Глава I Теоретический аспект понятия нестандартной формы
проведения урока
1.1. Понятие и сущность нестандартной формы проведения урока
Основной целью образования является формирование грамотной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. В настоящее время отмечается пристальный интерес к различным педагогическим концепциям. Появилась потребность в теоретическом осмыслении, обосновании педагогической деятельности и осуществляемых преобразований. Сегодня подавляющее большинство педагогических работников единодушны в том, что современные учащиеся отличаются от тех, что обучались 1520 лет назад. Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. У значительной части нынешних учеников снижен познавательный интерес, слабо развиты такие психологические функции как память, логика, мышление, восприятие, анализ и самоконтроль. Такой ребенок часто просто не понимает, что ему говорит его учитель, не может уловить смысл прочитанного, ему просто не уразуметь ту кучу предметов, которые пытаются впихнуть в его голову. Очевидно, что использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому позитивному результату. [4]
Психологи утверждают, что познавательная активность учащихся качество не врожденное и непостоянное, оно динамически развивается и может прогрессировать, и регрессировать под воздействием внешних факторов таких как семья, улица, школа, спорт, труд. Действия преподавателя, которые побуждают обучающихся к старательному обучению, способствуют созданию позитивного отношения к учебе. Также немаловажное значение имеет фактор мотивации. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказывается, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта. Высокая позитивная мотивация может играть компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающихся. Однако в обратном направлении это обстоятельство не работает. Ни какие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Основной формой обучения в школе является урок. Урок - это форма организации обучения, часть педагогического процесса. Каждый урок должен осуществлять конкретную часть общих задач обучения. Урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический так и нетрадиционные уроки должны являться воплощением и выражением методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях, что традиционные методы обучения устарели. Чтобы завладеть вниманием современных обучающихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Этим объясняется возникновение адекватных форм обучения. В последнее время начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно такие формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество, делают процесс обучения интересным.
Нетрадиционные уроки должны отвечать следующим основополагающим принципам:
1. Максимальное вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность.
2. Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.
3. Поддержка множественности мнений и альтернативности.
4. Уважительное отношение не только к знанию, но и к незнанию.
5. Использование оценок не только как результирующий элемент, но и как формирующий.
Эти принципы задают общее настроение педагогическому творчеству, ориентируют на конкретную деятельность обучения.
Нетрадиционные уроки могут быть классифицированы следующим образом:
1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок общественных знаний, урок с применением компьютеров.
2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок ролевая игра, урок пресс-конференция, урок КВН, урок путешествие, урок аукцион.
3. Уроки творчества: урок изобретательства, комплексно- творческий урок.
4. Традиционные уроки с новыми современными аспектами: урок лекция, урок экскурсия, урок научное заседание по определенной теме.
При проведении нетрадиционных уроков используют активные формы и методы обучения. Они позволяют развивать у учащихся творческие
способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, принятии решений.
К активным формам обучения также можно отнести и те, которые
направлены на мыслительную и познавательную деятельность ученика, это словесные методы (рассказ, беседа, чтение), наглядные (демонстрация учебных фильмов, наглядных пособий, макетов). Эти методы можно применить на многих уроках. [5]
Новые формы уроков позволяют использовать эти методы, оптимально сочетая их, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности обучающихся. Конечно же такие уроки требуют большой подготовки. В работе по реализации нетрадиционных уроков можно выделить подготовительный период и основной. Исключительной особенностью нетрадиционных уроков является то, что в обоих периодах активное участие принимают обе стороны и преподаватель и обучающиеся. Они делятся на подгруппы или звенья получают, или выбирают задания, составляют вопросы, викторины, кроссворды, презентации.
Основной период урока может проходить в три этапа. На первом этапе ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению и нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в
которых позволит решить познавательные, развивающие и воспитательные цели. На втором этапе происходит сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных нестандартных формах их мыслительной активности. Третий этап посвящен формированию умений и навыков, поэтому посвящен выполнению практических действий. Контроль не выделяется во времени, а осуществляется постоянно на каждом из этапов уроков.
1.2. Урок-игра как нестандартная форма проведения уроков
В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех его этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений. Для решения данных задач в начальной школе широко используются нестандартные уроки.
Нестандартный урок это интересная, необычная форма представления
материала на уроке.
Одним из видов нестандартного урока является игра. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
В игре ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память.
Для возбуждения и поддержания интереса к игровым заданиям необходимо, чтобы выполнялись следующие условия: смысл заданий должен быть понятен обучающимся; решение задания должно быть доступно каждому ребенку; ответы должны получаться быстро; задания не должны быть похожими на обычные задания. [1]
Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них:
• в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении;
• содержание игры и практические действия были интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы обучающихся.
Следовательно, включение в учебный процесс игры и игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.
Однако, игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
? правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, материал игры должен быть посилен для всех обучающихся;
? игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый участник игры;
? подведение результатов должно быть справедливым и четким.
«Хорошая игра похожа на хорошую работу», писал А.С. Макаренко. Вот почему игре уделяется особое внимание.
Глава II Игра как один из методов обучения, в школьном курсе биологии
1.3. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии
В связи с изменениями в жизни общества школа должна подстраиваться под потребности общества и государства и менять способы, приемы и формы обучения. Один из основных нормативных документов современного образования Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения предъявляет новые требования к школьному образованию. Сейчас цель школьного образования состоит в формировании личности, мыслящего человека, человека, умеющего применить свои знания в различных жизненных ситуациях. Поэтому давать ученикам знания в готовом виде уже неактуально и неправильно. Однако, не смотря на все изменения в образовательном процессе, урок был и остается основной, главной формой организации обучения.
Не смотря на все изменения в образовательном процессе проектирование урока включает следующие этапы: постановку цели и задач, определение типа урока, отбор содержания, подбор соответствующих методов, форм и средств обучения, определение видов деятельности учащихся на уроке, продумывание домашнего задания, а также способов контроля и оценки результативности урока. [10]
Рассмотрим подходы к проектированию современного урока на примере урока биологии в 8 классе на тему «Кожа наружный покровный орган».
Основные отличия современного урока от традиционного касаются, прежде всего, деятельности учащихся и учителя. Так, ученик теперь выступает не как пассивный слушатель, получающий знания в готовом виде, а как активный участник образовательного процесса. А учитель в качестве помощника, который направляет и координирует работу ученика.
Тип урока определяется, прежде всего, его целью. В данном случае цель урока формулируют сами учащиеся благодаря рассказу учителя во вводной части урока: Когда перечисляют составляющие человеческого организма, ее обычно «обижают» о ней забывают. Между тем это самый крупный орган осязания. У взрослого ее площадь достигает 1,7 2 м2, а вес 2- 3 кг. Его называют «зеркалом здоровья и болезни». Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Этот орган тесно связан с нервной системой. Также в нем заложены многочисленные нервные рецепторы». В результате краткого обсуждения пришли к выводу, что цель урока заключается в ознакомлении с кожей, формировании представления о покровной системе организма, о взаимосвязи строения и функций органов на примере кожи.
Некоторые изменения произошли и в типологии современного урока. Теперь с точки зрения деятельностного подхода выделяют следующие типы урока: урок «открытия» нового знания, отработки умений и рефлексии, построение системы знаний, развивающего контроля и урок исследование. Поскольку цель данного урока состоит в ознакомлении с кожей как наружным покровным органом, он является уроком «открытия» нового знания.
Задачи урока состоят из трех частей:
1. Образовательная задача: изучить строение кожи и её производных волос и ногтей; рассмотреть функции кожи.
2. Развивающая: сформировать у учащихся умения распознавать и описывать по схемам и таблицам строение кожи, сравнивать слои кожи и называть её функции; умение делать выводы о роли и функциях кожи в жизнедеятельности человека; умение сравнивать покровы различных живых организмов, пользуясь знаниями предыдущих разделов биологии.
3. Воспитательная: активизировать познавательный интерес учащихся, мотивацию к обучению; в целях формирования научного мировоззрения доказать, что кожа представляет собой барьер между внутренней средой организма и внешней средой; воспитать бережное отношение к своему здоровью.