Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТУРИЗМ

Развитие туризма в России: исторические и современные аспекты.

irina_krut2020 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.04.2020
Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний об истории развития туризма и законодательства в области туризма. Объект исследования: развитие туризма в России. Предмет исследования: исторические и современные аспекты развития туризма и законодательной базы туризма в России. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи: 1. Рассмотреть историю, основные этапы развития туризма в России; 2. Изучить историю становления законодательства в сфере туризма; 3. Охарактеризовать основные положения Закона «О туризме»; 4. Изучить направления совершенствования законодательства в сфере туризма. Гипотеза исследования: исследование и анализ исторических и современных аспектов развития туризма в России и его законодательной базы будет способствовать создании целостной картины российского туризма. Методической основой дипломной работы послужили работы специалистов по туризму, таких как Ф. Котлер, М.Б. Биржаков, А.П. Дурович, И.В. Зорин, Е..Н. Ильина, В.А. Квартальнов, А.С. Копанев, A.M. Ветитнев, Дж. Уокер, А.Д. Чудновский и др., федеральные законы, регламентирующие взаимоотношения предприятия и потребителя его услуг, основы туризма в Российской Федерации. Теоретическая значимость заключается в подробном освещении ранее малоизученных вопросов истории развития туризма и законодательства в области туризма в России, в рассмотрении основных характеристик законодательства о туристской деятельности и направлении совершенствования законодательства о туристской деятельности в современных условиях модернизации российского общества. Практическая значимость заключается в анализе исторического развития туризма в России и его законодательной базы, без которой невозможно эффективное развитие любой отрасли экономики, важным представляется анализ подготовки Концепции правового обеспечения туризма в Российской Федерации и ее основных положений; возможность использования материалов работы на практических занятиях в процессе обучения в вузе. Структура работы: Выпускная квалификационная работа изложена на 56 страницах и состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы. Список литературы включает в себя 47 источников.
Введение

Актуальность. Развитие учения о туризме и туристской деятельности тесно связано с историей развития туризма и законодательной базы туризма в России. Туризм является неотъемлемой частью жизни людей на нашей планете. Этот сложный, высокодоходный межотраслевой комплекс представляет собой один из основных секторов мировой экономики, способствует обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей, а также развитию, экономическому единству и культурному разнообразию государств и регионов мира. В современном мире туризм является одним из важнейших направлений хозяйственной деятельности, напрямую генерируя услуги, товары, иностранную валюту, занятость и инвестиции. В тех странах, где туризм стал процветающей индустрией услуг, он оказывает глубокое экономическое и социальное воздействие на национальное развитие. Туризм также имеет комплексные связи с другими отраслями и с государственными стратегиями и планами развития, что означает, что он влияет на структуру и разнообразие других видов экономической деятельности на национальном и региональном уровнях. Туризм - это крупнейшая мировая отрасль индустрии, являющаяся устоявшимся компонентом современных процессов глобализации. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. С экономической точки зрения туризм - это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах). Бурное развитие туризма обращает на себя взгляды юристов, международных органов и организаций с целью урегулировать данное интернациональное, международное движение товаров, услуг и людей; защитить суверенитет и безопасность государства; предоставить особый статус международным туристам, отграничить их от иных посетителей. История туризма - это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин - археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними. Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Правовое регулирование экономической деятельности является одним из признаков высокого уровня цивилизации и возникает сразу же после нормативного урегулирования политического устройства общества.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА 6 1.1 Основные этапы истории развития российского туризма 6 1.2 Характеристика законодательства о туристской деятельности в советское время 17 1.3. Развитие законодательства в сфере туризма 20 1.4 Современное состояние законодательства в России и за рубежом 29 ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 38 2.1 Основные направления совершенствования законодательства о туристской деятельности в России 38 2.2 Анализ подготовки Концепции правового обеспечения туризма в Российской Федерации и ее основные положения 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 48
Список литературы

1. Александрова А. Ю. Иностранный туризм. М.: Аспект Пресс, 2001. 2. Алексеев А. Миллионы в гости и в бюджет // Отель. 2002. № 2. С. 65-72. 3. Балабанов И. Т.Балабанов А. И. Экономика туризма. - М.: 2000, 104-120с. 4. Барышев А.Ф. Маркетинг.- Б.: Мастерство,2006 5. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда». 1999.-167 с. 6. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки / Нац. Акад. туризма.- М.; СПб.: Невский Фонд: Издат. дом «Герда», 2001. 7. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма. - М.: Изд-во Михайлова, 2005. 8. Власова И.Б., Зорин И.В., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. Российский международный институт туризма. - М.: Инфра-М, 2002. 9. Волков Ю. Ф. Экономика гостиничного бизнеса, Ростов- на-Дону«Феникс», 2003. 10. Губенко Н.Н. Законодательство о туризме в Российской Федерации за рубежом. Состояние и перспективы // Экономика и право. - 2005. - №9. 11. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж 1996, 39-52, 116-125С. 12. Дурович A.JI. Реклама в туризме. Мн.: БГЭУ, 2001. 13. Дурович A.JI. Маркетинг в туризме - М.: Институт дистационного образования; МЭСИ, 2000. 14. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. Учебник - 3-е издание. 15. Советский спорт, 2002. 15. Жукова С. Л. Подготовка будущего специалиста к деловому общению в условиях обучения.- М., 1992. 16. Кабакин В. В. Путешествия к семи чудесам Кавказа. КМВ- 3-10с. 17. Климанова Е. Н. По Северному Кавказу. М.: 1978, 24-56с. 18. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2003.-672с. 19. Квартальнов В.А., Романов А.А. Иностранный туризм: политика развития. - М.: Советский спорт, 1998. 20. Колесник Н.В. Введение в специализацию: Иностранный туризм в сфере услуг мирового товарооборота. М.: Советский спорт, 1999. 21. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г.) // Российская газета - № 237 - 25. 12. 1993. 22. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Р. Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 1998,-787 с. 23. Кудимова Н. Уважение к клиенту начинается с уважения к себе // Пять звезд. - 2000. - №6. С 40-41. 24. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения - Л.: ЛГУ, 1990. 25. Котова А.И. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии в сфере туризма.- М., 1994. 26. Лесник А.Л. Практика марктинга в гостиничном и ресторанном бизнесе - М.:Товарищ, 2000 27. Моспанова И. Деловой туризм — что это такое? // Отель. №2. С. 18-22. 28. Муталимов М.Г., Муталимов СМ., Дурович А.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. Мн. Маркетинг, Менеджмент, 2000. 29. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма / Под общ. ред. АЛ. Лесника, И.П. Машицкого, А.В. Чернышева. М.: Вестник, 1998. 30. Папирян Г. А. Маркетинг в туризме. М.: «Финансы и статистика» 2000,23-45с. 31. Пирожник И.И. Иностранный туризм в мировом хозяйстве. Мн.: Бел госуниверситет, 1996. 32. Психология и этика делового общения /) Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 338. 33. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: 1997. 34. Сенин B.C. организация иностранного туризма - М. Финансы и статистика, 200 35. Свиридов К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг. - М.: Знание, 2003. 36. Туризм и путешествия. Учебное пособие. - Новосибирск: сиб. унив. изд-во, 2001.-304 с. 37. Туризм как вид деятельности / Под ред. В.А. Квартального, Е.В. Зорина - Финансы и статистика, М., Знание, 2001 38. Уокер Дж Р. Введение в гостеприимство: Учебник/перевод с английского —М.: ЮНИТИ, 1999 - 463 с. 39. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. №12- ФЗ). 40. Федцов В.Г. Культура сервиса: Учебно-практическое пособие. -М.: Издательство «ЭНН»: Центр правовой защиты, 1996-208 с. 41. Хвилер Я. Связанные одной целью // Турбизнес. 2001. № 16- 17. С. 8-9. 42. Чеботарева И.А. Анализ законодательства о туристской деятельности в субъектах Российской Федерации. - СПб., Колос, 2002 43. Чудновский А. Д. Туризм и гостиничное хозяйство. М.: 2000, 54-89с. 29. 44. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. М.: Международные отношения, 1998. 45. Экономика современного туризма/ Карпова Г.А., Ворорнцов М.Г., Натаров М.В. и др. - СПб.: Герда1996 46. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2004.- С. 283 47. Янкевич В., Безрукова Н. Туристический бум на рубеже тысяче л етия//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001. №5-
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА 1.1 Основные этапы истории развития российского туризма В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М. Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие, были «любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, т.к. «...возвышался тот, кто был в Константинополе». К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами (Византия, Астраханское государство). Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым положив начало религиозным описаниям - «хождениям». Помимо религиозных целей такие путешествия имели и познавательный характер. Рассказы, описания паломников содержали в себе сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов. Основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие святые места [5]. В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский быт, стали практиковаться поездки за границу с целью приобретения знаний и для расширения кругозора. Пример показал сам царь Пётр I, совершив путешествие в 1697-1699 г. в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы. С тех пор путешествия познавательного характера стали одним из распространенных видов туризма в России. В результате путешествий, связанных с изучением сторон жизни западноевропейской культуры, царь ввёл обязательное изучение дворянами иностранных языков: немецкого, голландского, французского. Совершали путешествия не только представители царской фамилии, но и каждый дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время. Таким образом, первые путешествия, совершаемые в основном с познавательными и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, знакомству с достижениями культуры разных народов[5]. Уже в XVIII в. была предпринята первая попытка организации путешествий за границу для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г. выпустил приложение к газете "Московские ведомости", где представил «План предпринимаемого путешествия в чужие края». Это было первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы, организацию которой брал на себя составитель плана. В соответствии с «Планом» предусматривалась поездка группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, затем проезд по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для ознакомления с искусством этих стран и фабричным делом. Условия путешествия оговаривались в специальном контракте. С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения внутри страны. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной целью. Это послужило началом изучения целебных свойств минеральных источников и распространения путешествий с целью лечения и оздоровления. Поэтому строились бальнеологические и грязевые курорты Ялты, Кавказских Минеральных вод и др. Основным препятствием для путешествий XVIII- начала Х1Хв. по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей). Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия. В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и профессиональных обществ - всё это послужило основой для объединения любителей туризма в различные специализированные организации. Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб. Он просуществовал всего несколько лет, но, тем не менее, его члены организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа; издали два сборника под названием "Известия", в которых были помещены статьи о фауне и флоре Кавказа и Закавказья [5]. Об опасности путешествий по Кавказу, о непригодности дорог для организации групповых путешествий постоянно писали в прессе. Поэтому Тифлисский альпийский клуб с самого начала не мог рассчитывать на широкую поддержку и просуществовал недолго. Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий не только внутреннего, но и иностранного туризма. В конце XIX в. здесь началось строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы, на перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы. В 1888 г. в Тифлисе был издан "Путеводитель по Кавказу" с рисунками и картой. Его составитель Е. Вейденбаум дал в книге подробное описание Кавказского края, девяти маршрутов с изложением главнейших населённых пунктов, городов, природных и исторических достопримечательностей. В этот период появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествий со всеми достопримечательностями. В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность получает второй горный район - Крым, до которого легко было добраться как по суше, так и морем. Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью тёплого моря. Крым также стал известен своим лечебным климатом, благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы. В Ялте в конце 80-х годов XIX в. образовался "Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор". Основной задачей клуба было научное изучение Крымских гор. Их деятельность включала охрану редких горных видов растений и животных, создание экскурсий, издание трудов клуба. К концу XIX в. география путешествий состоятельных дворян распространилась по всем странам Европы: Испания, Швейцария, Германия, Швеция и другие страны, привлекавшие россиян. В начале XX в. стоимость путешествий стала гораздо меньше, что расширило круг возможностей для людей с достатком несколько выше среднего [6]. Таким образом, туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях: - путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями; - паломнические путешествия; - поездки с целью лечения и оздоровления; - образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и популяризации путешествий. Современное состояние Российского туристического рынка имеет свои особенности. Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса: 1. Распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий; 2. Создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами; 3. Модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: - безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); - упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; - экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания). Большим спросом пользовались Шоп-Туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы. Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами: - Новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР); - Упрощение порядка выезда; - Расширение внешних деловых контактов; - Увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами; - Доступность цен на выездные туры; - Большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах). Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм. Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых на курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры ("Золотое кольцо", Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение. Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке. Основными недостатками, тормозящими развитие въездного и внутреннего туризма в современных условиях являются: 1. Нестабильность внутренней политики; 2. Несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин); 3. Несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них; 4. Завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах; 5. Несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне; 6. Недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом; 7. Отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма. Однако в последние годы ( с 2000-х г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров, что в целом способствует динамичному развитию индустрии туризма в России. Таким образом, основные этапы развития туризма можно проследить вместе с анализом истории развития России и выделить следующие этапы. На первом этапе (до 1890 г.) здесь превалировали просветительские концепции. В эти годы туризм характеризуется отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях школьного образования, сбора научно- географической и краеведческой информации о различных районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому неслучайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои интеллигенции России. Эта социальная ориентация туризма охраняется в нашей стране и поныне и существенно отличает российский туризм от туризма других стран Европы и США. На втором этапе (1890-1927 гг.) на передний план вышли предпринимательские концепции. С начала быстрого развития капитализма в России еще более быстрыми темпами развивается туристская инфраструктура - рестораны, доходные дома и гостиницы, транспортная сеть. Начинает формироваться туристский рынок, в котором прослеживаются два основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и рекреационно- экскурсионный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая всех ресурсов для военных целей, не оставила никаких шансов развитию наметившихся организационно-хозяйственных тенденций. Третий этап развития российского туризма (1927-1969 гг.) ознаменовался полной победой и монополией организационно- централизованной концепции. Этот этап характеризуется доминированием идеологических функций туризма и экскурсий над хозяйственными. Надо сказать, что не только большевики впервые идеологизировали туризм: социальные и воспитательные функции туризма отмечены в программных документах практически всех демократических партий накануне революции - эсеров, меньшевиков, кадетов и т. д.) другое дело, что большевики проводили их в жизнь более последовательно. Параллельно с социализацией, политизацией и идеологизацией туризма аналогичные процессы шли в здравоохранении, науке, культуре и т.п. С возникновением Общества пролетарского туризма (1929-1936 гг.) происходит его окончательная монополизация. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов (1936 г.) организационно оформило исключительно социальный характер туризма в СССР. При этом развитие туризма идет чрезвычайно быстро, но экстенсивно, за счет включения все новых рекреационных ресурсов и территорий, но при исключительно низком его материально-техническом обеспечении и качестве обслуживания. Так формируется в мире самая крупная, массовая, но и дешевая материальная база социального и самодеятельного туризма. К концу этого периода начинают обостряться противоречия из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких, в том числе дотационных, цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой концепции организации туризма, основанной на системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа. Четвертый этап (1969-1990 гг.) характеризуется приоритетом административно-нормативной концепции развития туризма. Эта концепция обеспечивала быстрые темпы роста социального туризма, но не могла обеспечить роста качества туристского обслуживания, которое именно в эти годы значительно отстало и продолжало отставать от признанных зарубежных стандартов. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обостряли имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес к туризму со стороны науки, создание системы рекреационного проектирования крупных туристских комплексов (особенно в связи с проведением в 1980 г. в Москве Олимпийских игр), начало формирования профессионально- квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров для туристско-экскурсионной сферы. В то же время в конце этого периода стала очевидной невозможность интенсификации туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов. Пятый, нынешний, этап развития туризма (начиная с 1990 г.), отвергнув прежние концепции, к сожалению, до сих пор не имеет собственной концепции, способной разрешить новую систему противоречии, проявившихся именно в последнее время. К основным факторам, обусловившим появление этих противоречии, следует отнести: • быстрый организационный развал туризма в России; отсутствие центростремительных сил и тенденций для формирования необходимых единых коммуникации (телекоммуникационные системы; система маршрутов; централизованные системы информации потребителя); • отсутствие единой государственной политики в области протекционирования туризма как эффективной сферы экономики, в развитии которой остро нуждается Россия именно в период кризиса; •усиление бюрократических тенденций и контрольных функций, необходимых в странах с развитой туристской индустрией (лицензирование, сертификация и т. п.), но неуместных на стадии формирующегося туристского рынка; • «теневой», иногда криминальный подтекст складывающихся экономических отношений между турфирмами, банками, авиакомпаниями, зарубежными партнерами. Эти и другие проявившиеся в последние годы противоречия резко обозначили негативные моменты современного туризма: ¦цены на отдых значительно выросли, а возможности дотации практически исчерпаны, что создало новую, асоциальную ситуацию в среде потребителей, которые привыкли к доступному и дешевому отдыху и к тем гарантиям, которые в прошлом им предоставляли в этом профсоюзы; ¦большинство туристских предприятий, куда невозможно было достать путевку в прошлые годы, сейчас фактически обанкротилось. И хотя развитие предприятий непроизводственной сферы необходимо для вывода экономики из кризиса (структурная перестройка хозяйственного комплекса страны в пользу непроизводственного сектора экономики, конверсия и т. п.), механизмы их инвестиционной и протекционистской поддержки не используются; ¦резко упал спрос на туризм, поскольку население не имеет необходимых средств на отдых, хотя потребности в нем остались. Россияне до сих пор осознают отдых как важную часть социальных завоеваний и свобод, что создает массовую социальную базу для конфронтации и противостояния различного уровня и характера; ¦на фоне резкого сокращения внутреннего туризма быстро растет выездной туризм российских граждан, который сопровождается значительным вывозом капитала за рубеж. Эти средства инвестируют развитие туризма в других странах. Объективно ситуация такова, что именно российские инвестиции создают новые рабочие места не в России, а в Греции, Турции, Китае, Таиланде, на Кипре и даже в США. Это является следствием отсутствия современной государственной концепции развития туризма [18]. Нельзя сказать, что в России существуют в туризме только отрицательные тенденции и противоречия. Есть и позитивные изменения: • изменилась структура рекреационных потребностей, и на этом фоне происходит быстрая сегментация потребительского рынка; • осуществляется быстрый переход к многоукладной экономике туризма; • быстро развивается предпринимательский сектор в туризме, действующий не в условиях административного регулирования, а на основе экономических отношений и механизмов; •осуществляется переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений. Реальное содержание концепции современного туризма обозначится в ходе столкновения этих позитивных тенденций и негативных результатов, исторического наследия и современных тенденций и во многом зависит от общей ситуации в стране, но, с другой стороны, во многом и определит экономическую ситуацию в России. В истории туризма нет плавного течения. Концепции развития меняются не по прихоти отдельных людей, а в результате давления противоречий, которые требуют ускоренного разрешения, поскольку за ними стоят вполне конкретные интересы людей. Чьи интересы побеждают, та концепция и утверждается. В России дважды, в начале и в конце XX века, устоявшиеся тенденции в туризме подвергались революционным изменениям. При этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века, и, скорее всего, дальнейшая динамика туризма здесь будет диктоваться интересами предпринимательских кругов при разумной протекционистской политике государства в пользу отечественного туризма. И остается только надеяться, что дальнейшее развитие концепций туризма примет не революционный, а эволюционный характер. 1.2 Характеристика законодательства о туристской деятельности в советское время Выделены следующие периоды развития организационно-правовой и материальной базы внутреннего туризма — вторая половина 1940-х- начало 1960-х годов и 1960-е-конец 1980-х годов. В послевоенный период сохранялись направления развития туризма, сформировавшиеся в 1920-1930-е годы: плановый (по путевкам и маршрутам), самодеятельный спортивный (походы и сплавы), детско- юношеский (спортивный и краеведческий) туризм. Первостепенное внимание уделялось детско-юношескому организованному туризму, имевшему наибольшее идейно-политическое значение. В 1958 году была создана хозрасчетная туристская организация Бюро международного молодежного туризма «Спутник», занимавшаяся международным молодежным туристским обменом, внутрисоюзными путешествиями советской молодежи до 30 лет, организацией отдыха в молодежных центрах и лагерях. В 1957-1961 годах задачи организационного укрепления самодеятельного туризма выполняла Всесоюзная федерация туризма. Важным рубежом стало постановление Президиума ВЦСПС «О дальнейшем развитии туризма», принятое в июле 1962 года Центральное, республиканские, краевые и областные туристско-экскурсионные управления были реорганизованы в советы по туризму, работающие на принципах коллегиальности и широкого привлечения общественного актива. Главной задачей советов было массовое развитие внутреннего туризма. В 1962 году в Москве был образован Центральный совет по туризму (ЦСТ), который реализовывал государственную политику в области внутреннего туризма. Государство стремилось обеспечить централизованное руководство туристской сферой, поручив его профсоюзам, которые непосредственно (через ЦСТ) руководили организацией плановой составляющей отрасли и выполняли функцию координационного центра для самодеятельного туризма. С одной стороны, это способствовало выделению государственных ассигнований, развитию материальной базы. С другой - в отсутствие конкуренции медленно улучшалось качество обслуживания плановых туристов, многие рекреационные районы оставались неосвоенными, существовал хронический дефицит в средствах размещения и путевках. В 1940-е-начале 1960-х годов медленно формировалась нормативно-правовая база туризма. Деятельность в этой сфере регламентировалась в основном, постановлениями ВЦСПС и, реже, ЦК ВЛКСМ. Законодательная база туристской деятельности в этот период фактически отсутствовала. В 1940-1960-е годы туристская инфраструктура в области находилась в стадии становления, маршруты складывались стихийно в местах, наиболее доступных для активного отдыха. Началом нового периода в развитии организационной структуры туризма в СССР стало принятие в мае 1969 г. постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», поставившего задачу превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения. Руководство туризмом и экскурсионной работой было поручено ВЦСПС. ЦСТ был преобразован в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ), который организовывал путешествия по СССР, направлял развитие самодеятельного туризма, вел обмен с зарубежными профсоюзными туристскими организациями, руководил областными советами по туризму и экскурсиям (СТЭ). СТЭ действовали на принципах хозрасчёта, располагали сетью бюро путешествий и экскурсий и собственной материально-технической базой (гостиницы, турбазы, транспорт и т.п.), объединяли туристские клубы и совместно с добровольными спортивными обществами профсоюзов руководили секциями туристов-спортсменов (спортивный туризм, ориентирование и др.). В состав СТЭ входили представители государственных и общественных организаций, заинтересованных в развитии туризма. В 1970 г. в ЦСТЭ было создано специальное структурное подразделение - Главное экскурсионное управление (ГЭУ), в крупных городах открывались экскурсионные бюро. При формировании экскурсионных маршрутов в них «нагрузкой» включались места революционной и трудовой славы. Туризм, выполнивший в СССР ряд социально и политически значимых функций широко пропагандировался. С 1966 г. в Москве выходил ежемесячный иллюстрированный журнал ВЦСПС «Турист». В 1970-е годы был разработан и принят основной пакет нормативных документов по безопасности туристских маршрутов. Порядок формирования туристских групп, оформление документации, разработка маршрутов и т.п. регламентировались. Туристам, выполнившим необходимые требования, присваивались спортивные разряды и звание «Мастер спорта СССР». Нормативно-правовая база туристской деятельности сформировалась в основном во второй половине 1970-х годов. Конституция СССР 1977 г. (Ст. ст. 20, 24, 41 Конституции СССР, ст. 24 Конституции РСФСР) впервые закрепила цели и задачи развития физической культуры, спорта и туризма. В обширном массиве текущего законодательства существовала множественность норм и нормативных актов (особенно ведомственных). Директивные органы рассматривали туризм в единой системе мероприятий по охране здоровья населения. Отсутствие централизованного правового регулирования обусловило активное региональное (локальное) правотворчество.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Туризм, 49 страниц
3000 руб.
Дипломная работа, Туризм, 64 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Туризм, 74 страницы
1200 руб.
Дипломная работа, Туризм, 85 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Туризм, 60 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg