Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Коррекция агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством сказкотерапии

irina_krut2020 2940 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2020
Цель исследования: теоретически обосновать и практически выявить эффективность программы по коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством сказкотерапии. Объект исследования: коррекция агрессивного поведения детей 5-6 лет. Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством сказкотерапии. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что директивная сказкотерапия является эффективным методом коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Исходя из сформулированной цели, объекта, гипотезы, были выделены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей. 2. Изучить особенности агрессивного поведения детей 5-6 лет. 3. Разработать и апробировать программу коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством сказкотерапии. 4. Проанализировать полученные результаты. Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, проективные методики, обработка экспериментальных данных. Теоретическая основа: исследования А. Басса, А. Дарки, Н.Д. Левитова, Ю.Б. Можгинского, З.Фрейда, Э. Фромма и других в области агрессивности детей и проявления агрессии. Исследования Берна Э., Вачкова И.В., Гарднера Э., Погосовой Н.М. в области использования сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей. Теоретическая значимость исследования: обоснование проблемы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии на основе анализа психолого-педагогической литературы. Практическая значимость исследования: разработана и апробирована программа по коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет посредством сказкотерапии. Экспериментальная база исследования: МКДОУ д/с №195 г.Киров.
Введение

В последнее время психолого-педагогическое сообщество ставит на первый план, одну из важнейших проблем современности, которая обнаруживается в прогрессивном росте неадекватного, отклоняющегося поведения, приводящего к развитию агрессии. Особое внимание уделяется тому, насколько сильно данный феномен, в условиях стремительной модернизации нашего общества, воздействует на подрастающее поколение. При анализе научно-методического материала по данной проблеме был установлен тот факт, что в большинстве случаев, с проявлением детской агрессии сталкиваются учреждения дошкольного типа, определяя её основополагающей в нарушении поведения у дошкольников. Одним из наиболее значительных достижений мировой психологии в области изучения агрессии, стала книга американских психологов Р. Бэрона и Д.Ричардсона, в которой агрессия трактуется как: «…форма поведения, нацеленная на человека для оскорбления или причинение вреда» [1, с.26]. Как показывает опыт многих педагогов и психологов, работающих по данной проблеме, в практической деятельности агрессия у детей дошкольного возраста проявляется в форме косвенной (порча чужих игрушек, вещей, находящихся вблизи «места» ребенка), так и прямой агрессии (применение физических сил по отношению к другим). Именно поэтому агрессивное поведение дошкольников опасно не только для личности, но и для окружающих, что требует правильного подхода в коррекции данной формы поведения. Одним из источников возникновения агрессии в жизнедеятельности дошкольника, становится проблемы, связанные с его психическим состоянием. В определенной степени, агрессия у детей может сохраняться и развиваться, образовывая устойчивое, индивидуальное качество личности ребенка. В настоящее время исследователи И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др. выделяют, несколько явных причин возникновения агрессии у детей: во-первых, страх быть морально подавленным, угнетенным, находится в качестве «жертвы» нападения и т. д.; во-вторых, это может быть психологическая и тяжело пережитая травма [6]. Еще одним определяющим фактором в проявлении агрессивного поведения у дошкольников становится популярность, играющая важную роль в группе сверстников. Развитость интеллекта, физические особенности, внешний вид, контактность, готовность чем-то делиться, являются одними из способов получения популярности и лидерства в группе. Но в большинстве случаев, преобладающее значение имеет то, насколько дошкольник развит в сфере игровой деятельности (правильно ли организовывает ход игры, разрабатывает сюжет, расставляет роли), ведь именно из-за нее у ребенка появляются коммуникативные связи. Однако, ребенок, не имеющий адекватных навыков общения, для занятия лидерских позиций в классе, может прибегать к использованию агрессивных средств воздействия на окружающих (драка, задирство, обзывание). Последствием чего, из-за тревоги, волнения, обид, ущемления его «Я», агрессивность и может стать травмирующей для психики ребенка, которая в дальнейшем проявится с негативной стороны на тех, кого он видит причиной и виновником своих переживаний. Именно поэтому, на сегодняшний момент ученые — исследователи всё больше предлагают апробировать в рамках социально-педагогической работы с дошкольниками, один из таких эффективных методов по коррекции агрессивного поведения, как сказкотерапия. По сути, сказка — это вид народной, творческой, поэтической деятельности. Как только рождается слово, рождается и сказка. С самых древних времен люди сочиняли и рассказывали друг другу сказки, передавая их из поколения в поколение. Сказка со временем трансформируется, под влиянием окружающей действительности. Современное общество не забывает этот народнопоэтический жанр, наоборот, дает жизнь сказке, но одни из них либо продолжают свою многовековую историю на книжных страницах, становясь наследием для подрастающего поколения, либо переигрываются в более приемлемый для развивающего общества рассказ, где строками из таких сказок могут насладиться и взрослые [1]. Проблема коррекции агрессивного поведения детей, являясь актуальной, продолжает оставаться теоретически и экспериментально малоразработанной. Данная работа поможет определить важнейшие аспекты этой проблемы, теоретически и на практике обосновать необходимость своевременной диагностики и коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет.
Содержание

Введение….……………………………………….................……...........…...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ…………………………………………………………..7 1.1. Сущность понятия агрессивного поведения……. .................................7 1.2. Особенности агрессивного поведения детей 5-6 лет………….........….15 1.3. Сказкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет…………………………………………….………………………………….23 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ………………………………….…..……………….....34 2.1. Диагностика уровня агрессивного поведения детей 5-6 лет……….….35 2.2. Разработка и реализация программы по коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет ………………………………………………...…….39 2.3. Анализ эффективности программы по коррекции агрессивного поведения детей 5-6 лет…………………………..……………………………..................46 Заключение…………………………...………………………………………….50 Библиографический список…………..……..…..….........…………...............52 Приложения…................................................................................................54
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ 1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения Различными исследователями предложено множество определений и классификаций агрессии, но ни одна из них не может быть признана исчерпывающей и общеупотребительной. Проследим наиболее характерные тенденции в этом аспекте в контексте основных направлений психологии. Во–первых, под агрессией некоторые исследователи понимают как сильную активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [2]. Под агрессией понимаются также акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать акцент на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще актов поведения. Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «разрушительность», «жестокость». Термин агрессивность обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля [13]. По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (оскорбление, отказ общаться); прямую и косвенную. А. Басс ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями, намерением причинить зло. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения [21]. Более логичную картину агрессии, чем многие другие авторы, на наш взгляд, предлагает Э. Фромм [27]. Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. К доброкачественной агрессии относится прежде всего, оборонительная агрессия как реакция на угрозу, угрозу нарциссизму (идеализированному представлению о своей группе). Групповой нарциссизм Э. Фромм считает одним из главных источников человеческой агрессивности. Также сюда относится приспособительная агрессия. К ней можно отнести две формы: конформистскую и инструментальную. К конформистской относятся различные агрессивные действия, которые обусловлены не разрушительными устремлениями нападающего, а тем, что ему предписано действовать так, и он сам считает своим долгом подчиниться приказу. Инструментальная агрессия преследует определенную цель: обеспечить то, что необходимо и желательно. Разрушение само по себе здесь тоже не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели. Злокачественная агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связанной со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» [25]. Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Паталогическая агрессия может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства. А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии: [1] 1. Физическая агрессия – это физическое нападение, действие против кого- либо. 2. Раздражение проявляется в вспыльчивости, грубости. 3. Вербальная агрессия – это словесное нападение, угрозы, крики, ругань и т. д. 4. Косвенная агрессия, она бывает направленной – это сплетни, злобные шутки; и ненаправленной агрессией – это крики, топанье. 5. Негативизм, т. е. оппозиционное поведение. Ю. Б. Можгинский, в свою очередь, выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия, по его мнению, характеризуется нелепостью разрушительных поступков. При трансформированной агрессии жестокое поведение в какой–то момент трансформируется в агрессивно – патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия [16]. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды. Наиболее распространёнными целями агрессивного поведения, не связанного с психическими расстройствами, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть: • причинение боли жертве, её страдания; • месть за перенесенное страдание; • причинение ущерба; • доминирование над другим человеком; • получение материальных благ; • аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта; • самоутверждение, повышение самооценки, сохранение самоуважения; • защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания; • отстаивание автономии и свободы; • завоевание авторитета в группе сверстников; • удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей; • привлечение внимания. Однако чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т.е. имеет социальный контекст. Чем выше уровень фрустрации, т.е. переживания неудачи, обиды, тем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Под фрустрацией понимается эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции. Навязывание моделей агрессивного поведения реализуется в масс- медиа и референтными группами. Сцены насилия в средствах массовой информации провоцируют агрессивность зрителя, если выглядят реальными и захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой агрессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздражённой личности. В реальной жизни бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденции, или же оно зависит от каких – либо иных факторов. Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться [1]: 1. По степени личностной вовлеченности: • ситуативные личностные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); • агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации); • устойчивое агрессивное поведение личности. • По степени активности: • пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего – либо); • активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий) 3. По эффективности: • конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладению со стрессовыми ситуациями); • деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый успех самой личности или окружающим её людям). 4. По выраженности психопатологической составляющей: • нормальное агрессивное поведение; • агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение); • агрессивное поведение в рамках личностных расстройств; • агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических расстройств. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития. Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах гнева младенцев, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к маленькому брату или сестре. Адаптируясь к требованиям детского сада, дети могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже есть несъедобное. Эти действия они осуществляют импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессивности в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы, кусание ногтей, губ. В целом же детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребёнок чувствует себя незащищённым, у него рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами он прибегает к защитно – агрессивному поведению. Другим способом преодоления страха может стать направление агрессии на себя. Аутоагрессия проявляется по – разному, например, в саморазрушительных фантазиях или идеях самонаказания [11]. В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии ребёнка дошкольного возраста рассматривается педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность – это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибок в воспитании [4]. Кроме того, агрессивность очень сходна с гиперактивностью, при обоих нарушениях проявляется неспособность реализовать моторный покой и релаксацию. А отличается от гиперактивного поведения прежде всего мотивами. Агрессивные дети намеренно причиняют вред с целью исполнения собственных эгоистических интересов. Разрушительность поведения сверхактивных детей обычно ненамеренная. Однако агрессивное расстройство поведения часто соседствует с гиперактивностью [15]. Согласно позиции отечественных учёных, существует связь между агрессивностью детей и свойствами их нервной системы. Вероятность агрессии повышается, когда нервная система характеризуется повышенной возбудимостью при слабом действии активного торможения. А поскольку свойства нервной системы передаются по наследству, у ребёнка может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения. Вероятность агрессии достаточно высока также в те периоды жизни, когда происходят существенные изменения в деятельности нервной системы. Для маленьких детей характерны трудности торможения, затормозить свои действия или, наоборот, заставить себя делать требуемое – складывается у детей только в младшем школьном возрасте. Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты – специализированной регулятивной системой стабилизации личности, направленной на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта [9]. Таким образом, несмотря на отсутствие единства между сложившимися в психологии понятиями агрессии, между различными концепциями и подходами исследователи раскрывают в них следующие важные положения: учет различий между отдельными видами агрессии; разведение таких личностных свойств, как агрессивность и враждебность; роль негативной модели поведения, являющейся как источником, так и стимулятором агрессивного поведения. Агрессивное поведение ребёнка может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. Но судить о том или ином виде психологической защиты можно только по косвенным проявлениям. Отражаться на поведении может много того, что было воспринято неосознанным образом. Додж и Койи предложили использовать термины реактивная и проактивная агрессия: • Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. • Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата. Эти ученые провели серию исследований, в которых выявили различия между двумя типами агрессии. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию учащиеся начальных классов (мальчики) склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников. Исследования Доджа и Койи представили эмпирические доказательства существования двух различных типов агрессии. Независимо от выбора термина, обозначающего эти различные виды агрессии, очевидно: существуют два типа агрессии, мотивированные различными целями. При всем многообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований в научной литературе, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к: 1. врожденным побуждениям или задаткам; 2. потребностям, активизируемым внешними стимулами; 3. познавательным и эмоциональным процессам; 4. актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением. 1.2. Особенности агрессивного поведения детей 5-6 лет Дошкольный возраст — это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении. Часто именно в этом возрасте от родителей можно услышать такие высказывания о своем ребенке: «У меня был замечательный малыш: тихий, скромный, никогда не задирался, дружил с ребятами. А сейчас его будто подменили. Дома не слушается, из детского сада одни жалобы. Дерется, дразнится, воспитателя не слушает, грубит. А иногда ни с того ни с сего расплачется, не остановить!» Подобные жалобы родителей дошкольников имеют под собой конкретное основание. Дело в том, что в дошкольном возрасте с большой силой заявляют о себе новые потребности. Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которые в высокой частоте действий - в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов, цель которых - причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается не более одного. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако неясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность [13]. Главные проблемы агрессивных детей, причем неоднородные, лежат в сфере отношений со сверстниками. Обследуя их, исследователи выявляют существенные индивидуальные различия, как в поведении, так и в психологических характеристиках. Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы [5]. Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи; поведение направлено на получение эмоционального отклика. Как правило, активно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Чаще всего дети используют физическую агрессию - прямую или косвенную - в ситуации привлечения внимания; и носит она непроизвольный, непосредственный, импульсивный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, а выпады против сверстника - готовностью сотрудничать. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. Со слов сверстников, они «все ломают», «всегда мешают», «никого не слушают». Данные психологического обследования показывают: дети первой группы значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) низким уровнем интеллекта - как общего, так и социального; неразвитой произвольностью; низким уровнем игровой деятельности - не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других [5]. Приведенные данные позволяют предположить: в общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и в признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности. В качестве средства самоутверждения и самовыражения используются агрессивные действия. Этот вариант агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия - это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью, стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Вторая группа, в отличие от первой, не стремится привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, дети пользуются популярностью в группе, а некоторые выходят на положение «лидера». Среди форм поведения чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях переживания и обиды сверстников игнорируются, ориентир исключительно на собственные желания [5]. Дети этой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только на словах. Примечательно: оправдывая себя, обвиняют товарищей. Основная их цель – избежать негативный оценки взрослого, т.к. оценка взрослого человека важна для его самоутверждения. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; способ действий представляется им привычным. Нормальным и единственно возможным для достижения цели. Данный вид агрессивности можно назвать нормативно-инструментальным. В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому - самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия - действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену или толкнуть с лестницы и спокойно, с улыбкой наблюдать, как жертва кричит и плачет. Обычно для агрессивных действий выбираются одна-две постоянные жертвы - более слабые дети, неспособные ответить тем же. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых обычно следует ответ: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность, они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации рассматриваются как угроза и посягательство на свои права. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным [5]. В характеристиках выделенных групп, существуют различия как по форме - проявления агрессивности, по мотивации поведения, так и по нарастанию мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) - от первой группы к третьей. Так, в первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. Во второй агрессивные действия более жесткие и устойчивые по форме. В третьей группе преобладает мотивация «бескорыстного» причинения вреда сверстникам (агрессия как самоцель). Проявляется она в наиболее жестоких формах насилия. Предпочтение ребёнком, как агрессивных, так и неагрессивных моделей поведения является непосредственным отражением процесса социализации. Часто повторяющиеся проявления агрессивности родителей оставляют глубокий след в детском сознании, который трудно изменить только усилиями социального педагога и психолога. В возникновении феномена агрессии можно выделить следующие положения: связь между агрессией и негативным фактором окружающей среды; роль эмоционального возбуждения в процессе возникновения деструктивных реакций; критические переменные в социальном окружении, способствующих проявлению враждебности; специфические механизмы нервной системы; методы контроля агрессивного поведения. Наиболее сильные проявления агрессии характерны для детей. Агрессивность обнаруживается очень рано — в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста - малышу в чем-то отказывают, и это его раздражает. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность — это реакция борьбы, так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми. Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль. Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками), а также с появлением опыта взаимодействия в игровых ситуациях. К тому же к 6—7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других. Тем не менее, согласно наблюдениям психологов, люди, у которых в зрелом возрасте появились отклонения, неприемлемые с социальной точки зрения, в детстве проявляли агрессивность по отношению к окружающим, не признавали авторитетов, враждебно относились к любым формам организации. Факторы, которые способствуют формированию детской агрессивности (Р. Кэмпбелл). [16] 1. Семейные факторы: • безразличие или враждебность со стороны родителей — очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним; • разрушение эмоциональных связей в семье — когда родители сосуществуют в постоянных ссорах и невозможно предугадать, что можно ждать в любую минуту; • неуважение к личности ребенка — агрессивные реакции могут быть вызваны оскорбительными и унизительными замечаниями; • чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей — чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу; • ограничение физической и эмоциональной активности — если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно; • скандалы в семье, применение физической силы во время семейных ссор (драки); • грубое, жестокое обращение с ребенком, привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п. ; • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь!»; • просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах; • косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера (разного рода монстры, трансформеры и т. п.). 2. Личные факторы: • подсознательное ожидание опасности — чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет; • неуверенность в собственной безопасности — когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 72 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg