Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Методика преподавания имени существительного в современной школе.

irina_krut2020 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.04.2020
Актуальность. Имя существительное как часть речи характеризуется обобщенным лексическим значением и грамматическими признаками. Общим для лексического значения всех имен существительных является предметность. Со стороны семантики существительные очень разнообразны. Они могут обозначать конкретные предметы (книга, шкаф, стакан), живые существа (брат, жук, летчик), явления природы (гроза, ливень, град, метель), события (война, революция), качества (доброта, смелость, белизна), действия (бег, ходьба, переход), состояние (сон, радость) и т. д. Методика – это педагогическая наука, которая разрабатывает вопросы содержания принципов и методов обучения конкретному предмету. Актуальными вопросами в современной методике являются формирование интереса к русскому языку и совершенствование самой методики. В данной работе рассматриваются методики изучения одной из частей речи – имени существительного. Приступая к изучению имени существительного, пятиклассники владеют некоторым объемом знаний об этой части речи. Задача уроков в V и VI классах - углубить и систематизировать имеющиеся знания, пробудить интерес к дальнейшему изучению одной из центральных частей речи в русском языке. Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение различных методик преподавания имени существительного в современной школе. Задачи выпускной квалификационной работы: 1.Рассмотреть общую характеристику имени существительного; 2.Изучить морфологические категории существительного; 3.Проанализировать методики преподавания имен существительных в современной школе; 4.Исследовать методики изучения имени существительного Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой, Л.М. Рыбченковой и Г.Г. Граник. Объектом исследования является часть речи - имя существительное. Предметом исследования является методы преподования имени существительного. Методологическогой основой выпускной квалификационной работы будут выступать научные труды ученых изучавших методы преподавания имени существительного: А.Д. Агеева, Л.И. Баранникова, В.В. Виноградова, Л.Д. Винокурова, О.И. Глазунова, Т.А. Ладыженской, В.В. Бабайцевой, Л.М. Рыбченковой и Г.Г. Граник. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Введение

В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Основные цели изучения русского языка в школе: - формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, упрочнения и единения народов России; - формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях её функционирования на современном этапе; - обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения; - овладение важнейшими общепринятыми умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста). Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. В соответствии с целями курса Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: «Речь» и «Язык». Раздел «Язык» предусматривает освоение основ лингвистики, системы её ключевых понятий, явлений и фактов. Система работы над темой «Имя существительное» (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание. Объем материала в каждом классе, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имен существительных как языкового явления, задачами изучения данной части речи и возрастными возможностями младших школьников.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы преподавания имён существительных………....6 1.1. Общая характеристика имени существительного. Лексико-грамматические разряды.........................................................................................................................6 1.2. Морфологические категории существительного.............................................11 1.3. Организация методических материалов...........................................................22 Глава 2. Анализ методики преподавания имен существительных в современной школе.………………………………………………………………………………..26 2.1. Современное состояние методики преподавания существительного в школе........................................................................................................................26 2.2. Методика изучения имени существительного Т.А.Ладыженской и В.В. Бабайцевой...................……………………………………………………………..31 2.3. Анализ методик Л.М. Рыбченковой и Г.Г. Граник и практика их применения..……………………………………..………………………………….45 2.4. Внедрение ФГОС на уроках русского языка.………………………………...58 Заключение………………………………………………………………………….63 Библиография.......................................……………………………………………..68
Список литературы

1. Аринушкина, М.А. Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы // Рус.яз.: Еженед. газ. изд. дома «Первое сент.» – 2016. – №29. – С.6-7. 2. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Пособие для учителя. – М: Дрофа, 2015. – 45с. 3. Арутюнова, Н.Д. Прагматика. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. 4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1969. 5. Алексеева И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания. – Рн/Д.: «Феникс», 2002. – 320 с. 6. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М.: «Академия», 2010. – 448 с. 7. Бабайцева, В.В. Русский язык. 5 – 11 класс. Теория. – М., 2002. 8. Бабайцева, В.В. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М., 1979. 9. Баранникова, И.В. Воспитание русскому языку и литературе. – В кн.: Воспитание учащихся в процессе преподавания р.яз. и литературы // Вопросы методики преподавания в школе. – М.: Просвещение, 1980. – с. 3 10. Баранов, М.Т. и др. Методика преподавания русского языка. – М., 1990. 11. Баранов, М.Т. Организация учебного процесса по русскому языку в школе // Методика преподавания русского языка. / Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990. – С.105-107 12. Баранов, М.Т., Григорян, Л.Т. и др. Русский язык. 6 класс, М., 1990. 13. Белошапкова, В.А. Современный русский язык. – М. 1981. 14. Блинов, Г.И., Панов, Б.Т. Практический и лабораторные занятия по методике русского языка. Пособие для студентов. - М., 1985. 15. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М., 1992 16. Бабайцева В.В. Русский язык: практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1996 17. Бабайцева В.В. Русский язык: практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 6-7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1996 18. Бараков М.Т. Обучение русскому языку в 6 классах. Методические указания к учебнику. – М.: Просвещение, 1990 19. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник Просвещение 2014 год 20. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э. и др. Современный русский язык. – М.: Высшая школа,1971. 21. Величко, Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М., 1983. 22. Виноградов, В.В. Русский язык. – М., 1972. 23. Грамматика современного литературного языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.;1970. 24. Граник Г.Г. Русский язык. 5-9 класс. Рабочие программы. ФГОС Мнемозина, 2013 год 25. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 кл. в 2–х ч.– М.: «Просвещение», 2013.– 240 с. 26. Купалова А.Ю. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. – М.: Просвещение, 1994 27. Касаткин Л.Л. Русский язык: Учеб. для студ. высш. Пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 768с. 28. Львов М. Р. Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: «Академия», 2008. – 464 с. 83 29. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. - 272 с. 30. Ладыженская Т.А., Бараков М.Т. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1994 31. Ладыженская Т.А., Бараков М.Т. и др. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1994 32. Ладыженская Т.А. Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. - М.: Просвещение, 1992 33. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя. – М.: Просвещение. 1990 34. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: «Академия», 2000. – 472 с. 35. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского. М., «Просвещение», 1979. 36. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи/ сост. Т.П. Сальникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2000 37. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 464 с. 38. Панюшева, М.С. Современный русский язык: Пособие для вузов / М.С. Панюшева, Г.С Шалимова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 192 с. 39. Поздняков Н. С. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: «Академия», 2002. – 304 с. 40. Планируемые результаты начального общего образования /под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: «Просвещение», 2011. – 120с. 41. Русский язык. Учебник. 1 класс. Андриянова Т.М., Илюхина В.А.– М.: «Астрель», 2013 42. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. – М.: «Астрель», 2013 43. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. – М.: «Астрель», 2013 24. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. –М.: «Просвещение», 2014 – 127с. 44. Современный русский язык : Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 704 с. 45. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под общей ред. Л.А. Новикова. – СПб.: Изд–во «Лань», 2004. – 864 с. 46. Смирнов Ю.Б. Имя существительное. Морфология современного русского языка: Учебник для высших учебных заведений Российской Федерации/ Ю.Б. Смирнов. – СПб, 2009. – 367с. 47. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун–т; БагичеваН.В.; Кусова М.Л.; Плотникова Е.И.; Плотникова С.В.; Щуритенкова В.А. – М.: «Наука», 2013 – 272с. 48. Шанский Н.М. Современный русский язык. В тр?х частях. – Ч. 2: Словообразование. Морфология / Шанский Н.М., Тихонов А.Н. – М.: «Просвещение», 2002. – 256 с. 49. Шуритенкова В.А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе // Филологический класс, 2005, № 13. – С. 16-23. 50. Шатова Е.Г. Уроки русского языка в современной школе, Дрофа 2015 г.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы преподавания имён существительных 1.1. Общая характеристика имени существительного. Лексико-грамматические разряды Среди слов современного русского языка выделяют, прежде всего, два больших, количественно неоднородных разряда слов – слова самостоятельные (знаменательные) и слова служебные, отдельную группу составляют модальные слова, междометия и звукоподражания. Самостоятельные части речи либо называют предметы, качества, количество, состояния, действия, либо указывают на них. К самостоятельным частям речи относятся 7 разрядов слов: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, безлично-предикативные слова (категория состояния), причастия и деепричастия как особые формы глагола. Служебные слова (или частицы речи) лишены номинативной (назывной) функции. Они являются средством для выражения отношений и связи между словами и предложениями, а также для передачи определенных смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи. К служебным словам относятся предлоги, союзы, частицы. Самая многочисленная группа слов в современном русском языке – это группа слов, относящаяся к имени существительному. Имя существительное – это знаменательная часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменяемых грамматических категориях числа и падежа и несловоизменяемых категориях рода и одушевленности – неодушевленности. Имена существительные, как часть речи, могут быть названиями конкретных предметов, вещей (стол, перо, книга), веществ (масло, ртуть, медь), живых существ и организмов (мальчик, лиса, гусеница), явлений объективной реальности (весна, лето, холод, гром), отвлеченных свойств и качеств (храбрость, сила, синева), действий и состояний (питьё, скачок,уборка, отдых). Всем именам существительным свойственно отвлеченное грамматическое значение – значение предметности. Для обнаружения грамматического значения предметности, особенно в тех случаях, когда необходимо ограничить (белизна - белый; сотня - сто, отдыхать - отдых), на практике используется подстановка местоименных слов с обобщенно-предметным значением– кто или что. При чем в отличие от имен прилагательных, которые выражают свойства и качества не самостоятельно, а как принадлежащие предмету или явлению, имена существительные выражают отвлеченные свойства и качества (радость, доброта, внимательность), самостоятельно, независимо от тех предметов, явлений или понятий, которым эти свойствам присущи. Действие или состояние, в отличие от глаголов, в имени существительном выражено вне какой бы то ни было связи с производителем действия, вне времени протекания (питьё, уборка, посев, езда), что не возможно при выражении действия или состояния глаголом, где, как правило, одним из условий является указание на время действия и на производителя действия. Средством выражения грамматической предметности являются морфологические категории существительных. Для русских существительных обычно выделяют три морфологические категории: род, число, падеж. В грамматических описаниях последних десятилетий в перечень морфологических категорий существительного обычно включаются и одушевленности – неодушевленности.[Арсирий 2015, 45] Морфологические категории существительного взаимосвязаны и образуют строго упорядоченную систему. Одушевленность/неодушевленность и род – это несловоизменительные (классификационные) категории существительных: каждое слово входит в определенный грамматический класс существительных одушевленных или неодушевленных, мужского, женского или среднего рода. Эти категории относятся к числу постоянных признаков существительного. Число и падеж, напротив, являются словоизменительными категориями существительного; одно и тоже существительное может изменяться по числам (дом – дома, слон – слоны, книга – книги) и падежам (дом, дома, дому, дом, домом, о доме). Находясь в форме единственного числа, существительные или обозначают один предмет в ряду однородных (зеркало, приказ, сомнение и т.п.), или, если употребляются только в единственном числе, служат названием множества, являющегося в виде неразложимой совокупности однородных предметов (студенчество, листва, профессура). Являясь в форме множественного числа, существительные или выражают неопределенное количество однородных предметов (зеркала, приказы, сомнения, сани, ножницы) или, если употребляются только во множественном числе, обозначают один предмет в ряду однородных (сани, тиски, ворота, ножницы, брюки). Синтаксически для имен существительных наиболее характерным является употребление в предложении, прежде всего в качестве подлежащих или дополнений (хотя они могут выступать и как определения и обстоятельства). Яркой особенностью существительных с точки зрения является также неограниченная способность определяться именами прилагательными, причастиями, местоимениями, и порядковыми числительными, которые в этом случае согласуются с ними в роде, числе и падеже (большой стол, играющие дети, наш дом, второй том). Имена существительные могут входить и в сочетание с глаголом (прекратить беготню), наречием (шашлык по-грузински), безлично-предикативным словом (жаль брата). Для словообразования существительных характерен целый ряд суффиксов, неиспользуемых при образовании других частей речи: -тель (строить – строитель), - щик (пилить – пильщик), - ник (школа – школьник), - ость (смелый – смелость), - ств- (баловаться – баловство). К собственным именам существительным относятся: личные имена, фамилии, географические, административно-территориальные наименования, названия литературных произведений, астрономические названия, название исторических эпох и событий, народных движений, знаменательных дат: Иван, Елена, Петров, Владимиров, Европа, Двина, Рязань, «Война и мир », Марс, Земля, эпоха Возрождения, Великая Отечественная война, День победы, 1 Мая. В формально-грамматическом плане имена собственные отличаются от нарицательных тем, что обычно употребляются в форме какого-то одного числа - единственного: Александр, Пушкин, Москва - или множественного: Жигули, Сокольники, Дарданеллы. Для большинства имен нарицательных, напротив, характерно изменение по числам: лес - леса, гора - горы. Однако это формальное различие не является четким и последовательным, потому что далеко не все имена нарицательные имеют обе числовые формы: молоко, студенчество, сани, финансы. Среди имен существительных есть некоторое количество слов, которые совмещают признаки собственных и нарицательных имен: «Жигули», «Волга», ТУ-194. Нередко происходит переход слов из одной группы в другую. Имя нарицательное переходит в имя собственное, когда оно становится наименованием единичного явления. Имя собственное становится нарицательным, если им обозначается целый класс однородных; если с именем собственным связываются какие-то типичные черты, свойственные целому кругу лиц. Такое имя собственное употребляется как экспрессивное название носителей этих характерных черт: Хлестаков - наглый хвастун, Молчалин - подхалим, Митрофанушка - великовозрастный неуч. Некоторые из таких имён окончательно перешли в разряд нарицательных: меценат - богатый покровитель искусства, ментор – наставник. Семантико-грамматическое различие между собственными и нарицательными существительными подкреплено графически: имена собственные, в отличие от имен нарицательных, пишутся с прописной буквы. Нарицательные существительные бывают четырех типов: собирательные, вещественные, конкретные и отвлеченные. Имена существительные, употребляемые для обозначения предметов действительности или лиц, называются конкретными (стол, стена, друг, сестра). Исключение составляют конкретно-предметные существительные типа сани, брюки, очки и личные существительные типа ребята (молодые люди, парни - разг.), девчата, которые не имеют форм единственного числа, а так же обозначения уникальных явлений типа небосвод, вселенная, не имеющие форм множественного числа.[Алексеева 2002, 320] В русском языке категория одушевленности/неодушевленности - это несловоизменительная (классификационная) категория существительных, в соответствии с которой все существительные относятся к грамматическому классу одушевленных существительных, называющих живых существ (муж, тигр, Андрей), или к грамматическому классу неодушевленных существительных - обозначения предметов неживой природы и растений, а также событий, явлений, качеств, действий, состояний и т. п. (книга, цветок, туман, странность, отдых). Не всегда грамматические признаки одушевленности / неодушевленности соответствуют номинативным свойствам имени. Так, некоторые существительные не обозначают живых существ, но по грамматическим свойствам входят в разряд одушевленных: ? слова мертвец, покойник (но не труп); ? названия мифических существ типа домовой, гном, русалка; ? названия фигур в некоторых играх: ферзь, туз, валет, козырь; ? обозначения игрушек - «подобий» живых существ: матрёшка, кукла. 1.2. Морфологические категории существительного Морфология - отдел грамматики, который изучает грамматические классы слов (части речи) с точки зрения присущих им форм, а также грамматических значений и грамматических категорий, выражающихся в этих формах. Граматическая форма - это внешнее языковое выражение грамматического значения (часто нескольких значений) в каждом конкретном случае употребления слова.[Белошапкова 1981, 24] Например, сестра, сестры, сестре, сестру, сестрой, (о) сестре, сёстры, сестёр, сёстрам, сестёр, сёстрами (о) сёстрах – это разные грамматические формы одного и того же слова. Каждую отдельную грамматическую форму называют также словоформой. Словоформа, таким образом, служит конкретным "представителем" слова в речи. Грамматическая форма слова может быть представлена одной словоформой (спою, новее, кратчайший) или сочетанием двух словоформ (спел бы, буду петь, более новый) Совокупность всех форм одного и того же слова называется парадигмой, точнее, полной парадигмой (если слово обладает всеми "полагающимися" ему формами). В ряде случаев отдельные группы слов образуют формы, тождественные по своему грамматическому значению, но различные внешнему выражению: чая и чаю; рекой и рекою; стеной и стеною; годы и годa; костями и костьмu; бoйче и бойчeе; вымок и вымокнул и т.д. Такие формы называются вариантными. Рисунок 1. Принципы классификации частей речи. Во-первых, такими основаниями являются синтаксические свойства слова. Одни слова входят в грамматический состав предложения, другие не входят. Одни из входящих в грамматический состав предложения являются самостоятельными членами предложения, другие нет, поскольку могут выполнять лишь функцию служебного элемента. Во-вторых, существенными являются морфологические признаки слов: их изменяемость или неизменяемость, характер грамматических значений, которые может выражать то или иное слово, система его форм. Имя существительное – разряд слов, обладающих общим значением предметности и имеющих категории рода, числа и падежа. Главные функции существительного: ? функция подлежащего ("Свеча горела на столе, свеча горела"); ? дополнения ("Опустите, пожалуйста, синие шторы"). Кроме того, существительное может выступать и в роли других членов предложения: сказуемого ("Грушницкий – юнкер"), определения ("Недаром помнит вся Россия про день Бородина"), объстоятельства ("Поздней осенью из гавани, От заметенной земли, В предназначенное плаванье, Идут тяжелые корабли").[Власенков 2014, 38] Важное свойство существительных – способность определяться прилагательным и причастием: "поздняя осень", "играющие дети". Только существительным присущи такие способы образования, как нулевая суффиксация (сушь – сухой), аббревиация (АЭС, универсам) и усечение основы (кибер – кибернетика, маг – магнитофон, фак – факультет). Таблица 1. - Основные признаки имени существительного А) Общее грамматическое значение Примеры Это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что? Весна, школа, стена, отдых. Б) Морфологические признаки Примеры Это род, число, падеж, склонение. Имена существительные: - принадлежат к одному из трёх родов – мужскому, женскому, среднему, но не изменяются по родам; Океан, река, море. - изменяются по числам; Океан – океаны, река – реки, море – моря. - изменяются по падежам. Океан – океана, океану, океаном и др. Изменение по падежам и числам называется склонением. Начальная форма существительного – именительный падеж единственного числа. В) Синтаксические признаки Примеры В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями. Ср.: Сестра подарила брату книгу. Существительное часто зависит от глагола и ставится при нём в определённом падеже. Ср.: обидеть друга, поссорить с другом, накричать на друга. Существительные могут распространяться прилагательными и другими существительными в косвенном падеже. Ср.: школьное здание, здание школы. В зависимости от значения и связанных с ним особенностей проявления грамматических категорий (числа и падежа) существительные подразделяют на следующие семантико-грамматические разряды: а) конкретные и неконкретные; б) собственные и нарицательные; в) одушевленные и неодушевленные. По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда: ? Нарицательные существительные называют класс однородных предметов (девочка, птица, весна). ? Собственные существительные называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т.п. (Дмитрий, Жучка, Россия, Астрахань, Москва, Байкал, «Капитанская дочка»). Нарицательные существительные – это названия класса каких-либо однородных предметов: лиц, животных, птиц, растений, явлений природы или общественной жизни и т.д. или одного предмета такого класса: "Королек – птичка певчая". В этом названии демонстрировавшегося Центральным телевидением турецкого фильма королек именует класс предметов, а в тексте типа "В одном месте я заметил двух японских корольков..." королек – название отдельных представителей класса. Собственные существительные – это, во-первых, индивидуальные названия отдельных предметов, в том числе и единственных в своем роде, а во-вторых, индивидуальные названия классов предметов, выделяющие индивидуально названный класс из других, сходных с данным. Иллюстрациями названий первого типа могут служить имена, отчества, прозвища людей, клички животных, названия учреждений, предприятий, обществ, органов печати, произведений литературы, праздников, географических и астрономических объектов и т.д. Иллюстрациями названий второго типа являются наименования разновидностей, сортов, марок изделий, продуктов труда: "автомобиль "Таврия", "телевизор "Темп", "духи "Ориент", "самолет "МиГ-25" и т.д. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда: одушевленные и неодушевленные. ? одушевлённые существительные называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто? (Отец, мать, соловей, кошка). ? неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что? (Страна, камень, снег, окно). В значительной мере понятия "одушевленный", "неодушевленный" совпадают с бытовым представлением о живом и неживом. При этом под живым предметом, по-видимому, понимается предмет, способный к самостоятельному передвижению, к самостоятельным действиям. Так, названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых (и мифологических живых существ – кентавр, циклоп, аргус и т.д.) грамматика относит к одушевленным названиям предметов, явлений, процессов, событий и т.п. в подавляющем большинстве случаев принадлежат к неодушевленным существительным. Исключений, нарушающих указанную закономерность, очень немного. К ним относятся: 1) названия шахматных и карточных фигур (являются одушевленными): "побить валета", "подставить ферзя под удар"; 2) существительные мертвец, мертвый, покойник, умерший, утопленник, удавленник (являются одушевленными в отличие от слова труп); 3) существительное кукла, традиционно относимое к одушевленным, а также существительные марионетка, петрушка (разновидности кукол). Названия микроорганизмов и зародышей - бактерия, бацилла, амеба, эмбрион, криль, зародыш, личинка – в общелитературном употреблении неодушевленные. Но в профессиональной речи они используются как одушевленные.[Смирнов 2009, 367] По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда: - конкретные – называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными). Например: стол (столы, два стола), ученик (ученики, два ученика), гора (горы, две горы); - вещественные – называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа – единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало, а также с различными единицами измерения). Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха, но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи, но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил, но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил). - отвлечённые – называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными). Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи). - собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными). Например, молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две молодёжи), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья). Род, число, падеж и склонение имен существительных: Род имён существительных Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему. Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой: - мой сын, мой занавес, мой домишко – мужской род; - моя жена, моя стена, моя ночь – женский род, - моё окно, моё небо, моё животное – средний род. Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу – мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род). Род неизменяемых существительных определяется следующим образом. Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу (храбрый идальго, изысканная леди). Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду (военный атташе, ночной портье). Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода (австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри (Шимпанзе кормила своих детёнышей). Исключения: цеце, иваси – женский род. Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду (ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи). Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род). Особую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола (Какой ты неряха! Какая ты неряха!). Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а, -я и относятся к 1-му склонению (неряха, заводила, запевала, работяга, грязнуля, стиляга, пьяница, неженка, соня, плакса). Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода! Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов (ясли, макароны, брюки, вилы). Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода не имеют! Категория рода – способность существительных (в единственном числе) диктовать грамматически связанным с ними определяющим словам определенные формы: "московский адрес", "московская улица", "московское вещание". Во множественном числе род существительных не проявляется: "интересные фильмы", "красивые женщины", "красивые дома", "новые села". Поэтому существительные, которые имеют только формы множественного числа, родом не обладают. Особую группу среди имен существительных составляют так называемые слова общего рода. Род существительных, образованных словосложением: 1. Род существительных, называющих лицо по какому-либо признаку (по профессии, званию, социальному положению), свойству и т.д., определяется по роду ведущего слова, которое указывает на принадлежность лица к мужскому или женскому полу: женщина-скульптор (ж.р.), бой-баба (ж.р.), горе-критик (м.р.), чудо-богатырь (м.р.),человек-загадка (м.р.). 2. Род составных наименований разновидностей животных, птиц, рыб, насекомых и т.д. определяется по роду существительного, называющего класс, к которому принадлежит данная разновидность: антилопа-козлик (ж.р.), журавль-красавка(м.р.), жук-радужница (м.р.) и т.д. 3. Род слов, называющих неодушевленные предметы, зависит от типа составного наименования, точнее, от "поведения" существительных в этом наименовании. Различают две основные группы: а) сложения с неизменяемым компонентом: конференц-зал, комедия-буфф, идея-фикс, альфа-(бета-, гамма-)излучение, блок-пост, нуль-валентность, штаб-квартира. Род таких составных наименований определяется родом склоняемого компонента: "мощное гамма-излучение" , "допустимая вакуум-высота"; б) сложения со склоняемыми компонентами; автомобиль-радиостанция, диван-кровать, школа-интернат, библиотека-хранилище, вагон-цистерна.[Новикова 2004, 864] В таких наименованиях компоненты представляют собой чаще всего определяемое и определяющее (этим последним бывает обычно второе слово), а родом составного существительного становится род определяемого, т.е. первого компонента: диван-кровать (м.р.), школа-интернат (ж.р.), библиотека-хранилище (ж.р.). Категория числа имени существительного – выражение противопоставления одного предмета, явления раздельному множеству тех же предметов, явлений: дом – дома, песня – песни, крик – крики, путешествие – путешествия и т.д. Большинство существительных в современном русском языке изменяется по числам и выражает значение либо единственного числа (один предмет: дом, лампа, село), либо множественного (несколько тех же предметов: дома, лампы, сёла). Существительные, имеющие форму только единственного числа: 1.Вещественные: аспирин, железо, кожа, молоко, пемоксоль, ртуть, целлофан, халва и др. Они обозначают вещество, которое может быть измерено ("килограмм крупы", "пакет молока", "лоскут кожи"), но счету не подлежит. 2.Собирательные: молодежь, мошкара, паства, продукция, казачество, сырье, техника (машины) и т.д. 3.Отвлеченные: бездуховность, веселье, волейбол, горе, детство, желтизна, загрязнение, коммуникабельность, тьма, туфта, химизация. 4.Собственные: географические наименования: Енисей, Монблан, Санкт-Петербург, имена: Хлестаков, Чацкий, Ньютон, Бисмарк, Чайковский; названия художественных произведений: "Преступление и наказание","Шинель" и т.д. Существительные, имеющие форму только множественного числа: К ним принадлежат некоторые существительные: 1.Вещественные: дрожжи, духu, опилки, ошметки, помои, сливки. 2.Собирательные: деньги, джунгли, промтовары, хлопья. 3.Отвлеченные, обозначающие сложные или многократные действия, процессы, в которых принимает участие несколько человек: бега, выборы, переговоры; похороны, смотрины; состояния природы: заморозки, сумерки. 4.Собственные: Альпы, Васюки, Жигули, Холмогоры. Категория падежа существительных Категория падежа - категория, обозначающая отношение имени к другому слову словосочетания, предложения или к целой синтаксической конструкции. 1.3. Организация методических материалов
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 95 страниц
5000 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 93 страницы
1200 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 51 страница
1200 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 53 страницы
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg