Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с произведениями архитектуры

bulakovp 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.04.2020
Актуальность нашего исследования в том, что искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека, способного видеть красоту сооружений, зданий, построек, окружающих его.
Введение

Актуальность исследований обусловлена тем, что в условиях непрерывной модернизации образования значительной проблемой является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Исходя из психолого-педагогических характеристик, младший школьный возраст является благоприятным для развития творческой и познавательной активности, так как в этом возрасте дети чрезвычайно эмоциональны, любознательны, у них есть огромное желание познавать мир. Эстетическое восприятие и эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Е.Л. Кононко считает, что особую роль в становлении эстетического восприятия младших школьников играет ознакомление с произведениями архитектуры. Проблема эстетического восприятия в научной литературе представлена в различных контекстах. Как предпосылка духовного становления человека, его личностного развития, эстетическое восприятие рассматривается в трудах культурологов, педагогов и психологов: П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского, В.В. Зеньковского, B.П.Зинченко, Д.Б. Кабалевского, А.Н. Леонтьева, Э.Е. Леонтьевой, Д.С.Лихачева, С.Л.Рубинштейна, М.Б. Теплова, К.Д. Ушинского и др. Авторы раскрывают онтологические и гносеологические основы эстетического развития человека, подчеркивают целостность личности, взаимосвязь нравственного и эстетического, указывают на стратегии формирования эстетической культуры человека. Психологические основы эстетического воспитания раскрыты Б.М.Тепловым, который представил глубокое научное обоснование факторов эстетического развития ребенка, важнейшими из которых выступают «окружение, в котором он проводит первые годы», а также характер «планомерной педагогической работы». Существует значительное число трудов, в рамках которых развитие эстетического восприятия выступает как «прямая» задача эстетического воспитания школьников (С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, В.А. Разумный, Б.П.Рождественский, В.К. Скатерщиков и др.). В контексте теории эстетического воспитания основным средством эстетического развития является общение с искусством, которое не ограничивается «простым созерцанием», а обязательно предполагает включение в художественное творчество. Принцип «творческой самодеятельности» выступает определяющим (Б.Т. Лихачев, 2014). Наиболее полно и конкретно средства и формы эстетического воспитания представлены в опыте и описаны в работах C.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского. Значительный пласт исследований посвящен изучению особенностей и условий художественного развития ребенка, в рамках которых рассматривается и эстетическое восприятие (Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, B.C. Кузин, М.Д. Таборидзе А.И. Буров и др.). Ценность данных исследований безусловна, но авторы в основном рассматривают условия и механизмы развития художественных способностей детей на уроках и занятиях эстетического цикла. Модернизация содержания образования способствовала созданию новых методических пособий по ознакомлению младших школьников с архитектурой, программ художественно-эстетического развития. Однако, наряду с высокой значимостью вышеперечисленных исследований, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных развитию эстетического восприятия посредством ознакомления с произведениями архитектуры, направленных как на развитие искусствоведческого и образного словаря детей, так и на совершенствование их зрительской культуры. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с произведениями архитектуры» является актуальной. Проблема нашего исследования заключается в том, чтобы выявить специфику формирования эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с произведениями архитектуры. Объект исследования - формирование эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования - формирование эстетического восприятия у младших школьников в процессе ознакомления с произведениями архитектуры. Целью данной работы является выявление особенностей ознакомления младших школьников с произведениями архитектуры для формирования их эстетического восприятия. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: 1. Провести анализ литературных источников по теме исследования с целью выявления теоретических основ эстетического восприятия младших школьников. 2. Выявить специфику формирования эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с произведениями архитектуры. 3. Организовать и провести эмпирическое исследование по формированию эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста. Гипотезой исследования стало предположение о том, что реализация разработанной нами программы «Юный искусствовед» позволит повысить уровень эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста. Методологическую базу исследования составили труды таких авторов, как: Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая и др., полный список литературы мы предоставим в соответствующем разделе. Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. 2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа с испытуемыми. 3. Методы интерпретации: количественный и качественный анализ полученных данных. В ходе исследования применялась диагностика в виде игры «Интервью». Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУДО ДПЦ «Содружество «ДПК» Ровесник» г.Калуга в группе младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста (7-8 лет), мальчиков и девочек. Практическая значимость: разработанная нами программа «Юный искусствовед» может найти широкое применение в ДО в целях формирования эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования эстетического восприятия у детей в процессе ознакомления с архитектурой. Вторая глава посвящена процедуре и результатам эмпирического исследования. В заключении подводятся итоги теоретического анализа литературы по изучаемой теме и проведенного экспериментального исследования. Список литературы представлен 73 источниками. Приложения содержат конспекты занятий, таблицы результатов проведенной практической работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ АРХИТЕКТТУРЫ…..….........................................................................................7 1.1. Особенности эстетического восприятие………….………………………...7 1.2. Специфика формирования эстетического восприятия у младших школьников в процессе в процесс ознакомления с произведениями архитектуры….………………………………………….………...……………..15 Вывод по 1 главе..…………………………………………………………..36 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………................39 2.1. Методы и методики исследования………………………………..………..39 2.2. Анализ результатов исследования……....…………………………………50 2.3. Вывод по 2 главе…………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………..54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………..56 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Абаева, И.М. Подумаем о будущем. Архитектура и строительство Москвы [Текст] / И.М. Абаева. – М.: 2017. – 275с. 2. Абаева, И.М. Архитектура и дети [Текст] / И.М. Абаева. – Л.: 2015. – 345с. 3. Абаева, И.М. Интегрированный курс архитектурно-художественного творчества. Искусство в школе [Текст] / И.М. Абаева, О. Бармаш. – М.: 2015. – 235с. 4. Адаскина, А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности [Текст] / А.А. Адаскина. – М.: Наука, 2013 – 207с. 5. Бартенев, И.А. Очерки истории архитектурных стилей [Текст] / И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова. - М., 2017. – 380с. 6. Барышникова, С.Ю. Архитектурная школа имени Папы Карла [Текст] / С.Ю. Барышникова. - М.: Линка-Пресс, 2016. - 446 с. 7. Бечак, Б.А. Воспитание искусством [Текст] / Б.А. Бечак. – М.: Просвещение, 2018. – 280 с. 8. Бочкарева, О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию [Текст] / О.А. Бочкарева. – Корифей, 2014. – 96 с. 9. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 5-9. 10. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства [Текст] / Б.Р. Виппер. – М., 2013. 11. Волынкин, В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию [Текст] / В. Волынкин. - ВАКО, 2013 г. – 208 с. 12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, Пресс, 2016. – 536 с. 13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2014. – 256 с. 14. Грибанова, М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей младшего школьного возраста [Текст] / М.В. Грибанова. – М., 2017. – 98 с. 15. Грибовская, А.А. Ознакомление дошкольников с архитектурой [Текст]: методическое пособие / А.А. Грибовская. - М., 2013. – 254 с. 16. Егорова, В.С. Зачем архитектору нужен рисунок? [Текст] / В.С. Егорова // Юный художник. - 2013 - № 9. – С.15-19. 17. Заславский, Е.Л. Что такое архитектура [Текст] / Е.Л. Заславский. - М.: Народная Асвета, 2015. - 126 с. 18. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковсий. – М.: Академия, 2016. – 346 с. 19. Иванова, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития учащихся [Текст]: учебно-методическое пособие / И.В. Иванова. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. – 354 с. 20. Искржицкий, Г.И. По законам красоты. Беседы об архитектуре [Текст] / Г.И. Искржицкий. - М.: Просвещение, 2013. - 286 с. 21. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - 4-е изд. – М., 2014. – 204 с. 22. Калашникова, С.А. Таинство Восхождения [Текст]: учебник нравственно-этического воспитания / С.А. Калашникова. - Издательство: Амрита-Русь, 2013. – 272 с. 23. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] / Л.А. Каменева. – М.: Знание, 2014. – 97 с. 24. Киященко, Н.И. Путешествие в прекрасное [Текст] / Н.И. Киященко. – М.: Наука, 2013. – 187 с. 25. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст] / Я.И. Ковальчук. – М., 2015. – 132 с. 26. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т.С. Комарова. – Мозаика-Синтез, 2013. – 352 с. 27. Королева, Т.В. Занятия по рисованию с детьми [Текст]: пособие для педагогов ДОУ, родителей / Т.В. Королева – М.: Сфера, 2013. - 80 с. 28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М., 2013. – 464 с. 29. Лихачев, Д.С. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.С. Лихачев. – М.: Педагогика, 2013. – 183 с. 30. Матюхина, Т.С. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.– М.: Просвещение, 2017. – 256 с. 31. Мацкевич, М.И. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания [Текст] / М.И. Мацкевич // Дошкольное воспитание. – 2018. - № 4. – С.16-22 32. Менчинская, Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет [Текст] / Н.А. Менчинская. – М.: Ин-т практической психологии, 2014. – 185 с. 33. Младковская, А. На стыке архитектуры, искусства и педагогики [Текст] / А. Младковская // Строительная газета. - 2005. - №45. – С. 7-8. 34. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М., 2013. – 456 с. 35. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – М., 2014. – 467 с. 36. Неменский, Б.М. Дом. Какой он [Текст] / Б.М. Неменский. – М.: Высшая школа, 2014. – 188 с. 37. Неменский, Б.М. О проблемах эстетического воспитания [Текст] / Б.М. Неменский. – М., Просвещение, 2015. – 67 с. 38. Новиков, Ф.М. Формула архитектуры [Текст] / Ф.М. Новиков. – М.: Детская литература, 2014. – 166 с. 39. Общие вопросы эстетического воспитания [Текст] / под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Просвещение, 2015. – 67 с. 40. Островская, Л.Ф. Каким растет ваш ребенок [Текст] / Л.Ф. Островская. – М., 2013. – 147 с. 41. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в воспитании дошкольников [Текст] / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2018. – 160 с. 42. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. 43. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство: РПА, 2016. – 640 с. 44. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 80 с. 45. Плужников, В.И. Термины российского архитектурного наследия [Текст] / В.И. Плужников. – М., 2015 – 747 с. 46. Полунина, В.Н. Искусство и дети [Текст] / В.Н. Полунина. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с. 47. Прохоров, А.М. Советский энциклопедический словарь [Текст] /А.М. Прохоров. М., 2017. – 940 с. 48. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под. ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2015. – 303 с. 49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 720 с. 50. Рукавицын, М.М. Эстетическое воспитание детей [Текст] / М.М. Рукавицын. – М.: Знание, 2013. – 432 с. 51. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 2014. – 354 с. 52. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с. 53. Теплов, Б.М. Психология индивидуальных различий [Текст]: избранные труды / Б.М. Теплов. – М., 2016. – 352 с. 54. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст]: учеб. Пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 2014. – 576 с. 55. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2014. – 349с. 56. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / В.Н. Шацкая. – М., 2014. – 477 с. 57. Шоргина, Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей [Текст] / Т.А. Шоргина. – М.: Книголюб, 2013. – 183 с. 58. Шуаре, М.О. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.О. Шуаре. – М.: изд-во Моск. ун-та, 2013. – 272 с. 59. Юрченко, С.П. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования [Текст] / С.П. Юрченко. – М.: Высшая школа, 2015. – 288 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ АРХИТЕКТУРЫ 1.1. Особенности эстетического восприятия Более глубокие знания об окружающей действительности человек получает благодаря восприятию. Являясь звеньями единого процесса чувственного познания, обе эти формы отражения реальности неразрывно связаны друг с другом. Вместе с тем и ощущения, и восприятия имеют свои отличительные особенности. В результате ощущения мы получаем знания об отдельных свойствах и качествах предметов, а в результате восприятия мы получаем целостный образ предмета или явления [13]. Рисуя с натуры грушу, ученик обращает внимание на зеленовато-желтый цвет груши, ее величину, округлую форму, пространственное положение, душистый запах. И вместе с тем эти качества груши воздействуют не изолированно друг от друга, а в сочетании, в единстве – в процессе изучения натуры и ее изображения у школьников формируется целостный образ груши как объекта, характеризующегося определенной формой, цветом, весом, запахом, вкусом. И достаточно потом сказать учащемуся слово «груша», как в его памяти возникает этот целостный образ груши. Восприятие – это процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств [13].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 68 страниц
540 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg