Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Технология педагогической оценки и отметки и их роль в учебном процессе

bulakovp 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.04.2020
В данной курсовой работе раскрыта роль оценки и отметки в жизни школьника, их функции и влияние на самооценку учащихся. Доказано, что отметка и оценка – разные понятия. Первое выступает в качестве количественного показателя сформированности знаний, умений и навыков учащихся, а второе – качественное.
Введение

Актуальность темы исследования Проблема оценивания учебных достижений учащихся, в особенности учащихся начального звена, всегда была и остается в педагогике весьма актуальной. Прежняя практика выставления отметки за знания, умения и навыки представляется сейчас уже совершенно неадекватной широте запросов как ребенка и его родителей, так и самого педагога. Как отмечает С. В. Забелин, с позиций сегодняшнего дня новая система оценки учебных достижений учащихся должна заключаться, прежде всего, в выявлении их способности использовать освоенное содержание образования для творческого решения практически-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных задач и проблем (Забелин, 2008, 219). Кроме того, оценивание в процессе обучения является мощным и многоплановым фактором воздействия на ученика. Как выделяет Н.Ф. Виноградова, оценка влияет на мотивацию, ход и успешность деятельности, на отношение к ребенку окружающих, на формирование многих черт личности и, прежде всего, — самооценки (Виноградова, 1999, 93-95). Современной школе недостаточно оставаться только удобной формой передачи культурного опыта, накопленного человечеством, ей необходимо стать пространством развития самостоятельной, активной, ответственной и творческой личности, способной строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. В связи с этим особую актуальность приобретает задача формирования у школьников способности правильно оценивать ход и результаты собственной деятельности, изменения, происходящие в предмете деятельности и в самом себе (Курдюкова, 1997, 201). Практика оценивания, технология оценочного процесса в современной школе не отвечают декларируемым сегодня целям образования. Отметка формальна и вариативно ограничена, в ее основе лежат Федеральные государственные образовательные стандарты (Федеральный Закон об Образовании в РФ, 2012, гл.2, ст.11, п.2). Изучению феномена оценки в процессе школьного обучения посвящено множество работ, среди которых, как основные, можно выделить концепцию Б.Г. Ананьева и его школы, теорию развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова и концепцию Ш.А. Амонашвили. Не все идеи этих ученых были успешно перенесены в практику школьного обучения и поэтому до сих пор недостаточно использован развивающий потенциал процесса оценивания в структуре учебного взаимодействия. С учетом принятого подхода к Государственному образовательному стандарту как общественному договору, реализуемому в системе вариативного образования, оценка становится одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта. (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, 2014, 35). Именно оценка начинает выполнять функцию обратной связи и регулирующего (управляющего) элемента системы, в значительной мере способствующего поддержанию единства всей системы образования (Курдюкова, 1997, 201). Все это позволило сформулировать тему моего исследования и подтвердить тот факт, что и в наше время проблема роли оценки и отметки в жизни школьников является одним из наиболее важных педагогический вопросов. Объектом исследования является образовательный процесс в целом. Предмет исследования - особенности использования отметки и оценки знаний учащихся как качественного и количественного показателей результативности их деятельности в образовательном процессе. Цель исследования: определить сущность оценки и отметки, степень их влияния на развитие школьников на основе практического опыта. Задачи исследования: 1) проанализировать идеи отметки и оценки в исторической и теоретической педагогике; 2) раскрыть связь оценки и самооценки школьников; 3) выделить особенности системы оценивания знаний за рубежом; 4) определить отношение школьников к отметкам. Методы исследования: 1. Теоретические: 1) Изучение идей философов и педагогов по проблеме оценки и отметки. 2) Анализ основных понятий и терминов по проблеме исследования. 3) Сравнение особенностей систем оценивания при традиционном и личностно ориентированном обучении. 2. Эмпирические: 1) Наблюдение за учащимися. 2) Анкетирование учащихся. Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии и уточнении понятий «оценка» и «отметка» и их основ, в определении влияния оценки и отметки на жизнь школьников. Практическая значимость исследования проявляется в возможности использования основных положений, представленных в работе, на уроках в школе. Структура работы: Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение библиографический список и приложение.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3 Глава 1. Теоретические основы проблемы оценивания знаний школьников……………………………………………………………………..6 1.1. Понятие отметки и оценки……………………………………………......6 1.2.Исследование идеи оценки и отметки в истории педагогической мысли……………………………………………………..…………………….10 1.3.Современные требования к оценке и отметке в работах педагогов……………..…………………………………………………………13 1.4.Связь оценки учителя и самооценки обучающихся ………………………………..…………………………………17 Выводы по главе 1………………………………………………………….…..26 ГЛАВА 2. Практика оценивания знаний школьников в современной школе………………………………………………………………………..…..27 2.1. Опыт оценивания знаний школьников на уроках в начальной школе……………………………………………………………………………27 Выводы по главе 2. …………………………………………………….……....33 Заключение…..…………………………………………………………………34 Библиографический список………..……………………………………….....36 Приложение…..…………………………………………………………...……39
Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. -М.: Знание.- 1980.- С.96. 2. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984.- С. 297. 3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. В кн.: Труды Института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева, IV. - Л., 1935.- С. 146. 4. Арапов М.В. Пятибалльная шкала оценок: стоил ли менять? // Энергия.- 2003.- №4.- С.69-72. 5. Аскеров Ш. Оценка знаний: поиск рационального варианта// Народное образование.-2004.-№1 .-С. 141-144. 6. Безрукова B.C., Королеева Н.А. Школьная отметка и управленческая деятельность//Завуч.- 2001.-№2.- С. 101-103. 7. Богуславский М.В. Отметка и оценка знаний// Завуч. -2004.-№6. -С.17-21. 8. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. — М.: Известия АПН РСФСР, вып. 36,1951.— С. 105-131. 9. Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе / Нач. шк. - 1999. -№ 8.- С. 93-95. 10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.-С. 533. 11. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. -М.,2004.- С.282. 12. Дюдина Г.М. Оценка знаний как средство активизации учебной деятельности учащихся // Дисс. на соис. уч. степени канд.псих.наук . Алма-Ата,1972. 13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М.- 2000. – С. 384. 14. Емельянов А.В., Яценко М.П. Оценка уровня подготовленности учащихся в учебном педагогическом познании// Школьные технологии.-2002.-№6.-С. 189-193. 15. Ковалева Г.С. Совершенствование системы оценки образовательных достижений учащихся в России и за рубежом. – Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004.- С.42. 16. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. -М.: /Просвещение/, 1972.- С.253. 17. Ксензова Г. Механизм самоопределения школьника: Оценка знаний// Директор школы.-2000.-№ 6.-С.63-71. 18. Ксензова Г. Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы: Оценка знаний// Директор школы.-2001.-№2.-С.77-82. 19. Курдюмова И.М. Модернизация общего образования за рубежом. – М. – 2006. – С.69. 20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.- 1975.- 304с. 21. Липкина А.И. Самооценка школьника. -М.- 1976.- С. 64. 22. Маркова А.К. Психология обучения подростка. -М.-1975. –С.64. 23. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. -М.- 1984.-С.123. 24. Оценка без отметки. Сборник. /Составитель О. Варшавер.- М.:ЦГЛ.- 2005. –С.89. 25. Оценка результатов учебной деятельности учащихся. –Магнитогорск. - 1997. – С.24. 26. Полонский В.М. Оценка знаний школьников.- М.- 1981.- 96с. 27. Рожкова Е.А. Оценка учебной деятельности младших школьников как педагогическая проблема. - М. -2012.- С. 6. 28. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.-1976.-416с. 29. Соколов А.Б. Перестройка школьного исторического образования в Англии. – Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – С.56. 30. Стаховец Т.Д. Некоторые аспекты развития системы тестирования учащихся: опыт Великобритании и Германии. – Оценка качества образования. – 2009.-№3. 31. Тахтамышева Т.Ч. Оценка в современной школе// Стандарты и мониторинг в образовании.-2002.-№5.-С. 14-20. 32. Умняшова И.Б. Психологическая сущность отметки в современном образовании //Вестник практической психологии образования. – 2006. - №3(8). – С.49-53. 33. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования. ФГОС [Текст] / Под ред. И.А. Сафроновой. – М.:Просвещение.- 2014. 34. Федеральный Закон «Об образовании в РФ». [Текст] / Российская Федерация. – М.:Проспект, 2012. – 160с. 35. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И., Оценивание учебных достижений учащихся: методическое руководство - Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. – Б. Билим.- 2012. – С.80. 36. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка- В.Ф. Шаталов - М.: Педагогика.- 1979.- С.134. 37. Шишмакова Е. Оценка как средство воспитания чувства собственного достоинства у младшего школьника// Воспитательная работа в школе.-2003.-№3.-С.74-80. 38. Цукерман Г.А. Где кончается пятерка и начинается четверка?// Учебная деятельность в разных возрастах. -М.- 2003.-С.96-104. 39. Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы // Педагогика.- 2000.- №10.- С.95-102. 40. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. -М., 1974. С. 41. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования //Директор школы.- №7.- 2000.- С.90-101.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проблемы оценивания знаний школьников 1.1. Понятие оценки и отметки «Слова оценки — знамена, водруженные там, где было найдено новое блаженство... новое чувство». Ф. Ницше. В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. В практике работы школы же используются отметки и оценки. Ш.А. Амонашвили отмечает, что в специальной литературе до сих пор не дано четкого определения оценки и отметки, не проведена грань между этими двумя понятиями. Часто они используются как идентичные понятия. (Амонашвили, 1980, 34). Разграничение сути понятий «оценка» и «отметка» нам представляется крайне важным для более глубокого рассмотрения психолого-дидактических, воспитательных и педагогических аспектов оценочной стороны традиционного обучения. Вместе с тем оценка и отметка характеризуются своими особенностями и последствиями. Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком; отметка же является результатом этого процесса этой деятельности (или действия), их условно-формальным отражением. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Однако во что отметка превратится в дальнейшем, что она принесет ребенку, для которого была сотворена, это уже не зависящая от оценки действительность. (Амонашвили, 1980, 37).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg