Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методы диагностики в работе врача офтальмолога и дефектолога с детьми дошкольного возраста со зрительными нарушениями

анастасия89 200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2020
Введение Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации. При нарушениях зрения у слабовидящих и частично видящих детей снижается точность, полнота и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов, объектов и их изображений, в этой области много работали Г.В. Никулина, Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, Л.П. Григорьева, В.П. Гудонис, М.И. Земцова, А.Г. Литвак 1985, Л.И. Плаксина , Л.И. Солнцева и др. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, амблиопией (стойкое понижение остроты зрения, без видимой анатомической или рефракционной основы) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Проблема развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения является одной из самых важных в тифлопедагогике. Это и обусловило актуальность изучения выбранной темы курсовой работы. Объект – дети дошкольного возраста с нарушение зрения. Предметом исследования являются особенности пространственного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Гипотеза – Выявленные нами способы формирования пространственных представлений окажут существенную помощьпедагогам детского сада и родителям в работе с незрячими детьми. Цель исследования заключается в том, чтобы изучить теоретические аспекты, структуру и особенности тифлопедагогической коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в период дошкольного детства. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: - изучить свойства зрительного восприятия, особенности его развития в норме и при нарушениях, определить роль тифлопедагога в коррекции нарушенного зрения. - раскрыть основные подходы к организации и осуществлению коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия в ДОУ для детей с нарушением зрения. Методологической основой работы явились системно-деятельностный подход к изучению психических явлений в разработке Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева; системно-структурный подход к развитию личности Б. Г. Ананьева, Б. В. Ломова, А. А. Бодалева; концепция генезиса общения М. И. Лисиной. Данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической части, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Введение Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации. При нарушениях зрения у слабовидящих и частично видящих детей снижается точность, полнота и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов, объектов и их изображений, в этой области много работали Г.В. Никулина, Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, Л.П. Григорьева, В.П. Гудонис, М.И. Земцова, А.Г. Литвак 1985, Л.И. Плаксина , Л.И. Солнцева и др. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, амблиопией (стойкое понижение остроты зрения, без видимой анатомической или рефракционной основы) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Проблема развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения является одной из самых важных в тифлопедагогике. Это и обусловило актуальность изучения выбранной темы курсовой работы. Объект – дети дошкольного возраста с нарушение зрения. Предметом исследования являются особенности пространственного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Гипотеза – Выявленные нами способы формирования пространственных представлений окажут существенную помощьпедагогам детского сада и родителям в работе с незрячими детьми. Цель исследования заключается в том, чтобы изучить теоретические аспекты, структуру и особенности тифлопедагогической коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в период дошкольного детства. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: - изучить свойства зрительного восприятия, особенности его развития в норме и при нарушениях, определить роль тифлопедагога в коррекции нарушенного зрения. - раскрыть основные подходы к организации и осуществлению коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия в ДОУ для детей с нарушением зрения. Методологической основой работы явились системно-деятельностный подход к изучению психических явлений в разработке Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева; системно-структурный подход к развитию личности Б. Г. Ананьева, Б. В. Ломова, А. А. Бодалева; концепция генезиса общения М. И. Лисиной. Данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической части, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

Оглавление Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты работы врача офтальмолога и дефектолога с детьми дошкольного возраста со зрительными нарушениями 5 1.1 Развитие зрительного восприятия у детей при нормальном и нарушенном зрении в период дошкольного детства 5 1.2 Роль врача офтальмолога и дефектолога в коррекции и развитии зрительного восприятия 10 Глава 2. Основные подходы к организации и осуществлению коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия в ДОУ для детей с нарушением зрения 15 2.1 Связь тифлопедагогической работы по коррекции и развитию зрительного восприятия с общеобразовательной и лечебно-восстановительной работой 15 2.2 Основные требования к организации и проведению коррекционно- развивающих занятий по развитию зрительного восприятия 17 Заключение 26 Литература 28
Список литературы

Литература 1. Аветисов Э.С, Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. / Медицина, 2012. 2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. 3. Венгер Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 2001. 4. Выготский Л.С. Лекции по психологии – СПб.: Союз, 1997. 5. Выготский Л.С. Психология. - М: ЭКСМО - Пресс, 2000. 6. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М, 1990. 7. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология», вып. 6. - М., Школа-Пресс, 2001. 8. Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. 9. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – Москва: изд-во «Просвещение», 1995. 10. Земцова М.И./ Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности / М.И. Земцова. – М.: Из-во АПН РСФСР, 1956. 11. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978. 12. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998. 13. Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Замашнюк. / Развитие зрительного восприятия/учебное пособие. / СПб., 2003.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты работы врача офтальмолога и дефектолога с детьми дошкольного возраста со зрительными нарушениями 1.1 Развитие зрительного восприятия у детей при нормальном и нарушенном зрении в период дошкольного детства Зрительное восприятие является основным способом получения человеком представлений об окружающем. Зрение позволяет человеку получать информацию о внешнем мире, ориентироваться в пространстве, контролировать свои действия, выполнять точные операции. Все эти возможности обеспечивают зрительные функции. К основным (базовым) функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Острота зрения, или разрешающая способность - свойство глаза обнаруживать малые объекты и различать тонкие детали. Это свойство сильно меняется в зависимости от вида объекта, спектрального состава распределения энергии светового излучения, освещенности фона, контраста между объектом и фоном, продолжительности действия зрительных стимулов и других факторов. Для движущихся объектов острота зрения зависит от скорости их движения. По степени снижения остроты зрения принято выделять следующие группы детей: ? Слабовидящих (легкой, средней, тяжелой степени); ? С остаточным зрением; ? С остротой зрения до 0,2 с коррекцией на амблиопичный глаз в период окклюзии; ? С остротой зрения от 0,2 до 0,4 с коррекцией на амблиопичный глаз в период окклюзии; ? С остротой зрения выше 0,4 на амблиопичный глаз. В отечественной психологии зрительное восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и опознавательных действий (А.В. Запорожец, 1962; В.П. Зинченко, 1964; Т.П. Зинченко, 1981; Л.А. Венгер, 1969; М.С. Шехтер, 1981 и др.). На самом первом этапе зрительного восприятия с помощью перцептивных действий осуществляется обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков. Затем они интегрируются в целостное перцептивное образование, т.е. формируется зрительный образ на основе комплекса воспринятых признаков. Далее происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами, хранящимися в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет принять решение о классе, к которому относится объект. Как отмечает Л.П. Григорьева, «Сличение может быть сукцессивным, состоящим в последовательном переборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, либо симультантным – одномоментное сопоставление образа и эталона». Л.П. Григорьева выделяет ряд свойств зрительного восприятия: • Избирательность восприятия - выделение среди многообразия объектов и явлений только определенных. При глубоком слабовидении и остаточном зрении грубые нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоциональных воздействий некоторых признаков объектов (например, цвета), ослабляют интересы к зрительной среде, что уменьшает активность и избирательность восприятия. • Предметность восприятия – полностью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функций объектов внешнего мира. Вследствие обедненного сенсорного отражения предметность восприятия может нарушаться, что часто приводит к схематизму зрительных образов. • Целостность восприятия – связано с механизмами памяти (сукцессивное и симультантное сличение образа с эталоном) и мышления (операции анализа и синтеза). При нарушениях свойства целостности восприятие становится фрагментарным, обусловливая неполное т неточное отображение в сознании внешнего мира.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg