Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методология исторического познания

анастасия89 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2020
Введение Актуальность темы определяется социокультурной динамикой современного мира и новым этапом развития исторических знаний, что высветило проблему взаимосвязи исторических знаний и интеллектуальной культуры нашего времени. Гносеологическая революция, в которой историческая наука стала участвовать позже, чем другие социальные и гуманитарные науки, сделала проблематичной нынешнюю конфигурацию области исследований и пересмотрела ее методологические и предметно-предметные основы. Аксиома «История не терпит субъективизма», которая утверждается в умах многих социологов, больше не кажется безусловной. Повышенный интерес к проблеме поиска исторических альтернатив обусловлен как логикой развития самого научного знания, так и исторической науки в частности, и мотивируется социальной практикой, т.е. сказать проблемы исторической эпохи. Как всегда в критические периоды, новые архивные документы были не так востребованы, как интерпретация новой информации. Это способствовало повышению роли теории в исторической науке - от мета-теории и теории «промежуточного уровня» до прикладных методов исторического исследования. Исторические знания столкнулись с необходимостью мировоззренческого и методологического переосмысления исторического процесса с точки зрения современности. Внедрение исторической науки в поиск методов, адекватных изменениям в обществе и знаниях, позволяет говорить об актуальности исторических знаний и во многом определяет особенности современной философии истории, отражая основное намерение - теоретизирование изучения истории. Открытие новой проблематики в историческом познании установило иное видение социальных процессов, что позволяет говорить об актуальности социально-философского изучения проблемы исторического познания. Более того, следует отметить, что предметом философской рефлексии сегодня является не столько понимание исторического метода, сколько исследование опыта такого понимания. Он фиксирует этапы формирования методологии истории, определяет ее структуру и функции, выявляет связи методологии истории с различными философскими, логическими, лингвистическими, психологическими теориями, а также показывает изменение содержания этой отрасли науки. Такой подход позволяет нам не только объяснить суть понятия «историческое знание», но и показать его роль в системе социальных знаний. Основная цель данной работы - дать социально-философский анализ современного состояния исторического знания. Указанная цель предопределила постановку и решение следующих исследовательских задач: • определить историко-философские характеристики содержания понятия «историческое знание», уточнить современное понимание этого понятия; • раскрыть основы и проблемные вопросы системного характера исторических знаний через соотношение концептуально-теоретических и конкретно-возможных ориентаций исторического знания; • определить необходимость выделения и обоснования основных уровней обновления современных исторических знаний. Предмет исследование – историческое познание, объект исследования – методология исторического познания.
Введение

Введение Актуальность темы определяется социокультурной динамикой современного мира и новым этапом развития исторических знаний, что высветило проблему взаимосвязи исторических знаний и интеллектуальной культуры нашего времени. Гносеологическая революция, в которой историческая наука стала участвовать позже, чем другие социальные и гуманитарные науки, сделала проблематичной нынешнюю конфигурацию области исследований и пересмотрела ее методологические и предметно-предметные основы. Аксиома «История не терпит субъективизма», которая утверждается в умах многих социологов, больше не кажется безусловной. Повышенный интерес к проблеме поиска исторических альтернатив обусловлен как логикой развития самого научного знания, так и исторической науки в частности, и мотивируется социальной практикой, т.е. сказать проблемы исторической эпохи. Как всегда в критические периоды, новые архивные документы были не так востребованы, как интерпретация новой информации. Это способствовало повышению роли теории в исторической науке - от мета-теории и теории «промежуточного уровня» до прикладных методов исторического исследования. Исторические знания столкнулись с необходимостью мировоззренческого и методологического переосмысления исторического процесса с точки зрения современности. Внедрение исторической науки в поиск методов, адекватных изменениям в обществе и знаниях, позволяет говорить об актуальности исторических знаний и во многом определяет особенности современной философии истории, отражая основное намерение - теоретизирование изучения истории. Открытие новой проблематики в историческом познании установило иное видение социальных процессов, что позволяет говорить об актуальности социально-философского изучения проблемы исторического познания. Более того, следует отметить, что предметом философской рефлексии сегодня является не столько понимание исторического метода, сколько исследование опыта такого понимания. Он фиксирует этапы формирования методологии истории, определяет ее структуру и функции, выявляет связи методологии истории с различными философскими, логическими, лингвистическими, психологическими теориями, а также показывает изменение содержания этой отрасли науки. Такой подход позволяет нам не только объяснить суть понятия «историческое знание», но и показать его роль в системе социальных знаний. Основная цель данной работы - дать социально-философский анализ современного состояния исторического знания. Указанная цель предопределила постановку и решение следующих исследовательских задач: • определить историко-философские характеристики содержания понятия «историческое знание», уточнить современное понимание этого понятия; • раскрыть основы и проблемные вопросы системного характера исторических знаний через соотношение концептуально-теоретических и конкретно-возможных ориентаций исторического знания; • определить необходимость выделения и обоснования основных уровней обновления современных исторических знаний. Предмет исследование – историческое познание, объект исследования – методология исторического познания.
Содержание

Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование методологии исторического познания 5 1.1 Роль истории в познании 5 1.2 Этапы развития исторической науки 10 1.3 Функции исторического познания 14 Глава 2. Анализ методологии исторического познания 20 2.1 Методология науки и курса всеобщей истории 20 2.2 Источники и методы познания истории 31 Заключение 36 Список литературы 38
Список литературы

Список литературы 1. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность //Философия и методология истории: Сб. ст. М., 2009. - С.115 - 142. 2. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. - № 3. -С. 29-42. 3. Вайнштейн О.Л. Теоретические дисциплины истории // Критика новейшей буржуазной историографии. Л.: Наука,1999- 15-67 с. 4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 2009 7. 5. Гуревич А.Я. Об исторической закономерности // Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 2002.51-79. 6. Иванов Г.М., Коршунов A.M., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М.: Мысль, 2002 69 с 7. Ивин A.A. Философия истории: Уч. пособие. М.: Гардарики, 2000. - 528. 8. Проблемы исторического познания. Материалы международной конференции. Москва, 19-21 мая 2006 / Отв. ред. академик Г.Н.Севастьянов. М.: Наука, 2006 300 с. 9. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 2002 303 с. 10. Советская историческая энциклопедия. Т.6. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 454 с. 11. Хабермас Ю. О субъекте истории. Краткие замечания по поводу ложных альтернатив // Философия истории. Антология. М., 1995. - С.283-289. 12. Хвостова К.В. История: проблемы познания // Вопросы философии. 1997. -№ 4. - С.61-71. 13. Хвостова К.В. Количественные методы в истории // Вопросы философии. 2002. - № 6. - С.60-68. 14. Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете междисциплинарных исследований. М.: РГГУ, 1997.- 290 с. 15. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М.: ФАИР - ПРЕСС, 1999. - 576 с. 16. Шидер Т. Возможности и границы сравнительных методов в исторических науках // Философия и методология истории / Под ред. И.С. Кона. М.: Прогресс, 1977. - С.124-167. 17. Эрн В.Ф. Методы исторического исследования // В.Ф.Эрн. Соч. М., 1991. 18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1991. -527 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое обоснование методологии исторического познания 1.1 Роль истории в познании Понимание истории как науки об обществе в ее динамике влияет на необычайную широту ее области исследований с тенденциями к непрерывному и неограниченному расширению исторического пространства. Это также вызывает некоторые опасения, что историческая наука потеряет детали своего предмета. С другой стороны, это позволяет отдельным исследователям говорить об истории как о почти самой универсальной из всех социальных наук. Факт истории, а следовательно и предмет исторического анализа, может быть любым проявлением человеческой деятельности. Историки, в отличие от специалистов в других областях социально-гуманитарных знаний, сталкиваются с явлениями различного рода: экономическими, социальными, психологическими, политико-правовыми, культурными и т. д. Последнее приводит к выводам не столько об универсальности исторических наук, сколько о вполне естественном интеграционном потенциале и возможностях синтеза различной информации и формах ее обработки. По крайней мере, любая гуманитарная дисциплина изучает только одну сферу современной реальности, в то время как история интересуется всеми аспектами прошлого и времени, и то, что когда-то касалось других гуманитарных наук, также будет в поле зрения. Следует понимать, что историческая наука может рассматриваться так же, как форма общественного сознания и как социальный институт. Среди других форм общественного сознания его историческая версия включает в себя определенный набор идей, взглядов, восприятий, чувств, настроений, которые отражают восприятие и оценку общественного развития во всем его многообразии. Научный раздел исторического сознания выделяет ту область, которая связана конкретно с научными практиками, с присущими им конкретными методами, с институтами исторической науки, группами ученых, системой исторического образования и т. д. Исторические знания можно условно разделить (методами познания) на три уровня: 1) реконструктивное знание и реконструктивный портрет прошлого как фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, созданной в форме повествования, то есть определенной истории, повествования или в форме схематического изображения; 2) эмпирическое историческое знание - знание закономерностей, повторяемости в процессе исторического развития и установления связей между различными фактами; 3) теоретическое историческое знание связано с формулировкой, основанной на первых двух уровнях обобщенных теорий, то есть раскрывающих законы исторического развития. Понятие «историческая теория» до сих пор остается спорным и неопределенным в научной и философской литературе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg