ГЛАВА I. ИНТЕРЕС К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ.
Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и по¬ходки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Маль¬чики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость.
Меняется значимость привлекательных сторон физической Культуры и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще (дети любят побе¬гать, попрыгать, поиграть, не очень задумываясь над тем, что это является средством их физического и психического разви¬тия), то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя для определенной профессиональной деятельности.
С учетом конкретных причин проявления школьниками ин¬тереса к физической культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала. Однако школьники проявляют и дифференцированный интерес к различному программному материалу. В младших классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки – подвижным. Все остальные упражнения учебной программы в этих классах нра¬вятся учащимся примерно в равной степени [4].
С 4-го класса интересы начинают все больше дифференци¬роваться. Около трети девочек отдают предпочтение гимнасти¬ке и акробатике и в то же время не любят общеразвивающих уп¬ражнений. Часть мальчиков-шестиклассников не любят гимна¬стику и отдают предпочтение легкой атлетике. У всех школьни¬ков этого возраста наблюдается повышенный интерес к спор¬тивным играм, особенно к баскетболу, эстафетам в виде сорев¬нований. Это можно объяснить происходящими в свойствах нейродинамики изменениями, вызванными наступлением поло¬вого созревания: нарастанием процесса возбуждения и увеличе¬нием скорости его протекания.
В старших классах интересы школьников остаются пример¬но теми же, но углубляется их дифференциация. Начиная с 9-го класса заметен резкий спад интереса к трудным и соревнова¬тельным упражнениям. Это можно объяснить несколькими при¬чинами. Во-первых, старшие школьники в связи с ростом само¬сознания начинают заботиться о своем престиже и чутко реаги¬руют на неудачи, которые могут быть во время соревнований. Во-вторых, как показано в ряде исследований, от младших к старшим классам положительное отношение к уроку физиче¬ской культуры ослабевает. Особенно это заметно в группах школьников со средним и низким уровнем двигательной актив¬ности [8].
Снижается число школьников, желающих заниматься физи¬ческой культурой в свободное время. С одной стороны, это объ¬ясняется увеличивающимся разнообразием интересов старших школьников, а с другой стороны – нарастанием после периода полового созревания торможения по «внутреннему» балансу, свидетельствующим об уменьшении потребности в двигатель¬ной активности. Это особенно отчетливо проявляется у девушек.
У старших школьников интерес к физической культуре со¬храняется, если у них имеется цель занятий физическими упражнениями. Однако необходимо, чтобы эта цель сохранялась в те¬чение длительного периода.
Например, спортсмены, выполняя неинтересные, с точки зрения обучающихся, упражнения, будут делать это добросовестно, с азартом, так как для них это средст¬во достижения высокого спортивного результата. Школьники же в большинстве случаев отлынивают от таких упражнений, так как они не отвечают их цели посещения урока: побегать, поиграть, пообщаться с товарищами, на худой конец - избе¬жать конфликта с учителем и родителями. Поэтому, чтобы школьники выполняли все упражнения добросовестно, надо формировать у них долговременную цель посещения уроков физкультуры – самосовершенствование.