Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности общения в экскурсионной деятельности

irina_krut2020 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.04.2020
Гипотеза исследования. Предполагалось, что знание особенностей общения в процессе проведения экскурсии, будет способствовать эффективности ее организации. Практическая значимость работы определяется, прежде всего тем, что результаты исследования могут быть использованы в организации и проведении экскурсии. На защиту выносятся следующие положения: - знания в области психологии общения людей, помогают избежать затруднений, кризисов и деструктивного поведения в процессе их совместной деятельности; - стиль общения и межличностного взаимодействия экскурсантов и экскурсовода, которые определяют и влияют на выбор стиля общения. Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

Возникнув на заре человеческой истории, социальное общение людей прошло долгий путь развития от примитивных форм в доисторический период до современного общения культурных народов, использующих в своих контактах разнообразные научные и технические средства связи - письменность, языки, телефон и телеграф, телевидение и др. Несмотря на мощное влияние научного прогресса и повышение интенсивности контактов между людьми, психологические закономерности общения по существу остаются устойчивыми, что позволяет общаться людям разного возраста и уровня культурного развития. Общение - форма психологической взаимосвязи людей в процессе их совместной деятельности. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, знаний о мире и т.д. Трудно назвать другое явление, которое вызывало бы устойчивый интерес у такого количества ученых, представляющих столь широкий спектр разных научных дисциплин: педагогика, психология, искусствоведение, социология, философия и многие другие. На сегодня психология общения считается междисциплинарной областью знания. Лидирующее положение в изучении общения сегодня занимают психология, педагогика, социология, которые изучают общение в разных сферах жизнедеятельности человека. Лидером среди наук, изучающих общение, является психология. Это связано с той определяющей ролью, которую всегда играет человек в общении. В нашей стране большой вклад в изучение психологии общения внесли В.А. Кан-Калик (1987), Ю. Линден (1981), М.И. Лисина (1986), Р.С. Немов (1995), Е. П. Ильин (1987, 1999), Н.И. Гуткина (1984), В.А. Лабунская (1986), В.П. Меныпутин (1987), Л.А. Петровская (1989), А.Б. Добрович (1990), А.Н. Леонтьев (1979), Е.Я. Мелибруда (1986) и другие. Не осталось в стороне от этого потока исследований и публикаций людей в процессе экскурсионной деятельности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Общая характеристика психологии общения как средства взаимодействия людей 6 1.1. Понятие «общение» и его средства 6 1.2. Виды общения 10 1.3. Роль общения в формировании психики человека 12 1.4. Техника и приемы общения 14 1.5. Общение и взаимовлияние 17 ГЛАВА 2. Экскурсия как вид деятельности 20 2.1. Сущность и место экскурсии в туризме 20 2.2. Экскурсия как вид деятельности 24 ГЛАВА 3. Психология общения в экскурсионной деятельности 27 3.1. Экскурсия как форма общения 27 3.2. Элементы психологии в экскурсии 31 3.3. Факторы, обусловливающие эффективность общения 39 3.4. Личностные особенности экскурсантов, значимые для общения 40 3.5. Личностные особенности экскурсовода, значимые для общения 42 ГЛАВА 4. Организация и проведение опытно-экспериментального исследования 45 4.1. Подбор и описание методик, организация исследования 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 ЛИТЕРАТУРА 55 ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988. 2. Бархаш JI. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий. - М., 1934. С.9. 3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. 4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.,1999. 5. Буяльский Б.А. Искуссво выразительного чтения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1986. 6. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес (2-е изд.)/Серия «Высшее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - С.227 -248. 7. Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. - М., 1923. 8. Гуляев В.г. Организация туристской деятельности. - М., 1996. 9. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком //Вопросы психологии. - 1984. - № 12. - С. 99 - 106. 10. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Л.:ЛГУ, 1988. С.24. 11. Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. - Л.,1990. 12. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. - М., 1981. 13. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. - М., 1987. (Поведение человека в межличностном общении: 66 - 121. Психокоррекция общения: 124 - 204). 14. Дьякова Р.А. история экскурсионного дела в России.М., ЦРИБ «Турист». 1981. 15. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. -М.: ЦРИБ «Турист», 1992. 16. Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие. - М.: ЦРИБ «Турист», 1986. 17. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. - 5-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 216с. 18. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. - М.: Профиздат, 1976. 19. Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. - М.: ЦРИБ «Турист», 1981. - С. 30 - 33. 20. Емельянов Ю.Н. Невербальное общение как форма материализации межличностных отношений. - Вестник ЛГУ, 1983, №17. 21. Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод, рекомендации. - М., 1983. - С.23. 22. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - С.75 - 99. 23. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. 24. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989.-С.159. 25. Коган М. Мир общения. Над чем работают, о чем спорят философы. -М., 1988. 26. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. 27. Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально- перцептивный подход. - Ростов н/Дону, 1986. 28. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. - М., 1981. 29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. 30. Мелибруда Е.Я. я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986. 31. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. - М.: ЦРИБ «Турист». 1980. 32. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С.431 - 442. 33. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. 34. 0мельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов: Конспект лекций. — М.: ЦРИБ «Турист», 1987. 35. Пасечный П.С. Туризм и экскурсии. М., ЦРИБ «Турист», 1982. 36. Петрова А.Н. Сценическая речь: Учеб.-метод, пособие. - М.: Искусство, 1981. 37. Петрова А.Н. Методика выразительно чтения: Учеб. пособие, 2 -е изд., исправл. и дополн. - М.: Просвещение, 1985. 38. Петровская JI.A. Компетентность в общении: Социально- психологический тренинг. - М., 1989. 39. Петровская JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982. 40. Попова J1.B., Дьяконов Г.В. Индентификация как механизм общения и развития личности: Методические рекомендации. - М., 1988,/Идентификация как феномен общения: С. 19-26. 41. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В.М. Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - С.113 -132 42. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. экскурсионная работа по истории: Пособие для учителей. - М., 1974. - С. 16. 43. Руденко A.M., Ловгалева М.А. Психология социально-культурного сервиса и туризма. -Ростов-на- Дону, 2005. 44. Станкин М.И. Психология общения. - М.: Институт практической психологии, 1996. 45. Требования к методической разработке экскурсии: Метод, рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1979. 45. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения, т.2. - М.: Учпедгиз, 1054.-С. 385. 46. Философский энциклопедический словарь. - М.: Энциклопедия, 1983.-С.665. 47. Цыганенков Г.П. Этимологический словарь русского языка. - Киев, 1970.-С. 556. 48. Чернышова М.А. Культура общения. - Л., 1983.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ 1.1. Понятие «общение» и его средства Общение - это связь между людьми, приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживаниях и взаимопонимании, считает Е.П. Ильин (1987). Р.С. Немов (1995), рассматривая образ жизни животных и человека, выделяет в нем две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Контакты внутривидовых и межвидовых живых существ автор называет общением. В.П. Волков (1987) считает, что общение это форма психологической взаимосвязи людей в процессе их совместной деятельности. По мнению Е.П. Ильина часто понятие «общение» используется не по назначению или слишком широко. Автор считает, что общение - это частный вид коммуникации, специфичный для человека. Под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим системам, и взаимодействию человека с машиной, и взаимодействию людей. Последний вид относится к общению, считает Е.П. Ильин (1987). При взаимодействии людей коммуникация получает новое качественное содержание: между реальными людьми возникает психический контакт. Это значит, что в процессе общения происходит не просто обмен информацией, но и обмен эмоциями - сопереживание с сообщающим информацию или проявление отрицательного отношения к говорящему и т.п. Психический контакт, возникающий при общении, характеризует взаимодействие между реальными людьми, существующими в одно и то же время. Психический контакт предполагает обмен информацией, эмоциями и т.п. между общающимися. По мнению психологов общение - это обоюдный процесс, взаимная связь между людьми. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, средства. Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому и выражается в следующем: 1. Передача от человека к человеку знаний. 2. Восприятие другого человека, с которым общается. 3. Управление групповой деятельностью. 4. Межличностные отношения. В соответствии с содержанием общения Е.П. Ильин (1987) выделяет следующие функции общения: - познавательную (передача знаний и умений); - экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния индивида); - регулятивную (взаимодействие на индивида с целью изменения или сохранения их поведения, активности состояния, отношения друг к другу); - социального контроля (регламентирование поведения и деятельности индивида с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных - одобрение, похвала или негативных - неодобрение, порицание - санкций); - социализации (формирование у индивида умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность). Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо обмена информацией, включается передача и получение разумных действий объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. По целям общение делится на: - биологическое (это общение необходимо для поддержания, сохранения и развития организма); - социальное (это общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида). Процесс общения, как психологический феномен, может происходить и в том случае, когда человек находится наедине с собой. В таких ситуациях активизируется внутреннее общение. Средства общения определяются как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому. Известно, что общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. По мнению многих психологов, членораздельная речь является основным, но не единственным средством общения людей. Речевое общение называют вербальным, а общение с помощью других средств - невербальным. ? 1.2. Виды общения Р.С. Немов (1995), в зависимости от целей и средств общение делит на несколько видов по содержанию: 1-материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности); 2- когнитивное общение (обмен знаниями); 3-кондиционное общение (обмен психическими или физиологическими состояниями); 4- мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); 5-деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). Е.П. Ильин (1987) в зависимости от числа общающихся людей различает три вида общения: 1 межличностное общение (общение между двумя субъектами); 2 -личностно-групповое общение (общение между одним человеком и группой); 3 -межгрупповое общение (между группами субъектов). Если цели общающихся совпадают, то происходит взаимодействие; если цели исключают друг друга, то общение приобретает вид противоборства. При межличностном общении, содержание которого касается только общающихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представляемых групп. По содержанию и целям в учебной литературе выделяют следующие виды общения: 1. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг с другом общающихся людей в самом акте общения. 2. Косвенное общение осуществляется через посредственников, которыми могут выступать другие люди. 3. Деловое общение характеризуется соподчиненностью или соотнесением, в зависимости от социального статуса и роли общающихся. 4. Деловое общение может быть: - необходимым, так как без межличностных контактов осуществление совместной деятельности может оказаться невозможным; - желательным, так как межличностные контакты могут способствовать более успешному осуществлению определенной деятельности; - нейтральным, когда межличностные контакты не способствуют, но и не мешают решению поставленных задач; нежелательным, когда общение между определенными лицами затрудняют достижение поставленной цели. 4. Неделовое общение характеризует межличностное общение субъектов в свободное от учебной и другого вида деятельности, при проведении досуга и т.д. 5. Личностное общение (Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребителей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг и т.п.); 6. Инструментальное общение (Получение удовлетворения от самого акта общения); 7. Целевое общение (Само общение служит средством удовлетворения специфической потребности) и др. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материалистического или идеального предмета, продукта. Итогом общения становится взаимное влияние друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека, равно как общение - в его интеллектуальном развитии. Таким образом, деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности. 1.3. Роль общения в формировании психики человека Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии, считает Ю. Линден (1981). Все виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества. Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями. Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятелъностное общение имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность. Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом. Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением. Благодаря невербальному общению человек получил возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью. Невербальное общение способствует развитию совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Роль вербального общения в психическом развитии индивида трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного. 1.4. Техника и приемы общения Техника общения - это способы перестройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное. По мнению В.А. Лабунской (1986), прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло стремление продолжать общение. Л.А. Петровская (1989) считает, что на начальном этапе техника общения должна включать такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера и действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого. Выражение лица должно соответствовать трем моментам: 1 - цели сообщения; 2 - желаемому результату общения; 3 - демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения также оказывает определенное впечатление на партнера. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил 3. Фрейд (1991). В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании обратной связи. Под обратной связью в общении понимается техника и приемы получения о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека. Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный, жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Применяемые на практике техники и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. Приемы и техника общения пожилых людей отличаются от общения молодых. С возрастом общение становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь. Таким образом, профессиональность общения проявляется в правильности выбора техники и приемов общения и зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать в реальных человеческих взаимоотношениях. 1.5. Общение и взаимовлияние По данным психологов М.А. Чернышева (1983), А.А. Бодалева (1983) и др. регуляция всех видов общения осуществляется людьми по определенным правилам. М.А. Чернышева (1983) отмечает, что «показателем уровня культуры общения является взаимная внимательность людей друг к другу. Здесь речь идет не столько о правилах «хорошего тона», сколько о взаимном уважении достоинства людей, проявлении человечности и гуманности» (С. 14-15) По мнению Г.В. Бороздиной (1999) большое влияние на партнера оказывает сформировавшаяся у человека манера общения, индивидуальный стиль поведения. Один человек умеет создавать у других благоприятное мнение о себе, другой вызывает негативные эмоции. А. А. Бодал ев (1983) пишет: «Общение является таким видом взаимодействия, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом т поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга» (С.65). Для обучения умениям и навыкам правильного общения в психологии разрабатывается так называемая техника социально-психологического тренинга считает JI.A. Петровская (1982, 1989). Это групповой метод обучения общению, организуемый в форме дискуссионной беседы или ролевой игры. В учебной литературе по психологии указывается, что наиболее распространенными и общеупотребительными способами влияния людей друг на друга в процессе общения являются: 1- убеждение; 2- внушение; 3 - личный пример. Убеждение - это процесс психологического воздействия с помощью логического обоснования словесных сообщений, приведения доказательств своей правоты. Цель убеждения - изменить слушающего, добиться согласия, готовности сознательно применять точку зрения говорящего. При этом убеждающий индивид использует разнообразную аргументацию «за» и «против», позволяя слушающему самостоятельно прийти к выводу о необходимости принять эту точку зрения. Убеждение рассчитано на критическое восприятие сообщения. Внушение рассчитано на некритическое восприятие, на веру и правильность сообщения. Обычно в словесном воздействии по типу внушения нечто утверждается или отрицается без достаточных доказательств, категорично, уверенно, однозначно, бескомпромиссно. Этой однозначностью и достигается внушающий эффект - принятие сообщения на веру. Он зависит от внушаемости человека, податливости внушению. Личный пример - это такое влияние, которое достигается путем обращения на себя, демонстрацией эталона поведения. Личный пример вызывает подражание - воспроизведение одним человеком действий, движений и поступков другого человека, который воспринимается как желательный образец. По мнению В.М. Мельникова (1987) в процессе общения могут использоваться и другие приемы и средства взаимовлияния. Так, в деловом общении автором рекомендуется применять с целью организации рабочего поведения: - информирование - ориентация людей на ожидаемые события или итоги совместной работы; - инструктирование - предписание, как нужно действовать или вести себя в той или иной обстановке; - стимулирование - поощрение правильных действий, одобрение успеха. По мнению Г.М. Андреевой (1988) различные ситуации взаимодействия могут порождать различные варианты влиятельных отношений: 1. Взаимное облегчение. В присутствии друг друга индивиды осуществляют некоторые действия гораздо успешнее, чем в одиночку. 2. Взаимное затруднение. Такая ситуация складывается тогда, когда участники взаимодействия в присутствии друг друга (но каждый самостоятельно) должны решить сложную и ответственную задачу. 3. Одностороннее облегчение. Оно возникает тогда, когда более сильный или более опытный человек помогает более слабому. 4. Одностороннее затруднение. 5. Асимметричное облегчение. 6. Независимость - случай и др. Таким образом, взаимодействия и взаимовлияния в процессе общения складываются в относительно устойчивую систему совместных действий, объединенных общей целью и задачей деятельности, возникает кооперация усилий, растет сплоченность и согласованность действий, что выражается в чувстве солидарности, коллективизма, повышения групповой эффективности. ? ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Сущность и место экскурсии в туризме Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс+ия), считает Г.П. Цыганенков (1970). Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимосвязи. В философском энциклопедическом словаре сущность экскурсии определяется как внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия (1983, С.665). Ю.Ф. Волков (2004) считает, что слово «экскурсия» включает два понятия: 1 - «экскурсия» - это группа людей, пришедших для осмотра достопримечательных объектов по намеченной теме, по специальному маршруту под руководством экскурсовода; 2 - «экскурсия» - вид научно-педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа объекта. Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии относят к ней такие понятия, как: - композиция (построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция»); - сюжет (событие или несколько событий, связанных друг с другом); - фабула (цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку); - кульминация (точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия). По мнению Б.В. Емельянова (2004) при рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и т.д.). А.Ф. Родин определяет понятие «экскурсия» - как особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников- экскурсантов, в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка) (1974, С. 16). В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о существовании противоположных точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда - различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. Таким образом, сочетание показа и рассказа является понятием «сущности экскурсии». Как метод обучения, экскурсии возникли в конце ХУШ-начале XIX века, сопутствуя развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступающими против схоластики в преподавании. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся составной частью учебного процесса в школе. В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживающая школьников и педагогов. Параллельно с учебными направлениями в начале XX века стали проводиться экскурсионно-культурно-просветительские направления, появились специальные экскурсионные организации. В 1907 году при Российском обществе туристов (РОТ) была основана организация «Экскурсии по России». В 1914-1916 годах в Москве издавался журнал «Экскурсионный вестник», в 20-х - 30-х годов экскурсии культурно-просветительского характера стали составной частью туризма. В 1928 году создано акционерное общество «Советский турист», преобразованное в 1930 году во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В 30-е годы в некоторых городах открылись экскурсионно- туристические станции Наркомпроса.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 55 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Психология, 80 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Психология, 76 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg