Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Цензура как инструмент управления общественным мнением в СССР

irina_krut2020 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2020
Объектом данного исследования выступает цензура осуществлявшаяся государством в советский период. Предметом изучения выступают особенности и механизмы ее осуществления. Цель моей работы заключается в том, чтобы проанализировать историю цензуры в тот период, когда она приобретает тотальный характер, то есть в период советского диктата. Исходя из поставленной цели, я выделил несколько задач: • Найти предпосылки формирования цензуры • Определить, какое место занимала цензура в СССР • Выявить работу основных институтов цензуры • Выяснить, какие сферы общественной жизни подвергались контролю • Определить, какое влияние оказывала цензура на развитие науки и культуры в СССР Хронологические рамки исследования данной темы принято считать со дня образования СССР 30 декабря 1922 года, в то время как верхней хронологической границей является распад СССР, произошедший 26 декабря 1991 года. Для работы над данной темы были использованы материалы из таких источников как «История советской политической цензуры: Документы и комментарии» и «Из истории Цензуры в СССР». Данные источники позволяют понять, какие масштабы охватывал контроль цензоров, и изучить перечень сведений, запрещённых к публикации в открытой печати и воспроизведению на телерадиовещании в СССР. В качестве вспомогательной литературы были использованы книга Горяевой Т.М. «Политическая цензура в СССР, 1917- 1991 гг», статьи: Печковского П.В. «Цензура в печати», Ложкова Д. В. «Цензура в СССР в условиях разрядки международной напряженности (1970 - е гг.)» и Е. А. Маркова «Власть и СМИ в России: история взаимодействия». Взаимодействие с данной литературы показало, как использование цензуры влияло на формирование общественного мнения в стране, защищало взгляды и интересы правящей партии. Структурно данная работа состоит из введения, трех глав с подпунктами, а также заключения и списка источников и литературы.
Введение

Государственный контроль над печатью и над средствами массовой информации в целом является крайне актуальной темой для современного общества. По сей день в научной среде и в общественности ведется дискуссия о том, каковы должны быть оптимальные масштабы государственной цензуры. Особенно этот вопрос актуален для современной России, в которой независимая печать и журналистика только начинают свое развитие. И в силу этого, крайне важно обратиться к историческому опыту развития государственной цензуры в России, в особенности же, к советскому периоду ее развития. Не секрет, что в советский период цензура являлась одним из наиболее действенных методов контроля государства над информацией и общественным мнением. Тем не менее, механизмы данного контроля по сей день не раскрыты в полной мере в отечественной исторической науке. Между тем, данный пробел в историографии нуждается в заполнении, в силу того, что понимание механизмов действия цензуры в советский период важно для полного понимания идеологической политики СССР, а также для понимания современного состояния российской печати, которая все еще несет в себе определенный отпечаток советского наследия. Таким образом, представленная в данной работе проблема крайне актуальна как для российского общества, так и в научной среде.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Формирование советской цензуры 5 1.1 История появления цензуры в России 5 1.2 Общественно-политическая обстановка в стране 5 1.3 Военная цензура 7 Глава 2. Централизация цензуры 10 2.1 Государственное издательство 10 2.2 Главное управление по делам литературы и издательств 11 Глава 3. Государственная цензура в различные периоды советской власти 14 3.1 Государственная цензура в период сталинизма 14 3.2 Цензура в период «оттепели» 17 3.3 Цензура в период «застоя» 19 3.4 Цензура в период «перестройки» 20 Заключение 22 Использованные источники и литература 24
Список литературы

[1] «Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг.» Горяева Татьяна Михайловна. С. 15 [2] Блюм А. Цензура в Советском Союзе. 1917 – 1991.Документы. М.: РОССПЭН, 2004. C. 37-38 [3] Рейфман П.С. Цензура в дореволюционной, советской и постсоветской России. В 2 томах. Т. 1. Вып. 3. 1855 – 1917 гг. – М.: Пробел-2000. C. 41 [4] Бенина М.А., Конашев М.Б., Патрушева Н.Г. Цензура в России. История и современность. Выпуск 4. Сборник научных трудов. - М.: Российская национальная библиотека, 2008. C. 95 [5] Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР, 1917- 1991 гг. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. C. 58 [6] Печковский П.В. Цензура в печати. История ограничения доступа к информации в советской России. // Вестник Брянского государственного университета, 2015, № 1. – С. 80 [7] Розенберг В.А., Якушин Е.В. Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. – М.: Ленанд, 2016. C. 74 [8] Марков Е. А. Власть и СМИ в России: история взаимодействия //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010 № 123. С. 207 [9] Жирков Г.В. История цензуры в России. – М.: Аспект Пресс, 2001. C. 216 [10] https://ria.ru/history_spravki/20110801/410339021.html [11] Гращенков И.А. Цензура литературного творчества и печати в СССР ( 1929 – 1941 гг.) / Власть – 2008 - №6 – С. 86 [12] Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР, 1917- 1991 гг. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. C. 105 [13] Рейфман П.С. Цензура в дореволюционной, советской и постсоветской России. В 2 томах. Т. 1. Вып. 3. 1855 – 1917 гг. – М.: Пробел-2000. C. 147 [14] Бенина М.А., Конашев М.Б., Патрушева Н.Г. Цензура в России. История и современность. Выпуск 4. Сборник научных трудов. - М.: Российская национальная библиотека, 2008. C. 239-240 [15] Винокуров А.А., Ткаченко С.Б. Военная цензура в СССР в 1941 -1953 гг. – М.: Улей, 2012. C. 47 [16] Печковский П.В. Цензура в печати. История ограничения доступа к информации в советской России. // Вестник Брянского государственного университета, 2015, № 1. – С. 80 [17] Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР, 1917- 1991 гг. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. C. 281 [18] Дерябин А.С. Летопись российского кино. М.: Канон, 2000. C. 170 [19] Ложков Д. В. Цензура в СССР в условиях разрядки международной напряженности (1970 - е гг.). // Вестник Московского университета Сер. 21 Управление (государство и общество). 2013. №1, М.: С. 157 [20] Марков Е. А. Власть и СМИ в России: история взаимодействия //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010 № 123. С. 212 [21] Блюм А. Цензура в Советском Союзе. 1917 – 1991.Документы. М.: РОССПЭН, 2004. C. 486
Отрывок из работы

Глава 1. Формирование советской цензуры 1.1 История появления цензуры в России Цензура появилась в России еще задолго до рассматриваемого периода. Само слово «цензура» вошло в обиход еще во время правления Екатерины 2. В то время жестких установленных правил ещё не было, но зарождалась система учреждений, осуществляющих проверку частных типографий на цензуру, основываясь на личных предусмотрениях цензоров. Император Павел 1 продолжил дело Екатерины, значительно расширив количество областей, подвергаемых государственному контролю. Им был создан Цензурный совет, а позднее реформа цензуры 1800г. и вовсе привела к запрету ввоза какой-либо иностранной литературы. Его наследник- Александр 1 вскоре упразднил эту реформу, при нем был принят либеральный «первый цензурный устав», но, фактически, без разрешения органа цензурного контроля издать что-либо было невозможно. При Николае 2 даже была попытка отменить цензуру, обнародовав манифест 17 октября 1905 года, но уже в конце месяца Министерство внутренних дел начало расправы с журналистами, повлекшие многочисленные аресты и запреты на издательство. 1.2 Общественно-политическая обстановка в стране Революция 1917 года привела к коренному перевороту во всех сферах жизнедеятельности народов советской России. Формирование системы политической цензуры началось сразу же после захвата власти большевиками. Большевики, испытав на себе все трудности цензуры, о которой так резко отзывались все СМИ, с первых дней у власти решили установить идеологическую диктатуру, которая гораздо превосходила своих предшественников. Новый порядок вызвал недовольство не только в культурной и научной интеллигенциях, но и у некоторых большевистских лидеров, которые осознавали несоответствие действий партии с её идеологией и лозунгами демократических свобод. На первом заседании правительства, 9 ноября 1917 года был утвержден Декрет о печати, согласно которому запрету на печать подвергались газеты: • призывающие к полному неповиновению правительству • призывающие к противоправным деяниям • создающие заблуждения, путем клеветы и извращения фактов и событий В.И.Ленин считал, что пролетариат должен уничтожить конкурента в лице буржуазной прессы, противопоставив им партийную печать и литературу. Декрет 28 января 1918 года «О революционном трибунале печати» воплотил в себя волю правителя - за выступления в прессе против революции должны были применяться меры наказания от денежного штрафа и временной приостановки издания до уголовной ответственности, лишения свободы и политических прав. Все последующие действия власти по отношению к оппозиционным издательствам были не менее жестоки. Только за 1918-1919 годы были конфискованы все частные типографии, вследствие чего никакой печатный орган не мог издаваться без разрешения правящей партии (Всего с октября 1917 по июнь 1919гг. закрыли больше 470 фрондерских печатных изданий). Юридические основания этих действий были закреплены в Конституции РСФСР 1918 года, в которой свобода слова и печати была гарантирована только рабочему классу и беднейшему крестьянству. Коммунистическая партия отвергала политический плюрализм, запрещало появление какой-либо идеологии и взглядов, противоречащих программе КПСС. Цензура в СССР являлась органом социалистического государства, её деятельность направлена на охрану государственной и военной тайны, следование идеологии правящей партии, а так же контроля за соблюдением интересов рабочего класса. [1] 1.3 Военная цензура Внутреннее и внешнее противостояние советской власти, вылившееся в Гражданскую войну и иностранную интервенцию, требовало появления военной цензуры. Началом военной цензуры принято считать образование 23 декабря 1918 года по указанию ЦК РКП (б) отдела военной цензуры. Военная цензура занималась: 1) предварительной проверкой всех печатных произведений, фильмов, рисунков, фотографий, имеющих непосредственное отношение к военным действиям и содержащих сведения военного характера 2) предварительное ознакомление и подтверждение всякого рода приказов и сообщений, содержащих информацию военного характера 3) просмотр почтовых сообщений, телеграмм, отправленных за пределы государственной границы 4) прослушивание разговоров по иногородним телефонам 5) контроль за ввозом и вывозом товаров, пересекающих границы республики 6 октября 1918 года при Полевом Штабе Реввоенсовета Республики (РВСР) был основан военно-цензурный отдел. И только 23 декабря 1918г. вышло «Положение о военной цензуре», подписанное Л. Д. Троцким, в котором звучало, что «в целях сохранения военной тайны учреждается Военная Цензура». В акте описывались задачи и структура, главным звеном считались военно-цензурные отделы [2]. Вначале все дела военной цензуры находились в компетенции Реввоенсовета (председателем Реввоенсовета в то время был Лев Троцкий), позднее все её функции были переданы в ВЧК в 1921 году. Троцкий настаивал на том, чтобы редакции газет не печатали никаких военных телеграмм, заранее не обнадеживали граждан в провозглашении победы, которая ещё не была добыта. Для борьбы с контрреволюцией и шпионажем в Красной армии был создан особый отдел в ВЧК, который занимался проверкой военных писем, содержащих информацию о настроениях солдат на фронте. Издатели печатных изданий и др. пресс служб, заведующих средствами связи, должны были показать всему отделу использованный материал для проверки. Положение о военной цензуре каждый год обновляли и совершенствовали. В 1920 году в целом насчитывалось 82 военно-цензурных отделения. 10 августа 1920 года Революционный военный совет принял документ, согласно которому все издательства и газеты должны были предоставить в двух экземплярах на предварительную военную цензуру весь желаемый к опубликованию материал, а после выхода передать два печатных экземпляра, прошедших предварительную проверку. В сфере кинематографа дела также обстояли не очень – для выпуска в кинопрокат фильм должен был быть оценен на предварительном просмотре специально приглашенным цензором. Согласно Положению, подтвержденному РВС Республики 10 августа 1920 г. функции по контролю почт и телеграфов были отданы в особый отдел ВЧК, в то время как полная передача функций была осуществлена к 1921 году. По положению СНК о военной цензуре ВЧК от 21 октября 1921 г., «в целях сохранения военной тайны, предупреждения разглашения сведений о преступной деятельности шпионских контрреволюционных сил и ограждения политических, экономических и военных интересов РСФСР» обязательным являлось представление для предварительного просмотра всю печатную, кинематографическую и фотографическую, почтово-телеграфную, телефонную и радиотелеграфную продукции. Исключением для предварительной проверки на цензуру являлись только оперативные сведения [3]. По окончании Гражданской войны на основании постановления IX Всероссийского съезда Советов от 28 декабря 1921 г. и постановления ВЦИК от 6 февраля 1922 г ВЧК было реорганизовано, на его месте возникло ГПУ (государственное политическое управление), по задачам и структуре ничем не отличавшейся от упраздненного органа, а после образования СССР на базе ГПУ было создано Объединенное государственное политуправление (ОГПУ), полномочия которого были утверждены ЦИК СССР 28 марта 1924 года. Согласно Положению о правах, ОГПУ получило возможность без решения суда ссылать обвиняемых в контрреволюционной деятельности, шпионаже, спекуляциях сроком до 3 лет в концентрационные лагеря или вовсе высылать за пределы государственной границы. Оперативные органы пользовались своими неограниченными правами, их работа значительно увеличилась, создавались соответствующие отделы для сбора информации и доказательств.[4] Наличие такого рода цензуры, при отсутствии данных прописанных законодательством, побуждало множественные конфликты органов военной цензуры с редакторами партийных и советских изданий и с разными партийно-советскими учреждениями. Отображением данных противоречий было описание в резолюции «О партийной и советской печати», принятой VIII съездом РКП (б): «Военная цензура должна быть введена в строгие рамки вопросов оперативного и военно-организационного характера»[5]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что с первых дней появления советской власти была введена цензура военного порядка, которая имела контрольно-репрессивный характер и с помощью которой устанавливалась партийная диктатура во всех без исключения интеллектуальных сферах. Для большевиков культура играла важнейшую идеологическую роль, она доступно понималась со стороны народных масс. Именно поэтому вопросам культуры и идеологии уделялось огромное внимание со стороны правящей партии. Глава 2. Централизация цензуры 2.1 Государственное издательство Одним из ключевых периодов в формировании советской цензуры стали 1919-1921 гг. , когда была предпринята первая попытка централизации контроля. Это произошло путём объединения Московского и Петроградского советов, издательских отделов ВЦИК, и ряда других издательств, в результате чего было учреждено «Государственное издательство РСФСР» (Госиздат). Роль руководителем Госиздата тогда принадлежала Вацлаву Воровскому. В мае 1919 года было обновлено Положение ВЦИК о Государственном издательстве. Госиздат официально признавался государственным органом, и в его компетенции находились централизованные цензурные функции всей издательской отрасли до появления Главлита. Политика в области печати была направлена на установление идей партии РКП(б) и избавления от иных взглядов, стремящихся пошатнуть господствующую идеологию. В составе Госиздата цензурой занимался Политотдел. Возглавлял Политотдел Николай Мещеряков, который в дальнейшем стал первым главой Главлита. Полномочием Госиздата являлся контроль и цензура над всеми печатными изданиями по стране. Все издательства обязывались предоставить в первую очередь на проверку цензуры тематические планы, финансовые отчеты, а также рукописи, подготовленные к прессе. [6] Положение частных издательств Правительство и Госиздат осуществляли очень строгую проверку на цензуру всех индивидуальных и общественных изданий. Питая надежды на становление новой экономической политики, правительство приняло решение сократить некоторую частную печать, а остальную передать в руки государственной власти, тем самым введя ее в русло государственного капитализма. Тем не менее, политика Госиздата для частных корпоративных изданий обладала отрицательными чертами. Если в 1919г. эти издательства выпускали примерно 1/5 часть всей печати (19,81%), то в 1920 году она сократилась до 5,87 % [7]. Государственное издательство монополизировало в своих руках цензуру и издательскую деятельность, что привело его к практически полной диктатуре. Это стало результатом того, что в стране уничтожались и пресекались всякие критические мысли, ведь более 90% писателей не могли заниматься своим делом. Излишнее регулирование художественного творчества вызвало стагнацию в развитии всего искусства и литературы. Неслучайно Госиздат называли «похоронным бюро» книг, именно поэтому многие писатели отдавали предпочтение частным издательствам[8]. В 1922 году Госиздат перестает быть учреждением, осуществляющим цензуру. Регулированием деятельности частных и кооперативных издательств стал заниматься Наркомпрос. 2.2 Главное управление по делам литературы и издательств Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) – центральный государственный орган, осуществляющий предварительную цензуру в СССР и РСФСР, был образован 6 июня 1922 года Декретом Совета Народных Комиссаров. На протяжении всего периода существования (1922-1991) учреждение неоднократно изменяло официальное наименование и компетенцию. Основной целью создания Главлита являлось объединение всех видов цензуры произведений печати под крылом одного органа. Цензурное ведомство довольно быстро превратилось в мощный иерархичный аппарат, структура которого преобразовывалась и развивалась в течение всего своего существования. Главлит занимался предварительным просмотром всех произведений литературы, которые были близки к опубликованию, а также составляли перечень произведений печати, запрещенных к опубликованию. Предварительной цензуре также были подвержены содержания радиовещаний, музыкальных и эстрадных выступлений, произведений театра и кино; под контролем находились все книжные магазины и библиотеки. Главлит составлял перечень сведений, не подлежащих огласке, для предотвращения разглашения государственной и военной тайн. Часть функций цензурного ведомства ложились на плечи партии, в то время как основными являлись: • осуществление власти над всеми цензурными органами на территории республики • контроль над ввозом зарубежной литературы и вывозом отечественной за пределы Советского Союза • государственное регистрация издательств • организация предварительной проверки и последующего цензурного наблюдения над всеми видами печати • выдача разрешений/отказ в публикации книжкой и журнальной продукции [9] Кроме запрета публикации изданий, Главлит прибегал к таким мерам, как внесение исправлений в рукописи, вычеркивания «ненужной» информации, требование исполнения марксистских предисловий (это относилось как к классикам России, так и мировой литературы). К публикации и ввозу в СССР не допускались: • все произведения, носящие антагонистичный характер к коммунизму и советской власти ; • произведения, содержащие или навязывающие противоположную и враждебную пролетариату идеологию; • литература, чуждая марксизму; • произведения идеалистического характера; • произведения, носящие порнографический характер • детская литература, хранящая память об элементах буржуазной морали с восхвалением старых житейских условий; • произведения авторов-контрреволюционеров; • русская литература, выпущенная религиозными обществами, независимо от содержания. С особым вниманием внутри страны Главлит относился к Булгакову, Бабелю, Пильняку, Замятину, Федину, Зощенко, Мережковскому, Лескову, Коллинзу, Конан-Дойлю. [10] К середине 1930-х годов в сфере цензуры была сформирована жесткая иерархическая система. Во главе находился центральный аппарат Главлита СССР, а к местным органам контроля относились областные, краевые, городские и районные управления, в том числе и цензоры, находящиеся непосредственно в издательствах. В ходе проводимой М.С. Горбачевым политики «гласности» функции Главлита сузились. 12 июня 1990 года был принят Закон СССР о печати и других средств массовой информации - он ознаменовал полное упразднение цензуры, исключением являлся только выборочный контроль изданных произведений печати на предмет неразглашения государственной и военной тайн, а также призыва к военным действиям. В августе 1990 года Главлит стал называться Главным управлением по охране государственных тайн в печати и других средствах массовой информации. Глава 3. Государственная цензура в различные периоды советской власти 3.1 Государственная цензура в период сталинизма Государственная и партийная ценура существовала в советском государстве на всем протяжении его существования и являлась важным элементом культурной политики государства и партии. Тем не менее, в сталинский период советской истории, развитие цензуры достигло своего пика, и именно в этот период она использовалась наиболее часто и носила наиболее многоуровневый характер. Низшим элементом такой цензуры являлась самоцензура, в ходе которой автор произведения самостоятельно удалял из него элементы, которые могли не только не пропустить в печать, но и которые могли стать поводом для подозрений со стороны органов государственной безопасности. Тем не менее, стоит отметить, что сталинский период развития цензуры в СССР также не был однородным и включал в себя несколько этапов. Первый этап развития цензуры в сталинский период можно также назвать довоенным периодом, и он включает в себя период с 1930 по 1941 гг. Уже в начале 30-х гг. руководство страны проводит несколько реформ в области цензуры, главной из которых стало создания института уполномоченных Главлита, которые создавались при государственных и общественных средствах вещания и печати. Число таких уполномоченных определял Главлит, но их содержание обеспечивалось уже за счет тех организаций, к которым они были приставлены. Таким образом, центральное управление Главлита было не только освобождено от задачи непосредственного контроля над печатью, но и высвободило немало денежных средств, которые ранее тратились на выполнение данной задачи[11]. В этот же период правительство начало борьбу за контроль над изучением печати и СМИ в целом. Так, в 1930 году ряд специалистов, издавших первые в СССР труды по теории информации, в частности А. Курс и М. Гус были объявлены «троцкистами» и «импортерами буржуазного газетоведения», после чего они были арестованы, а их исследования уничтожены. Таким образом, правительство и партия установили полный контроль над изучением теории СМИ и их функционирования, не оставив места для каких-либо научных дискуссий в отечественной журналистике. Наряду с эти происходило и усиление цензуры как таковой. Так, в начале 1930-х гг. в печати было запрещено публиковать не только секретные документы, но и любую информацию, способную, так или иначе, дискредитировать советскую власть. К такой информации относились и сведения о жертвах голода начала 30-х гг., а также данные о проявлениях антисемитизма на территории СССР. Нарушение данных постановлений являлось уголовно наказуемым деянием[12]. Основным нормативным актом, регламентировавшим осуществление цензуры стало положение о Главлите от 6 июля 1931 года которое ввело как предварительную, так и последующую цензуру, которая отсеивала любую информацию, неугодную государственной власти. Вскоре после этого начался и процесс усиления военной цензуры, в рамках которого в январе 1933 года было принято постановление «Об Уполномоченном СНК СССР по охране военных тайн в печати и об отделах военной цензуры», согласно которому вводилась должность уполномоченного от СНК, который осуществлял в печатных изданиях военную цензуру, направленную на предотвращение к допуску публикаций, которые могут содержать военную тайну. Эта мера получила свое логическое продолжение в 1935 году, когда было принято положение «Об организации военной цензуры в РККА», в результате которого военная цензура была установлена и непосредственно в армии[13].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Политология, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Политология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Политология, 23 страницы
276 руб.
Курсовая работа, Политология, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Политология, 28 страниц
336 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg