Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Теоретические основы малого и среднего предпринимательства в России.

irina_krut2020 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2020
Объектом исследования является Российское малое и среднее предпринимательство. Предмет исследования курсовой работы развитие на региональном уровне малого и среднего предпринимательства в России. Целью работы является выявление региональных аспектов развития структуры малого и среднего предпринимательства в России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: — изучить понятие малого и среднего бизнеса, а так же проанализировать его значение для экономики; — рассмотреть историю развития отечественного малого и среднего предпринимательства; — выявить основные тенденции и динамику регионального развития предпринимательства в России; — определить основные проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в регионах Российской Федерации. Методы исследования: анализ, обобщение и сравнение. Теоретической и информационной базой исследования послужили труды отечественных ученых, таких как: Ильина Е. А и Каштанов И. А, а так же статистические материалы, нормативно – правовые документы по исследуемой теме и ресурсы сети Интернет. Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе дана характеристика теоретических основ понятия малого и среднего бизнеса, а также представлена история развития малого и среднего предпринимательства в России. Во второй главе проведен анализ развития структуры среднего и малого предпринимательства в российских регионах.
Введение

Малый бизнес одним из первых реагирует на изменения в предпринимательской сфере государства. Малые компании, являясь особого рода индикатором отрицательных процессов, ярко демонстрирует симптоматику проблем экономики. Санкции, скудность кредитных возможностей, стремительный рост валютного курса, внешнеэкономические проблемы, увеличение налогов сильно ударили по предприятиям как малого, так и среднего бизнеса. Сложно переоценить значение малого и среднего бизнеса в развитии экономики как отдельных отраслей, так и всего хозяйства государства в целом. Именно эти сектора бизнеса помогают решать проблемы занятости, эффективности производства, стимулирования развития конкуренции, внедрения инноваций, с их помощью формируются так называемый «средний класс», они являются существенным источником пополнения бюджета страны. Оказание поддержки МСП – одна из важнейших задач государства, решение которой является залогом эффективного развития экономики страны. Актуальность выбранной темы состоит, прежде всего, в том, что во многих субъектах Российской Федерации поднялась значимость малого предпринимательства, так как его развитие способствует повышению занятости населения, пополнению государственных бюджетов за счет налоговых поступлений, насыщению местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы малого и среднего предпринимательства в России 1.1 Понятие и значение малого и среднего предпринимательства в России. 5 1.2 История зарождения и развития малого и среднего предпринимательства в России 12 Глава 2. Развитие структуры малого и среднего предпринимательства в российских регионах 2.1 Динамика и тенденции регионального развития предпринимательства в России 24 2.2 Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в регионах России 34 Заключение 45 Список использованных источников 46
Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2014 № 477 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129 (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 3. Федеральный закон от 22.04.2007 № 209 (ред. от 27.11.2017 года) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». 4. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51 (ред. от 29.12.2017) «Гражданский кодекс Российской Федерации». 5. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 (ред. от 09.01.2018 года) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. 6. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208 (ред. от 07.03.2018) «Об акционерных обществах». 7. Дыбова Е. Н. Некоторые актуальные проблемы малого бизнеса. Взгляд предпринимателя. – М.: ИНФРА, 2014. – 65 c. 8. Ильина Е. А. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП): современные тенденции – М.: ТДР, 2016. – 32 с. 9. Казыбайкызы А.Г, Смагулова Ж. Б., Берикболова У.Б, Муханова А. Е. Роль малого и среднего бизнеса в современной экономике. – М.: Высшая школа, 2017.– 27 с. 10. Каштанов И. А, Курьяков Н.Н История развития МСП: проблемы и перспективы. – М.: Экономика, 2016. – 158 c. 11. Радев В. А. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. – М.: ТК Велби, 2014. – 89 с. 12. Анализ состояния малого/среднего предпринимательства в Московской области. Режим доступа http://за-деньги.рф/catalog/gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie/250/ (дата обращения 20.04.2018) 13. Бизнес и государство. Российская газета 12.03.2018. Режим доступа https://rg.ru/gazeta/rg/2018/03/12.html (дата обращения 20.04.2018) 14. Большие проблемы не большого бизнеса. Режим доступа: http://www.smolensk2.ru/story.php?id=4125 (дата обращения 21.04.2018). 15. История бизнеса. Бизнес в СССР. Режим доступа: https://utmagazine.ru/posts/9194-istoriya-biznesa (дата обращения 15.04.2018). 16. Новации Налогового кодекса в 2011 году. Российская газета 15.02.2011. Режим доступа: https://rg.ru/2011/02/15/nalogi.html (дата обращения 29.03.2018) 17. Официальный орган Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области. Официальная статистика предприятий и организаций. Режим доступа: http://sml.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sml/ru/statistic/org-anizations (дата обращения 21.03.2018). 18. Официальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области. Официальная статистика предприятий и организаций. Режим доступа: http://msko.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstatts/sml/ru/statistic/org-anizations (дата обращения 21.03.2018). 19. Развитие малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства Смоленской области. Режим доступа: https://dep.smolinvest.com/attachments/article/119/ANALYSE%20СMСP (дата обращения 20.04.2018) 20. Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства. Отчет от 30.09.2017. Режим доступа: http://www.sofpmp.ru/otchety/na-30-09-2016-goda (дата обращения 15.03.2018)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 1.1 Понятие и значение малого и среднего предпринимательства в России Малое и среднее предпринимательство являются важными субъектами экономической системы Российской Федерации. Они имеют большое значение как для формирования самой структуры экономики страны, так и для ее развития. Кроме того малое и среднее предпринимательство выполняет ряд важных социально–экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней и так далее. Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть сущность и значение малого и среднего предпринимательства для экономики России, необходимо для начала определить, что скрывается за самими этими понятиями. Малый бизнес — это предпринимательство, основывающееся на деятельности небольших предприятий, фирм, которые не входят в какие–либо объединения. Их деятельность регулируется Федеральным законом о малом и среднем предпринимательстве, принятым 24 июля 2007 года. Законодательство определяет малый бизнес как предприятие, численность которого составляет от 16 до 100 сотрудников, прибыль от его деятельности не превышает 400 миллионов рублей. В последнее время всё чаще создаются малые предприятия, так как они не требуют значительных вложений, большого объема оборудования и кооперации множества сотрудников. К малому бизнесу относятся все малые формы предпринимательской деятельности. Это могут быть частные магазины, бюро различных услуг, рекламные агентства, личные кабинеты врачей, небольшие производственные цеха, выпускающие небольшие объемы товаров (в основном, для местного рынка) и т.п. То есть, это различные компании и индивидуальные предприниматели, работающие на небольшой территории и охватывающие строго определенную часть потенциальной аудитории [3]. Средний бизнес уже предполагает, что число сотрудников будет больше – от 101 до 250 человек, а годовая выручка будет составлять около 1000 миллионов рублей. Малых и средних предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг. К данной категории относятся уже не просто локальные компании и бизнесмены, работающие на территории города или района, а различные сети, производители регионального уровня, компании и магазины, работающие на большой территории (речь может идти о крае или даже области) [3]. Таким образом, отличие между малым и средним бизнесом заключается в ряде признаков их классифицирующих, представленных в таблице 1. Таблица 1 Критерии классификации предприятий Субъект малого и среднего предпринимательства Средняя численность работников за предшествующий календарный год Выручка от реализации без НДС за предшествующий календарный год Доля сторонних организаций в уставном капитале компании Микро предприятие Не более 15 человек 60 млн. руб. Не более 25% Малое предприятие Не более 100 человек 400 млн. руб. Не более 25% Среднее предприятие От 101 до 250 человек 1 млрд. руб. Не более 25% Источник: Новые критерии малого и среднего бизнеса. Режим доступа: http://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/novye-kriterii-malogo-i-srednego-biznesa/ (дата обращения 20.04.2018) По видам экономической деятельности малые и средние предприятия можно подразделить на следующие, укрупненные группы: 1) сельское хозяйство (в том числе охота, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство); 2) добыча полезных ископаемых; 3) промышленность (обрабатывающая промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды); 4) строительство; 5) торговля; 6) сфера услуг (гостиницы, рестораны, транспорт, связь, образование, здравоохранение и т.д.); 7) финансовая деятельность; 8) операции с недвижимым имуществом. Организационно–правовая форма малых предприятий устанавливается в соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малые и средние предприятия могут существовать в виде индивидуальных частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных предприятий. Под организационно–правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. К организационно – правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций: 1) производственные кооперативы; 2) государственные; 3) муниципальные унитарные предприятия; 4) хозяйственные товарищества и общества [1]. Малые и средние предприятия могут создаваться в различных организационно – правовых формах, к ним относятся коммерческие организации по установленным законодательством критериям. Индивидуальные предприниматели не могут быть отнесены к какой – либо организационно – правовой форме. Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли складочным капиталом. Вкладом в имущество могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку [1]. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Учредителями полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Полным товариществом признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Полное товарищество создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. В учредительном договоре должны быть сведения: наименование полного товарищества, место его нахождения, порядок управления, условия о размере и составе складочного капитала товарищества, о размере и порядке изменений доли каждого участника в складочном капитале, о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. В учредительном договоре должны предусматриваться: порядок совместной деятельности по созданию товарищества, условия передачи ему имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения прибыли и убытков между участниками, порядок выхода из состава. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов [6]. Общество может быть добровольно реорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Общество, может быть, иметь дочерние и зависимые общества. Общество может быть ликвидировано в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации, федеральным законом или по решению арбитражного суда в соответствии с законодательством о несостоятельности. Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих права участников общества по отношению к акционерному обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций компании [6]. Открытым акционерным обществом (ОАО) является общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федерального законодательства. Акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Число акционеров не ограничено. Минимальный размер уставного капитала ОАО должен быть равен не менее 1000 МРОТ, установленного федеральным законом на дату регистрации открытого акционерного общества [6]. Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее установленного круга лиц. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50. В случае если число акционеров ЗАО превысит 50, указанное общество в течение года должно преобразоваться в открытое [6]. Учредительным документом акционерного общества является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Общество в установленном законодательством порядке обязано вести реестр акционеров общества. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или в год принимать решения о выплате дивидендов по размещенным акциям. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год деньгами или иным имуществом [6]. Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Российской Федерации. Дееспособным гражданам законодательством установлены права и определенные гарантии для занятия предпринимательской деятельностью, выбора любого предмета деятельности, не запрещенной законом. Следует подчеркнуть, что для занятия отдельными видами деятельности необходимо иметь специальное среднее образование или высшее образование, получить специальное разрешение (лицензию) и иметь квалификационный аттестат [6]. В настоящее время Развитие малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для экономики и является ее неотъемлемой частью, фундаментальной составляющей ее функционирования. Малый бизнес играет исключительную социально – экономическую роль в развитии современного общества и государства, являясь источником социальной и политической стабильности и способствует развитию инновационных технологий. Расширяется потребительский сектор, насыщение рынка товарами и услугами, проведение реформирования и развития новых форм хозяйствования, так как создаются дополнительные рабочие места, приносит деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов. Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса экономических, социальных и политических проблем. Роль малого и среднего бизнеса велика не только количественно, но и функционально, то есть по тем задачам, которые они решают в экономике. К классическим для развитых стран задачам относятся: – формирование конкурентных отношений в экономике; – развитие конкуренции создает систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы [9, c.8]. Гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствует стабилизации макроэкономических процессов – формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг, позволяющей создавать аналогичные рыночные отношения, стимулировать развитие более гибких и мобильных организационно производственных структур – ускоренное освоение инвестиций. Социальная значимость малого и среднего бизнеса проявляется в формировании широкого слоя малых собственников, которые самостоятельно обеспечивают собственное благосостояние и являются основой социально–экономических реформ, высокой мобильности. Сектор малого и среднего предпринимательства способен динамично реагировать на конъюнктуру рынка, создавать новые рабочие места, а так же обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности [9, c.11]. Малый и средний бизнес быстро отзывается на изменение бизнес климата и перемещается в наиболее благоприятные отрасли и территории. В регионах с неустойчивым бизнес климатом, административным вмешательством, неразвитой инфраструктурой – малый бизнес уходит от решения вопросов местного развития, а именно развитие бизнеса в поселках и малых городах. Политическое влияние малого и среднего бизнеса также достаточно важно. В условиях устойчивого социального, экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы, а также наибольшей активностью, чем крупный собственник при возникновении угрозы в отношении собственности, потому что наиболее часто их собственность является важнейшим способом выживания. С другой стороны настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил. На современном этапе экономического развития в России и ее регионах именно малый бизнес может стать мотором позитивных изменений по обеспечению замещения импортных товаров, услуг, выпуска инновационных продуктов, стать важным инструментом оптимизации структуры региональной экономики. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что малые и средние предприятия прежде всего подразделяются в соответствии с численностью персонала, годовой оборотной прибылью и долей в уставном капитале. По своей форме могут быть производственными кооперативами, государственными, муниципальными, унитарными, хозяйственными товариществами или обществами с различными видами ответственности. Малый и средний бизнес являются важнейшими субъектами экономической системы государства позволяя расти и развиваться экономике страны. 1.2 История зарождения и развития малого и среднего предпринимательства в России Устойчивое развитие любой экономической системы невозможно без учета изменений в малом и среднем секторе экономике. Это обусловлено тем, что в экономике рыночного типа малое, а так же среднее предпринимательство играет важную роль, их развитие является показателем успешности экономических реформ, способствующих развитию рыночной среды. Российское малое и среднее предпринимательство имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при выработке государственной политики поддержки и регулирования малого бизнеса. Становление и развитие малого предпринимательства в России нельзя рассматривать только как порождение начатых в 1991 году рыночных реформ. Оно имеет достаточно длинную и противоречивую историю. Малыми формами хозяйствования, исторически присущими российской экономике были кустарные промыслы, которые развивались наряду с крестьянскими хозяйствами, ими занимались сезонно в свободное от сельских работ время. Чаще всего промыслы успешно сосуществовали с набиравшим силу фабрично–заводским производством. Многие фабрики расширяли свое производство, привлекая к нему кустарей, возникла своеобразная кооперация (производство хлопчатобумажных тканей). В то же время некоторые промыслы не выдерживали конкуренции с фабриками (канатно – веревочный промысел) [10, c.26]. В истории развития российского малого и среднего бизнеса можно выделить 5 стадий развития отраженных в рисунке 1. Источник: История бизнеса. Бизнес в СССР. Режим доступа: https://utmagazine.ru/posts/9194-istoriya-biznesa (дата обращения 15.04.2018). Рис. 1. Стадии развития бизнеса в СССР и Российской Федерации Рассмотрим более подробно выделенные стадии: Стадия I (1987 – 1991 гг.) началась со вступлением в действие в 1987 г. Закона «О госпредприятии (объединении)», вводившем новые формы хозяйственного расчета и стимулировавшем освоение новых гибких форм арендных отношений, и Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», снимавшем ограничения на занятие народно–художественными промыслами, ремесленничеством, бытовым обслуживанием, надомным трудом, началось стихийное создание новых предприятий, обусловленное также отсутствием системной нормативно–правовой базы. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий [15] На этой стадии происходило первоначальное накопление частных капиталов, рост числа людей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, появление кооперативов, разгосударствление собственности, обучение широких масс населения основам предпринимательства, введение новых форм хозяйственного расчета, формирование законодательной базы, создание банковской системы. В отечественной практике термин «малое предприятие» впервые был введен в обращение Законом СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР» [15]. Постановление Правительства №44б «Критерии отнесения предприятий к малым» в 1991 г., которым были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, а также определены базовые условия и правила их функционирования, ознаменовало формирование малого предпринимательства как самостоятельного сектора национальной экономики [15]. Государство пыталось направить этот процесс в цивилизованное русло, однако не удалось сделать главного, что сказалось на характере всей последующей предпринимательской деятельности – направить предпринимательскую активность в сферу производства. Бурное развитие предпринимательства пошло в сферу обращения, спекулятивных операций, финансовой среды. Росли биржи, коммерческие банки, предприятия торговли, развивалась посредническая деятельность. Это происходило, потому что в России отсутствовала инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Поэтому в 1991 г. был создан первый союзный Комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства, принято Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», уравнявшее в правах малые предприятия различных форм собственности, определившее налоговые льготы для них, разработана первая программа государственной поддержки этого сектора. Новые субъекты малого бизнеса своим массовым возникновением с одной стороны, не смогли создать прочной платформы для перестройки и устойчивого развития экономики страны, но, с другой стороны, предотвратили большее усугубление кризиса в ней [15]. Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился в реформах типа шоковой терапии, ознаменовавший наступление новой стадии развития российского бизнеса. Стадия II (1992 – 1994 гг.) – предпринимательский сектор расширялся: общее число малых и средних предпринимательских структур за этот период увеличилось с 268 тыс. до 896,9 тыс., а численность занятых возросла с 5441 тыс. до 9500 тыс. человек. Либерализация цен и массовая приватизация государственного имущества привели к быстрому росту предприятий в 1992–1994 гг. Малые предприятия получали разнообразные льготы, в том числе и за счет средств госбюджета и стали играть роль канала перекачки государственных ресурсов. Высокая оборачиваемость капитала приводила к накоплению и формированию финансовой базы малого и среднего бизнеса. В середине 1993 г. правительство РФ возложило функции по координации политики господдержки в сфере малого и среднего бизнеса на Министерство экономики. Под его руководством была разработана первая федеральная программа поддержки бизнеса, а также рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. Функции координатора государственной политики в сфере малого предпринимательства осуществлялись Минэкономики и в последующие годы. В 1994 г. функции по управлению развитием малого и среднего предпринимательства были переданы Государственному комитету по антимонопольной политике (ГКАП). При ГКАП был создан Федеральный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Фонду были выделены бюджетные средства на поддержку малого предпринимательства. С участием этого Фонда, Минэкономики России и ГКАП России, других экономических ведомств была разработана первая Федеральная программа поддержки малого предпринимательства [10, c.41]. Предполагалось, что для выполнения первой федеральной программы понадобится 210 млрд. руб. Длительное и неоднократное рассмотрение программы в правительстве привело к тому, что она была одобрена практически к концу срока ее реализации, а на финансирование предусмотренных мер было фактически выделено всего 20–25 млрд. руб. В итоге большинство мероприятий программы осуществить не удалось. [10, c.43]. Стадия III (1995 – 1997 гг.) – на кардинальное замедление прироста числа предприятий малого и среднего бизнеса в 1994–1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие малые и средние предприятия в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу – просто ликвидировались. Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших малых предприятий была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа предприятий России. Фактор перерегистрации и ликвидации не работающих предприятий в полной мере проявил себя в 1995 г. в связи с введением в практику хозяйственной деятельности нового Гражданского кодекса [10, c.45]. В этот период банки начинают избирательно работать с некоторыми наиболее прибыльными секторами сферы малого бизнеса, прежде всего с предприятиями торговли. На этой стадии можно говорить и о появлении инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса, формировании ее фундамента. Начиная с 1996, рост числа малых предприятий значительно сократился и составлял в среднем 5,8% в год, что говорит о весьма медленном развитии данного сектора экономики [10, c.51]. Одной из причин замедления прироста числа предприятий явилось ориентированности российской экономики на эксплуатацию природно–ресурсной базы страны (топливно–энергетический комплекс, производство и экспорт сырьевых товаров), для которых такие формы хозяйствования нетипичны и не востребованы ни в сфере основного производства, ни в сфере кооперационных связей. Это обусловило относительно узкую специализацию малых предприятий, ограниченную также и кризисным состоянием многих отраслей промышленности и непроизводственной сферы. Резко возросшая в связи с банковским кризисом 1995 года конкуренция между банками способствовала усилению двух тенденций в развитии банковского сектора: концентрации банковского капитала и специализации банков. Банки стали разрабатывать специальные программы по работе с малым, а так же средним бизнесом, формировать методы работы с ним, обучать персонал, в том числе и в рамках программ кредитования предприятий, инициированных рядом донорских организаций [15]. В этот период наблюдались первые признаки приближающегося оздоровления экономики, снижения инфляции. Поэтому государственная политика поддержки могла бы строиться на основе конкурентной концепции. Однако новая программа поддержки малого предпринимательства не предусматривала кардинального изменения стратегии в отношении малого предпринимательства. Ее целью постулировалось обеспечение устойчивого развития малого бизнеса в производственной и инновационной сферах как неотъемлемой части новой структуры экономики. При разработке данной программы была предпринята попытка более четкого разграничения полномочий и ответственности между Федерацией и ее субъектами в вопросах регулирования и поддержки малого предпринимательства. Так, предусматривалось усилить взаимодействие с аналогичными региональными программами путем оказания им методического и финансового содействия [15]. Важнейшей особенностью данной стадии развития малого бизнеса стало уменьшение степени криминального давления. Саморегулирующий рыночный механизм нивелировал уровень доходности малого бизнеса, что явилось следствием снижения интереса криминальных структур к данному сектору экономики. Стадия IV (1998 – 2001гг.) – неблагоприятные изменения в мировой конъюнктуре вызвали отток капиталов с российских финансовых рынков. Долгое время назревавший и, в конце концов, разразившийся августовский кризис 1998 года дал отсчет новой, четвертой стадии развития отечественного малого бизнеса. Кризис разрушил финансовую базу развития малого и среднего бизнеса. Приблизительно 30% малых и средних предприятий были вынуждены временно свернуть или полностью прекратить хозяйственную деятельность после августа 1998 г. В дополнение к этому около половины индивидуальных предпринимателей были полностью вытеснены из бизнеса. Экономические последствия кризиса не были одинаковыми для всех фирм. Те предприятия, у которых был доступ к местным ресурсам, открыли для себя новые возможности внутреннего рынка, что сократило спрос на импортную продукцию и продукцию из импортных материалов. С начала 1990–х годов многие российские рынки были в большой степени монополизированы, что затрудняло проникновение на рынок для новых фирм. Однако кризис 1998 года создал малому бизнесу возможности для вхождения на рынок и занятия ниш, которые остались после выхода с рынка более крупных предприятий. Законодательство, принятое в 1999 г. и призванное способствовать воссозданию новой банковской системы незначительно повлияло на реструктуризацию банковской системы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 74 страницы
4000 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 41 страница
1025 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 137 страниц
3425 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg