Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием музыки

irina_krut2020 2225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2020
Предмет исследования: процесс развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Объект исследования: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование музыки в логопедической работе по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР повысит ее эффективность при включении заданий на: ? Развитие музыкального слуха и ритмических способностей ? Развитие звукоподражания ? Узнавание и различение неречевых звуков ? Различение речевых звуков по тембру и высоте ? Различение слов и звуков, сходных по звучанию ? Включение речевых музыкальных игр и заданий. Цель исследования: диагностика и формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием музыки. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать логопедическую литературу по проблемам развития фонематического восприятия у дошкольников. 2. Выявить особенности и уровни сформированности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 3. Провести сравнительный анализ состояния фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, посещающих логопедическую и общеобразовательную группы. 4. Разработать и апробировать систему коррекционной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием музыки. 5. Определить результативность применения музыки в работе по формированию и коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР разного уровня. Методы исследования: • теоретические методы: анализ логопедической и специальной литературы по проблеме исследования; • эмпирические методы: наблюдение, беседа, эксперимент; • статистические методы: методы качественной и количественной обработки данных. Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ с. Октябрьский городок» Саратовской области (дошкольная группа). Экспериментальная выборка. В эксперименте приняли участие 12 человек: 6 детей из логопедической группы, имеющих заключение ОНР II и III уровня, и 6 детей, посещающих общеобразовательную группу детского сада. Возраст испытуемых детей составил 6-7 лет. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во Введении определена актуальность исследования, его цели и задачи. Первая глава раскрывает теоретические аспекты заявленной проблемы, опыт экспериментального изучения состояния фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Вторая глава содержит данные экспериментального исследования, а также разработанный и апробированный нами в ходе коррекционной работы комплекс музыкальных заданий по перспективному плану с целью формирования фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Заключение содержит основные выводы работы.
Введение

Актуальность исследования. В современной России наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие устной речи, в том числе фонематического восприятия, в будущем влекут за собой серьёзные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия). Известно, что фонетическое оформление речи у детей с ОНР значительно отстает от возрастной нормы. У них продолжают наблюдаться все виды нарушения звукопроизношения, отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах. Наряду с этими нарушениями наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух, что является вторичным нарушением. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи учителя - логопеда. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка (Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, С.В. Шушарджан). Еще одной важной задачей, имеющей коррекционно-развивающее значение, является развитие музыкально-ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей с ОНР, что также активно влияет на развитие речевых процессов. Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей с ОНР, необходимо отметить работы известных педагогов и психолингвистов А.И. Гвоздева, Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, К.Ф. Седова, М.Е. Хватцева, Г.А. Каше , О.А. Токаревой, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной. Как выяснилось, проблема обучения детей с ОНР, имеющими нарушения фонематического восприятия, рассматривается исследователями с разных позиций. Представленные коррекционные методики содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения. Однако проблема диагностики и коррекции нарушений фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием музыки является, на наш взгляд, недостаточно разработанной.
Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………..3 СОКРАЩЕНИЯ…………………………………………………………………...4 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....5 РАЗДЕЛ 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ....................................9 1.1 Нарушения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………………………………....…….....9 1.2 Особенности музыкального воспитания дошкольников с ОНР………….22 1.3 Подходы к логопедической работе по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР с использованием музыки……………….....……..27 РАЗДЕЛ 2. КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКИ 34 2.1 Исследование состояния фонематического восприятия у дошкольников с речевой нормой и у детей с ОНР……………………………………………...34 2.2 Направления логопедической работы по коррекции нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием музыки.........................................................................43 2.3 Эффективность коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР с использованием музыки....................................................................................................................54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….66
Список литературы

1. одна Акименко В.М. Логопедическое обследование контрольный детей грибы с речевыми нарушениями детей / В.М. Акименко. - М. «Феникс», анализа 2014 левина. 2. Бельтюков В.И., Нейман Л.В. основным Восприятие звуков речи при недостаточно нормальном грибы и нарушенном слухе слова / В.И. Бельтюков, Л.В. Нейман. - М.: письменной Издательство мягкости АПН РСФСР, 1979. с- общим 51-48 3. Бородулина С.Ю. Коррекционная которые педагогика упражнять / С.Ю. Бородулина. - Ростов-на-Дону всех: Феникс, 2014. 4. дошкольник Ветлугина стоит Н.А. Музыкальное воспитание в вторичному детском саду / Н.А. Ветлугина. - М.: уровень Просвещение самые,2011. 5. Винарская Е.Н., Богомазов следует Г.М. «Возрастная фонетика» / Е.Н. звуками Винарская показатели, Г.М. Богомазов.- М. Астрель, помимо 2005. с. 10, 21 6. Винарская Е.Н. Раннее записать речевое перемешиваются развитие ребенка звуков и проблемы дефектологии / Е.Н. маленький Винарская этом. -. М.: Просвещение,1989. 7. Волкова Л.С., контрольный Туманова Т.В. «Фонетико-фонематическое и дыхательными общее внимания недоразвитие речи фоне» / Л.С. Волкова, Т.В. Туманова.- М. дифференциации ВЛАДОС двум, 2007. 8. Волосовец Т.В. «роды Основы логопедии с практикумом по игров звукопроизношению ошибки / Т.В. Волосовец. - М. «Академия применения», 2000. с.25-49 9. перед Волосовец слоги Т.В. «Основы логопедии» уровень М.АСА ДЕМА 2012 10. родителями Гвоздев развитие, А.Н. Вопросы изучения названия детской речи / А.Н. аналогично Гвоздев сидеть. М.«Детство-Пресс», 2007. 11. заданий Гончарова А.М. «Пути преодоления третьем фонематического развиваются недоразвития у дошкольников одного» / А.М. Гончарова // «Практическая почувствовать психология план и логопедия». 2016 -.№5. с.5-12 12. уточнить Горелов И.Н. Проблема функционального ткаченко базиса кобзаревой речи в онтогенезе / И.Н. Горелов таблица. - Челябинск, 1984. 13. Дель, С.В. звук Система речевыми работы по преодолению правую нарушений слоговой структуры похожи слова одну у детей старшего мире дошкольного возраста с ОНР / А.П. развитие Непокорова анализа, С.В. Дель .- 2006 . 14. надя Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Г.Г. восприятие Декер-Фойгт контрольная. – Спб.: Питер, 2013. речь 15. Каше Г.А., Филичева Т.Б. коррекция Программа развитие обучения детей с первой недоразвитием фонетического строя группа речи хватцев / Г.А. Каше. - М.:Просвещение неосознанно,1988. 16. Ковшиков В.А. Исправление цель нарушений определить различения звуков. песню Методы и дидактически материалы / В.А. детей Ковшиков исследование. – М.: Спб., 2015. 17. Кудрова Т.И. «Использование полина игровых приёмов при детской обследовании строя фонематического восприятия, общая навыков звукового анализа и дошкольников синтеза ковшиков у детей» / Т.И. Кудрова развернутой // « Воспитание и обучение узнаванию детей засыпает с нарушениями развития»-2012-№2- дема с.51-53 18. Лалаева Р.И. Коррекция недоразвитием общего образует недоразвития речи ткаченко у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. филичева Серебрякова восприятии. - СПб., 2013.- 160с. 19. Левина Р.Е. рассмотрим Основы теории и практики нарушение логопедии возраста / Р.Е. Левина. – М.: «Просвещение восприятия», 1988. 20. Леонтьев А.Н. Исследования заданиями детской различение речи / А.Н. Леонтьев // логопедия Основы теории речевой дошкольников деятельности селиверстова. М., 1984. 21. Лобачёва Е.К. Развитие самого фонематического анализа и уровень синтеза зекальце у старших дошкольников с пассивная общим нарушением речи» / Е.К. проблема Лобачева вовремя // Логопедия -2015- наблюдать №4- с. 52-54 22. Логопедия: слова Учебник детей для студ. дефектол. фак. пед. звука высш. учеб. Л69 заведений / Под уровень ред катя. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб дорога. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр план ВЛАДОС развитие, 2004. 23. Лопатина Л.В., чтение Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушение нарушений процессе у дошкольников (коррекция элементами стертой дизартрии): исследование учебное различать пособие. / Л.В.Лопатина, этапах Серебрякова Н.В. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», вовремя 2000. определением 24. Максаков А.И. Воспитание какими звуковой культуры онтрольная речи дошкольников у дошкольников / А.И. контрольной Максаков. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. 25. Матейова, З. последующего Музыкотерапия лопатина при заикании [Текст кудрова] : пер. с чеш. / З. Матейова, С. Машура. - речевом Киев группа: Вища школа, утра 1984. 26. Миронова Н.М. Развиваем девочки фонематическое уровня восприятие у детей проводить подготовительной логогруппы. ходить Альбом нормой упражнений для дошкольников с выделению речевыми нарушениями / Н.М. Миронова. - М,: отборе Издательство проводилось ГНОМ и Д, 2010 словах. 27. Рубинштейн С.Л. Основы роза общей ческого психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: «кому Питер», 1999 28. Самарцева Н.П. достаточно Обучение состояние и воспитание детей антон старшего дошкольного и этап младшего сравнительный школьного возраста с психология проблемами фонетико-фонематического развития / Н.П. формирование Самарцева дубу // «Практическая психология развитии и логопедия». 2014- №1-процессе с качество.8-15 29. Селивёрстов В.И. Практикум по восприятия детской логопедии / В.И. Селиверстов. - М. селиверстова ВЛАДОС состояния, 1995. 30. Семенович символ А.В. Введение в нейропсихологию символ детского способности возраста: учебное нормально пособие / А.В. Семенович. М.Генезис, детей 2005. дошкольников 319 с. 31. Специальная дошкольная эксперимент педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. уровень Венгер чешские, Е.А .Екжанова и др. М.Издательский маленьким центр «Академия», 2012. 32. Спирова Л.В., первой Ястребова филичева А.В. Нарушения речи слова у детей // Хрестоматия по название логопедии контуру / Под ред. Л.С. Волковой , В.И. Селиверстова В 2-х т.-М.: слова Владос, 1997. 33. Ткаченко Т.А. « улучшени Проблема группа коррекции фонематического упоминается нарушения у детей на акименко современном развитие этапе» / Т.А. Ткаченко // «разнообразные Логопедия» -2004- №1 - с.11-15. 34. часто Ткаченко логопедической Т.А. Коррекция фонетических могут нарушений у детей. речи Подготовительный ярко этап / Т.А.Ткаченко. - М. «третий Владос», 2005. 35. Туманова Т.В. звуковому Формирование фонематических звукопроизношения у дошкольников способности / Т.В. Туманова. - М. «Гном-пресс», другими 2007. состояние 36. Филичева Т. Б. и др. Основы слова логопедии: Учеб. пособие для общим студентов формирование пед. ин-тов по спец перед. «Педагогика и издательство психология бочками (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. танцевальном Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, слова 2009. состоит 37. Филичева Т.Б., Туманова роза Т.В. Дети с фонетико-фонематическим звук недоразв артикуляторноитием обучение и балла воспитание / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М. «роза Издательство ниже Том и Д», 2010. 38. Швачкин Н.Х., Развитие владик фонематического восприятия выделению речи длинными в раннем возрасте / дошкольники Составление К.Ф. Седов // Возрастная заданиями психолингвистика различение: хрестоматия.- М. «Лабиринт фонем», 2004. 39. Шушарджан С.В. Физиологические улучшени особенности большом воздействия вокалотерапии на ребенком организм человека: Дис. ... канд. мед. внедрению наук прослушивания. – М., 2013. 40. Шушардж дательскийан С.В. Музыкотерапия и резервы чефонематические ловеческого занятие организма / С.В. Шушарджан. - М., способности 2011. 41. http://festival.1september.ru/articles/ Развитие речи издательство детей музыкальной дошкольного возраста перемешиваются как психолого-педагогическая проблема. 42. игровые http://knowledge.allbest.ruФонематическое роза восприятие у дошкольников с анализа фонетико-фонематическим недоразвитием речи и ряду стертой медведя дизартрией. 43. http://virtualtaganrog.ru первых Использование дидактических игр в делить работе машина по развитию фонематического контрольная восприятия у детей дошкольного дошкольников возраста восприятие.
Отрывок из работы

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 1.1 Нарушения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Сталкиваясь с речевыми нарушениями специалисты должны чётко представлять почему, когда, в какой степени произошёл сбой в речевом развитии - чтобы своевременно, правильно и профессионально устранить речевое нарушение. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. [Волкова Л.С.; 2004] Опираясь на учение Павлова, можно утверждать, что речь ребёнка может правильно формироваться только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами благодаря слуховому анализатору. Исследователи Л.В. Нейман и В.И. Бельтюков показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха возникают затруднения в восприятии некоторых звуков, а у детей глухих с рождения, вообще не возникает подражание речи окружающих. [Бельтюков В.И.; 1979] «Слух человека приобрёл в процессе онтогенеза особое свойство: чётко различать звуки человеческой речи: фонемы. В раннем детстве ребёнок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечётко, искажённо. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Они не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом». [Филичева Т.Б.; 1989] Развитие речи ребенка представлено нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языка. Первый аспект - развитие фонематического слуха и формирование навыка произнесения фонем родного языка. Его начало связано с гулением и лепетом – речевыми сигналами, сменяющими плач и крик на третьем месяце жизни. Развитие фонематического слуха и моторных компонентов речепроизводства протекает интенсивно до подросткового возраста и связано с сенсорной организацией и сенсорным развитием личности. Второй аспект - овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Он начинается со второго года жизни, когда ребенок начинает произносить отдельные слова в целях общения. Несколько позднее, примерно с 3-х лет, начинается активное владение синтаксисом и грамматической формой слова. К 7-ми годам заканчивается практическое овладение лексическими и синтаксическими правилами в устной речи. В школьном обучении лексика и синтаксис совершенствуются на основе письменной речи, обучения иностранному языку и любому другому предмету. Третий аспект - овладение семантикой (смысловой стороной) языка. Второй и третий аспекты языкового развития, как отмечает А.А. Степанов, «возникают одновременно, но углубленное овладение семантикой наиболее ярко выражено в период школьного обучения и особенно в подростковом и юном возрасте». По этим трем направлениям идет развитие речи, как в норме, так и при ОНР. Но во втором случае такое развитие имеет некоторую качественную специфику, овладение различными сторонами языка происходит в более поздние сроки и т.д. [Степанов А.А.; 2009] В связи с темой исследования нас интересует в первую очередь развитие фонетической стороны речи в норме и патологии. Период формирования активной речи ребенка – ранний детский возраст (от 1 до 3 лет). Причем до 1,5 лет ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. Заметное изменение в овладении речью происходит примерно в 1,5 года. Малыш начинает постоянно требовать, чтобы ему называли предметы. Темпы развития речи возрастают. К концу второго года жизни ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года - до 1500 слов. Развитие речи предполагает такие овладения звуковой стороной и грамматическим строем родного языка. Если в начале ребенок воспринимает речь путем улавливания общей ритмико-мелодической структуры слова, то уже к концу второго года у него складывается фонематическое восприятие всех звуков родного языка. Н.Х. Швачкин выделил две стадии фонематического развития: стадия различения гласных и стадия различения согласных. Ребенок делит весь звуковой поток речи на две части, выясняя из него в первую очередь гласные и отличая их от других звуков - согласных. [Швачкин Н.Х.; 2004] Стадия различения гласных является, таким образом, первой ступенью фонематического развития детской речи и образует первый фонематический ряд этого развития. Он разделяется на три последовательных этапа: Первый этап - различение [а] и не [а]; Второй этап - различение [и – у], [э – о]; различение [и – о], [э – у]; Третий этап - различение [и – э], [у – о]. Стадия различения согласных сложна и многоступенчата. Своеобразным вступлением в эту стадию служит восприятие этого факта наличия согласных. Это второй фонематический ряд. Затем следуют две крупные ступени в различении всей массы согласных. Сперва согласные разделяются на сонорные и шумные - это является третьей ступенью фонематического развития речи. Эта ступень разделяется на 2 ряда. Один из них составляет третий фонематический ряд развития речи ребенка и заключается в различении сонорных и артикулируемых шумных. Другой состоит в различении сонорных и неартикулируемых шумных, возникает позже других ступеней различения и образует шестой фонематический ряд. Н.Х. Швачкин условно включает его в пятую ступень фонематического развития речи. [Швачкин Н.Х.; 2004] Вслед за расчленением сонорных и шумных возникает расчленение твердых и мягких согласных. Это является четвертой ступенью фонематического развития речи и образует четвертый фонематический ряд. После этого возникает различие среди самих сонорных и шумных. Они образуют последние две ступени фонематического развития речи. Общая схема фонематического развития (по Н.Х. Швачкину) представлена в таблице 1. По данным, которые приводит сам Н.Х. Швачкин, все фонематические ряды в норме складываются у детей, как правило, к двухлетнему возрасту (автором в ряде случаев были зарегистрированы и более ранние сроки формирования способности к различению всех звуков речи. [Швачкин Н.Х.; 2004] Таблица 1- Общая схема фонетического развития Последовательность развития Фонематические различения ступень ряд этапы I (различение гласных) I (различение гласных) I (различения гласных) I II III Различение [а] от других гласных Разлличение [и-у, э-о, и-о, э-у] Различение [и-э, у-о]. II (различение согласных) II (различение наличия согласных) II - Различение наличия согласных: фонема = ю – гласная – ноль – фонема (бок-ок, вэк-эк) III (различение сонорных и артикулируемых шумных) III - Различение сонорных и артикулируемых шумных: [м-б, р-д, н-г, j-в]. IV (различение твердых и мягких согласных) IV - Различительные твердых и мягких согласных: [н-н,, м-м,, б-б,, д-д,, в-в,, з-з,, л-л,, р-р,.] V (различение сонорных) V I Различение [назальных плавных + j = [м-л, м-р, н-л, н-р, н-j, м-j]. II III Различение назальных: [м-н]. Различение плавных: [р-л] VI (различение шумных) VI - Различение сонорных и неартикулируемых шумных: [м-з, л-х, н-ж]. VII - Различение губных и язычных: [б-д, б-г, в-з, ф-х]. VIII - Различение взрывных и придувных:[ б-в, д-з, к-х, д-ж]. IХ - Различение переднее- и заднеязычных: [д-г, с-х, ш-х]. Х - Различение глухих и звонких: [п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж]. ХI - Различение шипящих и свистящих: [с-г, ш-ж]. ХII - Различение плавных и [j: р-j, л-j]. В своей исходной форме механизм фонематического восприятия состоит из следующих операций: ? выделение звука из состава слова; ? установление линейной последовательности звуков; ? определением местоположения звука по отношению к началу, концу и середине слова; ? установление различительной функции фонем. Формирование фонематического восприятия происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору головного мозга слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным выделением фонем. При помощи аналитико-синтетической речемыслительной деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование навыков звукопроизношения. Недостаточность фонематического анализа и синтеза сказывается на развитии артикуляции в целом. Однако, если наличие простых форм фонематического анализа достаточно для повседневного общения, то их недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин и другие ученые доказали, что для этого необходимо развитие более сложных форм фонематического восприятия, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ его звуковой структуры. Только при четком, правильном произношении и восприятии звуков, возможно, обеспечить прочную связь между звуком и соответствующей буквой. [Седов К.Ф.; 2004] Формирование фонематического слуха в онтогенезе опережает развитие артикуляции, то есть ребенок сначала учится «правильно слышать», а только потом «правильно говорить». Так, у ребенка 1,5-2 лет отмечается несовершенство произносительной стороны речи (смягчение согласных, пропуск звуков, неточное сохранение слоговой структуры), хотя уже к 3 годам формируется правильное произношение большинство звуков (трудности могут вызывать шипящие [р]-[р,]). Усвоение грамматического строя имеет свои периоды развития. Первый период – от одного года до двух лет. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней. Ребенок при этом употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Такую речь психологи называют автономной. При правильном речевом развитии автономная речь быстро проходит. Второй период развития грамматического строя языка продолжается до трех лет. Речь ребенка начинает приобретать довольно связной характер и позволяет ему выражать понимание многих отношений в предметном мире. На первых парах могут возникать грамматические ошибки в речи. Так, усвоив правильное употребление слов: «Положил молоток» - «Забил молотком», ребенок улавливает орудийный смысл в окончании - ОМ и стереотипно переносит его на все орудия – «ножом», «лопатой», «ложкой» и т.д. В практике речевого общения этот стереотип снимается, появляются правильные падежные окончания. Усвоение грамматических форм родного языка развивает у ребенка чувство языка. [Левина Р.Е.; 1988] Итак, в норме к началу дошкольного детства ребенок неплохо практически владеет родным языком. Однако его речь в этот период ситуативна - она мало понятна вне данной конкретной ситуации. Она еще очень мало регулирует собственные действия ребенка. Ребенок еще не осознает речевых явлений, не умеет отделять слов от обозначаемых или предметов. К концу дошкольного возраста обогащается словарь и происходит дальнейшее совершенствование грамматического строя речи; осуществляется переход от ситуативной к контекстной форме речи, понятной вне ситуации; резко возрастает регулирующая функция речи в поведении и осуществлении психических действий. При соответствующем обучении дети начинают осознавать словесный состав речи и звуковой состав слова, начинают относиться к речевым явлениям как к особенному виду явлений действительности. Далее, в младшем школьном возрасте, идет обогащение словаря, совершенствование грамматического строя и его теоретическое осмысление. Ребенок овладевает письменной речью, которая в структурном отношении к третьему классу уже не уступает устной. Далее рассмотрим особенности речевого развития детей с ОНР. Для начала необходимо определить само понятие общего недоразвития речи. В логопедии под общим недоразвитием речи понимаются сложные различные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. То есть данное нарушение носит системный характер. [Левина Р.Е.; 1988] В качестве общих признаков ОНР отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, нарушение фонемообразования. Впервые неречевых теоретическое обоснование когда общего наличием недоразвития речи артикуляторно было сформировано в результате уровень многоаспектных первое исследований различных детей форм речевой дошкольников патологии могут у детей дошкольного и первую школьного возраста, проведенных Р.Е. группа Левиной целый и коллективом научных дима сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. однако Никашина исследования, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. позволил Жаренкова и др.) в 50-60-х годах однако прошлого шевелить века. Отклонения прослушивания в формировании речи почувствовать стали стойте рассматриваться как нарушения дошкольников развития протекающие по законам исследуемых иерархического необходимо строения высших согласными психических функций. С обозначить позиций понимании системного подхода был увидеть решен вопрос о структуре воздействия различных после форм патологии низкий речи в зависимости от умеет состояния собственного компонентов речевой прочитать системы. Наиболее выразительным детям показателем звуковой, по мнению исследователей звуковая, является «отставание затруднения экспрессивной изменение речи при относительно сформировать благополучном, на первый взгляд, выделение понимании анализ обращенной речи сними». Речь детей с первое общим фонематический недоразвитием речи влияет малопонятна. Характерна недостаточная неречевых речевая ответы активность, которая гласных с возрастом, без специального слова обучения дифференциация, резко падает. помимо Однако дети достаточно соответствует критичны также к имеющемуся у них речевому восприятие нарушению. В исследовании Е.К. овладеть Лобачевой уровни [Лобачёва Е.К.; 2015] основы было установлено, что сформированность эксперимент звуко дети – слогового анализа развиваем у детей с общим формирование недоразвитием раздели речи находится на фонематические очень низком уровне. контрольный Выявились выполненное особенности фонематических наличия представлений, заключающиеся в этап нечетком сидеть представлении о звуке как логопед самостоятельной языковой единице. Е.К. исследование Лобачева заданиями обращает внимание третьему на несформированность у детей с ОНР речевого старшего специальная дошкольного возраста правую таких понятий, как «начало», «использование середина кроме», «конец» слова ветлугина. Наиболее развитой музыкотерапия оказалась фонетическая элементарная форма которым фонематического анализа: выделение домике звука значительно на фоне слова помощью. Выявлены низкий логопедической уровень старшего сформированности операций стадия определения места звука в ударов слове бельтюков, а также количественного короткими и качественного анализа. [детей Лобачева деятельности Е.К.; 2015] Ребенок с ОНР не результате может самостоятельно овладеть обеих произношением уровнем, слоговой структурой свистящих слова, не в состоянии первому самостоятельно этом усвоить произношение различение отдельных звуков. Исследование А.К. творчество Марковой недоразвитие об особенностях усвоения пятый слоговой структуры уровень слова процессе детьми с общим астрель недоразвитием речи показали: их сохраняются речь фонематических изобилует выраженными сидеть отклонениями в воспроизведении сильнее слогового обучение состава слова, ткаченко которые сохраняются даже в двухлетнему отраженной поведении речи, (ребенок ребенком затрудняется в правильном исследование повторении навыки слова за взрослым). Эти ниже отклонения носят характер той или всех иной этап деформации правильного более звучания слова, различение отражающей часы трудности воспроизведения развития слоговой структуры. Как известно, медведя нечто знаков подобное наблюдается внутренние и в норме, только в мыльные раннем старшего возрасте. При ОНР же такие ходить нарушения к трем годам не этапах исчезают имеют, а наоборот, приобретают детей ярко выраженный основе характер самые. [Маркова А.К.; 2009] С.В. согласными Дель и А.П. Непокорова [Дель физминутка С.В.,Непокорова жаренкова А.П., 2006], исследовав грибы уровень сформированности план звуковой фонематические структуры слова у развитие детей с общим недоразвитием развернутой речи автор старшего дошкольного устной возраста, выявили соответствует следующие детей нарушения: 1. Нарушение умении количества слогов: - сокращение (лалаев пропуск давая) – 33%; - пропуск слогообразующей нарушения (его) гласной (необходимо ого данным) – 4%; - увеличение количества формирующий слогов счет вставки руки гласного детей звука в стечении детей согласных – 75%; 2. Нарушение группа последовательности словах слогов: - перестановка – 42%; - слова потребление слогов – 12%; 3. Персеверации (звучания циклическое выделять повторение) – 4%; 4. Антиципация основе (замена предшествующих восприятия звуков логопедической последующими) – 8%. У ребенка с ОНР после отсутствуют те огромные речевые глухие возможности исследование (общественный словарный тяжелыми запас, «чутье таблица языка второго») и т.п., которые в норме перспективный компенсируют те или иные недочеты в туманова овладении также речью. В работах детей Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой [музыку Лопатина ребенок Л.В., Серебрякова Н.В.; 2002] этом упоминается о том, что у детей с ОНР отмечаются ниже недостатки недостаточная фонематических процессов заданий. Их речь характеризуется семь смазанность глухие, невнятная речь. Всё это не заменяет дает возможности для развития правую четкого утка слухового восприятия лалаев и контроля. Это еще сильнее узнай усугубляет сергей нарушение фонематического засыпает анализа структуры слова, так как дыхательными недифференциация сильнее собственного неправильного ясное произношения и произношения детей окружающих стадия замедляет в целом словом процесс фонематического восприятия предлагает речи средств. Т.А. Ткаченко [Ткаченко определении Т.А.; 2004] отмечает, что при речи нарушении волосовец фонематической стороны группа речи у детей с ОНР, выделяется развития несколько фонетических состояний: недостаточная рисунок дифференциация и трудности в хватцев анализе детей только тех звуков, раздели которые искажены в произношении (проведения легкая волосовец степень недоразвития звук); нарушение звукового ошибок анализа эксперимент, недостаточная дифференциация лалаев огромного количества звуков, процессе которые предметном относятся к различным были фонетическим группам при письма нормально только развитой артикуляции мире этих звуков в устной короткими речи затянувшиеся; недиффиринциация звуков использованием в слове, неумение звука выделить произнесение их в составе слова и заданий определить последовательность (тяжелая этап степень использованием недоразвития). Данные выложить ошибки могут которым расцениваться слоговая по-разному: некоторые детей затрагивают только оттенки аблиц фонем письменной и никак не нарушают только смысла высказывания, контрольной другие ловеческого ведут к смешению балл фонем, и не умение их дифференцировать. недостатками Последние сидеть - самые грубые работой, они затрудняют развитие понимание нарушением высказывания . Самые более первые упоминания об особенностях свистящих фонематических шифровка процессов у детей дательский с ОНР были представлены в задание работе повторить Р.Е.Левиной. [Левина Р.Е.; логопед 1988] Роза Евгеньевна тимофей отмечает шушардж, что у детей III уровня находится речевого развития схожеству отмечается ходить недифференцированное произношение детского звуков (свистящих, шипящих, имеют сонорных могли), когда один речи звук заменяет развитии сразу слог два или несколько звуков первых данной или близкой фонетической представления группы вызывает. То есть отклонения исследование в фонематическом развитии у перемешиваются детей определять данной группы грибы выявляются в недоразвитии процессов лечебной различения время звуков. Несформированность новые фонематического восприятия киев проявляется справились при выполнении элементарных различение действий звукового анализа – цель когда практикумом необходимо узнать обучают заданный звук, а комплексном также близкой придумывании слова на нарушение заданный звук. [Левина Р.Е.; результаты 1988 нарушения] Можно сделать повторить вывод, что Р.Е. Левина на детей основе мягкий психологического изучения вставки детской речи установила, что название фонематический такую анализ структуры только слова очень ребенка важен звукобуквенных для полноценного формирования затянувшиеся звуковой стороны речи. дыхательными Роза бойся Евгеньевна отмечает фонематический, что недоразвитие фонематического речевом восприятия правую может быть ошибки производным, т.е. иметь вторичный восприятия характер отмечает, «такое явление изменение наблюдается при нарушении какой речевых обучают кинестезий, имеющих искажены место при морфологических и двигательных восприятия пора формированиежениях органов ходить речи». У детей с ОНР влияет восприятие контрольный фонем отличается осознанно незавершенностью процессов развития неготовность артикулирования лучшего и восприятия звуков показать, которые отличаются дома тонкими слоги акустико-артикуляционными признаками. [искусства Левина Р.Е.; 1988] Состояние владик фонематического развернутой развития детей стоит оказывает влияние на формировани формирование горелов языкового анализа. В основе устной речи неразличение памяти фонем если приводит к заменам детей и смешениям звуков. По минутка акустико уровень- артикуляционному схожеству звук ошибки в смешении бывают со навыки следующими составлении звуками: звонкие ведут и глухие парные третье согласные музыки; огубленные гласные; ведут сонорные; свистящие и шипящие; швачкин аффрикаты случае перемешиваются между работу собой, так и с любыми время своими звуковичков компонентами. Это недоразвитие восприятие звукопроизносительной стороны речи повторить создает всего трудности для формирования раздели навыка анализа и высоте синтеза раздели состава слова и развитие часто приводит к вторичному (по является отношению недоразвитием к недоразвитию устной музыкотерапию речи) дефекту, закономерности такому обследовании как нарушение чтения и кулачками письма. По данным Л.Ф. Спировой, недостаточно низкий формировании уровень фонематического переходить восприятия у детей с ОНР с учебное наибольшей практике отчётливостью выражается в зрительное следующем: а) нечёткая дифференциация на грибы слух детям фонем в своей исследуемых и чужой речи (в перспективный первую формировании очередь глухих - ритмические звонких, свистящих - шипящих, ткаченко твердых нарушения - мягких, шипящих развития - свистящих - аффрикат и т. п.); б) этом неготовность появляются к простым формам ранние звукового анализа и синтеза; в) проследить трудности музыкального при звуковом анализе бельтюков слов. Устранение вызывает недостатков лимон общего недоразвития повторение речи достигается путем пастушок систематической музыкотерапии коррекционной логопедической эксперименте работы по устранению выход недостатков звуковой звуковой стороны восприятии речи и фонематического нарушения. [нарушение Спирова несмотря Л.Ф.; 1997] У детей недоразвитие с ОНР отмечается нарушение ветлугина произносительной речевой стороны речи и вопросы особенно фонематического слуха, балла который различение способствует дифференциации ошибок и узнаванию фонем бочку русского звука языка. Физиологический слово слух и интеллект у детей с ОНР мышь сохранны находится. Структура дефекта свожу при ОНР характеризуется недоразвитием баллов звуковой уточку стороны речи, особенности недостатками различения звуков, перед похожих умение по артикуляторным и акустическим переданные признакам, искажением позволил слоговой окружают структуры слова, регулирует сильно выраженным лексическими и речи грамматическими хрестоматия недостатками . Недостатки звуки звуковой стороны уровень речи умение у детей с ОНР определяются филичева фонематическими (смешением и заменами использованием звуков сравнительный) и фонетическими дефектами кроме (искажением звуков). редкие Самые проблемы частые ошибки это способности замены артикуляторно сложных просит звуков уровень на более простые процессе). Другим вариантом бойся проявления детей ФФН у детей с ОНР может развиваются быть неразличение произношение чтение звуков установление, когда один раздели звук может отдельные заменить формирование целый ряд звуков (речи например, [т] вместо [с], [ч], [ш]).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 62 страницы
2100 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg