Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовая природа мер административного принуждения

irina_krut2020 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.04.2020
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при применении уполномоченными органами и должностными лицами мер административно–правового принуждения к несовершеннолетним. Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие основания и порядок применения мер административного принуждения к несовершеннолетним. Целью работы является анализ системы мер административного принуждения и поиск проблем их применения к несовершеннолетним правонарушителям. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: - дать характеристику понятию административного принуждения; - определить виды и перечень мер административного принуждения, применяемых к несовершеннолетним; - обозначить меры административного принуждения, применяемые к родителям, представителям несовершеннолетних; - рассмотреть некоторые проблемы, возникающие при применении мер административного принуждения. При написании работы были использованы следующие общенаучные методы исследования: анализ, синтез, системный подход. Кроме этого, в работе применялись специальные методы: сущностный, формализации, структурный, сравнительно-правовой метод использовался для сопоставления норм, регулирующих применения административно-правовых мер принуждения к несовершеннолетним правонарушителям, историко-правовой анализ определения сущности административного принуждения и его места в системе мер государственного принуждения и логико-правовой анализ соответствующих норм, административного и федерального законодательства. Степень изученности темы исследования. Анализируя действующее законодательство, нужно отметить, что в нем существуют проблемы применения административно-правовых мер принуждения в отношении несовершеннолетних, которые обусловлены как несовершенством действующего законодательства, так и отсутствием материально-технической базы для их реализации. Данные проблемы должны быть решены в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Определенный вклад в изучение мер административных принуждений внесли защищенные в последующие годы кандидатские диссертации, написанные Поповым В.И., Ткачевым В.Н. Вопросы о понятиях, видах и содержании мер административного принуждения, применяемых к несовершеннолетним, их особенности применения к несовершеннолетним правонарушителям и их представителям рассматривали (Бахрах Д.Н., Козлов Ю.М., Жумагулова М.И Григорян Г.М). Степень изученности проблемы определила выбор объекта, предмета, цели и задач данного исследования. Научная новизна работы заключается в предложениях по совершенствованию действующего административного законодательства в сфере применения административных мер принуждения к несовершеннолетним правонарушителям и их представителям. Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена их общей направленностью на повышение изученности способов профилактики правонарушений несовершеннолетнего. Практическая значимость заключается в предложении путей разрешения проблем, в применении административно-правовых мер принуждения в отношении несовершеннолетних, уполномоченными на то лицами. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Несовершеннолетние – это особый субъект в правоохранительной деятельности. Именно в период, когда подросток не достиг совершеннолетия, он более склонен к совершению разного рода деяний, которые могут являться уголовными, о чем он даже может не подозревать в силу своей неграмотности и возраста. Кроме того, большое влияние на подростков оказывает их окружение, обстановка в семье, недостатки учебно – воспитательной работы, не организованный досуг, и это далеко не все, что может являться причиной совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений. Преступность несовершеннолетних лиц является наиболее важным показателем криминогенности внутренней среды государства. Именно противоправные деяния и жестокость несовершеннолетних граждан является наиболее дискуссионным и острым вопросом современности. Интерес общественности, узконаправленных специалистов здесь не случаен, поскольку именно на подрастающее поколение обществом возлагаются надежды, связанные с дальнейшим развитием российского государства. Современное состояние подростковой преступности можно считать отображением преступности завтрашнего дня, а потому её тенденции и показатели следует рассматривать как непосредственную угрозу безопасности будущего нашего общества и государства в целом. Несмотря на то, что согласно официальной статистике, количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории России имеет тенденцию к снижению, преждевременно говорить о том, что принимаемые государством меры, в частности изменения в законодательстве, способны обеспечить долгосрочный перелом в динамике преступности несовершеннолетних . Тем не менее, тенденции последних лет позволяют сделать вывод о том, что количественные показатели преступности подростков существенно уменьшились (Приложение 1) Однако данные обстоятельства объясняются скорее объективными причинами, к которым, прежде всего, относятся демографический кризис, высокая латентность, обусловленная дефектами регистрации и реального выявления преступлений несовершеннолетних, а также повышение криминальной активности детей младших возрастов, отсюда можно сделать вывод, что подростковая преступность в нашей стране остается одним из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Возможно, это связано с тем, что продолжает расти преступность среди взрослого поколения. Ведь дети зачастую берут пример с взрослых, а последние пользуются этим и вовлекают подростков в совершение преступных деяний. Поэтому, для того, чтобы сократить число противоправных деяний подростков, в первую очередь, нужно направить все силы и средства для сокращения числа преступности среди взрослых. Значительная роль в борьбе с потенциальными преступниками может быть отведена административно правовым средствам - мерам административного принуждения. Именно с мелких проступков чаще всего начинают свой преступный путь несовершеннолетние правонарушители и именно такие меры могут пресечь их от дальнейшего морально- нравственного разложения. Меры административного принуждения обладая оперативностью, разнообразием и непосредственностью, при своевременном и правомерном поведении, позволяют эффективно осуществлять профилактику правонарушений и воздействовать на противоправное поведение несовершеннолетних.
Содержание

Введение………………………………………………………………….............2 1. Правовая природа мер административного принуждения …………….6 1.1. Сущность административного принуждения и его место в системе мер государственного принуждения………………………………….6 1.2. Понятие, виды и содержание мер административного принуждения…………………………………………………………...14 1.3. Несовершеннолетние правонарушители и их законные представители как субъекты административной ответственности…24 2. Особенности применения мер административного принуждения к несовершеннолетним правонарушителям и их представителям……….35 2.1. Административно – правовые меры, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям и к их представителям….35 2.2. Проблемные вопросы отдельных мер административного принуждения к несовершеннолетним правонарушителям, возникающие в правоприменительной деятельности правоохранительных органов…………………………………………52 Заключение………………………………………………………………………. Список литературы …………………………………………………………….. Приложение…………………………………………………………………….
Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. – 1993. – Выпуск XLVI. 2. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. – 1993. – №237. 3. О чрезвычайном положении: федер. конст. закон от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ (ред. от 03.07.2016 г.) // СЗ РФ. - 2001. - № 23.- Ст. 2277. 4. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // СЗ РФ. – 2002 – №1. – Ст. 1. 5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СЗ РФ. – 1996 – № 5 – Ст. 410 7. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред.07.03.2018) // Российская газета. – 2011. - № 25. 8. О Федеральной службе безопасности: федер. закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018 г.) // Российская газета. – 1995. - № 72. 9. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017 г.) // Парламентская газета. – 2008 – № 90. 10. О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Российская газета. – 1998. – № 145. 11. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) // СЗ РФ. – 1999. – № 1. – Ст. 1650. 12. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177. 13. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. – 2011. – № 48. – ст. 6724. 14. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 (ред. от 06.12.2017) // СЗ РФ. – 2013. – № 45. – Ст. 5829. 15. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15.10.2013 №845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2014. – №11 16. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15.10.2013 г. N 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2014. – №11. 17. Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): Приказ Минздрава России от 18.12.2015 № 933н // Российская газета. – 2016. – № 60. 18. Закон Пензенской области от 30.06.2009 № 1752-ЗПО «О реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Пензенской области» // Газета "Пензенские губернские ведомости" – 23.12.2010. – №110. Учебная литература 19. Бабаев В.К. Теория государства и права: учеб. для вузов. / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Омега-Л, 2013. – 608с. 20. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических ВУЗов / под. ред. Ю.А. Дмитриева, И.А. Полянского, Е.В. Трофимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. –541с. 21. Козлов Ю.М. Административное право: учеб. пособие. / Ю.М. Козлов – М.: Юристъ, 2014. – 610с. 22. Макарейко, Н.В. Административное право: учеб. пособие для вузов / Н.В. Макарейко. – М.: Юрайт, 2016. – 336с. 23. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации: учеб. пособие. / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров. – М.: Юрайт, 2015. – 520с. 24. Панова И.В. Административно-процессуальное право России: учеб. пособие / Под ред. Э.Н. Ренова. — М.: ИЗДАТ-М, 2016. – 512с. 25. Россинский Б.В. Административное право: учебно-методическое и практическое пособие. / Б.В. Россинский. – М.: Право и закон, 2015. – 488с. 26. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права: учеб. пособие / В.Е. Севрюгин. – М.: Норма, 2014. – 329с. 27. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации: учеб. пособие / А.П.Солдатов, В.А. Мельников. – М.: Феникс, 2014. – 497с. Научная литература 28. Беженцев А.А. Характерные черты административного принуждения, применяемого к несовершеннолетним правонарушителям // Вестник Санкт – Петербургского университета МВД России 2010. – №1(45). – С.50. 29. Буторина Л.С. Принудительные меры административного предупреждения, применяемые к несовершеннолетним: их виды и место в системе административного принуждения // Административное право и процесс. – 2016. – № 2. – С.4. 30. Буторина Л.С. Принудительные меры административного предупреждения, применяемые к несовершеннолетним: их виды и место в системе административного принуждения.// Административное право и процесс. – 2013. – № 9. – С.54 - 56. 31. Газизов Д.А. Административно-правовое регулирование принудительных мер медицинского характера, применяемых к больным наркоманией. // Наркоконтроль. – 2012. – № 1. – С. 33 - 35. 32. Григорян Г.М. Юридическая ответственность – ответственность за правонарушение // Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. – 2014. –№ 1. – С. 78. 33. Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования мер административного принуждения // Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. – 2014. – № 1. – С. 78. 34. Жумагулов М.И. Сущность мер государственного принуждения в административном праве // Административное право и процесс. – 2016 – № 2. – С.4. 35. Зубова Е.Г. Меры административного принуждения, применяемые на деликтной основе к иностранным гражданам и лицам без гражданства, в структуре мер административного принуждения (процессуальные аспекты) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2015 – № 5. – С. 122. 36. Иванов Л. Административная ответственность несовершеннолетних. // Хозяйство и право. – 2013. – №3 – С. 25. 37. Ильина Т.А. К проблеме административной ответственности несовершеннолетних. // Административное и муниципальное право. –2012. – № 10. – С. 57 – 62. 38. Коновалова И. А. Предупреждение преступности несовершеннолетних как цель государственной политики // Союз криминалистов и криминологов. – 2015. – № 1. – С. 44–49. 39. Красносельских И.М. Административное право как способ влияния на профилактику преступлений // Административное и муниципальное право. – 2016. – № 2. – С. 4. 40. Кружилин В.С. Особенности применения мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних/ В.С. Кружилин // Актуальные проблемы административной деятельности полиции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Краснодарский университет МВД России. – 2015. – С. 130–137. 41. Лапина М.А. Административная преюдиция как способ декриминализации уголовных преступлений и разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений в современный период // Современное право. – 2002. – № 7. – С.43. 42. Обыденова Т.В. Правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 6. – С. 67. 43. Обыденова Т.В. Правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 6. – С. 67 – 69. 44. Пустовойт И.И. Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения // Вестник КРУ МВД России. – 2012. – №3 (17). – С. 67 – 69. 45. Салищева Н.Г. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (вводный). М. – 2014. – 410с. 46. Таранов А.А. Административные процедуры в сфере административного принуждения // Юрист. – 2013. – № 5. – С. 25. 47. Телегин А.С. Меры административно-процессуального принуждения: некоторые вопросы применения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2014. – № 1. – С. 60 - 67. 48. Шевцов А.В. Проблемы, возникающие при осуществлении сотрудниками полиции производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами субъектов Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2015. – № 2. – С. 67 - 71. Иные источники 49. Официальные статистические материалы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Пензенской области. URL: http://kdn.pnzreg.ru/files/kdn_pnzreg_ru/statistika/deyatkdnizp_2013_2015_sokr.docx 50. Статистические данные УМВД России по Пензенской области // Опубликованы не были
Отрывок из работы

1. Правовая природа мер административного принуждения , применяемых к несовершеннолетним 1.1. Сущность административного принуждения и его место в системе мер государственного принуждения Достаточно много внимания уделяется административному принуждению в учебной и научной литературе, но точнее было бы сказать административно – правовому. Исходя из истории СССР, России и других стран можно сделать вывод о том, что административное принуждение намного шире административно-правового, что нередко оно связано с произволом, насилием. Для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством, как для уголовной ответственности . Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т.д. Административное принуждение, является крайним средством по обеспечению государственной воли по поддержанию правопорядка и применяется исключительно на основании норм административного законодательства, лишь к тем лицам, которые нарушили нормы права, способствовали их нарушению, и только специально уполномоченными на то субъектами государственного управления. Так как административное принуждение – это разновидность государственного принуждения, то оно используется непосредственно как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. Стоит отметить, что меры административного принуждения могут служить не только в целях предупреждения и пресечения правонарушений, но и как наказание за административные правонарушения, выполняя тем самым карательные функции. Наличие средств административного принуждения в распоряжении исполнительных органов (должностных лиц) вовсе не говорят о том, что методы управляющего воздействия основаны исключительно на принуждении. Нередко бывают такие ситуации, когда с помощью таких средств можно обеспечить нормальные условия жизни (например, при стихийных бедствиях, иных чрезвычайных ситуациях). Хочется заметить, что они служат правоохранительным, т.е. позитивным целям, и, что только в крайних случаях, при определенной необходимости они применяются в качестве карательных мер, т.е. в буквальном смысле являются принудительными. Административно-правовое принуждение - один из видов правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.) . В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие, так: 1. Меры административно-правового принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями (как правило, административными правонарушениями), нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами. 2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами публичной функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти («инспектор – контролируемый»). 3. Многочисленность и разнообразие субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию. Меры административного воздействия могут применять большое количество органов (государственных, муниципальных, общественных). 4. Административному воздействию подвергаются не только отдельные физические лица, но и организации, коллективные субъекты. 5. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения . Что касается субъектов применения рассматриваемого метода, то условно можно выделить специализированные государственные органы, относящиеся к субъектам, так или иначе применяющих принуждение в отношении несовершеннолетних. Отметим, что такие органы в первую очередь осуществляют и применяют целый ряд мер, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав. К таким субъектам можно отнести: - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти и местного самоуправления в субъектах РФ (КДН). - подразделения органов внутренних дел и в частности подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; - специализированные учебно – воспитательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением (открытого и закрытого типа). Данный перечень не является исчерпывающим. До 1950-х годов все меры административного принуждения делились на две большие группы: административные взыскания и иные меры административного принуждения (иногда их еще называли мерами социальной защиты или мерами административного воздействия). В 1956 г. была предложена новая, трехчленная классификация мер принуждения. М.И. Еропкин, основываясь на исследованиях С.С. Студеникина и И.И. Евтихиева, исходил из того, что каждый раз характер конкретной меры принуждения определяется в зависимости от специфики обеспечиваемых правовых отношений в сфере государственного управления . Таким образом, в качестве критерия классификации был взят способ административно-правового обеспечения правопорядка. В соответствии с этим критерием были выделены три вида мер административного принуждения: - административные взыскания, - меры административного пресечения, - административно-предупредительные меры. Такую классификацию за основу в дальнейшем взяла ученый, автор книг по административному праву Агеенкова Г.Т., которая, чтобы отграничить меры административного пресечения от мер уголовно – процессуальных, предложила учитывать характер юридических фактов, вызывающих к жизни охранительное правоотношение. Ведь чаще всего на практике не всегда сразу можно определить, какое правонарушение пресекается той или иной мерой административного принуждения. Например, при задержании в электропоезде лица, совершающего мелкое хулиганство, в ходе проверки документов выясняется, что это лицо разыскивается за совершение преступления. Мера административного принуждения превращается в уголовно-процессуальную меру . Таким образом, необходимо учитывать весь комплекс факторов, которые влияют на применение определенной меры: во-первых, это характер юридических фактов, вызывающих к жизни охранительное правоотношение, во-вторых, непосредственная цель применения меры принуждения, в-третьих, способ защиты правопорядка. Данная мера является профилактической (или мерой предупредительного характера), ее цель – предупредить возможное наступление вредных последствий. Если же есть основания предполагать, что в багаже пассажиров находятся запрещенные к перевозке предметы или вещества, то досмотр осуществляется на основании ст. 27.7 Кодекса об Административных правонарушениях (КоАП РФ) как мера административного пресечения с составлением протокола. Целью применения данной меры будет являться то, что необходимо пресечь совершающееся правонарушение, а также административно – процессуальное обеспечение привлечения правонарушителей к ответственности. Необходимостью применения данной меры считается административное правонарушение, следовательно, условия и порядок применения регулируется административным законодательством. В данном случает закон не делает исключение несовершеннолетним, они наравне со взрослыми подлежат досмотру и проверке на предмет выявления у них запрещенных предметов, использование которых может привести к наступлению неблагоприятных для общества последствий. За нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте (ст.11.14 КоАП РФ) предусмотрена ответственность в виде штрафа. Это мера административной ответственности, цель которой – наказать правонарушителя, основание – факт административного правонарушения, способ охраны – административно-правовой, правовое регулирование – нормы КоАП РФ. Таким образом, все меры административного принуждения различны по своим характеристикам и различать их можно по целям, основаниям применения, порядку и условиям применения, правовому регулированию и правовым последствиям. Классификация, построенная на прочной научной основе, позволяет определить место и роль той или иной меры административного принуждения в системе средств охраны общественных отношений, правильно осуществлять правовое регулирование и применение . Приведем пример из практики. В Мордовии был принят закон «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью», в котором было предусмотрено право органов внутренних дел осуществлять задержание в административном порядке по согласованию с прокурором членов организованных преступных групп сроком до 30 суток. Несмотря на название, фактически данная мера является «по своей сути, основаниям, режиму исполнения и наличию в ней элементов наказания» мерой, имеющей уголовно-правовую и уголовно-процессуальную природу. Административное задержание как мера административного принуждения должно иметь целью пресечение административного правонарушения, но не преступления. Из этого вытекают весьма серьезные выводы о том, что данный субъект Российской Федерации своим законом вторгся в предметы ведения Российской Федерации, поскольку административное право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, уголовное и уголовно-процессуальное право относится к предметам ведения Российской Федерации . Для тематики данной работы больше всего подходит четырехзвенная классификация, описанная Л.С. Буториной. Данная классификация подразумевает четыре формы административного принуждения: предупреждение, пресечение, процессуальное обеспечение, юридическая ответственность (наказание) . Одной из главных целей применения мер административного принуждения по вышеуказанной классификации является: - во-первых, профилактика и противодействие подростковых правонарушений, - во-вторых, приоритет воспитательных, а не карательных мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Также немаловажной причиной стоит считать, что остальные меры принуждения направлены на охрану общественного правопорядка, и не акцентируют внимание на устранение последствий его нарушения. Учитывая специфику применения указанных мер административного принуждения к несовершеннолетним, следует разделить их на две группы: общие и специальные. К общим относят все меры административного принуждения, которые применяются как к несовершеннолетним, так и к совершеннолетним правонарушителям и другим категориям субъектов. А специальные меры это лишь те, которые применяются исключительно в отношении несовершеннолетних. Следует отметить, что ко второй группе, в отдельных случаях, стоит отнести лиц, не достигших возраста административной ответственности. Стоит обратить внимание на то, что в КоАП РФ, так и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (далее КоАП РСФСР), возраст привлечения к административной ответственности остался неизменным. В ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ указано, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет . Из этого следует, что основная возрастная группа, в отношении которой могут применяться меры административного принуждения – это подростки от шестнадцати до восемнадцати лет. Однако к несовершеннолетним правонарушителям могут применяться меры воспитательного характера (ч.2 ст. 87 УК РФ) . В то же время нельзя рассматривать данные меры как меры административной ответственности, т.к. КоАП РФ четко указывает, что возможность привлечения лица к административной ответственности наступает с шестнадцати лет. Можно сделать вывод, что административно-правовое принуждение – это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями . Прежде всего, это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. Правильное применение метода принуждения органами государственной власти, гарантирует действенность управленческой деятельности, функционирования административно правовых институтов, непоколебимости правопорядка, формирует условия для постепенного уменьшения и ликвидации правонарушений . Принуждение считается в полной мере законным, подчиняется общим принципам права, используется на базе строгой правовой регламентации, нормативного института оснований, порядка и процедуры осуществления, четких мер принудительного воздействия. Назначение принуждения складывается в восстановлении общественной справедливости, воспитании правонарушителей. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания либо унизить его человеческие достоинства. Кроме того оно носит в себе карательные и устрашающие элементы, которые вместе с тем предполагают подчинительный характер и непосредственно ориентированы на предостережение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их осуществивших. Далее рассмотрим каждую форму мер административного принуждения исходя из принятой нами классификации, учитывая особенности общей и специальной групп. Особое внимание следует уделить мерам административного принуждения в отношении малолетних правонарушителей. 1.2 Понятие, виды и содержание мер административного принуждения Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных отличительных признаков. В соответствии с содержанием и целью применения мер административного принуждения их можно разделить на следующие виды: 1)административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд в силу сложившихся особых условий и обстоятельств (различные ограничения и запреты на осуществление некоторых действий по проведению демонстраций, уличных шествий и т.д.). 2)административные меры контрольно-предупредительного характера (обязательная государственная регистрация оружия, транспортных средств, уставов общественных объединений и т.д.), 3)меры административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (применение специальных средств, оружия и физической силы работниками полиции и других силовых структур, меры административного надзора за некоторыми лицами, а также перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении) Меры административного предупреждения применяют для профилактики правонарушений или обеспечения общественной безопасности, а также в целях ликвидации негативных последствий, наступивших вне зависимости от воли лиц, в отношении которых применяются данные меры (например, стихийные бедствия). Основаниями для применения мер административного предупреждения являются диспозиции правовых норм, в которых закреплены полномочия органов управления и должностных лиц. Все административно-предупредительные меры закреплены в нормативных правовых актах, которые определяли соответствующие полномочия их применения для органов управления и должностных лиц. Примерами мер административного предупреждения являются: - оцепление (блокирование) участков местности; - проверка документов, удостоверяющих личность граждан; - личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; - досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами и т.д. Что касается непосредственно несовершеннолетних, то здесь можно согласиться с мнением Буториной Л.С. Она относит к специальным административно - предупредительным мерам принуждения, те меры, которые предусмотрены Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В данном Федеральном законе указаны полномочия должностных лиц подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: «доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных» . Применение данной меры необходимо для того, чтобы: - выяснить обстоятельства, являющиеся основанием для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего; - вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними. Административно – предупредительные меры применяются в первую очередь для предупреждения совершения правонарушения, профилактики противоправного поведения и обеспечения общественной безопасности. Основанием применения данных мер является не правонарушение, а наступление особых условий, которые могут способствовать совершению правонарушения. Эти меры проводятся в отношении несовершеннолетних, их родителей или лиц их заменяющих, в целях профилактики, сотрудниками ПДН. Основой таких мер является проведение профилактической работы. Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей является постановка на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. После того, как предупредительные меры административного принуждения себя исчерпали, уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами применяются меры административного пресечения. Данная мера имеет место быть только в том случае, если имеются основания полагать, что точно совершено противоправное деяние. Целью ее служит не только пресечение совершаемого правонарушения, но и недопущение вредных последствий его развития, а именно нанесения урона охраняемым интересам личности, государства, общества. Действующее законодательство к мерам административного пресечения относит следующие: доставление в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции лиц, находящихся в состоянии опьянения; изъятие оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ, в случаях нарушения порядка их оборота; задержание (за исключением задержания, как мера обеспечения производства по административному делу, и как мера, применяемая в порядке уголовно- процессуального кодекса РФ); применение физической силы и специальных средств; использование огнестрельного оружия; применение боевой и специальной техники ; отзыв продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота ; • приостановление деятельности организаций ; • выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы . В отношении несовершеннолетних к группе мер административного пресечения (указанную в ФЗ «О полиции) можно отнести доставление несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции. Существуют также и некоторые ограничения применения отдельных мер административного пресечения в отношении несовершеннолетних. К примеру, в п.1 ч.1 ст. 22 ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции запрещено применять специальные средства в отношении малолетних, за исключением оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового нападения либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Далее в п.5 ст. 23 этого же закона указанно, что сотрудникам полиции запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Особенностью административного задержания несовершеннолетнего является то, что о каждом случае задержания, полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей, что также отражено в ФЗ «О полиции» (ч. 8 ст. 14). Стоит уделить внимание и мерам административного обеспечения, которые КоАП РФ характеризует как меры административно-принудительного характера, применяющиеся только уполномоченными на то субъектами к лицам, в отношении которых осуществляется производство по административному делу. Особенностью применения указанных мер принуждения является: - применение только при наличии административного правонарушения, как в момент, так и после его совершения; - все разнообразие мер административного обеспечения закреплено в 27 главе КоАП РФ; - основной задачей применения данной группы мер – это обеспечение нормального хода производства по делам об административных правонарушениях. Согласно 27 главы КоАП РФ, государственные органы и должностные лица вправе применять в пределах своих полномочий следующие меры обеспечения: доставление; административное задержание; досмотр вещей, находящихся при физическом лице; личный досмотр; досмотр транспортного средства; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства; запрещение эксплуатации транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности. Телегин А.С. предлагает разделить административно-процессуальные меры в зависимости от цели применения на две группы. Первую составляют меры, которые направлены только на обеспечение условий для нормального осуществления производства по делам об административных правонарушениях (например, досмотр, освидетельствование и привод). Во вторую группу входят меры, которые кроме обеспечительных целей направлены на пресечение правонарушения, такие как: доставление, задержание или временный запрет деятельности . К специальным мерам административного обеспечения стоит отнести привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Нужно отметить, что административное наказание применяется с целью перевоспитания лица, которое совершило административное правонарушение, и предотвращения совершения новых правонарушений. Все это выражается в административном правоотношении между властным органом или должностным лицом, имеющим полномочия по привлечению к административной ответственности, и лицом, привлекаемым к этой ответственности. Можно выделить общие признаки всех мер административного наказания: - применяется как к физическим, так и к юридическим лицам; - составы административных правонарушений устанавливаются КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях; - административная ответственность наступает только в случаях, когда совершено административное правонарушение и вина данного лица установлена в полной мере; - КоАП РФ содержит в себе все основные процессуальные нормы, регламентирующие порядок привлечения к административной ответственности;
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 60 страниц
590 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg