Глава I. Теоретические основы восприятия и воспроизведения ритма у детей дошкольного возраста
1.1. Обзор литературы по вопросам восприятия и воспроизведения ритма у детей дошкольного возраста
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с её содержательной стороной важное значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодика, с точки зрения Н.И. Жинкина, является высшим уровнем развития языка.
Отдельные характеристики просодики объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока. Темпо-ритмическая организация речи соединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
Темп (от итал. tempo, лат. tempus - время) - это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов . Темп - это относительное ускорение или замедление отдельных отрезков речи .
По мнению Н.Д. Светозарова существует определенная связь между темпом произнесения и коммуникативным типом предложения: более быстрый темп характерен для вопроса, относительно медленный - для восклицательного предложения .
Понятие темпа, с точки зрения Ж. Марузо, заимствован из музыкальной терминологии для характеристики течения речи и иногда именуется как движение. Темп речи понимается как скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обуславливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Таким образом, темп речи определяется количеством слогов или слов, произносимых в единицу времени .
Темп речи зависит от следующих параметров:
- стиля произношения (Л.Р. Зиндер) ;
- скорости произношения слов в единицу времени, от характера паузирования (Г.Н. Иванова-Лукьянова) ;
- смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания (Н.В. Черемисина- Ениколопова) .
Е.А. Артемова выделяет, что темп речи как индивидуальная характеристика обусловлен также ситуацией общения. В таком случае его рассматривают как скорость артикуляции и измеряют числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Однако, при решении вопросов измерения темпа нет единого мнения среди исследователей о единицах измерения (звук, слог, слово), об учете идеального или реального фонемного состава и др., поэтому различные способы подсчетов приводят к весьма различающимся результатам .
Н.Д. Светозарова указывает на то, что изменение темпа интонационно обусловлено. Так, ускорение темпа характерно для интонации вопроса, а его замедление - для повествовательного предложения и для текста, перегруженного логическими ударениями. Кроме того, медленный темп речи вызывает повышение тона, а ускоренный темп - его понижение .
Таким образом, темп речи является одним из ее выразительных средств. Для нормального темпа речи свойственно как его замедление, так и его ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут зависеть от многих факторов, о которых говорилось ранее.
В качестве компонента просодики ученые рассматривают и ритм. Н.В. Черемисина-Ениколопова делает акцент на наличие ритмомелодики в речи, которая представляет собой членение речи в соответствии с определенными интонационными и ритмическими моделями. Автор объясняет это тем, что существует тесная связь мелодики с ритмом, причем не только с ритмом слова, но и с ритмической организацией синтагмы и предложения .
Ритм речи (от греч. rhythmos - размеренность, стройность) - это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообрующую и экспрессивно-эмоциональную функции .
Ритм представляет собой регулярное чередование однотипных явлений: ударных и безударных слогов, моментов молчания и говорения, восходящих и нисходящих интонаций и равномерность следования друг за другом логических ударений .
Ритм - это воспринимаемая периодичность речи или чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью. Ж. Марузо акцентирует, что ритм может быть однородным, правильным или равномерным, если повторение происходит через равные промежутки, и сложным, если ритм имеет вариации .
Основой ритмической группы является ударный слог. Если группа содержит один ударный слог, то его можно назвать простой. Следовательно, если ритм складывается из простых ритмических структур, то его принято называть простым. Если в ритмическую группу входят два и более ударных слога, то такая ритмическая группа называется сложной и ритм, в основе которого лежит подобная группа, называется сложным или групповым .
Ученые рассматривают понятие ритма с физиологической и психологической точки зрения. Речевой ритм, с точки зрения Н.И. Жинкина, представляет собой чередование ударных и безударных слогов, играет важную роль в организации двигательно-моторного стереотипа речи.
Н.В. Черемисина-Ениколопова в качестве физиологической основы речевого ритма рассматривает ритм дыхания. Как элемент формы речи, выполняющей коммуникативную функцию, ритм управляется интеллектуально. Так же она выделяет, что для речевого ритма характерна иерархичность, которую можно представить следующим образом: слоговой, словесный и синтагменный ритм. Автор отмечает, что слоговой ритм имеет физиологическую основу, так как каждому слогу в идеале соответствует толчок выдыхаемого воздуха. Но он не имеет смысловой основы, за исключением односложных слов. В последнем случае речь уже будет идти не о слоговом ритме, а о словесном.
Словесный ритм, наоборот, обусловлен интеллектуально, но не имеет физиологической базы. В роли основного речевого ритма, обусловленного и физиологически и интеллектуально, выступает синтагменный ритм. Ритм дыхания только во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм разговорной речи, который у различных людей будет разным. Он будет зависеть от особенностей ритмов дыхания, возраста, пола, положения тела, температуры тела, физического и психического состояния говорящего .
Представителем психологического направления можно считать Г. Зейдлера, по мнению которого чувство является тем фактором, который определяет ритмическую организацию речи, ведь ритм отражает чувственный мир человека . Следовательно, ритм это категория, зависящая от физиологических и психологически особенностей говорящего человека.
Рассматривая ритм в качестве компонента интонации, И.Г. Торсуева, Е.А. Брызгунова, С.М. Гадуйчук выделяют его связь с другими ее компонентами, особенно мелодикой, ударением и темпом. Канвой для ритмической структуры является фразовое ударение, т.е. выделенность определенных слов в синтагме, которая возникает за счет высотных, динамических и временны х изменений.
Таким образом, важные характеристики просодики - это темп и ритм речи.
Темп - это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов.
Темп - это относительное ускорение или замедление отдельных отрезков речи.
Ритм речи - это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообрующую и экспрессивно-эмоциональную функции.
1.2. Развитие ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Многие исследователи: Е.Ф. Архипова, М. Зееман, М.М. Кольцова, И.А. Поварова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Ю.О. Филатова, Н.Х. Швачкин и др. анализируют овладение темпо-ритмической организацией речи.
На ранних этапах речевого развития ребенка интонация появляется в предречевых вокализациях. Их основу составляет голосовая активность младенца, основанная на врожденных безусловных рефлексах. Поэтому овладение интонационной выразительностью речи рассматривается параллельно со становлением голоса ребенка.
Первым и основным типом вокализации младенцев является крик. Крик новорожденного ребенка проявляется как врожденный безусловный, защитный рефлекс. Он обусловлен раздражением подкоркового речевого центра и свидетельствует о включении важной для жизни ребенка функции - дыхания .
М.Е. Хватцев делает акцент на то, что крики младенца дифференцируются по тону, тембру, силе голоса, месту и способу образования, прерывности и продолжительности их звучания в зависимости от его «переживаний». Именно по крику мать узнает о состоянии и потребностях ребенка . В конце 1-го мес. жизни происходит изменение физических характеристик голоса ребенка. Благодаря ежедневным голосовым «тренировкам» резко расширяется звуковысотный диапазон, а в результате увеличения емкости легких и резонаторных полостей увеличивается интенсивность голоса и продолжительность фонации.
На 2-м мес. жизни продолжительность вокализаций постепенно удлиняется, мелодия становится интонационно развернутой. Е.Ф. Архипова отмечает, что именно в этот период (2 - 3 мес.) крик ребенка становится более модулированным . Исследования, проведенные Р.В. Тонковой-Ямпольской, свидетельствуют о том, что процесс овладения интонационной системой языка начинается у ребенка на стадии гуления. В этот период ребенок как бы играет своим голосом . В этот период звуки гуления не несут смыслового содержания, а их появление вызвано потребностью ребенка в общении.
В процессе общения между матерью и младенцем, начиная с самых ранних этапов его жизни, обнаруживается сходство акустических, а значит ритмических, характеристик их голосов. Воспроизводимый матерью музыкальный ритм колыбельных, потешек, прибауток, благодаря своей простой и повторяющейся структуре, положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка и создает основу для дальнейшего развития понимания и освоения родного языка. Установлен факт, что просодические компоненты материнской речи характеризуют плач младенцев разных национальностей уже в возрасте 2-5 дней жизни, что свидетельствует о восприятии формирующимся мозгом новорожденного мелодического, т. е. ритмического компонента языка, на котором говорит мать.
На 3 - 4 мес. характер гуления изменяется: он становится более тягучим и приобретает различные интонации. После 3-х - 4-х мес. звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок бессознательно начинает подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне .
К 5 мес. ребенок узнает голос близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию, обращенную к нему; по-разному реагирует на знакомого и незнакомого человека, а характер издаваемых звуков и интонаций впоследствии все более опосредуется примитивными эмоциональными переживаниями ребенка . Постепенно на смену расцвета спонтанных вокализаций (периоду гуления) приходит лепет. Регулярное повторение вокализаций при общении младенца со взрослым способствует вовлечению особой речевой активности ребенка в ритмический процесс «говорения» взрослого человека.
К 6 - 7 мес. лепет приобретает социальное значение . Так, при виде взрослого ребенок не только лепечет, используя различные голосовые реакции для привлечения их внимания, но и начинает прислушиваться к речи окружающих его людей. В это время происходит упражнение голосовых связок, ребенок учится соизмерять слуховые и двигательные реакции.
К 6-ти месяцам малыш начинает сидеть, ритмично прыгает при поддержке взрослого, взмахивая при этом руками и сопровождая эти движения ритмически повторяемыми звуками.
Важно отметить их взаимовлияние: ритм движений ускоряет ритм произнесения гласноподобных звуков, а позже фонем, и наоборот. Эти реакции являются началом дальнейшего развития повторных движений, свойственных ребенку второго полугодия первого года жизни.
Л.С. Выготский полагает, что подражание играет существенную роль в онтогенезе высших форм поведения человека. Ребенок начинает понимать эмоциональную интонацию взрослых задолго до овладения словесным кодом. Поэтому основным носителем смысла речи в 7 - 8 мес. является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются теми или иными звуками.
С развитием словесной речи интонация и ритм будут играть служебную роль, подчиняясь слову, фразе. Данные, подтверждающие более раннее восприятие интонационных конструкций по отношению к другим компонентам речи, можно найти в работах А.Р. Лурии, С.Н. Цейтлин.
В 8-10 месяцев одновременно с развитием общих движений в виде возможности стоять, делать шаги, держась за опору, начинает развиваться манипулятивная деятельность рук. Манипуляции с предметами ребенок осуществляет повторно и ритмично (похлопывание по игрушке, стучание предметом о предмет и т. п.), причем их длительность постепенно увеличивается.
В 8,5-9 мес. лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями. Приблизительно к 11 мес. по являются активные лепетные цепи слогов, при этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Е.Ф. Архипова предполагает, что это начальная стадия появления ударения .
В возрасте 6-12 мес. ребенок усваивает ритм . Усвоение ритмической структуры слова предшествует усвоению ее слоговой структуры . Н.И. Жинкин отмечает, что дети до полуторалетнего возраста очень чувствительны к интонации. Общение осуществляется с помощью эмоциональной интонации. Только потом все большее значение начинает приобретать звуковой рисунок слова
М.Е. Хватцев выделяет, что ребенок воспринимает интонацию, ритм и звуковой рисунок слова как более простые элементы, при этом им не улавливается звуковой состав слова .
Ритмическая структура слова усваивается в том языковом окружении, в котором находится годовалый ребенок. Как известно, минимальной структурной единицей русской речи являются слоги типа «согласный-гласный».
Согласно Н.Х. Швачкину, в ходе речевого развития наличие пропусков безударных звуков в слове связано не только и не столько с несовершенством артикуляции звуков, а с наклонностью ребенка воспринимать речь взрослых в определенной ритмической структуре - в структуре хорея, удельный вес которого постепенно снижается. К 18 месяцам формируется ритмическая структура, имеющая как черты, сближающие ее с ритмической структурой организованной речи, так и черты, определяемые ее принадлежностью к доречевому этапу.
Исследования последних лет позволяют говорить о предикторах нарушения ритмической организации речи у детей раннего возраста. Данные Е.В. Шереметьевой свидетельствуют о том, что отсутствие динамики перехода в словаре ребенка от хореически организованных слов к ямбически организованным, тенденция к уподоблению ямбически организованных слов хореически организованными либо полное отсутствие ямбически организованных слов в собственном словаре ребенка являются показателями недоразвития фонематического восприятия, что может сказаться на дальнейшем освоении ребенком слоговой структуры слова.
Исследование, которое проводилось Н.Ю. Вахтиной и М.В. Гординой, показало, что усвоение компонентов интонации не происходит одновременно. Так, для детей в возрасте от 2-4 лет характерен более медленный темп речи по отношению к темпу речи взрослых. М. Зееман связывает это с трудностями, которые испытывают дети при овладении звуками речи, и называет это явление «физиологической брадилалией» .
Н.Ю. Вахтина и М.В. Гордина указывают на то, что в этом возрасте дети еще не способны связывать темп речи с коммуникативным типом высказывания. Тенденция к связанности темпа высказывания с его коммуникативным типом отмечается в возрасте 4-х лет, но она носит непостоянный характер .
Следовательно, в возрасте 2 - 3,5 лет у детей наблюдается неустойчивость темпоральных характеристик речи, которая свидетельствует о несформированности временного компонента интонационной системы.
В 5 лет интонационные возможности детей соответствуют взрослым . В связи с бурным развитием языковой, в первую очередь, лексической и грамматической систем, интонация постепенно уходит на второй план. По мере усложнения структуры предложения в речи ребенка 4-х лет появляются придаточные предложения, но без союзов, их роль пока еще выполняет интонация и соответствующее расположение слов. Развитие синтаксиса способствует тому, что ребенок для объяснения и усиления компонентов высказывания использует изменение порядка слов. С помощью вынесения вперед того или иного слова ребенок наиболее простым способом передает собственную интерпретацию ситуации, а именно - собственное выделение значимых компонентов.
В младшем дошкольном возрасте из-за слабого регулирования подкорковых процессов корой, речь детей очень эмоциональная. Эмоциональность выражается различными интонациями, т.е. разнообразными изменениями голоса.
Интонация, по мнению М.Е. Хватцева, - это «своеобразная мелодия речи, выражающаяся в гибкости голоса (изменение его тембра и тона даже в пределах одного слога)… Интонация осуществляется взаимодействиями дыхания, голоса, ритма и темпа» .
Таким образом, принадлежа к базовым структурам языковой способности, темпо-ритмическая организация речи первоначально начинает проявляться в предречевых вокализациях, на стадии гуления, а затем и лепета.
Роль предречевых вокализаций в довербальный и «дограмматический» период очень велика. Она заключается в формировании коммуникативных умений, в построении первоначальной базы для развития семантической и синтаксической сторон экспрессивной речи.
Кроме того, характер интонаций в предречевых вокализациях способен отражать биологическое и психическое состояние ребенка, его деятельность и способность к коммуникации.
В дальнейшем путем подражания - имитационно - ребенок учится перенимать все элементы звучащей речи, в том числе темп и ритм.
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференцированной диагностики и логопедической работы представляет стертая форма дизартрии. По своим внешним проявлениям она напоминает функциональные расстройства звукопроизношения, но при этом имеет свой специфический механизм и характеризуется достаточной трудностью к преодолению.
Этиология стертой дизартрии рассматривается в работах таких авторов как М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, Е.Ф. Соботович, Е.М. Мастюкова, Н.В. Ипполитова, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова. Так, например, при изучении анамнезов сорока обследованных детей с дизартрическими расстройствами Э.Я. Сизовой и Э.К. Макаровой были определены факторы вредности пренатального периода:
- токсикоз беременности,
- острые респираторные заболевания в 1-й. половине беременности,
- хронические болезни матерей (сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез легких, тяжелые желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, заболевания мочеполовой системы, алкоголизм).
Разбор хода предыдущих беременностей показал самопроизвольные выкидыши и мертворождения (у 5-и матерей), частые аборты, предшествовавшие рассматриваемой беременности (у 13-и матерей). Ведущей патологией в родах явилась слабость родовой деятельности матери с угрожающей асфиксией плода (16 чел.) потребовавшая у 6-и матерей родостимуляции, в 3-х случаях - ручной помощи и выдавливания, в одном случае - применения щипцов. Быстрые, стремительные роды отмечались у 8-ми матерей, раннее отхождение околоплодных вод и сухие затяжные роды – у других 12-и матерей. Большая часть детей родилась в асфиксии без крика, у них была обнаружена родовая черепно-мозговая травма. В двух наблюдениях имела место резус-несовместимость крови, матери и родившегося в срок ребенка, причем обменного переливания крови не производилось.
Были обнаружены особенности в характере раннего постнатального развития детей с дизартрическими расстройствами. В периоде новорожденности у части обследованных детей наблюдалось нарушение жизненного ритма (по терминологии К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.Я. Смуглина). Нередко матери жаловались на двигательное беспокойство и истошный крик младенцев по трое-четверо суток подряд в самые первые месяцы жизни, когда врач-педиатр не мог объяснить причины этого состояния соматическим заболеванием ребенка. По мнению вышеназванных авторов, подобное поведение младенца могло свидетельствовать об остротекущем нарушении мозгового кровообращения и непосредственных последствиях асфиксии. Кормление таких детей носит ряд особенностей:
? наблюдаются трудность в удержании соска,
? быстрая утомляемость при сосании,
? малыши рано отказываются от груди,
? часто и обильно срыгивают.
В дальнейшем плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу. За обедом такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды. Родители детей с легкими формами дизартрических расстройств отмечают, что в дошкольном возрасте дети предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, так что накормить такого ребенка становится настоящей проблемой. В раннем психомоторном развитии также можно отметить ряд особенностей: становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.
При стертой дизартрии имеет место целый ряд речевых симптомов, которые были выделены М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской, Р.И. Мартыновой, Э.Л. Сизовой, Э.К. Макаровой, Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, Л.В. Лопатиной. К речевой симптоматике относят:
? нарушение звукопроизношения;
? нарушение просодической стороны речи;
? нарушение фонематических функций;
? нарушение лексико-грамматического строя речи.
По данным Мартыновой Р.И., речевое развитие детей со стертой дизартрией более позднее в сравнении с нормой. Первые слова появляются к 1,2 - 2 годам, словарный запас накапливается медленно, поздно развивается фразовая речь, к 2 – 3 или даже к 4 годам. Речь детей на первых этапах не понятна для окружающих, далее становится более ясной, но фонетически не сформированной .
Одним из основных симптомов является нарушение звукопроизношения, проявляющиеся в заменах, искажениях звуков по принципу упрощения артикуляции, отсутствии звуков. Данные нарушения проявляются вариативно в зависимости от проявления неврологической микросимптоматики. Наиболее распространенным является нарушение произношения трех групп звуков (свистящих, шипящих, [р], или [л]). У детей со стертой дизартрией чаще нарушаются твердые звуки, чем мягкие. Среди аффрикат чаще страдает произношение аффрикаты [ц]. Среди искажений в группе свистящих, шипящих, переднеязычных звуков и звука [л] самым распространенным является межзубное произношение, среди искажений звуков [р],[р‘]- велярный ротацизм. Е.Ф. Соботович в своей работе «Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления» (1976) выделила четыре группы детей с различными видами расстройств звукопроизношения, сопутствующих другим проявлениям стертой дизартрии .
1) Дети, у которых имеет место паретичность лишь некоторых мышц языка. Нарушения звукопроизношения у этих детей обусловлены односторонними парезами подъязычного и лицевого нервов. Нарушения проявляются в основном в боковом произнесении свистящих, шипящих, переднеязычных, заднеязычных, дрожащих и гласных [и],[э],[ы].
2) У детей наблюдается вялость, нечеткость артикуляции. Нарушено произношение звуков, требующих мышечного напряжения, то есть аффрикаты, соноры, взрывные согласные, которые в произношении либо опускаются, либо заменяются, искажаются по принципу упрощения артикуляции.
3) У детей наблюдаются трудности в выполнении произвольных двигательных актов, на тонкую дифференциацию движений. Нарушения звукопроизношения проявляются в заменах одних звуков другими, артикуляторно сходными.
4) Дети с выраженной двигательной недостаточностью. Дефекты звукопроизношения проявляются в виде всех вышеназванных нарушений. Артикуляторные затруднения у детей со стертой дизартрией оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у детей со стертой дизартрией имеется и недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого, слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличие собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс достижения определенного акустического эффекта. Помимо выделенных нарушений при стертой дизартрии имеют место и расстройства просодической стороны речи. У детей с данной формой речевой патологии речь часто мало выразительна, монотонна. Интонирование затруднено. Речь не ритмична. В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения изменяется тембр, высота голоса, темп речи. В связи с преобладанием процесса возбуждения, голос становится высоким, крикливым. Наблюдается ускоренный темп речи.
У детей с преобладанием процесса торможения темп речи замедленный, голос тихий, немодулированный. На это опираются все исследователи, изучавшие стертую форму дизартрии.