Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников каллиграфии

bulakovp 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2020
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. [32]
Введение

Актуальность исследования. Здоровьесберегающие технологии считаются обязательной частью процесса сохранения и закрепления здоровья. Здоровье, в свою очередь, считается главной ценностью человека и социума, и вызывает большое беспокойство, как медицинских сотрудников, так и педагогов, психологов и родителей. Поэтому здоровьесберегающие технологии относятся к категории государственно значимой ценности. В счет чего на уровне государства принимаются законы, формируются и реализуются программы, направленные на увеличение духовности и укрепление здоровья людей, в частности, учащихся начальной школы: Законы РФ и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Федеральная программа развития образования и другие. Изучением здоровьесберегающих технологий длительное время занимались такие ученые, как Коробов А.В., Апанасенко Г.Л., Никитин Н.В., Третьяков П.И. и многие другие. Сейчас ведется поиск методов оздоровления детей в условиях школы. Для того чтобы не усугубить, а сохранить и даже улучшить здоровье учащихся, по мнению ученых, надо искать эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно-образовательный процесс в школе. Особое воздействие на состояние здоровья учащихся оказывается уже на начальном этапе обучения, в то время как здоровье ребенка находится в зависимости от особенностей и итогу адаптации к новым образовательным условиям, характера сформировавшихся взаимотношений с преподавателями, уровня учебных достижений и многих иных факторов. Описание здоровьесберегающих технологий и богатого опыта их применения находим в работах В.Д. Сонькина, Н.К. Смирнова, Петрова О.В. и другие. По данным многих физиологов, учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд процессов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Ученые считают, что единовременная продолжительность активного внимания учащихся среднего звена обучения составляет 15–20 мин. А после 30–35-минутных непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество ее – на 50%. При этом около 50% детей начинают отвлекаться от работы. Урок русского языка – это предмет на котором учащимся приходится большую часть времени писать. Самую большую нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Для того чтобы утомляемость понизить или вообще избавить учащихся от усталость, необходимо дать возможность детям отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. Физкультурные минутки в данных случаях самое эффективное воздействие на организм ребенка в условиях построения урока каллиграффиии. Необходимость здоровьесберегающего построения уроков каллиграфии обоснуется в работах Г.Д. Слесаревой, Н.И. Пирогова, Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина и др. Но даже несмотря на значительное количество существующих исследовательских работ, приуроченных к здоровьесберегающим технологиям, картина здоровья детей находится на довольно низком уровне. прослеживаются противоречия среди теорией и практикой по реализации здоровьесберегающих технологий. Они состоят в том, что применение здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) должно быть систематичным, поочередным, грамотным, однако еще не разработан эффективный механизм внедрения в педагогический процесс технологий оздоровления. На данный момент нет комплексного, системного оздоровления, которое представляло бы собой единство целенаправленных действий участников образования. Стремление осуществить отдельные оздоровительные формы в учебном процессе становится недостаточными для достижения общей цели - увеличения результативности образования и сбережения здоровья школьников. Необходимая система комплексных мероприятий с участием представителей различных министерств и ведомств, организаций, заинтересованных в здоровье подрастающего поколения не реализуется. Для того чтобы были созданы необходимые условия для сохранения здоровья учащихся, к сожалению, не проводится специальной подготовки педагогических кадров, необходимая для создания условий, которые спобобствовали бы сохранению здоровья школьников. Сегодня существуют требования предъявляемые к здоровьесберегающему уроку, но как таковые они не выполняются, в своей практике технологиями педагоги, в основном. не пользуются или пользуются очень редко. Для того чтобы провести наблюдения за процессом здоровьесбережения и управления им, для диагностики и мониторинга состояния здоровья необходимы конкретные показатели, по которым следует оценивать изменения в состоянии здоровья, а также система критериев оценки здоровья. Указанные противоречия определили проблему исследования: какие технологии организации образовательного процесса в начальной школе способствуют сохранению здоровья учащихся в процессе обучения каллиграфии? Все вышеизложенное позволяет сделать вывод об актуальности темы исследования «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников каллиграфии». Объект исследования: обучение каллиграфии в начальной школе. Предмет исследования: технологии обучение каллиграфии, способствующие здоровьесбережению учащихся начальной школы. Цель исследования: теоретически описать и апробировать на практике технологии обучения каллиграфии, обеспечивающие сохранение здоровья младших школьников. Гипотеза исследования: обучение каллиграфии обеспечит сохранение здоровья учащихся, при соблюдении следующих условий: • становление каллиграфически правильного письма на основе следующих здоровьесберегающих принципов: а) приоритет правил, касающихся посадки, положения тетради, над правилами, непосредственно связанными с процессом письма; б) выработка плавного, ритмического письма определенного темпа; в) использование вспомогательных приемов, привлекающих внимание учащихся, вызывающих интерес к письму и разнообразящих форму обучения; г) активное управление работоспособностью учащихся; • использование следующих здоровьесберегающих технологий: работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка; обучение учащихся в режиме смены динамических поз; использование элементов цветотерапии и музыкотерапии; дыхательная гимнастика; зрительно-координационные упражнения (использование офтальмотренажеров). Задачи исследования: • изучить теоретические подходы к решению проблемы здоровьесбережения в процессе обучения каллиграфии учащихся начальной школы; • проанализировать понятия, типологии и особенности структуры современных здоровьесберегающих образовательных технологий; • обобщить опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения каллиграфии в современной начальной школе; • организовать опытно-экспериментальное обучение каллиграфии в начальной школе с использованием здоровьесберегающих технологий. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов педагогического исследования: 1. Теоретические методы: теоретический анализ педагогической литературы; 2. Эмпирические методы: анкетирование (младших школьников и родителей), наблюдение, беседа с учителями начальных классов, анализ документации, продуктов деятельности детей. База исследования: 4-в класс, МБОУ СШ №18 г. Волгодонск
Содержание

Введение……………………………………………………………… 3 Глава I. Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников каллиграфии………………………………………………………… 7 I.1. Педагогические подходы к решению проблемы здоровьесбережения в современном образовании……………..… 7 I.2. Здоровьесберегающие образовательные технологии: понятие, типологии, опыт использования в начальной школе………...…… 15 I.3. Научно-методические подходы к построению каллиграфической работы в начальных классах………………………………………... 25 I.4. Опыт организации каллиграфической работы в начальной школе на здоровьесберегающей основе…………………………………. 35 Выводы по I главе…………………………………………………... 43 Глава II. Опытно-экспериментальное построение процесса обучения каллиграфии в начальной школе с использованием здоровьесберегающих технологий………………………………… 45 II.1. Выявление состояния здоровья учащихся начальных классов …. 45 II.2. Система здоровьесберегающего обучения каллиграфии в экспериментальном классе………………………………………….. 50 II.3. Анализ эффективности экспериментального обучения каллиграфии…………………………………………………..….….. 55 Выводы по II главе…………………………………………............... 59 Заключение…………………………………………………………… 60 Список использованных источников……………………………..... 62 Приложение …………………………………………………………. 66 ?
Список литературы

1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. – 1995. - №12. – С.12 – 22 2. Андрианова Т. М., Илюхина В. А. Обучение грамоте в 1классе по «Букварю» Т. М. Андриановой и «Прописям» В. А. Илюхиной / М.: АСТ: Астрель, 2011. (Планета знаний) 3. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. - Сергиев Посад, 1995. - 180 с. 4. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы / М.М. Безруких. – М.: Новая школа, 1993. – 61с. 5. Будаева. Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе / Н.А. Будаева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 3. – С. 32-36. 6. Вайнер Э.Н. Валеология – М.: Флинта, 2013. – 448 с. 7. Гришанова О.С. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг / О.С. Гришанова, Е.В. Гусева – Волгоград: Учитель, 2010. – 248 с. 8. Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму //Начальная школа. — 2000. № 5. С. 61-62. 9. Здоровый образ жизни. Классные часы и мероприятия/ сост. Е.В. Дашукевич, З.М. Ледник, И.М. Юкович – Минск: Красико-Принт, 2013 – 128с. 10. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград. — Учитель. — 2009. 11. Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо с «секретом» / В.А. Илюхина // Начальная школа. – 1999. - №10. – С. 37 – 52 12. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина // Начальная школа. – 1999. - №8. – С. 16 – 24 13. Каллиграфия: приемы работы – Из опыта работы [электронный ресурс]. – Режим доступа. - httр://n-shkоlа.ru/аrсhivе/viеwаrtiсlе/1178 - Дата обращения 25.02.2017г. 14. Концепция программы для начальных классов «Школа России» Ч. 1/ М: Просвещение, 2012. 15. Коржова М.Е. Здоровьесберегающие технологии осуществления образовательного процесса в учреждениях СПО: автореф. дис. … канд. пед. наук – Челябинск, 2007. – 20 с. 16. Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе». [ электронный ресурс] – Режим доступа. httр://www.ореnсlаss.ru/iо/9/kоstеnkо -– дата обращения 19.03.16. 17. Костромина Н.И. Виды работ, способствующие развитию скорописи//Начальная школа. – 2013. - №9 с. 15-17. 18. Костюк Г.С. Мышление//Педагогическая энциклопедия. – М., 2011. – т.2. – с.160-161. 19. Куиднжи Н.Н. Валеология: Пути формирования Здоровья школьников. Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139с. 20. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 703 с. 21. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская). 22. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. - № 2. – С. 4 – 14 23. Науменко Ю. В. Современная практика здоровьесберегающего образования: (о реализации рос. образоват. программы «Шк. здоровья» в рамках междунар. проекта «Шк., содействующая здоровью») Ю. В. Науменко // Валеология. — 2006. — № 3. — С. 44–52. 24. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с. 25. Нестерова, Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11.- С. 78 – 83.. 26. Нетрадиционные способы обучения детей письму. – Из опыта работы [электронный ресурс]. – Режим доступа. -httр://nsроrtаl.ru/nасhаlnауа-shkоlа/russkii-уаzуk/2012/03/11/nеtrаditsiоnnуе-sроsоbу-оbuсhеniуа-рismu-dеtеу Дата обращения 25.02.2017г. 27. Петлякова Э.Н. Уроки здоровья в начальной школе: стандарты второго поколения/ Э.Н. Петлякова – Ростов –на/Д: Феникс, 2011 – 222с. 28. Петрова Н.Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы // Народное образование. Педагогика. – 2013. - № 6 с. 139.140. 29. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников//Начальная школа. – 2012 – №6. С. 34-36 30. Потапова Е.Н. Радость познания. – М., 1990.- 342с. 31. Потапова Е.Н. Радость познания: Кн. для учителя / Е.Н. Потапова. – М.: Просвещение, 1990. – 96с. 32. Слесарева Г.Д. Здоровьесберегающая деятельность учреждения // Психолого-педагогическое обеспечение как здоровьесберегающий ресурс субъектов образовательного процесса – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 9-11 с. 33. Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья, М., Чистые пруды, 2005 34. Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г. 35. Соколова О. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии. [ электронный ресурс] – Режим доступа. - httр://www.shkоlnуmir.infо/. – дата обращения 12.01.16. 36. Стандарт профилактической и оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях // Здоровье детей: газ. издат. дома «Первое сентября». — 2008.ь— № 19. — С. 7–10. 37. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, №3, 37-40с. 38. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. О «минутках чистописания» в начальной школе//Начальная школа. – 2009. - №9 с. 23-25 39. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс] / < рsihоlоgiуа-sоtsiаlnауа/sоtsiаlnо-рsihоlоgiсhеskауа-diаgnоstikа.html>Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.- Режим доступа: sоtsiаlnауа-рsihоlоgiуа-knigi/713-еksрrеss-diаgnоstikа-liсhnоstnоу-22522.html. Дата посещения 13.01.2016г.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников каллиграфии I.1. Педагогические подходы к решению проблемы здоровьесбережения в современном образовании Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». [7, с.15] Сохранение укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Она регламентирована и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании в РФ" (ст. 51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации". А что мы видим на сегодняшний день в школе? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый ребенок имеет хроническую патологию, у половины детей отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым школьник пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Интересно, что сам термин «школьные болезни» был введен немецким врачом Р. Вирховым сравнительно недавно – только в 1870 г. Уже тогда для «устранения главных причин школьных болезней» предлагалось ввести в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия». Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 81 страница
2025 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 34 страницы
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg