1. Теоретические аспекты налоговой политики Российской Федерации
1.1 Сущность налоговой политики: принципы и цели
Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. Допустимость взаимодействия налоговой системы и общества закреплена статьей 57 Конституции РФ. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ). Общие регулирующие аспекты обозначены в Налоговом Кодексе РФ. Также регулирующими являются нормативно-правовые акты, которые были изданы и разработаны Федеральной Налоговой Службой РФ и различные судебные постановления.
Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики.
В связи с этим она становится самостоятельным направлением – налоговой политикой. Под налоговой политикой понимается это комплекс мероприятий государства в области налогов, осуществляемых органами власти и управления в соответствии с нормами налогового права, налоговая политика является частью финансовой политики.
В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой ставят перед налоговой политикой следующие важнейшие цели:
- государственное регулирование экономики, связанное со стимулированием или ограничением хозяйственной деятельности;
- обеспечение финансовых потребностей всех уровней власти, которые позволяют проводить адекватную экономическую и социальную политику, а также выполнять возложенные на них функции;
- реализацию государственной политики регулирования доходов.
Эти цели могут быть достигнуты путем координации экономических процессов для достижения развития общественного производства. Налоговая политика определяет роль налогов в обществе. Она постоянно подвергается изменениям в зависимости от изменения деятельности государства.
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу формулируются в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию. Послание Президента Российской Федерации обозначило конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах, в том числе в сфере налогообложения.
Содержание и цели ее обусловлены строем общества и социальными группами, стоящими у власти. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориально-экономического развития, повышения уровня доходности отдельных групп населения.
Задачи налоговой политики:
- обеспечить государство финансовыми ресурсами;
- создать условия для регулирования хозяйства страны в целом;
- сгладить возникающее в процессе рыночных отношений неравенство в уровне доходов населения.
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения.
1.2 Методы осуществления налоговой политики
Налоговую политику осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории РФ является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление – Министерство РФ по налогам и сборам. Налоговая политика проводится ими посредством использования таких методов, как метод управления, метод информирования, метод воспитания, метод консультирования, метод льготирования, метод контролирования, метод принуждения.
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
Информирование (пропаганда) – деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей.
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование – деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков возможность не уплачивать налоги и сборы.
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах.
Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение налоговой политики.
Подводя итоги по данной главе отметим, что налоговая политика, в сущности, является только структурной частью комплексной стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
Российская налоговая система, как известно, развивается в русле тех доктринальных направлений, которые закрепляются ежегодно в документах, ранее именованных «Основными направлениями налоговой политики». Эти документы принимаются Министерством финансов РФ по результатам широкого межведомственного диалога, с привлечением Федеральной налоговой службы РФ. Публикация проекта документа, которая происходит ежегодно в 3–4 кварталах, вызывает широкий общественный и исследовательский резонанс; на основе системного анализа положений документа делаются попытки уточнить перспективы налогообложения по направлениям и секторам, в частности, развития налогообложения коммерческих организаций.
Документы «Основные направления налоговой политики» содержали следующую информацию:
1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.
Конец 2017 года был ознаменован публикацией Проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее также «Основные направления...» (как показывает опыт, данный документ будет утвержден без существенных изменений). Кардинальным отличием документа от его предшественников стала попытка объединить все направления фискальной политики нашего государства в единый документ. Однако, данный аспект вовсе не исчерпывает новации, предлагаемые «Основными направлениями...», которые, помимо прочего, затрагивают фундаментальные основы фискального управления на государственном уровне. Как отмечается в документе, формирование федерального бюджета на 2017–2019 гг. осуществлялось на основе программы фискальной консолидации, предусматривающей постепенное сокращение ненефтегазового дефицита (на 2,8пп до 6,6 % ВВП в 2019 году). При этом, в соответствии с лучшей мировой практикой, причем меры по мобилизации доходов не предусматривают роста налоговой нагрузки, а сосредоточены на повышении собираемости и отдачи от государственных активов. Такая структура программы консолидации минимизирует возможные отрицательные последствия в краткосрочной перспективе и способствует ускорению потенциальных темпов роста на среднесрочном горизонте. При этом, в качестве одного из принципов фискальной консолидации, который обеспечил успешное преодоление кризисных явлений в финансовой системе отдельных государств выступило положение о том, что оптимизация расходов всегда менее болезненна и наносит меньший ущерб социально-экономической системе страны, нежели чем повышение налоговой нагрузки. Как отмечается, увеличение налоговой нагрузки обычно более значительно искажает функционирование отдельных отраслей и рынков. Кроме того, повышенная нагрузка имеет тенденцию сдерживать рост наиболее эффективных секторов, перераспределяя средства в пользу текущего потребления и субсидий менее самостоятельным производствам. Предпочтения правительства в пользу повышения налогов повышают неопределенность относительно будущей конфигурации налоговой системы, приводят к росту реальных процентных ставок и сжатию инвестиционной активности. Помимо сокращения бюджетных расходов, обеспечить фискальную консолидацию применительно к налогообложению коммерческого сектора экономики также призвана оптимизация налогового администрирования. Работа по совершенствованию налогового администрирования ведется также и в отношении администрирования налогов и сборов с физических лиц, однако именно в сфере администрирования налогов и сборов с коммерческих организаций, оптимизация позволит обеспечить приток дополнительных средств в бюджет.
Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики.
2. Оценка состояния и пути развития действующей системы налогообложения Российской Федерации
2.1. Проблемы налоговой политики Российской Федерации
Налоговая политика является важным элементом экономической системы. Налоги формируют бюджет государства, что само по себе определяет значимость налоговой ренты в системе обеспечения финансовой стабильности. Российская налоговая система находится в состоянии постоянных изменений, что определяется динамичностью условий развития. Постоянная ротация налоговых регламентов едва ли может способствовать формированию устойчивой налоговой системы. В последние годы все большее влияние на формирование налоговых условий оказывают внешнеполитические условия. Высокая зависимость государственного бюджета от нефтегазовой отрасли порождает необходимость постоянного пересмотра налоговый политики, в зависимости от стоимости углеводородов.
В мировой экономике происходит ряд важных трансформаций, в том числе замедление темпов роста производительности, технологический прогресс и глобальная экономическая интеграция. Это определяет новые требования к государственной политике способствовать проведению этих преобразований, при этом уменьшая воздействие на тех, кто пострадал от этих процессов. Налогово-бюджетной политике предстоит сыграть более важную роль в содействии устойчивому и всеобъемлющему экономическому росту. Вместе с тем, высокая степень неопределенности, связанная с перспективами, а также напряженное состояние государственных балансов требуют лучшего понимания рисков и повышения качества управления ими. Поэтому перед налогово-бюджетной политикой стоит трудная задача достижения больших и более качественных результатов в условиях больших ограничений.
Роль налогово-бюджетной политики в течение последнего десятилетия подвергалась переоценке, что было вызвано особыми обстоятельствами, в частности глобальным финансовым кризисом, а также новыми научными исследованиями, в которых использовались макроэкономические данные и данные обследований. Налогово-бюджетная политика, как правило, рассматривается как действенный инструмент для стимулирования всеобъемлющего роста, она может способствовать стабилизации экономики, особенно во время глубоких спадов и в ситуациях, когда денежно-кредитная политика стала менее результативной. В то же время высокие уровни долга, долгосрочные демографические проблемы и повышенные бюджетные риски обусловливают важнейшее значение рачительного управления государственными финансами. В частности, меры политики должны опираться на прочную среднесрочную основу, обеспечивающую устойчивость долговой ситуации и надлежащее управление рисками и поощряющую страны к накоплению резервов во время подъемов. В целом проведение налогово-бюджетной политики должно определяться тремя основными целями, хотя ограниченное бюджетное пространство и вероятные компромиссы сдерживают возможности государственных органов для одновременного достижения этих целей. Важно констатировать современные проблемы налогового администрирования, которые снижают эффективность налогообложения в России. Обобщение механизмов налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков в сфере наиболее значимых налогов показало, что оно не всегда коррелирует с фундаментальными принципами налогообложения, заложенными в Налоговом кодексе — принципами справедливости, эффективности, соразмерности и учета интересов.
Важнейшим направлением налогового администрирования выступает формирование оптимальных отношений между крупным бизнесом и государством, поскольку более 50 % налогов бюджетная система РФ получает от крупнейших налогоплательщиков, преобладающей организационной формой которых являются крупные корпорации. Вместе с тем в настоящее время администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется на основе общих положений Налогового кодекса РФ, в котором нет соответствующего отражения их специфических особенностей. Непроработанность нормативно-правовой базы позволяет применять различные схемы уклонения от уплаты налогов, препятствуя тем самым стабильной наполняемости бюджета.