Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Взаимоотношение правопонимания и правосознания.

irina_krut2020 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2020
Правопонимание – это определенное представление о существе права. Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Цель исследования данной курсовой работы: проанализировать понятия правопонимание и правосознание, изучить основные концепции правопонимания и правосознания. В ходе исследования были использованы учебные пособия, научные статьи различных авторов.
Введение

Данная работа посвящена взаимоотношению терминов правопонимания и правосознания, и касается изучения понятий, что-же это такое и в чем их разница. Актуальность темы заключается в том, что она определяющая в юридической науке. Образ права, сложившийся в рамках определенного типа правопонимания, становится базой для построения правовой теории и принципом познания всех правовых феноменов. Таким образом, понимание того, что есть право, обычно сконцентрированное в его определении, воплощает в себе общую правовую концепцию. Состояние правосознания любого общества является важным показателем степени зрелости конкретной исторической правовой системы. В этой связи правосознание можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие для формирования готовности личности к юридически значимому поведению, без чего невозможно становление гражданского общества и правового государства, реализация правовой реформы. Обьектом исследования является правопонимание и правосознание как сложноорганизованный и многофункциональный феномен, оказывающий существенное воздействие на развитие общественных отношений. Метод исследования: перед рассмотрением основного вопроса работы были изучены сами понятия правопонимание и правосознание, рассмотрены их основные концепции.
Содержание

Введение………………………...…………………………………………………3 1. Правопонимание………………………………………………………...….…5 1.1 Основные свойства правопонимания…………………………….………6 1.2 Основные подходы правопонимания……………………………….……8 1.3 Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции...10 2. Правосознание………………………………………………………………..13 2.1 Структура правосознания…..……………………………………………18 2.2 Виды правосознания…..…………………………………………………22 2.3 Функции правосознания…………………………………………………26 3. Правопонимание и правосознание: понятие и соотношение……………..30 Заключение…………………………………………………………….…………33Список используемых источников и литературы………………………….….35
Список литературы

1. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: НОРМА, 2004. 2. Бачинин В. А. Энциклопедия философии и социологии права. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. —1093 с. 3. Ильин И. А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. 4. Соловьев Э. Ю. Личность и право // Вопросы философии. — 1989. - № 8. - С. 67-90. 5. Мальцев Г. В. Новое мышление и современная философия права человека (Права человека в истории человечества и в современном мире). – М., 1988. 6. Тихонравов Ю. В. Основы философии права. — М., 1997. 7. Харт X. Концепция права. — Киев, 1998. 8. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. — М., 1993.
Отрывок из работы

1. Правопонимание Правопонимание - это научный раздел, отражающий процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя изучение права, и его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретное лицо, например: ? гражданин, обладающий минимальными правовыми знаниями, столкнувшийся с проблемами права; ? юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве и способный применять и толковать правовые нормы; ? ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий большим объемом знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно. Содержание правопонимания составляют знания субъекта о правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или неоправданным. В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования – государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивную теорию права. Естественно-правовые взгляды берут начало еще в др. Греции и др. Риме, связаны с именами Сократа, Платона и других мыслителей и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: 1. Она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; 2. Благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; 3. Она соединяет право и нравственность. Критика данной теории состоит в том, что не всегда представление о праве, справедливом или несправедливом объективно в правовой действительности. 1.1 Основные свойства правопонимания Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоёв, классов. Объектом правопонимания может быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления. Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащённости субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искажённым, положительным или отрицательным. Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определённых культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти правопонимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-учёный оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков. При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берётся в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других. Основные концепции правопонимания (идеализм и реализм в праве): a) идеалистический (религиозный и светский идеализм) подход; b) реалистический подход. Общая суть заключается в том, что существует универсальное и незыблемое, общее для всех народов, право. 1.2 Основные подходы правопонимания Суть религиозного идеализма (РИ), так называемая теологическая теория, состоит в том, что правовые нормы прямо или косвенно проистекают от бога, от божественной власти. Бог определяет все на земле и он же устанавливает порядок. Все люди наделяются правами, независимо от того в каком государстве они живут. Светский идеализм (СИ), наоборот считает, что право есть создание самого человека, его натуры. Это результат того, что человек является мыслящей структурой, и сам определяет свои права, выполняет свои обязанности, происходящие из его положения в обществе. РИ и СИ говорят о естественном праве людей. Корни возникновения идеализма очень древние. Правовая теория исходит из существования двух видов прав: естественные права (принадлежат человеку) и позитивные права (принадлежат государства). В случае конфликта ЕП и ПП предпочтение должно быть отдано естественному праву человека. Возрождение школы ЕП произошло после 2 мировой войны, была создана ООН, одной из главных целей которой является защита естественных прав человека. 1948 г. – принята всеобщая декларация прав человека. 1998 г. – все мировые конституции содержат нормы о соблюдении естественных прав человека. Реалистический подход: Право есть эмпирический (практический) опыт развития человеческого общества. Существует несколько направлений реализма в праве: a) историческая школа права: «Право подобно языку». Суть этого направления состоит в том, что все историческое прошлое данного общества создаёт право. Корни права в истории, как и языка; постоянное историческое развитие. У каждого общества существует собственный язык и существует собственное право нет права универсального. Возникло в Германии в 19 веке (Карл фон Савиньи). Критика: особая роль отдаётся обычаям и традициям. b) нормативисткое учение (самое распространённое), в основе лежит нормативисткое учение – «законодатель всегда прав». Основатель Ганс Кельзен, жил в Австрии до 1939 г., затем в США, работал в юридической школе университета Беркли, шт. Калифорния. В своих работах доказывал, что право определяет только государство и исходит из интересов государства («чистое учение права»). Российские учёные в основном нормативисты. c) социологическое направление (социология права – изучает место права в реальной жизни) – «важна не буква, а дух закона». Отстаивает положение о «живом» праве, о том, как оно реформируется. Основатель Евгений Эрлих, ректор Черновицкого университета (г. Черновцы). Основная роль правотворца отводится судье. Судья творит право, т.к. знает жизнь. Особая роль отводится прецеденту. d) психологическая теория права – «очеловечивает» социологический подход. Автор – Леон Петражицкий, профессор С-Петербургского университета, теоретик социологии. «Эмоции играют правом»: в праве важны эмоции, право состоит из особых переживаний, которые имеют определённый смысл. Суть подхода в отношении к праву, в том, как к нему относятся субъекты. e) классовое подход (марксистское право) – возведённая в закон воля экономически господствующего класса. Данное направление исходит из того, что и государство и право происходят из классовой борьбы. Господство норм права класса, господствующего в экономике. Существуют и другие направления и течения, но главное заключается в том, что к правопониманию необходимо подходить комплексно, только такой подход даёт возможность увидеть право в современном виде. 1.3 Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции До Октябрьской революции 1917 г. Россия входила в романо-германскую правовую семью, и основные черты русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались под определяющим влиянием правового позитивизма (подхода, отождествляющего право с положительным, «писаным» правом). Причём для России был характерен этатический позитивизм (позитивизм, рассматривающий право как порождение и инструмент государства). В начале XX в. российский этатический позитивизм вступил в кризисное состояние и распался на два направления: a) формально-догматическое (основанное на логической интерпретации юридических понятий) - Е.В. Васьковский, Д.Д. Гримм, А.А. Рождественский и др.; b) социологизированное (основанное на проблеме интереса в праве) -- С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов и др. В это же время значительная часть российских теоретиков права отошла от позитивизма и образовала несколько школ. Так, серьёзному натиску в конце XIX - начале XX в. российский позитивизм подвергся со стороны возрождённого естественного права. Эту идею отстаивали П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Гессен, Е.Н. Трубецкой, Н.И. Палиенко и др. Возникла «психологическая школа права» (Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин). Накануне первой мировой войны социальные процессы в России приобрели жестокий и неуправляемый характер, что послужило почвой для возрождения этатического позитивизма. И наиболее ярким его представителем выступил Габриель Феликсович Шершеневич. Как заметил проф. Г.В. Мальцев, правовая теория Шершеневича «была ностальгически позитивистской и вызывающе этатической». Сразу после Октябрьской революции, в первые годы советской власти отношение к праву среди учёных-правоведов и интерпретаторов марксизма было явно нигилистическим (А.Г. Гойхбарг, В.В. Адоратский, М.А. Рейснер, Е.Б. Пашуканис, П.И. Стучка и др.). Впрочем потребности самой жизни и бурная нормотворческая деятельность Советской власти объективно требовали теоретических разработок права и чёткого определения позиции в правопонимание. В этой связи в конце 20-х - начале 30-х годов началось довольно бурное развитие правовой теории. При этом наряду с марксистским направлением в теории права (П.И. Стучка и Е.Б. Пашуканис) появились и другие концепции. Так, имели место попытки возродить традиции психологической школы права (М.А. Рейснер и др.). Вместе с тем постепенно начинает набирать силу этатическое правопонимание, которое получило официальную поддержку на 1-ом Всесоюзном съезде марксистов-государственников в 1931 г. Становление тоталитарного режима Сталина требовало соответствующего теоретико-правового обеспечения и в 1938 г. на Всесоюзном совещании работников науки советского права была принята дефиниция, предложенная правовым идеологом сталинского режима Вышинским: «Советское социалистическое право есть совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных социалистическим государством и выражающих волю рабочего класса и всех трудящихся, правил поведения, применение которых обеспечивается принудительной силой социалистического государства». По сути, это определение составляло основу всех последующих дефиниций советского права. Во второй половине 1950-х годов рядом российских правоведов была выдвинута идея «широкого» понимания права. Предлагалось наряду с нормами включать в право и правоотношения (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский), правоотношения и правосознание (Я.Ф. Миколенко), субъективные права (Л.С. Явич). По существу, это была попытка социологизации правопонимания в рамках позитивистской концепции. Как заметил проф. B.C. Нерсесянц, «широкое» понимание права еще не означало различения права и закона. С начала 1970-х годов в советском правоведении начали появляться работы, в которых такое различение как раз стало проводиться (B.C.Нерсесянц, Д.А. Керимов, Г.В. Мальцев, Р.3. Лившиц, Л.С. Мамут, В.А. Туманов и др.). В последнее время проф. B.C. Нерсесянц предложил интересную концепцию цивилитарного права. Вместе с тем, как верно отметил проф. Г.В. Мальцев, проблема поиска новых определений права остаётся открытой. 2. Правосознание Правосознание — это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах. То есть субъективное восприятие правовых явлений. Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем это отражение обладает той спецификой, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению. Восознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание – явление идеальное, непосредственно ненаблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведения людей в юридически значимых ситуациях. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Это неизбежный спутник права. Существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей. В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляются через волю и сознание граждан. Всё это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п. Право как социальное явление вызывает то, или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают своё отношение ко всему, что связанно с представлениями о праве (к законам и другим правым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек катко относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества. Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на правоименуемой правосознанием. Это обусловлено тем, что право – регулятор отношений людей, наделённых волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей. Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании. Правосознание – это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, ибо взаимосвязано с другими видами и формами сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и чести и другое. Правосознание теснейшим образом спряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право – явление психологическое. Право как социальное явление вызывает то, или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества. Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право — регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей. Иллюстрацией работы. Сознания, как на рациональном, так и на эмоциональном уровне может служить правотворческая деятельность российского парламента (Совета Федерации и Государственной Думы). Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании. Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к детолити-зации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право — явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В.И.Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта, естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо). Русский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется, прежде всего, монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других. Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права. Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой. От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе. 2.1 Структура правосознания Структура – это внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
222 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 47 страниц
222 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg