника Г.С.Поддубская. М.: УО «МГПИ», 2010 .52 с. 22. Солодова Г.Г Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы / Г. Г. Солодова, Н. А. Климова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. 107 с. 23. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Мн.: Асвета, 1981. 285 с. 24. Ткачева Д. М. Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества / Д. М. Ткачева, Л. М. Миляева // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г.Москва июнь 2013 г.). М.: Буки-Веди, 2013. С. 95 - 97. 25. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 2011. 345 с. 26. Философский словарь / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. М.: Просвещение, 2012. 1023 с. 27. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения / С. Т. Щацкий М.: Учпедгиз, 1958.432 с. 28. Школяр Л. В. Теория и методика музыкального образования детей: науч.- метод. пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998 29. Эльконин Д. Б. Психология детского развития/ Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2013. 420с. 30. ШмелёваА. Эстетическое воспитание средствами театра / А. Шмелева URL:sntk.vlsu.ru/index.php/sektsii-dokladov/76-institut-iskusstv-ikhudozhestvennogo-obrazovaniya/khoreograficheskoe-i-teatralnoeiskusstvo/3378-esteticheskoe-vospitanie-sredstvami-teatra (Дата обращения 15.12.2019).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проблемы организации эстетического воспитания 1.1 Проблема эстетического воспитания в теории и истории педагогической мысли Проблемы эстетического воспитания разбирались многими философами, культурологами, искусствоведами, психологами и педагогами. Появление начал эстетической деятельности и сознания, как удостоверяют археологи и историки, касается глубокой древности - к концу среднего палеолита. Этап античности II в. до н.э. - III в.н.э. даёт дальнейшее вырабатывание эстетических идей: тут сталкиваются определённые системы эстетического воспитания, где установлены средства, цели и методы эстетического обучения. Аристотель внедряет понятие «калокагатия», что истолковывает человека как создание добросердечное и красивое и предлагает подключить в эстетическое воспитание рисование и письмо[14]. Понятие «эстетическое воспитание» производное от термина эстетика. Эстетика - это наука о прекрасном. А эстетическое воспитание, в свою очередь, это воспитание способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и окружающей действительности, формирование чувств в области прекрасного. В трудах М.Ф.Квинтилиана, Плутарха, М.Т.Цицерона многогранно разрабатываются идеи эстетического воспитания, значительный смысл сообщается вырабатыванию таких черт личности, как уметь выразительно беседовать, формированию ощущения художественного слова, ритма. В эпоху Нового времени (XVII – XVIII вв.) эстетическое воспитание строилось в основном на особом обучении пению, музыке, танцам, ручному труду, рисованию. Большую лепту в историю эстетического воспитания привнес Я.А.Коменский. В собственных работах он сообщает о нужде применения с раннего детства пения, музыки, игры на музыкальных инструментах[11]. Представители Просвещения старались установить содержание эстетического воспитания, охватывая языки, рисование, литературу, искусство мыслить, географию, историю и др. Такие педагоги как Г.Песталоцци, И.Гербарт, Ф.Фребель предложили включить в эстетическое воспитание рисование, пение, художественные образы великих людей, а также формирование детского творчества, чтение художественных произведений, созерцание картин, прослушание музыкальных произведений. Задача эстетического воспитания – формировать эстетический идеал. Эстетический идеал – это образ совершенства. Для эстетического освоения мира необходима практика и творческая деятельность. Виды этой деятельности могут быть достаточно разные: создание красоты через труд, эстетическое поведения, эстетическо-познавательная деятельность, творчество. Формирование эстетического сознания и эстетической деятельности являются двумя взаимосвязанными областями образовательного процесса. Через творческую деятельность человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. В то же время формируется его эстетическое отношение к реальности. Методы эстетического воспитания: анализ произведений искусства, предметов и явлений; упражнения в искусстве; положительный пример; поощрение и т.д. Формы эстетического воспитания: разговоры; лекции по эстетической тематике; уроки кино; вечера поэзии; круглые столы; дискотеки и танцевальные вечера. К средствам эстетического воспитания в различных эстетических мероприятиях применяют комплекс художественных и эстетических средств. Основные из них: познание, работа, игра, общение, искусство, литература. Эти средства органически включены в систему эстетического воспитания. Научно-познавательный процесс имеет большой потенциал для эстетического воспитания школьников. Проникая в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, ученик одновременно воспринимает их эстетические свойства. Процесс познания объективной реальности начинается с чувственного восприятия, так называемого живого созерцания. Труд активно влияет на эстетическое развитие следующими путями: процессом, содержанием работы, результатами труда, отношениями в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный труд сопровождается чувством удовлетворения и наслаждения. Человека радует результат его труда.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg