Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Влияние стиля руководства на эффективность деятельности сотрудников.

irina_krut2020 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.04.2020
необходимостью выбора стиля управления, который может быть реализован, влияния не только на эффективность организации в целом, но и на социально-психологический климат в команде. Цель этого исследования - проанализировать стиль управления и методы управления в школе КАУ. Для достижения цели данного исследования необходимо решить следующие задачи: Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Анализ психологической литературы по данной теме. 2. На основе анализа источников выделить стили руководства и методы управления в организации, рассмотреть структуру и характер. 3. Теоретически и экспериментально выявить и доказать влияние стилей руководства на эффективность деятельности сотрудников. 4. Разработка и проверка эффективности реализации рекомендаций по улучшению стилей и методов управления в организации; Объект исследования: директор и администрация школы при КАУ. Предмет исследования: влияние стиля руководства на эффективность деятельности сотрудников Гипотеза. Мы предполагаем, что стиль руководства директора при школе КАУ влияет на эффективность деятельности сотрудников. Теоретико-методологическая основой исследования являются общенаучные и отдельные теории и концепции, касающиеся : - социальной психологии управления (Т.Ю. Базаров, Т.С. Кабаченко, Р.Л. Кричевский, Б.Ф. Ломов, А.В. Филиппов и др.); - социальной психологии организации и психологии профессиональной деятельности (А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Е.А. Климов, С.К.Сергиенко, В.Д. Шадриков и др.); -психолого-акмеологического подхода (А.А. Бодалев, А.А. Деркач,В.Г. Зазыкин, Л.Г. Лаптев и др.); - социальной психологии личности в целом (К.А. Абульханова - Славская, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов , А.А. Бодалев , А.М.Столяренко и др.) и личности руководителя в частности (А. В. Быков, В. П. Подвойский, Е. А. Орлова и др.); Методы и методики исследования. Для доcтижения цели иccледования, pешения поcтавленныx задач и пpовеpки иcxодныx теоpетичеcкиx положений иcпользовалиcь cледующие методы иccледования: теоpетичеcкий анализ и обобщение филоcофcкой, педагогичеcкой, пcиxологичеcкой, cпpавочной литеpатуpы, а также диccеpтационныx иccледований по изучаемой пpоблеме; наблюдение, диагноcтиpование,теcтиpование.Былииcпользованы cледующие диагноcтичеcкие методики: -Самооценка стиля управления(А.В.Аграшенков «Психология на каждый день ;М,1997) -Диагностика стиля управления руководителя коллективом(Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога».Книга 2.М.,1999) -Диагностика коммуникативных и организационных склонностей(КОС-2)(Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М.Мануйлов. «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп».-М.,2002 -Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки(Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М.Мануйлов. «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп».М.,Изд-ство Института Психотерапии.2002 -Стиль управления(А.Л.Журавлев). -Экспертная диагностика стилей руководства. -Определение стиля управления персоналом(Адаптированный вариант экспертной методики В.П. Захарова). -Диагностика мотивационной структуры личности(Э.В.Мильман.Метод изучения мотивационной сферы личности.Практикум по психодиагностике.Психодиагностика мотивации и саморегуляции.-М.,1990). -Тестирование по управленческой решетке Блейка-Мутона. -Социометрия Дж.Морено. Научная новизна заключается в определении основных направлений совершенствования стилей управления и методов управления в организации. Практическая значимость. В диссертационной работе были разработаны рекомендации, введенные в школе в школу КАУ и не требующие специальных инвестиций. Теперь эти рекомендации дали ощутимые результаты, повысив производительность. База исследования: школа при Казахско- Американском университете Структра дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе рассматривается теоретическое исследование влияния стиля управления на эффективность деятельности сотрудников. Вторая глава посвящена анализу эффективности системы управления и методов управления в Школе КАУ, а также направлениям совершенствования стилей управления и методов управления в организации, а также результатам аудита эффективности рекомендации, разработанные в школе КАУ.
Введение

Важным аспектом организационной психологии и управления персоналом является проблема выявления и развития управленческих навыков. Большинство исследователей под понятием «управленческие навыки управления» означают набор персональных показателей, знаний и навыков, которые обеспечивают эффективную работу функций управления. На изучение управленческих навыков обратили внимание на Л.И. Уманский А.А. Рейн, Н.К. Бакланова, И. Ламшер , Э.А. Милериан , А.П. Науменко, Т.И. Тюрина, Ю.А. Самарин. Несмотря на большое развитие проблем стиля руководства, рассмотрение литературы с использованием управленческих навыков в литературе игнорировалось. Важность этой темы определяется важностью как стиля руководства, так и управленческих навыков с точки зрения повышения эффективности работы коллективов, рабочих групп и организации в целом. Управленческий навык - это набор действий, основанных на специальных междисциплинарных знаниях, которые определяют успешную работу управленческой деятельности. Кроме того, важной задачей психологии является изучение взаимозависимости стилей руководства и присущих им управленческих навыков. Одной из причин кризиса в реальном секторе экономики является низкая эффективность управления. Очень медленно происходит изменение стереотипов мышления, которые развивались на протяжении многих десятилетий. Экономическая устойчивость предприятий и их продвижение на цивилизованный рынок зависят от многих факторов, среди которых наиболее важным местом занимаются такие инструменты влияния, как стиль и методы управления лидером. Постоянное изменение и адаптация внутренних компонентов предприятия к быстро меняющимся внешним условиям требует новых стилей руководства, методов и форм организации эффективной работы. Сегодня каждый менеджер в процессе управления выполняет свои обязанности только в своем стиле. Стиль руководства выражается в том, каким образом руководитель побуждает коллектив проявлять инициативу и творческий подход к выполнению поставленных перед ним задач, поскольку он контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя его способностью обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать в команде особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных отношений и поведения. Степень, в которой менеджер делегирует свои полномочия, типы полномочий, которые он использует, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, выполнении задачи, - все это отражает стиль руководства этого лидера. Правильно разработанный стиль руководства, соответствующий текущей ситуации, способен преодолеть непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами менеджера, но при всей их важности индивидуальные характеристики не исключают других составляющих его компонентов. Стиль руководства является неотъемлемой характеристикой, которая включает в себя характеристики как менеджера, так и объекта. Стиль руководства - целостная, относительно стабильная система методов воздействия на лидера в коллективе для эффективного осуществления управленческих функций. Большинство исследователей идентифицируют три типа стилей лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. У каждого из них есть преимущества и недостатки, ситуации, которые более или менее подходят для его применения. Основной целью управленческой деятельности является оптимизация функционирования системы (организации) в целом, получение максимально возможного полезного эффекта с наименьшими затратами , т. е. cоздание продуктивной организации, которая представляет собой нечто большее, чем сумма ресурсов, вложенных в него. Как утверждают психологи и социологи, эффективность работы на предприятии во многом зависит от стиля управления. Влияние менеджера на производительность организации может отличаться. Менеджер, в этом случае руководитель, может принять тот или иной стиль руководства, потому что для него это характерно. Работа менеджера приобретает, в конечном счете, определенные установленные формы и содержание - стиль руководства. Управление - одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности. Это взаимодействие между собой в различных сферах деятельности людей, а человек - существо сложное и многогранное, каждый со своими взглядами, ценностями, моральными, психологическими и психическими устоями. Поэтому можно утверждать, что в процесс управления входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т. п.), социально-психологические проблемы трудовой деятельности, влияние стилей руководства (морально психологическое состояние коллектива). Поэтому в социологии и психологии управления можно выделить следующие - основные задачи. Первая - изучение реальных фактов постоянно развивающихся социально психологических характеристик управленческой деятельности. Вторая - из огромного многообразия фактов управленческой деятельности выделение наиболее важных и на этой основе определение тенденций развития, разработки социологических и психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.Третья - построение наиболее выраженных направлений развития управленческой деятельностью в будущем. Четвертая - выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления, разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем. Люди, входящие в различные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия и т.д., целью деятельности которых является выполнение определенных функций являются объектом изучения социологии и психологии управления. Стиль управления понимается как набор принципов и методов управления, которые чаще всего используются менеджером-руководителем. Это привычный способ, которым руководитель ведет себя к подчиненным, что выражается в том, как лидер, выполняя свои функции, поощряет коллектив проявлять инициативу и творческое выполнение возложенных на него задач; как контролирует деятельность подчиненных.
Содержание

Введение стр. 3 1 Теоретическое исследование влияния стиля руководства на эффективность деятельности сотрудников 6 1.1 Формирование личности современного менеджера: теоретический аспект 6 1.2 Понятие стиля руководства в современной психологической науке 11 1.3 Влияние стиля руководства на эффективность деятельности сотрудников 15 2 Экспериментальное исследование влияния стиля руководства на эффективность деятельности сотрудников 21 2.1 Методический инструментарий исследования 21 2.2 Организация и планирование исследования 25 2.3 Анализ полученных результатов исследования 34 Заключение 55 Список использованной литературы 58
Список литературы

Михалева Е.П. Управление: резюме лекций / Е.П. Михалева. - 2-е изд., Перераб. и дополнительные. - Москва: Издательство Юрайт, 2015 г. - 191 с. 2 Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Управление: учебник. - 2-е изд., Внутр. и перераб. Под Обществом. Издание проф. М. Переверзева. - Москва: ИНФРА-М. - 2013. - 330 с. 3 Орбан-Лембрик Л. Е. Психология управления: Справочник / Л.Е. Орбан - М.: Академвидав, 2003. - 568 с. 4 Репина Е.А. Основы управления: Учебник / Е. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Академический центр», 2016. - 240 с. 5 Абросимов И.Д. Управление, как система управления экономической деятельностью. / Абросимов И.Д. - М .: Знание, 2016. - 367 с. 6 Андреева Г.М. Социальная психология. - Москва: АСПЕКТ, 2017. - 384 с. 7 Блейк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления. - Киев, 1990. 8 Большов А.В. Управление: теория и практика. - Издательский дом KFEI, 2016. - 179 с. 9 Вершигова Е. Е. Менеджмент: Учебное пособие / Вершигова Е.Е. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 344 с. 10 Виханский О.С., Наумов А.И. Управление: учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. - Москва: Гардарика, 2016. - 511 с. 11 Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А., Менеджмент, учебник для вузов. - Санкт-Петербург, Питер, 2017. - 177 с. 12 Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / Герчикова И.Н. - М .: ЕДИНСТВО «Банки и биржи», 2016. - 365 с. 13 Глухов В.В. Основы управления - СПб .: Специальная литература, 2017. - 608 с. 14 Гольдштейн Г.Я. Основы управления. Учебник, издание 2, дополнено и пересмотрено. - Таганрог, Издательство ТРТУ, 2014. - 377 с. 15 Громова О.Н., Мишин В.М., Свистунов В.М. Организация управленческой работы. Руководство. - Москва: ГАУ, 2017.411 с. 16 Десслер Г. Управление персоналом / транс. с английским. - Москва: БИНОМ, 2015. - 242 с. 17 Журавлев А.Л. Менеджмент стиля для управления социально-психологическим климатом команды / / E.V. Шохов (ред.). Социально-психологический климат команды: теория и методы обучения. M., 2014. - 311 с. 18 Кабушкин Н.И. Основы управления: Учебник / Кабушкин Н.И. - Москва: Новые знания, 2017. - 332 с. 19 Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Учебник - 3-е издание. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 291 с. 20 Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Стратегическое управление персоналом: учебно-практическое. пособие для студентов-корреспондентов. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 419 с. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учеб. - Москва: Устав, 2016. - 442 с. 22 Кричевский Р.Л. Если вы лидер: элементы управленческой психологии в повседневной работе. - М .: Дело, 2014. - 336 с. 23 Управление организацией: современные технологии: Учебное пособие для студентов университетов / Под ред. Н.Г. Кузнецова И.Ю. Солдатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 225 с. 24 Управление: теория и практика в России: учебник для студентов университетов / под ред. AG. Поршнева М.Л. Раз, А.В. Тихомирова. - Москва: IDFBK - Press, 2013. - 411 с. 25 Мескон М., Альберт М., Хедури В. Основы управления. - Москва: Дело, 2017. - 704 с. 26 Новый квалификационный справочник по позициям менеджеров, специалистов и других сотрудников. - Москва: Омега-Л, 2016. - 293 с. 27 Огарков А.А. Организация управления: учебник / А.А. Огарков. - Москва: Эксмо, 2015. - 508 с. 28 Райгородский Д.Я. Психология лидерства. Учебник для факультетов психологии, экономики и управления. - Самара: «Бахрах-М», 2016. - 332 с. 29 Райченко А.В. Прикладная организация. - Санкт-Петербург, 2014. - 293 с. 30 Русалинова А.А. Некоторые характеристики лидера как субъекта управления трудовым коллективом / / А.С. Пашков (ред.) Трудовой коллектив как объект и предмет управления. - L., 2016. - 395 с. 31 Травин В.В., Дятлов В.А. Управление персоналом предприятия. - Москва: Дело, 2016. - 361 с. 32 Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцева Н.А. Саломатин. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 265 с. 33 Управление персоналом: Учебное пособие / Под. А.А. Кибанова. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 352 с. 34 Урбанович А.А. Психология управления: Учеб. - Mn: Harvest, 2013. - 411 с. 35 Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. / RA. Фатхутдинов. - Москва: Бизнес-школа Intel-Sintez, 2016. - 321 с. 36 Шейнов В.П. Психология лидерства, влияния, власти / В.П. Shaynov. - Минск: Харвест, 2016. - 294 с. 37 Шкатулла И. Управление персоналом. - М .: Знание, 2014. - 199 с. 38 Eddous, M.R. Методы принятия решений / Eddous M., R. Stensfield, I.I. Елисеев. - Москва: ЕДИНСТВО, аудит, 2016. - 372 с. 39 Авдеев В.В. Управление персоналом. Технология формирования команды: Manual. - Москва: Финансы и статистика, 2017. - 544 с. 40 Ансофф И. Стратегическое управление: Учебное пособие. Москва: Управляющий директор, 2014. 480 стр. 41 Бовыкин И.В. Новое управление, Решение проблем управления. Рост темпов роста капитала в десятки раз, издание 2, Москва: экономика, 2004.- 361 с. 42 Бизюкова И.В. Управление персоналом: отбор и оценка: учебное пособие. Москва: Прогресс, 2014. 500 с. 43 Борисенко А. Система управления может потерпеть неудачу, // Управление персоналом, 2013 г., N 15 44 Виханский О.С., Наумов А.И. Управление. Учебник, 3-е изд. - Москва: Гардарика, 2016. - 528 с. 45 Вудкок М., Фрэнсис Д. Эмансипированный менеджер. Для главы практики. - М .: Дело ЛТД, 1994.- 320 с. 46 Кабушкин Н.И. Основы управления. Учебник - М.: Новые знания, 2015 - 336 с. 47 Кибанов А.Я.Управление персоналом: Учебное пособие для ВУЗов - М .: Экзамен, 2017. - 638 с. 48 Knorring В.И. Основы художественного менеджмента: учебник. пособие. - Москва: Дело, 2003. - 328 с. 49 Комиссарова Т., Управление людскими ресурсами: Proc. пособие. М: Дело, 2017.- 312 с. 50 Красовский Ю. Управленческие отношения в организации: патология управленческих должностей // Кадровик. Управление человеческими ресурсами (HR), 2017, N 10 51 Лукичева Л.И. Решения руководства: Учебник / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев; Издание Ю. П. Анискина - 4-е изд., Стереотип. - М .: Omega-L, 2014. - 383c 52 Малоун Труд в новом веке. Как новые формы бизнеса влияют на организации, стиль управления и вашу жизнь. - Москва: Олимп-Бизнес, 2006. - 272 с. 53 Маслов В. О стратегическом управлении персоналом // Проблемы теории и практики управления. - №5. - 2016. - С. 99-105 54 Мескон М.Х., Альберт М., Хедури Ф. Основы управления. - М., 1992. 704 с. 55 Mintzburg G., Alstrend B., Lampel J. Школа стратегий. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 336 с. 56 Образцов В.И. Управление лабиринтом: руководство для менеджеров. - Калининград: Янтарная сказка, 2001. - 248 с. 57 Подсолонко Е.Л. Управление: теория и практика: учебник. Москва: Проспект, 2013. 254 с. 58 Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией. - Москва: ИНФРА-М, 2017 - 669 с. 59 Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности - М.: Издательский центр «Академия», 2014 - 342 с. 60 Родионова Н. П. Управление персоналом: Inst. Для университетов. Издание Родионова Н.П. - Москва: ЕДИНСТВО-ДАНА, 2017.- 637с. 61 Скрипко Л. Влияние личности лидера на формирование психологического климата // Управление персоналом (управление персоналом), 2017, № 6 62 Сурат Л. Взаимосвязь управленческих навыков и стиля управления менеджеров российских компаний // Кадровик. Управление человеческими ресурсами (HR), 2013, N 6 63 Тараненко В.А. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика: тесты для отбора персонала. К.: Ника-Центр, 2014. - 98 с. 64 Угольницкий Г. Структурные особенности систем управления и методы управления // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - №2. 65 Whitmore J. Coaching - новый стиль управления и управления персоналом. Практическое руководство. - Москва: Финансы и статистика, 2001. - 160 66 Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. Новый стиль управления, развитие людей, высокая эффективность. - Москва: МАКУБ, 2005. 168 с. 67 Fatkin LV, Karas L.Yu. Заведуйте в системе управления. Москва: REA, 2014 - 543 с. 68 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - Москва: Маркетинг, 2016. - 348 с. 69 Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: учебник. Москва: ЗАО «Интел-Синтез», 2015 г. 272 с. 70 Эссекс Л., Касей М. Сейчас или никогда. Новый стиль управления. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 256 с. 71 Яхонтова Л. Эффективные технологии управления персоналом. - Санкт-Петербург: Питер, 2016.- 272 с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ 1.1 Формирование личности современного менеджера: теоретический аспект Готовность будущих менеджеров к управленческой деятельности является результатом целенаправленно организованного процесса становления личности менеджера, в том числе принятия и понимания управленческих ценностей, формирования собственного отношения к целям и задачам профессиональной деятельности, их реализации в их управленческих с учетом их собственной индивидуальности, их профессиональных дальнейших планов. Готовность будущих руководителей к управленческой деятельности - динамичное структурное образование, отражающее единство личного самосознания, мотивационно-ценностных и контент-процедурных компонентов. Критерии для повышения готовности будущих менеджеров к управлению: степень развития когнитивной, рефлексивной и прогностической деятельности. Процесс формирования готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности состоит из трех основных этапов - ориентированных на информацию, направленных на создание целостного представления о готовности; рефлексивно оценивая, предполагая, что будущий менеджер отразит свою профессиональную готовность; самоактуализация, характеризующаяся самосовершенствованием и самовыражением личного потенциала студентов. Эффективность процесса формирования готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности обеспечивается внедрением следующей системы средств: а) формирование целостного представления о ценностях, способах эффективной управленческой деятельности; б) систематизация собственного управленческого опыта и взглядов, развитие их положения, стиля деятельности и поведения; c) рассмотрение содержания учебного процесса на основе междисциплинарных связей. Основным средством стимулирования процесса формирования готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности является система управленческих ситуаций, имитирующая профессиональную деятельность руководителя, адекватный уровень готовности, ориентированную на зону ее ближайшего развития. Современный менеджер выступает в нескольких ипостасях. Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей. Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции. В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты. В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло. В-пятых, это-инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение. В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих. Составить этический кодекс современного менеджера, основываясь на литературных источниках не так уж сложно. По этому поводу написано достаточно книг и статей, в которых приведены идеальные модели менеджера. Основная проблема заключается в практической реализации такого кодекса отдельными руководителями. Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в развитых странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно прийти к некоторым обобщениям относительно содержания деятельности современного руководителя. Эти обобщения позволяют выделить те способности и умения, которые требуются от умелого, грамотного, эффективного менеджера в настоящее время и в будущем. М. Вудкок и Д. Френсис, на основании проведенного исследования, выделяют одиннадцать факторов, которые будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия: • Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем. • Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности. • Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели. • Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие. • Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения — зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков. • Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делает необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменение ситуации. • Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам. • Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных. • Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов. • Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания». Поэтому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков. • Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе. Встречаясь с проблемами, которые оказываются им не по силам, многие менеджеры ищут какого-либо руководства. К несчастью, многие управленческие рецепты, разработанные в прошедшие годы, не годятся для наших дней. Все менеджеры имеют возможности развивать и повышать эффективность своей работы, но по различным причинам, одна их часть видна невооруженным глазом, а другая — теряется в туманном прошлом, — у них есть также области недоразвитых способностей. Эти последние мы и обозначаем как ограничения. Под ограничением мы будем понимать фактор, сдерживающий потенциал и результаты работы «системы», т. е., организации в целом, рабочей группы или одного человека. Научная картина человека разнообразна, существует много противоречивых попыток классифицировать качество, создавать его модели. Что касается личности менеджера многие исследователи и практики используют классификацию личности, предложенную американским психологом М. Шоу: биографические характеристики, способности, личностные качества. Биографические характеристики включают возраст, пол, социально-экономический статус и образование. Способности, по словам М. Шоу, включают: общие, среди которых преобладают интеллектуальные и конкретные (специальные знания, навыки, компетентность, осведомленность). Американские исследователи связывают следующее с неизменными личностными чертами, которые определяют успех деятельности: способность оказывать влияние на подчиненных (доминирование), уверенность в себе, эмоциональную устойчивость, стрессоустойчивость, креативность, стремление к высоким целям, предпринимательство, ответственность, надежность, независимость, общительность. Все эти качества проявляются в эффективных формах управления, таких как: поведенческое, рефлексивное, организационное управление, управление с точки зрения «физического объекта». Поведенческое управление специалистами - это форма управления, которая заключается в том, что так называемый специалист - это абстрактная концепция, на основе которой субъект управления строит свою деятельность. Специалист профессионально обучается в определенной области, явлениях и процессах. Однако в этой форме управления специалист по абстракции не имеет такого большого профессионализма, как так называемые «человеческие» качества, которые не должны быть профессиональной культурой, но которые во многом составляют предмет управленческой деятельности в таких понятиях. Именно отсюда такие виды работы в субъекте управления по отношению к подчиненным, как убеждение и принуждение, демонстрация позитивного поведения, формирование положительных качеств (образования), формирование благоприятного социально-психологического климата, устранение конфликтов, создание эмоционального настроя, стимулирование творчества и других побуждений, стремление субъекта управления к лидерству среди подчиненных специалистов. Кроме того, признание «человеческих» качеств специалистов и, следовательно, признание их способности совершать ошибки делает невозможным строгое отношение к подчиненным, в том числе их профессиональные качества. Таким образом, субъект управления также имеет функции для повышения профессиональных качеств подчиненных специалистов в соответствии с их ожиданиями (и в будущем их поддерживать), помогать подчиненным решать технические проблемы, повышать профессиональное образование подчиненных, планировать и контролировать деятельность подчиненных, координировать деятельность подчиненных и т. д. Управление людьми — центральное направление деятельности менеджмента независимо от масштабов и профиля организации. И такое признание, к которому человечество шло не одно тысячелетие, представляет собой, по существу, признание глобальной роли в организации человеческого фактора. Именно человек, а не техника, здания или финансы является в наши дни самым ценным, самым непредсказуемым, самым дефицитным и перспективным ресурсом, который только можно себе вообразить. К тому же управление им сложный, почти не поддающийся программированию или рациональному расчету вид искусства и род научной деятельности. Поиск правильного пути руководства людьми в организациях представляет собой сферу приложения усилий множества людей. В век повышенного спроса на информацию и творчество, быстрых перемен во внешнем мире, многое зависит от того, насколько умело управляют человеком в рыночной организации. Происходящие в последнее время серьезные изменения на казахстанском рынке, заставляют заново переоценивать нормы и ценности руководства людьми в организациях. Основываясь на современной теории управления, английские исследователи, характеризующие эффективного менеджера, различают следующие его управленческие качества, свойства - самоуправление: он начинает работать с головой, думает, прежде чем что-то говорить или делает, не позволяет людям тратить свои время; с индивидуальным принятием решений - определяет приоритеты того, что нужно делать, действует, когда это необходимо, компромиссы; при принятии групповых решений - влияет на политику на самой ранней стадии, работает с максимальными усилиями, когда разрабатывается политика; отношения со сверстниками и супервизорами - информирует коллег в других отделах, всегда позволяет узнать, где найти себя, когда он не работает, дает и легко принимает советы; лидерство их подчиненных - дает им знание о том, что он (она) как руководитель от них ждет, делегирует власть, ценит свой народ; отношение к изменениям - выдвигает идеи об изменениях, контролирует эффект перемен, готово изменить планы изменений; навыки общения - расслаблены с незнакомцами, вдохновляют людей; коммуникабельность - передает информацию, когда это необходимо, с использованием различных способов связи, обеспечивает ясность связи; специальные навыки - имеет хорошее профессиональное (по профессии) знание; способность думать о перспективе, видеть, что нужно делать, разрабатывать планы; обеспечить, чтобы подчиненные работали и думали эффективно действовать вместе, как одна команда с высоким моральным духом; передавать свои идеи другим как внутри компании, так и за ее пределами таким образом, чтобы они были приняты; дать точное описание людей; принимать решения и осуществлять их; максимально развивать потенциальные возможности каждого подчиненного; понять суть проблемы, знать, какая информация нужна, как ее обрабатывать и оценивать; творчески мыслить о любом аспекте своей работы по категориям целей и конечным результатам; делегировать свои полномочия, знать, как это сделать; учитывать индивидуальные потребности тех, кого возглавляют. Мы считаем, что это довольно полный список того, что необходимо для эффективного менеджера деловых качеств, способностей, навыков [2, c. 26]. Менеджерские характеристики, строго говоря, - это те свойства индивида, которые выступают в функции способностей, но не являются ими. Вместе с тем их влияние и на успешность управленческой деятельности, и на саму возможность ее осуществления, и на предпочтение личностью этой деятельности в качестве своего профессионального выбора (склонность к ней) чрезвычайно велико. Абстрагироваться от них на основе сугубо академического критерия нецелесообразно или даже недопустимо. Основными менеджерскими характеристиками являются следующие. Первый фактор - возрастной. В целом отсутствует какая-либо прямая и однозначная связь между ним и успешностью деятельности. Однако возрастной фактор, несомненно, очень важен для ее выполнения. Во-первых, показана связь между ним и иерархическим уровнем руководителей. Обычно наиболее крупные руководящие посты (особенно в японском менеджменте) занимают люди очень зрелого или далее преклонного возраста. Во-вторых, функцией возраста является богатство профессионального опыта, а следовательно, и возможности эффективного осуществления управленческой деятельности. В-третьих, пропорционально возрасту (хотя и не автоматически) происходит карьерное продвижение. В-четвертых, от возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивных методов управления: вторые, как правило, усиливаются, а первые - наоборот. В-пятых, имеет место и возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства - в основном, в сторону их ужесточения. Если отмечать наиболее общую тенденцию динамики эффективности управленческой деятельности в зависимости от возраста, то она будет позитивной (за исключением наиболее старших возрастных групп руководителей). Следующий фактор - фактор пола также оказывает определенное влияние как на качество, так и - особенно - на сферу профессионально-управленческих предпочтений личности. Следует подчеркнуть, что современная психология управления - это, в основном, "психология мужчин-руководителей", хотя и Женщина-руководитель привлекает в последнее время все большее внимание исследователей. Основной вывод, сделанный из сравнительного исследования женщин-руководителей и мужчин-руководителей, состоит в следующем. В целом для руководителей-мужчин характерно лучшее решение одних задач управления, а для женщин - других. Однако в общем случае мужчины-руководители все же имеют преимущества. Более того, некоторые важные для управления личностные качества (такие, например, как доминантность, агрессивность, активность) являются факторами, "сцепленными с полом". Кроме того, социальные и ролевые стереотипы воспитания также влияют на большую успешность выполнения управленческих функций мужчинами. Фактор культурно-образовательного уровня. В отличие от первых двух характеризуется прямой позитивной связью с эффективностью управленческой деятельности. Более того, часто он является необходимым условием для того, чтобы человек вообще мог занять какой-либо руководящий пост (хотя не всегда, последствия чего, однако, подтверждают его значимость). Фактор социально-экономическою статуса. Он не обусловлен содержанием управленческой деятельности, но на практике, как показывают исследования, оказывает сильное влияние на ее успешность, а в особенности - на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по "управленческой вертикали". Как отметил в этой связи Ф. Фидлер, "...один из наиболее надежных способов стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет компанией" [138]. Вторую группу характеристик эффективного менеджера составляют личностные качества, обусловливающие успешность управленческой деятельности и выступающие тем самым в функции способностей. Наиболее известной, содержащей характеристики этих качеств, является работа Р. Стогдилла, в которой обобщены данные более чем 3500 исследований [196]. В результате сравнительно-частотного анализа им выделены следующие главные менеджерские качества: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность. Доминантность (дословно - господство, преобладание, влияние) - черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Она является личностной основой для реализации главного механизма регуляции управленческой деятельности - механизма властных отношений в ней. Показано, что при наличии достаточно жестких доминантных отношений руководителя и подчиненных последние реализуют свой "рабочий потенциал" на 60-65%. Доминантность является предпосылкой авторитарного стиля руководства. Опытные руководители с выраженной доминантностью стремятся, однако, сочетать авторитарные методы с демократическими и партисипативными, что способствует еще большему вовлечению "рабочего потенциала" подчиненных; в этом случае не возникает "реактивного усиления" власти подчиненных" на "власть руководителя", о чем. было сказано выше. Уверенность руководителя в себе как следующее важное личностное качество оказывает позитивное влияние на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, она является стабилизатором личных усилий - индивидуальной деятельности руководителя, придавая ей своеобразный стержень и препятствуя внешним возмущающим воздействиям. Наоборот, ее недостаток ведет к поведению, характерному для так называемых руководителей-флюгеров, чутко и чрезмерно гибко реагирующих на внешние влияния. Их реакции, однако, столь "гибки", что теряется самостоятельная линия поведения. В конечном итоге, это проистекает из-за аморфности собственной профессиональной позиции, неуверенности в ее правомерности и, главное, в своих возможностях по ее реализации. Во-вторых, подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя. В силу механизмов идентификации, переноса, эмпатии они воспроизводят поведенческие установки руководителя в своей деятельности. Если они негативны, то это сразу же многократно откликается в деятельности многих людей, выступая своеобразным резонатором напряженности, неуверенности (что, в свою очередь, сказывается на общем организационном функционировании). Три следующие черты эффективного менеджера - эмоциональная стабильность, стрессустойчивость и креативность уже были подробно рассмотрены в соответствующих главах. В отношении эмоциональной стабильности дополнительно к сказанному надо отметить следующее. Она важна не только для обеспечения надежной индивидуальной деятельности руководителя. В психологии описан механизм возникновения отраженных состояний, когда состояние, развивающееся у одного из членов группы, в особенности - у ее лидера, индуцируется на других членов группы - как осознанно, так и, в основном, неосознанно. Следовательно, и негативные состояния, возникающие у руководителя в связи с его низкой эмоциональной стабильностью, могут многократно отражаться в состояниях подчиненных. Они при этом также многократно усиливаются. Тем самым возникают предпосылки для снижения эффективности всей совместной деятельности группы. Креативность принадлежит к категории общих способностей и рассматривается далее. Стремление к достижениям и предприимчивость тесно взаимосвязаны и находятся в причинно-следственных отношениях. Будучи причиной и фактором предприимчивости, стремление к достижениям (как личным, так и профессиональным) базируется на одной из фундаментальных потребностей - мотивации достижения . Данная потребность всесторонне описана в концепции мотивации достижения Д. МакКелланда, который выявил, в частности, ряд характерных особенностей, присущих людям с высоким уровнем ее развития. Во-первых, несклонность подвергать себя чрезмерному риску, умение ставить перед собой достаточно взвешенные, умеренные цели; эти люди стремятся к тому, чтобы риск был контролируем и прогнозируем. Вместе с тем они отнюдь не избегают риска как такового, отчетливо понимая, что риск - неотъемлемое условие достижений и полностью безрисковое поведение не приводит к ощутимым достижениям, которые для них стоят на первом плане. Во-вторых, они предпочитают такие ситуации, в которых ответственность за их преодоление лежит лично на них, а успех при этом зависит, в основном, от личных усилий и способностей. Иными словами, они предпочитают те ситуации, в которых они находятся в позиции "хозяина" своего поведения. Такое поведение удовлетворяет еще одну присущую им потребность - потребность в самодетерминации. В-третьих, эти люди не только не избегают обратной связи, информирующей их о результатах своего поведения (что присуще очень многим людям), а наоборот - позитивно относятся к ней и стремятся получить как можно более полную и объективную информацию о результатах своего поведения. Эта информация рассматривается ими как средство, на основе которого можно и нужно корректировать свое поведение с целью придания ему большей эффективности и достижения более высоких результатов. Ответственность и надежность в выполнении заданий также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Надежность в значительной мере тождественна умению "держать слово", добиваться таких результатов деятельности и так строить ее, чтобы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Без этого, разумеется, управленческая деятельность невозможна, а отношение к руководителю, даже если оно было исходно позитивным, быстро меняет свой знак - как со стороны подчиненных, так и со стороны других руководителей. Наряду с этим существуют большие индивидуальные различия в мере принятия ответственности. Более распространена субъективная тенденция к уходу от ответственности. Однако в ряде случаев ответственность может восприниматься и как субъективно предпочитаемое явление, и тогда говорят о своеобразной потребности в ответственности. Она, в свою очередь, тесно связана с мотивацией достижения и высоким развитием потребности в самодетерминации своего поведения. Позиция руководителя в системе управления требует высокой степени развития этих потребностей, что и делает указанные личностные качества профессионально-значимыми. Независимость личности. В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытывает постоянное "давление сверху" - со стороны вышестоящих инстанций. Если он не обладает достаточно устойчивыми и сильными внутренними ресурсами, способными противостоять этим "верховым" и "низовым" давлениям, если он конформен, то управление приобретает черты хаотичности, а стиль управления трансформируется в попустительский. Давая на первых порах некоторые иллюзорные выгоды (например, "теплые отношения" в коллективе, хорошая репутация в глазах вышестоящего руководства), такая позиция очень негативна в средне- и долгосрочной перспективе. Наоборот, именно независимые, так называемые "неудобные" руководители могут вначале трудно приниматься коллективом и вступать в конфликты с вышестоящими инстанциями. Но в конечном итоге они добиваются значительно больших результатов. Общительность, являясь очень важной сама по себе, выступает, однако, и аспектом более общего личностного качества -коммуникабельности. Это - способность, состоящая в умении строить межличностные отношения, а также в потребности к установлению широких социальных контактов. Она имеет многочисленные проявления, начиная от позитивного восприятия контактов как таковых и кончая искусством строить межличностные и профессиональные отношения, эффективно влиять на других. Важность этой способности руководителя определяется тем, что она лежит в основе коммуникативной и организационной функций. Они, как было показано в предыдущих главах, являются "сквозными", "связующими" - т.е. основными во всей структуре управленческой деятельности. Рассмотренные качества и характеристики, являясь безусловно важными для обеспечения эффективности управленческой деятельности, в то же время не исчерпывают собой всего перечня качеств и способностей, необходимых для нее.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Организационное развитие, 97 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Организационное развитие, 61 страница
1500 руб.
Дипломная работа, Организационное развитие, 79 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Организационное развитие, 70 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg