Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Личностные особенности детей из неполных семей.

irina_krut2020 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.04.2020
Цель исследования – изучение личностных особенностей детей в неполных семьях. Объект исследования - личностные особенности детей. Предмет исследования - личностные особенности детей, воспитывающихся в неполных семьях. Гипотеза исследования заключается в следующем допущении: дети из неполных семей отличаются от детей из полных семей по следующим индивидуально-психологическим особенностям: дети проявляют повышенную тревожность, агрессивность, враждебные реакции и тенденции личности, кроме того у них чаще всего неадекватная самооценка. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Рассмотреть проблему неполных семей в психологии и педагогике. 2. Охарактеризовать личностные особенности детей из неполных семей. 3. Определить особенности влияния неполной семьи на эмоциональный мир ребенка. 4. Провести экспериментальное исследование личностных особенностей детей в неполных семьях. Теоретико-методологическими основами исследования являются: общие теории личности и индивидуальности: А. Маслоу, Дж. Келли, Э. Эриксона и Б. Скиннера, Г. Айзенка, Р. Кеттела, Г. Олпорта, К. Юнга и Майерс-Бриггс, Э. Кречмера, У. Шелли, К. Леонгарда, А. Личко; работы авторов, которые изучали семью и семейные отношения: И.М. Балинский, А.И. Захаров, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко и другие. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс следующих методов исследования: - теоретический анализ философской и психологической литературы по проблеме исследования; - сбор эмпирических данных по методикам: - диагностические методы; - методы качественного и количественного анализа эмпирических данных. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений; теоретической аргументацией и апробацией методик на различных этапах исследования; репрезентативностью выборки; системным подходом к описанию и изучению объекта исследования; количественным и качественным анализом полученных данных, а также математической обработкой результатов исследования. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение. База исследования: ГБУ КО « Калужский социальный приют для детей и подростков « Мечта», в исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 11-13 лет из неполных семей и 20 детей в возрасте 11-13 лет из полных семей.
Введение

Актуальность исследования. Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность. Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так на Западе. По данным статистики, в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. За последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где в подавляющем большинстве воспитателем является мать. Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Эти особые условия жизни детей отражаются на особенностях их личностного развития. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что именно семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности. Практическая значимость исследования определяется тем, что личностные особенности детей из неполных семей, характер взаимодействия ребенка с одним из родителей, определение степени их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения отношений ребенка с другими людьми. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов, социальных работников, педагогов и воспитателей. Проблема исследования заключается в том, что изучение личностных особенностей детей в неполных семьях всегда привлекало и привлекает внимание исследователей. Большой вклад в исследование проблемы генезиса неполных семей, вопросов воспитания и развития эмоционально-личностной сферы детей, живущих в таких семьях, внесли такие ученые как: М.И. Буянов, А.И. Захаров, И.С. Кон, Й. Лангеймейр, З. Матейчик, В.С. Мухина, М. Скофилд, А.С. Спиваковская, М. Хофман, Р. Эванс. В работах А. Адлера, Д. Баумринда, Дж. Боулби, К. Леонгарда, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, Е.Е. Маккоби, Е.О. Смирновой, А.С. Спиваковской, Е.С. Шеффера, Э.Г. Эйдмиллера и других ученых анализируются детско-родительские отношения, выделяются и описываются типы семейного воспитания.
Содержание

Введение……………………………………………………………. …………3 Глава 1. Изучение личностных особенностей детей из неполных семей в психологии……………………………………………………..…….7 1.1. Проблема неполных семей в психологии и педагогике ……. ………....7 1.2. Личностные особенности детей из неполных семей……………………12 1.3. Влияние неполной семьи на эмоциональный мир ребенка…………………………………………………………………….31 Выводы по первой главе…………………………………………………….38 Глава 2. Экспериментальное исследование личностных особенностей детей в неполных семьях…………………………………………………....40 2.1. Диагностические методы исследования личностных особенностей детей в неполных семьях………………………………..…….40 2.2. Анализ результатов исследования………………………………….........45 Выводы по второй главе…………………………………………………….49 Заключение ………………………………………………………………........51 Список использованных источников……………………..…………………..53 Приложения……………………………………………………………….........58
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология./Г.С. Абрамова – М.: Академический Проект, 2015. – 345 c. 2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов./А.Адлер – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 448 с. 3.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование./Ю.Е. Алешина - М.: Независимая фирма «Класс», 2015. – 208 с. 4. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога./Б.Н. Алмазов – М.: Академия, 2016. – 192 с. 5. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства./Б.Н. Алмазов – М.: Дата Сквер, 2012. –248 с. 6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания./Б.Г. Ананьев - Л., 1968 - 215с. 7. Андреева Т.В. Семейная психология. /Т.В.Андреева– СПб.: Речь, 2014. – 244 с. 8. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И.. Психическое здоровье детей и подростков. / А.Д.Андреева, Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова, Н.И. Чуткина - М.: Слово, 2015 – 318 с. 9. Березовская Т.П. Эмоциональное развитие личности старшеклассников. /Т.П.Березовская - Мн.:БГПУ, 2013 - 218 с. 10. Битянова Н.Р. Психология личностного роста./Н.Р.Битянова – М., Академия,2014.-178 с. 11. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности./Л.И.Божович -М.: МПА, 2015.-318 с. 12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И.Божович- М., Институт практической психологии, 2013.- 551 с. 13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Л.И.Божович -М.: МПА, 2013. 14.Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников./ С.С. Бычкова М.: Аркти, 2013. 15. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. /Б.С. Братусь - М., Просвещение, 2013.-167 с. 16. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве./Г.М. Бреслав- М.: Академия, 2014. 17. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. И.В. Дубовина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2015. – 368 с. 18. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка./Л.С.Выготский – М.: Институт практической психологии, 2016. – 304 с. 19. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. /М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова – М.: Педагогическое общество России, 2014. -512 с. 20. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка./Н.Ф. Голованова- СПб.: Речь, 2014. – 272 с. 21. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняется по - разному. – / Т.В. Драгунова - М.: Институт практической психологии, 2016. – 304 с. 22. Запорожец Л.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка. – / Л.В. Запорожец - М.: Институт практической психологии, 2016. – 304 с. 23. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования./ О.А. Карабанова – М.: Издат. центр «Академия», 2014. – 324с. 24. Кон И.С. Психология юношеского возраста. /И.С. Кон – М.: Просвещение, 2012. – 223 с. 25. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. /В.Т. Кондрашенко– Минск: Беларусь, 2013.-316 с. 26. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. /Р. Кочюнас – М.: Академический проект, 2015. – 240 с. 27. Кравченко А.И. Социальная работа. – / А.И.Кравченко - М.: ТК Велби, Проспект, 2017. – 416 с. 28. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний./С. Кратохвил – М.: Издат. центр «Академия», 2016. – 285 с. 29.Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / В.В. Лебединский - М.: Слово, 2012. – 403 с. 30.Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. /М.И. Лисина - М.: Академия, 2015.-238 с. 31. Листратенко Н.П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие ребенка /Н.П. Листратенко// Социальная педагогика. – 2016. – № 2. – С. 88- 95. 32. Личко А.Е., Иванова И.П. Патохарактерологические исследования у подростков. /А.Е. Личко, И.П. Иванова– М.: МГУ, 2013.- 302 с. 33. Наумчик В.Н. Социальная педагогика. Проблема «трудных» детей. Теория. Практика./В.Н. Наумчик – М.: Просвещение, 2015. – 258 с. 34. Немов Р.С. Психология. /Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Кн.1: Общие основы психологии.- 688 с. 35. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология./Л.Ф. Обухова - М.: Российское педагогическое агентство, 2012. - 374 с. 36. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы./Л.Ф. Обухова – М., Российское педагогическое агентство, 2015. - 360 с. 37. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов./Н.И. Олифирович – СПб.: Речь, 2016. – 360 с. 38. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. /Ю.М. Орлов– М.: Академия, 2017.-156с. 39. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агенство,2014. – 526 с. 40. Райгородский Д.Я. Психология семьи. /Д.Я. Райгородский – Самара: Бахрах-М, 2012. – 752 с. 41. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. – СПб.: Питер, 2013. – 255 с. 42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога./Е.И. Рогов – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2012.– 144 с. 43. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. /К.Р. Роджерс– М.: ЭКСМО-Пресс, 2013 44. Семенюк Л.Д. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов./Л.Д. Семенюк – М.: Институт практической психологии, 2016. – 304 с. 45. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева., В.В. Столина. – М.: Педагогика, 2012. – 196 с. 46. Сержантов В.Ф. Характер как деструктивное поведение./В.Ф. Сержантов – СПб.: Ривьера, 2013-186 с. 47. Социальная педагогика./ Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 416 с. 48. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). /А.С. Спиваковская– М.: Педагогика, 2014. – 160 с. 49. Столяренко Л.Д. Основы психологии. /Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2014.- 704 с. 50. Сысенко В.А. Супружеские конфликты./В.А. Сысенко – М.: Издат. центр «Академия», 2013. – 345 с. 51. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими./ К. Флейк-Хобсон - М.: Эксмо, 2013. – 300 с. 52. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. / Д.И. Фельдштейн М.: Ведомость , 2014 – 413 с. 53. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей./Л.М. Фридман – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013 – 522 с. 54. Целуйко В.М. Психология современной семьи./В.М. Целуйко – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2014. – 134 с. 55. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)./И.В. Шаповаленко – М.: Гардарики, 2012. – 345 с. 56. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б.Шнейдер. – М.: Слово, 2015. –512 с. 57.Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии./Э. Шостром, Л. Браммер – СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2012. – 624 с. 58.Экспериментальная психология /Под ред. П.Фресс, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975. -142 с. 59. Эльконин Э. Г. Детство и общество./Э.Г.Эльконин – СПб.: изд. Ленато, 2012. – 300 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В ПСИХОЛОГИИ 1.1. Проблема неполных семей в психологии и педагогике Неполная семья - это один из основных социально - демографических типов современной семьи. Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать – отец – ребенок. Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.) (Андреева Т.В. Семейная психология. /Т.В. Андреева- СПб.: Речь, 2014. – с. 67) В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака. В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства. Семья, в которой ребенка воспитывает один родитель, стала столь обыденным явлением, что сегодня психологи и социологи стараются избегать обидного термина «неполная семья», заменяя его политкорректным «нетрадиционная» или «нестандартная». Сегодня матери, воспитывающие детей без отца, стали своего рода общественной нормой. Возможно, вследствие новизны термин «матери – одиночки» неоднозначно воспринимается в разных странах. Например, в Великобритании, так же как и в нашей стране, его применяют к той категории женщин, которые никогда не были замужем, родили ребенка и в одиночку его воспитывают. Вместе с тем наряду с понятием «одинокая мать», которое включает в себя женщин, не выходивших замуж и в одиночку воспитывающих ребенка, есть и такие неполные семья, где дети проживают вообще без обоих родителей – у дедушек, бабушек и других родственников. Как правило, последняя ситуация еще более неблагоприятна для детей. Она связана с полным распадом прежней родительской полной семьи (смерть обоих родителей, их развод, а затем смерть матери) либо лишение одинокого родителя родительских прав, либо с тем, что одинокие матери или отцы сами не хотят воспитывать своих детей, и передают их на воспитание своим родителям. (Целуйко В.М. Психология современной семьи./В.М. Целуйко-М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2014. с.15) Проблема неполной семьи в том, что в ней ребенок часто встречается лишь с одной ролью родителя – либо только карающий, либо только поощряющей. Поскольку дети в неполной семье не могут наблюдать отношений между мужчиной и женщиной, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений. В будущем для них более проблематично будет строить собственные отношения. Воспитательные возможности в неполной семье ограниченны: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечет за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было подражать в будущем. На примере авторитетного отца образца для подражания – мальчики формируют мужскую самоидентификацию. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. В отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца – в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Если отца в семье нет, образ мужчины получается искаженным – обедненным или напротив, идеализированным, что приводит впоследствии, либо к упрощенности в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье. (Райгородский Д.Я. Психология семьи. / Д.Я. Райгородский - Самара: Бахрах-М, 2012. с.10) К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений. При разводе в семье обычно «присутствую» все эти факторы. При условии развода родителей в дошкольном возрасте, в кото¬ром ключевая система развития - семья, негативное влияние оказыва¬ется, в первую очередь, на эмоциональную сферу. Этот возраст характеризуется тесной эмоциональной привязан¬ностью ребенка к родителям в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентиро¬ваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального кон¬такта с матерью); во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви . Уход отца в этом возрасте переживается как отказ от ребенка. Чувство обиды, недоверия к матери, потеря защиты вызывают посто¬янное беспокойство, неуверенность в себе, эмоциональное напряже¬ние. Следствие эмоциональной деривации со стороны невротической матери- обострение дисгармоничных стилей воспитания и, как ре¬зультат, стабильно высокая тревога, неуверенность, подавление ини¬циативы и автономности. Как показывают результаты многих исследований, отношения в семье являются основным источником тревожности у дошкольников и младших школьников. Дело не в том, что дети просто «заражаются» тревожностью взрослых (хотя это тоже нередко происходит). Подобная атмосфера препятствует переживанию чувства защищенности, надеж¬ности семейного окружения, что необходимо для нормального эмоцио¬нального самочувствия, да и в целом для нормального развития ребенка В таких семьях больше риск возникновения страхов у ребенка. Это боязни животных, разбушевавшейся стихии, болезни, смерти, кош¬марных снов. Все эти страхи являются своеобразным откликом на си¬туацию в семье. В сумме по всем возрастам неполная семья не оказы¬вает существенного влияния на увеличение числа страхов. Исключение составляют мальчики-дошкольники, у которых число страхов несколько выше в неполных семьях. Однако в шесть лет у девочек и в пять-шесть лет у мальчиков частота страхов существенно выше в неполных семь-ях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к по¬следствиям нарушенных эмоциональных отношений в семье. Принимать решительные меры надо в том случае, когда страхи становятся сильными и устойчивыми. Тогда у детей возникает излиш¬няя напряженность, скованность, нервный поиск внешней опоры. Ребе¬нок становится все более пассивным, нелюбопытным, избегающим кон¬тактов с новыми для него людьми, уходящим в собственные пережива¬ния. Он не может справляться с угрозой, теряет веру в себя и в свои возможности и т.д. Возможны различные способы преодоления невро¬тических страхов. Один из них - воздействие десенсибилизацией. В основе ее лежит известный прием семейной психотерапии: ребенка при¬учают к щенкам до встречи со взрослой собакой. Другим известным эмоциональным расстройством является деп¬рессия. Тяжелые депрессии у детей редки. У подростков депрессии чаще и похожи на депрессии взрослых: они выражаются в душевных страдани¬ях, ощущении печали, потере аппетита и бессоницах. В трудных случаях депрессии лечат антидепрессантами и психотерапевтическим воздействи¬ем, направленным на ослабление влияния неблагоприятных факторов. У таких детей встречается и «истерическая конверсия»: физи¬ческие расстройства возникают на психологической основе; а также ипохондрический синдром: неоправданные и преувеличенные жалобы на свое физическое состояние для привлечения к себе внимания и избежания нежелательной ситуации. Для снятия этого синдрома требуется обсуждение с ребенком причин плохого состояния, помощь в преодолении стресса. Уже доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителями того же пола составляет у мальчиков 5-7лет, а у девочек—3-8 лет. Успешность идентификации зависит главным образом от престижности родителя того же пола в представлении детей, то есть опять же от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье «тряпки», «подкаблучники». Ребёнок, как правило, тонко чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, т.е. может нарушиться идентификация со своим полом. Начиная примерно с 9-10—летнего возраста, дети стремятся освободиться от родительского авторитета и вести себя независимо. Чтобы этот процесс был безболезненным и не приводил к аномалиям, необходимо разумное, тёплое поведение родителей, не навязывающих свою волю детям, а исподволь, собственным примером стремящихся завоевать авторитет в собственном доме. Иными словами, всё опять сводится к проблеме благополучия и неблагополучия в семье. 1.2. Личностные особенности детей из неполных семей Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму. Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающего от других людей. Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. В понятие «индивидуальные особенности» входят не только психологические, но и соматические («сома» - по-латыни «тело») особенности человека: цвет глаз и волос, рост и фигура, развитие скелета и мышц и т. д. Индивидуальность человека, характеризуется со стороны своих социально значимых отличий от других людей и проявляется в своеобразии психики и личности индивида, ее неповторимости, а также в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. С позиций материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности заключается в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. (Столяренко Л.Д. Основы психологии. /Л.Д. Столяренко- Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2014.с.180) Индивидуально-психологические особенности отличают одного человека от другого. Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы, образующие четыре основные стороны личности: 1. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности). 2. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение). 3. Индивидуальные особенности различных психических процессов. 4. Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек). Далеко не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Но все черты характера, понятно, являются особенностями личности. Характер - это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях.(Немов Р.С. Психология. /Р.С. Немов - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Кн.1: Общие основы психологии. с.17) Иными словами, давая определение характеру, можно сказать, что это совокупность свойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках. По мнению Б. Г. Ананьева, характер «выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий». Слово «характер» в переводе с греческого означает «признак», «особенность». Очень часто характер понимают как нечто, почти совпадающее с личностью или отличающееся от личности по критерию того, что к характеру относится все индивидуальное, а личность - это только общее. У нас бытовали такие взгляды в 40-е, 50-е и 60-е гг. На самом деле это, конечно же, не так. Есть такая шуточная типология, которую приводит в одной из своих книг Б.С. Братусь: «Хороший человек с хорошим характером, хороший человек с плохим характером, плохой человек с хорошим характером и плохой человек с плохим характером». С точки зрения здравого смысла такая типология соответствует действительности, она работает. Это говорит, прежде всего, о том, что личность и характер - это не одно и то же, они не совпадают. (Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. /Б.С. Братусь - М., Просвещение, 2013.с. 24) В характере личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность-завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая подсистема - это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и др.). Возможна и другая классификация черт характера, например: 1) свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты); 2) свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также противоположные им качества); 3) свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и т. д.). (Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. И.В. Дубовина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2015 с.97) Прежде чем рассмотреть типологию характеров, хотелось бы отметить, что большое влияние на характерологические черты оказывают особенности темперамента. Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамической особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. Исследователи темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера: сензитивность - особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы; реактивность - особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; активность - способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры; темп реакций - особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний; пластичность - ригидность - особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях; экстраверсия-интроверсия - особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли). Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность). Впечатлительность - свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие. Эмоциональность - свойство, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний. Импульсивность - свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций. Тревожность - повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию невротизма.( Немов Р.С. Психология. / Р.С. Немов - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Кн.1: Общие основы психологии. с.20) Итак, темперамент – первичная натура, поскольку в его основе лежат врожденные структуры, а характер – вторичная натура человека, поскольку его основу составляет привычка, а привычка и есть вторая натура. Принципиальная суть гармонизации личности и состоит в том, чтобы привести черты характера как пластичного образования в позитивное соответствие с темпераментом. Вот как метко выразился по этому поводу И. Кант: «Научись властвовать над своей натурой, иначе натура будет властвовать над тобой». И с этой власти над собой начинается каждый, кто желает добиться в сегодняшней непростой жизни хоть чего-нибудь, пусть даже относительно малого. Из этого следует, что характер не только испытывает влияние темперамента, но и сам оказывает воздействие на свойства темперамента, а именно: - под влиянием характера человек направленно учится регулировать проявление отдельных свойств темперамента (в течение длительного времени работы над ними эти свойства могут частично изменяться); - маскирует свойства темперамента (динамика поведения в некоторых типичных ситуациях начинает зависеть не от темперамента, а от мотивов и отношений личности). В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей: а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование; б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров; в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы. Наиболее известны следующие типологии характера: 1. конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.). 2. акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.). 3. социальная типология характеров, в основе которой - отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм). У детей из неполных семей, в отличие от детей из полных семей, несколько более выражены такие качества, как возбудимость, покорность, мягкосердечность, чувствительность, подавленность, тревожность, они менее беспечны. Частенько они демонстрируют большую неудовлетворенность семейной ситуацией. Сами себя они считают менее смелыми, радостными, спокойными. На протяжении многих десятилетий неполная семья служила источником социального неблагополучия. Речь идет о преступности среди несовершеннолетних, расстройстве характера или личности в целом, дурной психологической наследственности. Ученные отмечают снижение познавательных установок у детей после развода, низкую успеваемость и слабую выраженность стремления к достижениям. Медико-биологические исследования показали, что у детей без отцов чаще бывают задержки развития речи. Выявлено, что такие дети более неустойчивы психически и более упрямы. В процессе воспитания могут быть использованы различные стили отношений, многие из которых не способствуют благоприятному развитию личности ребенка. В процессе воспитания в характере детей при данных стилях возможно формирование своеобразных черт характера. Для нас наибольший интерес представляют черты характера ребенка из неполных семей. Поэтому более подробно рассмотрим особенности характера именно у ребенка из таких семей. Чаще всего в неполных семьях отсутствует единая твердая линия воспитания, это то, что обычно порождает слабохарактерность, избалованность ребенка. Недостаточная требовательность к ребенку, применение физических наказаний - все это приводит к возникновению лживости, трусливости. Отсутствие четкого режима дня в неполной семье вызывает у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность. На возникновение некоторых особенностей характера влияет также неумение учитывать возрастные особенности детей. Незнание возрастных особенностей детей может вызвать крупные и продолжительные конфликты с членами всей семьи, скрытую или явную войну с ними. Следует отметить, что члены неполной семьи не всегда своевременно реагируют на появление особенностей характера у детей, которые являются их недостатками. А между тем, чем быстрее с ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они закрепляются в структуре личности детей. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно. (Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства./Б.Н. Алмазов - М.: Дата Сквер, 2012.с.120) Неблагоприятно влияет на развитие ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера. Так, некоторые представители неполных семей склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность детей их нервностью. Это способствует укреплению у таких детей этих недостатков и появлению чувства вседозволенности. Нередко они прямо заявляют: «Не троньте меня: я нервный!». Плохо и когда не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. В этом случае надо немедленно обращаться к врачу. Нередко бывает, что сами дети неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость – за правдолюбие и мужество, невежливость – за прямоту, высокомерие – за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые даже, сознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Например, ребенок осознает, что лень позволяет сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчетливость – добиться личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но, прежде всего субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить. Но что мы называем недостатками характера? Недостатки характера – это устойчивые отрицательные формы поведения человека. Поэтому, прежде чем говорить о недостатках характера ребенка, надо убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого поведение ребенка надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg